Hunting Percival Jet Provost – реактивный самолет для студентов
Jet Provost был основным учебным самолетом ВВС Великобритании на протяжении 38 лет. Модель изначально разрабатывалась для обучения и идеально подходила для этих целей. Ее поставляли не только в Англию, но и ещё в 10 стран, что говорит о качестве и надежности. Давайте разберемся, что представлял собой этот самолет. Тем более, что рассказать есть о чем.
В начале 50-х годов прошлого века молодые пилоты ВВС Великобритании при обучении использовали два типа машин – поршневые Provost и реактивные Vampire. Компания Hunting Group посчитала такое положение дел неправильным и поставила цель разработать модель, обеспечивающую полный цикл подготовки летчиков.
Проектирование началось в 1951 году, одновременно со стартом массового производства поршневых вариантов. И это наложило отпечаток на работы – конструкторы старались приспособить как можно больше узлов с существующего самолета. Это не только сократило сроки создания первого образца, но и в разы уменьшило издержки. В реактивную модель перекочевало большинство панелей кузова, хвостовое оперение, стойки шасси и многое другое.
Первые 2 года работы велись в частном порядке, без каких-либо регламентов и требований по обслуживанию. Но новинка заинтересовала британское правительство и в 1953 году были выделены средства на постройку первого прототипа, который появился летом 1954 года.
Образец под обозначением XD674 проходил внутренние тесты с июля по ноябрь и в общей сложности налетал более 120 часов. После этого машину испытали представители ВВС и внесли несколько предложений по усовершенствованию конструкции.
Пробная партия из 10 единиц была передана на тестирование в феврале 1955-го. В мае 3 самолета предоставили одному из авиационных училищ, чтобы определить их пригодность для обучения и протестировать в реальных условиях. Тесты окончились через год, преподаватели сделали выводы, что использование самолета повышает скорость усвоения навыков новичками.
Также по результатам испытаний был внесен ряд изменений: сглажены линии фюзеляжа, гидравлика заменена на пневматику. В сентябре совершил полет первый Jet Provost T2. Всего было собрано 4 единицы, тесты заняли больше года, в результате появилась версия Т3, которая и стала основной. Серийное производство началось в 1958 г.
Jet Provost — первая учебно-тренировочная модель, созданная по параметрам военно-воздушных сил. Ее разрабатывали как замену устаревшим моделям с поршневыми моторами. При этом новина основывалась на конструкции предшественника – ее просто усилили в нескольких местах, чтобы адаптировать к возросшим нагрузкам.
Фюзеляж цельнометаллического типа состоит из двух секций. Передняя – от носа до моторного сегмента, ее прочность обеспечивает двойной шпангоут, именно на него ложатся основные нагрузки. Сзади использована традиционная для того времени полумонококовая структура с одной балкой и четырьмя поперечинами. Все подвижные элементы закреплены на шарнирных петлях.
В носовой части находится блок с электроникой, радио и аккумуляторами, это упрощает обслуживание этих элементов техническим персоналом. Топливные баки традиционно расположены в крыльях.
Jet Provost комплектовался турбореактивным агрегатом Armstrong Siddeley Viper 101, он расположен за кабиной в большом отсеке, обшитом нержавейкой. Мотор закреплен на специальном каркасе, обеспечивающем дополнительную жесткость. Воздух поступает к мотору через пару заборников, расположенных по обеим сторонам передней части фюзеляжа.
Одна из лучших особенностей мотора Viper – невысокие требования к обслуживанию. Это достаточно надежный и неприхотливый агрегат с высокой отказоустойчивостью, который отлично зарекомендовал себя за четыре десятилетия.
Большая часть рабочего оборудования идентична поршневой модели Percival Provost. Сиденья расположены рядом друг с другом, что идеально подходит для учебного самолета. Инструктор может следить за действиями студента, оценивать уровень навыков и давать рекомендации в той или иной ситуации.
Еще одна важная деталь – дублированные элементы управления и приборы. У пилотов равные возможности и если ученик делает грубые ошибки, то в любой момент ему могут помочь и исключить аварийные ситуации.
Система управления проста, она состоит из тросов и тяг, что позволило реализовать два полноценных модуля без каких-то сложностей. Посередине установлена общая информационная панель, на которую выводится предупреждение о кислородном голодании, пожаре, обледенении кузова и т. д.
Версии Т3 и Т4 оснащались кислородными системами, необходимыми при полетах на большой высоте. В Т5 была уже герметичная кабина.
В целом, самолет не отличался высокими скоростными показателями, зато был эталонным по управляемости и отлично подходил для отработки ситуаций с выходами из вращения и сваливания. Его главное достоинство – возможность тренировки большинства действий, которые должны освоить пилоты.
На версии Jet Provost T5, где был установлен более мощный двигатель Viper 201, появилась возможность проводить не только общую летную подготовку, но и отрабатывать тактику, учиться применять разнообразные средства поражения. Этот вариант даже какое-то время был задействован в демонстрационных полетах.
Самолет рассчитан на ученика и инструктора, располагающихся в катапультируемых креслах. При длине в 10,36 м размах крыла составлял 10,77 м, модель достаточно компактная, что позволяло эксплуатировать ее на небольших аэродромах.
Площадь крыла – 19,8 кв. м., пустой вес – 2,220 т, максимальная взлетная масса превышала 4,17 т. Силовая установка – турбореактивный двигатель Armstrong Siddley Viper 202 с тягой 1×11,1 кН.
Модель взлетает на высоту до 11,2 км, скороподъемность – 20 метров в секунду. Предел скорости – 708 км. При использовании подвесного топливного бака дальность полета 1450 км.
Hunting Percival Jet Provost эксплуатировался ведущими британскими летными школами, готовящими военных пилотов. Несколько поколений летчиков отрабатывали навыки именно на этой модели. Она использовалась до 1993 года. Что интересно – последние единицы были списаны в начале июня, но в 6-й летной школе их эксплуатировали еще 3,5 месяца для подготовки штурманов.
Если судить по характеристикам и технологичности, этот самолет устарел уже давно, но для своего прямого назначения он подходил как нельзя лучше. Небольшая скорость давала пилотам чуть больше времени на принятие решения, позволяла отрабатывать маневры с минимальным уровнем риска.
Но на момент появления Jet Provost был передовым образцом авиации, ознаменовавшим переход на турбореактивные двигатели в процессе обучения. Инструкторы и студенты хорошо отзывались о нем. Несколько образцов представлены в музеях авиации, где их может увидеть любой желающий.
История появления
В начале 50-х годов прошлого века молодые пилоты ВВС Великобритании при обучении использовали два типа машин – поршневые Provost и реактивные Vampire. Компания Hunting Group посчитала такое положение дел неправильным и поставила цель разработать модель, обеспечивающую полный цикл подготовки летчиков.
Взлет самолета на учебном аэродроме. Фото: youtube.com
Проектирование началось в 1951 году, одновременно со стартом массового производства поршневых вариантов. И это наложило отпечаток на работы – конструкторы старались приспособить как можно больше узлов с существующего самолета. Это не только сократило сроки создания первого образца, но и в разы уменьшило издержки. В реактивную модель перекочевало большинство панелей кузова, хвостовое оперение, стойки шасси и многое другое.
Первые 2 года работы велись в частном порядке, без каких-либо регламентов и требований по обслуживанию. Но новинка заинтересовала британское правительство и в 1953 году были выделены средства на постройку первого прототипа, который появился летом 1954 года.
Испытания
Образец под обозначением XD674 проходил внутренние тесты с июля по ноябрь и в общей сложности налетал более 120 часов. После этого машину испытали представители ВВС и внесли несколько предложений по усовершенствованию конструкции.
Самолет идеально подходит для отработки основных навыков пилотирования. Фото: youtube.com
Пробная партия из 10 единиц была передана на тестирование в феврале 1955-го. В мае 3 самолета предоставили одному из авиационных училищ, чтобы определить их пригодность для обучения и протестировать в реальных условиях. Тесты окончились через год, преподаватели сделали выводы, что использование самолета повышает скорость усвоения навыков новичками.
Также по результатам испытаний был внесен ряд изменений: сглажены линии фюзеляжа, гидравлика заменена на пневматику. В сентябре совершил полет первый Jet Provost T2. Всего было собрано 4 единицы, тесты заняли больше года, в результате появилась версия Т3, которая и стала основной. Серийное производство началось в 1958 г.
Дизайн и конструктивные особенности
Jet Provost — первая учебно-тренировочная модель, созданная по параметрам военно-воздушных сил. Ее разрабатывали как замену устаревшим моделям с поршневыми моторами. При этом новина основывалась на конструкции предшественника – ее просто усилили в нескольких местах, чтобы адаптировать к возросшим нагрузкам.
Вид сбоку. Фото: youtube.com
Фюзеляж цельнометаллического типа состоит из двух секций. Передняя – от носа до моторного сегмента, ее прочность обеспечивает двойной шпангоут, именно на него ложатся основные нагрузки. Сзади использована традиционная для того времени полумонококовая структура с одной балкой и четырьмя поперечинами. Все подвижные элементы закреплены на шарнирных петлях.
В носовой части находится блок с электроникой, радио и аккумуляторами, это упрощает обслуживание этих элементов техническим персоналом. Топливные баки традиционно расположены в крыльях.
Удобные люки в корпусе упрощают обслуживание. Фото: youtube.com
Jet Provost комплектовался турбореактивным агрегатом Armstrong Siddeley Viper 101, он расположен за кабиной в большом отсеке, обшитом нержавейкой. Мотор закреплен на специальном каркасе, обеспечивающем дополнительную жесткость. Воздух поступает к мотору через пару заборников, расположенных по обеим сторонам передней части фюзеляжа.
Одна из лучших особенностей мотора Viper – невысокие требования к обслуживанию. Это достаточно надежный и неприхотливый агрегат с высокой отказоустойчивостью, который отлично зарекомендовал себя за четыре десятилетия.
Управление и особенности эксплуатации
Большая часть рабочего оборудования идентична поршневой модели Percival Provost. Сиденья расположены рядом друг с другом, что идеально подходит для учебного самолета. Инструктор может следить за действиями студента, оценивать уровень навыков и давать рекомендации в той или иной ситуации.
Еще одна важная деталь – дублированные элементы управления и приборы. У пилотов равные возможности и если ученик делает грубые ошибки, то в любой момент ему могут помочь и исключить аварийные ситуации.
Кабина пилотов. Фото: youtube.com
Система управления проста, она состоит из тросов и тяг, что позволило реализовать два полноценных модуля без каких-то сложностей. Посередине установлена общая информационная панель, на которую выводится предупреждение о кислородном голодании, пожаре, обледенении кузова и т. д.
Версии Т3 и Т4 оснащались кислородными системами, необходимыми при полетах на большой высоте. В Т5 была уже герметичная кабина.
В целом, самолет не отличался высокими скоростными показателями, зато был эталонным по управляемости и отлично подходил для отработки ситуаций с выходами из вращения и сваливания. Его главное достоинство – возможность тренировки большинства действий, которые должны освоить пилоты.
Оборудование в носовой части. Фото: youtube.com
На версии Jet Provost T5, где был установлен более мощный двигатель Viper 201, появилась возможность проводить не только общую летную подготовку, но и отрабатывать тактику, учиться применять разнообразные средства поражения. Этот вариант даже какое-то время был задействован в демонстрационных полетах.
Технические характеристики версии Т5
Самолет рассчитан на ученика и инструктора, располагающихся в катапультируемых креслах. При длине в 10,36 м размах крыла составлял 10,77 м, модель достаточно компактная, что позволяло эксплуатировать ее на небольших аэродромах.
Площадь крыла – 19,8 кв. м., пустой вес – 2,220 т, максимальная взлетная масса превышала 4,17 т. Силовая установка – турбореактивный двигатель Armstrong Siddley Viper 202 с тягой 1×11,1 кН.
Модель взлетает на высоту до 11,2 км, скороподъемность – 20 метров в секунду. Предел скорости – 708 км. При использовании подвесного топливного бака дальность полета 1450 км.
Итоги
Hunting Percival Jet Provost эксплуатировался ведущими британскими летными школами, готовящими военных пилотов. Несколько поколений летчиков отрабатывали навыки именно на этой модели. Она использовалась до 1993 года. Что интересно – последние единицы были списаны в начале июня, но в 6-й летной школе их эксплуатировали еще 3,5 месяца для подготовки штурманов.
Самолет нередко участвовал в авиашоу. Фото: youtube.com
Если судить по характеристикам и технологичности, этот самолет устарел уже давно, но для своего прямого назначения он подходил как нельзя лучше. Небольшая скорость давала пилотам чуть больше времени на принятие решения, позволяла отрабатывать маневры с минимальным уровнем риска.
Но на момент появления Jet Provost был передовым образцом авиации, ознаменовавшим переход на турбореактивные двигатели в процессе обучения. Инструкторы и студенты хорошо отзывались о нем. Несколько образцов представлены в музеях авиации, где их может увидеть любой желающий.
- Ice
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
МАЗ покажет новинки на московской выставке
Эти модели уже выпускаются серийно, но их обновили специально для российских покупателей. Производитель уверен, что техника будет высоко востребована....
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....