Datsun Z – лучший японский спорткар для американского рынка 70-х
669

Datsun Z – лучший японский спорткар для американского рынка 70-х

Известное многим название Datsun использовалось компанией Nissan до 1986 года в качестве экспортного бренда. Главным рынком сбыта продукции для него стали Соединенные Штаты. Спустя почти три десятилетия японский автоконцерн решил все вернуть на круги своя: Datsun вновь возродили в 2013 году.


С тех пор техника с острова Восходящего солнца с таких именем поступает не только на азиатский и южноафриканский рынки. Успешно экспортируются новые Datsun и в бывшие советские республики, в том числе (до недавнего времени), Россию.

Datsun Z – лучший японский спорткар для американского рынка 70-хВ черном исполнении любой автомобиль выглядит солидно. Фото: youtube.com

Среди моделей компании основное место занимали спортивные купе и другие автомобили для молодежи и любителей быстрой езды. Североамериканский рынок всегда являлся приоритетным потребителем такой техники. Так обстоят дела сейчас, так было и шестьдесят лет назад. На пороге шестого десятилетия прошлого века японский производитель предлагал американцам родстеры Fairlady/Sports 1600 и 2000. Но время шло вперед и в конце 60-х требовалось уже что-то новенькое.

Nissan Fairlady Z, превратившийся для американцев в Datsun «Z-Car»


В том десятилетии японские дизайнеры под руководством Есихико Мацуо (студия Sports Car Styling) придали новому авто оригинальный внешний вид. Еще в выборе дизайна прошлых моделей японцы обращались к помощи известного немецкого стилиста с графским титулом Альбрехта Герца. Западный специалист консультировал японскую команду и в этот раз. Именно благодаря ему появилась крыша с боковыми окнами и длинный нос в европейском стиле. Правда, форму остекления салона Мацуо решил оставить за собой.

Конечно, сыграли свою роль инженеры и другие сотрудники американского филиала компании, руководимого Ютакой Катаямой. Именно им пришлось запускать новый Datsun в производство.

Datsun серии Z получил огромную популярность в 70-х годах, став одним из самых узнаваемых произведений экспортного бренда. В зависимости от комплектации силового агрегата, он получал цифровое обозначение «240», «260» или «280». Оригинальный 2-местный Datsun 240Z представили прессе и публике в октябре 1969 года. Местом премьеры выбрали самый крупный город Америки – Нью-Йорк.


В течение нескольких месяцев серия Z стояла на заводском конвейере рядом Fairlady. Но с апреля 1970 года полностью вытеснила ее. Первоначально «зетко» (в Японии получил название Nissan Fairlady Z) имел на родине правосторонний руль и обозначение HS30. В версию с левосторонним рулем добавили букву «L».

Первые экземпляры «240-го» выпускались примерно год – до середины 1971-го. Они именовались как Series I. Ранние автомобили имели целый ряд отличий от тех, которые последовали за ними как представители следующих серий, вышедших в массовое производство:

✅ хромированный значок «240Z» на стойке
✅ два вентиляционных отверстия в задней двери
✅ оригинальный дизайн обеих бамперов

У второй серии на эмблеме осталось только буквенное обозначение модели. Это стало актуальным, потому, что к первому используемому силовому агрегату добавились еще два варианта с большим объемом двигателя. Сборка разных модификаций шла на общих мощностях поэтому, во избежание путаницы, прибегли к компромиссному варианту обозначения модели автомобиля. Также в обновленном стиле исчезли вентиляционные отверстия с панели капота спорткара.

Рабочее место водителя: шик 70-х. Фото: youtube.com

С 1972 года для американского рынка изменили расположение выступающих бамперов. Чтобы не путаться с объемами двигателя американцы называли японский автомобиль просто «Z-Car». Он стал олицетворением массовой экспансии японских спорткаров в Штаты, добившись здесь очень высокой популярности и уважения.

Технические особенности, интерьер и экстерьер


Кроме уже упомянутых индивидуальных черт, Datsun Z, созданный в основном для американских клиентов, получил очень практичную задний капот. Он делал погрузку и выгрузку багажного отделения максимально удобной и комфортной. Первый силовой агрегат имел следующие характеристики:

✅ рабочий объем – 2393 куб. см
✅ мощность – 151 л. с
✅ максимальная частота вращения – 7000 об/мин
✅ 3 (4 или 5)-ступенчатая механическая КПП
✅ максимальная скорость – 201 км/ч
✅ средний расход топлива – 11 л/100 км

3-ступенчатая коробка передач-автомат Nissan Full Automatic появилась в качестве эксперимента и не получила широкого распространения, отдав первенство более привычным вариантам КПП. Двигатель имел чугунный блок с легкосплавной головкой и двумя клапанами на цилиндр. Два карбюратора типа Hitachi HJG 46W. Передние тормоза были дисковыми, а задние – барабанными. Спорткар с независимой подвеской MacPherson разгонялся до первой сотни за восемь с небольшим секунд. Весь моторный ряд выглядит так:

✅ 2-литровые (S20 DOHC 24v I6 и L20 I6)
✅ 2,4 литровый L24 I6
✅ 2,6-литровый L26 I6
✅ 2,8-литровый L28E I6

К середине 70-х пришедшая в моду забота об окружающей среде наложила свой отпечаток на конструкции спорткара. В 1973 году в нем стали применять новый карбюратор R6. У него присутствовала регуляция выбросов углекислого газа, но продуктивность двигателя немного снизилась. В общем, забота о чистом воздухе, как и любая другая красота, потребовала своих жертв. Расплатиться пришлось снижением мощностных характеристик.

2,4-литровый агрегат Datsun 240Z. Фото: youtube.com

Решать возникшую проблему начали два года спустя, установив на модель «280» впрыск топлива L-Jetronic. Такой компромисс помог вернуть утраченные характеристики, не причиняя дополнительного вреда окружающей среде.

Причины популярности, спортивные успехи и дальнейшая модернизация


По сравнению со спорткарами британского и немецкого производства, Datsun Z имел довольно приемлемую цену. При этом, он ничем им явно не уступал, а кое в чем даже превосходил. Это не только популяризировала модель и экспортную марку. В умах американцев сложился стойкий стереотип о японских автомобилях вообще: недорогие, надежные и практичные.

Не забыли и об основном назначении спорткара – участии в спортивных соревнованиях. В этом отношении японский аппарат зарекомендовал себя на достойном уровне. Самый серьезный успех пришел в 1973 году. Тогда гонщик по имени Шекхара Мехты смог победить в 21-м розыгрыше восточноафриканского сафари-ралли. Он находился за рулем 240Z.

Задние стопы – классика тех времен. Фото: youtube.com

Годом раньше дизайнерам пришлось ради улучшения пассивной безопасности пойти на непопулярную меру. Передние поворотники перекочевали с бампера на нижние края радиаторной решетки. Это немного испортило внешний вид авто, но зато помогло указателям лучше справляться со своей основной задачей. Несмотря на все это, в 1972 году престижный американский авто журнал Car and Driver отдал японскому автомобилю пальму первенства.

После 1975 года для других рынков (кроме американского) предлагались версии спорткаров с четырьмя сидениями. Так японцы постарались расширить ряд своих клиентов. Ведь иногда быстрая езда была семейной традицией или желанием насладиться ей в большой компании. Двухместные купе не могли удовлетворить ни первое, ни второе.

Несмотря на очень высокий спрос иностранных клиентов, японский автомобиль продавался и на внутреннем рынке. Вначале это был вариант с 2-литровым двигателем. Например, 160-сильный Fairlady Z432 успешно послужил местной полиции. На быстром автомобиле догнать преступников не составляло большого труда. А вот для раллийной версии приспособили специальный оранжевый облегченный Z432R с черными колесами. Местной особенностью также стал Fairlady ZG с более широкими крыльями, прикрепленными к оригинальному кузову. Передние фары закрыли плексом, а буква G означала «Гранде».

Основное назначение спорткара – участие в гонках. Фото: youtube.com

Общий объем выпуска модели 240Z составил более 156 тысяч экземпляров. Причем только в 1971/73 годах около 135 тысяч из них нашли своих владельцев за океаном. Их популярность была очень высока, поэтому очередь за покупкой 240Z в то время считалась привычным делом. Различные модификации производились вплоть до 1978 года. В 2004 году издатели Sports Car International поставили японский автомобиль на вторую строчку рейтинга спорткаров 70-х.
По-вашему, Datsun 240Z – достойный спорткар своего времени?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...