Datsun Z – лучший японский спорткар для американского рынка 70-х
Известное многим название Datsun использовалось компанией Nissan до 1986 года в качестве экспортного бренда. Главным рынком сбыта продукции для него стали Соединенные Штаты. Спустя почти три десятилетия японский автоконцерн решил все вернуть на круги своя: Datsun вновь возродили в 2013 году.
С тех пор техника с острова Восходящего солнца с таких именем поступает не только на азиатский и южноафриканский рынки. Успешно экспортируются новые Datsun и в бывшие советские республики, в том числе (до недавнего времени), Россию.
Среди моделей компании основное место занимали спортивные купе и другие автомобили для молодежи и любителей быстрой езды. Североамериканский рынок всегда являлся приоритетным потребителем такой техники. Так обстоят дела сейчас, так было и шестьдесят лет назад. На пороге шестого десятилетия прошлого века японский производитель предлагал американцам родстеры Fairlady/Sports 1600 и 2000. Но время шло вперед и в конце 60-х требовалось уже что-то новенькое.
В том десятилетии японские дизайнеры под руководством Есихико Мацуо (студия Sports Car Styling) придали новому авто оригинальный внешний вид. Еще в выборе дизайна прошлых моделей японцы обращались к помощи известного немецкого стилиста с графским титулом Альбрехта Герца. Западный специалист консультировал японскую команду и в этот раз. Именно благодаря ему появилась крыша с боковыми окнами и длинный нос в европейском стиле. Правда, форму остекления салона Мацуо решил оставить за собой.
Конечно, сыграли свою роль инженеры и другие сотрудники американского филиала компании, руководимого Ютакой Катаямой. Именно им пришлось запускать новый Datsun в производство.
В течение нескольких месяцев серия Z стояла на заводском конвейере рядом Fairlady. Но с апреля 1970 года полностью вытеснила ее. Первоначально «зетко» (в Японии получил название Nissan Fairlady Z) имел на родине правосторонний руль и обозначение HS30. В версию с левосторонним рулем добавили букву «L».
Первые экземпляры «240-го» выпускались примерно год – до середины 1971-го. Они именовались как Series I. Ранние автомобили имели целый ряд отличий от тех, которые последовали за ними как представители следующих серий, вышедших в массовое производство:
✅ хромированный значок «240Z» на стойке
✅ два вентиляционных отверстия в задней двери
✅ оригинальный дизайн обеих бамперов
У второй серии на эмблеме осталось только буквенное обозначение модели. Это стало актуальным, потому, что к первому используемому силовому агрегату добавились еще два варианта с большим объемом двигателя. Сборка разных модификаций шла на общих мощностях поэтому, во избежание путаницы, прибегли к компромиссному варианту обозначения модели автомобиля. Также в обновленном стиле исчезли вентиляционные отверстия с панели капота спорткара.
С 1972 года для американского рынка изменили расположение выступающих бамперов. Чтобы не путаться с объемами двигателя американцы называли японский автомобиль просто «Z-Car». Он стал олицетворением массовой экспансии японских спорткаров в Штаты, добившись здесь очень высокой популярности и уважения.
Кроме уже упомянутых индивидуальных черт, Datsun Z, созданный в основном для американских клиентов, получил очень практичную задний капот. Он делал погрузку и выгрузку багажного отделения максимально удобной и комфортной. Первый силовой агрегат имел следующие характеристики:
✅ рабочий объем – 2393 куб. см
✅ мощность – 151 л. с
✅ максимальная частота вращения – 7000 об/мин
✅ 3 (4 или 5)-ступенчатая механическая КПП
✅ максимальная скорость – 201 км/ч
✅ средний расход топлива – 11 л/100 км
3-ступенчатая коробка передач-автомат Nissan Full Automatic появилась в качестве эксперимента и не получила широкого распространения, отдав первенство более привычным вариантам КПП. Двигатель имел чугунный блок с легкосплавной головкой и двумя клапанами на цилиндр. Два карбюратора типа Hitachi HJG 46W. Передние тормоза были дисковыми, а задние – барабанными. Спорткар с независимой подвеской MacPherson разгонялся до первой сотни за восемь с небольшим секунд. Весь моторный ряд выглядит так:
✅ 2-литровые (S20 DOHC 24v I6 и L20 I6)
✅ 2,4 литровый L24 I6
✅ 2,6-литровый L26 I6
✅ 2,8-литровый L28E I6
К середине 70-х пришедшая в моду забота об окружающей среде наложила свой отпечаток на конструкции спорткара. В 1973 году в нем стали применять новый карбюратор R6. У него присутствовала регуляция выбросов углекислого газа, но продуктивность двигателя немного снизилась. В общем, забота о чистом воздухе, как и любая другая красота, потребовала своих жертв. Расплатиться пришлось снижением мощностных характеристик.
Решать возникшую проблему начали два года спустя, установив на модель «280» впрыск топлива L-Jetronic. Такой компромисс помог вернуть утраченные характеристики, не причиняя дополнительного вреда окружающей среде.
По сравнению со спорткарами британского и немецкого производства, Datsun Z имел довольно приемлемую цену. При этом, он ничем им явно не уступал, а кое в чем даже превосходил. Это не только популяризировала модель и экспортную марку. В умах американцев сложился стойкий стереотип о японских автомобилях вообще: недорогие, надежные и практичные.
Не забыли и об основном назначении спорткара – участии в спортивных соревнованиях. В этом отношении японский аппарат зарекомендовал себя на достойном уровне. Самый серьезный успех пришел в 1973 году. Тогда гонщик по имени Шекхара Мехты смог победить в 21-м розыгрыше восточноафриканского сафари-ралли. Он находился за рулем 240Z.
Годом раньше дизайнерам пришлось ради улучшения пассивной безопасности пойти на непопулярную меру. Передние поворотники перекочевали с бампера на нижние края радиаторной решетки. Это немного испортило внешний вид авто, но зато помогло указателям лучше справляться со своей основной задачей. Несмотря на все это, в 1972 году престижный американский авто журнал Car and Driver отдал японскому автомобилю пальму первенства.
После 1975 года для других рынков (кроме американского) предлагались версии спорткаров с четырьмя сидениями. Так японцы постарались расширить ряд своих клиентов. Ведь иногда быстрая езда была семейной традицией или желанием насладиться ей в большой компании. Двухместные купе не могли удовлетворить ни первое, ни второе.
Несмотря на очень высокий спрос иностранных клиентов, японский автомобиль продавался и на внутреннем рынке. Вначале это был вариант с 2-литровым двигателем. Например, 160-сильный Fairlady Z432 успешно послужил местной полиции. На быстром автомобиле догнать преступников не составляло большого труда. А вот для раллийной версии приспособили специальный оранжевый облегченный Z432R с черными колесами. Местной особенностью также стал Fairlady ZG с более широкими крыльями, прикрепленными к оригинальному кузову. Передние фары закрыли плексом, а буква G означала «Гранде».
Общий объем выпуска модели 240Z составил более 156 тысяч экземпляров. Причем только в 1971/73 годах около 135 тысяч из них нашли своих владельцев за океаном. Их популярность была очень высока, поэтому очередь за покупкой 240Z в то время считалась привычным делом. Различные модификации производились вплоть до 1978 года. В 2004 году издатели Sports Car International поставили японский автомобиль на вторую строчку рейтинга спорткаров 70-х.
С тех пор техника с острова Восходящего солнца с таких именем поступает не только на азиатский и южноафриканский рынки. Успешно экспортируются новые Datsun и в бывшие советские республики, в том числе (до недавнего времени), Россию.
В черном исполнении любой автомобиль выглядит солидно. Фото: youtube.com
Среди моделей компании основное место занимали спортивные купе и другие автомобили для молодежи и любителей быстрой езды. Североамериканский рынок всегда являлся приоритетным потребителем такой техники. Так обстоят дела сейчас, так было и шестьдесят лет назад. На пороге шестого десятилетия прошлого века японский производитель предлагал американцам родстеры Fairlady/Sports 1600 и 2000. Но время шло вперед и в конце 60-х требовалось уже что-то новенькое.
Nissan Fairlady Z, превратившийся для американцев в Datsun «Z-Car»
В том десятилетии японские дизайнеры под руководством Есихико Мацуо (студия Sports Car Styling) придали новому авто оригинальный внешний вид. Еще в выборе дизайна прошлых моделей японцы обращались к помощи известного немецкого стилиста с графским титулом Альбрехта Герца. Западный специалист консультировал японскую команду и в этот раз. Именно благодаря ему появилась крыша с боковыми окнами и длинный нос в европейском стиле. Правда, форму остекления салона Мацуо решил оставить за собой.
Конечно, сыграли свою роль инженеры и другие сотрудники американского филиала компании, руководимого Ютакой Катаямой. Именно им пришлось запускать новый Datsun в производство.
Datsun серии Z получил огромную популярность в 70-х годах, став одним из самых узнаваемых произведений экспортного бренда. В зависимости от комплектации силового агрегата, он получал цифровое обозначение «240», «260» или «280». Оригинальный 2-местный Datsun 240Z представили прессе и публике в октябре 1969 года. Местом премьеры выбрали самый крупный город Америки – Нью-Йорк.
В течение нескольких месяцев серия Z стояла на заводском конвейере рядом Fairlady. Но с апреля 1970 года полностью вытеснила ее. Первоначально «зетко» (в Японии получил название Nissan Fairlady Z) имел на родине правосторонний руль и обозначение HS30. В версию с левосторонним рулем добавили букву «L».
Первые экземпляры «240-го» выпускались примерно год – до середины 1971-го. Они именовались как Series I. Ранние автомобили имели целый ряд отличий от тех, которые последовали за ними как представители следующих серий, вышедших в массовое производство:
✅ хромированный значок «240Z» на стойке
✅ два вентиляционных отверстия в задней двери
✅ оригинальный дизайн обеих бамперов
У второй серии на эмблеме осталось только буквенное обозначение модели. Это стало актуальным, потому, что к первому используемому силовому агрегату добавились еще два варианта с большим объемом двигателя. Сборка разных модификаций шла на общих мощностях поэтому, во избежание путаницы, прибегли к компромиссному варианту обозначения модели автомобиля. Также в обновленном стиле исчезли вентиляционные отверстия с панели капота спорткара.
Рабочее место водителя: шик 70-х. Фото: youtube.com
С 1972 года для американского рынка изменили расположение выступающих бамперов. Чтобы не путаться с объемами двигателя американцы называли японский автомобиль просто «Z-Car». Он стал олицетворением массовой экспансии японских спорткаров в Штаты, добившись здесь очень высокой популярности и уважения.
Технические особенности, интерьер и экстерьер
Кроме уже упомянутых индивидуальных черт, Datsun Z, созданный в основном для американских клиентов, получил очень практичную задний капот. Он делал погрузку и выгрузку багажного отделения максимально удобной и комфортной. Первый силовой агрегат имел следующие характеристики:
✅ рабочий объем – 2393 куб. см
✅ мощность – 151 л. с
✅ максимальная частота вращения – 7000 об/мин
✅ 3 (4 или 5)-ступенчатая механическая КПП
✅ максимальная скорость – 201 км/ч
✅ средний расход топлива – 11 л/100 км
3-ступенчатая коробка передач-автомат Nissan Full Automatic появилась в качестве эксперимента и не получила широкого распространения, отдав первенство более привычным вариантам КПП. Двигатель имел чугунный блок с легкосплавной головкой и двумя клапанами на цилиндр. Два карбюратора типа Hitachi HJG 46W. Передние тормоза были дисковыми, а задние – барабанными. Спорткар с независимой подвеской MacPherson разгонялся до первой сотни за восемь с небольшим секунд. Весь моторный ряд выглядит так:
✅ 2-литровые (S20 DOHC 24v I6 и L20 I6)
✅ 2,4 литровый L24 I6
✅ 2,6-литровый L26 I6
✅ 2,8-литровый L28E I6
К середине 70-х пришедшая в моду забота об окружающей среде наложила свой отпечаток на конструкции спорткара. В 1973 году в нем стали применять новый карбюратор R6. У него присутствовала регуляция выбросов углекислого газа, но продуктивность двигателя немного снизилась. В общем, забота о чистом воздухе, как и любая другая красота, потребовала своих жертв. Расплатиться пришлось снижением мощностных характеристик.
2,4-литровый агрегат Datsun 240Z. Фото: youtube.com
Решать возникшую проблему начали два года спустя, установив на модель «280» впрыск топлива L-Jetronic. Такой компромисс помог вернуть утраченные характеристики, не причиняя дополнительного вреда окружающей среде.
Причины популярности, спортивные успехи и дальнейшая модернизация
По сравнению со спорткарами британского и немецкого производства, Datsun Z имел довольно приемлемую цену. При этом, он ничем им явно не уступал, а кое в чем даже превосходил. Это не только популяризировала модель и экспортную марку. В умах американцев сложился стойкий стереотип о японских автомобилях вообще: недорогие, надежные и практичные.
Не забыли и об основном назначении спорткара – участии в спортивных соревнованиях. В этом отношении японский аппарат зарекомендовал себя на достойном уровне. Самый серьезный успех пришел в 1973 году. Тогда гонщик по имени Шекхара Мехты смог победить в 21-м розыгрыше восточноафриканского сафари-ралли. Он находился за рулем 240Z.
Задние стопы – классика тех времен. Фото: youtube.com
Годом раньше дизайнерам пришлось ради улучшения пассивной безопасности пойти на непопулярную меру. Передние поворотники перекочевали с бампера на нижние края радиаторной решетки. Это немного испортило внешний вид авто, но зато помогло указателям лучше справляться со своей основной задачей. Несмотря на все это, в 1972 году престижный американский авто журнал Car and Driver отдал японскому автомобилю пальму первенства.
После 1975 года для других рынков (кроме американского) предлагались версии спорткаров с четырьмя сидениями. Так японцы постарались расширить ряд своих клиентов. Ведь иногда быстрая езда была семейной традицией или желанием насладиться ей в большой компании. Двухместные купе не могли удовлетворить ни первое, ни второе.
Несмотря на очень высокий спрос иностранных клиентов, японский автомобиль продавался и на внутреннем рынке. Вначале это был вариант с 2-литровым двигателем. Например, 160-сильный Fairlady Z432 успешно послужил местной полиции. На быстром автомобиле догнать преступников не составляло большого труда. А вот для раллийной версии приспособили специальный оранжевый облегченный Z432R с черными колесами. Местной особенностью также стал Fairlady ZG с более широкими крыльями, прикрепленными к оригинальному кузову. Передние фары закрыли плексом, а буква G означала «Гранде».
Основное назначение спорткара – участие в гонках. Фото: youtube.com
Общий объем выпуска модели 240Z составил более 156 тысяч экземпляров. Причем только в 1971/73 годах около 135 тысяч из них нашли своих владельцев за океаном. Их популярность была очень высока, поэтому очередь за покупкой 240Z в то время считалась привычным делом. Различные модификации производились вплоть до 1978 года. В 2004 году издатели Sports Car International поставили японский автомобиль на вторую строчку рейтинга спорткаров 70-х.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...