
Datsun Z – лучший японский спорткар для американского рынка 70-х
Известное многим название Datsun использовалось компанией Nissan до 1986 года в качестве экспортного бренда. Главным рынком сбыта продукции для него стали Соединенные Штаты. Спустя почти три десятилетия японский автоконцерн решил все вернуть на круги своя: Datsun вновь возродили в 2013 году.
С тех пор техника с острова Восходящего солнца с таких именем поступает не только на азиатский и южноафриканский рынки. Успешно экспортируются новые Datsun и в бывшие советские республики, в том числе (до недавнего времени), Россию.
В черном исполнении любой автомобиль выглядит солидно. Фото: youtube.com
Среди моделей компании основное место занимали спортивные купе и другие автомобили для молодежи и любителей быстрой езды. Североамериканский рынок всегда являлся приоритетным потребителем такой техники. Так обстоят дела сейчас, так было и шестьдесят лет назад. На пороге шестого десятилетия прошлого века японский производитель предлагал американцам родстеры Fairlady/Sports 1600 и 2000. Но время шло вперед и в конце 60-х требовалось уже что-то новенькое.
В том десятилетии японские дизайнеры под руководством Есихико Мацуо (студия Sports Car Styling) придали новому авто оригинальный внешний вид. Еще в выборе дизайна прошлых моделей японцы обращались к помощи известного немецкого стилиста с графским титулом Альбрехта Герца. Западный специалист консультировал японскую команду и в этот раз. Именно благодаря ему появилась крыша с боковыми окнами и длинный нос в европейском стиле. Правда, форму остекления салона Мацуо решил оставить за собой.
Конечно, сыграли свою роль инженеры и другие сотрудники американского филиала компании, руководимого Ютакой Катаямой. Именно им пришлось запускать новый Datsun в производство.
В течение нескольких месяцев серия Z стояла на заводском конвейере рядом Fairlady. Но с апреля 1970 года полностью вытеснила ее. Первоначально «зетко» (в Японии получил название Nissan Fairlady Z) имел на родине правосторонний руль и обозначение HS30. В версию с левосторонним рулем добавили букву «L».
Первые экземпляры «240-го» выпускались примерно год – до середины 1971-го. Они именовались как Series I. Ранние автомобили имели целый ряд отличий от тех, которые последовали за ними как представители следующих серий, вышедших в массовое производство:
✅ хромированный значок «240Z» на стойке
✅ два вентиляционных отверстия в задней двери
✅ оригинальный дизайн обеих бамперов
У второй серии на эмблеме осталось только буквенное обозначение модели. Это стало актуальным, потому, что к первому используемому силовому агрегату добавились еще два варианта с большим объемом двигателя. Сборка разных модификаций шла на общих мощностях поэтому, во избежание путаницы, прибегли к компромиссному варианту обозначения модели автомобиля. Также в обновленном стиле исчезли вентиляционные отверстия с панели капота спорткара.
Рабочее место водителя: шик 70-х. Фото: youtube.com
С 1972 года для американского рынка изменили расположение выступающих бамперов. Чтобы не путаться с объемами двигателя американцы называли японский автомобиль просто «Z-Car». Он стал олицетворением массовой экспансии японских спорткаров в Штаты, добившись здесь очень высокой популярности и уважения.
Кроме уже упомянутых индивидуальных черт, Datsun Z, созданный в основном для американских клиентов, получил очень практичную задний капот. Он делал погрузку и выгрузку багажного отделения максимально удобной и комфортной. Первый силовой агрегат имел следующие характеристики:
✅ рабочий объем – 2393 куб. см
✅ мощность – 151 л. с
✅ максимальная частота вращения – 7000 об/мин
✅ 3 (4 или 5)-ступенчатая механическая КПП
✅ максимальная скорость – 201 км/ч
✅ средний расход топлива – 11 л/100 км
3-ступенчатая коробка передач-автомат Nissan Full Automatic появилась в качестве эксперимента и не получила широкого распространения, отдав первенство более привычным вариантам КПП. Двигатель имел чугунный блок с легкосплавной головкой и двумя клапанами на цилиндр. Два карбюратора типа Hitachi HJG 46W. Передние тормоза были дисковыми, а задние – барабанными. Спорткар с независимой подвеской MacPherson разгонялся до первой сотни за восемь с небольшим секунд. Весь моторный ряд выглядит так:
✅ 2-литровые (S20 DOHC 24v I6 и L20 I6)
✅ 2,4 литровый L24 I6
✅ 2,6-литровый L26 I6
✅ 2,8-литровый L28E I6
К середине 70-х пришедшая в моду забота об окружающей среде наложила свой отпечаток на конструкции спорткара. В 1973 году в нем стали применять новый карбюратор R6. У него присутствовала регуляция выбросов углекислого газа, но продуктивность двигателя немного снизилась. В общем, забота о чистом воздухе, как и любая другая красота, потребовала своих жертв. Расплатиться пришлось снижением мощностных характеристик.
2,4-литровый агрегат Datsun 240Z. Фото: youtube.com
Решать возникшую проблему начали два года спустя, установив на модель «280» впрыск топлива L-Jetronic. Такой компромисс помог вернуть утраченные характеристики, не причиняя дополнительного вреда окружающей среде.
По сравнению со спорткарами британского и немецкого производства, Datsun Z имел довольно приемлемую цену. При этом, он ничем им явно не уступал, а кое в чем даже превосходил. Это не только популяризировала модель и экспортную марку. В умах американцев сложился стойкий стереотип о японских автомобилях вообще: недорогие, надежные и практичные.
Не забыли и об основном назначении спорткара – участии в спортивных соревнованиях. В этом отношении японский аппарат зарекомендовал себя на достойном уровне. Самый серьезный успех пришел в 1973 году. Тогда гонщик по имени Шекхара Мехты смог победить в 21-м розыгрыше восточноафриканского сафари-ралли. Он находился за рулем 240Z.
Задние стопы – классика тех времен. Фото: youtube.com
Годом раньше дизайнерам пришлось ради улучшения пассивной безопасности пойти на непопулярную меру. Передние поворотники перекочевали с бампера на нижние края радиаторной решетки. Это немного испортило внешний вид авто, но зато помогло указателям лучше справляться со своей основной задачей. Несмотря на все это, в 1972 году престижный американский авто журнал Car and Driver отдал японскому автомобилю пальму первенства.
После 1975 года для других рынков (кроме американского) предлагались версии спорткаров с четырьмя сидениями. Так японцы постарались расширить ряд своих клиентов. Ведь иногда быстрая езда была семейной традицией или желанием насладиться ей в большой компании. Двухместные купе не могли удовлетворить ни первое, ни второе.
Несмотря на очень высокий спрос иностранных клиентов, японский автомобиль продавался и на внутреннем рынке. Вначале это был вариант с 2-литровым двигателем. Например, 160-сильный Fairlady Z432 успешно послужил местной полиции. На быстром автомобиле догнать преступников не составляло большого труда. А вот для раллийной версии приспособили специальный оранжевый облегченный Z432R с черными колесами. Местной особенностью также стал Fairlady ZG с более широкими крыльями, прикрепленными к оригинальному кузову. Передние фары закрыли плексом, а буква G означала «Гранде».
Основное назначение спорткара – участие в гонках. Фото: youtube.com
Общий объем выпуска модели 240Z составил более 156 тысяч экземпляров. Причем только в 1971/73 годах около 135 тысяч из них нашли своих владельцев за океаном. Их популярность была очень высока, поэтому очередь за покупкой 240Z в то время считалась привычным делом. Различные модификации производились вплоть до 1978 года. В 2004 году издатели Sports Car International поставили японский автомобиль на вторую строчку рейтинга спорткаров 70-х.
С тех пор техника с острова Восходящего солнца с таких именем поступает не только на азиатский и южноафриканский рынки. Успешно экспортируются новые Datsun и в бывшие советские республики, в том числе (до недавнего времени), Россию.

Среди моделей компании основное место занимали спортивные купе и другие автомобили для молодежи и любителей быстрой езды. Североамериканский рынок всегда являлся приоритетным потребителем такой техники. Так обстоят дела сейчас, так было и шестьдесят лет назад. На пороге шестого десятилетия прошлого века японский производитель предлагал американцам родстеры Fairlady/Sports 1600 и 2000. Но время шло вперед и в конце 60-х требовалось уже что-то новенькое.
Nissan Fairlady Z, превратившийся для американцев в Datsun «Z-Car»
В том десятилетии японские дизайнеры под руководством Есихико Мацуо (студия Sports Car Styling) придали новому авто оригинальный внешний вид. Еще в выборе дизайна прошлых моделей японцы обращались к помощи известного немецкого стилиста с графским титулом Альбрехта Герца. Западный специалист консультировал японскую команду и в этот раз. Именно благодаря ему появилась крыша с боковыми окнами и длинный нос в европейском стиле. Правда, форму остекления салона Мацуо решил оставить за собой.
Конечно, сыграли свою роль инженеры и другие сотрудники американского филиала компании, руководимого Ютакой Катаямой. Именно им пришлось запускать новый Datsun в производство.
Datsun серии Z получил огромную популярность в 70-х годах, став одним из самых узнаваемых произведений экспортного бренда. В зависимости от комплектации силового агрегата, он получал цифровое обозначение «240», «260» или «280». Оригинальный 2-местный Datsun 240Z представили прессе и публике в октябре 1969 года. Местом премьеры выбрали самый крупный город Америки – Нью-Йорк.
В течение нескольких месяцев серия Z стояла на заводском конвейере рядом Fairlady. Но с апреля 1970 года полностью вытеснила ее. Первоначально «зетко» (в Японии получил название Nissan Fairlady Z) имел на родине правосторонний руль и обозначение HS30. В версию с левосторонним рулем добавили букву «L».
Первые экземпляры «240-го» выпускались примерно год – до середины 1971-го. Они именовались как Series I. Ранние автомобили имели целый ряд отличий от тех, которые последовали за ними как представители следующих серий, вышедших в массовое производство:
✅ хромированный значок «240Z» на стойке
✅ два вентиляционных отверстия в задней двери
✅ оригинальный дизайн обеих бамперов
У второй серии на эмблеме осталось только буквенное обозначение модели. Это стало актуальным, потому, что к первому используемому силовому агрегату добавились еще два варианта с большим объемом двигателя. Сборка разных модификаций шла на общих мощностях поэтому, во избежание путаницы, прибегли к компромиссному варианту обозначения модели автомобиля. Также в обновленном стиле исчезли вентиляционные отверстия с панели капота спорткара.

С 1972 года для американского рынка изменили расположение выступающих бамперов. Чтобы не путаться с объемами двигателя американцы называли японский автомобиль просто «Z-Car». Он стал олицетворением массовой экспансии японских спорткаров в Штаты, добившись здесь очень высокой популярности и уважения.
Технические особенности, интерьер и экстерьер
Кроме уже упомянутых индивидуальных черт, Datsun Z, созданный в основном для американских клиентов, получил очень практичную задний капот. Он делал погрузку и выгрузку багажного отделения максимально удобной и комфортной. Первый силовой агрегат имел следующие характеристики:
✅ рабочий объем – 2393 куб. см
✅ мощность – 151 л. с
✅ максимальная частота вращения – 7000 об/мин
✅ 3 (4 или 5)-ступенчатая механическая КПП
✅ максимальная скорость – 201 км/ч
✅ средний расход топлива – 11 л/100 км
3-ступенчатая коробка передач-автомат Nissan Full Automatic появилась в качестве эксперимента и не получила широкого распространения, отдав первенство более привычным вариантам КПП. Двигатель имел чугунный блок с легкосплавной головкой и двумя клапанами на цилиндр. Два карбюратора типа Hitachi HJG 46W. Передние тормоза были дисковыми, а задние – барабанными. Спорткар с независимой подвеской MacPherson разгонялся до первой сотни за восемь с небольшим секунд. Весь моторный ряд выглядит так:
✅ 2-литровые (S20 DOHC 24v I6 и L20 I6)
✅ 2,4 литровый L24 I6
✅ 2,6-литровый L26 I6
✅ 2,8-литровый L28E I6
К середине 70-х пришедшая в моду забота об окружающей среде наложила свой отпечаток на конструкции спорткара. В 1973 году в нем стали применять новый карбюратор R6. У него присутствовала регуляция выбросов углекислого газа, но продуктивность двигателя немного снизилась. В общем, забота о чистом воздухе, как и любая другая красота, потребовала своих жертв. Расплатиться пришлось снижением мощностных характеристик.

Решать возникшую проблему начали два года спустя, установив на модель «280» впрыск топлива L-Jetronic. Такой компромисс помог вернуть утраченные характеристики, не причиняя дополнительного вреда окружающей среде.
Причины популярности, спортивные успехи и дальнейшая модернизация
По сравнению со спорткарами британского и немецкого производства, Datsun Z имел довольно приемлемую цену. При этом, он ничем им явно не уступал, а кое в чем даже превосходил. Это не только популяризировала модель и экспортную марку. В умах американцев сложился стойкий стереотип о японских автомобилях вообще: недорогие, надежные и практичные.
Не забыли и об основном назначении спорткара – участии в спортивных соревнованиях. В этом отношении японский аппарат зарекомендовал себя на достойном уровне. Самый серьезный успех пришел в 1973 году. Тогда гонщик по имени Шекхара Мехты смог победить в 21-м розыгрыше восточноафриканского сафари-ралли. Он находился за рулем 240Z.

Годом раньше дизайнерам пришлось ради улучшения пассивной безопасности пойти на непопулярную меру. Передние поворотники перекочевали с бампера на нижние края радиаторной решетки. Это немного испортило внешний вид авто, но зато помогло указателям лучше справляться со своей основной задачей. Несмотря на все это, в 1972 году престижный американский авто журнал Car and Driver отдал японскому автомобилю пальму первенства.
После 1975 года для других рынков (кроме американского) предлагались версии спорткаров с четырьмя сидениями. Так японцы постарались расширить ряд своих клиентов. Ведь иногда быстрая езда была семейной традицией или желанием насладиться ей в большой компании. Двухместные купе не могли удовлетворить ни первое, ни второе.
Несмотря на очень высокий спрос иностранных клиентов, японский автомобиль продавался и на внутреннем рынке. Вначале это был вариант с 2-литровым двигателем. Например, 160-сильный Fairlady Z432 успешно послужил местной полиции. На быстром автомобиле догнать преступников не составляло большого труда. А вот для раллийной версии приспособили специальный оранжевый облегченный Z432R с черными колесами. Местной особенностью также стал Fairlady ZG с более широкими крыльями, прикрепленными к оригинальному кузову. Передние фары закрыли плексом, а буква G означала «Гранде».

Общий объем выпуска модели 240Z составил более 156 тысяч экземпляров. Причем только в 1971/73 годах около 135 тысяч из них нашли своих владельцев за океаном. Их популярность была очень высока, поэтому очередь за покупкой 240Z в то время считалась привычным делом. Различные модификации производились вплоть до 1978 года. В 2004 году издатели Sports Car International поставили японский автомобиль на вторую строчку рейтинга спорткаров 70-х.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....