Но есть в гамме Горьковского автомобильного завода еще одна модель, которая постоянно находится в тени «старшей сестры». Это ГАЗ «Соболь», на первый взгляд, отличающийся только односкатной ошиновкой на задней оси.
А ведь эти автомобили по сути совсем другие и создавались они не для тяжелой грузовой работы. Более того, есть специальные модификации «Соболя», которые с завода идут как офис на колесах – почти Мерседес V-класса. Тот же «Баргузин», например.
Дизайн этого микроавтобуса вообще никаких эмоций не вызывает. Фото: Youtube.com
Сегодня наша задача – осветить историю и особенности «Соболя». Ведь этот автомобиль незаслуженно забыт российскими водителями. Хотя те, кому удалось поездить на такой машине, не очень желают с ней расставаться. Она действительно хороша и универсальна.
История появления
В середине 90-х Горьковский автомобильный завод спасла «Газель». Неожиданно, «сырая» и почти опытная машина стала пользоваться ажиотажным спросом. Это укрепило руководство ГАЗ во мнении, что нужно совершенствовать линейку легкой коммерческой техники.
«Газель» всем хороша, но уж очень в ней сильны грузовые мотивы. Даже пассажирские версии не отличались комфортом, поэтому предприятия и частные владельцы предпочитали покупать микроавтобусы иностранного производства.
Горьковскому автомобильному заводу понадобилась новая модель. Она должна была обладать рядом «легковых» особенностей:
✅ Дать водителю и пассажирам высокий уровень комфорта
✅ Быть экономичной
✅ Стать динамичнее и маневреннее, чем неуклюжие «Газели»
Начало разработок «Соболя» датировано 1996 годом. Времени на создание новой модели ушло немного – ведь схема и шасси уже было отработано на грузовике. Тем более, что в это время как раз запускали производство цельнометаллических «Газелей».
Чтобы кузов сохранился в таком состоянии, его нужно периодически обрабатывать. Фото: Youtube.com
Первые опытные экземпляры были готовы уже в 1996 году. Интересно, что «Соболь» испытывали не в пример тщательней, чем «Газель». Ведь у производителя уже был коммерчески удачный проект с большим количеством «детских болячек». Новую модель решили сразу доработать.
Изначально микроавтобусы «Соболь» планировались в первую очередь для физических лиц и компаний. Последние получали альтернативу б/у моделям зарубежного производства. Клиенты были готовы платить деньги за новую машину – будущее виделось безоблачным.
К сожалению, реальность оказалась жестокой – грянул знаменитый дефолт 1998 года. Потенциальные клиенты уже не могли позволить себе новые микроавтобусы. Кстати, из-за экономического кризиса «Соболь» получился не таким качественным, как он задумывался изначально.
Производитель был вынужден сдерживать рост цен за счет снижения затрат. А это комплектующие и материалы низкого качества.
Успех
Изначально потенциальный клиент не хотел покупать ГАЗ «Соболь». Визуально этот микроавтобус выглядел как упрощенная «Газель»:
✅ Он был короче
✅ Не хватало двух шин на задней оси
✅ Грузоподъемность снижена
Соответственно, «Соболь» должен был стоить дешевле. Лишь немногие обращали пристальное внимание на новый микроавтобус, осматривали его салон, устраивали короткие тест-драйвы и, неожиданно, покупали.
А салон почти легкового типа. Фото: Youtube.com
Но все равно «Соболь» оставался «темной лошадкой». Скорее всего, он бы не добился признания, но вмешалось счастливое стечение обстоятельств. В Москве неожиданно ввели ограничения на въезд автомобилей с грузоподъемностью свыше тонны. Не везде, конечно, только за внутренние границы третьего кольца. Но и такого хватило, чтобы у бизнесменов резко возрос спрос на «Соболя».
После этого микроавтобусы стали покупать, а производителю пришлось отреагировать. Автомобили постепенно начали вытеснять даже УАЗы – Горьковский завод специально выпустил полноприводные модификации «Соболя». Этот автомобиль был куда современнее «Буханки» почти по всем параметрам.
Двигатели
ГАЗ изначально предлагал свою новую модель с несколькими моторами. Благо, они были уже проверены и апробированы на «Газели». Базовым силовым агрегатом стал ЗМЗ-402 – простой карбюраторный двигатель. Этот восьмиклапанный мотор при объеме 2,44 литра развивает 100 л. с.
Дизельный двигатель Cummins. Фото: Youtube.com
Основные силовые агрегаты для «Соболя» – это 16-клапанные ЗМЗ-406, как карбюраторные, так и инжекторные. А еще на микроавтобусы ставили:
✅ Дизели собственного производства ГАЗ-560
✅ Двигатели Chrysler
✅ ЗМЗ-405 – самый лучший из отечественных
✅ УМЗ-4216
✅ Китайские Cummins
Какой выбрать мотор – советовать сложно. У каждого силового агрегата есть армия поклонников. Можно только сказать, что предпочтительней все же инжектор – сейчас же не 80-е годы. Но ЗМЗ-402/406 проще в ремонте. Карбюратор можно перебрать даже на обочине. С инжектором такое не пройдет.
Отличия от «Газели»
Судя по двигателям, особых технических особенностей у ГАЗ «Соболь» нет. Но конструкторы немного переработали КПП, сделав главную передачу более скоростной.
Раздаточная коробка на полноприводном варианте «Соболя». Фото: Youtube.com
Ряд узлов разрабатывали специально для ГАЗ-2217. Например, передняя подвеска у автомобиля оригинальная – как у типичной легковушки, то есть, независимая двухрычажная. Рулевое управление у «Соболя» тоже иное, улучшенное, как и передние тормоза.
За счет меньшей грузоподъемности, ГАЗ-2217 дарит водителю и пассажирам высокий для микроавтобуса уровень комфорта. Кстати, такие модификации, как «Баргузин», часто с завода получали низкопрофильные шины – для более уверенного вхождения в повороты на скорости. Хотя, в любом случае, «Соболь» от спорта далек. Это же не Chevrolet Express с двигателем V8.
Рестайлинги
Первая глобальная модернизация «Соболя» произошла в начале 2003 года. Тогда автомобиль переработали внешне – в том же стиле, что и «Газель». Ничего удивительного – машины ведь одноплатформенные.
В 2003 году «Соболь» получил новые передние лонжероны. Моторный отсек немного увеличился. Обновленный передний бампер позволил установить новые воздухозаборники. После этого система охлаждения двигателя стала эффективнее.
На таком и в гости в другую страну съездить не стыдно. Фото: Youtube.com
Салон тоже переработали, но самое главное – это иная приборная панель. Появился новый отопитель – он уменьшился в размерах, но стал греть сильнее.
Начиная с 2003 года, двигатели, которые ставили на «Соболь», соответствовали экологическим нормам Евро-2. Кстати, одна из модификаций ЗМЗ-405 развивала до 152 л. с.
С 2008 года на ГАЗ-2217 начали ставить силовые агрегаты, соответствующие нормам Евро-3. Именно в это время производитель устанавливал турбодизели ГАЗ-5602 и бензиновые моторы Chrysler.
В 2009 году Горьковский автомобильный завод разорвал давние партнерские отношения с ЗМЗ. После этого «Соболи» и «Газели» начали получать силовые агрегаты от УМЗ. Наконец появился массовый и распространенный дизель Cummins с объемом 2,8 литра.
А это уже новый «Соболь NN». Фото: Youtube.com
Несмотря на то, что по популярности «Соболь» нельзя даже близко сравнивать в «Газелью», этот автомобиль занял свою нишу. На шасси ГАЗ-2217 часто выпускаются специальные машины, адаптированные под запросы конкретного клиента. Например, бронированные модели или версии для путешественников.
Были попытки создать из «Соболя» даже пикапы, но эти проекты не увенчались успехом. В нашей стране машины с данным типом кузова не пользуются популярностью. Хотя, УАЗу это не мешает собирать такие модели небольшими партиями.
Появившись в 1998 году, «Соболь» до сих пор остается самым доступным коммерческим микроавтобусом в своем классе. В отличие от «Газели», он дарит водителю и пассажирам почти легковой уровень комфорта.