ГАЗ «Соболь» – история и особенности отечественного бизнес-микроавтобуса
«Газель» – это настоящая легенда российского автопрома. Появившись в виде невзрачного грузовичка в середине 90-х, эта техника эволюционировала до поколения NEXT. А оно, как говорят водители и владельцы, ничем не уступает иномаркам. По ряду параметров даже превосходит их.
Но есть в гамме Горьковского автомобильного завода еще одна модель, которая постоянно находится в тени «старшей сестры». Это ГАЗ «Соболь», на первый взгляд, отличающийся только односкатной ошиновкой на задней оси.
А ведь эти автомобили по сути совсем другие и создавались они не для тяжелой грузовой работы. Более того, есть специальные модификации «Соболя», которые с завода идут как офис на колесах – почти Мерседес V-класса. Тот же «Баргузин», например.
Сегодня наша задача – осветить историю и особенности «Соболя». Ведь этот автомобиль незаслуженно забыт российскими водителями. Хотя те, кому удалось поездить на такой машине, не очень желают с ней расставаться. Она действительно хороша и универсальна.
В середине 90-х Горьковский автомобильный завод спасла «Газель». Неожиданно, «сырая» и почти опытная машина стала пользоваться ажиотажным спросом. Это укрепило руководство ГАЗ во мнении, что нужно совершенствовать линейку легкой коммерческой техники.
«Газель» всем хороша, но уж очень в ней сильны грузовые мотивы. Даже пассажирские версии не отличались комфортом, поэтому предприятия и частные владельцы предпочитали покупать микроавтобусы иностранного производства.
Горьковскому автомобильному заводу понадобилась новая модель. Она должна была обладать рядом «легковых» особенностей:
✅ Дать водителю и пассажирам высокий уровень комфорта
✅ Быть экономичной
✅ Стать динамичнее и маневреннее, чем неуклюжие «Газели»
Начало разработок «Соболя» датировано 1996 годом. Времени на создание новой модели ушло немного – ведь схема и шасси уже было отработано на грузовике. Тем более, что в это время как раз запускали производство цельнометаллических «Газелей».
Первые опытные экземпляры были готовы уже в 1996 году. Интересно, что «Соболь» испытывали не в пример тщательней, чем «Газель». Ведь у производителя уже был коммерчески удачный проект с большим количеством «детских болячек». Новую модель решили сразу доработать.
Изначально микроавтобусы «Соболь» планировались в первую очередь для физических лиц и компаний. Последние получали альтернативу б/у моделям зарубежного производства. Клиенты были готовы платить деньги за новую машину – будущее виделось безоблачным.
К сожалению, реальность оказалась жестокой – грянул знаменитый дефолт 1998 года. Потенциальные клиенты уже не могли позволить себе новые микроавтобусы. Кстати, из-за экономического кризиса «Соболь» получился не таким качественным, как он задумывался изначально.
Производитель был вынужден сдерживать рост цен за счет снижения затрат. А это комплектующие и материалы низкого качества.
Изначально потенциальный клиент не хотел покупать ГАЗ «Соболь». Визуально этот микроавтобус выглядел как упрощенная «Газель»:
✅ Он был короче
✅ Не хватало двух шин на задней оси
✅ Грузоподъемность снижена
Соответственно, «Соболь» должен был стоить дешевле. Лишь немногие обращали пристальное внимание на новый микроавтобус, осматривали его салон, устраивали короткие тест-драйвы и, неожиданно, покупали.
Но все равно «Соболь» оставался «темной лошадкой». Скорее всего, он бы не добился признания, но вмешалось счастливое стечение обстоятельств. В Москве неожиданно ввели ограничения на въезд автомобилей с грузоподъемностью свыше тонны. Не везде, конечно, только за внутренние границы третьего кольца. Но и такого хватило, чтобы у бизнесменов резко возрос спрос на «Соболя».
После этого микроавтобусы стали покупать, а производителю пришлось отреагировать. Автомобили постепенно начали вытеснять даже УАЗы – Горьковский завод специально выпустил полноприводные модификации «Соболя». Этот автомобиль был куда современнее «Буханки» почти по всем параметрам.
ГАЗ изначально предлагал свою новую модель с несколькими моторами. Благо, они были уже проверены и апробированы на «Газели». Базовым силовым агрегатом стал ЗМЗ-402 – простой карбюраторный двигатель. Этот восьмиклапанный мотор при объеме 2,44 литра развивает 100 л. с.
Основные силовые агрегаты для «Соболя» – это 16-клапанные ЗМЗ-406, как карбюраторные, так и инжекторные. А еще на микроавтобусы ставили:
✅ Дизели собственного производства ГАЗ-560
✅ Двигатели Chrysler
✅ ЗМЗ-405 – самый лучший из отечественных
✅ УМЗ-4216
✅ Китайские Cummins
Какой выбрать мотор – советовать сложно. У каждого силового агрегата есть армия поклонников. Можно только сказать, что предпочтительней все же инжектор – сейчас же не 80-е годы. Но ЗМЗ-402/406 проще в ремонте. Карбюратор можно перебрать даже на обочине. С инжектором такое не пройдет.
Судя по двигателям, особых технических особенностей у ГАЗ «Соболь» нет. Но конструкторы немного переработали КПП, сделав главную передачу более скоростной.
Ряд узлов разрабатывали специально для ГАЗ-2217. Например, передняя подвеска у автомобиля оригинальная – как у типичной легковушки, то есть, независимая двухрычажная. Рулевое управление у «Соболя» тоже иное, улучшенное, как и передние тормоза.
За счет меньшей грузоподъемности, ГАЗ-2217 дарит водителю и пассажирам высокий для микроавтобуса уровень комфорта. Кстати, такие модификации, как «Баргузин», часто с завода получали низкопрофильные шины – для более уверенного вхождения в повороты на скорости. Хотя, в любом случае, «Соболь» от спорта далек. Это же не Chevrolet Express с двигателем V8.
Первая глобальная модернизация «Соболя» произошла в начале 2003 года. Тогда автомобиль переработали внешне – в том же стиле, что и «Газель». Ничего удивительного – машины ведь одноплатформенные.
В 2003 году «Соболь» получил новые передние лонжероны. Моторный отсек немного увеличился. Обновленный передний бампер позволил установить новые воздухозаборники. После этого система охлаждения двигателя стала эффективнее.
Салон тоже переработали, но самое главное – это иная приборная панель. Появился новый отопитель – он уменьшился в размерах, но стал греть сильнее.
Начиная с 2003 года, двигатели, которые ставили на «Соболь», соответствовали экологическим нормам Евро-2. Кстати, одна из модификаций ЗМЗ-405 развивала до 152 л. с.
В 2009 году Горьковский автомобильный завод разорвал давние партнерские отношения с ЗМЗ. После этого «Соболи» и «Газели» начали получать силовые агрегаты от УМЗ. Наконец появился массовый и распространенный дизель Cummins с объемом 2,8 литра.
Несмотря на то, что по популярности «Соболь» нельзя даже близко сравнивать в «Газелью», этот автомобиль занял свою нишу. На шасси ГАЗ-2217 часто выпускаются специальные машины, адаптированные под запросы конкретного клиента. Например, бронированные модели или версии для путешественников.
Были попытки создать из «Соболя» даже пикапы, но эти проекты не увенчались успехом. В нашей стране машины с данным типом кузова не пользуются популярностью. Хотя, УАЗу это не мешает собирать такие модели небольшими партиями.
Появившись в 1998 году, «Соболь» до сих пор остается самым доступным коммерческим микроавтобусом в своем классе. В отличие от «Газели», он дарит водителю и пассажирам почти легковой уровень комфорта.
Но есть в гамме Горьковского автомобильного завода еще одна модель, которая постоянно находится в тени «старшей сестры». Это ГАЗ «Соболь», на первый взгляд, отличающийся только односкатной ошиновкой на задней оси.
А ведь эти автомобили по сути совсем другие и создавались они не для тяжелой грузовой работы. Более того, есть специальные модификации «Соболя», которые с завода идут как офис на колесах – почти Мерседес V-класса. Тот же «Баргузин», например.
Дизайн этого микроавтобуса вообще никаких эмоций не вызывает. Фото: Youtube.com
Сегодня наша задача – осветить историю и особенности «Соболя». Ведь этот автомобиль незаслуженно забыт российскими водителями. Хотя те, кому удалось поездить на такой машине, не очень желают с ней расставаться. Она действительно хороша и универсальна.
История появления
В середине 90-х Горьковский автомобильный завод спасла «Газель». Неожиданно, «сырая» и почти опытная машина стала пользоваться ажиотажным спросом. Это укрепило руководство ГАЗ во мнении, что нужно совершенствовать линейку легкой коммерческой техники.
«Газель» всем хороша, но уж очень в ней сильны грузовые мотивы. Даже пассажирские версии не отличались комфортом, поэтому предприятия и частные владельцы предпочитали покупать микроавтобусы иностранного производства.
Горьковскому автомобильному заводу понадобилась новая модель. Она должна была обладать рядом «легковых» особенностей:
✅ Дать водителю и пассажирам высокий уровень комфорта
✅ Быть экономичной
✅ Стать динамичнее и маневреннее, чем неуклюжие «Газели»
Начало разработок «Соболя» датировано 1996 годом. Времени на создание новой модели ушло немного – ведь схема и шасси уже было отработано на грузовике. Тем более, что в это время как раз запускали производство цельнометаллических «Газелей».
Чтобы кузов сохранился в таком состоянии, его нужно периодически обрабатывать. Фото: Youtube.com
Первые опытные экземпляры были готовы уже в 1996 году. Интересно, что «Соболь» испытывали не в пример тщательней, чем «Газель». Ведь у производителя уже был коммерчески удачный проект с большим количеством «детских болячек». Новую модель решили сразу доработать.
Изначально микроавтобусы «Соболь» планировались в первую очередь для физических лиц и компаний. Последние получали альтернативу б/у моделям зарубежного производства. Клиенты были готовы платить деньги за новую машину – будущее виделось безоблачным.
К сожалению, реальность оказалась жестокой – грянул знаменитый дефолт 1998 года. Потенциальные клиенты уже не могли позволить себе новые микроавтобусы. Кстати, из-за экономического кризиса «Соболь» получился не таким качественным, как он задумывался изначально.
Производитель был вынужден сдерживать рост цен за счет снижения затрат. А это комплектующие и материалы низкого качества.
Успех
Изначально потенциальный клиент не хотел покупать ГАЗ «Соболь». Визуально этот микроавтобус выглядел как упрощенная «Газель»:
✅ Он был короче
✅ Не хватало двух шин на задней оси
✅ Грузоподъемность снижена
Соответственно, «Соболь» должен был стоить дешевле. Лишь немногие обращали пристальное внимание на новый микроавтобус, осматривали его салон, устраивали короткие тест-драйвы и, неожиданно, покупали.
А салон почти легкового типа. Фото: Youtube.com
Но все равно «Соболь» оставался «темной лошадкой». Скорее всего, он бы не добился признания, но вмешалось счастливое стечение обстоятельств. В Москве неожиданно ввели ограничения на въезд автомобилей с грузоподъемностью свыше тонны. Не везде, конечно, только за внутренние границы третьего кольца. Но и такого хватило, чтобы у бизнесменов резко возрос спрос на «Соболя».
После этого микроавтобусы стали покупать, а производителю пришлось отреагировать. Автомобили постепенно начали вытеснять даже УАЗы – Горьковский завод специально выпустил полноприводные модификации «Соболя». Этот автомобиль был куда современнее «Буханки» почти по всем параметрам.
Двигатели
ГАЗ изначально предлагал свою новую модель с несколькими моторами. Благо, они были уже проверены и апробированы на «Газели». Базовым силовым агрегатом стал ЗМЗ-402 – простой карбюраторный двигатель. Этот восьмиклапанный мотор при объеме 2,44 литра развивает 100 л. с.
Дизельный двигатель Cummins. Фото: Youtube.com
Основные силовые агрегаты для «Соболя» – это 16-клапанные ЗМЗ-406, как карбюраторные, так и инжекторные. А еще на микроавтобусы ставили:
✅ Дизели собственного производства ГАЗ-560
✅ Двигатели Chrysler
✅ ЗМЗ-405 – самый лучший из отечественных
✅ УМЗ-4216
✅ Китайские Cummins
Какой выбрать мотор – советовать сложно. У каждого силового агрегата есть армия поклонников. Можно только сказать, что предпочтительней все же инжектор – сейчас же не 80-е годы. Но ЗМЗ-402/406 проще в ремонте. Карбюратор можно перебрать даже на обочине. С инжектором такое не пройдет.
Отличия от «Газели»
Судя по двигателям, особых технических особенностей у ГАЗ «Соболь» нет. Но конструкторы немного переработали КПП, сделав главную передачу более скоростной.
Раздаточная коробка на полноприводном варианте «Соболя». Фото: Youtube.com
Ряд узлов разрабатывали специально для ГАЗ-2217. Например, передняя подвеска у автомобиля оригинальная – как у типичной легковушки, то есть, независимая двухрычажная. Рулевое управление у «Соболя» тоже иное, улучшенное, как и передние тормоза.
За счет меньшей грузоподъемности, ГАЗ-2217 дарит водителю и пассажирам высокий для микроавтобуса уровень комфорта. Кстати, такие модификации, как «Баргузин», часто с завода получали низкопрофильные шины – для более уверенного вхождения в повороты на скорости. Хотя, в любом случае, «Соболь» от спорта далек. Это же не Chevrolet Express с двигателем V8.
Рестайлинги
Первая глобальная модернизация «Соболя» произошла в начале 2003 года. Тогда автомобиль переработали внешне – в том же стиле, что и «Газель». Ничего удивительного – машины ведь одноплатформенные.
В 2003 году «Соболь» получил новые передние лонжероны. Моторный отсек немного увеличился. Обновленный передний бампер позволил установить новые воздухозаборники. После этого система охлаждения двигателя стала эффективнее.
На таком и в гости в другую страну съездить не стыдно. Фото: Youtube.com
Салон тоже переработали, но самое главное – это иная приборная панель. Появился новый отопитель – он уменьшился в размерах, но стал греть сильнее.
Начиная с 2003 года, двигатели, которые ставили на «Соболь», соответствовали экологическим нормам Евро-2. Кстати, одна из модификаций ЗМЗ-405 развивала до 152 л. с.
С 2008 года на ГАЗ-2217 начали ставить силовые агрегаты, соответствующие нормам Евро-3. Именно в это время производитель устанавливал турбодизели ГАЗ-5602 и бензиновые моторы Chrysler.
В 2009 году Горьковский автомобильный завод разорвал давние партнерские отношения с ЗМЗ. После этого «Соболи» и «Газели» начали получать силовые агрегаты от УМЗ. Наконец появился массовый и распространенный дизель Cummins с объемом 2,8 литра.
А это уже новый «Соболь NN». Фото: Youtube.com
Несмотря на то, что по популярности «Соболь» нельзя даже близко сравнивать в «Газелью», этот автомобиль занял свою нишу. На шасси ГАЗ-2217 часто выпускаются специальные машины, адаптированные под запросы конкретного клиента. Например, бронированные модели или версии для путешественников.
Были попытки создать из «Соболя» даже пикапы, но эти проекты не увенчались успехом. В нашей стране машины с данным типом кузова не пользуются популярностью. Хотя, УАЗу это не мешает собирать такие модели небольшими партиями.
Появившись в 1998 году, «Соболь» до сих пор остается самым доступным коммерческим микроавтобусом в своем классе. В отличие от «Газели», он дарит водителю и пассажирам почти легковой уровень комфорта.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
МАЗ покажет новинки на московской выставке
Эти модели уже выпускаются серийно, но их обновили специально для российских покупателей. Производитель уверен, что техника будет высоко востребована....
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....