Советский самосвал 50-х ЗИС-585: для строек и сельского хозяйства
В конце 40-х хорошие грузовики были в остром дефиците. Многие из них остались на поле боя, другие – в неисправном состоянии. Да и сама конструкторская отрасль в первой части десятилетия пребывала в неактивном состоянии – советским людям явно было не до моделирования.
Напротив, восстановление народного хозяйства требовало огромное количество грузового транспорта: надежного, мощного и функционального. Именно поэтому в 1947 году появился новый среднетоннажник ЗИС-150. Автомобиль обладал многими положительными моментами, такими как 5-ступенчатая КПП и увеличенная до 4 тонн грузоподъемность.
Учитывая разносторонность проводимых в стране работ, потребовались множественные вариации «сто пятидесятого». Среди них оказались и трехосные вездеходы, и автомобили на газу или дизельная техника. Нашлось место и для пассажирского варианта или полугусеничного лесовоза. Но потребители нуждались в практичном и более удобном грузовом автомобиле. Речь идет о грузовике с автоматическим откидыванием кузова. Попросту говоря, самосвале. Сконструировать его на базе популярной модели столичного предприятия поручили специалистам из Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ).
В тот период многие стратегические предприятия подчинялись оборонному комплексу. Так ММЗ считался оборонным заводом № 40. Думаю, нет смысла объяснять, что такой статус давал сразу несколько преимуществ:
✅ первичное финансирование
✅ наличие хорошей технической базы
✅ специалисты самого высокого класса
✅ большую свободу документального продвижения процесса
Под последним имеется в виду то, что разработки оборонного предприятия имели приоритетное практическое воплощение и начало серийного производства. Восстановление промышленности и массовое строительство просто кричали о том, что процесс задыхается без хорошего и массово выпускаемого самосвала. Эти отрасли считались важнейшими, поэтому сельское хозяйство, тоже нуждавшееся в самосвалах, вынуждено было довольствоваться тем, что есть.
Весь технологический процесс сборки грузовиков с опрокидывающимся кузовом построили по-русски просто. С основного предприятия им. Сталина отправлялись в Мытищи готовые шасси ЗИС-150. Однако те, кто разбирается в конструкции самосвалов, наверное знают, что они всегда короче, чем бортовые грузовики.
Поэтому уже на месте производили несложные операции: 71,4 см задней части рамы (буксирный крюк вместе с выступающей частью лонжерона) просто срезали. Для обеспечения возможности буксирования, взамен срезанных устанавливались передние крюки, прикреплявшиеся к кронштейнам задних рессор.
Таким образом, каждый новый самосвал проходил трудоемкую процедуру «обрезания» и незначительной переделки. Это было совсем неудобно и невыгодно. Ведь работы по сборке полноценного шасси «сто пятидесятого» частично нивелировалась. На повестке дня стоял вопрос об изготовлении рамы, изначально рассчитанной на установку на ней самосвального верха.
Эту проблему успешно решили на столичном предприятии в 1953 году. Москвичи приготовили для коллег подарок – новое шасси ЗИС-120Г, рассчитанное именно для установки на нем элементов ЗИС-585. Такой шаг не только избавил мытищинских рабочих от лишних действий, но и позволил заметно нарастить выпуск такой нужной отечественным предприятиям техники.
А вот на селе продолжали безрезультатно ждать необходимых им новых самосвалов. Вышло как в той поговорке «не было бы счастья, так несчастье помогло». Продовольственный кризис, нависшей над страной в начале 50-х, побудил руководство обратить большее внимание на потребности отрасли. Всем стало ясно, что пришло время создания «колхозной» версии «пятьсот восемьдесят пятого».
Вставший транспортный вопрос решался не просто переправкой самосвалов с городских предприятий в колхозы. На селе имелась своя специфика выполнения работ, а значит, требовалась и особая модификация грузовика. Чтобы яснее изложить проблему, понадобился научный подход, выразившийся в статье инженера И. Покровского, появившейся в «Автомобильном транспорте» за февраль 1954 года. Вот выдержки из нее:
К мнению специалиста прислушались и в середине 50-х появилась сельскохозяйственная модификация самосвала. Она получила обозначение ЗИС-585Д (с ней унифицирована модификация строительного ЗИС-585В). Несмотря на то, что грузоподъемность грузовика осталась неизменной, его внешность претерпела заметные изменения:
✅ деревянно-металлический кузов
✅ увеличенный объем платформы до 4,4 (в последующем – 4,57) куб. м
✅ повышенные борта
✅ специальная складная крышка
Последний элемент также имел конструкцию из смешанных материалов, идентичных упомянутым выше. Его предназначением считалась защита груза при транспортировке от повреждений стихией (выдувания ветром или повреждения осадками). В 1954 в Мытищах и на мощностях Одесского автосборочного предприятия выпустили около 15 тысяч самосвалов для села. Первый год эксплуатации выявил слабые места сельского самосвала. Поэтому с 1955 года предприятие приступило к производству его улучшенной версии ЗИС-585Е.
Параллельно на мощностях завода в Кутаиси начато производство строительного самосвала КАЗ-585Б (на основе мытищинской модели). Множество модификаций этой техники ясно указывало на то, что всем отраслям советского хозяйства самосвалы нужны как воздух. Хорошие и разные. Поэтому, после появления ЗИЛ-164, на его базе освоили выпуск самосвалов ЗИЛ-585И.
Уже опытные испытания на базе НАМИ и ЦМИС, проведенные в 1952/53 годах, показали преимущества новой техники. Они подтвердились и в условиях дальнейшей эксплуатации ЗИС-585Д. Например, разгрузка самосвала занимала не более 24 секунд, против 22 с лишним минут, требующихся автомобилю бортовой конструкции. Кроме того, у самосвала уже имелся вместительный кузов, для классических моделей грузовиков требовалось предварительное наращивание бортов. Особенно заметным преимущество самоопрокидывающегося кузова выглядело при коротких, но частых перевозках с часто повторяющимся процессом загрузки-выгрузки.
Но были у него и свои слабые места. Как показал опыт эксплуатации в Казахстане, это – рама автомобиля. В некоторым случаях из строя выходило до 75 % используемых грузовиков, в других – все 100 %. Основная причина: слом правых или левых продольных балок (иногда – сразу обоих). Негативные оценки стали еще одной причиной для появления модификации «Е» и дальнейшей модернизации такого необходимого для советского хозяйства самосвала. Выпуск серии «585» на основном предприятии продлился до 1964 года.
Напротив, восстановление народного хозяйства требовало огромное количество грузового транспорта: надежного, мощного и функционального. Именно поэтому в 1947 году появился новый среднетоннажник ЗИС-150. Автомобиль обладал многими положительными моментами, такими как 5-ступенчатая КПП и увеличенная до 4 тонн грузоподъемность.
Бортовой предок ЗИС-150. Фото: youtube.com
Учитывая разносторонность проводимых в стране работ, потребовались множественные вариации «сто пятидесятого». Среди них оказались и трехосные вездеходы, и автомобили на газу или дизельная техника. Нашлось место и для пассажирского варианта или полугусеничного лесовоза. Но потребители нуждались в практичном и более удобном грузовом автомобиле. Речь идет о грузовике с автоматическим откидыванием кузова. Попросту говоря, самосвале. Сконструировать его на базе популярной модели столичного предприятия поручили специалистам из Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ).
Отличный самосвал – от оборонного предприятия
В тот период многие стратегические предприятия подчинялись оборонному комплексу. Так ММЗ считался оборонным заводом № 40. Думаю, нет смысла объяснять, что такой статус давал сразу несколько преимуществ:
✅ первичное финансирование
✅ наличие хорошей технической базы
✅ специалисты самого высокого класса
✅ большую свободу документального продвижения процесса
Под последним имеется в виду то, что разработки оборонного предприятия имели приоритетное практическое воплощение и начало серийного производства. Восстановление промышленности и массовое строительство просто кричали о том, что процесс задыхается без хорошего и массово выпускаемого самосвала. Эти отрасли считались важнейшими, поэтому сельское хозяйство, тоже нуждавшееся в самосвалах, вынуждено было довольствоваться тем, что есть.
Основная модель, появившаяся в 1947 году получила наименование ЗИС-ММЗ-585. Она получила обозначение «строительный самосвал», грузоподъемностью 3,5 тонны. Массовое производство автомобиля начато в мае 1948 года.
Весь технологический процесс сборки грузовиков с опрокидывающимся кузовом построили по-русски просто. С основного предприятия им. Сталина отправлялись в Мытищи готовые шасси ЗИС-150. Однако те, кто разбирается в конструкции самосвалов, наверное знают, что они всегда короче, чем бортовые грузовики.
На стройках без него было никак не обойтись. Фото: youtube.com
Поэтому уже на месте производили несложные операции: 71,4 см задней части рамы (буксирный крюк вместе с выступающей частью лонжерона) просто срезали. Для обеспечения возможности буксирования, взамен срезанных устанавливались передние крюки, прикреплявшиеся к кронштейнам задних рессор.
Таким образом, каждый новый самосвал проходил трудоемкую процедуру «обрезания» и незначительной переделки. Это было совсем неудобно и невыгодно. Ведь работы по сборке полноценного шасси «сто пятидесятого» частично нивелировалась. На повестке дня стоял вопрос об изготовлении рамы, изначально рассчитанной на установку на ней самосвального верха.
Эту проблему успешно решили на столичном предприятии в 1953 году. Москвичи приготовили для коллег подарок – новое шасси ЗИС-120Г, рассчитанное именно для установки на нем элементов ЗИС-585. Такой шаг не только избавил мытищинских рабочих от лишних действий, но и позволил заметно нарастить выпуск такой нужной отечественным предприятиям техники.
Сельский самосвал имел ряд отличий. Фото: youtube.com
А вот на селе продолжали безрезультатно ждать необходимых им новых самосвалов. Вышло как в той поговорке «не было бы счастья, так несчастье помогло». Продовольственный кризис, нависшей над страной в начале 50-х, побудил руководство обратить большее внимание на потребности отрасли. Всем стало ясно, что пришло время создания «колхозной» версии «пятьсот восемьдесят пятого».
Мытищинский самосвал для села с индексом «Д»
Вставший транспортный вопрос решался не просто переправкой самосвалов с городских предприятий в колхозы. На селе имелась своя специфика выполнения работ, а значит, требовалась и особая модификация грузовика. Чтобы яснее изложить проблему, понадобился научный подход, выразившийся в статье инженера И. Покровского, появившейся в «Автомобильном транспорте» за февраль 1954 года. Вот выдержки из нее:
«Сельские грузы более легковесны, чем стройматериалы. Поэтому здесь понадобится автомобиль с конструкцией, дающей возможность максимального использования его тоннажных показателей. Плюс к этому – обеспечение сохранности груза при его механической разгрузке и перевозке (особенно это касается транспортировки зерновых навалом). Здесь мы сталкиваемся с тем, что грузовик должен иметь кузов большего объема и выполненный из другого материала. Металлические кузова стандартных самосвалов не подходят для множества пищевых продуктов, производимых в сельском хозяйстве. Вывод однозначен: необходима модификация с деревянным самоопрокидывающимся кузовом повышенного объема».
К мнению специалиста прислушались и в середине 50-х появилась сельскохозяйственная модификация самосвала. Она получила обозначение ЗИС-585Д (с ней унифицирована модификация строительного ЗИС-585В). Несмотря на то, что грузоподъемность грузовика осталась неизменной, его внешность претерпела заметные изменения:
✅ деревянно-металлический кузов
✅ увеличенный объем платформы до 4,4 (в последующем – 4,57) куб. м
✅ повышенные борта
✅ специальная складная крышка
Последний элемент также имел конструкцию из смешанных материалов, идентичных упомянутым выше. Его предназначением считалась защита груза при транспортировке от повреждений стихией (выдувания ветром или повреждения осадками). В 1954 в Мытищах и на мощностях Одесского автосборочного предприятия выпустили около 15 тысяч самосвалов для села. Первый год эксплуатации выявил слабые места сельского самосвала. Поэтому с 1955 года предприятие приступило к производству его улучшенной версии ЗИС-585Е.
Кутаисский вариант с другим кузовом и шасси. Фото: youtube.com
Параллельно на мощностях завода в Кутаиси начато производство строительного самосвала КАЗ-585Б (на основе мытищинской модели). Множество модификаций этой техники ясно указывало на то, что всем отраслям советского хозяйства самосвалы нужны как воздух. Хорошие и разные. Поэтому, после появления ЗИЛ-164, на его базе освоили выпуск самосвалов ЗИЛ-585И.
Опыт эксплуатации: положительные и негативные моменты
Уже опытные испытания на базе НАМИ и ЦМИС, проведенные в 1952/53 годах, показали преимущества новой техники. Они подтвердились и в условиях дальнейшей эксплуатации ЗИС-585Д. Например, разгрузка самосвала занимала не более 24 секунд, против 22 с лишним минут, требующихся автомобилю бортовой конструкции. Кроме того, у самосвала уже имелся вместительный кузов, для классических моделей грузовиков требовалось предварительное наращивание бортов. Особенно заметным преимущество самоопрокидывающегося кузова выглядело при коротких, но частых перевозках с часто повторяющимся процессом загрузки-выгрузки.
Любители старины пытаются сохранить оставшиеся экземпляры. Фото: youtube.com
Но были у него и свои слабые места. Как показал опыт эксплуатации в Казахстане, это – рама автомобиля. В некоторым случаях из строя выходило до 75 % используемых грузовиков, в других – все 100 %. Основная причина: слом правых или левых продольных балок (иногда – сразу обоих). Негативные оценки стали еще одной причиной для появления модификации «Е» и дальнейшей модернизации такого необходимого для советского хозяйства самосвала. Выпуск серии «585» на основном предприятии продлился до 1964 года.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....