«Касатик» М-12: полет на троих
1 734

«Касатик» М-12: полет на троих

Речь идет о первом легкомоторном самолете, собранным в Ульяновской области. Место «рождения» машины – поселок Ишеевка, где летательные аппараты делали на базе местного завода «Дизель». Многоцелевое воздушное судно может использоваться для патрулирования в лесных и охотничьих хозяйствах, на ж/д и автотрассах, а также, как средство проведения аэрофотосъемки, обработки сельхозугодий. На самолете можно обучать будущих пилотов и осуществлять туристические полеты.


Машина разработана еще в 90-х КБ «Феникс», а впервые поднялась в воздух в 1999-м. Еще в 93-м летательный аппарат отметили дипломом ФЛА РФ на Гатчинском авиасалоне сверхлегких самолетов. С 2009-го технику производит «АвиаПромШаг», а ее сборка осуществляется на мощностях Самарского авиазавода.

«Касатик» М-12: полет на троихМашину разработали в сложные 90-е. Фото: YouTube.com

Двухмоторный самолет успешно прошел все нужные испытания и его начали производить серийно. Однако партии из-за небольшого количества заказов были мелкими. Многие считали, что все дело в несколько завышенной стоимости: на 2016-й год аппарат стоил в пределах 4,5-5,5 млн. руб.

О технических особенностях


Первое, что бросается в глаза – двигатели с толкающими, а не тянущими, как обычно, винтами. При этом у заказчика есть возможность выбирать моторы для силовой установки. Это могут быть:

✅ Rotax 462 (начиная с 2009-го мим М-12 не комплектуют)
✅ Rotax 582, развивающий 64 «лошади»
✅ Jabiru 2200, выдающий до 79 л. с.
✅ стосильный Rotax 912ULS

Машина цельнометаллическая, выполнена по модульному принципу.

Толкающие винты смотрятся не очень привычно. Фото: YouTube.com

Это дает возможность оперативно подготовить технику к транспортировке или, например, поставить вместо колес лыжи, поплавки (воздушное судно может садиться на воду).

Оборудование


На панели перед глазами пилота главное место отдано навигационной системе. Входящие в нее приборы показывают все самое важное: высоту, полета, скорость и т. п.

Панель приборов небольшая, но современная, информативная. Фото: YouTube.com

Здесь же размещается автопилот. Также рядом дублирующие указатели, плюс, спутниковая система. Получение информации о состоянии самолета фактически «повторяется» три раза. При этом питание дублеров – независимое.

Безопасность


Самолет относится к классу легких машин, поэтому на него установлен спасательный парашютный комплекс «Кобра-600». Размещен в отсеке за спинками кресел пассажировЕго работоспособность сохраняется при скорости 300 км/ч и высоте не ниже 40 м. Общие технические данные самолета «Касатик» М-12:

✅ размах крыльев, длина, высота – 10,2, 6,72 и 2,2 м
✅ вес пустого и полностью снаряженного – 370 и 670 кг
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 150 и 525 (если движок Rotax 912ULS) км/ч
✅ дальность – до 960 км, зависит от мощности мотора
✅ потолок – до 4-х км

Летательным аппаратом управляет один летчик. Помимо него, в кабине могут разместиться еще два человека либо 240 кг грузов. Средняя продолжительность полета составляет 3,5 часа (максимум – до 5-ти).

Взлет с какого-то луга – обычное дело для такого самолета. Фото: YouTube.com

Тип используемого топлива – 93-й или 95-й автобензин. Самолет не нуждается в подготовленном аэродроме и может сесть на более-менее ровную грунтовую полосу. Минимальный срок службы определен производителем в пять лет.

Происшествия


Их зафиксировано только три. Первый, трагичный, закончившийся гибелью трех человек, произошел в 1997-м. Не посчитав нужным совершить только полеты по кругу, летчик-испытатель начал маневрировать на недопустимо малой высоте, что и привело к пике. Второй случай с гибелью пилота произошел в Приднестровье. И еще одна авария закончилась благополучно: из-за отказа двигателя летчик совершил вынужденную посадку, зацепив дерево.

Цена


На официальном сайте «Аэросамара» самолет М-12 «Касатик» выделен в категорию от 4,5 до 5,5 млн. руб. Однако в реальности стоимость оказывается выше: машины б/у продают за 7-8 млн. руб., в зависимости от типа ДВС и года производства.
А вы что думаете о М-12?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...