«Касатик» М-12: полет на троих
Речь идет о первом легкомоторном самолете, собранным в Ульяновской области. Место «рождения» машины – поселок Ишеевка, где летательные аппараты делали на базе местного завода «Дизель». Многоцелевое воздушное судно может использоваться для патрулирования в лесных и охотничьих хозяйствах, на ж/д и автотрассах, а также, как средство проведения аэрофотосъемки, обработки сельхозугодий. На самолете можно обучать будущих пилотов и осуществлять туристические полеты.
Машина разработана еще в 90-х КБ «Феникс», а впервые поднялась в воздух в 1999-м. Еще в 93-м летательный аппарат отметили дипломом ФЛА РФ на Гатчинском авиасалоне сверхлегких самолетов. С 2009-го технику производит «АвиаПромШаг», а ее сборка осуществляется на мощностях Самарского авиазавода.
Двухмоторный самолет успешно прошел все нужные испытания и его начали производить серийно. Однако партии из-за небольшого количества заказов были мелкими. Многие считали, что все дело в несколько завышенной стоимости: на 2016-й год аппарат стоил в пределах 4,5-5,5 млн. руб.
Первое, что бросается в глаза – двигатели с толкающими, а не тянущими, как обычно, винтами. При этом у заказчика есть возможность выбирать моторы для силовой установки. Это могут быть:
✅ Rotax 462 (начиная с 2009-го мим М-12 не комплектуют)
✅ Rotax 582, развивающий 64 «лошади»
✅ Jabiru 2200, выдающий до 79 л. с.
✅ стосильный Rotax 912ULS
Машина цельнометаллическая, выполнена по модульному принципу.
Это дает возможность оперативно подготовить технику к транспортировке или, например, поставить вместо колес лыжи, поплавки (воздушное судно может садиться на воду).
На панели перед глазами пилота главное место отдано навигационной системе. Входящие в нее приборы показывают все самое важное: высоту, полета, скорость и т. п.
Здесь же размещается автопилот. Также рядом дублирующие указатели, плюс, спутниковая система. Получение информации о состоянии самолета фактически «повторяется» три раза. При этом питание дублеров – независимое.
Самолет относится к классу легких машин, поэтому на него установлен спасательный парашютный комплекс «Кобра-600». Размещен в отсеке за спинками кресел пассажировЕго работоспособность сохраняется при скорости 300 км/ч и высоте не ниже 40 м. Общие технические данные самолета «Касатик» М-12:
✅ размах крыльев, длина, высота – 10,2, 6,72 и 2,2 м
✅ вес пустого и полностью снаряженного – 370 и 670 кг
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 150 и 525 (если движок Rotax 912ULS) км/ч
✅ дальность – до 960 км, зависит от мощности мотора
✅ потолок – до 4-х км
Летательным аппаратом управляет один летчик. Помимо него, в кабине могут разместиться еще два человека либо 240 кг грузов. Средняя продолжительность полета составляет 3,5 часа (максимум – до 5-ти).
Тип используемого топлива – 93-й или 95-й автобензин. Самолет не нуждается в подготовленном аэродроме и может сесть на более-менее ровную грунтовую полосу. Минимальный срок службы определен производителем в пять лет.
Их зафиксировано только три. Первый, трагичный, закончившийся гибелью трех человек, произошел в 1997-м. Не посчитав нужным совершить только полеты по кругу, летчик-испытатель начал маневрировать на недопустимо малой высоте, что и привело к пике. Второй случай с гибелью пилота произошел в Приднестровье. И еще одна авария закончилась благополучно: из-за отказа двигателя летчик совершил вынужденную посадку, зацепив дерево.
На официальном сайте «Аэросамара» самолет М-12 «Касатик» выделен в категорию от 4,5 до 5,5 млн. руб. Однако в реальности стоимость оказывается выше: машины б/у продают за 7-8 млн. руб., в зависимости от типа ДВС и года производства.
Машина разработана еще в 90-х КБ «Феникс», а впервые поднялась в воздух в 1999-м. Еще в 93-м летательный аппарат отметили дипломом ФЛА РФ на Гатчинском авиасалоне сверхлегких самолетов. С 2009-го технику производит «АвиаПромШаг», а ее сборка осуществляется на мощностях Самарского авиазавода.
Машину разработали в сложные 90-е. Фото: YouTube.com
Двухмоторный самолет успешно прошел все нужные испытания и его начали производить серийно. Однако партии из-за небольшого количества заказов были мелкими. Многие считали, что все дело в несколько завышенной стоимости: на 2016-й год аппарат стоил в пределах 4,5-5,5 млн. руб.
О технических особенностях
Первое, что бросается в глаза – двигатели с толкающими, а не тянущими, как обычно, винтами. При этом у заказчика есть возможность выбирать моторы для силовой установки. Это могут быть:
✅ Rotax 462 (начиная с 2009-го мим М-12 не комплектуют)
✅ Rotax 582, развивающий 64 «лошади»
✅ Jabiru 2200, выдающий до 79 л. с.
✅ стосильный Rotax 912ULS
Машина цельнометаллическая, выполнена по модульному принципу.
Толкающие винты смотрятся не очень привычно. Фото: YouTube.com
Это дает возможность оперативно подготовить технику к транспортировке или, например, поставить вместо колес лыжи, поплавки (воздушное судно может садиться на воду).
Оборудование
На панели перед глазами пилота главное место отдано навигационной системе. Входящие в нее приборы показывают все самое важное: высоту, полета, скорость и т. п.
Панель приборов небольшая, но современная, информативная. Фото: YouTube.com
Здесь же размещается автопилот. Также рядом дублирующие указатели, плюс, спутниковая система. Получение информации о состоянии самолета фактически «повторяется» три раза. При этом питание дублеров – независимое.
Безопасность
Самолет относится к классу легких машин, поэтому на него установлен спасательный парашютный комплекс «Кобра-600». Размещен в отсеке за спинками кресел пассажировЕго работоспособность сохраняется при скорости 300 км/ч и высоте не ниже 40 м. Общие технические данные самолета «Касатик» М-12:
✅ размах крыльев, длина, высота – 10,2, 6,72 и 2,2 м
✅ вес пустого и полностью снаряженного – 370 и 670 кг
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 150 и 525 (если движок Rotax 912ULS) км/ч
✅ дальность – до 960 км, зависит от мощности мотора
✅ потолок – до 4-х км
Летательным аппаратом управляет один летчик. Помимо него, в кабине могут разместиться еще два человека либо 240 кг грузов. Средняя продолжительность полета составляет 3,5 часа (максимум – до 5-ти).
Взлет с какого-то луга – обычное дело для такого самолета. Фото: YouTube.com
Тип используемого топлива – 93-й или 95-й автобензин. Самолет не нуждается в подготовленном аэродроме и может сесть на более-менее ровную грунтовую полосу. Минимальный срок службы определен производителем в пять лет.
Происшествия
Их зафиксировано только три. Первый, трагичный, закончившийся гибелью трех человек, произошел в 1997-м. Не посчитав нужным совершить только полеты по кругу, летчик-испытатель начал маневрировать на недопустимо малой высоте, что и привело к пике. Второй случай с гибелью пилота произошел в Приднестровье. И еще одна авария закончилась благополучно: из-за отказа двигателя летчик совершил вынужденную посадку, зацепив дерево.
Цена
На официальном сайте «Аэросамара» самолет М-12 «Касатик» выделен в категорию от 4,5 до 5,5 млн. руб. Однако в реальности стоимость оказывается выше: машины б/у продают за 7-8 млн. руб., в зависимости от типа ДВС и года производства.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...