«Касатик» М-12: полет на троих
Речь идет о первом легкомоторном самолете, собранным в Ульяновской области. Место «рождения» машины – поселок Ишеевка, где летательные аппараты делали на базе местного завода «Дизель». Многоцелевое воздушное судно может использоваться для патрулирования в лесных и охотничьих хозяйствах, на ж/д и автотрассах, а также, как средство проведения аэрофотосъемки, обработки сельхозугодий. На самолете можно обучать будущих пилотов и осуществлять туристические полеты.
Машина разработана еще в 90-х КБ «Феникс», а впервые поднялась в воздух в 1999-м. Еще в 93-м летательный аппарат отметили дипломом ФЛА РФ на Гатчинском авиасалоне сверхлегких самолетов. С 2009-го технику производит «АвиаПромШаг», а ее сборка осуществляется на мощностях Самарского авиазавода.
Двухмоторный самолет успешно прошел все нужные испытания и его начали производить серийно. Однако партии из-за небольшого количества заказов были мелкими. Многие считали, что все дело в несколько завышенной стоимости: на 2016-й год аппарат стоил в пределах 4,5-5,5 млн. руб.
Первое, что бросается в глаза – двигатели с толкающими, а не тянущими, как обычно, винтами. При этом у заказчика есть возможность выбирать моторы для силовой установки. Это могут быть:
✅ Rotax 462 (начиная с 2009-го мим М-12 не комплектуют)
✅ Rotax 582, развивающий 64 «лошади»
✅ Jabiru 2200, выдающий до 79 л. с.
✅ стосильный Rotax 912ULS
Машина цельнометаллическая, выполнена по модульному принципу.
Это дает возможность оперативно подготовить технику к транспортировке или, например, поставить вместо колес лыжи, поплавки (воздушное судно может садиться на воду).
На панели перед глазами пилота главное место отдано навигационной системе. Входящие в нее приборы показывают все самое важное: высоту, полета, скорость и т. п.
Здесь же размещается автопилот. Также рядом дублирующие указатели, плюс, спутниковая система. Получение информации о состоянии самолета фактически «повторяется» три раза. При этом питание дублеров – независимое.
Самолет относится к классу легких машин, поэтому на него установлен спасательный парашютный комплекс «Кобра-600». Размещен в отсеке за спинками кресел пассажировЕго работоспособность сохраняется при скорости 300 км/ч и высоте не ниже 40 м. Общие технические данные самолета «Касатик» М-12:
✅ размах крыльев, длина, высота – 10,2, 6,72 и 2,2 м
✅ вес пустого и полностью снаряженного – 370 и 670 кг
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 150 и 525 (если движок Rotax 912ULS) км/ч
✅ дальность – до 960 км, зависит от мощности мотора
✅ потолок – до 4-х км
Летательным аппаратом управляет один летчик. Помимо него, в кабине могут разместиться еще два человека либо 240 кг грузов. Средняя продолжительность полета составляет 3,5 часа (максимум – до 5-ти).
Тип используемого топлива – 93-й или 95-й автобензин. Самолет не нуждается в подготовленном аэродроме и может сесть на более-менее ровную грунтовую полосу. Минимальный срок службы определен производителем в пять лет.
Их зафиксировано только три. Первый, трагичный, закончившийся гибелью трех человек, произошел в 1997-м. Не посчитав нужным совершить только полеты по кругу, летчик-испытатель начал маневрировать на недопустимо малой высоте, что и привело к пике. Второй случай с гибелью пилота произошел в Приднестровье. И еще одна авария закончилась благополучно: из-за отказа двигателя летчик совершил вынужденную посадку, зацепив дерево.
На официальном сайте «Аэросамара» самолет М-12 «Касатик» выделен в категорию от 4,5 до 5,5 млн. руб. Однако в реальности стоимость оказывается выше: машины б/у продают за 7-8 млн. руб., в зависимости от типа ДВС и года производства.
Машина разработана еще в 90-х КБ «Феникс», а впервые поднялась в воздух в 1999-м. Еще в 93-м летательный аппарат отметили дипломом ФЛА РФ на Гатчинском авиасалоне сверхлегких самолетов. С 2009-го технику производит «АвиаПромШаг», а ее сборка осуществляется на мощностях Самарского авиазавода.
Машину разработали в сложные 90-е. Фото: YouTube.com
Двухмоторный самолет успешно прошел все нужные испытания и его начали производить серийно. Однако партии из-за небольшого количества заказов были мелкими. Многие считали, что все дело в несколько завышенной стоимости: на 2016-й год аппарат стоил в пределах 4,5-5,5 млн. руб.
О технических особенностях
Первое, что бросается в глаза – двигатели с толкающими, а не тянущими, как обычно, винтами. При этом у заказчика есть возможность выбирать моторы для силовой установки. Это могут быть:
✅ Rotax 462 (начиная с 2009-го мим М-12 не комплектуют)
✅ Rotax 582, развивающий 64 «лошади»
✅ Jabiru 2200, выдающий до 79 л. с.
✅ стосильный Rotax 912ULS
Машина цельнометаллическая, выполнена по модульному принципу.
Толкающие винты смотрятся не очень привычно. Фото: YouTube.com
Это дает возможность оперативно подготовить технику к транспортировке или, например, поставить вместо колес лыжи, поплавки (воздушное судно может садиться на воду).
Оборудование
На панели перед глазами пилота главное место отдано навигационной системе. Входящие в нее приборы показывают все самое важное: высоту, полета, скорость и т. п.
Панель приборов небольшая, но современная, информативная. Фото: YouTube.com
Здесь же размещается автопилот. Также рядом дублирующие указатели, плюс, спутниковая система. Получение информации о состоянии самолета фактически «повторяется» три раза. При этом питание дублеров – независимое.
Безопасность
Самолет относится к классу легких машин, поэтому на него установлен спасательный парашютный комплекс «Кобра-600». Размещен в отсеке за спинками кресел пассажировЕго работоспособность сохраняется при скорости 300 км/ч и высоте не ниже 40 м. Общие технические данные самолета «Касатик» М-12:
✅ размах крыльев, длина, высота – 10,2, 6,72 и 2,2 м
✅ вес пустого и полностью снаряженного – 370 и 670 кг
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 150 и 525 (если движок Rotax 912ULS) км/ч
✅ дальность – до 960 км, зависит от мощности мотора
✅ потолок – до 4-х км
Летательным аппаратом управляет один летчик. Помимо него, в кабине могут разместиться еще два человека либо 240 кг грузов. Средняя продолжительность полета составляет 3,5 часа (максимум – до 5-ти).
Взлет с какого-то луга – обычное дело для такого самолета. Фото: YouTube.com
Тип используемого топлива – 93-й или 95-й автобензин. Самолет не нуждается в подготовленном аэродроме и может сесть на более-менее ровную грунтовую полосу. Минимальный срок службы определен производителем в пять лет.
Происшествия
Их зафиксировано только три. Первый, трагичный, закончившийся гибелью трех человек, произошел в 1997-м. Не посчитав нужным совершить только полеты по кругу, летчик-испытатель начал маневрировать на недопустимо малой высоте, что и привело к пике. Второй случай с гибелью пилота произошел в Приднестровье. И еще одна авария закончилась благополучно: из-за отказа двигателя летчик совершил вынужденную посадку, зацепив дерево.
Цена
На официальном сайте «Аэросамара» самолет М-12 «Касатик» выделен в категорию от 4,5 до 5,5 млн. руб. Однако в реальности стоимость оказывается выше: машины б/у продают за 7-8 млн. руб., в зависимости от типа ДВС и года производства.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....