
«Касатик» М-12: полет на троих
Речь идет о первом легкомоторном самолете, собранным в Ульяновской области. Место «рождения» машины – поселок Ишеевка, где летательные аппараты делали на базе местного завода «Дизель». Многоцелевое воздушное судно может использоваться для патрулирования в лесных и охотничьих хозяйствах, на ж/д и автотрассах, а также, как средство проведения аэрофотосъемки, обработки сельхозугодий. На самолете можно обучать будущих пилотов и осуществлять туристические полеты.
Машина разработана еще в 90-х КБ «Феникс», а впервые поднялась в воздух в 1999-м. Еще в 93-м летательный аппарат отметили дипломом ФЛА РФ на Гатчинском авиасалоне сверхлегких самолетов. С 2009-го технику производит «АвиаПромШаг», а ее сборка осуществляется на мощностях Самарского авиазавода.
Машину разработали в сложные 90-е. Фото: YouTube.com
Двухмоторный самолет успешно прошел все нужные испытания и его начали производить серийно. Однако партии из-за небольшого количества заказов были мелкими. Многие считали, что все дело в несколько завышенной стоимости: на 2016-й год аппарат стоил в пределах 4,5-5,5 млн. руб.
Первое, что бросается в глаза – двигатели с толкающими, а не тянущими, как обычно, винтами. При этом у заказчика есть возможность выбирать моторы для силовой установки. Это могут быть:
✅ Rotax 462 (начиная с 2009-го мим М-12 не комплектуют)
✅ Rotax 582, развивающий 64 «лошади»
✅ Jabiru 2200, выдающий до 79 л. с.
✅ стосильный Rotax 912ULS
Машина цельнометаллическая, выполнена по модульному принципу.
Толкающие винты смотрятся не очень привычно. Фото: YouTube.com
Это дает возможность оперативно подготовить технику к транспортировке или, например, поставить вместо колес лыжи, поплавки (воздушное судно может садиться на воду).
На панели перед глазами пилота главное место отдано навигационной системе. Входящие в нее приборы показывают все самое важное: высоту, полета, скорость и т. п.
Панель приборов небольшая, но современная, информативная. Фото: YouTube.com
Здесь же размещается автопилот. Также рядом дублирующие указатели, плюс, спутниковая система. Получение информации о состоянии самолета фактически «повторяется» три раза. При этом питание дублеров – независимое.
Самолет относится к классу легких машин, поэтому на него установлен спасательный парашютный комплекс «Кобра-600». Размещен в отсеке за спинками кресел пассажировЕго работоспособность сохраняется при скорости 300 км/ч и высоте не ниже 40 м. Общие технические данные самолета «Касатик» М-12:
✅ размах крыльев, длина, высота – 10,2, 6,72 и 2,2 м
✅ вес пустого и полностью снаряженного – 370 и 670 кг
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 150 и 525 (если движок Rotax 912ULS) км/ч
✅ дальность – до 960 км, зависит от мощности мотора
✅ потолок – до 4-х км
Летательным аппаратом управляет один летчик. Помимо него, в кабине могут разместиться еще два человека либо 240 кг грузов. Средняя продолжительность полета составляет 3,5 часа (максимум – до 5-ти).
Взлет с какого-то луга – обычное дело для такого самолета. Фото: YouTube.com
Тип используемого топлива – 93-й или 95-й автобензин. Самолет не нуждается в подготовленном аэродроме и может сесть на более-менее ровную грунтовую полосу. Минимальный срок службы определен производителем в пять лет.
Их зафиксировано только три. Первый, трагичный, закончившийся гибелью трех человек, произошел в 1997-м. Не посчитав нужным совершить только полеты по кругу, летчик-испытатель начал маневрировать на недопустимо малой высоте, что и привело к пике. Второй случай с гибелью пилота произошел в Приднестровье. И еще одна авария закончилась благополучно: из-за отказа двигателя летчик совершил вынужденную посадку, зацепив дерево.
На официальном сайте «Аэросамара» самолет М-12 «Касатик» выделен в категорию от 4,5 до 5,5 млн. руб. Однако в реальности стоимость оказывается выше: машины б/у продают за 7-8 млн. руб., в зависимости от типа ДВС и года производства.
Машина разработана еще в 90-х КБ «Феникс», а впервые поднялась в воздух в 1999-м. Еще в 93-м летательный аппарат отметили дипломом ФЛА РФ на Гатчинском авиасалоне сверхлегких самолетов. С 2009-го технику производит «АвиаПромШаг», а ее сборка осуществляется на мощностях Самарского авиазавода.

Двухмоторный самолет успешно прошел все нужные испытания и его начали производить серийно. Однако партии из-за небольшого количества заказов были мелкими. Многие считали, что все дело в несколько завышенной стоимости: на 2016-й год аппарат стоил в пределах 4,5-5,5 млн. руб.
О технических особенностях
Первое, что бросается в глаза – двигатели с толкающими, а не тянущими, как обычно, винтами. При этом у заказчика есть возможность выбирать моторы для силовой установки. Это могут быть:
✅ Rotax 462 (начиная с 2009-го мим М-12 не комплектуют)
✅ Rotax 582, развивающий 64 «лошади»
✅ Jabiru 2200, выдающий до 79 л. с.
✅ стосильный Rotax 912ULS
Машина цельнометаллическая, выполнена по модульному принципу.

Это дает возможность оперативно подготовить технику к транспортировке или, например, поставить вместо колес лыжи, поплавки (воздушное судно может садиться на воду).
Оборудование
На панели перед глазами пилота главное место отдано навигационной системе. Входящие в нее приборы показывают все самое важное: высоту, полета, скорость и т. п.

Здесь же размещается автопилот. Также рядом дублирующие указатели, плюс, спутниковая система. Получение информации о состоянии самолета фактически «повторяется» три раза. При этом питание дублеров – независимое.
Безопасность
Самолет относится к классу легких машин, поэтому на него установлен спасательный парашютный комплекс «Кобра-600». Размещен в отсеке за спинками кресел пассажировЕго работоспособность сохраняется при скорости 300 км/ч и высоте не ниже 40 м. Общие технические данные самолета «Касатик» М-12:
✅ размах крыльев, длина, высота – 10,2, 6,72 и 2,2 м
✅ вес пустого и полностью снаряженного – 370 и 670 кг
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 150 и 525 (если движок Rotax 912ULS) км/ч
✅ дальность – до 960 км, зависит от мощности мотора
✅ потолок – до 4-х км
Летательным аппаратом управляет один летчик. Помимо него, в кабине могут разместиться еще два человека либо 240 кг грузов. Средняя продолжительность полета составляет 3,5 часа (максимум – до 5-ти).

Тип используемого топлива – 93-й или 95-й автобензин. Самолет не нуждается в подготовленном аэродроме и может сесть на более-менее ровную грунтовую полосу. Минимальный срок службы определен производителем в пять лет.
Происшествия
Их зафиксировано только три. Первый, трагичный, закончившийся гибелью трех человек, произошел в 1997-м. Не посчитав нужным совершить только полеты по кругу, летчик-испытатель начал маневрировать на недопустимо малой высоте, что и привело к пике. Второй случай с гибелью пилота произошел в Приднестровье. И еще одна авария закончилась благополучно: из-за отказа двигателя летчик совершил вынужденную посадку, зацепив дерево.
Цена
На официальном сайте «Аэросамара» самолет М-12 «Касатик» выделен в категорию от 4,5 до 5,5 млн. руб. Однако в реальности стоимость оказывается выше: машины б/у продают за 7-8 млн. руб., в зависимости от типа ДВС и года производства.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...