Т-100 – трактор, который строил СССР
Не будет преувеличением сказать, что легендарная «сотка» участвовала во всех крупных стройках и освоениях целинных земель в послевоенном Советском Союзе. Особенность трактора, отличавшая его от «прародителя» С-100 («Сталинец»), имевшего пару модификаций, в том, что новая машина производилась в 14-ти «вариациях». Т-100 выпускался Челябинским заводом (ЧТЗ) в 1963-1977 годы. Машина активно использовалась в последующее время: благодаря простоте конструкции и высокой ремонтопригодности «сотку» можно и сейчас встретить в какой-нибудь глубинке. Почему трактор называют «легендарным» и чем он «отличился» в машиностроении СССР? Но сначала стоит заглянуть в прошлое этой техники.
По сути, это модернизированный «Сталинец». Однако, если копнуть глубже, то предшественником С-100 являлся С-80, а его – С-60. В конце 20-х и начале 30-х у СССР не было развитого тракторостроения, поэтому за основу взяли американский Caterpillar Sixty.
Аппарат крайне непритязательный: кабина отсутствовала – фактически машина представляла собой движок с органами управления, поставленный на раму с трансмиссией. Из всех удобств – сиденье, напоминавшее стул. «Сталинец-60», выпускавшийся до 1937 года, был таким же. Далее на конвейер поставили С-65, производившийся до войны.
А после нее, в 1946-м пошел в серию С-80, получивший кабину, правда, деревянную. Впрочем, первые модели авто ГАЗ-20, «Москвич-400» тоже были без крыши. Просто послевоенная промышленность пока еще не выпускала широкопрокатные листы. С-80, а потом и С-100 помогали восстанавливать разрушенное народное хозяйство, были участниками освоения целины.
Во многих городах этим тракторам-труженикам установили памятники: на пьедесталах красуются когда-то реально работавшие машины.
Вообще-то была переходная модель от «Сталинца», в документах называемая Т-108. Но фактически это модернизированный вариант Т-100 с индексом Т-100М, выпускавшийся с 1962-го до 1965-го года. Новая машина должна была называться С-100М. Однако в силу политических обстоятельств («развенчание культа личности») трактору дали иное «имя». Осенью 1963-го первый экземпляр «сотки», наконец, покинул заводской цех.
Машине присвоили 10-й тяговый класс. Ее собственная масса составляла одиннадцать тонн. При таком весе техника обладала хорошим на то время показателем тягового усилия. На 1-й передаче – 9,5 т, на последней – 5 т. Агрегат получился габаритным: длина, ширина и высота – соответственно 4,2, 2,4 и 3 м. Колея, клиренс – 180 и 33,1 см. При этом длина опорной площади гусениц равна 2,3 м. Давление на землю – 0,47 кгс/кв. см – совсем небольшая величина, позволяющая задействовать «сотку» на пашнях и успешно преодолевать заболоченные участки.
Д-108 специально изготовили для данной модели. Мотор с четырьмя цилиндрами весит 2,1 т, выдает 108 «лошадей». Другие параметры Т-100:
✅ объем двигателя – 15,5 л
✅ максимальная частота вращения – 1070 об/мин
✅ расход дизельного горючего – около 20 л/час
✅ вместимость бака – 235 л
Из особенностей двигателя необходимо отметить камеры сгорания, «обустроенные» в днищах поршней, плюс, непосредственный впрыск.
Также в форсунках установили по девять распылителей: раньше – по одному. Еще одно новшество – реактивная центрифуга, находящаяся в маслофильтре.
Для старта силовой установки используется вспомогательный агрегат П-23, именуемый в народе «пускачом». А он, в свою очередь, может заводиться от аккумуляторного стартера (более поздние версии трактора) или вручную. Последний способ – наиболее распространенный. На первых моделях Т-100 ради экономичности была установлена своя «фишка»: на холостых оборотах 2-й и 3-й цилиндры отключались. Правда, позже «опцию» упразднили.
Принципиальных отличий от С-100 не предусматривалось. Но плюс все же был. Это упрощение ремонта: муфта сцепления монтировалась отдельно – т. е. для замены каких-либо ее элементов снимать КПП не требовалось. Кстати, она – механическая, «выдавала» пять передних передач и четыре – задних.
Трактор разгонялся не более чем до 10 км/ч. Подвеска, включающая в себя гусеничные тележки, сделана полужесткой (имеется балансир).
По меркам того времени кабина была довольно «комфортной». Имелся свет, сиденье сделано мягким. Из других удобств – вентиляция и обогреватель. Первая была выполнена не очень удачно: воздушный фильтр мотора находился в кабине. Вентилирование осуществлялось постоянно, но внутри стоял сильный шум от работающего движка.
Если кабину сравнивать с С-100, отличия можно найти разве что в ее форме. Органов управления не так много: в первых версиях Т-100 было шесть рычагов и пара педалей.
На первых моделях, вплоть до 70-х оно было тросовым. Сзади машины устанавливался лебедочный механизм, с помощью которого тракторист мог, например, поднимать и опускать бульдозерный нож.
К середине 70-х тросовую систему сменила гидравлика (она получила индекс ДЗ-54), значительно облегчившая труд тракториста.
Как сообщалось выше, их было 14, а вот количество прицепных агрегатов исчислялось двумя сотнями и даже больше. Часто встречавшиеся версии С-100 (в индекс добавляли буквы, иногда с цифрами):
✅ «Б» – болотоход, оснащенный гусеницами другого типа
✅ «МГП» – промышленный агрегат, оборудованный навеской впереди, гидравликой и сцепкой сзади
✅ «БГ» – модель повышенной проходимости, созданная на основе «МГП»
✅ «МГС» – машина, оснащенная валом отбора мощности, предназначенная для выполнения распашных (в основном) работ на целине, селе
✅ «МГП-1» – облегченный вариант базовой «сотки» без кабины
✅ «МЗГП» – отличается наличием сервоприводов, снижающих физические усилия при управлении трактором
✅ «Т» – техника, специально приспособленная для укладки труб
Что касается других «профессий» трактора, то, он, в зависимости от специфики работ, может играть роль кустореза, рыхлителя почвы, удалителя камней и корчевателя пней, крана, забивщика свай, мелиорационной техники.
И это далеко не все операции, которые умеет выполнять универсальная машина.
Уже несколько десятилетий трактор не выпускается. Однако его до сих пор можно встретить и даже купить экземпляр б/у. К примеру: сегодня за Т-100 выпуска конца 60-х просят 200 тыс. руб. Из плюсов машины – простота конструкции, ремонтопригодность, возможность установки самого разнообразного оборудования. А еще машина «равнодушна» к качеству топлива и может сама его «высасывать» из любой емкости.
Из минусов выделяется серьезное снижение тягового усилия при работе на более высокой скорости. Второй момент, на который в 60-е не обращали внимания – отсутствие удобства, комфорта при работе. Человек за смену сильно уставал, находясь постоянно в грохоте движка и физически ворочая тяжелые рычаги. Время Т-100 постепенно ушло: появились новые, менее громоздкие более экономичные, комфортные и мощные машины.
Как появился Т-100
По сути, это модернизированный «Сталинец». Однако, если копнуть глубже, то предшественником С-100 являлся С-80, а его – С-60. В конце 20-х и начале 30-х у СССР не было развитого тракторостроения, поэтому за основу взяли американский Caterpillar Sixty.
Американский трактор изначально назывался Best 60. Фото: YouTube/com.
Аппарат крайне непритязательный: кабина отсутствовала – фактически машина представляла собой движок с органами управления, поставленный на раму с трансмиссией. Из всех удобств – сиденье, напоминавшее стул. «Сталинец-60», выпускавшийся до 1937 года, был таким же. Далее на конвейер поставили С-65, производившийся до войны.
«Сталинец-60» на постаменте. Фото: YouTube/com.
А после нее, в 1946-м пошел в серию С-80, получивший кабину, правда, деревянную. Впрочем, первые модели авто ГАЗ-20, «Москвич-400» тоже были без крыши. Просто послевоенная промышленность пока еще не выпускала широкопрокатные листы. С-80, а потом и С-100 помогали восстанавливать разрушенное народное хозяйство, были участниками освоения целины.
С-100 – не менее легендарная машина. Фото: YouTube/com.
Во многих городах этим тракторам-труженикам установили памятники: на пьедесталах красуются когда-то реально работавшие машины.
Т-100: начало и имена
Вообще-то была переходная модель от «Сталинца», в документах называемая Т-108. Но фактически это модернизированный вариант Т-100 с индексом Т-100М, выпускавшийся с 1962-го до 1965-го года. Новая машина должна была называться С-100М. Однако в силу политических обстоятельств («развенчание культа личности») трактору дали иное «имя». Осенью 1963-го первый экземпляр «сотки», наконец, покинул заводской цех.
Технические особенности
Машине присвоили 10-й тяговый класс. Ее собственная масса составляла одиннадцать тонн. При таком весе техника обладала хорошим на то время показателем тягового усилия. На 1-й передаче – 9,5 т, на последней – 5 т. Агрегат получился габаритным: длина, ширина и высота – соответственно 4,2, 2,4 и 3 м. Колея, клиренс – 180 и 33,1 см. При этом длина опорной площади гусениц равна 2,3 м. Давление на землю – 0,47 кгс/кв. см – совсем небольшая величина, позволяющая задействовать «сотку» на пашнях и успешно преодолевать заболоченные участки.
Силовой агрегат
Д-108 специально изготовили для данной модели. Мотор с четырьмя цилиндрами весит 2,1 т, выдает 108 «лошадей». Другие параметры Т-100:
✅ объем двигателя – 15,5 л
✅ максимальная частота вращения – 1070 об/мин
✅ расход дизельного горючего – около 20 л/час
✅ вместимость бака – 235 л
Из особенностей двигателя необходимо отметить камеры сгорания, «обустроенные» в днищах поршней, плюс, непосредственный впрыск.
В отличие от предшественника, на Т-100 стоял более совершенный мотор, а иностранная надпись говорит, что трактор шел на экспорт. Фото: YouTube/com.
Также в форсунках установили по девять распылителей: раньше – по одному. Еще одно новшество – реактивная центрифуга, находящаяся в маслофильтре.
Непосредственный впрыск на тракторах ЧТЗ впервые был опробован именно на Т-100. Фото: YouTube/com.
Для заправки горючим из стационарных емкостей, стоящих ниже топливного бака, применялся вакуумный механизм, работающий за счет энергии выхлопа.
Для старта силовой установки используется вспомогательный агрегат П-23, именуемый в народе «пускачом». А он, в свою очередь, может заводиться от аккумуляторного стартера (более поздние версии трактора) или вручную. Последний способ – наиболее распространенный. На первых моделях Т-100 ради экономичности была установлена своя «фишка»: на холостых оборотах 2-й и 3-й цилиндры отключались. Правда, позже «опцию» упразднили.
Ходовая часть
Принципиальных отличий от С-100 не предусматривалось. Но плюс все же был. Это упрощение ремонта: муфта сцепления монтировалась отдельно – т. е. для замены каких-либо ее элементов снимать КПП не требовалось. Кстати, она – механическая, «выдавала» пять передних передач и четыре – задних.
Чаще всего трактор использовался, как бульдозер. Фото: YouTube/com.
Трактор разгонялся не более чем до 10 км/ч. Подвеска, включающая в себя гусеничные тележки, сделана полужесткой (имеется балансир).
Что в «салоне»?
По меркам того времени кабина была довольно «комфортной». Имелся свет, сиденье сделано мягким. Из других удобств – вентиляция и обогреватель. Первая была выполнена не очень удачно: воздушный фильтр мотора находился в кабине. Вентилирование осуществлялось постоянно, но внутри стоял сильный шум от работающего движка.
О комфорте раньше думали в последнюю очередь (виден зеленый воздухофильтр). Фото: YouTube/com.
Если кабину сравнивать с С-100, отличия можно найти разве что в ее форме. Органов управления не так много: в первых версиях Т-100 было шесть рычагов и пара педалей.
Управление навесками
На первых моделях, вплоть до 70-х оно было тросовым. Сзади машины устанавливался лебедочный механизм, с помощью которого тракторист мог, например, поднимать и опускать бульдозерный нож.
На первых моделях вместо гидравлики сзади стоял тросовый механизм. Фото: YouTube/com.
К середине 70-х тросовую систему сменила гидравлика (она получила индекс ДЗ-54), значительно облегчившая труд тракториста.
Модификации
Как сообщалось выше, их было 14, а вот количество прицепных агрегатов исчислялось двумя сотнями и даже больше. Часто встречавшиеся версии С-100 (в индекс добавляли буквы, иногда с цифрами):
✅ «Б» – болотоход, оснащенный гусеницами другого типа
✅ «МГП» – промышленный агрегат, оборудованный навеской впереди, гидравликой и сцепкой сзади
✅ «БГ» – модель повышенной проходимости, созданная на основе «МГП»
✅ «МГС» – машина, оснащенная валом отбора мощности, предназначенная для выполнения распашных (в основном) работ на целине, селе
✅ «МГП-1» – облегченный вариант базовой «сотки» без кабины
✅ «МЗГП» – отличается наличием сервоприводов, снижающих физические усилия при управлении трактором
✅ «Т» – техника, специально приспособленная для укладки труб
Что касается других «профессий» трактора, то, он, в зависимости от специфики работ, может играть роль кустореза, рыхлителя почвы, удалителя камней и корчевателя пней, крана, забивщика свай, мелиорационной техники.
Здесь Т-100 выполнен, как подъемник. Фото: YouTube/com.
И это далеко не все операции, которые умеет выполнять универсальная машина.
Плюсы и минусы Т-100
Уже несколько десятилетий трактор не выпускается. Однако его до сих пор можно встретить и даже купить экземпляр б/у. К примеру: сегодня за Т-100 выпуска конца 60-х просят 200 тыс. руб. Из плюсов машины – простота конструкции, ремонтопригодность, возможность установки самого разнообразного оборудования. А еще машина «равнодушна» к качеству топлива и может сама его «высасывать» из любой емкости.
И сегодня встречаются Т-100 в рабочем состоянии. Фото: YouTube/com.
Из минусов выделяется серьезное снижение тягового усилия при работе на более высокой скорости. Второй момент, на который в 60-е не обращали внимания – отсутствие удобства, комфорта при работе. Человек за смену сильно уставал, находясь постоянно в грохоте движка и физически ворочая тяжелые рычаги. Время Т-100 постепенно ушло: появились новые, менее громоздкие более экономичные, комфортные и мощные машины.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...