Т-100 – трактор, который строил СССР
16 542

Т-100 – трактор, который строил СССР

Не будет преувеличением сказать, что легендарная «сотка» участвовала во всех крупных стройках и освоениях целинных земель в послевоенном Советском Союзе. Особенность трактора, отличавшая его от «прародителя» С-100 («Сталинец»), имевшего пару модификаций, в том, что новая машина производилась в 14-ти «вариациях». Т-100 выпускался Челябинским заводом (ЧТЗ) в 1963-1977 годы. Машина активно использовалась в последующее время: благодаря простоте конструкции и высокой ремонтопригодности «сотку» можно и сейчас встретить в какой-нибудь глубинке. Почему трактор называют «легендарным» и чем он «отличился» в машиностроении СССР? Но сначала стоит заглянуть в прошлое этой техники.


Как появился Т-100


По сути, это модернизированный «Сталинец». Однако, если копнуть глубже, то предшественником С-100 являлся С-80, а его – С-60. В конце 20-х и начале 30-х у СССР не было развитого тракторостроения, поэтому за основу взяли американский Caterpillar Sixty.

Т-100 – трактор, который строил СССРАмериканский трактор изначально назывался Best 60. Фото: YouTube/com.

Аппарат крайне непритязательный: кабина отсутствовала – фактически машина представляла собой движок с органами управления, поставленный на раму с трансмиссией. Из всех удобств – сиденье, напоминавшее стул. «Сталинец-60», выпускавшийся до 1937 года, был таким же. Далее на конвейер поставили С-65, производившийся до войны.

«Сталинец-60» на постаменте. Фото: YouTube/com.

А после нее, в 1946-м пошел в серию С-80, получивший кабину, правда, деревянную. Впрочем, первые модели авто ГАЗ-20, «Москвич-400» тоже были без крыши. Просто послевоенная промышленность пока еще не выпускала широкопрокатные листы. С-80, а потом и С-100 помогали восстанавливать разрушенное народное хозяйство, были участниками освоения целины.

С-100 – не менее легендарная машина. Фото: YouTube/com.

Во многих городах этим тракторам-труженикам установили памятники: на пьедесталах красуются когда-то реально работавшие машины.

Т-100: начало и имена


Вообще-то была переходная модель от «Сталинца», в документах называемая Т-108. Но фактически это модернизированный вариант Т-100 с индексом Т-100М, выпускавшийся с 1962-го до 1965-го года. Новая машина должна была называться С-100М. Однако в силу политических обстоятельств («развенчание культа личности») трактору дали иное «имя». Осенью 1963-го первый экземпляр «сотки», наконец, покинул заводской цех.

Технические особенности


Машине присвоили 10-й тяговый класс. Ее собственная масса составляла одиннадцать тонн. При таком весе техника обладала хорошим на то время показателем тягового усилия. На 1-й передаче – 9,5 т, на последней – 5 т. Агрегат получился габаритным: длина, ширина и высота – соответственно 4,2, 2,4 и 3 м. Колея, клиренс – 180 и 33,1 см. При этом длина опорной площади гусениц равна 2,3 м. Давление на землю – 0,47 кгс/кв. см – совсем небольшая величина, позволяющая задействовать «сотку» на пашнях и успешно преодолевать заболоченные участки.

Силовой агрегат


Д-108 специально изготовили для данной модели. Мотор с четырьмя цилиндрами весит 2,1 т, выдает 108 «лошадей». Другие параметры Т-100:

✅ объем двигателя – 15,5 л
✅ максимальная частота вращения – 1070 об/мин
✅ расход дизельного горючего – около 20 л/час
✅ вместимость бака – 235 л

Из особенностей двигателя необходимо отметить камеры сгорания, «обустроенные» в днищах поршней, плюс, непосредственный впрыск.

В отличие от предшественника, на Т-100 стоял более совершенный мотор, а иностранная надпись говорит, что трактор шел на экспорт. Фото: YouTube/com.

Также в форсунках установили по девять распылителей: раньше – по одному. Еще одно новшество – реактивная центрифуга, находящаяся в маслофильтре.

Непосредственный впрыск на тракторах ЧТЗ впервые был опробован именно на Т-100. Фото: YouTube/com.

Для заправки горючим из стационарных емкостей, стоящих ниже топливного бака, применялся вакуумный механизм, работающий за счет энергии выхлопа.

Для старта силовой установки используется вспомогательный агрегат П-23, именуемый в народе «пускачом». А он, в свою очередь, может заводиться от аккумуляторного стартера (более поздние версии трактора) или вручную. Последний способ – наиболее распространенный. На первых моделях Т-100 ради экономичности была установлена своя «фишка»: на холостых оборотах 2-й и 3-й цилиндры отключались. Правда, позже «опцию» упразднили.

Ходовая часть


Принципиальных отличий от С-100 не предусматривалось. Но плюс все же был. Это упрощение ремонта: муфта сцепления монтировалась отдельно – т. е. для замены каких-либо ее элементов снимать КПП не требовалось. Кстати, она – механическая, «выдавала» пять передних передач и четыре – задних.

Чаще всего трактор использовался, как бульдозер. Фото: YouTube/com.

Трактор разгонялся не более чем до 10 км/ч. Подвеска, включающая в себя гусеничные тележки, сделана полужесткой (имеется балансир).

Что в «салоне»?


По меркам того времени кабина была довольно «комфортной». Имелся свет, сиденье сделано мягким. Из других удобств – вентиляция и обогреватель. Первая была выполнена не очень удачно: воздушный фильтр мотора находился в кабине. Вентилирование осуществлялось постоянно, но внутри стоял сильный шум от работающего движка.

О комфорте раньше думали в последнюю очередь (виден зеленый воздухофильтр). Фото: YouTube/com.

Если кабину сравнивать с С-100, отличия можно найти разве что в ее форме. Органов управления не так много: в первых версиях Т-100 было шесть рычагов и пара педалей.

Управление навесками


На первых моделях, вплоть до 70-х оно было тросовым. Сзади машины устанавливался лебедочный механизм, с помощью которого тракторист мог, например, поднимать и опускать бульдозерный нож.

На первых моделях вместо гидравлики сзади стоял тросовый механизм. Фото: YouTube/com.

К середине 70-х тросовую систему сменила гидравлика (она получила индекс ДЗ-54), значительно облегчившая труд тракториста.

Модификации


Как сообщалось выше, их было 14, а вот количество прицепных агрегатов исчислялось двумя сотнями и даже больше. Часто встречавшиеся версии С-100 (в индекс добавляли буквы, иногда с цифрами):

✅ «Б» – болотоход, оснащенный гусеницами другого типа
✅ «МГП» – промышленный агрегат, оборудованный навеской впереди, гидравликой и сцепкой сзади
✅ «БГ» – модель повышенной проходимости, созданная на основе «МГП»
✅ «МГС» – машина, оснащенная валом отбора мощности, предназначенная для выполнения распашных (в основном) работ на целине, селе
✅ «МГП-1» – облегченный вариант базовой «сотки» без кабины
✅ «МЗГП» – отличается наличием сервоприводов, снижающих физические усилия при управлении трактором
✅ «Т» – техника, специально приспособленная для укладки труб

Что касается других «профессий» трактора, то, он, в зависимости от специфики работ, может играть роль кустореза, рыхлителя почвы, удалителя камней и корчевателя пней, крана, забивщика свай, мелиорационной техники.

Здесь Т-100 выполнен, как подъемник. Фото: YouTube/com.

И это далеко не все операции, которые умеет выполнять универсальная машина.

Плюсы и минусы Т-100


Уже несколько десятилетий трактор не выпускается. Однако его до сих пор можно встретить и даже купить экземпляр б/у. К примеру: сегодня за Т-100 выпуска конца 60-х просят 200 тыс. руб. Из плюсов машины – простота конструкции, ремонтопригодность, возможность установки самого разнообразного оборудования. А еще машина «равнодушна» к качеству топлива и может сама его «высасывать» из любой емкости.

И сегодня встречаются Т-100 в рабочем состоянии. Фото: YouTube/com.

Из минусов выделяется серьезное снижение тягового усилия при работе на более высокой скорости. Второй момент, на который в 60-е не обращали внимания – отсутствие удобства, комфорта при работе. Человек за смену сильно уставал, находясь постоянно в грохоте движка и физически ворочая тяжелые рычаги. Время Т-100 постепенно ушло: появились новые, менее громоздкие более экономичные, комфортные и мощные машины.
А вы что думаете о Т-100?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....