Т-100 – трактор, который строил СССР
Не будет преувеличением сказать, что легендарная «сотка» участвовала во всех крупных стройках и освоениях целинных земель в послевоенном Советском Союзе. Особенность трактора, отличавшая его от «прародителя» С-100 («Сталинец»), имевшего пару модификаций, в том, что новая машина производилась в 14-ти «вариациях». Т-100 выпускался Челябинским заводом (ЧТЗ) в 1963-1977 годы. Машина активно использовалась в последующее время: благодаря простоте конструкции и высокой ремонтопригодности «сотку» можно и сейчас встретить в какой-нибудь глубинке. Почему трактор называют «легендарным» и чем он «отличился» в машиностроении СССР? Но сначала стоит заглянуть в прошлое этой техники.
По сути, это модернизированный «Сталинец». Однако, если копнуть глубже, то предшественником С-100 являлся С-80, а его – С-60. В конце 20-х и начале 30-х у СССР не было развитого тракторостроения, поэтому за основу взяли американский Caterpillar Sixty.
Аппарат крайне непритязательный: кабина отсутствовала – фактически машина представляла собой движок с органами управления, поставленный на раму с трансмиссией. Из всех удобств – сиденье, напоминавшее стул. «Сталинец-60», выпускавшийся до 1937 года, был таким же. Далее на конвейер поставили С-65, производившийся до войны.
А после нее, в 1946-м пошел в серию С-80, получивший кабину, правда, деревянную. Впрочем, первые модели авто ГАЗ-20, «Москвич-400» тоже были без крыши. Просто послевоенная промышленность пока еще не выпускала широкопрокатные листы. С-80, а потом и С-100 помогали восстанавливать разрушенное народное хозяйство, были участниками освоения целины.
Во многих городах этим тракторам-труженикам установили памятники: на пьедесталах красуются когда-то реально работавшие машины.
Вообще-то была переходная модель от «Сталинца», в документах называемая Т-108. Но фактически это модернизированный вариант Т-100 с индексом Т-100М, выпускавшийся с 1962-го до 1965-го года. Новая машина должна была называться С-100М. Однако в силу политических обстоятельств («развенчание культа личности») трактору дали иное «имя». Осенью 1963-го первый экземпляр «сотки», наконец, покинул заводской цех.
Машине присвоили 10-й тяговый класс. Ее собственная масса составляла одиннадцать тонн. При таком весе техника обладала хорошим на то время показателем тягового усилия. На 1-й передаче – 9,5 т, на последней – 5 т. Агрегат получился габаритным: длина, ширина и высота – соответственно 4,2, 2,4 и 3 м. Колея, клиренс – 180 и 33,1 см. При этом длина опорной площади гусениц равна 2,3 м. Давление на землю – 0,47 кгс/кв. см – совсем небольшая величина, позволяющая задействовать «сотку» на пашнях и успешно преодолевать заболоченные участки.
Д-108 специально изготовили для данной модели. Мотор с четырьмя цилиндрами весит 2,1 т, выдает 108 «лошадей». Другие параметры Т-100:
✅ объем двигателя – 15,5 л
✅ максимальная частота вращения – 1070 об/мин
✅ расход дизельного горючего – около 20 л/час
✅ вместимость бака – 235 л
Из особенностей двигателя необходимо отметить камеры сгорания, «обустроенные» в днищах поршней, плюс, непосредственный впрыск.
Также в форсунках установили по девять распылителей: раньше – по одному. Еще одно новшество – реактивная центрифуга, находящаяся в маслофильтре.
Для старта силовой установки используется вспомогательный агрегат П-23, именуемый в народе «пускачом». А он, в свою очередь, может заводиться от аккумуляторного стартера (более поздние версии трактора) или вручную. Последний способ – наиболее распространенный. На первых моделях Т-100 ради экономичности была установлена своя «фишка»: на холостых оборотах 2-й и 3-й цилиндры отключались. Правда, позже «опцию» упразднили.
Принципиальных отличий от С-100 не предусматривалось. Но плюс все же был. Это упрощение ремонта: муфта сцепления монтировалась отдельно – т. е. для замены каких-либо ее элементов снимать КПП не требовалось. Кстати, она – механическая, «выдавала» пять передних передач и четыре – задних.
Трактор разгонялся не более чем до 10 км/ч. Подвеска, включающая в себя гусеничные тележки, сделана полужесткой (имеется балансир).
По меркам того времени кабина была довольно «комфортной». Имелся свет, сиденье сделано мягким. Из других удобств – вентиляция и обогреватель. Первая была выполнена не очень удачно: воздушный фильтр мотора находился в кабине. Вентилирование осуществлялось постоянно, но внутри стоял сильный шум от работающего движка.
Если кабину сравнивать с С-100, отличия можно найти разве что в ее форме. Органов управления не так много: в первых версиях Т-100 было шесть рычагов и пара педалей.
На первых моделях, вплоть до 70-х оно было тросовым. Сзади машины устанавливался лебедочный механизм, с помощью которого тракторист мог, например, поднимать и опускать бульдозерный нож.
К середине 70-х тросовую систему сменила гидравлика (она получила индекс ДЗ-54), значительно облегчившая труд тракториста.
Как сообщалось выше, их было 14, а вот количество прицепных агрегатов исчислялось двумя сотнями и даже больше. Часто встречавшиеся версии С-100 (в индекс добавляли буквы, иногда с цифрами):
✅ «Б» – болотоход, оснащенный гусеницами другого типа
✅ «МГП» – промышленный агрегат, оборудованный навеской впереди, гидравликой и сцепкой сзади
✅ «БГ» – модель повышенной проходимости, созданная на основе «МГП»
✅ «МГС» – машина, оснащенная валом отбора мощности, предназначенная для выполнения распашных (в основном) работ на целине, селе
✅ «МГП-1» – облегченный вариант базовой «сотки» без кабины
✅ «МЗГП» – отличается наличием сервоприводов, снижающих физические усилия при управлении трактором
✅ «Т» – техника, специально приспособленная для укладки труб
Что касается других «профессий» трактора, то, он, в зависимости от специфики работ, может играть роль кустореза, рыхлителя почвы, удалителя камней и корчевателя пней, крана, забивщика свай, мелиорационной техники.
И это далеко не все операции, которые умеет выполнять универсальная машина.
Уже несколько десятилетий трактор не выпускается. Однако его до сих пор можно встретить и даже купить экземпляр б/у. К примеру: сегодня за Т-100 выпуска конца 60-х просят 200 тыс. руб. Из плюсов машины – простота конструкции, ремонтопригодность, возможность установки самого разнообразного оборудования. А еще машина «равнодушна» к качеству топлива и может сама его «высасывать» из любой емкости.
Из минусов выделяется серьезное снижение тягового усилия при работе на более высокой скорости. Второй момент, на который в 60-е не обращали внимания – отсутствие удобства, комфорта при работе. Человек за смену сильно уставал, находясь постоянно в грохоте движка и физически ворочая тяжелые рычаги. Время Т-100 постепенно ушло: появились новые, менее громоздкие более экономичные, комфортные и мощные машины.
Как появился Т-100
По сути, это модернизированный «Сталинец». Однако, если копнуть глубже, то предшественником С-100 являлся С-80, а его – С-60. В конце 20-х и начале 30-х у СССР не было развитого тракторостроения, поэтому за основу взяли американский Caterpillar Sixty.
Американский трактор изначально назывался Best 60. Фото: YouTube/com.
Аппарат крайне непритязательный: кабина отсутствовала – фактически машина представляла собой движок с органами управления, поставленный на раму с трансмиссией. Из всех удобств – сиденье, напоминавшее стул. «Сталинец-60», выпускавшийся до 1937 года, был таким же. Далее на конвейер поставили С-65, производившийся до войны.
«Сталинец-60» на постаменте. Фото: YouTube/com.
А после нее, в 1946-м пошел в серию С-80, получивший кабину, правда, деревянную. Впрочем, первые модели авто ГАЗ-20, «Москвич-400» тоже были без крыши. Просто послевоенная промышленность пока еще не выпускала широкопрокатные листы. С-80, а потом и С-100 помогали восстанавливать разрушенное народное хозяйство, были участниками освоения целины.
С-100 – не менее легендарная машина. Фото: YouTube/com.
Во многих городах этим тракторам-труженикам установили памятники: на пьедесталах красуются когда-то реально работавшие машины.
Т-100: начало и имена
Вообще-то была переходная модель от «Сталинца», в документах называемая Т-108. Но фактически это модернизированный вариант Т-100 с индексом Т-100М, выпускавшийся с 1962-го до 1965-го года. Новая машина должна была называться С-100М. Однако в силу политических обстоятельств («развенчание культа личности») трактору дали иное «имя». Осенью 1963-го первый экземпляр «сотки», наконец, покинул заводской цех.
Технические особенности
Машине присвоили 10-й тяговый класс. Ее собственная масса составляла одиннадцать тонн. При таком весе техника обладала хорошим на то время показателем тягового усилия. На 1-й передаче – 9,5 т, на последней – 5 т. Агрегат получился габаритным: длина, ширина и высота – соответственно 4,2, 2,4 и 3 м. Колея, клиренс – 180 и 33,1 см. При этом длина опорной площади гусениц равна 2,3 м. Давление на землю – 0,47 кгс/кв. см – совсем небольшая величина, позволяющая задействовать «сотку» на пашнях и успешно преодолевать заболоченные участки.
Силовой агрегат
Д-108 специально изготовили для данной модели. Мотор с четырьмя цилиндрами весит 2,1 т, выдает 108 «лошадей». Другие параметры Т-100:
✅ объем двигателя – 15,5 л
✅ максимальная частота вращения – 1070 об/мин
✅ расход дизельного горючего – около 20 л/час
✅ вместимость бака – 235 л
Из особенностей двигателя необходимо отметить камеры сгорания, «обустроенные» в днищах поршней, плюс, непосредственный впрыск.
В отличие от предшественника, на Т-100 стоял более совершенный мотор, а иностранная надпись говорит, что трактор шел на экспорт. Фото: YouTube/com.
Также в форсунках установили по девять распылителей: раньше – по одному. Еще одно новшество – реактивная центрифуга, находящаяся в маслофильтре.
Непосредственный впрыск на тракторах ЧТЗ впервые был опробован именно на Т-100. Фото: YouTube/com.
Для заправки горючим из стационарных емкостей, стоящих ниже топливного бака, применялся вакуумный механизм, работающий за счет энергии выхлопа.
Для старта силовой установки используется вспомогательный агрегат П-23, именуемый в народе «пускачом». А он, в свою очередь, может заводиться от аккумуляторного стартера (более поздние версии трактора) или вручную. Последний способ – наиболее распространенный. На первых моделях Т-100 ради экономичности была установлена своя «фишка»: на холостых оборотах 2-й и 3-й цилиндры отключались. Правда, позже «опцию» упразднили.
Ходовая часть
Принципиальных отличий от С-100 не предусматривалось. Но плюс все же был. Это упрощение ремонта: муфта сцепления монтировалась отдельно – т. е. для замены каких-либо ее элементов снимать КПП не требовалось. Кстати, она – механическая, «выдавала» пять передних передач и четыре – задних.
Чаще всего трактор использовался, как бульдозер. Фото: YouTube/com.
Трактор разгонялся не более чем до 10 км/ч. Подвеска, включающая в себя гусеничные тележки, сделана полужесткой (имеется балансир).
Что в «салоне»?
По меркам того времени кабина была довольно «комфортной». Имелся свет, сиденье сделано мягким. Из других удобств – вентиляция и обогреватель. Первая была выполнена не очень удачно: воздушный фильтр мотора находился в кабине. Вентилирование осуществлялось постоянно, но внутри стоял сильный шум от работающего движка.
О комфорте раньше думали в последнюю очередь (виден зеленый воздухофильтр). Фото: YouTube/com.
Если кабину сравнивать с С-100, отличия можно найти разве что в ее форме. Органов управления не так много: в первых версиях Т-100 было шесть рычагов и пара педалей.
Управление навесками
На первых моделях, вплоть до 70-х оно было тросовым. Сзади машины устанавливался лебедочный механизм, с помощью которого тракторист мог, например, поднимать и опускать бульдозерный нож.
На первых моделях вместо гидравлики сзади стоял тросовый механизм. Фото: YouTube/com.
К середине 70-х тросовую систему сменила гидравлика (она получила индекс ДЗ-54), значительно облегчившая труд тракториста.
Модификации
Как сообщалось выше, их было 14, а вот количество прицепных агрегатов исчислялось двумя сотнями и даже больше. Часто встречавшиеся версии С-100 (в индекс добавляли буквы, иногда с цифрами):
✅ «Б» – болотоход, оснащенный гусеницами другого типа
✅ «МГП» – промышленный агрегат, оборудованный навеской впереди, гидравликой и сцепкой сзади
✅ «БГ» – модель повышенной проходимости, созданная на основе «МГП»
✅ «МГС» – машина, оснащенная валом отбора мощности, предназначенная для выполнения распашных (в основном) работ на целине, селе
✅ «МГП-1» – облегченный вариант базовой «сотки» без кабины
✅ «МЗГП» – отличается наличием сервоприводов, снижающих физические усилия при управлении трактором
✅ «Т» – техника, специально приспособленная для укладки труб
Что касается других «профессий» трактора, то, он, в зависимости от специфики работ, может играть роль кустореза, рыхлителя почвы, удалителя камней и корчевателя пней, крана, забивщика свай, мелиорационной техники.
Здесь Т-100 выполнен, как подъемник. Фото: YouTube/com.
И это далеко не все операции, которые умеет выполнять универсальная машина.
Плюсы и минусы Т-100
Уже несколько десятилетий трактор не выпускается. Однако его до сих пор можно встретить и даже купить экземпляр б/у. К примеру: сегодня за Т-100 выпуска конца 60-х просят 200 тыс. руб. Из плюсов машины – простота конструкции, ремонтопригодность, возможность установки самого разнообразного оборудования. А еще машина «равнодушна» к качеству топлива и может сама его «высасывать» из любой емкости.
И сегодня встречаются Т-100 в рабочем состоянии. Фото: YouTube/com.
Из минусов выделяется серьезное снижение тягового усилия при работе на более высокой скорости. Второй момент, на который в 60-е не обращали внимания – отсутствие удобства, комфорта при работе. Человек за смену сильно уставал, находясь постоянно в грохоте движка и физически ворочая тяжелые рычаги. Время Т-100 постепенно ушло: появились новые, менее громоздкие более экономичные, комфортные и мощные машины.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
МС-21 – синхронный высший пилотаж авиалайнеров с зарубежными и отечественными двигателями
Российский авиалайнер МС-21 уже 14 лет подряд трудится на регулярных рейсах. Самолет выпускался серийно, но одна ошибка чуть не поставила на нем крест. Чтобы...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
Разборка мотоцикла Днепр-16 для постройки внедорожного «Урала» – а на заводах не додумались
Массово тяжелые оппозитные мотоциклы с колясками выпускали в СССР два завода. Хотя «предок» у них один, модели немного отличались друг от друга, как внешне,...
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Почему на массовых авто не ставят легкие литий-ионные батареи?
Они в 5 раз легче свинцовых при схожих и даже лучших остальных параметрах. А ведь за каждый килограмм веса машины идет настоящая борьба!...
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
В России появится новый отечественный автобренд
Крупный холдинг продолжает развивать коммерческие модели. Изменений планируется настолько много, что потребуется отдельная компания....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...