Бортовая «Газель» ГАЗ-3302 – любимый грузовик всея Руси и ее окрестностей
Советский автопром не нуждался в легких грузовиках. Точнее, государство считало, что данный класс нежизнеспособен. Если брать в целом, то это правда – частников до «перестройки» в СССР официально не было, а бензин никто не считал. Да и грузовые автомобили физическим лицам не продавали.
Критическая ситуация сложилась после развала Советского Союза. Государственные предприятия перестали закупать грузовики, а большинству частников средне и крупнотоннажные автомобили были просто не по карману. Они сразу же освоили легковые машины, но для работы требовались фургончики или бортовые модели.
Первым сориентировался Горьковский завод. Он выпустил знаменитую «Газель» – ГАЗ-3302. Про этот автомобиль мы сегодня и расскажем.
Мало кто об этом знает, но горьковские конструкторы неоднократно пытались создать малотоннажный грузовик. Первые попытки были еще в середине 50-х. Тогда инженеры подготовили ГАЗ-56 – новую полуторку, которая могла бы стать советским аналогом пикапа.
К сожалению, фермеров как класса в СССР не существовало. Да и грузовики в любом случае в частные руки не продавали. Правительство решило, что ГАЗ-51 вполне способен обеспечить потребности хозяйственников.
К малотоннажному грузовику вернулись только в первой половине 80-х. Тогда наконец дошло, что стране нужна полуторка. Она могла дать ряд преимуществ:
✅ Уменьшить расход топлива
✅ Увеличить маневренность в городских условиях
✅ Управлять такими машинами мог любой человек с «легковыми» правами
Попытку создать такой автомобиль предприняли на Брянском заводе. Местные инженеры-конструкторы не стали перенимать опыт НАМИ и УАЗ, а ведь у тех уже можно было взять наработки по полуторке.
БАЗ пытался сделать свое малотоннажное семейство с помощью британских конструкторов. Естественно, ничего из этого не получилось. Советские реалии просто не могли дать нужный технологический уровень для такого производства.
В конце 80-х конструкторы и руководство Горьковского автомобильного завода уже явно видело необходимость в малотоннажных грузовиках. Тогда как раз начали активно появляться кооперативы, и новоявленным бизнесменам такие машины требовались как воздух.
Впрочем, появление «Газели» было скорее в рамках эксперимента. Завод прекрасно себя чувствовал – «Волги» и «Газоны» покупали и так. В правительстве, кстати, идею тоже не поддержали. Кооператоры и фермеры считались клиентурой несерьезной. Только развал СССР показал, что новые разработки были перспективными.
Считается, что образцом для подражания горьковские конструкторы выбрали Форд Транзит. Более того, утверждают, что это чуть ли не полная копия. На самом деле, все далеко не так. Возможно, что ориентировались на «Транзит», как на эталон, но решение все свои.
Кабина ГАЗ-3302 получилась красивой – некая смесь легковых и грузовых мотивов. Внутри комфортно размещаются два человека, а если немного потесниться – то три. Обзор изумителен для своего времени. За это нужно сказать спасибо большой площади остекления и тонким боковым стойкам.
Кстати, именно унификация с легковыми автомобилями облегчила выбор потенциальных клиентов. Они сразу понимали, что в случае поломок можно починить машину своими руками.
Под капотом «Газели» были разные моторы, но начиналось все с карбюраторного ЗМЗ-4025.10. Этот силовой агрегат от «Волги». Четырехцилиндровый мотор с объемом 2,44 литра развивает 90 л. с. Такой двигатель не очень подходит для грузового автомобиля – летом у него периодические проблемы с перегревами, особенно в «пробках» при полной загрузке.
Следующий мотор, который ставили на ГАЗ-3302 – это ЗМЗ-4026.10. Не особо отличается от предыдущего силового агрегата. При том же рабочем объеме в 2,44 литра выдает уже 100 л. с. Немного более динамичный, но проблемы с перегревами тоже присутствуют.
Более сложный конструктивно двигатель – это инжекторный УМЗ-4216. Появился в 2003 году, имеет объем 2,89 литра и развивает 107 л. с.
Самым ценным двигателем в серии считается ЗМЗ-40524. Тоже инжекторный силовой агрегат, но выдает уже 140 л. с. Раньше при продаже писали, что у него 150 «лошадок», видимо, для солидности. Но на самом деле, такую мощность этот двигатель никогда не развивал.
Какое-то время «Газели» даже комплектовали дизельными моторами собственной разработки. Разговор идет про ГАЗ-5602. Этот двигатель сделали по лицензии компании Steyr, вложив в данный проект много денег.
Н
Очень редко на ГАЗ-3302 попадаются американские двигатели Chrysler 2.4L-DOHC. Ставили их в основном на последние «Волги», которые с легендой советского и российского автопрома не имеют ничего общего. Это Volga Siber – копия Chrysler Sebring/Dodge Stratus.
Самый лучший мотор в серии по надежности, но в ремонте обходится дороже всех. Объем 2,42 литра при мощности в 137 л. с. Встречается очень редко. Во-первых, эти моторы поставлялись в небольших количествах. Во-вторых, они дорогие.
На ГАЗ-3302 ставились только механические КПП. Первые модели легких грузовиков отличались тугим сцеплением и нечетким переключением передач. Постепенно все эти нюансы устранялись.
«Газель» разрабатывалась в спешном порядке, автомобиль оказался откровенно «сырым». Но машины раскупали мгновенно, поэтому производитель старался нарастить темпы.
Несмотря на крепкую подвеску, клиенты Горьковского автомобильного завода часто жаловались на низкое качество рессор и амортизаторов. Конструкторы усиливали эти элементы, хотя прекрасно понимали – для заявленного в ТТХ веса их запаса прочности должно хватить.
Но перегруз ГАЗ-3302 в полтора, а то и два раза – это было нормой. В отличие от фургонов и бортовых автомобилей иностранного производства, «Газель» выдерживала такие издевательства. За это нужно сказать спасибо мощной для класса раме и спарке на задней оси.
Качество обработки металла ГАЗ-3302, вернее, его отсутствие, стало притчей во языцех. Бортовая платформа и кабина активно ржавели, а сквозная коррозия появлялась уже через 2-3 года. Это было критично для фермеров или тех, кто покупал машину в личное пользование. Для бизнесменов ржавчина особой роли не играла – они эксплуатировали автомобиль «на убой» и он окупался за пару лет несколько раз.
В 2003 году ГАЗ-3302 обновили, дав ему новую кабину с более современным бампером, оптикой и обвесом. Легкий грузовик продолжал пользоваться спросом, поэтому его не думали снимать с конвейера.
В 2010 году появилась новая модель – ГАЗель Бизнес. Несмотря на название, это все тот же ГАЗ-3302, конечно, основательно модернизированный. Хотя появилось семейство NEXT, старая модель так и осталась актуальной. Более того – она выпускается и продается до сих пор.
Уже даже интересно – когда ГАЗ-3302 снимут с конвейера. Пока делать это не собираются – самый дешевый легкий грузовик в гамме производителя продолжает пользоваться спросом.
Критическая ситуация сложилась после развала Советского Союза. Государственные предприятия перестали закупать грузовики, а большинству частников средне и крупнотоннажные автомобили были просто не по карману. Они сразу же освоили легковые машины, но для работы требовались фургончики или бортовые модели.
«Газель» была проста и многофункциональна. Фото: Youtube.com
Первым сориентировался Горьковский завод. Он выпустил знаменитую «Газель» – ГАЗ-3302. Про этот автомобиль мы сегодня и расскажем.
Советские разработки
Мало кто об этом знает, но горьковские конструкторы неоднократно пытались создать малотоннажный грузовик. Первые попытки были еще в середине 50-х. Тогда инженеры подготовили ГАЗ-56 – новую полуторку, которая могла бы стать советским аналогом пикапа.
К сожалению, фермеров как класса в СССР не существовало. Да и грузовики в любом случае в частные руки не продавали. Правительство решило, что ГАЗ-51 вполне способен обеспечить потребности хозяйственников.
ГАЗ-56 так и не пошел в серию. Фото: Youtube.com
К малотоннажному грузовику вернулись только в первой половине 80-х. Тогда наконец дошло, что стране нужна полуторка. Она могла дать ряд преимуществ:
✅ Уменьшить расход топлива
✅ Увеличить маневренность в городских условиях
✅ Управлять такими машинами мог любой человек с «легковыми» правами
Попытку создать такой автомобиль предприняли на Брянском заводе. Местные инженеры-конструкторы не стали перенимать опыт НАМИ и УАЗ, а ведь у тех уже можно было взять наработки по полуторке.
БАЗ пытался сделать свое малотоннажное семейство с помощью британских конструкторов. Естественно, ничего из этого не получилось. Советские реалии просто не могли дать нужный технологический уровень для такого производства.
Очень редко встречаются старые автомобили в таком состоянии. Фото: Youtube.com
В конце 80-х конструкторы и руководство Горьковского автомобильного завода уже явно видело необходимость в малотоннажных грузовиках. Тогда как раз начали активно появляться кооперативы, и новоявленным бизнесменам такие машины требовались как воздух.
Впрочем, появление «Газели» было скорее в рамках эксперимента. Завод прекрасно себя чувствовал – «Волги» и «Газоны» покупали и так. В правительстве, кстати, идею тоже не поддержали. Кооператоры и фермеры считались клиентурой несерьезной. Только развал СССР показал, что новые разработки были перспективными.
Особенности модели
Считается, что образцом для подражания горьковские конструкторы выбрали Форд Транзит. Более того, утверждают, что это чуть ли не полная копия. На самом деле, все далеко не так. Возможно, что ориентировались на «Транзит», как на эталон, но решение все свои.
Кабина легкого грузовика отличалась высоким уровнем комфорта по сравнению с другой отечественной техникой. Фото: Youtube.com
Кабина ГАЗ-3302 получилась красивой – некая смесь легковых и грузовых мотивов. Внутри комфортно размещаются два человека, а если немного потесниться – то три. Обзор изумителен для своего времени. За это нужно сказать спасибо большой площади остекления и тонким боковым стойкам.
Благодаря унификации с легковыми «Волгами», новый грузовик удалось быстро запустить в серию. Но понимая, что машину будут перегружать, конструкторы решили установить рессорную подвеску и спереди.
Кстати, именно унификация с легковыми автомобилями облегчила выбор потенциальных клиентов. Они сразу понимали, что в случае поломок можно починить машину своими руками.
Двигатели и КПП
Под капотом «Газели» были разные моторы, но начиналось все с карбюраторного ЗМЗ-4025.10. Этот силовой агрегат от «Волги». Четырехцилиндровый мотор с объемом 2,44 литра развивает 90 л. с. Такой двигатель не очень подходит для грузового автомобиля – летом у него периодические проблемы с перегревами, особенно в «пробках» при полной загрузке.
Самый простой карбюраторный двигатель ЗМЗ-402. Фото: Youtube.com
Следующий мотор, который ставили на ГАЗ-3302 – это ЗМЗ-4026.10. Не особо отличается от предыдущего силового агрегата. При том же рабочем объеме в 2,44 литра выдает уже 100 л. с. Немного более динамичный, но проблемы с перегревами тоже присутствуют.
На ГАЗ-3302 ставились два двигателя серии ЗМЗ-406. Отличаются меньшим рабочим объемом – 2,28 литра. Выдают 100 и 110 л. с. соответственно. Эти моторы 16-клапанные, поэтому они лучше подходят для грузового автомобиля.
Более сложный конструктивно двигатель – это инжекторный УМЗ-4216. Появился в 2003 году, имеет объем 2,89 литра и развивает 107 л. с.
Самым ценным двигателем в серии считается ЗМЗ-40524. Тоже инжекторный силовой агрегат, но выдает уже 140 л. с. Раньше при продаже писали, что у него 150 «лошадок», видимо, для солидности. Но на самом деле, такую мощность этот двигатель никогда не развивал.
Редкий отечественный дизель ГАЗ-560. Фото: Youtube.com
Какое-то время «Газели» даже комплектовали дизельными моторами собственной разработки. Разговор идет про ГАЗ-5602. Этот двигатель сделали по лицензии компании Steyr, вложив в данный проект много денег.
Н
о в итоге мотор оказался проблемным и недоработанным. Ставили его недолго. Объем двигателя 2,13 литра при мощности в 95 л. с. Отличается низким расходом топлива по сравнению с бензиновыми силовыми агрегатами.
Очень редко на ГАЗ-3302 попадаются американские двигатели Chrysler 2.4L-DOHC. Ставили их в основном на последние «Волги», которые с легендой советского и российского автопрома не имеют ничего общего. Это Volga Siber – копия Chrysler Sebring/Dodge Stratus.
Самый лучший мотор в серии по надежности, но в ремонте обходится дороже всех. Объем 2,42 литра при мощности в 137 л. с. Встречается очень редко. Во-первых, эти моторы поставлялись в небольших количествах. Во-вторых, они дорогие.
Двигатель От Крайслера надежен, но дорогой в ремонте. Фото: Youtube.com
На ГАЗ-3302 ставились только механические КПП. Первые модели легких грузовиков отличались тугим сцеплением и нечетким переключением передач. Постепенно все эти нюансы устранялись.
Недостатки ГАЗ-3302
«Газель» разрабатывалась в спешном порядке, автомобиль оказался откровенно «сырым». Но машины раскупали мгновенно, поэтому производитель старался нарастить темпы.
После 2003 года кабина ГАЗ-3302 преобразилась. Фото: Youtube.com
Несмотря на крепкую подвеску, клиенты Горьковского автомобильного завода часто жаловались на низкое качество рессор и амортизаторов. Конструкторы усиливали эти элементы, хотя прекрасно понимали – для заявленного в ТТХ веса их запаса прочности должно хватить.
Но перегруз ГАЗ-3302 в полтора, а то и два раза – это было нормой. В отличие от фургонов и бортовых автомобилей иностранного производства, «Газель» выдерживала такие издевательства. За это нужно сказать спасибо мощной для класса раме и спарке на задней оси.
Качество обработки металла ГАЗ-3302, вернее, его отсутствие, стало притчей во языцех. Бортовая платформа и кабина активно ржавели, а сквозная коррозия появлялась уже через 2-3 года. Это было критично для фермеров или тех, кто покупал машину в личное пользование. Для бизнесменов ржавчина особой роли не играла – они эксплуатировали автомобиль «на убой» и он окупался за пару лет несколько раз.
Ходовка у этого автомобиля простейшая. Фото: Youtube.com
В 2003 году ГАЗ-3302 обновили, дав ему новую кабину с более современным бампером, оптикой и обвесом. Легкий грузовик продолжал пользоваться спросом, поэтому его не думали снимать с конвейера.
В 2010 году появилась новая модель – ГАЗель Бизнес. Несмотря на название, это все тот же ГАЗ-3302, конечно, основательно модернизированный. Хотя появилось семейство NEXT, старая модель так и осталась актуальной. Более того – она выпускается и продается до сих пор.
Уже даже интересно – когда ГАЗ-3302 снимут с конвейера. Пока делать это не собираются – самый дешевый легкий грузовик в гамме производителя продолжает пользоваться спросом.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...