
Бортовая «Газель» ГАЗ-3302 – любимый грузовик всея Руси и ее окрестностей
Советский автопром не нуждался в легких грузовиках. Точнее, государство считало, что данный класс нежизнеспособен. Если брать в целом, то это правда – частников до «перестройки» в СССР официально не было, а бензин никто не считал. Да и грузовые автомобили физическим лицам не продавали.
Критическая ситуация сложилась после развала Советского Союза. Государственные предприятия перестали закупать грузовики, а большинству частников средне и крупнотоннажные автомобили были просто не по карману. Они сразу же освоили легковые машины, но для работы требовались фургончики или бортовые модели.
«Газель» была проста и многофункциональна. Фото: Youtube.com
Первым сориентировался Горьковский завод. Он выпустил знаменитую «Газель» – ГАЗ-3302. Про этот автомобиль мы сегодня и расскажем.
Мало кто об этом знает, но горьковские конструкторы неоднократно пытались создать малотоннажный грузовик. Первые попытки были еще в середине 50-х. Тогда инженеры подготовили ГАЗ-56 – новую полуторку, которая могла бы стать советским аналогом пикапа.
К сожалению, фермеров как класса в СССР не существовало. Да и грузовики в любом случае в частные руки не продавали. Правительство решило, что ГАЗ-51 вполне способен обеспечить потребности хозяйственников.
ГАЗ-56 так и не пошел в серию. Фото: Youtube.com
К малотоннажному грузовику вернулись только в первой половине 80-х. Тогда наконец дошло, что стране нужна полуторка. Она могла дать ряд преимуществ:
✅ Уменьшить расход топлива
✅ Увеличить маневренность в городских условиях
✅ Управлять такими машинами мог любой человек с «легковыми» правами
Попытку создать такой автомобиль предприняли на Брянском заводе. Местные инженеры-конструкторы не стали перенимать опыт НАМИ и УАЗ, а ведь у тех уже можно было взять наработки по полуторке.
БАЗ пытался сделать свое малотоннажное семейство с помощью британских конструкторов. Естественно, ничего из этого не получилось. Советские реалии просто не могли дать нужный технологический уровень для такого производства.
Очень редко встречаются старые автомобили в таком состоянии. Фото: Youtube.com
В конце 80-х конструкторы и руководство Горьковского автомобильного завода уже явно видело необходимость в малотоннажных грузовиках. Тогда как раз начали активно появляться кооперативы, и новоявленным бизнесменам такие машины требовались как воздух.
Впрочем, появление «Газели» было скорее в рамках эксперимента. Завод прекрасно себя чувствовал – «Волги» и «Газоны» покупали и так. В правительстве, кстати, идею тоже не поддержали. Кооператоры и фермеры считались клиентурой несерьезной. Только развал СССР показал, что новые разработки были перспективными.
Считается, что образцом для подражания горьковские конструкторы выбрали Форд Транзит. Более того, утверждают, что это чуть ли не полная копия. На самом деле, все далеко не так. Возможно, что ориентировались на «Транзит», как на эталон, но решение все свои.
Кабина легкого грузовика отличалась высоким уровнем комфорта по сравнению с другой отечественной техникой. Фото: Youtube.com
Кабина ГАЗ-3302 получилась красивой – некая смесь легковых и грузовых мотивов. Внутри комфортно размещаются два человека, а если немного потесниться – то три. Обзор изумителен для своего времени. За это нужно сказать спасибо большой площади остекления и тонким боковым стойкам.
Кстати, именно унификация с легковыми автомобилями облегчила выбор потенциальных клиентов. Они сразу понимали, что в случае поломок можно починить машину своими руками.
Под капотом «Газели» были разные моторы, но начиналось все с карбюраторного ЗМЗ-4025.10. Этот силовой агрегат от «Волги». Четырехцилиндровый мотор с объемом 2,44 литра развивает 90 л. с. Такой двигатель не очень подходит для грузового автомобиля – летом у него периодические проблемы с перегревами, особенно в «пробках» при полной загрузке.
Самый простой карбюраторный двигатель ЗМЗ-402. Фото: Youtube.com
Следующий мотор, который ставили на ГАЗ-3302 – это ЗМЗ-4026.10. Не особо отличается от предыдущего силового агрегата. При том же рабочем объеме в 2,44 литра выдает уже 100 л. с. Немного более динамичный, но проблемы с перегревами тоже присутствуют.
Более сложный конструктивно двигатель – это инжекторный УМЗ-4216. Появился в 2003 году, имеет объем 2,89 литра и развивает 107 л. с.
Самым ценным двигателем в серии считается ЗМЗ-40524. Тоже инжекторный силовой агрегат, но выдает уже 140 л. с. Раньше при продаже писали, что у него 150 «лошадок», видимо, для солидности. Но на самом деле, такую мощность этот двигатель никогда не развивал.
Редкий отечественный дизель ГАЗ-560. Фото: Youtube.com
Какое-то время «Газели» даже комплектовали дизельными моторами собственной разработки. Разговор идет про ГАЗ-5602. Этот двигатель сделали по лицензии компании Steyr, вложив в данный проект много денег.
Н
Очень редко на ГАЗ-3302 попадаются американские двигатели Chrysler 2.4L-DOHC. Ставили их в основном на последние «Волги», которые с легендой советского и российского автопрома не имеют ничего общего. Это Volga Siber – копия Chrysler Sebring/Dodge Stratus.
Самый лучший мотор в серии по надежности, но в ремонте обходится дороже всех. Объем 2,42 литра при мощности в 137 л. с. Встречается очень редко. Во-первых, эти моторы поставлялись в небольших количествах. Во-вторых, они дорогие.
Двигатель От Крайслера надежен, но дорогой в ремонте. Фото: Youtube.com
На ГАЗ-3302 ставились только механические КПП. Первые модели легких грузовиков отличались тугим сцеплением и нечетким переключением передач. Постепенно все эти нюансы устранялись.
«Газель» разрабатывалась в спешном порядке, автомобиль оказался откровенно «сырым». Но машины раскупали мгновенно, поэтому производитель старался нарастить темпы.
После 2003 года кабина ГАЗ-3302 преобразилась. Фото: Youtube.com
Несмотря на крепкую подвеску, клиенты Горьковского автомобильного завода часто жаловались на низкое качество рессор и амортизаторов. Конструкторы усиливали эти элементы, хотя прекрасно понимали – для заявленного в ТТХ веса их запаса прочности должно хватить.
Но перегруз ГАЗ-3302 в полтора, а то и два раза – это было нормой. В отличие от фургонов и бортовых автомобилей иностранного производства, «Газель» выдерживала такие издевательства. За это нужно сказать спасибо мощной для класса раме и спарке на задней оси.
Качество обработки металла ГАЗ-3302, вернее, его отсутствие, стало притчей во языцех. Бортовая платформа и кабина активно ржавели, а сквозная коррозия появлялась уже через 2-3 года. Это было критично для фермеров или тех, кто покупал машину в личное пользование. Для бизнесменов ржавчина особой роли не играла – они эксплуатировали автомобиль «на убой» и он окупался за пару лет несколько раз.
Ходовка у этого автомобиля простейшая. Фото: Youtube.com
В 2003 году ГАЗ-3302 обновили, дав ему новую кабину с более современным бампером, оптикой и обвесом. Легкий грузовик продолжал пользоваться спросом, поэтому его не думали снимать с конвейера.
В 2010 году появилась новая модель – ГАЗель Бизнес. Несмотря на название, это все тот же ГАЗ-3302, конечно, основательно модернизированный. Хотя появилось семейство NEXT, старая модель так и осталась актуальной. Более того – она выпускается и продается до сих пор.
Уже даже интересно – когда ГАЗ-3302 снимут с конвейера. Пока делать это не собираются – самый дешевый легкий грузовик в гамме производителя продолжает пользоваться спросом.
Критическая ситуация сложилась после развала Советского Союза. Государственные предприятия перестали закупать грузовики, а большинству частников средне и крупнотоннажные автомобили были просто не по карману. Они сразу же освоили легковые машины, но для работы требовались фургончики или бортовые модели.

Первым сориентировался Горьковский завод. Он выпустил знаменитую «Газель» – ГАЗ-3302. Про этот автомобиль мы сегодня и расскажем.
Советские разработки
Мало кто об этом знает, но горьковские конструкторы неоднократно пытались создать малотоннажный грузовик. Первые попытки были еще в середине 50-х. Тогда инженеры подготовили ГАЗ-56 – новую полуторку, которая могла бы стать советским аналогом пикапа.
К сожалению, фермеров как класса в СССР не существовало. Да и грузовики в любом случае в частные руки не продавали. Правительство решило, что ГАЗ-51 вполне способен обеспечить потребности хозяйственников.

К малотоннажному грузовику вернулись только в первой половине 80-х. Тогда наконец дошло, что стране нужна полуторка. Она могла дать ряд преимуществ:
✅ Уменьшить расход топлива
✅ Увеличить маневренность в городских условиях
✅ Управлять такими машинами мог любой человек с «легковыми» правами
Попытку создать такой автомобиль предприняли на Брянском заводе. Местные инженеры-конструкторы не стали перенимать опыт НАМИ и УАЗ, а ведь у тех уже можно было взять наработки по полуторке.
БАЗ пытался сделать свое малотоннажное семейство с помощью британских конструкторов. Естественно, ничего из этого не получилось. Советские реалии просто не могли дать нужный технологический уровень для такого производства.

В конце 80-х конструкторы и руководство Горьковского автомобильного завода уже явно видело необходимость в малотоннажных грузовиках. Тогда как раз начали активно появляться кооперативы, и новоявленным бизнесменам такие машины требовались как воздух.
Впрочем, появление «Газели» было скорее в рамках эксперимента. Завод прекрасно себя чувствовал – «Волги» и «Газоны» покупали и так. В правительстве, кстати, идею тоже не поддержали. Кооператоры и фермеры считались клиентурой несерьезной. Только развал СССР показал, что новые разработки были перспективными.
Особенности модели
Считается, что образцом для подражания горьковские конструкторы выбрали Форд Транзит. Более того, утверждают, что это чуть ли не полная копия. На самом деле, все далеко не так. Возможно, что ориентировались на «Транзит», как на эталон, но решение все свои.

Кабина ГАЗ-3302 получилась красивой – некая смесь легковых и грузовых мотивов. Внутри комфортно размещаются два человека, а если немного потесниться – то три. Обзор изумителен для своего времени. За это нужно сказать спасибо большой площади остекления и тонким боковым стойкам.
Благодаря унификации с легковыми «Волгами», новый грузовик удалось быстро запустить в серию. Но понимая, что машину будут перегружать, конструкторы решили установить рессорную подвеску и спереди.
Кстати, именно унификация с легковыми автомобилями облегчила выбор потенциальных клиентов. Они сразу понимали, что в случае поломок можно починить машину своими руками.
Двигатели и КПП
Под капотом «Газели» были разные моторы, но начиналось все с карбюраторного ЗМЗ-4025.10. Этот силовой агрегат от «Волги». Четырехцилиндровый мотор с объемом 2,44 литра развивает 90 л. с. Такой двигатель не очень подходит для грузового автомобиля – летом у него периодические проблемы с перегревами, особенно в «пробках» при полной загрузке.

Следующий мотор, который ставили на ГАЗ-3302 – это ЗМЗ-4026.10. Не особо отличается от предыдущего силового агрегата. При том же рабочем объеме в 2,44 литра выдает уже 100 л. с. Немного более динамичный, но проблемы с перегревами тоже присутствуют.
На ГАЗ-3302 ставились два двигателя серии ЗМЗ-406. Отличаются меньшим рабочим объемом – 2,28 литра. Выдают 100 и 110 л. с. соответственно. Эти моторы 16-клапанные, поэтому они лучше подходят для грузового автомобиля.
Более сложный конструктивно двигатель – это инжекторный УМЗ-4216. Появился в 2003 году, имеет объем 2,89 литра и развивает 107 л. с.
Самым ценным двигателем в серии считается ЗМЗ-40524. Тоже инжекторный силовой агрегат, но выдает уже 140 л. с. Раньше при продаже писали, что у него 150 «лошадок», видимо, для солидности. Но на самом деле, такую мощность этот двигатель никогда не развивал.

Какое-то время «Газели» даже комплектовали дизельными моторами собственной разработки. Разговор идет про ГАЗ-5602. Этот двигатель сделали по лицензии компании Steyr, вложив в данный проект много денег.
Н
о в итоге мотор оказался проблемным и недоработанным. Ставили его недолго. Объем двигателя 2,13 литра при мощности в 95 л. с. Отличается низким расходом топлива по сравнению с бензиновыми силовыми агрегатами.
Очень редко на ГАЗ-3302 попадаются американские двигатели Chrysler 2.4L-DOHC. Ставили их в основном на последние «Волги», которые с легендой советского и российского автопрома не имеют ничего общего. Это Volga Siber – копия Chrysler Sebring/Dodge Stratus.
Самый лучший мотор в серии по надежности, но в ремонте обходится дороже всех. Объем 2,42 литра при мощности в 137 л. с. Встречается очень редко. Во-первых, эти моторы поставлялись в небольших количествах. Во-вторых, они дорогие.

На ГАЗ-3302 ставились только механические КПП. Первые модели легких грузовиков отличались тугим сцеплением и нечетким переключением передач. Постепенно все эти нюансы устранялись.
Недостатки ГАЗ-3302
«Газель» разрабатывалась в спешном порядке, автомобиль оказался откровенно «сырым». Но машины раскупали мгновенно, поэтому производитель старался нарастить темпы.

Несмотря на крепкую подвеску, клиенты Горьковского автомобильного завода часто жаловались на низкое качество рессор и амортизаторов. Конструкторы усиливали эти элементы, хотя прекрасно понимали – для заявленного в ТТХ веса их запаса прочности должно хватить.
Но перегруз ГАЗ-3302 в полтора, а то и два раза – это было нормой. В отличие от фургонов и бортовых автомобилей иностранного производства, «Газель» выдерживала такие издевательства. За это нужно сказать спасибо мощной для класса раме и спарке на задней оси.
Качество обработки металла ГАЗ-3302, вернее, его отсутствие, стало притчей во языцех. Бортовая платформа и кабина активно ржавели, а сквозная коррозия появлялась уже через 2-3 года. Это было критично для фермеров или тех, кто покупал машину в личное пользование. Для бизнесменов ржавчина особой роли не играла – они эксплуатировали автомобиль «на убой» и он окупался за пару лет несколько раз.

В 2003 году ГАЗ-3302 обновили, дав ему новую кабину с более современным бампером, оптикой и обвесом. Легкий грузовик продолжал пользоваться спросом, поэтому его не думали снимать с конвейера.
В 2010 году появилась новая модель – ГАЗель Бизнес. Несмотря на название, это все тот же ГАЗ-3302, конечно, основательно модернизированный. Хотя появилось семейство NEXT, старая модель так и осталась актуальной. Более того – она выпускается и продается до сих пор.
Уже даже интересно – когда ГАЗ-3302 снимут с конвейера. Пока делать это не собираются – самый дешевый легкий грузовик в гамме производителя продолжает пользоваться спросом.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...