Nysa-521/522: популярные в 70-е, но невостребованные в постсоветский период
Автофургоны Nysa производились на предприятии, расположенном в одноименном польском городе. Время выпуска заняло более трех десятилетий: с 1958 по 1994 годы.
По развитию производства этого автомобиля очень хорошо отслеживается и история самой Центральной Европы. После окончания войны требовались грузопассажирские автомобили для мелкого бизнеса и других целей. Восстановление и запуск производства занял чуть более десятилетия.
После этого в странах Восточного блока наблюдался заметный экономический рост и постоянное взаимовыгодное сотрудничество. Поэтому объемы выпуска грузовичков заметно росли год от года. Так же, как и география их поставок: Болгария, Венгрия, Чехословакия, ГДР, Куба и др.
Небольшими партиями недорогих микроавтобусов заинтересовались и в Западной Германии. Этот факт является немаловажным для появления модификации «522». Но, об этом поговорим ниже. Сейчас же стоит напомнить, что главным потребителем Nysa (как и множества других видов техники производимой в странах СЭВ) являлся, конечно, огромный Советский Союз.
Первые десять лет проходило становление предприятия. После появившихся в 1958 году моделей «57» и «58», инженеры подготовили ряд разработок, так и не вышедших в серию. Новая веха развития произошла в конце 60-х. Тогда специалисты предприятия смогли подготовить такую хорошую и перспективную модель, что ее выпуск продолжился более четверти века.
Возможно, он продлился бы и дольше, но политические перемены в стране привели к закрытию автопредприятия. Модель старой конструкции не могла выдержать конкуренцию с автофургонами из Германии и других автомобильных стран Европы.
И Nysa-501, и более ранние модели заводы имели довольно анахроничный внешний дизайн, отсылающий к довоенной эпохе. На предприятии осознавали, что необходимо двигаться вперед и предложить потребителям что-то симпатичное, практичное и современное.
Конечно, новинка создавалась не на пустом месте. Разработчики учли предыдущий опыт и использовали уже имеющиеся автомобили в качестве базы. Применив некоторые элементы от «501-го» и «503-го», специалисты, по сути, прибегли к их глубокой модернизации. Несмотря на это, у Nysa-521/522 имелся ряд кардинальных отличий от предшественников:
✅ впервые примененная полукапотная конструкция
✅ новая форма салона
✅ видоизмененные передние и задние бамперы
Если новый передок появился с целью обеспечения более комфортного доступа к мотору, то другие шаги осовременили внутренний дизайн, увеличив также безопасность пассажиров и водителя во время движения. Новые сидения обладали большим комфортом для сидящего, а конструкция ремней безопасности стала гораздо функциональнее.
Можем вернуться к удобствам полукапота: их правильно назвать частичными. Его крышка открывалась при помощи отвертки, а откидывалась двойным движением – на себя и вверх. Сразу под ней находился радиатор, а вот к двигателю лучше позволял добраться кожух, находящийся прямо в салоне. Впрочем, если применить сразу оба варианта, то обслуживание или ремонт становились гораздо более удобными.
Автомобиль очень походил на другую легенду – Zuk, деля с ней шасси. А вот дизайн фургона Nysa 521/522 отличался более закругленными формами и разделенным лобовым стеклом. Весь его вид был более интеллигентным, больше подходящим для перевозки не только грузов, но и людей. Тем не менее автомобиль имел несколько вариантов исполнения:
✅ универсальный грузопассажирский фургон
✅ грузовая модификация
✅ открытый легкий грузовик
✅ спецавтомобиль (скорая помощь, милиция, буксировщик и др.)
Nysa 521/522 стала основным автомобилем польской неотложки в виде микроавтобуса. Приобрел он популярность и в Венгрии. Здесь в 1987 году трудилось сразу 777 автомобилей с «мигалками» от польского производителя. В принципе, венгры именно для этих целей и закупали фургоны из Нысы.
На первые модели польских автомобилей устанавливались советские двигатели от «Победы» (ну, они и являлись дальними потомками легендарного советского авто). А вот к середине 60-х поляки созрели до производства силовых агрегатов собственной конструкции. Получивший индекс S-21, он имел уже верхнеклапанную компоновку. Мотор приводила в действие система, состоящая из распредвала, толкателей, штанг и коромысел.
К этому можно добавить чугунный блок цилиндров и карбюраторы местного или немецкого производства. Сам силовой агрегат имел такие параметры:
✅ рабочий объем – 2,12 л
✅ мощность – 70 л. с
✅ степень сжатия – 7,5
✅ КПП – 3-ступенчатая, с синхронизированными второй и третьей передачами
✅ максимальная скорость – 95 км/ч
✅ снаряженная масса – 1380/1560 кг (зависела от типа кузова)
✅ полезная нагрузка – 850 кг
✅ колесная база – 2,7 м
Электрооборудование, установленное на фургон, являлось обновленным, по сравнению с прежними моделями завода. Также задняя дверь салона имела одностворчатую конструкцию. Для своего времени он обладал хорошими ходовыми и другими качествами, что позволило использовать микроавтобус службам быстрого реагирования: скорой помощи и польской народной милиции.
В 70-х годах наступила эра расцвета торговой марки Nysa. За 1978 год выпущено максимальное количество автомобилей – 18,2 тысячи. Новой моделью заинтересовались в ФРГ. Недорогой и практичный «бусик» как нельзя лучше подходил для мелких торговцев или фермеров. Вот только его размеры «бундесов» не устраивали. Западные немцы просят изготовить специально для них модификацию с увеличенной на 10 см высотой салона. Так «522-й» получил высоту в 2,16 метра. В то же время, длина (4,5 м) и ширина (2,12 м) остались прежними.
Позже другие тоже оценили удобство подобного решения и модификация Nysa-522 собиралась параллельно с основной моделью. До конца брежневских времен микроавтобус успешно выпускался, а основная часть произведенных автомобилей (в некоторые годы – до 70 %) отправлялась в дружественные страны СЭВ. Среди клиентов из других государств, кроме ФРГ, числились Финляндия, Турция, некоторые азиатские и африканские страны. Правда, их доля экспорта была мизерной, по сравнению с рынком соцстран.
К середине 80-х среднегодовое производство Nysa снизилось до показателя ниже 12 тысяч. В следующем десятилетие оно и вовсе упало до четырехзначных показателей (в 1993 году – 1800 штук). В Польшу пришла демократия, которая принесла с собой возможность приобретения передовых зарубежных образцов техники, конкуренцию и рыночные отношения. Параллельно с этим сдулся и весь рынок бывшего СЭВ.
Некогда популярный фургон растерял своих потребителей как внутри страны, так и за рубежом. По инерции еще продолжались закупки отдельных мелких партий, но его история подходила к своему финалу. 3 февраля 1994 года заводские ворота покинул последний фургон марки Nysa. Он стал 380 575-м за всю историю предприятия. В 1996 году производственные мощности завода перешли в собственность компании Daewoo. Корейцы стали использовать их в качестве сборочных цехов для собственной продукции.
По развитию производства этого автомобиля очень хорошо отслеживается и история самой Центральной Европы. После окончания войны требовались грузопассажирские автомобили для мелкого бизнеса и других целей. Восстановление и запуск производства занял чуть более десятилетия.
Польское предприятия: от мебели к фургонам. Фото: youtube.com
После этого в странах Восточного блока наблюдался заметный экономический рост и постоянное взаимовыгодное сотрудничество. Поэтому объемы выпуска грузовичков заметно росли год от года. Так же, как и география их поставок: Болгария, Венгрия, Чехословакия, ГДР, Куба и др.
Небольшими партиями недорогих микроавтобусов заинтересовались и в Западной Германии. Этот факт является немаловажным для появления модификации «522». Но, об этом поговорим ниже. Сейчас же стоит напомнить, что главным потребителем Nysa (как и множества других видов техники производимой в странах СЭВ) являлся, конечно, огромный Советский Союз.
Первые десять лет проходило становление предприятия. После появившихся в 1958 году моделей «57» и «58», инженеры подготовили ряд разработок, так и не вышедших в серию. Новая веха развития произошла в конце 60-х. Тогда специалисты предприятия смогли подготовить такую хорошую и перспективную модель, что ее выпуск продолжился более четверти века.
Рабочее место водителя Nysa-521/522. Фото: youtube.com
Возможно, он продлился бы и дольше, но политические перемены в стране привели к закрытию автопредприятия. Модель старой конструкции не могла выдержать конкуренцию с автофургонами из Германии и других автомобильных стран Европы.
Новая Nysa, произведшая фурор и увеличившая объемы производства
И Nysa-501, и более ранние модели заводы имели довольно анахроничный внешний дизайн, отсылающий к довоенной эпохе. На предприятии осознавали, что необходимо двигаться вперед и предложить потребителям что-то симпатичное, практичное и современное.
Nysa 521/522 впервые представили широкой публике в 1968 году на Познанской международной ярмарке. Прототип новой модели был встречен очень тепло и получил лестные отзывы. Поэтому в том же году стартовало его серийное производство. Его освоили на базе Zaklady Samochodow Dostawniczych из Нысы.
Конечно, новинка создавалась не на пустом месте. Разработчики учли предыдущий опыт и использовали уже имеющиеся автомобили в качестве базы. Применив некоторые элементы от «501-го» и «503-го», специалисты, по сути, прибегли к их глубокой модернизации. Несмотря на это, у Nysa-521/522 имелся ряд кардинальных отличий от предшественников:
✅ впервые примененная полукапотная конструкция
✅ новая форма салона
✅ видоизмененные передние и задние бамперы
Если новый передок появился с целью обеспечения более комфортного доступа к мотору, то другие шаги осовременили внутренний дизайн, увеличив также безопасность пассажиров и водителя во время движения. Новые сидения обладали большим комфортом для сидящего, а конструкция ремней безопасности стала гораздо функциональнее.
Симпатичный полукапот от польских дизайнеров. Фото: youtube.com
Можем вернуться к удобствам полукапота: их правильно назвать частичными. Его крышка открывалась при помощи отвертки, а откидывалась двойным движением – на себя и вверх. Сразу под ней находился радиатор, а вот к двигателю лучше позволял добраться кожух, находящийся прямо в салоне. Впрочем, если применить сразу оба варианта, то обслуживание или ремонт становились гораздо более удобными.
Другие технические особенности
Автомобиль очень походил на другую легенду – Zuk, деля с ней шасси. А вот дизайн фургона Nysa 521/522 отличался более закругленными формами и разделенным лобовым стеклом. Весь его вид был более интеллигентным, больше подходящим для перевозки не только грузов, но и людей. Тем не менее автомобиль имел несколько вариантов исполнения:
✅ универсальный грузопассажирский фургон
✅ грузовая модификация
✅ открытый легкий грузовик
✅ спецавтомобиль (скорая помощь, милиция, буксировщик и др.)
Nysa 521/522 стала основным автомобилем польской неотложки в виде микроавтобуса. Приобрел он популярность и в Венгрии. Здесь в 1987 году трудилось сразу 777 автомобилей с «мигалками» от польского производителя. В принципе, венгры именно для этих целей и закупали фургоны из Нысы.
На первые модели польских автомобилей устанавливались советские двигатели от «Победы» (ну, они и являлись дальними потомками легендарного советского авто). А вот к середине 60-х поляки созрели до производства силовых агрегатов собственной конструкции. Получивший индекс S-21, он имел уже верхнеклапанную компоновку. Мотор приводила в действие система, состоящая из распредвала, толкателей, штанг и коромысел.
К этому можно добавить чугунный блок цилиндров и карбюраторы местного или немецкого производства. Сам силовой агрегат имел такие параметры:
✅ рабочий объем – 2,12 л
✅ мощность – 70 л. с
✅ степень сжатия – 7,5
✅ КПП – 3-ступенчатая, с синхронизированными второй и третьей передачами
✅ максимальная скорость – 95 км/ч
✅ снаряженная масса – 1380/1560 кг (зависела от типа кузова)
✅ полезная нагрузка – 850 кг
✅ колесная база – 2,7 м
Электрооборудование, установленное на фургон, являлось обновленным, по сравнению с прежними моделями завода. Также задняя дверь салона имела одностворчатую конструкцию. Для своего времени он обладал хорошими ходовыми и другими качествами, что позволило использовать микроавтобус службам быстрого реагирования: скорой помощи и польской народной милиции.
Пик популярности, немецкий заказ и завершение истории
В 70-х годах наступила эра расцвета торговой марки Nysa. За 1978 год выпущено максимальное количество автомобилей – 18,2 тысячи. Новой моделью заинтересовались в ФРГ. Недорогой и практичный «бусик» как нельзя лучше подходил для мелких торговцев или фермеров. Вот только его размеры «бундесов» не устраивали. Западные немцы просят изготовить специально для них модификацию с увеличенной на 10 см высотой салона. Так «522-й» получил высоту в 2,16 метра. В то же время, длина (4,5 м) и ширина (2,12 м) остались прежними.
Открытый полукапот открывал доступ только к радиатору. Фото: youtube.com
Позже другие тоже оценили удобство подобного решения и модификация Nysa-522 собиралась параллельно с основной моделью. До конца брежневских времен микроавтобус успешно выпускался, а основная часть произведенных автомобилей (в некоторые годы – до 70 %) отправлялась в дружественные страны СЭВ. Среди клиентов из других государств, кроме ФРГ, числились Финляндия, Турция, некоторые азиатские и африканские страны. Правда, их доля экспорта была мизерной, по сравнению с рынком соцстран.
К середине 80-х среднегодовое производство Nysa снизилось до показателя ниже 12 тысяч. В следующем десятилетие оно и вовсе упало до четырехзначных показателей (в 1993 году – 1800 штук). В Польшу пришла демократия, которая принесла с собой возможность приобретения передовых зарубежных образцов техники, конкуренцию и рыночные отношения. Параллельно с этим сдулся и весь рынок бывшего СЭВ.
Сегодня старая техники нередко участвует в тест-драйвах. Фото: youtube.com
Некогда популярный фургон растерял своих потребителей как внутри страны, так и за рубежом. По инерции еще продолжались закупки отдельных мелких партий, но его история подходила к своему финалу. 3 февраля 1994 года заводские ворота покинул последний фургон марки Nysa. Он стал 380 575-м за всю историю предприятия. В 1996 году производственные мощности завода перешли в собственность компании Daewoo. Корейцы стали использовать их в качестве сборочных цехов для собственной продукции.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....