Троллейбусы МАЗ, знакомые многим
Когда боевые действия переместились с территории СССР в Европу, большая страна начала отстраиваться. Одним из приоритетных направлений стало восстановление массового выпуска различных видов транспорта. Именно на этой волне и появился 9 августа 1944 года Минский автомобильный завод.
Конечно, война еще не была полностью завершена, поэтому срочное строительство предприятия инициировано Госкомитетом обороны СССР. Начали с отверточной сборки американских грузовиков поставляемых по ленд-лизу. В год Победы автомобильный завод собрал 14 тысяч грузовиков, став одним из крупнейших предприятий этого профиля в стране.
С 26 августа завод превратился в полноценное автопредприятие – начат выпуск МАЗ-200. Следующим у белорусских автомобилестроителей стал МАЗ-205, сошедший с конвейера всего через три года после его открытия. Мощности предприятия были задействованы настолько интенсивно, что в апреле 1989 года на службу людям отправился уже миллионный автомобиль.
За последующие годы пройден огромный путь, включающий внушительный послужной список из целого ряда популярных грузовиков, игравших важную роль в деятельности народного хозяйства страны. Уже после обретения независимости Беларусью, в 1992 году МАЗ расширил модельный ряд, начав производство комфортабельных автобусов. Они и сейчас пользуются спросом во многих соседних странах.
После этого белорусы пошли по проторенной дорожке, привычной многим производителям автобусной техники – переход к выпуску «автобуса с рогами». Да, в 1999 году на базе автобуса был построен первый городской троллейбус. Эта продукция также нашла своих потребителей и почитателей. Сборка троллейбусов заняло свою нишу в линейке моделей МАЗ. Спустя семь лет производство электротранспорта сосредоточено только на РУП «Белкоммунмаш».
Сегодня продукцию Минского автомобильного завода знают далеко за пределами Беларуси. Машины марки МАЗ успешно трудятся почти в пятидесяти стран мира. Открытое акционерное общество, преобразованное в холдинг «БЕЛАВТОМАЗ», производит надежную и выносливую технику для большегрузных перевозок, тягачи и городской пассажирский транспорт.
Несмотря на короткую историю, белорусские троллейбусы показали свою конкурентоспособность. И поставлялись они не только в Россию, но и некоторые европейские страны. Доступная цена и достойное качество сделали их привлекательными для многих.
Современный, вместительный, удобный и безопасный троллейбус этой серии в Минске стали изготавливать в начале двухтысячного года. Сконструирован на базе белорусского автобуса МАЗ-103. Его двигатель ДК-211, созданный московскими инженерами, имеет мощность 170 кВт. Этого вполне хватает, чтобы разгонять троллейбус до 80 км/ч, имея «на борту» до 100 человек.
Новый троллейбус сразу высоко оценили пассажиры. В салоне 25 удобных мест для сидений. Людям удобно заходить и выходить из троллейбуса, ведь уровень пола в нем всего на 36 см выше уровня дороги. Есть у него и другие полезные нововведения:
✅ плавное движение
✅ мягкое торможение и разгон
✅ бесшумные двери
✅ пандус для маломобильных пассажиров и мам с колясками на средней двери
✅ тонированные окна
✅ электронное табло и громкоговорители
✅ электрообогрев салона.
Отдельно стоит отметить повышенный уровень безопасности пассажиров и водителя. Все высоковольтное оборудование вынесено за пределы внутреннего пространства и надежно загерметизировано на крыше. Опасные контакты имеют двойную изоляцию. В кабине водителя напряжение понижено до 24 вольт.
Уникальная система, установленная на дверях, препятствует травмированию людей при закрывании двери. Она же блокирует движение при незакрытых или наполовину закрытых дверях. Пневморычажная подвеска троллейбуса обеспечивает комфортную поездку. Она хорошо сглаживает дорожные дефекты.
Минский автозавод производит эти троллейбусы уже более двадцати лет. Они обслуживают городские маршруты во многих республиках бывшего СССР и далеко за его пределами.
Троллейбус этой модели собирали в Минске всего несколько лет. Кузов взяли от автобусного аналога этой же модели. Его изготовили здесь, на конвейере МАЗ. Машина получилась с низким полом и всеми характеристиками предыдущей модели. Единственные отличия троллейбуса от автобуса:
✅ другая конструкция моторного отсека
✅ четыре дополнительных места для сидения
✅ штанги для контактной сети
Конструкторы добавили систему, обеспечивающую автономный ход и новые пневматические уловители штанги. Троллейбус получил возможность ехать в районах, где нет подвесных проводов. На аккумуляторах он может проехать до 20 км в городских условиях.
В троллейбусе установлен мощный двигатель ДК-211 БМ. Он развивает скорость до 80 км/ч. В салоне 32 комфортных места для сидения. Всего может поместиться более 100 пассажиров. Машина трехдверная, с большими окнами и широкими проходами. Есть места для багажа больших габаритов.
Для минских МАЗ-203Т оборудование закупали у ООО «ЭТОН». Новая система управления позволила значительно снизить расход электроэнергии. Перспективной моделью очень заинтересовались несколько машиностроительных заводов и приобрели лицензию на ее выпуск. Поэтому с 2013 года производство «двести третьего» в столице Беларуси прекратилось.
Новая модель разработана на основе базового автобуса МАЗ-303 с низким полом. Кузов сделан из антикоррозийной стали, это упрощает его обслуживание и значительно продлевает время эксплуатации. Стали применять алюминий и стеклопластик. Это значительно снизило вес машины и упростило ремонт кузова.
Балку передней оси заменили на независимую подвеску рычажного типа. Заметно увеличили окна. В салоне изменили уровень установки сидений – 14 из 30 располагаются на уровне низкого пола. Остальные приподняли и сразу стало просторнее. Всего троллейбус перевозит до 80-100 человек.
Модель может передвигаться в местах, где нет контактных сетей. Ионные конденсаторы китайской компании Aowei Technology имеют запас хода 30-50 км с опущенными штангами. Емкость у батарей до 36 кВт*ч. Новейшие технологии позволяют:
✅ продлить срок их службы
✅ избегать вредных веществ
✅ упрощать их утилизация
✅ не терять времени на подзарядку
Если батареям требуется подзарядка, ее можно получить прямо при движении, просто накинув штанги на провода. Это особенно пригодится в тех городских районах, где нет троллейбусных линий. МАЗ-303Т20 может доехать даже до окраин и пригородных поселков.
В связи со сложившейся в мире ситуацией, Минский завод заинтересован в импортозамещении отдельных узлов и деталей. Многое здесь собирают сами. Конструкторы упорно работают над возможностью комплектовать свою продукцию только товарами отечественного производства.
Есть все основания надеяться, что в недалеком будущем коллектив завода сможет выпускать полностью белорусский троллейбус. Это станет очередной вехой в истории известного белорусского предприятия. А гарантию качества в Минске всегда предоставляли в полной мере.
Конечно, война еще не была полностью завершена, поэтому срочное строительство предприятия инициировано Госкомитетом обороны СССР. Начали с отверточной сборки американских грузовиков поставляемых по ленд-лизу. В год Победы автомобильный завод собрал 14 тысяч грузовиков, став одним из крупнейших предприятий этого профиля в стране.
Грузовики МАЗ имеют долгую историю. Фото: youtube.com
С 26 августа завод превратился в полноценное автопредприятие – начат выпуск МАЗ-200. Следующим у белорусских автомобилестроителей стал МАЗ-205, сошедший с конвейера всего через три года после его открытия. Мощности предприятия были задействованы настолько интенсивно, что в апреле 1989 года на службу людям отправился уже миллионный автомобиль.
Расширение модельного ряда и типа выпускаемой продукции
За последующие годы пройден огромный путь, включающий внушительный послужной список из целого ряда популярных грузовиков, игравших важную роль в деятельности народного хозяйства страны. Уже после обретения независимости Беларусью, в 1992 году МАЗ расширил модельный ряд, начав производство комфортабельных автобусов. Они и сейчас пользуются спросом во многих соседних странах.
После этого белорусы пошли по проторенной дорожке, привычной многим производителям автобусной техники – переход к выпуску «автобуса с рогами». Да, в 1999 году на базе автобуса был построен первый городской троллейбус. Эта продукция также нашла своих потребителей и почитателей. Сборка троллейбусов заняло свою нишу в линейке моделей МАЗ. Спустя семь лет производство электротранспорта сосредоточено только на РУП «Белкоммунмаш».
Сегодня продукцию Минского автомобильного завода знают далеко за пределами Беларуси. Машины марки МАЗ успешно трудятся почти в пятидесяти стран мира. Открытое акционерное общество, преобразованное в холдинг «БЕЛАВТОМАЗ», производит надежную и выносливую технику для большегрузных перевозок, тягачи и городской пассажирский транспорт.
Минский завод выпускает троллейбусы четырех модификаций: МАЗ-103Т, МАЗ-203Т, МАЗ-203Т70 и МАЗ-ЭТОН Т203. Вряд ли найдется человек, который бы никогда не ездил на таких машинах.
Несмотря на короткую историю, белорусские троллейбусы показали свою конкурентоспособность. И поставлялись они не только в Россию, но и некоторые европейские страны. Доступная цена и достойное качество сделали их привлекательными для многих.
МАЗ-103Т: троллейбус из автобуса
Современный, вместительный, удобный и безопасный троллейбус этой серии в Минске стали изготавливать в начале двухтысячного года. Сконструирован на базе белорусского автобуса МАЗ-103. Его двигатель ДК-211, созданный московскими инженерами, имеет мощность 170 кВт. Этого вполне хватает, чтобы разгонять троллейбус до 80 км/ч, имея «на борту» до 100 человек.
Троллейбус МАЗ-103Т прижился не только в Беларуси. Фото: youtube.com
Новый троллейбус сразу высоко оценили пассажиры. В салоне 25 удобных мест для сидений. Людям удобно заходить и выходить из троллейбуса, ведь уровень пола в нем всего на 36 см выше уровня дороги. Есть у него и другие полезные нововведения:
✅ плавное движение
✅ мягкое торможение и разгон
✅ бесшумные двери
✅ пандус для маломобильных пассажиров и мам с колясками на средней двери
✅ тонированные окна
✅ электронное табло и громкоговорители
✅ электрообогрев салона.
Отдельно стоит отметить повышенный уровень безопасности пассажиров и водителя. Все высоковольтное оборудование вынесено за пределы внутреннего пространства и надежно загерметизировано на крыше. Опасные контакты имеют двойную изоляцию. В кабине водителя напряжение понижено до 24 вольт.
Уникальная система, установленная на дверях, препятствует травмированию людей при закрывании двери. Она же блокирует движение при незакрытых или наполовину закрытых дверях. Пневморычажная подвеска троллейбуса обеспечивает комфортную поездку. Она хорошо сглаживает дорожные дефекты.
Просторный салон МАЗ-103Т. Фото: youtube.com
Минский автозавод производит эти троллейбусы уже более двадцати лет. Они обслуживают городские маршруты во многих республиках бывшего СССР и далеко за его пределами.
МАЗ-ЭТОН Т203 и его недолгая жизнь в Минске
Троллейбус этой модели собирали в Минске всего несколько лет. Кузов взяли от автобусного аналога этой же модели. Его изготовили здесь, на конвейере МАЗ. Машина получилась с низким полом и всеми характеристиками предыдущей модели. Единственные отличия троллейбуса от автобуса:
✅ другая конструкция моторного отсека
✅ четыре дополнительных места для сидения
✅ штанги для контактной сети
Конструкторы добавили систему, обеспечивающую автономный ход и новые пневматические уловители штанги. Троллейбус получил возможность ехать в районах, где нет подвесных проводов. На аккумуляторах он может проехать до 20 км в городских условиях.
В троллейбусе установлен мощный двигатель ДК-211 БМ. Он развивает скорость до 80 км/ч. В салоне 32 комфортных места для сидения. Всего может поместиться более 100 пассажиров. Машина трехдверная, с большими окнами и широкими проходами. Есть места для багажа больших габаритов.
Троллейбусы МАЗ производят и по лицензии в других странах. Фото: youtube.com
Для минских МАЗ-203Т оборудование закупали у ООО «ЭТОН». Новая система управления позволила значительно снизить расход электроэнергии. Перспективной моделью очень заинтересовались несколько машиностроительных заводов и приобрели лицензию на ее выпуск. Поэтому с 2013 года производство «двести третьего» в столице Беларуси прекратилось.
МАЗ-303Т20: контактная сеть ему не нужна
Новая модель разработана на основе базового автобуса МАЗ-303 с низким полом. Кузов сделан из антикоррозийной стали, это упрощает его обслуживание и значительно продлевает время эксплуатации. Стали применять алюминий и стеклопластик. Это значительно снизило вес машины и упростило ремонт кузова.
Балку передней оси заменили на независимую подвеску рычажного типа. Заметно увеличили окна. В салоне изменили уровень установки сидений – 14 из 30 располагаются на уровне низкого пола. Остальные приподняли и сразу стало просторнее. Всего троллейбус перевозит до 80-100 человек.
Модель может передвигаться в местах, где нет контактных сетей. Ионные конденсаторы китайской компании Aowei Technology имеют запас хода 30-50 км с опущенными штангами. Емкость у батарей до 36 кВт*ч. Новейшие технологии позволяют:
✅ продлить срок их службы
✅ избегать вредных веществ
✅ упрощать их утилизация
✅ не терять времени на подзарядку
Если батареям требуется подзарядка, ее можно получить прямо при движении, просто накинув штанги на провода. Это особенно пригодится в тех городских районах, где нет троллейбусных линий. МАЗ-303Т20 может доехать даже до окраин и пригородных поселков.
Перспективы развития
В связи со сложившейся в мире ситуацией, Минский завод заинтересован в импортозамещении отдельных узлов и деталей. Многое здесь собирают сами. Конструкторы упорно работают над возможностью комплектовать свою продукцию только товарами отечественного производства.
Сборка белорусских троллейбусов продолжается и сегодня. Фото: youtube.com
Есть все основания надеяться, что в недалеком будущем коллектив завода сможет выпускать полностью белорусский троллейбус. Это станет очередной вехой в истории известного белорусского предприятия. А гарантию качества в Минске всегда предоставляли в полной мере.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....