
Троллейбусы МАЗ, знакомые многим
Когда боевые действия переместились с территории СССР в Европу, большая страна начала отстраиваться. Одним из приоритетных направлений стало восстановление массового выпуска различных видов транспорта. Именно на этой волне и появился 9 августа 1944 года Минский автомобильный завод.
Конечно, война еще не была полностью завершена, поэтому срочное строительство предприятия инициировано Госкомитетом обороны СССР. Начали с отверточной сборки американских грузовиков поставляемых по ленд-лизу. В год Победы автомобильный завод собрал 14 тысяч грузовиков, став одним из крупнейших предприятий этого профиля в стране.
Грузовики МАЗ имеют долгую историю. Фото: youtube.com
С 26 августа завод превратился в полноценное автопредприятие – начат выпуск МАЗ-200. Следующим у белорусских автомобилестроителей стал МАЗ-205, сошедший с конвейера всего через три года после его открытия. Мощности предприятия были задействованы настолько интенсивно, что в апреле 1989 года на службу людям отправился уже миллионный автомобиль.
За последующие годы пройден огромный путь, включающий внушительный послужной список из целого ряда популярных грузовиков, игравших важную роль в деятельности народного хозяйства страны. Уже после обретения независимости Беларусью, в 1992 году МАЗ расширил модельный ряд, начав производство комфортабельных автобусов. Они и сейчас пользуются спросом во многих соседних странах.
После этого белорусы пошли по проторенной дорожке, привычной многим производителям автобусной техники – переход к выпуску «автобуса с рогами». Да, в 1999 году на базе автобуса был построен первый городской троллейбус. Эта продукция также нашла своих потребителей и почитателей. Сборка троллейбусов заняло свою нишу в линейке моделей МАЗ. Спустя семь лет производство электротранспорта сосредоточено только на РУП «Белкоммунмаш».
Сегодня продукцию Минского автомобильного завода знают далеко за пределами Беларуси. Машины марки МАЗ успешно трудятся почти в пятидесяти стран мира. Открытое акционерное общество, преобразованное в холдинг «БЕЛАВТОМАЗ», производит надежную и выносливую технику для большегрузных перевозок, тягачи и городской пассажирский транспорт.
Несмотря на короткую историю, белорусские троллейбусы показали свою конкурентоспособность. И поставлялись они не только в Россию, но и некоторые европейские страны. Доступная цена и достойное качество сделали их привлекательными для многих.
Современный, вместительный, удобный и безопасный троллейбус этой серии в Минске стали изготавливать в начале двухтысячного года. Сконструирован на базе белорусского автобуса МАЗ-103. Его двигатель ДК-211, созданный московскими инженерами, имеет мощность 170 кВт. Этого вполне хватает, чтобы разгонять троллейбус до 80 км/ч, имея «на борту» до 100 человек.
Троллейбус МАЗ-103Т прижился не только в Беларуси. Фото: youtube.com
Новый троллейбус сразу высоко оценили пассажиры. В салоне 25 удобных мест для сидений. Людям удобно заходить и выходить из троллейбуса, ведь уровень пола в нем всего на 36 см выше уровня дороги. Есть у него и другие полезные нововведения:
✅ плавное движение
✅ мягкое торможение и разгон
✅ бесшумные двери
✅ пандус для маломобильных пассажиров и мам с колясками на средней двери
✅ тонированные окна
✅ электронное табло и громкоговорители
✅ электрообогрев салона.
Отдельно стоит отметить повышенный уровень безопасности пассажиров и водителя. Все высоковольтное оборудование вынесено за пределы внутреннего пространства и надежно загерметизировано на крыше. Опасные контакты имеют двойную изоляцию. В кабине водителя напряжение понижено до 24 вольт.
Уникальная система, установленная на дверях, препятствует травмированию людей при закрывании двери. Она же блокирует движение при незакрытых или наполовину закрытых дверях. Пневморычажная подвеска троллейбуса обеспечивает комфортную поездку. Она хорошо сглаживает дорожные дефекты.
Просторный салон МАЗ-103Т. Фото: youtube.com
Минский автозавод производит эти троллейбусы уже более двадцати лет. Они обслуживают городские маршруты во многих республиках бывшего СССР и далеко за его пределами.
Троллейбус этой модели собирали в Минске всего несколько лет. Кузов взяли от автобусного аналога этой же модели. Его изготовили здесь, на конвейере МАЗ. Машина получилась с низким полом и всеми характеристиками предыдущей модели. Единственные отличия троллейбуса от автобуса:
✅ другая конструкция моторного отсека
✅ четыре дополнительных места для сидения
✅ штанги для контактной сети
Конструкторы добавили систему, обеспечивающую автономный ход и новые пневматические уловители штанги. Троллейбус получил возможность ехать в районах, где нет подвесных проводов. На аккумуляторах он может проехать до 20 км в городских условиях.
В троллейбусе установлен мощный двигатель ДК-211 БМ. Он развивает скорость до 80 км/ч. В салоне 32 комфортных места для сидения. Всего может поместиться более 100 пассажиров. Машина трехдверная, с большими окнами и широкими проходами. Есть места для багажа больших габаритов.
Троллейбусы МАЗ производят и по лицензии в других странах. Фото: youtube.com
Для минских МАЗ-203Т оборудование закупали у ООО «ЭТОН». Новая система управления позволила значительно снизить расход электроэнергии. Перспективной моделью очень заинтересовались несколько машиностроительных заводов и приобрели лицензию на ее выпуск. Поэтому с 2013 года производство «двести третьего» в столице Беларуси прекратилось.
Новая модель разработана на основе базового автобуса МАЗ-303 с низким полом. Кузов сделан из антикоррозийной стали, это упрощает его обслуживание и значительно продлевает время эксплуатации. Стали применять алюминий и стеклопластик. Это значительно снизило вес машины и упростило ремонт кузова.
Балку передней оси заменили на независимую подвеску рычажного типа. Заметно увеличили окна. В салоне изменили уровень установки сидений – 14 из 30 располагаются на уровне низкого пола. Остальные приподняли и сразу стало просторнее. Всего троллейбус перевозит до 80-100 человек.
Модель может передвигаться в местах, где нет контактных сетей. Ионные конденсаторы китайской компании Aowei Technology имеют запас хода 30-50 км с опущенными штангами. Емкость у батарей до 36 кВт*ч. Новейшие технологии позволяют:
✅ продлить срок их службы
✅ избегать вредных веществ
✅ упрощать их утилизация
✅ не терять времени на подзарядку
Если батареям требуется подзарядка, ее можно получить прямо при движении, просто накинув штанги на провода. Это особенно пригодится в тех городских районах, где нет троллейбусных линий. МАЗ-303Т20 может доехать даже до окраин и пригородных поселков.
В связи со сложившейся в мире ситуацией, Минский завод заинтересован в импортозамещении отдельных узлов и деталей. Многое здесь собирают сами. Конструкторы упорно работают над возможностью комплектовать свою продукцию только товарами отечественного производства.
Сборка белорусских троллейбусов продолжается и сегодня. Фото: youtube.com
Есть все основания надеяться, что в недалеком будущем коллектив завода сможет выпускать полностью белорусский троллейбус. Это станет очередной вехой в истории известного белорусского предприятия. А гарантию качества в Минске всегда предоставляли в полной мере.
Конечно, война еще не была полностью завершена, поэтому срочное строительство предприятия инициировано Госкомитетом обороны СССР. Начали с отверточной сборки американских грузовиков поставляемых по ленд-лизу. В год Победы автомобильный завод собрал 14 тысяч грузовиков, став одним из крупнейших предприятий этого профиля в стране.

С 26 августа завод превратился в полноценное автопредприятие – начат выпуск МАЗ-200. Следующим у белорусских автомобилестроителей стал МАЗ-205, сошедший с конвейера всего через три года после его открытия. Мощности предприятия были задействованы настолько интенсивно, что в апреле 1989 года на службу людям отправился уже миллионный автомобиль.
Расширение модельного ряда и типа выпускаемой продукции
За последующие годы пройден огромный путь, включающий внушительный послужной список из целого ряда популярных грузовиков, игравших важную роль в деятельности народного хозяйства страны. Уже после обретения независимости Беларусью, в 1992 году МАЗ расширил модельный ряд, начав производство комфортабельных автобусов. Они и сейчас пользуются спросом во многих соседних странах.
После этого белорусы пошли по проторенной дорожке, привычной многим производителям автобусной техники – переход к выпуску «автобуса с рогами». Да, в 1999 году на базе автобуса был построен первый городской троллейбус. Эта продукция также нашла своих потребителей и почитателей. Сборка троллейбусов заняло свою нишу в линейке моделей МАЗ. Спустя семь лет производство электротранспорта сосредоточено только на РУП «Белкоммунмаш».
Сегодня продукцию Минского автомобильного завода знают далеко за пределами Беларуси. Машины марки МАЗ успешно трудятся почти в пятидесяти стран мира. Открытое акционерное общество, преобразованное в холдинг «БЕЛАВТОМАЗ», производит надежную и выносливую технику для большегрузных перевозок, тягачи и городской пассажирский транспорт.
Минский завод выпускает троллейбусы четырех модификаций: МАЗ-103Т, МАЗ-203Т, МАЗ-203Т70 и МАЗ-ЭТОН Т203. Вряд ли найдется человек, который бы никогда не ездил на таких машинах.
Несмотря на короткую историю, белорусские троллейбусы показали свою конкурентоспособность. И поставлялись они не только в Россию, но и некоторые европейские страны. Доступная цена и достойное качество сделали их привлекательными для многих.
МАЗ-103Т: троллейбус из автобуса
Современный, вместительный, удобный и безопасный троллейбус этой серии в Минске стали изготавливать в начале двухтысячного года. Сконструирован на базе белорусского автобуса МАЗ-103. Его двигатель ДК-211, созданный московскими инженерами, имеет мощность 170 кВт. Этого вполне хватает, чтобы разгонять троллейбус до 80 км/ч, имея «на борту» до 100 человек.

Новый троллейбус сразу высоко оценили пассажиры. В салоне 25 удобных мест для сидений. Людям удобно заходить и выходить из троллейбуса, ведь уровень пола в нем всего на 36 см выше уровня дороги. Есть у него и другие полезные нововведения:
✅ плавное движение
✅ мягкое торможение и разгон
✅ бесшумные двери
✅ пандус для маломобильных пассажиров и мам с колясками на средней двери
✅ тонированные окна
✅ электронное табло и громкоговорители
✅ электрообогрев салона.
Отдельно стоит отметить повышенный уровень безопасности пассажиров и водителя. Все высоковольтное оборудование вынесено за пределы внутреннего пространства и надежно загерметизировано на крыше. Опасные контакты имеют двойную изоляцию. В кабине водителя напряжение понижено до 24 вольт.
Уникальная система, установленная на дверях, препятствует травмированию людей при закрывании двери. Она же блокирует движение при незакрытых или наполовину закрытых дверях. Пневморычажная подвеска троллейбуса обеспечивает комфортную поездку. Она хорошо сглаживает дорожные дефекты.

Минский автозавод производит эти троллейбусы уже более двадцати лет. Они обслуживают городские маршруты во многих республиках бывшего СССР и далеко за его пределами.
МАЗ-ЭТОН Т203 и его недолгая жизнь в Минске
Троллейбус этой модели собирали в Минске всего несколько лет. Кузов взяли от автобусного аналога этой же модели. Его изготовили здесь, на конвейере МАЗ. Машина получилась с низким полом и всеми характеристиками предыдущей модели. Единственные отличия троллейбуса от автобуса:
✅ другая конструкция моторного отсека
✅ четыре дополнительных места для сидения
✅ штанги для контактной сети
Конструкторы добавили систему, обеспечивающую автономный ход и новые пневматические уловители штанги. Троллейбус получил возможность ехать в районах, где нет подвесных проводов. На аккумуляторах он может проехать до 20 км в городских условиях.
В троллейбусе установлен мощный двигатель ДК-211 БМ. Он развивает скорость до 80 км/ч. В салоне 32 комфортных места для сидения. Всего может поместиться более 100 пассажиров. Машина трехдверная, с большими окнами и широкими проходами. Есть места для багажа больших габаритов.

Для минских МАЗ-203Т оборудование закупали у ООО «ЭТОН». Новая система управления позволила значительно снизить расход электроэнергии. Перспективной моделью очень заинтересовались несколько машиностроительных заводов и приобрели лицензию на ее выпуск. Поэтому с 2013 года производство «двести третьего» в столице Беларуси прекратилось.
МАЗ-303Т20: контактная сеть ему не нужна
Новая модель разработана на основе базового автобуса МАЗ-303 с низким полом. Кузов сделан из антикоррозийной стали, это упрощает его обслуживание и значительно продлевает время эксплуатации. Стали применять алюминий и стеклопластик. Это значительно снизило вес машины и упростило ремонт кузова.
Балку передней оси заменили на независимую подвеску рычажного типа. Заметно увеличили окна. В салоне изменили уровень установки сидений – 14 из 30 располагаются на уровне низкого пола. Остальные приподняли и сразу стало просторнее. Всего троллейбус перевозит до 80-100 человек.
Модель может передвигаться в местах, где нет контактных сетей. Ионные конденсаторы китайской компании Aowei Technology имеют запас хода 30-50 км с опущенными штангами. Емкость у батарей до 36 кВт*ч. Новейшие технологии позволяют:
✅ продлить срок их службы
✅ избегать вредных веществ
✅ упрощать их утилизация
✅ не терять времени на подзарядку
Если батареям требуется подзарядка, ее можно получить прямо при движении, просто накинув штанги на провода. Это особенно пригодится в тех городских районах, где нет троллейбусных линий. МАЗ-303Т20 может доехать даже до окраин и пригородных поселков.
Перспективы развития
В связи со сложившейся в мире ситуацией, Минский завод заинтересован в импортозамещении отдельных узлов и деталей. Многое здесь собирают сами. Конструкторы упорно работают над возможностью комплектовать свою продукцию только товарами отечественного производства.

Есть все основания надеяться, что в недалеком будущем коллектив завода сможет выпускать полностью белорусский троллейбус. Это станет очередной вехой в истории известного белорусского предприятия. А гарантию качества в Минске всегда предоставляли в полной мере.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...