Троллейбусы МАЗ, знакомые многим
526 626

Троллейбусы МАЗ, знакомые многим

Когда боевые действия переместились с территории СССР в Европу, большая страна начала отстраиваться. Одним из приоритетных направлений стало восстановление массового выпуска различных видов транспорта. Именно на этой волне и появился 9 августа 1944 года Минский автомобильный завод.


Конечно, война еще не была полностью завершена, поэтому срочное строительство предприятия инициировано Госкомитетом обороны СССР. Начали с отверточной сборки американских грузовиков поставляемых по ленд-лизу. В год Победы автомобильный завод собрал 14 тысяч грузовиков, став одним из крупнейших предприятий этого профиля в стране.

Троллейбусы МАЗ, знакомые многимГрузовики МАЗ имеют долгую историю. Фото: youtube.com

С 26 августа завод превратился в полноценное автопредприятие – начат выпуск МАЗ-200. Следующим у белорусских автомобилестроителей стал МАЗ-205, сошедший с конвейера всего через три года после его открытия. Мощности предприятия были задействованы настолько интенсивно, что в апреле 1989 года на службу людям отправился уже миллионный автомобиль.

Расширение модельного ряда и типа выпускаемой продукции


За последующие годы пройден огромный путь, включающий внушительный послужной список из целого ряда популярных грузовиков, игравших важную роль в деятельности народного хозяйства страны. Уже после обретения независимости Беларусью, в 1992 году МАЗ расширил модельный ряд, начав производство комфортабельных автобусов. Они и сейчас пользуются спросом во многих соседних странах.

После этого белорусы пошли по проторенной дорожке, привычной многим производителям автобусной техники – переход к выпуску «автобуса с рогами». Да, в 1999 году на базе автобуса был построен первый городской троллейбус. Эта продукция также нашла своих потребителей и почитателей. Сборка троллейбусов заняло свою нишу в линейке моделей МАЗ. Спустя семь лет производство электротранспорта сосредоточено только на РУП «Белкоммунмаш».

Сегодня продукцию Минского автомобильного завода знают далеко за пределами Беларуси. Машины марки МАЗ успешно трудятся почти в пятидесяти стран мира. Открытое акционерное общество, преобразованное в холдинг «БЕЛАВТОМАЗ», производит надежную и выносливую технику для большегрузных перевозок, тягачи и городской пассажирский транспорт.

Минский завод выпускает троллейбусы четырех модификаций: МАЗ-103Т, МАЗ-203Т, МАЗ-203Т70 и МАЗ-ЭТОН Т203. Вряд ли найдется человек, который бы никогда не ездил на таких машинах.


Несмотря на короткую историю, белорусские троллейбусы показали свою конкурентоспособность. И поставлялись они не только в Россию, но и некоторые европейские страны. Доступная цена и достойное качество сделали их привлекательными для многих.

МАЗ-103Т: троллейбус из автобуса


Современный, вместительный, удобный и безопасный троллейбус этой серии в Минске стали изготавливать в начале двухтысячного года. Сконструирован на базе белорусского автобуса МАЗ-103. Его двигатель ДК-211, созданный московскими инженерами, имеет мощность 170 кВт. Этого вполне хватает, чтобы разгонять троллейбус до 80 км/ч, имея «на борту» до 100 человек.

Троллейбус МАЗ-103Т прижился не только в Беларуси. Фото: youtube.com

Новый троллейбус сразу высоко оценили пассажиры. В салоне 25 удобных мест для сидений. Людям удобно заходить и выходить из троллейбуса, ведь уровень пола в нем всего на 36 см выше уровня дороги. Есть у него и другие полезные нововведения:

✅ плавное движение
✅ мягкое торможение и разгон
✅ бесшумные двери
✅ пандус для маломобильных пассажиров и мам с колясками на средней двери
✅ тонированные окна
✅ электронное табло и громкоговорители
✅ электрообогрев салона.

Отдельно стоит отметить повышенный уровень безопасности пассажиров и водителя. Все высоковольтное оборудование вынесено за пределы внутреннего пространства и надежно загерметизировано на крыше. Опасные контакты имеют двойную изоляцию. В кабине водителя напряжение понижено до 24 вольт.

Уникальная система, установленная на дверях, препятствует травмированию людей при закрывании двери. Она же блокирует движение при незакрытых или наполовину закрытых дверях. Пневморычажная подвеска троллейбуса обеспечивает комфортную поездку. Она хорошо сглаживает дорожные дефекты.

Просторный салон МАЗ-103Т. Фото: youtube.com

Минский автозавод производит эти троллейбусы уже более двадцати лет. Они обслуживают городские маршруты во многих республиках бывшего СССР и далеко за его пределами.

МАЗ-ЭТОН Т203 и его недолгая жизнь в Минске


Троллейбус этой модели собирали в Минске всего несколько лет. Кузов взяли от автобусного аналога этой же модели. Его изготовили здесь, на конвейере МАЗ. Машина получилась с низким полом и всеми характеристиками предыдущей модели. Единственные отличия троллейбуса от автобуса:

✅ другая конструкция моторного отсека
✅ четыре дополнительных места для сидения
✅ штанги для контактной сети

Конструкторы добавили систему, обеспечивающую автономный ход и новые пневматические уловители штанги. Троллейбус получил возможность ехать в районах, где нет подвесных проводов. На аккумуляторах он может проехать до 20 км в городских условиях.

В троллейбусе установлен мощный двигатель ДК-211 БМ. Он развивает скорость до 80 км/ч. В салоне 32 комфортных места для сидения. Всего может поместиться более 100 пассажиров. Машина трехдверная, с большими окнами и широкими проходами. Есть места для багажа больших габаритов.

Троллейбусы МАЗ производят и по лицензии в других странах. Фото: youtube.com

Для минских МАЗ-203Т оборудование закупали у ООО «ЭТОН». Новая система управления позволила значительно снизить расход электроэнергии. Перспективной моделью очень заинтересовались несколько машиностроительных заводов и приобрели лицензию на ее выпуск. Поэтому с 2013 года производство «двести третьего» в столице Беларуси прекратилось.

МАЗ-303Т20: контактная сеть ему не нужна


Новая модель разработана на основе базового автобуса МАЗ-303 с низким полом. Кузов сделан из антикоррозийной стали, это упрощает его обслуживание и значительно продлевает время эксплуатации. Стали применять алюминий и стеклопластик. Это значительно снизило вес машины и упростило ремонт кузова.

Балку передней оси заменили на независимую подвеску рычажного типа. Заметно увеличили окна. В салоне изменили уровень установки сидений – 14 из 30 располагаются на уровне низкого пола. Остальные приподняли и сразу стало просторнее. Всего троллейбус перевозит до 80-100 человек.

Модель может передвигаться в местах, где нет контактных сетей. Ионные конденсаторы китайской компании Aowei Technology имеют запас хода 30-50 км с опущенными штангами. Емкость у батарей до 36 кВт*ч. Новейшие технологии позволяют:

✅ продлить срок их службы
✅ избегать вредных веществ
✅ упрощать их утилизация
✅ не терять времени на подзарядку

Если батареям требуется подзарядка, ее можно получить прямо при движении, просто накинув штанги на провода. Это особенно пригодится в тех городских районах, где нет троллейбусных линий. МАЗ-303Т20 может доехать даже до окраин и пригородных поселков.

Перспективы развития


В связи со сложившейся в мире ситуацией, Минский завод заинтересован в импортозамещении отдельных узлов и деталей. Многое здесь собирают сами. Конструкторы упорно работают над возможностью комплектовать свою продукцию только товарами отечественного производства.

Сборка белорусских троллейбусов продолжается и сегодня. Фото: youtube.com

Есть все основания надеяться, что в недалеком будущем коллектив завода сможет выпускать полностью белорусский троллейбус. Это станет очередной вехой в истории известного белорусского предприятия. А гарантию качества в Минске всегда предоставляли в полной мере.
Предпочли бы вы троллейбусы МАЗ другим маркам?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...