
Opel Kapitan: советский «пленник», любимец бюргеров и Л.И. Брежнева
«Опель» – это серьезно, внушительно, дорого. Немецкие машины отличает беспримерное качество, возведенное в религию, надежность и безопасность. А если учесть, что знаменитая «Тройка» авто премиального класса создавалась для поднятия имиджа бренда и оживления продаж, то перечисленные свойства нужно умножить надвое.
Сегодня мы хотим вспомнить об одном из серии «KAD» – «Капитане». Как развивался и совершенствовался автомобиль, почему оказался рекордсменом на конвейере, сколько пережил генераций – в нашем материале.
Эта модель первого поколения «Капитанов», официальная премьера которого состоялась на Женевском автосалоне 1939 года. Автомобиль выпускался в трех кузовах: 2-дверный седан по цене 3 575 рейхсмарок, 4-дверный седан стоил 3 975 RM, а самым дорогим был кабриолет от кузовного ателье Glaser и Hebmuller – 4 325 RM.
Довоенный образец Opel Kapitan, попавший в советский «плен». Фото: YouTube.com
Под капот Opel Kapitan устанавливали рядный нижнеклапанный 6-цилиндрвый силовой агрегат. Объем двигателя, генерирующего 55 «лошадей», составлял 2,4 л. Блок цилиндров и головку отливали из чугуна. Максимальная скорость была чуть ли не головокружительной для своего времени – 126 км/ч, а расход топлива экономичным – в среднем, 13 л на 100 км, за что бюргеры ценили свой автомобиль. Кузова были несущими без массивных коробчатых лонжеронов.
Привод шел на задние колеса, коробка передач стояла 3-ступенчатая механическая, управляемая рычагом с пола. Спереди была независимая подвеска на двойных поперечных рычагах и пружинах, а задний механизм представлял собой балку моста и 2 полуэллиптические продольные рессоры.
Внешне броский автомобиль с огромной радиаторной решеткой, массивным бампером с «клыками» и шестигранными фарами-рассеивателями весил (седан) 1 230 кг. Выпуск надежной и быстрой машины прекратили перед Второй мировой. За это время успели продать 25 371 экземпляр. Во время войны автомобильная промышленность стала работать на нужды фронта, но на заводе в Рюссельсхайме собрали еще 3 гражданские машины, увеличив общее количество предвоенных «Капитанов» до 25 374 шт.
«Победа» ГАЗ-М-20: разве нет узнаваемых черт «плененного» Opel Kapitan? Фото: YouTube.com
Неприхотливый и быстрый «Опель» очень любили немецкие офицеры: автомобиль мелькает и в военной хронике, и художественных фильмах. Часть авто попала в СССР в виде трофеев. Советские инженеры с Горьковского автозавода изучили конструкцию «пленника» и многие идеи перенесли на нашу «Победу» ГАЗ-М-20. Не все: позаимствовали подвеску, рулевое управление, кузовные детали (передние подкрылки), подрамник. Так у «Капитана» появился советский «брат».
По окончании войны завод «Опель», который уже с 1929 года был европейским подразделением GM, остался в Западной Германии. Жизнь постепенно налаживалась, и, используя заокеанские вложения, предприятие продолжило выпуск Opel Kapitan. Причем, сделало это быстрее конкурентов: первые послевоенные образцы бизнес-класса вышли из заводских ворот в 1948 году.
Первой «сотни» этот Opel Kapitan достигал за 29 сек. Фото: YouTube.com
Как страна, потерпевшая поражение в войне, Германия должна была подчиняться определенным правилам. Например, гражданским лицам запрещалось иметь автомобили с объемом двигателя свыше 2,5 л, поэтому начали со старого 6-цилиндрового мотора. Технические, скоростные и разгонные характеристики остались прежними, но, правда, конструкторы улучшили рессоры и амортизаторы. Кузов был представлен исключительно седаном.
Внешность так полюбившегося пользователям «Капитана» претерпела незначительные изменения: фирменные шестиугольные рассеиватели фар из-за сложности производства заменили на обычные круглые. До 1951 года выпустили 30 431 единицу техники.
А затем, встав на ноги более уверенно, завод в Рюссельсхайме произвел рестайлинг модели. Изменения коснулись приборной панели, рычаг переключения скоростей перекочевал на рулевую колонку, моторам добавили «лошадей» – с 55 до 58 л. с. Позднее, когда бензин стал более качественным, производители увеличили степень сжатия с 6,0 до 6,25 и повысили тем самым мощность силовых агрегатов до 60 л. с. С конвейера сошло 48 562 единицы авто по цене 9 250-9 600 DM.
В этот период дизайн модели был сильно изменен. Вспомним, что «Опель» принадлежал «Дженерал Моторс», который стремился продвигать свои прогрессивные идеи на Европейском континенте. Поэтому, вольно или невольно, Opel Kapitan перекликался внешне с современным ему Chevrolet. Публика увидела совершенно измененную «зубастую» радиаторную решетку.
Внешность «Капитана» становится более американизированной. Фото: YouTube.com
Внедрили и другие инновации: гнутое лобовое стекло, которое сильно выигрывало у того же «Мерседеса», интегрированные понтонные крылья. На корме красовались стильные фонари в виде авиационных стабилизаторов.
Охлаждение рядного 6-цилиндрового двигателя было жидкостным, объем составлял 2 473 см3. Степень сжатия 7.0:1 позволила поднять мощность до 68 «лошадок». В 1955 году моторы выдавали уже 71 л. с., а в 1956 – 75 л. с. Тормоза по кругу были барабанные гидравлические, подвеска спереди независимая пружинная, сзади – зависимая рессорная.
Габаритные размеры «Опель Капитан»:
✅ Длина – 4 710 мм
✅ Ширина – 1 760 мм
✅ Высота – 1 600 мм
Трансмиссия – 3-скоростная полуавтоматическая. Гонять по своим идеальным дорогам бюргеры могли со скоростью 138-140 км/ч, радуясь расходу топлива 11,5 л/100 км. Всего в означенный период завод изготовил 154 098 автомобилей.
Модель продержалась на конвейере всего год: заокеанские руководители перестарались с «американизмом». Машину «приземлили» на 5 см, сзади установили «акульи плавники» (куда же без них!). Панорамные стекла понравились аудитории, но кричащий стайлинг раздражал, а узкий проем задних дверей бесил.
Скругленные стекла Opel Kapitan P1 и наклон задней линии крыши закрывали обзор. Фото: YouTube.com
Цена и так зашкаливала за 10 тыс. DM, но за роскошную отделку и автоматический овердрайв в трансмиссии нужно было доплачивать. Словом, красиво, богато, мощно (80 л. с.), но не пошло: изготовив 34 282 модели, завод шагнул на более высокую ступень.
«Капитан» под индексом P2 получился настолько хорош, что стал самым продаваемым седаном в Европе в начале 60-х. За 4 года было выпущено 145 618 единиц машин, одна из которых попала в коллекцию Л.И. Брежнева. А это большая честь, ведь глава советского государства слыл знатоком автомобилей, коих в его «конюшне» насчитывалось, по некоторым сведениям, 324 шт. Правда, другие источники называют более скромную цифру – 49 машин.
Одна из моделей Opel Kapitan P2 украшала автоколлекцию Л.И. Брежнева. Фото: YouTube.com
Главной линией в дизайне P2 была практичность: разработчики убрали округлости окон, покатость крыши, сужавшую обзор. Конечно, обилие хрома, характерное «Капитанам», сохранилось как снаружи, так и внутри. Задняя часть демонстрировала «американскую школу». Лоск авто представительского класса просто резал глаза. Подкапотная начинка соответствовала: 2,6-литровый двигатель с нижним распредвалом позволял оставлять под колесами 150 км дорог за час. При этом первых «ста» машина достигала за 16 сек, расход горючего был 12 л/100 км. Механическая коробка передач уступила место 3-скоростному автомату американского производства Hydra-Matic
Американские веяния продолжали доминировать в полностью обновленной линейке «Большой тройки» Opel KAD, особенно в интерьере. «Капитан» по отношению к «Адмиралу» и «Дипломату» был дешевле. Снабженный 6-цилиндровой силовой установкой Chevrolet V8 объемом 2,5 л автомобиль плохо продавался. Позднее установили 2,8-литровый мотор, отдающий 138 л. с., и все равно хозяев обрели всего 24 249 экземпляров.
Модель «Капитан» A, несмотря на невысокую стоимость, продавалась слабо. Фото: YouTube.com
Назвать красивую машину неудачной, язык не поворачивается. Тем более, ее оснастили безопасной рулевой колонкой ZF, отделочными материалами высшего качества. Но серия «Капитанов» неуклонно шла к концу.
Последний, прощальный автомобиль замечательной серии «Капитан» более походил на американский «Кадиллак» образца 1965 года. Приземистый, стремительный, изящный… За 15 месяцев в Рюссельсхайме собрали всего 4 976 экземпляров. Приводил машину в движение 2,8-литровый рядный 6-цилиндровый агрегат. Трансмиссия предлагалась на выбор: 4-скоростная КПП или автомат 3-ступка.
Последний из «Капитанов». Фото: YouTube.com
После снятия с конвейера на базе Opel Kapitan производили кареты скорой помощи, катафалки. Это обстоятельство почему-то усугубляет грусть по молодцеватому красавцу, щеголю «Капитану» …
Сегодня мы хотим вспомнить об одном из серии «KAD» – «Капитане». Как развивался и совершенствовался автомобиль, почему оказался рекордсменом на конвейере, сколько пережил генераций – в нашем материале.
Opel Kapitan 1938-1940
Эта модель первого поколения «Капитанов», официальная премьера которого состоялась на Женевском автосалоне 1939 года. Автомобиль выпускался в трех кузовах: 2-дверный седан по цене 3 575 рейхсмарок, 4-дверный седан стоил 3 975 RM, а самым дорогим был кабриолет от кузовного ателье Glaser и Hebmuller – 4 325 RM.

Под капот Opel Kapitan устанавливали рядный нижнеклапанный 6-цилиндрвый силовой агрегат. Объем двигателя, генерирующего 55 «лошадей», составлял 2,4 л. Блок цилиндров и головку отливали из чугуна. Максимальная скорость была чуть ли не головокружительной для своего времени – 126 км/ч, а расход топлива экономичным – в среднем, 13 л на 100 км, за что бюргеры ценили свой автомобиль. Кузова были несущими без массивных коробчатых лонжеронов.
Привод шел на задние колеса, коробка передач стояла 3-ступенчатая механическая, управляемая рычагом с пола. Спереди была независимая подвеска на двойных поперечных рычагах и пружинах, а задний механизм представлял собой балку моста и 2 полуэллиптические продольные рессоры.
Внешне броский автомобиль с огромной радиаторной решеткой, массивным бампером с «клыками» и шестигранными фарами-рассеивателями весил (седан) 1 230 кг. Выпуск надежной и быстрой машины прекратили перед Второй мировой. За это время успели продать 25 371 экземпляр. Во время войны автомобильная промышленность стала работать на нужды фронта, но на заводе в Рюссельсхайме собрали еще 3 гражданские машины, увеличив общее количество предвоенных «Капитанов» до 25 374 шт.

Неприхотливый и быстрый «Опель» очень любили немецкие офицеры: автомобиль мелькает и в военной хронике, и художественных фильмах. Часть авто попала в СССР в виде трофеев. Советские инженеры с Горьковского автозавода изучили конструкцию «пленника» и многие идеи перенесли на нашу «Победу» ГАЗ-М-20. Не все: позаимствовали подвеску, рулевое управление, кузовные детали (передние подкрылки), подрамник. Так у «Капитана» появился советский «брат».
Opel Kapitan 1948-1950 и рестайлинг 1951-1953
По окончании войны завод «Опель», который уже с 1929 года был европейским подразделением GM, остался в Западной Германии. Жизнь постепенно налаживалась, и, используя заокеанские вложения, предприятие продолжило выпуск Opel Kapitan. Причем, сделало это быстрее конкурентов: первые послевоенные образцы бизнес-класса вышли из заводских ворот в 1948 году.

Как страна, потерпевшая поражение в войне, Германия должна была подчиняться определенным правилам. Например, гражданским лицам запрещалось иметь автомобили с объемом двигателя свыше 2,5 л, поэтому начали со старого 6-цилиндрового мотора. Технические, скоростные и разгонные характеристики остались прежними, но, правда, конструкторы улучшили рессоры и амортизаторы. Кузов был представлен исключительно седаном.
Внешность так полюбившегося пользователям «Капитана» претерпела незначительные изменения: фирменные шестиугольные рассеиватели фар из-за сложности производства заменили на обычные круглые. До 1951 года выпустили 30 431 единицу техники.
А затем, встав на ноги более уверенно, завод в Рюссельсхайме произвел рестайлинг модели. Изменения коснулись приборной панели, рычаг переключения скоростей перекочевал на рулевую колонку, моторам добавили «лошадей» – с 55 до 58 л. с. Позднее, когда бензин стал более качественным, производители увеличили степень сжатия с 6,0 до 6,25 и повысили тем самым мощность силовых агрегатов до 60 л. с. С конвейера сошло 48 562 единицы авто по цене 9 250-9 600 DM.
«Капитан» 1953–1958
В этот период дизайн модели был сильно изменен. Вспомним, что «Опель» принадлежал «Дженерал Моторс», который стремился продвигать свои прогрессивные идеи на Европейском континенте. Поэтому, вольно или невольно, Opel Kapitan перекликался внешне с современным ему Chevrolet. Публика увидела совершенно измененную «зубастую» радиаторную решетку.

Внедрили и другие инновации: гнутое лобовое стекло, которое сильно выигрывало у того же «Мерседеса», интегрированные понтонные крылья. На корме красовались стильные фонари в виде авиационных стабилизаторов.
Охлаждение рядного 6-цилиндрового двигателя было жидкостным, объем составлял 2 473 см3. Степень сжатия 7.0:1 позволила поднять мощность до 68 «лошадок». В 1955 году моторы выдавали уже 71 л. с., а в 1956 – 75 л. с. Тормоза по кругу были барабанные гидравлические, подвеска спереди независимая пружинная, сзади – зависимая рессорная.
Габаритные размеры «Опель Капитан»:
✅ Длина – 4 710 мм
✅ Ширина – 1 760 мм
✅ Высота – 1 600 мм
Трансмиссия – 3-скоростная полуавтоматическая. Гонять по своим идеальным дорогам бюргеры могли со скоростью 138-140 км/ч, радуясь расходу топлива 11,5 л/100 км. Всего в означенный период завод изготовил 154 098 автомобилей.
Opel Kapitan P1 или P 2,5 1958-1959
Модель продержалась на конвейере всего год: заокеанские руководители перестарались с «американизмом». Машину «приземлили» на 5 см, сзади установили «акульи плавники» (куда же без них!). Панорамные стекла понравились аудитории, но кричащий стайлинг раздражал, а узкий проем задних дверей бесил.

Цена и так зашкаливала за 10 тыс. DM, но за роскошную отделку и автоматический овердрайв в трансмиссии нужно было доплачивать. Словом, красиво, богато, мощно (80 л. с.), но не пошло: изготовив 34 282 модели, завод шагнул на более высокую ступень.
Opel Kapitan P2 или P 2,6 1959-1963
«Капитан» под индексом P2 получился настолько хорош, что стал самым продаваемым седаном в Европе в начале 60-х. За 4 года было выпущено 145 618 единиц машин, одна из которых попала в коллекцию Л.И. Брежнева. А это большая честь, ведь глава советского государства слыл знатоком автомобилей, коих в его «конюшне» насчитывалось, по некоторым сведениям, 324 шт. Правда, другие источники называют более скромную цифру – 49 машин.

Главной линией в дизайне P2 была практичность: разработчики убрали округлости окон, покатость крыши, сужавшую обзор. Конечно, обилие хрома, характерное «Капитанам», сохранилось как снаружи, так и внутри. Задняя часть демонстрировала «американскую школу». Лоск авто представительского класса просто резал глаза. Подкапотная начинка соответствовала: 2,6-литровый двигатель с нижним распредвалом позволял оставлять под колесами 150 км дорог за час. При этом первых «ста» машина достигала за 16 сек, расход горючего был 12 л/100 км. Механическая коробка передач уступила место 3-скоростному автомату американского производства Hydra-Matic
«Капитан» A 1964-1968
Американские веяния продолжали доминировать в полностью обновленной линейке «Большой тройки» Opel KAD, особенно в интерьере. «Капитан» по отношению к «Адмиралу» и «Дипломату» был дешевле. Снабженный 6-цилиндровой силовой установкой Chevrolet V8 объемом 2,5 л автомобиль плохо продавался. Позднее установили 2,8-литровый мотор, отдающий 138 л. с., и все равно хозяев обрели всего 24 249 экземпляров.

Назвать красивую машину неудачной, язык не поворачивается. Тем более, ее оснастили безопасной рулевой колонкой ZF, отделочными материалами высшего качества. Но серия «Капитанов» неуклонно шла к концу.
«Капитан» Б 1969–1970
Последний, прощальный автомобиль замечательной серии «Капитан» более походил на американский «Кадиллак» образца 1965 года. Приземистый, стремительный, изящный… За 15 месяцев в Рюссельсхайме собрали всего 4 976 экземпляров. Приводил машину в движение 2,8-литровый рядный 6-цилиндровый агрегат. Трансмиссия предлагалась на выбор: 4-скоростная КПП или автомат 3-ступка.

После снятия с конвейера на базе Opel Kapitan производили кареты скорой помощи, катафалки. Это обстоятельство почему-то усугубляет грусть по молодцеватому красавцу, щеголю «Капитану» …
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...