Opel Kapitan: советский «пленник», любимец бюргеров и Л.И. Брежнева
7 502

Opel Kapitan: советский «пленник», любимец бюргеров и Л.И. Брежнева

«Опель» – это серьезно, внушительно, дорого. Немецкие машины отличает беспримерное качество, возведенное в религию, надежность и безопасность. А если учесть, что знаменитая «Тройка» авто премиального класса создавалась для поднятия имиджа бренда и оживления продаж, то перечисленные свойства нужно умножить надвое.


Сегодня мы хотим вспомнить об одном из серии «KAD» – «Капитане». Как развивался и совершенствовался автомобиль, почему оказался рекордсменом на конвейере, сколько пережил генераций – в нашем материале.

Opel Kapitan 1938-1940


Эта модель первого поколения «Капитанов», официальная премьера которого состоялась на Женевском автосалоне 1939 года. Автомобиль выпускался в трех кузовах: 2-дверный седан по цене 3 575 рейхсмарок, 4-дверный седан стоил 3 975 RM, а самым дорогим был кабриолет от кузовного ателье Glaser и Hebmuller – 4 325 RM.

Opel Kapitan: советский «пленник», любимец бюргеров и Л.И. Брежнева Довоенный образец Opel Kapitan, попавший в советский «плен». Фото: YouTube.com

Под капот Opel Kapitan устанавливали рядный нижнеклапанный 6-цилиндрвый силовой агрегат. Объем двигателя, генерирующего 55 «лошадей», составлял 2,4 л. Блок цилиндров и головку отливали из чугуна. Максимальная скорость была чуть ли не головокружительной для своего времени – 126 км/ч, а расход топлива экономичным – в среднем, 13 л на 100 км, за что бюргеры ценили свой автомобиль. Кузова были несущими без массивных коробчатых лонжеронов.

Привод шел на задние колеса, коробка передач стояла 3-ступенчатая механическая, управляемая рычагом с пола. Спереди была независимая подвеска на двойных поперечных рычагах и пружинах, а задний механизм представлял собой балку моста и 2 полуэллиптические продольные рессоры.

Внешне броский автомобиль с огромной радиаторной решеткой, массивным бампером с «клыками» и шестигранными фарами-рассеивателями весил (седан) 1 230 кг. Выпуск надежной и быстрой машины прекратили перед Второй мировой. За это время успели продать 25 371 экземпляр. Во время войны автомобильная промышленность стала работать на нужды фронта, но на заводе в Рюссельсхайме собрали еще 3 гражданские машины, увеличив общее количество предвоенных «Капитанов» до 25 374 шт.

«Победа» ГАЗ-М-20: разве нет узнаваемых черт «плененного» Opel Kapitan? Фото: YouTube.com

Неприхотливый и быстрый «Опель» очень любили немецкие офицеры: автомобиль мелькает и в военной хронике, и художественных фильмах. Часть авто попала в СССР в виде трофеев. Советские инженеры с Горьковского автозавода изучили конструкцию «пленника» и многие идеи перенесли на нашу «Победу» ГАЗ-М-20. Не все: позаимствовали подвеску, рулевое управление, кузовные детали (передние подкрылки), подрамник. Так у «Капитана» появился советский «брат».

Opel Kapitan 1948-1950 и рестайлинг 1951-1953


По окончании войны завод «Опель», который уже с 1929 года был европейским подразделением GM, остался в Западной Германии. Жизнь постепенно налаживалась, и, используя заокеанские вложения, предприятие продолжило выпуск Opel Kapitan. Причем, сделало это быстрее конкурентов: первые послевоенные образцы бизнес-класса вышли из заводских ворот в 1948 году.

Первой «сотни» этот Opel Kapitan достигал за 29 сек. Фото: YouTube.com

Как страна, потерпевшая поражение в войне, Германия должна была подчиняться определенным правилам. Например, гражданским лицам запрещалось иметь автомобили с объемом двигателя свыше 2,5 л, поэтому начали со старого 6-цилиндрового мотора. Технические, скоростные и разгонные характеристики остались прежними, но, правда, конструкторы улучшили рессоры и амортизаторы. Кузов был представлен исключительно седаном.

Внешность так полюбившегося пользователям «Капитана» претерпела незначительные изменения: фирменные шестиугольные рассеиватели фар из-за сложности производства заменили на обычные круглые. До 1951 года выпустили 30 431 единицу техники.

А затем, встав на ноги более уверенно, завод в Рюссельсхайме произвел рестайлинг модели. Изменения коснулись приборной панели, рычаг переключения скоростей перекочевал на рулевую колонку, моторам добавили «лошадей» – с 55 до 58 л. с. Позднее, когда бензин стал более качественным, производители увеличили степень сжатия с 6,0 до 6,25 и повысили тем самым мощность силовых агрегатов до 60 л. с. С конвейера сошло 48 562 единицы авто по цене 9 250-9 600 DM.

«Капитан» 1953–1958


В этот период дизайн модели был сильно изменен. Вспомним, что «Опель» принадлежал «Дженерал Моторс», который стремился продвигать свои прогрессивные идеи на Европейском континенте. Поэтому, вольно или невольно, Opel Kapitan перекликался внешне с современным ему Chevrolet. Публика увидела совершенно измененную «зубастую» радиаторную решетку.

Внешность «Капитана» становится более американизированной. Фото: YouTube.com

Внедрили и другие инновации: гнутое лобовое стекло, которое сильно выигрывало у того же «Мерседеса», интегрированные понтонные крылья. На корме красовались стильные фонари в виде авиационных стабилизаторов.

Охлаждение рядного 6-цилиндрового двигателя было жидкостным, объем составлял 2 473 см3. Степень сжатия 7.0:1 позволила поднять мощность до 68 «лошадок». В 1955 году моторы выдавали уже 71 л. с., а в 1956 – 75 л. с. Тормоза по кругу были барабанные гидравлические, подвеска спереди независимая пружинная, сзади – зависимая рессорная.

Габаритные размеры «Опель Капитан»:

✅ Длина – 4 710 мм
✅ Ширина – 1 760 мм
✅ Высота – 1 600 мм

Трансмиссия – 3-скоростная полуавтоматическая. Гонять по своим идеальным дорогам бюргеры могли со скоростью 138-140 км/ч, радуясь расходу топлива 11,5 л/100 км. Всего в означенный период завод изготовил 154 098 автомобилей.

Opel Kapitan P1 или P 2,5 1958-1959


Модель продержалась на конвейере всего год: заокеанские руководители перестарались с «американизмом». Машину «приземлили» на 5 см, сзади установили «акульи плавники» (куда же без них!). Панорамные стекла понравились аудитории, но кричащий стайлинг раздражал, а узкий проем задних дверей бесил.

Скругленные стекла Opel Kapitan P1 и наклон задней линии крыши закрывали обзор. Фото: YouTube.com

Цена и так зашкаливала за 10 тыс. DM, но за роскошную отделку и автоматический овердрайв в трансмиссии нужно было доплачивать. Словом, красиво, богато, мощно (80 л. с.), но не пошло: изготовив 34 282 модели, завод шагнул на более высокую ступень.

Opel Kapitan P2 или P 2,6 1959-1963


«Капитан» под индексом P2 получился настолько хорош, что стал самым продаваемым седаном в Европе в начале 60-х. За 4 года было выпущено 145 618 единиц машин, одна из которых попала в коллекцию Л.И. Брежнева. А это большая честь, ведь глава советского государства слыл знатоком автомобилей, коих в его «конюшне» насчитывалось, по некоторым сведениям, 324 шт. Правда, другие источники называют более скромную цифру – 49 машин.

Одна из моделей Opel Kapitan P2 украшала автоколлекцию Л.И. Брежнева. Фото: YouTube.com

Главной линией в дизайне P2 была практичность: разработчики убрали округлости окон, покатость крыши, сужавшую обзор. Конечно, обилие хрома, характерное «Капитанам», сохранилось как снаружи, так и внутри. Задняя часть демонстрировала «американскую школу». Лоск авто представительского класса просто резал глаза. Подкапотная начинка соответствовала: 2,6-литровый двигатель с нижним распредвалом позволял оставлять под колесами 150 км дорог за час. При этом первых «ста» машина достигала за 16 сек, расход горючего был 12 л/100 км. Механическая коробка передач уступила место 3-скоростному автомату американского производства Hydra-Matic

«Капитан» A 1964-1968


Американские веяния продолжали доминировать в полностью обновленной линейке «Большой тройки» Opel KAD, особенно в интерьере. «Капитан» по отношению к «Адмиралу» и «Дипломату» был дешевле. Снабженный 6-цилиндровой силовой установкой Chevrolet V8 объемом 2,5 л автомобиль плохо продавался. Позднее установили 2,8-литровый мотор, отдающий 138 л. с., и все равно хозяев обрели всего 24 249 экземпляров.

Модель «Капитан» A, несмотря на невысокую стоимость, продавалась слабо. Фото: YouTube.com

Назвать красивую машину неудачной, язык не поворачивается. Тем более, ее оснастили безопасной рулевой колонкой ZF, отделочными материалами высшего качества. Но серия «Капитанов» неуклонно шла к концу.

«Капитан» Б 1969–1970


Последний, прощальный автомобиль замечательной серии «Капитан» более походил на американский «Кадиллак» образца 1965 года. Приземистый, стремительный, изящный… За 15 месяцев в Рюссельсхайме собрали всего 4 976 экземпляров. Приводил машину в движение 2,8-литровый рядный 6-цилиндровый агрегат. Трансмиссия предлагалась на выбор: 4-скоростная КПП или автомат 3-ступка.

Последний из «Капитанов». Фото: YouTube.com

После снятия с конвейера на базе Opel Kapitan производили кареты скорой помощи, катафалки. Это обстоятельство почему-то усугубляет грусть по молодцеватому красавцу, щеголю «Капитану» …
А вам модель «Опель Капитан» кажется выдающейся?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...