Opel Kapitan: советский «пленник», любимец бюргеров и Л.И. Брежнева
«Опель» – это серьезно, внушительно, дорого. Немецкие машины отличает беспримерное качество, возведенное в религию, надежность и безопасность. А если учесть, что знаменитая «Тройка» авто премиального класса создавалась для поднятия имиджа бренда и оживления продаж, то перечисленные свойства нужно умножить надвое.
Сегодня мы хотим вспомнить об одном из серии «KAD» – «Капитане». Как развивался и совершенствовался автомобиль, почему оказался рекордсменом на конвейере, сколько пережил генераций – в нашем материале.
Эта модель первого поколения «Капитанов», официальная премьера которого состоялась на Женевском автосалоне 1939 года. Автомобиль выпускался в трех кузовах: 2-дверный седан по цене 3 575 рейхсмарок, 4-дверный седан стоил 3 975 RM, а самым дорогим был кабриолет от кузовного ателье Glaser и Hebmuller – 4 325 RM.
Под капот Opel Kapitan устанавливали рядный нижнеклапанный 6-цилиндрвый силовой агрегат. Объем двигателя, генерирующего 55 «лошадей», составлял 2,4 л. Блок цилиндров и головку отливали из чугуна. Максимальная скорость была чуть ли не головокружительной для своего времени – 126 км/ч, а расход топлива экономичным – в среднем, 13 л на 100 км, за что бюргеры ценили свой автомобиль. Кузова были несущими без массивных коробчатых лонжеронов.
Привод шел на задние колеса, коробка передач стояла 3-ступенчатая механическая, управляемая рычагом с пола. Спереди была независимая подвеска на двойных поперечных рычагах и пружинах, а задний механизм представлял собой балку моста и 2 полуэллиптические продольные рессоры.
Внешне броский автомобиль с огромной радиаторной решеткой, массивным бампером с «клыками» и шестигранными фарами-рассеивателями весил (седан) 1 230 кг. Выпуск надежной и быстрой машины прекратили перед Второй мировой. За это время успели продать 25 371 экземпляр. Во время войны автомобильная промышленность стала работать на нужды фронта, но на заводе в Рюссельсхайме собрали еще 3 гражданские машины, увеличив общее количество предвоенных «Капитанов» до 25 374 шт.
Неприхотливый и быстрый «Опель» очень любили немецкие офицеры: автомобиль мелькает и в военной хронике, и художественных фильмах. Часть авто попала в СССР в виде трофеев. Советские инженеры с Горьковского автозавода изучили конструкцию «пленника» и многие идеи перенесли на нашу «Победу» ГАЗ-М-20. Не все: позаимствовали подвеску, рулевое управление, кузовные детали (передние подкрылки), подрамник. Так у «Капитана» появился советский «брат».
По окончании войны завод «Опель», который уже с 1929 года был европейским подразделением GM, остался в Западной Германии. Жизнь постепенно налаживалась, и, используя заокеанские вложения, предприятие продолжило выпуск Opel Kapitan. Причем, сделало это быстрее конкурентов: первые послевоенные образцы бизнес-класса вышли из заводских ворот в 1948 году.
Как страна, потерпевшая поражение в войне, Германия должна была подчиняться определенным правилам. Например, гражданским лицам запрещалось иметь автомобили с объемом двигателя свыше 2,5 л, поэтому начали со старого 6-цилиндрового мотора. Технические, скоростные и разгонные характеристики остались прежними, но, правда, конструкторы улучшили рессоры и амортизаторы. Кузов был представлен исключительно седаном.
Внешность так полюбившегося пользователям «Капитана» претерпела незначительные изменения: фирменные шестиугольные рассеиватели фар из-за сложности производства заменили на обычные круглые. До 1951 года выпустили 30 431 единицу техники.
А затем, встав на ноги более уверенно, завод в Рюссельсхайме произвел рестайлинг модели. Изменения коснулись приборной панели, рычаг переключения скоростей перекочевал на рулевую колонку, моторам добавили «лошадей» – с 55 до 58 л. с. Позднее, когда бензин стал более качественным, производители увеличили степень сжатия с 6,0 до 6,25 и повысили тем самым мощность силовых агрегатов до 60 л. с. С конвейера сошло 48 562 единицы авто по цене 9 250-9 600 DM.
В этот период дизайн модели был сильно изменен. Вспомним, что «Опель» принадлежал «Дженерал Моторс», который стремился продвигать свои прогрессивные идеи на Европейском континенте. Поэтому, вольно или невольно, Opel Kapitan перекликался внешне с современным ему Chevrolet. Публика увидела совершенно измененную «зубастую» радиаторную решетку.
Внедрили и другие инновации: гнутое лобовое стекло, которое сильно выигрывало у того же «Мерседеса», интегрированные понтонные крылья. На корме красовались стильные фонари в виде авиационных стабилизаторов.
Охлаждение рядного 6-цилиндрового двигателя было жидкостным, объем составлял 2 473 см3. Степень сжатия 7.0:1 позволила поднять мощность до 68 «лошадок». В 1955 году моторы выдавали уже 71 л. с., а в 1956 – 75 л. с. Тормоза по кругу были барабанные гидравлические, подвеска спереди независимая пружинная, сзади – зависимая рессорная.
Габаритные размеры «Опель Капитан»:
✅ Длина – 4 710 мм
✅ Ширина – 1 760 мм
✅ Высота – 1 600 мм
Трансмиссия – 3-скоростная полуавтоматическая. Гонять по своим идеальным дорогам бюргеры могли со скоростью 138-140 км/ч, радуясь расходу топлива 11,5 л/100 км. Всего в означенный период завод изготовил 154 098 автомобилей.
Модель продержалась на конвейере всего год: заокеанские руководители перестарались с «американизмом». Машину «приземлили» на 5 см, сзади установили «акульи плавники» (куда же без них!). Панорамные стекла понравились аудитории, но кричащий стайлинг раздражал, а узкий проем задних дверей бесил.
Цена и так зашкаливала за 10 тыс. DM, но за роскошную отделку и автоматический овердрайв в трансмиссии нужно было доплачивать. Словом, красиво, богато, мощно (80 л. с.), но не пошло: изготовив 34 282 модели, завод шагнул на более высокую ступень.
«Капитан» под индексом P2 получился настолько хорош, что стал самым продаваемым седаном в Европе в начале 60-х. За 4 года было выпущено 145 618 единиц машин, одна из которых попала в коллекцию Л.И. Брежнева. А это большая честь, ведь глава советского государства слыл знатоком автомобилей, коих в его «конюшне» насчитывалось, по некоторым сведениям, 324 шт. Правда, другие источники называют более скромную цифру – 49 машин.
Главной линией в дизайне P2 была практичность: разработчики убрали округлости окон, покатость крыши, сужавшую обзор. Конечно, обилие хрома, характерное «Капитанам», сохранилось как снаружи, так и внутри. Задняя часть демонстрировала «американскую школу». Лоск авто представительского класса просто резал глаза. Подкапотная начинка соответствовала: 2,6-литровый двигатель с нижним распредвалом позволял оставлять под колесами 150 км дорог за час. При этом первых «ста» машина достигала за 16 сек, расход горючего был 12 л/100 км. Механическая коробка передач уступила место 3-скоростному автомату американского производства Hydra-Matic
Американские веяния продолжали доминировать в полностью обновленной линейке «Большой тройки» Opel KAD, особенно в интерьере. «Капитан» по отношению к «Адмиралу» и «Дипломату» был дешевле. Снабженный 6-цилиндровой силовой установкой Chevrolet V8 объемом 2,5 л автомобиль плохо продавался. Позднее установили 2,8-литровый мотор, отдающий 138 л. с., и все равно хозяев обрели всего 24 249 экземпляров.
Назвать красивую машину неудачной, язык не поворачивается. Тем более, ее оснастили безопасной рулевой колонкой ZF, отделочными материалами высшего качества. Но серия «Капитанов» неуклонно шла к концу.
Последний, прощальный автомобиль замечательной серии «Капитан» более походил на американский «Кадиллак» образца 1965 года. Приземистый, стремительный, изящный… За 15 месяцев в Рюссельсхайме собрали всего 4 976 экземпляров. Приводил машину в движение 2,8-литровый рядный 6-цилиндровый агрегат. Трансмиссия предлагалась на выбор: 4-скоростная КПП или автомат 3-ступка.
После снятия с конвейера на базе Opel Kapitan производили кареты скорой помощи, катафалки. Это обстоятельство почему-то усугубляет грусть по молодцеватому красавцу, щеголю «Капитану» …
Сегодня мы хотим вспомнить об одном из серии «KAD» – «Капитане». Как развивался и совершенствовался автомобиль, почему оказался рекордсменом на конвейере, сколько пережил генераций – в нашем материале.
Opel Kapitan 1938-1940
Эта модель первого поколения «Капитанов», официальная премьера которого состоялась на Женевском автосалоне 1939 года. Автомобиль выпускался в трех кузовах: 2-дверный седан по цене 3 575 рейхсмарок, 4-дверный седан стоил 3 975 RM, а самым дорогим был кабриолет от кузовного ателье Glaser и Hebmuller – 4 325 RM.
Довоенный образец Opel Kapitan, попавший в советский «плен». Фото: YouTube.com
Под капот Opel Kapitan устанавливали рядный нижнеклапанный 6-цилиндрвый силовой агрегат. Объем двигателя, генерирующего 55 «лошадей», составлял 2,4 л. Блок цилиндров и головку отливали из чугуна. Максимальная скорость была чуть ли не головокружительной для своего времени – 126 км/ч, а расход топлива экономичным – в среднем, 13 л на 100 км, за что бюргеры ценили свой автомобиль. Кузова были несущими без массивных коробчатых лонжеронов.
Привод шел на задние колеса, коробка передач стояла 3-ступенчатая механическая, управляемая рычагом с пола. Спереди была независимая подвеска на двойных поперечных рычагах и пружинах, а задний механизм представлял собой балку моста и 2 полуэллиптические продольные рессоры.
Внешне броский автомобиль с огромной радиаторной решеткой, массивным бампером с «клыками» и шестигранными фарами-рассеивателями весил (седан) 1 230 кг. Выпуск надежной и быстрой машины прекратили перед Второй мировой. За это время успели продать 25 371 экземпляр. Во время войны автомобильная промышленность стала работать на нужды фронта, но на заводе в Рюссельсхайме собрали еще 3 гражданские машины, увеличив общее количество предвоенных «Капитанов» до 25 374 шт.
«Победа» ГАЗ-М-20: разве нет узнаваемых черт «плененного» Opel Kapitan? Фото: YouTube.com
Неприхотливый и быстрый «Опель» очень любили немецкие офицеры: автомобиль мелькает и в военной хронике, и художественных фильмах. Часть авто попала в СССР в виде трофеев. Советские инженеры с Горьковского автозавода изучили конструкцию «пленника» и многие идеи перенесли на нашу «Победу» ГАЗ-М-20. Не все: позаимствовали подвеску, рулевое управление, кузовные детали (передние подкрылки), подрамник. Так у «Капитана» появился советский «брат».
Opel Kapitan 1948-1950 и рестайлинг 1951-1953
По окончании войны завод «Опель», который уже с 1929 года был европейским подразделением GM, остался в Западной Германии. Жизнь постепенно налаживалась, и, используя заокеанские вложения, предприятие продолжило выпуск Opel Kapitan. Причем, сделало это быстрее конкурентов: первые послевоенные образцы бизнес-класса вышли из заводских ворот в 1948 году.
Первой «сотни» этот Opel Kapitan достигал за 29 сек. Фото: YouTube.com
Как страна, потерпевшая поражение в войне, Германия должна была подчиняться определенным правилам. Например, гражданским лицам запрещалось иметь автомобили с объемом двигателя свыше 2,5 л, поэтому начали со старого 6-цилиндрового мотора. Технические, скоростные и разгонные характеристики остались прежними, но, правда, конструкторы улучшили рессоры и амортизаторы. Кузов был представлен исключительно седаном.
Внешность так полюбившегося пользователям «Капитана» претерпела незначительные изменения: фирменные шестиугольные рассеиватели фар из-за сложности производства заменили на обычные круглые. До 1951 года выпустили 30 431 единицу техники.
А затем, встав на ноги более уверенно, завод в Рюссельсхайме произвел рестайлинг модели. Изменения коснулись приборной панели, рычаг переключения скоростей перекочевал на рулевую колонку, моторам добавили «лошадей» – с 55 до 58 л. с. Позднее, когда бензин стал более качественным, производители увеличили степень сжатия с 6,0 до 6,25 и повысили тем самым мощность силовых агрегатов до 60 л. с. С конвейера сошло 48 562 единицы авто по цене 9 250-9 600 DM.
«Капитан» 1953–1958
В этот период дизайн модели был сильно изменен. Вспомним, что «Опель» принадлежал «Дженерал Моторс», который стремился продвигать свои прогрессивные идеи на Европейском континенте. Поэтому, вольно или невольно, Opel Kapitan перекликался внешне с современным ему Chevrolet. Публика увидела совершенно измененную «зубастую» радиаторную решетку.
Внешность «Капитана» становится более американизированной. Фото: YouTube.com
Внедрили и другие инновации: гнутое лобовое стекло, которое сильно выигрывало у того же «Мерседеса», интегрированные понтонные крылья. На корме красовались стильные фонари в виде авиационных стабилизаторов.
Охлаждение рядного 6-цилиндрового двигателя было жидкостным, объем составлял 2 473 см3. Степень сжатия 7.0:1 позволила поднять мощность до 68 «лошадок». В 1955 году моторы выдавали уже 71 л. с., а в 1956 – 75 л. с. Тормоза по кругу были барабанные гидравлические, подвеска спереди независимая пружинная, сзади – зависимая рессорная.
Габаритные размеры «Опель Капитан»:
✅ Длина – 4 710 мм
✅ Ширина – 1 760 мм
✅ Высота – 1 600 мм
Трансмиссия – 3-скоростная полуавтоматическая. Гонять по своим идеальным дорогам бюргеры могли со скоростью 138-140 км/ч, радуясь расходу топлива 11,5 л/100 км. Всего в означенный период завод изготовил 154 098 автомобилей.
Opel Kapitan P1 или P 2,5 1958-1959
Модель продержалась на конвейере всего год: заокеанские руководители перестарались с «американизмом». Машину «приземлили» на 5 см, сзади установили «акульи плавники» (куда же без них!). Панорамные стекла понравились аудитории, но кричащий стайлинг раздражал, а узкий проем задних дверей бесил.
Скругленные стекла Opel Kapitan P1 и наклон задней линии крыши закрывали обзор. Фото: YouTube.com
Цена и так зашкаливала за 10 тыс. DM, но за роскошную отделку и автоматический овердрайв в трансмиссии нужно было доплачивать. Словом, красиво, богато, мощно (80 л. с.), но не пошло: изготовив 34 282 модели, завод шагнул на более высокую ступень.
Opel Kapitan P2 или P 2,6 1959-1963
«Капитан» под индексом P2 получился настолько хорош, что стал самым продаваемым седаном в Европе в начале 60-х. За 4 года было выпущено 145 618 единиц машин, одна из которых попала в коллекцию Л.И. Брежнева. А это большая честь, ведь глава советского государства слыл знатоком автомобилей, коих в его «конюшне» насчитывалось, по некоторым сведениям, 324 шт. Правда, другие источники называют более скромную цифру – 49 машин.
Одна из моделей Opel Kapitan P2 украшала автоколлекцию Л.И. Брежнева. Фото: YouTube.com
Главной линией в дизайне P2 была практичность: разработчики убрали округлости окон, покатость крыши, сужавшую обзор. Конечно, обилие хрома, характерное «Капитанам», сохранилось как снаружи, так и внутри. Задняя часть демонстрировала «американскую школу». Лоск авто представительского класса просто резал глаза. Подкапотная начинка соответствовала: 2,6-литровый двигатель с нижним распредвалом позволял оставлять под колесами 150 км дорог за час. При этом первых «ста» машина достигала за 16 сек, расход горючего был 12 л/100 км. Механическая коробка передач уступила место 3-скоростному автомату американского производства Hydra-Matic
«Капитан» A 1964-1968
Американские веяния продолжали доминировать в полностью обновленной линейке «Большой тройки» Opel KAD, особенно в интерьере. «Капитан» по отношению к «Адмиралу» и «Дипломату» был дешевле. Снабженный 6-цилиндровой силовой установкой Chevrolet V8 объемом 2,5 л автомобиль плохо продавался. Позднее установили 2,8-литровый мотор, отдающий 138 л. с., и все равно хозяев обрели всего 24 249 экземпляров.
Модель «Капитан» A, несмотря на невысокую стоимость, продавалась слабо. Фото: YouTube.com
Назвать красивую машину неудачной, язык не поворачивается. Тем более, ее оснастили безопасной рулевой колонкой ZF, отделочными материалами высшего качества. Но серия «Капитанов» неуклонно шла к концу.
«Капитан» Б 1969–1970
Последний, прощальный автомобиль замечательной серии «Капитан» более походил на американский «Кадиллак» образца 1965 года. Приземистый, стремительный, изящный… За 15 месяцев в Рюссельсхайме собрали всего 4 976 экземпляров. Приводил машину в движение 2,8-литровый рядный 6-цилиндровый агрегат. Трансмиссия предлагалась на выбор: 4-скоростная КПП или автомат 3-ступка.
Последний из «Капитанов». Фото: YouTube.com
После снятия с конвейера на базе Opel Kapitan производили кареты скорой помощи, катафалки. Это обстоятельство почему-то усугубляет грусть по молодцеватому красавцу, щеголю «Капитану» …
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....