Амфибия для двоих – гидросамолет «Катран»
1 257

Амфибия для двоих – гидросамолет «Катран»

Это легкое многоцелевое воздушное судно, старт разработки которого относится к началу «нулевых» годов. Серийный выпуск машины осуществляется с 2005-го, по индивидуальным заказам. Двухместный гидросамолет, выпускаемый самарской компанией, позиционируется, как частное судно, не предназначенное для коммерческого использования. Сфера применения – наблюдательные полеты, патрулирование, а также обучение пилотированию.


Особенности «Катрана»


В первую очередь это компактность и небольшой, в 360 кг, вес. Машину можно быстро подготовить к транспортировке. Этому способствуют складывающиеся крылья, оперение и поплавки. В разобранном виде воздушное судно помещается в обычном прицепе для легкового автомобиля. Хранить его можно в гараже, куда самолет заталкивается силами пары человек.

Амфибия для двоих – гидросамолет «Катран»Панель приборов, как в автомобиле – простая и понятная. Фото: YouTube.com

Предусмотрена поставка гидроплана в виде т. н. «кит-набора» – комплекта агрегатов, узлов и необходимых элементов для самостоятельной сборки, как конструктор. В него, однако, не входит силовой агрегат с винтом, батарея и блок управления авиамотором. Роль последнего могут играть:

✅ Rotax-582, 912
✅ Hirth F30
✅ EA-71 (Subaru)
✅ Jabiru-2200

Любой из вышеперечисленных двигателей может устанавливаться без внесения каких-либо изменений в конструкцию капота. Отдельно поставляется шасси: лыжное либо колесное. Дополнительная опора устанавливается в носу или хвосте. Общие технические параметры «Катрана» с силовым агрегатом Rotax-912, развивающим 100 «лошадей»:

✅ размах крыльев, длина и высота – 9,6, 6,7 и 2,7 м
✅ вес максимальный взлетный (пустого) – 600 (360) кг
✅ наивысшая (крейсерская) скорость – 150 (125 при 5500 об/мин.) км/ч
✅ дальность – до 580 км
✅ потолок – 4,1 км

Экипаж может состоять из одного или пары пилотов (один – обучаемый или пассажир). Предусмотрена комплектация воздушного судна спасательной системой типа К-500 для экстренного спуска вниз на парашюте в случае возникновения серьезных неисправностей. Роль топлива играет автомобильный бензин Аи-92.

Лучше всего машина подходит для патрулирования и туризма. Фото: YouTube.com

Владельцы «Катрана» отмечают легкость в управлении: например, при достижении требуемой скорости на воде при взлете, машина «автоматически» отрывается от поверхности. Конструкция поплавков практически исключает возможность «клевков» при посадке. Кстати, опоры достаточно крепкие и надежные. Поплавками можно воспользоваться для схода на берег (выдерживают человека весом 140 и более кг) или просто для того, чтобы посидеть с удочкой.

Кабина


Она может быть, в соответствии с пожеланиями заказчика, открытой либо закрытой, с легкосъемными дверями. В базовом варианте машина поставляется с кабиной, оборудованной только стеклянным козырьком, на поплавках, с отделением под небольшой багаж за спинками кресел.

Открытая кабина подразумевает соответствующую экипировку. Фото: YouTube.com

Воздушное судно прошло все необходимые испытания и пригодно для регистрации в РОСТО, ОФСЛА.

Разработчик


Это конструкторское бюро «АэроСамара», ранее называвшееся СКБ-1. Коллектив известен с 1992 года: за время его существования было спроектировано и построено свыше десятка легких воздушных судов разных типов. Организация имеет собственные производственные площади для выпуска небольших серий летательных аппаратов. Разработанные компанией самолеты принимали участие во всех авиашоу МАКС, выставках-салонах, проводимых в г. Геленджик. В перечень продукции КБ входят машины типа «ультралайт», амфибии, сельскохозяйственные и учебные летательные аппараты.

Сборка амфибии на берегу водоема. Фото: YouTube.com

Самолет выпускают и сегодня, в интернете можно найти объявления о продаже б/у машин. Например, за «Катран» без двигателя, собранный в 2014-м году, просят 690 тыс. руб., что совсем недорого.
А вы что думаете о «Катране»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...