
Маленький советский трактор без кабины ХТЗ-7
Мое детство выпало на лучшие времена советской эпохи – 70-е годы прошлого столетия. До этого устранялись последствия страшной войны, после – наступили экономические и политические проблемы. Поэтому мои сверстники имели возможность развлекать себя разными игрушками. Для мальчиков в приоритете, конечно, были «солдатики» и различные транспортные средства. Одним из последних являлся небольшой металлический трактор.
Его конструкция выглядела привычно: большие задние и маленькие передние колеса. А вот в остальном, он имел такой вид, что казался мне каким-то нереальным. Дело в том, что уже в юном возрасте я, как и большинство мальчишек, интересовался любой техникой. И хотя ближе всего находилась железная дорога с ее электричками и локомотивами, по соседству имелись поля, обрабатываемые всевозможными тракторами и комбайнами. Поэтому, как выглядит настоящий трактор я знал не понаслышке. Только вот все они были большие и с высокими кабинами на одного пассажира.
В 50-х он казался чем-то странным. Фото: youtube.com
Я никогда не видел с/х технику без кабины, поэтому решил, что игрушечный трактор являлся не больше, чем фантазией автора. Ну, типа, детям все равно, они же не понимают, что – правда, а что – нет. И был совсем неправ. Оказывается такой трактор существовал на самом деле! И выпускался он харьковским заводом. Давайте, познакомимся с ним поближе.
Сразу после войны ускоренными темпами проходило не только восстановление советского хозяйства, но и подтягивание технической базы. На селе она состояла из тракторов и другой с/х техники. Требовались более мощные, производительные и надежные аппараты. Но параллельно развивалось и плодоовощеводство. А эта отрасль нуждалась в технике совсем другого типа.
Именно для хозяйств, занимающихся выращиванием овощей и фруктов, решили создать специальную технику, находящуюся по классу между обычным и мини-трактором.
Разработка нового типа транспорта для советского села велась в Харькове в конце 40-х. Уже в 1950 году смогли начать серийное производство «малыша». Чтобы создать незнакомую для нашей страны конструкцию, понадобилось сотрудничество инженеров из двух харьковских предприятий: тракторного завода и завода тракторных самоходных шасси.
Иногда его использовали и в таком качестве. Фото: youtube.com
Его начали поставлять на мелкие сельхозпредприятия, где ему нашлось обширное применение. Небольшая и не очень мощная техника оказалась незаменимой при выполнении следующих видов работ:
✅ сотрудничество с прицепными орудиями
✅ в паре с навесными сельхозорудиями
✅ привод стационарных машин
✅ транспортировка небольших грузов
✅ различные вспомогательные работы
Если бросить взгляд с сегодняшних высот, то кажется более чем странным, что в стране, стремящейся к глобализации во всем (и совсем не имевшей своих мелких фермерских хозяйств), появился трактор, идеально подходящий для буржуазного частника. Однако ХТЗ-7, доработанный харьковскими специалистами, стал универсальным помощником небольших специализированных сельхозпредприятий. Это позволило нарастить объемы его производства, выпуская в среднем по 8 тысяч единиц такой техники ежегодно, на протяжении всей истории модели.
Со временем появились и другие возможности применения маленького трактора на селе. Но сами колхозники часто не сразу понимали как эффективнее его использовать. Поэтому на базе ХТЗ даже организовали курсы молодых трактористов. На них заводские инженеры и специалисты делились опытом и собственными наработками, чтобы сделать ХТЗ-7 хорошим помощником для овоще- или плодоводческих бригад.
Просто удивительно, что само по себе новое для наших предприятий транспортное средство изобиловало и множеством других инноваций. Учитывая маленькие размеры и (относительно) небольшой вес, конструкторы позволили пойти себе дальше и стать авторами первой в Союзе безрамной компоновки трактора. Да, «малыш» совсем не имел несущей рамы, а почти полуторатонная нагрузка ложилась на утолщенные литые картеры.
Часто его заводили именно так. Фото: youtube.com
Кроме того, конструкцию оснастили навесной гидравлической системой и возможностью варьирования ширины колеи и дорожного просвета. Последнее достигалось благодаря манипуляциям с бортовыми редукторами. А вот ширина изменялась после того, как колеса снимались и закреплялись наоборот. Изнаночная сторона выводила шины дальше, увеличивая тем самым размер тракторной колеи. Кстати, и сами колеса (это был один из первых отечественных опытов) оснастили пневматическими шинами.
Конструкцию транспортного средства сделали максимально простой. Кроме отсутствия рамы, стоит заметить, что не было и привычной водительской кабины. Это ограничивало использование трактора в непогоду или более холодные времена. Да и всю пыль из-под колес водителю приходилось вдыхать без остатка – ведь не было никакого препятствия между ним и пылящимися узкими дорожками овощных или плодовых участков.
Правда сезонные или погодные ограничения никого не смущали. Транспорт явно рассчитывался на использование в теплую пору (зимой уж точно никто в нашем климате не выращивает овощи и фрукты). Кроме того, в дождливое время тоже работы на плодоовощных участках заметно снижались. Так что, технику приобретали с удовольствием и пользовались, учитывая ее мощностные и климатические ограничения.
У трактора есть и современные любители. Фото: youtube.com
Обратим внимание и на техническую сторону и показатели. Двигатель привычно расположили в выдвинутой передней части под кожухом. А вот водительское место оказалось позади, между двух огромных задних колес. Трактор имел следующие характеристики:
✅ полная масса – 1,4 т
✅ 2-цилиндровый бензиновый двигатель
✅ мощность – 12 л. с
✅ механическая трансмиссия
✅ жесткая подвеска
✅ боковой вал отбора мощности на приводной шкив
Машина с целым рядом новинок ценилась во многих хозяйствах. Чего стоили только пневмошины. Они не просто улучшили комфорт работы водителя, местные таланты нашли им попутное применение: добавление в них воды повышало устойчивость и тягу небольшого тракторца. Те, кому пришлось поработать на них, сошлись в однозначных оценках:
ХТЗ-7 выпускался с 1950 по 1956 годы. За это время на харьковских мощностях собрали 48000 маленьких тракторов. Учитывая прекрасные отзывы, транспорт продолжили бы выпускать и дальше. Но, в тракторную сферу ворвалась «дизельная революция». Специалисты в один голос заявляли, что дизельные агрегаты выгоднее для сельхозтехники во всех отношениях (позже это подтвердилось и на практике).
Дизельный потомок малолитражного трактора. Фото: youtube.com
Поэтому завод вынужден был прекратить выпуск техники, работающей на бензиновом моторе. История «малыша» подошла к своему завершению. Но овощеводы не остались без помощника, на базе этого трактора создали дизельный ДТ-14.
Его конструкция выглядела привычно: большие задние и маленькие передние колеса. А вот в остальном, он имел такой вид, что казался мне каким-то нереальным. Дело в том, что уже в юном возрасте я, как и большинство мальчишек, интересовался любой техникой. И хотя ближе всего находилась железная дорога с ее электричками и локомотивами, по соседству имелись поля, обрабатываемые всевозможными тракторами и комбайнами. Поэтому, как выглядит настоящий трактор я знал не понаслышке. Только вот все они были большие и с высокими кабинами на одного пассажира.

Я никогда не видел с/х технику без кабины, поэтому решил, что игрушечный трактор являлся не больше, чем фантазией автора. Ну, типа, детям все равно, они же не понимают, что – правда, а что – нет. И был совсем неправ. Оказывается такой трактор существовал на самом деле! И выпускался он харьковским заводом. Давайте, познакомимся с ним поближе.
Явно не для советского колхоза с его размерами полей
Сразу после войны ускоренными темпами проходило не только восстановление советского хозяйства, но и подтягивание технической базы. На селе она состояла из тракторов и другой с/х техники. Требовались более мощные, производительные и надежные аппараты. Но параллельно развивалось и плодоовощеводство. А эта отрасль нуждалась в технике совсем другого типа.
Именно для хозяйств, занимающихся выращиванием овощей и фруктов, решили создать специальную технику, находящуюся по классу между обычным и мини-трактором.
Малогабаритный трактор ХТЗ-7 стал первым в советской истории агрегатом для овощеводов. Его конструкция позволяла использование на ограниченных плоскостях теплиц и овощных плантаций.
Разработка нового типа транспорта для советского села велась в Харькове в конце 40-х. Уже в 1950 году смогли начать серийное производство «малыша». Чтобы создать незнакомую для нашей страны конструкцию, понадобилось сотрудничество инженеров из двух харьковских предприятий: тракторного завода и завода тракторных самоходных шасси.

Его начали поставлять на мелкие сельхозпредприятия, где ему нашлось обширное применение. Небольшая и не очень мощная техника оказалась незаменимой при выполнении следующих видов работ:
✅ сотрудничество с прицепными орудиями
✅ в паре с навесными сельхозорудиями
✅ привод стационарных машин
✅ транспортировка небольших грузов
✅ различные вспомогательные работы
Если бросить взгляд с сегодняшних высот, то кажется более чем странным, что в стране, стремящейся к глобализации во всем (и совсем не имевшей своих мелких фермерских хозяйств), появился трактор, идеально подходящий для буржуазного частника. Однако ХТЗ-7, доработанный харьковскими специалистами, стал универсальным помощником небольших специализированных сельхозпредприятий. Это позволило нарастить объемы его производства, выпуская в среднем по 8 тысяч единиц такой техники ежегодно, на протяжении всей истории модели.
Со временем появились и другие возможности применения маленького трактора на селе. Но сами колхозники часто не сразу понимали как эффективнее его использовать. Поэтому на базе ХТЗ даже организовали курсы молодых трактористов. На них заводские инженеры и специалисты делились опытом и собственными наработками, чтобы сделать ХТЗ-7 хорошим помощником для овоще- или плодоводческих бригад.
Безрамная конструкция и другие ноу-хау
Просто удивительно, что само по себе новое для наших предприятий транспортное средство изобиловало и множеством других инноваций. Учитывая маленькие размеры и (относительно) небольшой вес, конструкторы позволили пойти себе дальше и стать авторами первой в Союзе безрамной компоновки трактора. Да, «малыш» совсем не имел несущей рамы, а почти полуторатонная нагрузка ложилась на утолщенные литые картеры.

Кроме того, конструкцию оснастили навесной гидравлической системой и возможностью варьирования ширины колеи и дорожного просвета. Последнее достигалось благодаря манипуляциям с бортовыми редукторами. А вот ширина изменялась после того, как колеса снимались и закреплялись наоборот. Изнаночная сторона выводила шины дальше, увеличивая тем самым размер тракторной колеи. Кстати, и сами колеса (это был один из первых отечественных опытов) оснастили пневматическими шинами.
Конструкцию транспортного средства сделали максимально простой. Кроме отсутствия рамы, стоит заметить, что не было и привычной водительской кабины. Это ограничивало использование трактора в непогоду или более холодные времена. Да и всю пыль из-под колес водителю приходилось вдыхать без остатка – ведь не было никакого препятствия между ним и пылящимися узкими дорожками овощных или плодовых участков.
Правда сезонные или погодные ограничения никого не смущали. Транспорт явно рассчитывался на использование в теплую пору (зимой уж точно никто в нашем климате не выращивает овощи и фрукты). Кроме того, в дождливое время тоже работы на плодоовощных участках заметно снижались. Так что, технику приобретали с удовольствием и пользовались, учитывая ее мощностные и климатические ограничения.

Обратим внимание и на техническую сторону и показатели. Двигатель привычно расположили в выдвинутой передней части под кожухом. А вот водительское место оказалось позади, между двух огромных задних колес. Трактор имел следующие характеристики:
✅ полная масса – 1,4 т
✅ 2-цилиндровый бензиновый двигатель
✅ мощность – 12 л. с
✅ механическая трансмиссия
✅ жесткая подвеска
✅ боковой вал отбора мощности на приводной шкив
Хорошие отзывы, но началась дизельная эпоха
Машина с целым рядом новинок ценилась во многих хозяйствах. Чего стоили только пневмошины. Они не просто улучшили комфорт работы водителя, местные таланты нашли им попутное применение: добавление в них воды повышало устойчивость и тягу небольшого тракторца. Те, кому пришлось поработать на них, сошлись в однозначных оценках:
«Конечно, маломощный трактор не смог бы полноценно выполнять полевые работы. Здесь его моторесурса и возможностей надолго не хватило бы. Но он и не конструировался для такого использования. Напротив, буксировка небольших кормовых прицепов стала его коньком. Также иногда на нем перевозили небольшие партии стройматериалов или удобрений для грядок и садовых участков».
ХТЗ-7 выпускался с 1950 по 1956 годы. За это время на харьковских мощностях собрали 48000 маленьких тракторов. Учитывая прекрасные отзывы, транспорт продолжили бы выпускать и дальше. Но, в тракторную сферу ворвалась «дизельная революция». Специалисты в один голос заявляли, что дизельные агрегаты выгоднее для сельхозтехники во всех отношениях (позже это подтвердилось и на практике).

Поэтому завод вынужден был прекратить выпуск техники, работающей на бензиновом моторе. История «малыша» подошла к своему завершению. Но овощеводы не остались без помощника, на базе этого трактора создали дизельный ДТ-14.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...