Маленький советский трактор без кабины ХТЗ-7
Мое детство выпало на лучшие времена советской эпохи – 70-е годы прошлого столетия. До этого устранялись последствия страшной войны, после – наступили экономические и политические проблемы. Поэтому мои сверстники имели возможность развлекать себя разными игрушками. Для мальчиков в приоритете, конечно, были «солдатики» и различные транспортные средства. Одним из последних являлся небольшой металлический трактор.
Его конструкция выглядела привычно: большие задние и маленькие передние колеса. А вот в остальном, он имел такой вид, что казался мне каким-то нереальным. Дело в том, что уже в юном возрасте я, как и большинство мальчишек, интересовался любой техникой. И хотя ближе всего находилась железная дорога с ее электричками и локомотивами, по соседству имелись поля, обрабатываемые всевозможными тракторами и комбайнами. Поэтому, как выглядит настоящий трактор я знал не понаслышке. Только вот все они были большие и с высокими кабинами на одного пассажира.
Я никогда не видел с/х технику без кабины, поэтому решил, что игрушечный трактор являлся не больше, чем фантазией автора. Ну, типа, детям все равно, они же не понимают, что – правда, а что – нет. И был совсем неправ. Оказывается такой трактор существовал на самом деле! И выпускался он харьковским заводом. Давайте, познакомимся с ним поближе.
Сразу после войны ускоренными темпами проходило не только восстановление советского хозяйства, но и подтягивание технической базы. На селе она состояла из тракторов и другой с/х техники. Требовались более мощные, производительные и надежные аппараты. Но параллельно развивалось и плодоовощеводство. А эта отрасль нуждалась в технике совсем другого типа.
Именно для хозяйств, занимающихся выращиванием овощей и фруктов, решили создать специальную технику, находящуюся по классу между обычным и мини-трактором.
Разработка нового типа транспорта для советского села велась в Харькове в конце 40-х. Уже в 1950 году смогли начать серийное производство «малыша». Чтобы создать незнакомую для нашей страны конструкцию, понадобилось сотрудничество инженеров из двух харьковских предприятий: тракторного завода и завода тракторных самоходных шасси.
Его начали поставлять на мелкие сельхозпредприятия, где ему нашлось обширное применение. Небольшая и не очень мощная техника оказалась незаменимой при выполнении следующих видов работ:
✅ сотрудничество с прицепными орудиями
✅ в паре с навесными сельхозорудиями
✅ привод стационарных машин
✅ транспортировка небольших грузов
✅ различные вспомогательные работы
Если бросить взгляд с сегодняшних высот, то кажется более чем странным, что в стране, стремящейся к глобализации во всем (и совсем не имевшей своих мелких фермерских хозяйств), появился трактор, идеально подходящий для буржуазного частника. Однако ХТЗ-7, доработанный харьковскими специалистами, стал универсальным помощником небольших специализированных сельхозпредприятий. Это позволило нарастить объемы его производства, выпуская в среднем по 8 тысяч единиц такой техники ежегодно, на протяжении всей истории модели.
Со временем появились и другие возможности применения маленького трактора на селе. Но сами колхозники часто не сразу понимали как эффективнее его использовать. Поэтому на базе ХТЗ даже организовали курсы молодых трактористов. На них заводские инженеры и специалисты делились опытом и собственными наработками, чтобы сделать ХТЗ-7 хорошим помощником для овоще- или плодоводческих бригад.
Просто удивительно, что само по себе новое для наших предприятий транспортное средство изобиловало и множеством других инноваций. Учитывая маленькие размеры и (относительно) небольшой вес, конструкторы позволили пойти себе дальше и стать авторами первой в Союзе безрамной компоновки трактора. Да, «малыш» совсем не имел несущей рамы, а почти полуторатонная нагрузка ложилась на утолщенные литые картеры.
Кроме того, конструкцию оснастили навесной гидравлической системой и возможностью варьирования ширины колеи и дорожного просвета. Последнее достигалось благодаря манипуляциям с бортовыми редукторами. А вот ширина изменялась после того, как колеса снимались и закреплялись наоборот. Изнаночная сторона выводила шины дальше, увеличивая тем самым размер тракторной колеи. Кстати, и сами колеса (это был один из первых отечественных опытов) оснастили пневматическими шинами.
Конструкцию транспортного средства сделали максимально простой. Кроме отсутствия рамы, стоит заметить, что не было и привычной водительской кабины. Это ограничивало использование трактора в непогоду или более холодные времена. Да и всю пыль из-под колес водителю приходилось вдыхать без остатка – ведь не было никакого препятствия между ним и пылящимися узкими дорожками овощных или плодовых участков.
Правда сезонные или погодные ограничения никого не смущали. Транспорт явно рассчитывался на использование в теплую пору (зимой уж точно никто в нашем климате не выращивает овощи и фрукты). Кроме того, в дождливое время тоже работы на плодоовощных участках заметно снижались. Так что, технику приобретали с удовольствием и пользовались, учитывая ее мощностные и климатические ограничения.
Обратим внимание и на техническую сторону и показатели. Двигатель привычно расположили в выдвинутой передней части под кожухом. А вот водительское место оказалось позади, между двух огромных задних колес. Трактор имел следующие характеристики:
✅ полная масса – 1,4 т
✅ 2-цилиндровый бензиновый двигатель
✅ мощность – 12 л. с
✅ механическая трансмиссия
✅ жесткая подвеска
✅ боковой вал отбора мощности на приводной шкив
Машина с целым рядом новинок ценилась во многих хозяйствах. Чего стоили только пневмошины. Они не просто улучшили комфорт работы водителя, местные таланты нашли им попутное применение: добавление в них воды повышало устойчивость и тягу небольшого тракторца. Те, кому пришлось поработать на них, сошлись в однозначных оценках:
ХТЗ-7 выпускался с 1950 по 1956 годы. За это время на харьковских мощностях собрали 48000 маленьких тракторов. Учитывая прекрасные отзывы, транспорт продолжили бы выпускать и дальше. Но, в тракторную сферу ворвалась «дизельная революция». Специалисты в один голос заявляли, что дизельные агрегаты выгоднее для сельхозтехники во всех отношениях (позже это подтвердилось и на практике).
Поэтому завод вынужден был прекратить выпуск техники, работающей на бензиновом моторе. История «малыша» подошла к своему завершению. Но овощеводы не остались без помощника, на базе этого трактора создали дизельный ДТ-14.
Его конструкция выглядела привычно: большие задние и маленькие передние колеса. А вот в остальном, он имел такой вид, что казался мне каким-то нереальным. Дело в том, что уже в юном возрасте я, как и большинство мальчишек, интересовался любой техникой. И хотя ближе всего находилась железная дорога с ее электричками и локомотивами, по соседству имелись поля, обрабатываемые всевозможными тракторами и комбайнами. Поэтому, как выглядит настоящий трактор я знал не понаслышке. Только вот все они были большие и с высокими кабинами на одного пассажира.
В 50-х он казался чем-то странным. Фото: youtube.com
Я никогда не видел с/х технику без кабины, поэтому решил, что игрушечный трактор являлся не больше, чем фантазией автора. Ну, типа, детям все равно, они же не понимают, что – правда, а что – нет. И был совсем неправ. Оказывается такой трактор существовал на самом деле! И выпускался он харьковским заводом. Давайте, познакомимся с ним поближе.
Явно не для советского колхоза с его размерами полей
Сразу после войны ускоренными темпами проходило не только восстановление советского хозяйства, но и подтягивание технической базы. На селе она состояла из тракторов и другой с/х техники. Требовались более мощные, производительные и надежные аппараты. Но параллельно развивалось и плодоовощеводство. А эта отрасль нуждалась в технике совсем другого типа.
Именно для хозяйств, занимающихся выращиванием овощей и фруктов, решили создать специальную технику, находящуюся по классу между обычным и мини-трактором.
Малогабаритный трактор ХТЗ-7 стал первым в советской истории агрегатом для овощеводов. Его конструкция позволяла использование на ограниченных плоскостях теплиц и овощных плантаций.
Разработка нового типа транспорта для советского села велась в Харькове в конце 40-х. Уже в 1950 году смогли начать серийное производство «малыша». Чтобы создать незнакомую для нашей страны конструкцию, понадобилось сотрудничество инженеров из двух харьковских предприятий: тракторного завода и завода тракторных самоходных шасси.
Иногда его использовали и в таком качестве. Фото: youtube.com
Его начали поставлять на мелкие сельхозпредприятия, где ему нашлось обширное применение. Небольшая и не очень мощная техника оказалась незаменимой при выполнении следующих видов работ:
✅ сотрудничество с прицепными орудиями
✅ в паре с навесными сельхозорудиями
✅ привод стационарных машин
✅ транспортировка небольших грузов
✅ различные вспомогательные работы
Если бросить взгляд с сегодняшних высот, то кажется более чем странным, что в стране, стремящейся к глобализации во всем (и совсем не имевшей своих мелких фермерских хозяйств), появился трактор, идеально подходящий для буржуазного частника. Однако ХТЗ-7, доработанный харьковскими специалистами, стал универсальным помощником небольших специализированных сельхозпредприятий. Это позволило нарастить объемы его производства, выпуская в среднем по 8 тысяч единиц такой техники ежегодно, на протяжении всей истории модели.
Со временем появились и другие возможности применения маленького трактора на селе. Но сами колхозники часто не сразу понимали как эффективнее его использовать. Поэтому на базе ХТЗ даже организовали курсы молодых трактористов. На них заводские инженеры и специалисты делились опытом и собственными наработками, чтобы сделать ХТЗ-7 хорошим помощником для овоще- или плодоводческих бригад.
Безрамная конструкция и другие ноу-хау
Просто удивительно, что само по себе новое для наших предприятий транспортное средство изобиловало и множеством других инноваций. Учитывая маленькие размеры и (относительно) небольшой вес, конструкторы позволили пойти себе дальше и стать авторами первой в Союзе безрамной компоновки трактора. Да, «малыш» совсем не имел несущей рамы, а почти полуторатонная нагрузка ложилась на утолщенные литые картеры.
Часто его заводили именно так. Фото: youtube.com
Кроме того, конструкцию оснастили навесной гидравлической системой и возможностью варьирования ширины колеи и дорожного просвета. Последнее достигалось благодаря манипуляциям с бортовыми редукторами. А вот ширина изменялась после того, как колеса снимались и закреплялись наоборот. Изнаночная сторона выводила шины дальше, увеличивая тем самым размер тракторной колеи. Кстати, и сами колеса (это был один из первых отечественных опытов) оснастили пневматическими шинами.
Конструкцию транспортного средства сделали максимально простой. Кроме отсутствия рамы, стоит заметить, что не было и привычной водительской кабины. Это ограничивало использование трактора в непогоду или более холодные времена. Да и всю пыль из-под колес водителю приходилось вдыхать без остатка – ведь не было никакого препятствия между ним и пылящимися узкими дорожками овощных или плодовых участков.
Правда сезонные или погодные ограничения никого не смущали. Транспорт явно рассчитывался на использование в теплую пору (зимой уж точно никто в нашем климате не выращивает овощи и фрукты). Кроме того, в дождливое время тоже работы на плодоовощных участках заметно снижались. Так что, технику приобретали с удовольствием и пользовались, учитывая ее мощностные и климатические ограничения.
У трактора есть и современные любители. Фото: youtube.com
Обратим внимание и на техническую сторону и показатели. Двигатель привычно расположили в выдвинутой передней части под кожухом. А вот водительское место оказалось позади, между двух огромных задних колес. Трактор имел следующие характеристики:
✅ полная масса – 1,4 т
✅ 2-цилиндровый бензиновый двигатель
✅ мощность – 12 л. с
✅ механическая трансмиссия
✅ жесткая подвеска
✅ боковой вал отбора мощности на приводной шкив
Хорошие отзывы, но началась дизельная эпоха
Машина с целым рядом новинок ценилась во многих хозяйствах. Чего стоили только пневмошины. Они не просто улучшили комфорт работы водителя, местные таланты нашли им попутное применение: добавление в них воды повышало устойчивость и тягу небольшого тракторца. Те, кому пришлось поработать на них, сошлись в однозначных оценках:
«Конечно, маломощный трактор не смог бы полноценно выполнять полевые работы. Здесь его моторесурса и возможностей надолго не хватило бы. Но он и не конструировался для такого использования. Напротив, буксировка небольших кормовых прицепов стала его коньком. Также иногда на нем перевозили небольшие партии стройматериалов или удобрений для грядок и садовых участков».
ХТЗ-7 выпускался с 1950 по 1956 годы. За это время на харьковских мощностях собрали 48000 маленьких тракторов. Учитывая прекрасные отзывы, транспорт продолжили бы выпускать и дальше. Но, в тракторную сферу ворвалась «дизельная революция». Специалисты в один голос заявляли, что дизельные агрегаты выгоднее для сельхозтехники во всех отношениях (позже это подтвердилось и на практике).
Дизельный потомок малолитражного трактора. Фото: youtube.com
Поэтому завод вынужден был прекратить выпуск техники, работающей на бензиновом моторе. История «малыша» подошла к своему завершению. Но овощеводы не остались без помощника, на базе этого трактора создали дизельный ДТ-14.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....