Tatra T 815 GTC: уникальный спецрейс длиной в 37 месяцев
Поднимите руки, кто управлял чешским грузовиком Tatra 815?.. Не «лес рук», но многие еще помнят «косолапого». А его невозможно забыть – тот неординарный, спорный, с неоднозначной репутацией первый в СССР импортный самосвал. Из-за своей оригинальной конструкции он был незаурядным, выдающимся, зверски мощным. А обойдя вокруг земного шара, стал и вовсе легендарным.
Однако мир пропустил это значимое событие, не придал ему большого значения, не оценил героическую миссию шестерых членов экипажа одного автомобиля. У него, у мира, на тот момент были другие заботы. Но историческая справедливость, хоть и через 30 лет, все же восстанавливается, и мы намерены посодействовать процессу. Мы хотим вспомнить кругосветное путешествие 32-летней давности и отдать должное уважение талантливым разработчикам, выносливому грузовику «Татра» 815 и мужественным парням, им управлявшим. Что ж, тогда совершим экскурс в историю.
Под труднопроизносимым названием скрывается чешское автомобильное предприятие – бренд, завоевавший всемирную известность. Но сначала был вагоностроительный завод в Австро-Венгрии, существовавший с 1850 года. Когда после Первой мировой могущественная империя распалась, чехам достался этот завод в городе Нессельсдорф.
Название городка не понравилось новым хозяевам, и они дали ему имя Копрживнице. Вагоностроительный завод в 20-х годах прошлого века переквалифицировался на выпуск автомобилей. Линейка была широкой: от легковушек до спецтехники. Но вскоре обозначился специалитет – тяжелые грузовики.
Первым самосвалам присвоили индекс «U» и отправили на испытание по узким заснеженным дорогам Карпат. Одна из гористых местностей на очень высокой отметке над уровнем моря так и называлась – Высокие Татры. Говорят, когда испытуемые прошли трудные участки, кто-то из присутствующих воскликнул, что машины просто созданы для Татр. Отсюда и пошло название знаменитых грузовиков.
История «Копрживницка Возовка» была сложной, интересной, порой драматичной, но постепенно подошла в 1983 году к созданию и выпуску нашего героя – грузовика «Татра» Т 815.
До 815-ой «Татры» были крупнотоннажные модели под индексами 138 (1959 год), 148 (1969 год). Изначально машину создавали для работы на сложных трассах или бездорожье, позднее стали выпускать дорожные версии.
Эпитеты «неординарный», «оригинальный концептуально» и прочие справедливы в отношении 815-ой модели. Одни водители называли грузовик капризным и ненадежным, другие благоговели перед ним. Но все сходились во мнении, что Tatra 815 – не та техника, на которую «сел и поехал». Сначала нужно внимательно изучить строение машины и все прилагаемые инструкции по эксплуатации, причем, желательно до момента, когда все будет безнадежно поломано.
А причина такого противоречивого отношения к «Татре» кроется в конструкции, которая настолько своеобразна, что заставляет задумываться: только ли чай и кофе пили в КБ завода?.. Построили бы автомобиль на обычной лонжеронной раме… Нет! Назло мейнстриму разработчики взяли крепчайшую, жесткую на кручение хребтовую раму – трубу большого диметра. Внутри расположили все элементы трансмиссии, прикрепили на центральный хребет силовой агрегат и нанизали качающиеся полуоси, защищенные пыльниками. Вот вам и полностью независимая подвеска!
Внутри балки (хребта) проходит тонкий вал, который передает вращение от КПП к мостам. А двигатель с коробкой соединяются карданом. Недоброе (а может, шутливое) шоферское пожелание «кардан тебе в хребет» однозначно пошло от специфических конструктивных особенностей «Татры».
Преимуществом автомобиля стала высокая проходимость, дополнительная защита ходовой части, возможность разгружаться на три стороны даже, когда стоит под уклоном. Также самосвал мог «не заметить» потерю одного переднего колеса и спокойно продолжать движение. Полностью загруженное авто стоит на колесах ровно, но у пустой «Татры» угол развала такой, что машина кажется «кривоногой». Поэтому и нацеплял грузовик прозвищ «рахитичный», «косолапый».
Создав такую модель, снабдив ее дизельным 15,8-литровым 235-сильным двигателем, заводское руководство решило показать свое детище миру. Начали снаряжать машину и готовить команду энтузиастов из шести членов во главе с Йиржи Штером в кругосветное путешествие.
Tatra 815 превратили в кемпер GTC – автомобиль для туризма и путешествий. Автодом в горизонтальной плоскости разделили на три части:
✅ В нижней было расположено шасси, два бензобака общей вместимостью 220 л, емкость для воды на 400 л, генератор на 5-кВт и боксы для запчастей, ремонтного оборудования, хозяйственных вещей
✅ В средней зоне находилась водительская кабина, кают-кампания, кухня, душевая, в которой при необходимости проявляли фотопленки: на всем протяжении пути участники экспедиции снимали документальные фильмы о странах и континентах, своих дорожных приключениях
✅ Верхний этаж автомобиля отводился под небольшой «гараж» для мопеда и моторной лодки, а на крыше можно было разбить палатку
Модернизированная «Татра» начала свое увлекательное путешествие из Праги 18 марта 1987 года. За 37 месяцев автомобиль оставил под колесами 150 тыс. км дорог, прошел 67 стран на пяти континентах, куда по океанам переправлялся кораблями.
Поездка, призванная показать миру достижения чешского автопрома, не была развлечением: скорее, это был труд и лишения. Шестеро смельчаков двигались сквозь африканскую жару и пустыни, зной джунглей Южной Америки. После Аляски экипаж прошел нашу Сибирь: необычный автомобиль могут еще помнить жители Тюменской области. В песках, снегах, на болотах – везде Tatra 815 GTC демонстрировала свои фантастические возможности.
Габаритные размеры автомобиля:
✅ Длина – 10 000 мм
✅ Ширина 2 500 мм
✅ Высота – 3 850 мм
✅ Масса в полном снаряжении – 21 т
Домой уникальный экспедиционный грузовик вернулся 4 мая 1990 года и стал экспонатом заводского музея. Но возвращение героев не было триумфальным. Накануне в стране произошла Бархатная революция, менялся политический строй, так что правительству было не до такой «мелочи», как кругосветка на грузовике. Участники трудного похода не срывали оваций, не получали наград.
Однако не это обидно: больно за те фото и видеоматериалы, которые собрали бесстрашные путешественники. Предполагался, но не состоялся показ 57-серийного телевизионного фильма о радостях и тяготах пути. Километры пленок где-то, возможно, хранятся, и есть надежда, что мы еще увидим красочные и познавательные фильмы об удивительном событии. А пока остается довольствоваться малыми крохами сомнительного качества, которые можно отыскать в сети интернет.
Последователи первого похода П. Голечек и М. Гавличек (руководитель) ознаменовали 30-летие события, оставшегося несправедливо забытым, новой кругосветкой на полноприводном грузовике Tatra T 815 4×4.
В этот раз компания собралась более многочисленная – 30 членов экипажа. Стартовали 22 феврали 2020 года. С родными путешественники попрощались на 3 года. Теперь надстройка на «Татре» содержит 4 спальни, предусматривает 14 сидячих мест. На спонсорские деньги, где участвовали и наши «Росатом» и «Ростуризм», купили машину и снаряжение на 25 миллионов крон (около 70 млн российских рублей).
Участники «Татра вокруг света-2» анонсировали проезд 270 тыс. км по 60 странам. Экспедиция названа «Дорогой памяти»: чехи намерены посетить мемориалы воинов, павших во Второй мировой войне, высадить деревья. Пандемия коронавируса задержала команду в пути на 3 месяца, но затем все возобновилось по плану. В Россию путешественники попали через Астрахань. Чехи побывали на Мамаевом кургане, Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге.
Подобные мероприятия вызывают уважение и восхищение мужеством чешских парней. Остается пожелать им удачи и благополучного возвращения на родину.
Однако мир пропустил это значимое событие, не придал ему большого значения, не оценил героическую миссию шестерых членов экипажа одного автомобиля. У него, у мира, на тот момент были другие заботы. Но историческая справедливость, хоть и через 30 лет, все же восстанавливается, и мы намерены посодействовать процессу. Мы хотим вспомнить кругосветное путешествие 32-летней давности и отдать должное уважение талантливым разработчикам, выносливому грузовику «Татра» 815 и мужественным парням, им управлявшим. Что ж, тогда совершим экскурс в историю.
«Копрживницка Возовка»
Под труднопроизносимым названием скрывается чешское автомобильное предприятие – бренд, завоевавший всемирную известность. Но сначала был вагоностроительный завод в Австро-Венгрии, существовавший с 1850 года. Когда после Первой мировой могущественная империя распалась, чехам достался этот завод в городе Нессельсдорф.
«Кривоногий» и «косолапый», но зверски сильный грузовик «Татра». Фото: YouTube.com
Название городка не понравилось новым хозяевам, и они дали ему имя Копрживнице. Вагоностроительный завод в 20-х годах прошлого века переквалифицировался на выпуск автомобилей. Линейка была широкой: от легковушек до спецтехники. Но вскоре обозначился специалитет – тяжелые грузовики.
Первым самосвалам присвоили индекс «U» и отправили на испытание по узким заснеженным дорогам Карпат. Одна из гористых местностей на очень высокой отметке над уровнем моря так и называлась – Высокие Татры. Говорят, когда испытуемые прошли трудные участки, кто-то из присутствующих воскликнул, что машины просто созданы для Татр. Отсюда и пошло название знаменитых грузовиков.
«Татры» 815 трудятся на сложных дорогах. Фото: YouTube.com
История «Копрживницка Возовка» была сложной, интересной, порой драматичной, но постепенно подошла в 1983 году к созданию и выпуску нашего героя – грузовика «Татра» Т 815.
«Назло мейнстриму»
До 815-ой «Татры» были крупнотоннажные модели под индексами 138 (1959 год), 148 (1969 год). Изначально машину создавали для работы на сложных трассах или бездорожье, позднее стали выпускать дорожные версии.
Фирменная хребтовая рама «Татры» Т 815. Фото: YouTube.com
Эпитеты «неординарный», «оригинальный концептуально» и прочие справедливы в отношении 815-ой модели. Одни водители называли грузовик капризным и ненадежным, другие благоговели перед ним. Но все сходились во мнении, что Tatra 815 – не та техника, на которую «сел и поехал». Сначала нужно внимательно изучить строение машины и все прилагаемые инструкции по эксплуатации, причем, желательно до момента, когда все будет безнадежно поломано.
А причина такого противоречивого отношения к «Татре» кроется в конструкции, которая настолько своеобразна, что заставляет задумываться: только ли чай и кофе пили в КБ завода?.. Построили бы автомобиль на обычной лонжеронной раме… Нет! Назло мейнстриму разработчики взяли крепчайшую, жесткую на кручение хребтовую раму – трубу большого диметра. Внутри расположили все элементы трансмиссии, прикрепили на центральный хребет силовой агрегат и нанизали качающиеся полуоси, защищенные пыльниками. Вот вам и полностью независимая подвеска!
На центральную балку «Татры» цепляют полуоси. Фото: YouTube.com
Внутри балки (хребта) проходит тонкий вал, который передает вращение от КПП к мостам. А двигатель с коробкой соединяются карданом. Недоброе (а может, шутливое) шоферское пожелание «кардан тебе в хребет» однозначно пошло от специфических конструктивных особенностей «Татры».
Преимуществом автомобиля стала высокая проходимость, дополнительная защита ходовой части, возможность разгружаться на три стороны даже, когда стоит под уклоном. Также самосвал мог «не заметить» потерю одного переднего колеса и спокойно продолжать движение. Полностью загруженное авто стоит на колесах ровно, но у пустой «Татры» угол развала такой, что машина кажется «кривоногой». Поэтому и нацеплял грузовик прозвищ «рахитичный», «косолапый».
Первая кругосветная экспедиция
Создав такую модель, снабдив ее дизельным 15,8-литровым 235-сильным двигателем, заводское руководство решило показать свое детище миру. Начали снаряжать машину и готовить команду энтузиастов из шести членов во главе с Йиржи Штером в кругосветное путешествие.
Слева «Татра», готовая к кругосветному путешествию, справа – на ралли «Париж-Дакар». Фото: YouTube.com
Tatra 815 превратили в кемпер GTC – автомобиль для туризма и путешествий. Автодом в горизонтальной плоскости разделили на три части:
✅ В нижней было расположено шасси, два бензобака общей вместимостью 220 л, емкость для воды на 400 л, генератор на 5-кВт и боксы для запчастей, ремонтного оборудования, хозяйственных вещей
✅ В средней зоне находилась водительская кабина, кают-кампания, кухня, душевая, в которой при необходимости проявляли фотопленки: на всем протяжении пути участники экспедиции снимали документальные фильмы о странах и континентах, своих дорожных приключениях
✅ Верхний этаж автомобиля отводился под небольшой «гараж» для мопеда и моторной лодки, а на крыше можно было разбить палатку
Модернизированная «Татра» начала свое увлекательное путешествие из Праги 18 марта 1987 года. За 37 месяцев автомобиль оставил под колесами 150 тыс. км дорог, прошел 67 стран на пяти континентах, куда по океанам переправлялся кораблями.
Tatra 815 GTC где-то в Африке. Фото: YouTube.com
Поездка, призванная показать миру достижения чешского автопрома, не была развлечением: скорее, это был труд и лишения. Шестеро смельчаков двигались сквозь африканскую жару и пустыни, зной джунглей Южной Америки. После Аляски экипаж прошел нашу Сибирь: необычный автомобиль могут еще помнить жители Тюменской области. В песках, снегах, на болотах – везде Tatra 815 GTC демонстрировала свои фантастические возможности.
Габаритные размеры автомобиля:
✅ Длина – 10 000 мм
✅ Ширина 2 500 мм
✅ Высота – 3 850 мм
✅ Масса в полном снаряжении – 21 т
Домой уникальный экспедиционный грузовик вернулся 4 мая 1990 года и стал экспонатом заводского музея. Но возвращение героев не было триумфальным. Накануне в стране произошла Бархатная революция, менялся политический строй, так что правительству было не до такой «мелочи», как кругосветка на грузовике. Участники трудного похода не срывали оваций, не получали наград.
Один из редких кадров кругосветки Tatra 815 GTC. Фото: YouTube.com
Однако не это обидно: больно за те фото и видеоматериалы, которые собрали бесстрашные путешественники. Предполагался, но не состоялся показ 57-серийного телевизионного фильма о радостях и тяготах пути. Километры пленок где-то, возможно, хранятся, и есть надежда, что мы еще увидим красочные и познавательные фильмы об удивительном событии. А пока остается довольствоваться малыми крохами сомнительного качества, которые можно отыскать в сети интернет.
Вторая кругосветная экспедиция
Последователи первого похода П. Голечек и М. Гавличек (руководитель) ознаменовали 30-летие события, оставшегося несправедливо забытым, новой кругосветкой на полноприводном грузовике Tatra T 815 4×4.
В этот раз компания собралась более многочисленная – 30 членов экипажа. Стартовали 22 феврали 2020 года. С родными путешественники попрощались на 3 года. Теперь надстройка на «Татре» содержит 4 спальни, предусматривает 14 сидячих мест. На спонсорские деньги, где участвовали и наши «Росатом» и «Ростуризм», купили машину и снаряжение на 25 миллионов крон (около 70 млн российских рублей).
Лучшие качества Tatra 815 проявляются на бездорожье. Фото: YouTube.com
Участники «Татра вокруг света-2» анонсировали проезд 270 тыс. км по 60 странам. Экспедиция названа «Дорогой памяти»: чехи намерены посетить мемориалы воинов, павших во Второй мировой войне, высадить деревья. Пандемия коронавируса задержала команду в пути на 3 месяца, но затем все возобновилось по плану. В Россию путешественники попали через Астрахань. Чехи побывали на Мамаевом кургане, Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге.
Подобные мероприятия вызывают уважение и восхищение мужеством чешских парней. Остается пожелать им удачи и благополучного возвращения на родину.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....