
Иж-19 – сделанный вовремя, но не востребованный
С самого открытия Ижевский автомобильный завод стал каким-то неприкаянным. Его главного куратора – Министерство обороны, естественно, больше интересовала военная продукция. Автомобили – это так, второй план. В этом смысле от завода никаких свершений не ждали и просто приказывали «клепать» очередную модель «Москвича» по уже готовым чертежам и болванкам. Однако на предприятии были молодые кадры, которым не терпелось создать что-то свое, новое. И отчасти это удавалось. Но сначала стоит окунуться в атмосферу автопрома того времени.
Сейчас сложно сказать, когда советские автомобили стали проигрывать западным по внешнему облику. Сначала все шло хорошо. Уже к 1975-му ВАЗ выпускал не только «копейку», но и «одиннадцатую модель», а также элегантную «тройку». Ранее, в 1973-м на конвейер встала «Волга» ГАЗ-24, тоже выглядевшая современно. Также неплохо смотрелся и «Москвич-412», прошедший процедуру «омоложения» в конце 60-х.
Западная пресса восторженно писала о «Москвиче-412», занимавшим призовые места на гонках. Фото: YouTube.com
Но к середине 70-х на Западе появился Citroen CX, итальянцы выпустили FIAT-131. Если просто взглянуть на эти модели, станет очевидно: советский автопром в плане дизайна стремительно устаревал.
FIAT-131 считался одним из образцов современного дизайна. Фото: YouTube.com
В СССР было много талантливых конструкторов и автодизайнеров: все дело сводилось к экономическим интересам типа «пусть будет все как есть, стабильность важнее». Начался застой: ВАЗ выпускал «копейку» в разных интерпретациях до 84-го года, пока не появилась «восьмерка». АЗЛК целых 24 года производил, практически не меняя, «Москвич-412», пока не разработал модель «2141». А черты «двадцать четверки» от ГАЗа просматривались во всех его последующих машинах, вплоть до 3110. Однако были и прорывы на фоне печальной ситуации: молодые конструкторы из Ижевского ЦКБ-36 сумели поставить на конвейер настоящий «хит» того времени – универсал «Иж-комби».
Эти две уникальные модели были построены еще в 1972-м году. Первая из них представляла собой переднеприводной хэтчбек («вазовской восьмерки» еще и в помине не было).
Всеми забытый Иж-13. Фото: YouTube.com
Иж-14 – машина повышенной проходимости с коробкой, на которой движением одного рычага авто превращалось в задне-, передне- либо полноприводное транспортное средство. В ожидании вердикта высшего руководства оба проекта «провисели в воздухе» по два года. Может, авто и попали бы в серию, но, не исключено, что кому-то из начальства дизайн (особенно Иж-13) показался чрезмерно дерзким. Так это или нет, но важен факт: прототипы так ими и остались.
Ижевский внедорожник проиграл «Ниве». Фото: YouTube.com
Иж-14 «милостиво» допустили к участию в гонках по бездорожью в 1974-м. Соперниками ижевского вездехода были предсерийная «Нива», ЛуАЗ-969, УАЗ-469, «Ленд Ровер-88». Предпочтение отдали ВАЗ-2121: у завода все было готово к крупномасштабному производству, в то время, как для выпуска Иж-14 требовались новые мощности.
Неудачи не обескуражили коллектив ЦКБ-36. Было очевидно: чтобы создать хоть сколь-нибудь конкурентоспособный автомобиль, необходимо опираться на уже выпускаемую модель. Стоит заметить: в 1970-м «Москвич-412» принимал участие в гонке Лондон – Мехико, где занял третье место. А в 1973-м – 2-е, 3-е, и 5-е в африканском ралли до Аргунга. Можно сделать вывод: двигатель и трансмиссия машины вполне на современном уровне. А вот о внешнем облике этого сказать было нельзя.
Яркий и эффектный Иж-19 и сегодня можно увидеть в музее при заводе. Об этой машине знают многие ценители советского автопрома.
Компоновка приборов тоже не совсем обычная. Фото: YouTube.com
Но мало кто знаком с еще одним прототипом, который создавался параллельно с Иж-19. Речь идет о бескапотном фургоне. Несмотря на то, что знаменитый «каблучок» Иж-2715 удачно вписался в свою нишу, ижевские инженеры работали над созданием его модифицированной версии!
Наружным дизайном машины занимался Александр Зорин, интерьером – Б. Аверьянов. Суть возникавших трудностей сводилась к «противоречиям» между желаниями конструкторов и возможностями производства. Из проблем не удалось решить вопрос с установкой блок-фар. Они должны были иметь сложную форму: такие стекла на заводе просто некому делать, да и не из чего. В итоге поставили стандартную оптику, но прикрыли ее стильными черными обрамлениями.
проблему с головными фарами решили оригинально. Фото: YouTube.com
Не удалось решить вопрос с пятой задней дверью: дизайнеры настаивали, чтобы ее нижняя кромка была у бампера. Однако кузовщики выступили против, считая, что снизится жесткость конструкции.
Их было немало и в первую очередь это общий экстерьер, который выглядит современно даже сейчас. Из других нововведений стоит выделить крышу без желобков, боковые зеркала с обтекающей формой.
Необычные дверные ручки привлекали внимание. Фото: YouTube.com
А еще – отсутствие привычной радиаторной решетки. Также владельца автомобиля наверняка порадовал бы люк в крыше, который до этого ни на какие советские автомобили не устанавливали.
У кормы тоже непривычный вид. Фото: YouTube.com
И последний «модный штрих» – большая задняя вертикальная оптика.
Платформа взята от «Москвича-412»: компоновка двигателя, агрегатов осталась такой же. Из отличий ходовой части выделяется колея, которая стала чуть шире. Еще одна проблема возникла, когда пытались «подружить» кузов Иж-19 со стандартным серийным мотором: он просто не влезал под капот.
Движок – стандартный, от «Москвича-412». Фото: YouTube.com
На Иж-13 делали «горб», но тут как-то умудрились без изменений ровной поверхности.
Они были успешными: удивляла хорошая аэродинамика автомобиля, в которой можно было убедиться, например, увидев чистые стекла, несмотря на плохую погоду. Даже «москвичевский» движок и трансмиссия на Иж-19 показали себя с лучшей стороны: автомобиль быстро набирал 150 км/ч, что было недоступно серийному Иж.
Многие считают, что виной этому – «буржуазный» экстерьер автомобиля. Однако, это не так: необходимо учитывать глобальную экономическую ситуацию, сложившуюся в совавтопроме. Тогда любой легковой автомобиль для рядового гражданина относился к категории дефицитного товара. Серийных-то машин не хватало, а тут еще «какие-то» конструкторы подсовывают новую модель, под которую придется перенастраивать производство! А за невыполнение плана по количеству выпущенных авто кто отвечать будет? Первоочередная задача – насыщение рынка. Вот поэтому и остался хэтчбек в единственном экземпляре. Подобная участь постигла многие уникальные разработки того времени.
Иж-19 – машина, которую государство не заказывало, а к инициативам снизу тогда относились с пренебрежением. Коллектив конструкторов и дизайнеров, разработавших автомобиль, все же отметили в 1976-м, выдав «Свидетельство на промышленный образец». На официальном уровне было признано, что машина могла бы встать на конвейер.
Вот и вся благодарность конструкторам за уникальную современную машину. Фото: YouTube.com
В реальности техника пылилась на складе, роль которого играло бомбоубежище. Когда создавали музей, прототип извлекли на «свет божий», подвергли косметическому ремонту, покрасили в желтый цвет (изначально был оранжевый).
В конце 75-го завод все же получил официальный заказ от государства на разработку нового автомобиля. При этом приветствовалось использование устаревающих агрегатов и деталей от «Москвича-412». Складывался парадокс: предприятию предлагали создать недавно забракованный теми же чиновниками Иж-19.
Так выглядел опытный прототип Иж-2126. Фото: YouTube.com
Конструкторы воспользовались выпавшим шансом и разработали автомобиль «Орбита» Иж-2126, пошедший в серийное производство. При этом мало кто подозревал, что «предком» автомобиля является полузабытый Иж-19.
Перипетии мирового и советского дизайна
Сейчас сложно сказать, когда советские автомобили стали проигрывать западным по внешнему облику. Сначала все шло хорошо. Уже к 1975-му ВАЗ выпускал не только «копейку», но и «одиннадцатую модель», а также элегантную «тройку». Ранее, в 1973-м на конвейер встала «Волга» ГАЗ-24, тоже выглядевшая современно. Также неплохо смотрелся и «Москвич-412», прошедший процедуру «омоложения» в конце 60-х.

Но к середине 70-х на Западе появился Citroen CX, итальянцы выпустили FIAT-131. Если просто взглянуть на эти модели, станет очевидно: советский автопром в плане дизайна стремительно устаревал.

В СССР было много талантливых конструкторов и автодизайнеров: все дело сводилось к экономическим интересам типа «пусть будет все как есть, стабильность важнее». Начался застой: ВАЗ выпускал «копейку» в разных интерпретациях до 84-го года, пока не появилась «восьмерка». АЗЛК целых 24 года производил, практически не меняя, «Москвич-412», пока не разработал модель «2141». А черты «двадцать четверки» от ГАЗа просматривались во всех его последующих машинах, вплоть до 3110. Однако были и прорывы на фоне печальной ситуации: молодые конструкторы из Ижевского ЦКБ-36 сумели поставить на конвейер настоящий «хит» того времени – универсал «Иж-комби».
Иж-13 и Иж-14
Эти две уникальные модели были построены еще в 1972-м году. Первая из них представляла собой переднеприводной хэтчбек («вазовской восьмерки» еще и в помине не было).

Иж-14 – машина повышенной проходимости с коробкой, на которой движением одного рычага авто превращалось в задне-, передне- либо полноприводное транспортное средство. В ожидании вердикта высшего руководства оба проекта «провисели в воздухе» по два года. Может, авто и попали бы в серию, но, не исключено, что кому-то из начальства дизайн (особенно Иж-13) показался чрезмерно дерзким. Так это или нет, но важен факт: прототипы так ими и остались.

Иж-14 «милостиво» допустили к участию в гонках по бездорожью в 1974-м. Соперниками ижевского вездехода были предсерийная «Нива», ЛуАЗ-969, УАЗ-469, «Ленд Ровер-88». Предпочтение отдали ВАЗ-2121: у завода все было готово к крупномасштабному производству, в то время, как для выпуска Иж-14 требовались новые мощности.
Иж-19
Неудачи не обескуражили коллектив ЦКБ-36. Было очевидно: чтобы создать хоть сколь-нибудь конкурентоспособный автомобиль, необходимо опираться на уже выпускаемую модель. Стоит заметить: в 1970-м «Москвич-412» принимал участие в гонке Лондон – Мехико, где занял третье место. А в 1973-м – 2-е, 3-е, и 5-е в африканском ралли до Аргунга. Можно сделать вывод: двигатель и трансмиссия машины вполне на современном уровне. А вот о внешнем облике этого сказать было нельзя.
Разработка
Яркий и эффектный Иж-19 и сегодня можно увидеть в музее при заводе. Об этой машине знают многие ценители советского автопрома.

Но мало кто знаком с еще одним прототипом, который создавался параллельно с Иж-19. Речь идет о бескапотном фургоне. Несмотря на то, что знаменитый «каблучок» Иж-2715 удачно вписался в свою нишу, ижевские инженеры работали над созданием его модифицированной версии!
Конструктивные особенности Иж-19
Наружным дизайном машины занимался Александр Зорин, интерьером – Б. Аверьянов. Суть возникавших трудностей сводилась к «противоречиям» между желаниями конструкторов и возможностями производства. Из проблем не удалось решить вопрос с установкой блок-фар. Они должны были иметь сложную форму: такие стекла на заводе просто некому делать, да и не из чего. В итоге поставили стандартную оптику, но прикрыли ее стильными черными обрамлениями.

Не удалось решить вопрос с пятой задней дверью: дизайнеры настаивали, чтобы ее нижняя кромка была у бампера. Однако кузовщики выступили против, считая, что снизится жесткость конструкции.
Удачные решения
Их было немало и в первую очередь это общий экстерьер, который выглядит современно даже сейчас. Из других нововведений стоит выделить крышу без желобков, боковые зеркала с обтекающей формой.

А еще – отсутствие привычной радиаторной решетки. Также владельца автомобиля наверняка порадовал бы люк в крыше, который до этого ни на какие советские автомобили не устанавливали.

И последний «модный штрих» – большая задняя вертикальная оптика.
Технические моменты
Платформа взята от «Москвича-412»: компоновка двигателя, агрегатов осталась такой же. Из отличий ходовой части выделяется колея, которая стала чуть шире. Еще одна проблема возникла, когда пытались «подружить» кузов Иж-19 со стандартным серийным мотором: он просто не влезал под капот.

На Иж-13 делали «горб», но тут как-то умудрились без изменений ровной поверхности.
Испытания
Они были успешными: удивляла хорошая аэродинамика автомобиля, в которой можно было убедиться, например, увидев чистые стекла, несмотря на плохую погоду. Даже «москвичевский» движок и трансмиссия на Иж-19 показали себя с лучшей стороны: автомобиль быстро набирал 150 км/ч, что было недоступно серийному Иж.
Почему не попал на конвейер?
Многие считают, что виной этому – «буржуазный» экстерьер автомобиля. Однако, это не так: необходимо учитывать глобальную экономическую ситуацию, сложившуюся в совавтопроме. Тогда любой легковой автомобиль для рядового гражданина относился к категории дефицитного товара. Серийных-то машин не хватало, а тут еще «какие-то» конструкторы подсовывают новую модель, под которую придется перенастраивать производство! А за невыполнение плана по количеству выпущенных авто кто отвечать будет? Первоочередная задача – насыщение рынка. Вот поэтому и остался хэтчбек в единственном экземпляре. Подобная участь постигла многие уникальные разработки того времени.
Неужели все зря?
Иж-19 – машина, которую государство не заказывало, а к инициативам снизу тогда относились с пренебрежением. Коллектив конструкторов и дизайнеров, разработавших автомобиль, все же отметили в 1976-м, выдав «Свидетельство на промышленный образец». На официальном уровне было признано, что машина могла бы встать на конвейер.

В реальности техника пылилась на складе, роль которого играло бомбоубежище. Когда создавали музей, прототип извлекли на «свет божий», подвергли косметическому ремонту, покрасили в желтый цвет (изначально был оранжевый).
Второе «рождение»
В конце 75-го завод все же получил официальный заказ от государства на разработку нового автомобиля. При этом приветствовалось использование устаревающих агрегатов и деталей от «Москвича-412». Складывался парадокс: предприятию предлагали создать недавно забракованный теми же чиновниками Иж-19.

Конструкторы воспользовались выпавшим шансом и разработали автомобиль «Орбита» Иж-2126, пошедший в серийное производство. При этом мало кто подозревал, что «предком» автомобиля является полузабытый Иж-19.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...