Иж-19 – сделанный вовремя, но не востребованный
С самого открытия Ижевский автомобильный завод стал каким-то неприкаянным. Его главного куратора – Министерство обороны, естественно, больше интересовала военная продукция. Автомобили – это так, второй план. В этом смысле от завода никаких свершений не ждали и просто приказывали «клепать» очередную модель «Москвича» по уже готовым чертежам и болванкам. Однако на предприятии были молодые кадры, которым не терпелось создать что-то свое, новое. И отчасти это удавалось. Но сначала стоит окунуться в атмосферу автопрома того времени.
Сейчас сложно сказать, когда советские автомобили стали проигрывать западным по внешнему облику. Сначала все шло хорошо. Уже к 1975-му ВАЗ выпускал не только «копейку», но и «одиннадцатую модель», а также элегантную «тройку». Ранее, в 1973-м на конвейер встала «Волга» ГАЗ-24, тоже выглядевшая современно. Также неплохо смотрелся и «Москвич-412», прошедший процедуру «омоложения» в конце 60-х.
Но к середине 70-х на Западе появился Citroen CX, итальянцы выпустили FIAT-131. Если просто взглянуть на эти модели, станет очевидно: советский автопром в плане дизайна стремительно устаревал.
В СССР было много талантливых конструкторов и автодизайнеров: все дело сводилось к экономическим интересам типа «пусть будет все как есть, стабильность важнее». Начался застой: ВАЗ выпускал «копейку» в разных интерпретациях до 84-го года, пока не появилась «восьмерка». АЗЛК целых 24 года производил, практически не меняя, «Москвич-412», пока не разработал модель «2141». А черты «двадцать четверки» от ГАЗа просматривались во всех его последующих машинах, вплоть до 3110. Однако были и прорывы на фоне печальной ситуации: молодые конструкторы из Ижевского ЦКБ-36 сумели поставить на конвейер настоящий «хит» того времени – универсал «Иж-комби».
Эти две уникальные модели были построены еще в 1972-м году. Первая из них представляла собой переднеприводной хэтчбек («вазовской восьмерки» еще и в помине не было).
Иж-14 – машина повышенной проходимости с коробкой, на которой движением одного рычага авто превращалось в задне-, передне- либо полноприводное транспортное средство. В ожидании вердикта высшего руководства оба проекта «провисели в воздухе» по два года. Может, авто и попали бы в серию, но, не исключено, что кому-то из начальства дизайн (особенно Иж-13) показался чрезмерно дерзким. Так это или нет, но важен факт: прототипы так ими и остались.
Иж-14 «милостиво» допустили к участию в гонках по бездорожью в 1974-м. Соперниками ижевского вездехода были предсерийная «Нива», ЛуАЗ-969, УАЗ-469, «Ленд Ровер-88». Предпочтение отдали ВАЗ-2121: у завода все было готово к крупномасштабному производству, в то время, как для выпуска Иж-14 требовались новые мощности.
Неудачи не обескуражили коллектив ЦКБ-36. Было очевидно: чтобы создать хоть сколь-нибудь конкурентоспособный автомобиль, необходимо опираться на уже выпускаемую модель. Стоит заметить: в 1970-м «Москвич-412» принимал участие в гонке Лондон – Мехико, где занял третье место. А в 1973-м – 2-е, 3-е, и 5-е в африканском ралли до Аргунга. Можно сделать вывод: двигатель и трансмиссия машины вполне на современном уровне. А вот о внешнем облике этого сказать было нельзя.
Яркий и эффектный Иж-19 и сегодня можно увидеть в музее при заводе. Об этой машине знают многие ценители советского автопрома.
Но мало кто знаком с еще одним прототипом, который создавался параллельно с Иж-19. Речь идет о бескапотном фургоне. Несмотря на то, что знаменитый «каблучок» Иж-2715 удачно вписался в свою нишу, ижевские инженеры работали над созданием его модифицированной версии!
Наружным дизайном машины занимался Александр Зорин, интерьером – Б. Аверьянов. Суть возникавших трудностей сводилась к «противоречиям» между желаниями конструкторов и возможностями производства. Из проблем не удалось решить вопрос с установкой блок-фар. Они должны были иметь сложную форму: такие стекла на заводе просто некому делать, да и не из чего. В итоге поставили стандартную оптику, но прикрыли ее стильными черными обрамлениями.
Не удалось решить вопрос с пятой задней дверью: дизайнеры настаивали, чтобы ее нижняя кромка была у бампера. Однако кузовщики выступили против, считая, что снизится жесткость конструкции.
Их было немало и в первую очередь это общий экстерьер, который выглядит современно даже сейчас. Из других нововведений стоит выделить крышу без желобков, боковые зеркала с обтекающей формой.
А еще – отсутствие привычной радиаторной решетки. Также владельца автомобиля наверняка порадовал бы люк в крыше, который до этого ни на какие советские автомобили не устанавливали.
И последний «модный штрих» – большая задняя вертикальная оптика.
Платформа взята от «Москвича-412»: компоновка двигателя, агрегатов осталась такой же. Из отличий ходовой части выделяется колея, которая стала чуть шире. Еще одна проблема возникла, когда пытались «подружить» кузов Иж-19 со стандартным серийным мотором: он просто не влезал под капот.
На Иж-13 делали «горб», но тут как-то умудрились без изменений ровной поверхности.
Они были успешными: удивляла хорошая аэродинамика автомобиля, в которой можно было убедиться, например, увидев чистые стекла, несмотря на плохую погоду. Даже «москвичевский» движок и трансмиссия на Иж-19 показали себя с лучшей стороны: автомобиль быстро набирал 150 км/ч, что было недоступно серийному Иж.
Многие считают, что виной этому – «буржуазный» экстерьер автомобиля. Однако, это не так: необходимо учитывать глобальную экономическую ситуацию, сложившуюся в совавтопроме. Тогда любой легковой автомобиль для рядового гражданина относился к категории дефицитного товара. Серийных-то машин не хватало, а тут еще «какие-то» конструкторы подсовывают новую модель, под которую придется перенастраивать производство! А за невыполнение плана по количеству выпущенных авто кто отвечать будет? Первоочередная задача – насыщение рынка. Вот поэтому и остался хэтчбек в единственном экземпляре. Подобная участь постигла многие уникальные разработки того времени.
Иж-19 – машина, которую государство не заказывало, а к инициативам снизу тогда относились с пренебрежением. Коллектив конструкторов и дизайнеров, разработавших автомобиль, все же отметили в 1976-м, выдав «Свидетельство на промышленный образец». На официальном уровне было признано, что машина могла бы встать на конвейер.
В реальности техника пылилась на складе, роль которого играло бомбоубежище. Когда создавали музей, прототип извлекли на «свет божий», подвергли косметическому ремонту, покрасили в желтый цвет (изначально был оранжевый).
В конце 75-го завод все же получил официальный заказ от государства на разработку нового автомобиля. При этом приветствовалось использование устаревающих агрегатов и деталей от «Москвича-412». Складывался парадокс: предприятию предлагали создать недавно забракованный теми же чиновниками Иж-19.
Конструкторы воспользовались выпавшим шансом и разработали автомобиль «Орбита» Иж-2126, пошедший в серийное производство. При этом мало кто подозревал, что «предком» автомобиля является полузабытый Иж-19.
Перипетии мирового и советского дизайна
Сейчас сложно сказать, когда советские автомобили стали проигрывать западным по внешнему облику. Сначала все шло хорошо. Уже к 1975-му ВАЗ выпускал не только «копейку», но и «одиннадцатую модель», а также элегантную «тройку». Ранее, в 1973-м на конвейер встала «Волга» ГАЗ-24, тоже выглядевшая современно. Также неплохо смотрелся и «Москвич-412», прошедший процедуру «омоложения» в конце 60-х.
Западная пресса восторженно писала о «Москвиче-412», занимавшим призовые места на гонках. Фото: YouTube.com
Но к середине 70-х на Западе появился Citroen CX, итальянцы выпустили FIAT-131. Если просто взглянуть на эти модели, станет очевидно: советский автопром в плане дизайна стремительно устаревал.
FIAT-131 считался одним из образцов современного дизайна. Фото: YouTube.com
В СССР было много талантливых конструкторов и автодизайнеров: все дело сводилось к экономическим интересам типа «пусть будет все как есть, стабильность важнее». Начался застой: ВАЗ выпускал «копейку» в разных интерпретациях до 84-го года, пока не появилась «восьмерка». АЗЛК целых 24 года производил, практически не меняя, «Москвич-412», пока не разработал модель «2141». А черты «двадцать четверки» от ГАЗа просматривались во всех его последующих машинах, вплоть до 3110. Однако были и прорывы на фоне печальной ситуации: молодые конструкторы из Ижевского ЦКБ-36 сумели поставить на конвейер настоящий «хит» того времени – универсал «Иж-комби».
Иж-13 и Иж-14
Эти две уникальные модели были построены еще в 1972-м году. Первая из них представляла собой переднеприводной хэтчбек («вазовской восьмерки» еще и в помине не было).
Всеми забытый Иж-13. Фото: YouTube.com
Иж-14 – машина повышенной проходимости с коробкой, на которой движением одного рычага авто превращалось в задне-, передне- либо полноприводное транспортное средство. В ожидании вердикта высшего руководства оба проекта «провисели в воздухе» по два года. Может, авто и попали бы в серию, но, не исключено, что кому-то из начальства дизайн (особенно Иж-13) показался чрезмерно дерзким. Так это или нет, но важен факт: прототипы так ими и остались.
Ижевский внедорожник проиграл «Ниве». Фото: YouTube.com
Иж-14 «милостиво» допустили к участию в гонках по бездорожью в 1974-м. Соперниками ижевского вездехода были предсерийная «Нива», ЛуАЗ-969, УАЗ-469, «Ленд Ровер-88». Предпочтение отдали ВАЗ-2121: у завода все было готово к крупномасштабному производству, в то время, как для выпуска Иж-14 требовались новые мощности.
Иж-19
Неудачи не обескуражили коллектив ЦКБ-36. Было очевидно: чтобы создать хоть сколь-нибудь конкурентоспособный автомобиль, необходимо опираться на уже выпускаемую модель. Стоит заметить: в 1970-м «Москвич-412» принимал участие в гонке Лондон – Мехико, где занял третье место. А в 1973-м – 2-е, 3-е, и 5-е в африканском ралли до Аргунга. Можно сделать вывод: двигатель и трансмиссия машины вполне на современном уровне. А вот о внешнем облике этого сказать было нельзя.
Разработка
Яркий и эффектный Иж-19 и сегодня можно увидеть в музее при заводе. Об этой машине знают многие ценители советского автопрома.
Компоновка приборов тоже не совсем обычная. Фото: YouTube.com
Но мало кто знаком с еще одним прототипом, который создавался параллельно с Иж-19. Речь идет о бескапотном фургоне. Несмотря на то, что знаменитый «каблучок» Иж-2715 удачно вписался в свою нишу, ижевские инженеры работали над созданием его модифицированной версии!
Конструктивные особенности Иж-19
Наружным дизайном машины занимался Александр Зорин, интерьером – Б. Аверьянов. Суть возникавших трудностей сводилась к «противоречиям» между желаниями конструкторов и возможностями производства. Из проблем не удалось решить вопрос с установкой блок-фар. Они должны были иметь сложную форму: такие стекла на заводе просто некому делать, да и не из чего. В итоге поставили стандартную оптику, но прикрыли ее стильными черными обрамлениями.
проблему с головными фарами решили оригинально. Фото: YouTube.com
Не удалось решить вопрос с пятой задней дверью: дизайнеры настаивали, чтобы ее нижняя кромка была у бампера. Однако кузовщики выступили против, считая, что снизится жесткость конструкции.
Удачные решения
Их было немало и в первую очередь это общий экстерьер, который выглядит современно даже сейчас. Из других нововведений стоит выделить крышу без желобков, боковые зеркала с обтекающей формой.
Необычные дверные ручки привлекали внимание. Фото: YouTube.com
А еще – отсутствие привычной радиаторной решетки. Также владельца автомобиля наверняка порадовал бы люк в крыше, который до этого ни на какие советские автомобили не устанавливали.
У кормы тоже непривычный вид. Фото: YouTube.com
И последний «модный штрих» – большая задняя вертикальная оптика.
Технические моменты
Платформа взята от «Москвича-412»: компоновка двигателя, агрегатов осталась такой же. Из отличий ходовой части выделяется колея, которая стала чуть шире. Еще одна проблема возникла, когда пытались «подружить» кузов Иж-19 со стандартным серийным мотором: он просто не влезал под капот.
Движок – стандартный, от «Москвича-412». Фото: YouTube.com
На Иж-13 делали «горб», но тут как-то умудрились без изменений ровной поверхности.
Испытания
Они были успешными: удивляла хорошая аэродинамика автомобиля, в которой можно было убедиться, например, увидев чистые стекла, несмотря на плохую погоду. Даже «москвичевский» движок и трансмиссия на Иж-19 показали себя с лучшей стороны: автомобиль быстро набирал 150 км/ч, что было недоступно серийному Иж.
Почему не попал на конвейер?
Многие считают, что виной этому – «буржуазный» экстерьер автомобиля. Однако, это не так: необходимо учитывать глобальную экономическую ситуацию, сложившуюся в совавтопроме. Тогда любой легковой автомобиль для рядового гражданина относился к категории дефицитного товара. Серийных-то машин не хватало, а тут еще «какие-то» конструкторы подсовывают новую модель, под которую придется перенастраивать производство! А за невыполнение плана по количеству выпущенных авто кто отвечать будет? Первоочередная задача – насыщение рынка. Вот поэтому и остался хэтчбек в единственном экземпляре. Подобная участь постигла многие уникальные разработки того времени.
Неужели все зря?
Иж-19 – машина, которую государство не заказывало, а к инициативам снизу тогда относились с пренебрежением. Коллектив конструкторов и дизайнеров, разработавших автомобиль, все же отметили в 1976-м, выдав «Свидетельство на промышленный образец». На официальном уровне было признано, что машина могла бы встать на конвейер.
Вот и вся благодарность конструкторам за уникальную современную машину. Фото: YouTube.com
В реальности техника пылилась на складе, роль которого играло бомбоубежище. Когда создавали музей, прототип извлекли на «свет божий», подвергли косметическому ремонту, покрасили в желтый цвет (изначально был оранжевый).
Второе «рождение»
В конце 75-го завод все же получил официальный заказ от государства на разработку нового автомобиля. При этом приветствовалось использование устаревающих агрегатов и деталей от «Москвича-412». Складывался парадокс: предприятию предлагали создать недавно забракованный теми же чиновниками Иж-19.
Так выглядел опытный прототип Иж-2126. Фото: YouTube.com
Конструкторы воспользовались выпавшим шансом и разработали автомобиль «Орбита» Иж-2126, пошедший в серийное производство. При этом мало кто подозревал, что «предком» автомобиля является полузабытый Иж-19.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...