Иж-19 – сделанный вовремя, но не востребованный
С самого открытия Ижевский автомобильный завод стал каким-то неприкаянным. Его главного куратора – Министерство обороны, естественно, больше интересовала военная продукция. Автомобили – это так, второй план. В этом смысле от завода никаких свершений не ждали и просто приказывали «клепать» очередную модель «Москвича» по уже готовым чертежам и болванкам. Однако на предприятии были молодые кадры, которым не терпелось создать что-то свое, новое. И отчасти это удавалось. Но сначала стоит окунуться в атмосферу автопрома того времени.
Сейчас сложно сказать, когда советские автомобили стали проигрывать западным по внешнему облику. Сначала все шло хорошо. Уже к 1975-му ВАЗ выпускал не только «копейку», но и «одиннадцатую модель», а также элегантную «тройку». Ранее, в 1973-м на конвейер встала «Волга» ГАЗ-24, тоже выглядевшая современно. Также неплохо смотрелся и «Москвич-412», прошедший процедуру «омоложения» в конце 60-х.
Но к середине 70-х на Западе появился Citroen CX, итальянцы выпустили FIAT-131. Если просто взглянуть на эти модели, станет очевидно: советский автопром в плане дизайна стремительно устаревал.
В СССР было много талантливых конструкторов и автодизайнеров: все дело сводилось к экономическим интересам типа «пусть будет все как есть, стабильность важнее». Начался застой: ВАЗ выпускал «копейку» в разных интерпретациях до 84-го года, пока не появилась «восьмерка». АЗЛК целых 24 года производил, практически не меняя, «Москвич-412», пока не разработал модель «2141». А черты «двадцать четверки» от ГАЗа просматривались во всех его последующих машинах, вплоть до 3110. Однако были и прорывы на фоне печальной ситуации: молодые конструкторы из Ижевского ЦКБ-36 сумели поставить на конвейер настоящий «хит» того времени – универсал «Иж-комби».
Эти две уникальные модели были построены еще в 1972-м году. Первая из них представляла собой переднеприводной хэтчбек («вазовской восьмерки» еще и в помине не было).
Иж-14 – машина повышенной проходимости с коробкой, на которой движением одного рычага авто превращалось в задне-, передне- либо полноприводное транспортное средство. В ожидании вердикта высшего руководства оба проекта «провисели в воздухе» по два года. Может, авто и попали бы в серию, но, не исключено, что кому-то из начальства дизайн (особенно Иж-13) показался чрезмерно дерзким. Так это или нет, но важен факт: прототипы так ими и остались.
Иж-14 «милостиво» допустили к участию в гонках по бездорожью в 1974-м. Соперниками ижевского вездехода были предсерийная «Нива», ЛуАЗ-969, УАЗ-469, «Ленд Ровер-88». Предпочтение отдали ВАЗ-2121: у завода все было готово к крупномасштабному производству, в то время, как для выпуска Иж-14 требовались новые мощности.
Неудачи не обескуражили коллектив ЦКБ-36. Было очевидно: чтобы создать хоть сколь-нибудь конкурентоспособный автомобиль, необходимо опираться на уже выпускаемую модель. Стоит заметить: в 1970-м «Москвич-412» принимал участие в гонке Лондон – Мехико, где занял третье место. А в 1973-м – 2-е, 3-е, и 5-е в африканском ралли до Аргунга. Можно сделать вывод: двигатель и трансмиссия машины вполне на современном уровне. А вот о внешнем облике этого сказать было нельзя.
Яркий и эффектный Иж-19 и сегодня можно увидеть в музее при заводе. Об этой машине знают многие ценители советского автопрома.
Но мало кто знаком с еще одним прототипом, который создавался параллельно с Иж-19. Речь идет о бескапотном фургоне. Несмотря на то, что знаменитый «каблучок» Иж-2715 удачно вписался в свою нишу, ижевские инженеры работали над созданием его модифицированной версии!
Наружным дизайном машины занимался Александр Зорин, интерьером – Б. Аверьянов. Суть возникавших трудностей сводилась к «противоречиям» между желаниями конструкторов и возможностями производства. Из проблем не удалось решить вопрос с установкой блок-фар. Они должны были иметь сложную форму: такие стекла на заводе просто некому делать, да и не из чего. В итоге поставили стандартную оптику, но прикрыли ее стильными черными обрамлениями.
Не удалось решить вопрос с пятой задней дверью: дизайнеры настаивали, чтобы ее нижняя кромка была у бампера. Однако кузовщики выступили против, считая, что снизится жесткость конструкции.
Их было немало и в первую очередь это общий экстерьер, который выглядит современно даже сейчас. Из других нововведений стоит выделить крышу без желобков, боковые зеркала с обтекающей формой.
А еще – отсутствие привычной радиаторной решетки. Также владельца автомобиля наверняка порадовал бы люк в крыше, который до этого ни на какие советские автомобили не устанавливали.
И последний «модный штрих» – большая задняя вертикальная оптика.
Платформа взята от «Москвича-412»: компоновка двигателя, агрегатов осталась такой же. Из отличий ходовой части выделяется колея, которая стала чуть шире. Еще одна проблема возникла, когда пытались «подружить» кузов Иж-19 со стандартным серийным мотором: он просто не влезал под капот.
На Иж-13 делали «горб», но тут как-то умудрились без изменений ровной поверхности.
Они были успешными: удивляла хорошая аэродинамика автомобиля, в которой можно было убедиться, например, увидев чистые стекла, несмотря на плохую погоду. Даже «москвичевский» движок и трансмиссия на Иж-19 показали себя с лучшей стороны: автомобиль быстро набирал 150 км/ч, что было недоступно серийному Иж.
Многие считают, что виной этому – «буржуазный» экстерьер автомобиля. Однако, это не так: необходимо учитывать глобальную экономическую ситуацию, сложившуюся в совавтопроме. Тогда любой легковой автомобиль для рядового гражданина относился к категории дефицитного товара. Серийных-то машин не хватало, а тут еще «какие-то» конструкторы подсовывают новую модель, под которую придется перенастраивать производство! А за невыполнение плана по количеству выпущенных авто кто отвечать будет? Первоочередная задача – насыщение рынка. Вот поэтому и остался хэтчбек в единственном экземпляре. Подобная участь постигла многие уникальные разработки того времени.
Иж-19 – машина, которую государство не заказывало, а к инициативам снизу тогда относились с пренебрежением. Коллектив конструкторов и дизайнеров, разработавших автомобиль, все же отметили в 1976-м, выдав «Свидетельство на промышленный образец». На официальном уровне было признано, что машина могла бы встать на конвейер.
В реальности техника пылилась на складе, роль которого играло бомбоубежище. Когда создавали музей, прототип извлекли на «свет божий», подвергли косметическому ремонту, покрасили в желтый цвет (изначально был оранжевый).
В конце 75-го завод все же получил официальный заказ от государства на разработку нового автомобиля. При этом приветствовалось использование устаревающих агрегатов и деталей от «Москвича-412». Складывался парадокс: предприятию предлагали создать недавно забракованный теми же чиновниками Иж-19.
Конструкторы воспользовались выпавшим шансом и разработали автомобиль «Орбита» Иж-2126, пошедший в серийное производство. При этом мало кто подозревал, что «предком» автомобиля является полузабытый Иж-19.
Перипетии мирового и советского дизайна
Сейчас сложно сказать, когда советские автомобили стали проигрывать западным по внешнему облику. Сначала все шло хорошо. Уже к 1975-му ВАЗ выпускал не только «копейку», но и «одиннадцатую модель», а также элегантную «тройку». Ранее, в 1973-м на конвейер встала «Волга» ГАЗ-24, тоже выглядевшая современно. Также неплохо смотрелся и «Москвич-412», прошедший процедуру «омоложения» в конце 60-х.
Западная пресса восторженно писала о «Москвиче-412», занимавшим призовые места на гонках. Фото: YouTube.com
Но к середине 70-х на Западе появился Citroen CX, итальянцы выпустили FIAT-131. Если просто взглянуть на эти модели, станет очевидно: советский автопром в плане дизайна стремительно устаревал.
FIAT-131 считался одним из образцов современного дизайна. Фото: YouTube.com
В СССР было много талантливых конструкторов и автодизайнеров: все дело сводилось к экономическим интересам типа «пусть будет все как есть, стабильность важнее». Начался застой: ВАЗ выпускал «копейку» в разных интерпретациях до 84-го года, пока не появилась «восьмерка». АЗЛК целых 24 года производил, практически не меняя, «Москвич-412», пока не разработал модель «2141». А черты «двадцать четверки» от ГАЗа просматривались во всех его последующих машинах, вплоть до 3110. Однако были и прорывы на фоне печальной ситуации: молодые конструкторы из Ижевского ЦКБ-36 сумели поставить на конвейер настоящий «хит» того времени – универсал «Иж-комби».
Иж-13 и Иж-14
Эти две уникальные модели были построены еще в 1972-м году. Первая из них представляла собой переднеприводной хэтчбек («вазовской восьмерки» еще и в помине не было).
Всеми забытый Иж-13. Фото: YouTube.com
Иж-14 – машина повышенной проходимости с коробкой, на которой движением одного рычага авто превращалось в задне-, передне- либо полноприводное транспортное средство. В ожидании вердикта высшего руководства оба проекта «провисели в воздухе» по два года. Может, авто и попали бы в серию, но, не исключено, что кому-то из начальства дизайн (особенно Иж-13) показался чрезмерно дерзким. Так это или нет, но важен факт: прототипы так ими и остались.
Ижевский внедорожник проиграл «Ниве». Фото: YouTube.com
Иж-14 «милостиво» допустили к участию в гонках по бездорожью в 1974-м. Соперниками ижевского вездехода были предсерийная «Нива», ЛуАЗ-969, УАЗ-469, «Ленд Ровер-88». Предпочтение отдали ВАЗ-2121: у завода все было готово к крупномасштабному производству, в то время, как для выпуска Иж-14 требовались новые мощности.
Иж-19
Неудачи не обескуражили коллектив ЦКБ-36. Было очевидно: чтобы создать хоть сколь-нибудь конкурентоспособный автомобиль, необходимо опираться на уже выпускаемую модель. Стоит заметить: в 1970-м «Москвич-412» принимал участие в гонке Лондон – Мехико, где занял третье место. А в 1973-м – 2-е, 3-е, и 5-е в африканском ралли до Аргунга. Можно сделать вывод: двигатель и трансмиссия машины вполне на современном уровне. А вот о внешнем облике этого сказать было нельзя.
Разработка
Яркий и эффектный Иж-19 и сегодня можно увидеть в музее при заводе. Об этой машине знают многие ценители советского автопрома.
Компоновка приборов тоже не совсем обычная. Фото: YouTube.com
Но мало кто знаком с еще одним прототипом, который создавался параллельно с Иж-19. Речь идет о бескапотном фургоне. Несмотря на то, что знаменитый «каблучок» Иж-2715 удачно вписался в свою нишу, ижевские инженеры работали над созданием его модифицированной версии!
Конструктивные особенности Иж-19
Наружным дизайном машины занимался Александр Зорин, интерьером – Б. Аверьянов. Суть возникавших трудностей сводилась к «противоречиям» между желаниями конструкторов и возможностями производства. Из проблем не удалось решить вопрос с установкой блок-фар. Они должны были иметь сложную форму: такие стекла на заводе просто некому делать, да и не из чего. В итоге поставили стандартную оптику, но прикрыли ее стильными черными обрамлениями.
проблему с головными фарами решили оригинально. Фото: YouTube.com
Не удалось решить вопрос с пятой задней дверью: дизайнеры настаивали, чтобы ее нижняя кромка была у бампера. Однако кузовщики выступили против, считая, что снизится жесткость конструкции.
Удачные решения
Их было немало и в первую очередь это общий экстерьер, который выглядит современно даже сейчас. Из других нововведений стоит выделить крышу без желобков, боковые зеркала с обтекающей формой.
Необычные дверные ручки привлекали внимание. Фото: YouTube.com
А еще – отсутствие привычной радиаторной решетки. Также владельца автомобиля наверняка порадовал бы люк в крыше, который до этого ни на какие советские автомобили не устанавливали.
У кормы тоже непривычный вид. Фото: YouTube.com
И последний «модный штрих» – большая задняя вертикальная оптика.
Технические моменты
Платформа взята от «Москвича-412»: компоновка двигателя, агрегатов осталась такой же. Из отличий ходовой части выделяется колея, которая стала чуть шире. Еще одна проблема возникла, когда пытались «подружить» кузов Иж-19 со стандартным серийным мотором: он просто не влезал под капот.
Движок – стандартный, от «Москвича-412». Фото: YouTube.com
На Иж-13 делали «горб», но тут как-то умудрились без изменений ровной поверхности.
Испытания
Они были успешными: удивляла хорошая аэродинамика автомобиля, в которой можно было убедиться, например, увидев чистые стекла, несмотря на плохую погоду. Даже «москвичевский» движок и трансмиссия на Иж-19 показали себя с лучшей стороны: автомобиль быстро набирал 150 км/ч, что было недоступно серийному Иж.
Почему не попал на конвейер?
Многие считают, что виной этому – «буржуазный» экстерьер автомобиля. Однако, это не так: необходимо учитывать глобальную экономическую ситуацию, сложившуюся в совавтопроме. Тогда любой легковой автомобиль для рядового гражданина относился к категории дефицитного товара. Серийных-то машин не хватало, а тут еще «какие-то» конструкторы подсовывают новую модель, под которую придется перенастраивать производство! А за невыполнение плана по количеству выпущенных авто кто отвечать будет? Первоочередная задача – насыщение рынка. Вот поэтому и остался хэтчбек в единственном экземпляре. Подобная участь постигла многие уникальные разработки того времени.
Неужели все зря?
Иж-19 – машина, которую государство не заказывало, а к инициативам снизу тогда относились с пренебрежением. Коллектив конструкторов и дизайнеров, разработавших автомобиль, все же отметили в 1976-м, выдав «Свидетельство на промышленный образец». На официальном уровне было признано, что машина могла бы встать на конвейер.
Вот и вся благодарность конструкторам за уникальную современную машину. Фото: YouTube.com
В реальности техника пылилась на складе, роль которого играло бомбоубежище. Когда создавали музей, прототип извлекли на «свет божий», подвергли косметическому ремонту, покрасили в желтый цвет (изначально был оранжевый).
Второе «рождение»
В конце 75-го завод все же получил официальный заказ от государства на разработку нового автомобиля. При этом приветствовалось использование устаревающих агрегатов и деталей от «Москвича-412». Складывался парадокс: предприятию предлагали создать недавно забракованный теми же чиновниками Иж-19.
Так выглядел опытный прототип Иж-2126. Фото: YouTube.com
Конструкторы воспользовались выпавшим шансом и разработали автомобиль «Орбита» Иж-2126, пошедший в серийное производство. При этом мало кто подозревал, что «предком» автомобиля является полузабытый Иж-19.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....