
«Автотрак-ТАС25» из СССР – то ли трактор, то ли мини-самосвал
Таганрогский комбайновый завод к концу восьмидесятых уже обладал некоторым опытом по разработке универсальных машин, в основном сельскохозяйственного назначения. Достаточно вспомнить большие самоходные шасси типа СШ-75, СШ-100. Правда, они не очень-то прижились на селе.
Видимо, внимательно наблюдая за успехом Т-16, зародившегося в Харькове и потом производившегося во Владимире, конструкторы из Таганрога решили выпустить собственный агрегат. Как раз и время было подходящее: нагрянула перестройка, дали «зеленый свет» предпринимательству, поощряли создание небольшой и востребованной на селе техники.
Базой нового «универсала», названного «Автотрак-ТАС25», стало самоходное шасси Т-16МГ. У трактора усилили переднюю часть и поставили на нее свою кабину. Сзади смонтировали опрокидывающийся назад небольшой кузов, сделанный из стали. Поднимался он посредством пары гидроцилиндров.
Одно из главных достоинств – самосвальный кузов. Фото: YouTube.com
Двигатель расположили сзади: там же находился корпус главной передачи. В принципе, тот же Т-16, только в более привычном для машины и «благородном» виде. По экстерьеру из-за переноса кузова назад, а кабины вперед, «Автотрак» больше напоминал мини-грузовик, чем трактор. В 1989 году техника встала на конвейер и стала выпускаться серийно. Правда, небольшими партиями: 90-е уже давали о себе знать и эра Таганрогского комбайнового завода завершалась.
Тут особо заморачиваться не стали: использовали Д-21А1 воздушного охлаждения с парой цилиндров от Владимирского тракторного завода. Мощность дизельного моторчика – 25 «лошадок» при объеме в 2,1 л и крутящем момента 110 Н*м. трансмиссия механическая, обеспечивающая семь передач вперед и одну назад. Самосвальный трактор мог разогнаться не более чем до 25 км/ч.
Бак для заправки маслом гидросистемы. Фото: YouTube.com
Гидравлическая система машины была раздельной и позволяла использовать навесное оснащение. Присутствовавший в конструкции вал отбора мощности расширял функциональные возможности транспортного средства. Для этих же целей служил установленный между кузовком и кабиной кран-манипулятор.
Там достаточно комфортно могли разместиться два человека, включая тракториста. Обзор очень хороший: стекла конструкторы явно не пожалели. Кабина построена по каркасному принципу, поставлена на рессоры. Есть вентиляция, система обогрева. Рулевое управление – с гидравлическим усилителем.
«Автотрак» («переводится», как автомобиль + трактор) в основном использовался при транспортировке небольших насыпных грузов. Для выполнения сельхозработ такая машина вряд ли подошла бы: по крайней мере нет информации, что ее кто-то массово закупал для подобной цели.
Дизайн, конечно, спорный, но мусор вывозить годится. Фото: YouTube.com
Машинка понравилась коммунальщикам: на небольшую по габаритам технику можно было навешивать спереди нож для разгребания снега. А наличие манипулятора позволяло трактору самостоятельно загружать себя, например, небольшим по размерам и массе оборудованием.
Свой кран расширял возможности техники. Фото: YouTube.com
О проходимости этого «чуда техники» судить сложно: впрочем, задние колеса – от Т-16, Т-25, но народные умельцы приспосабливают и от ГАЗ-66.
Нельзя сказать, что получившееся транспортное средство пользовалось «огромной популярностью». Особенно, если сравнивать с Т-16, Т-25. Тем не менее, в серию машина пошла и выпускалась вплоть до 1997-го, пока не закрыли завод, который стал называться не «комбайновым», а «автомобильным» – ТагАЗ. За подержанную технику сегодня просят сравнительно немного: 200-250 тыс. руб. Вот если бы новый столько стоил – отбоя от покупателей не было бы! В итоге хочется высказать сожаление, что почти все производство малой и недорогой тракторной техники сегодня в РФ отдано на откуп китайским компаниям – «свято место пусто не бывает»!
Видимо, внимательно наблюдая за успехом Т-16, зародившегося в Харькове и потом производившегося во Владимире, конструкторы из Таганрога решили выпустить собственный агрегат. Как раз и время было подходящее: нагрянула перестройка, дали «зеленый свет» предпринимательству, поощряли создание небольшой и востребованной на селе техники.
О компоновке
Базой нового «универсала», названного «Автотрак-ТАС25», стало самоходное шасси Т-16МГ. У трактора усилили переднюю часть и поставили на нее свою кабину. Сзади смонтировали опрокидывающийся назад небольшой кузов, сделанный из стали. Поднимался он посредством пары гидроцилиндров.

Двигатель расположили сзади: там же находился корпус главной передачи. В принципе, тот же Т-16, только в более привычном для машины и «благородном» виде. По экстерьеру из-за переноса кузова назад, а кабины вперед, «Автотрак» больше напоминал мини-грузовик, чем трактор. В 1989 году техника встала на конвейер и стала выпускаться серийно. Правда, небольшими партиями: 90-е уже давали о себе знать и эра Таганрогского комбайнового завода завершалась.
Двигатель и трансмиссия
Тут особо заморачиваться не стали: использовали Д-21А1 воздушного охлаждения с парой цилиндров от Владимирского тракторного завода. Мощность дизельного моторчика – 25 «лошадок» при объеме в 2,1 л и крутящем момента 110 Н*м. трансмиссия механическая, обеспечивающая семь передач вперед и одну назад. Самосвальный трактор мог разогнаться не более чем до 25 км/ч.

Гидравлическая система машины была раздельной и позволяла использовать навесное оснащение. Присутствовавший в конструкции вал отбора мощности расширял функциональные возможности транспортного средства. Для этих же целей служил установленный между кузовком и кабиной кран-манипулятор.
Внутри
Там достаточно комфортно могли разместиться два человека, включая тракториста. Обзор очень хороший: стекла конструкторы явно не пожалели. Кабина построена по каркасному принципу, поставлена на рессоры. Есть вентиляция, система обогрева. Рулевое управление – с гидравлическим усилителем.
Эксплуатация
«Автотрак» («переводится», как автомобиль + трактор) в основном использовался при транспортировке небольших насыпных грузов. Для выполнения сельхозработ такая машина вряд ли подошла бы: по крайней мере нет информации, что ее кто-то массово закупал для подобной цели.

Машинка понравилась коммунальщикам: на небольшую по габаритам технику можно было навешивать спереди нож для разгребания снега. А наличие манипулятора позволяло трактору самостоятельно загружать себя, например, небольшим по размерам и массе оборудованием.

О проходимости этого «чуда техники» судить сложно: впрочем, задние колеса – от Т-16, Т-25, но народные умельцы приспосабливают и от ГАЗ-66.
Производство
Нельзя сказать, что получившееся транспортное средство пользовалось «огромной популярностью». Особенно, если сравнивать с Т-16, Т-25. Тем не менее, в серию машина пошла и выпускалась вплоть до 1997-го, пока не закрыли завод, который стал называться не «комбайновым», а «автомобильным» – ТагАЗ. За подержанную технику сегодня просят сравнительно немного: 200-250 тыс. руб. Вот если бы новый столько стоил – отбоя от покупателей не было бы! В итоге хочется высказать сожаление, что почти все производство малой и недорогой тракторной техники сегодня в РФ отдано на откуп китайским компаниям – «свято место пусто не бывает»!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас