«Автотрак-ТАС25» из СССР – то ли трактор, то ли мини-самосвал
519 903

«Автотрак-ТАС25» из СССР – то ли трактор, то ли мини-самосвал

Таганрогский комбайновый завод к концу восьмидесятых уже обладал некоторым опытом по разработке универсальных машин, в основном сельскохозяйственного назначения. Достаточно вспомнить большие самоходные шасси типа СШ-75, СШ-100. Правда, они не очень-то прижились на селе.


Видимо, внимательно наблюдая за успехом Т-16, зародившегося в Харькове и потом производившегося во Владимире, конструкторы из Таганрога решили выпустить собственный агрегат. Как раз и время было подходящее: нагрянула перестройка, дали «зеленый свет» предпринимательству, поощряли создание небольшой и востребованной на селе техники.

О компоновке


Базой нового «универсала», названного «Автотрак-ТАС25», стало самоходное шасси Т-16МГ. У трактора усилили переднюю часть и поставили на нее свою кабину. Сзади смонтировали опрокидывающийся назад небольшой кузов, сделанный из стали. Поднимался он посредством пары гидроцилиндров.

«Автотрак-ТАС25» из СССР – то ли трактор, то ли мини-самосвалОдно из главных достоинств – самосвальный кузов. Фото: YouTube.com

Двигатель расположили сзади: там же находился корпус главной передачи. В принципе, тот же Т-16, только в более привычном для машины и «благородном» виде. По экстерьеру из-за переноса кузова назад, а кабины вперед, «Автотрак» больше напоминал мини-грузовик, чем трактор. В 1989 году техника встала на конвейер и стала выпускаться серийно. Правда, небольшими партиями: 90-е уже давали о себе знать и эра Таганрогского комбайнового завода завершалась.

Двигатель и трансмиссия


Тут особо заморачиваться не стали: использовали Д-21А1 воздушного охлаждения с парой цилиндров от Владимирского тракторного завода. Мощность дизельного моторчика – 25 «лошадок» при объеме в 2,1 л и крутящем момента 110 Н*м. трансмиссия механическая, обеспечивающая семь передач вперед и одну назад. Самосвальный трактор мог разогнаться не более чем до 25 км/ч.

Бак для заправки маслом гидросистемы. Фото: YouTube.com

Гидравлическая система машины была раздельной и позволяла использовать навесное оснащение. Присутствовавший в конструкции вал отбора мощности расширял функциональные возможности транспортного средства. Для этих же целей служил установленный между кузовком и кабиной кран-манипулятор.

Внутри


Там достаточно комфортно могли разместиться два человека, включая тракториста. Обзор очень хороший: стекла конструкторы явно не пожалели. Кабина построена по каркасному принципу, поставлена на рессоры. Есть вентиляция, система обогрева. Рулевое управление – с гидравлическим усилителем.

Эксплуатация


«Автотрак» («переводится», как автомобиль + трактор) в основном использовался при транспортировке небольших насыпных грузов. Для выполнения сельхозработ такая машина вряд ли подошла бы: по крайней мере нет информации, что ее кто-то массово закупал для подобной цели.

Дизайн, конечно, спорный, но мусор вывозить годится. Фото: YouTube.com

Машинка понравилась коммунальщикам: на небольшую по габаритам технику можно было навешивать спереди нож для разгребания снега. А наличие манипулятора позволяло трактору самостоятельно загружать себя, например, небольшим по размерам и массе оборудованием.

Свой кран расширял возможности техники. Фото: YouTube.com

О проходимости этого «чуда техники» судить сложно: впрочем, задние колеса – от Т-16, Т-25, но народные умельцы приспосабливают и от ГАЗ-66.

Производство


Нельзя сказать, что получившееся транспортное средство пользовалось «огромной популярностью». Особенно, если сравнивать с Т-16, Т-25. Тем не менее, в серию машина пошла и выпускалась вплоть до 1997-го, пока не закрыли завод, который стал называться не «комбайновым», а «автомобильным» – ТагАЗ. За подержанную технику сегодня просят сравнительно немного: 200-250 тыс. руб. Вот если бы новый столько стоил – отбоя от покупателей не было бы! В итоге хочется высказать сожаление, что почти все производство малой и недорогой тракторной техники сегодня в РФ отдано на откуп китайским компаниям – «свято место пусто не бывает»!
А вы что думаете о «Автотрак-ТАС25»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...