
«Автотрак-ТАС25» из СССР – то ли трактор, то ли мини-самосвал
Таганрогский комбайновый завод к концу восьмидесятых уже обладал некоторым опытом по разработке универсальных машин, в основном сельскохозяйственного назначения. Достаточно вспомнить большие самоходные шасси типа СШ-75, СШ-100. Правда, они не очень-то прижились на селе.
Видимо, внимательно наблюдая за успехом Т-16, зародившегося в Харькове и потом производившегося во Владимире, конструкторы из Таганрога решили выпустить собственный агрегат. Как раз и время было подходящее: нагрянула перестройка, дали «зеленый свет» предпринимательству, поощряли создание небольшой и востребованной на селе техники.
Базой нового «универсала», названного «Автотрак-ТАС25», стало самоходное шасси Т-16МГ. У трактора усилили переднюю часть и поставили на нее свою кабину. Сзади смонтировали опрокидывающийся назад небольшой кузов, сделанный из стали. Поднимался он посредством пары гидроцилиндров.
Одно из главных достоинств – самосвальный кузов. Фото: YouTube.com
Двигатель расположили сзади: там же находился корпус главной передачи. В принципе, тот же Т-16, только в более привычном для машины и «благородном» виде. По экстерьеру из-за переноса кузова назад, а кабины вперед, «Автотрак» больше напоминал мини-грузовик, чем трактор. В 1989 году техника встала на конвейер и стала выпускаться серийно. Правда, небольшими партиями: 90-е уже давали о себе знать и эра Таганрогского комбайнового завода завершалась.
Тут особо заморачиваться не стали: использовали Д-21А1 воздушного охлаждения с парой цилиндров от Владимирского тракторного завода. Мощность дизельного моторчика – 25 «лошадок» при объеме в 2,1 л и крутящем момента 110 Н*м. трансмиссия механическая, обеспечивающая семь передач вперед и одну назад. Самосвальный трактор мог разогнаться не более чем до 25 км/ч.
Бак для заправки маслом гидросистемы. Фото: YouTube.com
Гидравлическая система машины была раздельной и позволяла использовать навесное оснащение. Присутствовавший в конструкции вал отбора мощности расширял функциональные возможности транспортного средства. Для этих же целей служил установленный между кузовком и кабиной кран-манипулятор.
Там достаточно комфортно могли разместиться два человека, включая тракториста. Обзор очень хороший: стекла конструкторы явно не пожалели. Кабина построена по каркасному принципу, поставлена на рессоры. Есть вентиляция, система обогрева. Рулевое управление – с гидравлическим усилителем.
«Автотрак» («переводится», как автомобиль + трактор) в основном использовался при транспортировке небольших насыпных грузов. Для выполнения сельхозработ такая машина вряд ли подошла бы: по крайней мере нет информации, что ее кто-то массово закупал для подобной цели.
Дизайн, конечно, спорный, но мусор вывозить годится. Фото: YouTube.com
Машинка понравилась коммунальщикам: на небольшую по габаритам технику можно было навешивать спереди нож для разгребания снега. А наличие манипулятора позволяло трактору самостоятельно загружать себя, например, небольшим по размерам и массе оборудованием.
Свой кран расширял возможности техники. Фото: YouTube.com
О проходимости этого «чуда техники» судить сложно: впрочем, задние колеса – от Т-16, Т-25, но народные умельцы приспосабливают и от ГАЗ-66.
Нельзя сказать, что получившееся транспортное средство пользовалось «огромной популярностью». Особенно, если сравнивать с Т-16, Т-25. Тем не менее, в серию машина пошла и выпускалась вплоть до 1997-го, пока не закрыли завод, который стал называться не «комбайновым», а «автомобильным» – ТагАЗ. За подержанную технику сегодня просят сравнительно немного: 200-250 тыс. руб. Вот если бы новый столько стоил – отбоя от покупателей не было бы! В итоге хочется высказать сожаление, что почти все производство малой и недорогой тракторной техники сегодня в РФ отдано на откуп китайским компаниям – «свято место пусто не бывает»!
Видимо, внимательно наблюдая за успехом Т-16, зародившегося в Харькове и потом производившегося во Владимире, конструкторы из Таганрога решили выпустить собственный агрегат. Как раз и время было подходящее: нагрянула перестройка, дали «зеленый свет» предпринимательству, поощряли создание небольшой и востребованной на селе техники.
О компоновке
Базой нового «универсала», названного «Автотрак-ТАС25», стало самоходное шасси Т-16МГ. У трактора усилили переднюю часть и поставили на нее свою кабину. Сзади смонтировали опрокидывающийся назад небольшой кузов, сделанный из стали. Поднимался он посредством пары гидроцилиндров.

Двигатель расположили сзади: там же находился корпус главной передачи. В принципе, тот же Т-16, только в более привычном для машины и «благородном» виде. По экстерьеру из-за переноса кузова назад, а кабины вперед, «Автотрак» больше напоминал мини-грузовик, чем трактор. В 1989 году техника встала на конвейер и стала выпускаться серийно. Правда, небольшими партиями: 90-е уже давали о себе знать и эра Таганрогского комбайнового завода завершалась.
Двигатель и трансмиссия
Тут особо заморачиваться не стали: использовали Д-21А1 воздушного охлаждения с парой цилиндров от Владимирского тракторного завода. Мощность дизельного моторчика – 25 «лошадок» при объеме в 2,1 л и крутящем момента 110 Н*м. трансмиссия механическая, обеспечивающая семь передач вперед и одну назад. Самосвальный трактор мог разогнаться не более чем до 25 км/ч.

Гидравлическая система машины была раздельной и позволяла использовать навесное оснащение. Присутствовавший в конструкции вал отбора мощности расширял функциональные возможности транспортного средства. Для этих же целей служил установленный между кузовком и кабиной кран-манипулятор.
Внутри
Там достаточно комфортно могли разместиться два человека, включая тракториста. Обзор очень хороший: стекла конструкторы явно не пожалели. Кабина построена по каркасному принципу, поставлена на рессоры. Есть вентиляция, система обогрева. Рулевое управление – с гидравлическим усилителем.
Эксплуатация
«Автотрак» («переводится», как автомобиль + трактор) в основном использовался при транспортировке небольших насыпных грузов. Для выполнения сельхозработ такая машина вряд ли подошла бы: по крайней мере нет информации, что ее кто-то массово закупал для подобной цели.

Машинка понравилась коммунальщикам: на небольшую по габаритам технику можно было навешивать спереди нож для разгребания снега. А наличие манипулятора позволяло трактору самостоятельно загружать себя, например, небольшим по размерам и массе оборудованием.

О проходимости этого «чуда техники» судить сложно: впрочем, задние колеса – от Т-16, Т-25, но народные умельцы приспосабливают и от ГАЗ-66.
Производство
Нельзя сказать, что получившееся транспортное средство пользовалось «огромной популярностью». Особенно, если сравнивать с Т-16, Т-25. Тем не менее, в серию машина пошла и выпускалась вплоть до 1997-го, пока не закрыли завод, который стал называться не «комбайновым», а «автомобильным» – ТагАЗ. За подержанную технику сегодня просят сравнительно немного: 200-250 тыс. руб. Вот если бы новый столько стоил – отбоя от покупателей не было бы! В итоге хочется высказать сожаление, что почти все производство малой и недорогой тракторной техники сегодня в РФ отдано на откуп китайским компаниям – «свято место пусто не бывает»!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...