
SOR: от ремонта сельхозтехники до современных автобусов
Если вам когда-нибудь посчастливится побывать в Праге, то вы сможете насладиться красотами этого одного из красивейших городов Европы. И все это потому, что чешская столица во время войны пострадала гораздо меньше главных городов других стран континента.
Этому сильно поспособствовали РОА и танковая группа маршала Конева, не давшие фашистам разрушить Прагу в начале мая 1945 года. Именно поэтому сегодня туристы могут любоваться Пражским градом, Карловым мостом или Ратушей. Но добраться к ним в огромном городе (площадь – 496 кв. км) было бы невозможно без хорошо отлаженной городской инфраструктуры.
В ней, кроме привычного всем жителям мегаполисов метро, есть также трамваи и автобусные маршруты. Если обратить внимание на последний пункт, то можно встретить технику разных производителей, например, IVECO. Все же, большинство пражских автобусов имеют в передней части значок малоизвестного бренда.
Многие пражские маршруты обслуживают автобусы SOR. Фото: Иван Гончаров
В задней части транспортного средства можно увидеть аббревиатуру SOR с числовым обозначением данной модели. Наверное, какой-то французский, немецкий или итальянский производитель – подумают некоторые. И будут неправы. История этих автобусов непроста, но, учитывая их востребованность, со счастливым концом.
Когда сегодня по пражским улицам движутся такие новенькие и маневренные лайнеры, то они служат безусловным украшением столицы центральноевропейской страны. Многим нелегко в это поверить, но техника выпускается всего в 2 часах езды от Праги (168 км), рядом с поселком Дольни Либхавы. Его население составляет менее одной тысячи человек, а вот история самого завода еще более удивительна.
Учитывая то, что местность здесь сельская, построенное предприятие имело соответствующую направленность: ремонт и обслуживание кормовозов, силосоуборочных комбайнов и малых горных тракторов. Не брезговали здесь и другой сельхозтехникой. И вся эта размеренная жизнь продолжалась до 1990 года. А вот в конце следующего года настали кардинальные перемены.
Удобный салон SOR NB18. Фото: Иван Гончаров
Во-первых, все помещения, техника и имущество приватизировали. Появилось новое ООО с регистрацией и равными долями девяти физических лиц и основным капиталом в 180 тысяч крон. Кем оказались новые владельцы? Это были инженеры и специалисты из Высоке Мыто и Либхавы. Если кто не знает, то в первом городе расположено предприятие по производству известных чешских автобусов Karosa.
Так уж вышло, что ряд специалистов из него не был согласен с политикой новых владельцев, поэтому решили создать что-то свое. Мастерские в Дольни Либхавы оказались идеальным местом для реализации амбициозных планов.
Начали с того, что освоили производство строительной техники. Продукция успешно отправлялась на экспорт, что давало валюту и возможность стремится к мечте: освоению разработки и производства автобусов.
Новый виток развития случился в августе 2005 года. Тогда увеличили активы компании, а их львиную долю (92 %) приобрело АО «БАУЛИГА». Уже в следующем месяце пакет передали в залог Ceskoslovenske obchodni banky, а через 4 года – коммерческому банку. К 10 февраля 2010 года «БАУЛИГА» стала единственным владельцем компании. Несмотря на это, управляющим компании так и остался Ярослав Трнка, стоявший у ее истоков.
4-дверная, 18-метровая конструкция хорошо послушна рулю. Фото: Иван Гончаров
С самого начала основной целью предпринимателей являлось низкозатратное производство. Его достигли за счет максимальной унификации деталей конструкции и применения таких недорогих материалов как пластмассы. Также подразумевалась и эксплуатация с минимальными расходами на нее. Этому помог максимально низкий вес автобусных конструкций. Основным рынком сбыта сразу же определили саму Чехию и страны бывшего Восточного блока. Чтобы проявить гибкость, им предлагались несколько моделей различной длины:
✅ 8,5 м
✅ 9,5 м
✅ 10,5 м
✅ 12,5 м
✅ 18 м (сочлененный)
Обычно длина транспорта указана в цифровом сопровождении названия модели. Желание снижения массы и унификации обернулось своим слабым местом: конструкция оказалась менее долговечной и выносливой. Несмотря на это, автобус выглядит очень стильно и продолжает пользоваться спросом. А торговый ряд заметно расширен за последние годы:
✅ автобусы на газу
✅ электробусы
✅ гибридные конструкции
✅ троллейбусы
К 2010 году количество сотрудников компании увеличилось до 600 человек. В том же году собрали почти 500 единиц различной техники. В Чехии она стала лидером продаж. Также как и в соседней Словакии ей принадлежало около 30 % рынка. Небольшие партии SOR экспортировались в Прибалтику, Россию, Молдову и балканские страны.
Спустя пять лет производство выросло в полтора раза – 751 единица. Из них 450 автобусов осталось внутри страны. Остальные отправились в Словакию, Польшу, Германию и Эстонию. Тогда же к списку импортеров добавились Болгария и Швейцария. Наибольшим спросом пользуются сочлененные модели SOR NB18. С 2017 года начато сотрудничество с Ираном. В течение нескольких лет компания отправила туда 400 автобусов. В дальнейшем принимались шаги для начала производства в этой азиатской стране на базе компании Czech Machine Tools.
Внутреннее устройство салонов различных автобусов выполнено по схожему принципу. Достаточный простор соседствует с удобными сидениями средней мягкости. Этого вполне достаточно, чтобы с комфортом проехать с десяток-полтора километров по пражским улицам. В дополнение к этому существуют специальные зоны для пассажиров с ограниченными возможностями или молодых мам с колясками. Для них выделены специальные зоны у обоих средних дверей.
Есть в модельном ряду и «горбатый» BN 10,5. Фото: Иван Гончаров
Для того, чтобы не оставалось сомнений кому предназначаются спецзоны, существуют знаковые отметки на полу и наклейки с обозначением на окнах. Места для инвалидов и пожилых имеют сниженную посадку. А колясочники могут расположиться в приготовленной специально для них зоне, где имеется страховочный ремень. В общем, подумали обо всех, что очень приятно.
Вход и выход из салона может показаться очень непривычным для человека из постсоветского пространства, привыкшего к пассивному ожиданию. Здесь на каждой двери имеются кнопки, после нажатия которых приводится в движение механизм открытия дверей. Конечно, воспользоваться им можно только после полной остановки, а вот если нажать заранее, то гарантировано открытие дверей на ближайшей остановке.
Практически каждый житель Праги имеет проездной документ. Это очень удобно и выгодно. Он стоит немногим более 500 крон в месяц, это намного выгоднее, чем заплатить 30 крон за час или 120 – за сутки. А вот гостям столицы необходимо приобрести проездной талон в метро или заплатить через специальный терминал, расположенный у входных дверей автобуса.
Имея карточку VISA, можно оплатить проезд здесь. Фото: Иван Гончаров
В нем можно произвести бесконтактную оплату с любой карты. Причем местные власти учли туристическую привлекательность города. Для удобства надписи на дисплее автомата для оплаты дублируются четырьмя языками: чешским, английским, немецким и русским. Остановки объявляются на чешском и английском, параллельно – движение автобуса отображается на интерактивном экране с названием промежуточных пунктов, находящимся за кабиной водителя.
Сочлененная модель SOR NB18 имеет большую вместимость и соединительную «гармошку» надежной и удобной конструкции. Машина очень хорошо слушается управления, поэтому даже сдвоенная техника прекрасно вписывается в уличные зигзаги. И это притом, что за рулем ее бывают не только мужчины, но и молодые девушки! Кстати, о том, что водителя запрещено беспокоить и задавать вопросы, четко указано в информационной табличке на кабине. Рядом добавлено, что нельзя закрывать ему обзор, находясь слишком близко к кабине.
«Гармошка» надежной конструкции. Фото: Иван Гончаров
Сегодня бывший производитель с/х техники завоевал заслуженное уважение во многих странах. Продукция SOR Libchavy успешно продается, а объемы выпуска растут. За без малого 30 лет они перевалили за 10 тысяч единиц. А фактическим владельцем продолжает оставаться через «БАУЛИГА» EP Industries (Даниэль Кржетинский).
Этому сильно поспособствовали РОА и танковая группа маршала Конева, не давшие фашистам разрушить Прагу в начале мая 1945 года. Именно поэтому сегодня туристы могут любоваться Пражским градом, Карловым мостом или Ратушей. Но добраться к ним в огромном городе (площадь – 496 кв. км) было бы невозможно без хорошо отлаженной городской инфраструктуры.
В ней, кроме привычного всем жителям мегаполисов метро, есть также трамваи и автобусные маршруты. Если обратить внимание на последний пункт, то можно встретить технику разных производителей, например, IVECO. Все же, большинство пражских автобусов имеют в передней части значок малоизвестного бренда.

В задней части транспортного средства можно увидеть аббревиатуру SOR с числовым обозначением данной модели. Наверное, какой-то французский, немецкий или итальянский производитель – подумают некоторые. И будут неправы. История этих автобусов непроста, но, учитывая их востребованность, со счастливым концом.
Ремонт сельскохозяйственной техники
Когда сегодня по пражским улицам движутся такие новенькие и маневренные лайнеры, то они служат безусловным украшением столицы центральноевропейской страны. Многим нелегко в это поверить, но техника выпускается всего в 2 часах езды от Праги (168 км), рядом с поселком Дольни Либхавы. Его население составляет менее одной тысячи человек, а вот история самого завода еще более удивительна.
Учитывая то, что местность здесь сельская, построенное предприятие имело соответствующую направленность: ремонт и обслуживание кормовозов, силосоуборочных комбайнов и малых горных тракторов. Не брезговали здесь и другой сельхозтехникой. И вся эта размеренная жизнь продолжалась до 1990 года. А вот в конце следующего года настали кардинальные перемены.

Во-первых, все помещения, техника и имущество приватизировали. Появилось новое ООО с регистрацией и равными долями девяти физических лиц и основным капиталом в 180 тысяч крон. Кем оказались новые владельцы? Это были инженеры и специалисты из Высоке Мыто и Либхавы. Если кто не знает, то в первом городе расположено предприятие по производству известных чешских автобусов Karosa.
Так уж вышло, что ряд специалистов из него не был согласен с политикой новых владельцев, поэтому решили создать что-то свое. Мастерские в Дольни Либхавы оказались идеальным местом для реализации амбициозных планов.
От строительной техники до автобусов
Начали с того, что освоили производство строительной техники. Продукция успешно отправлялась на экспорт, что давало валюту и возможность стремится к мечте: освоению разработки и производства автобусов.
Первый 7,5-метровый прототип будущих SOR Libchavy построили в 1993 году. Уже в следующем году появилась первая прибыль – автобус продали муниципалитету чешского 17-тысячного города Кадань. Дальнейшие успехи ждали предпринимателей впереди
Новый виток развития случился в августе 2005 года. Тогда увеличили активы компании, а их львиную долю (92 %) приобрело АО «БАУЛИГА». Уже в следующем месяце пакет передали в залог Ceskoslovenske obchodni banky, а через 4 года – коммерческому банку. К 10 февраля 2010 года «БАУЛИГА» стала единственным владельцем компании. Несмотря на это, управляющим компании так и остался Ярослав Трнка, стоявший у ее истоков.

С самого начала основной целью предпринимателей являлось низкозатратное производство. Его достигли за счет максимальной унификации деталей конструкции и применения таких недорогих материалов как пластмассы. Также подразумевалась и эксплуатация с минимальными расходами на нее. Этому помог максимально низкий вес автобусных конструкций. Основным рынком сбыта сразу же определили саму Чехию и страны бывшего Восточного блока. Чтобы проявить гибкость, им предлагались несколько моделей различной длины:
✅ 8,5 м
✅ 9,5 м
✅ 10,5 м
✅ 12,5 м
✅ 18 м (сочлененный)
Обычно длина транспорта указана в цифровом сопровождении названия модели. Желание снижения массы и унификации обернулось своим слабым местом: конструкция оказалась менее долговечной и выносливой. Несмотря на это, автобус выглядит очень стильно и продолжает пользоваться спросом. А торговый ряд заметно расширен за последние годы:
✅ автобусы на газу
✅ электробусы
✅ гибридные конструкции
✅ троллейбусы
К 2010 году количество сотрудников компании увеличилось до 600 человек. В том же году собрали почти 500 единиц различной техники. В Чехии она стала лидером продаж. Также как и в соседней Словакии ей принадлежало около 30 % рынка. Небольшие партии SOR экспортировались в Прибалтику, Россию, Молдову и балканские страны.
Спустя пять лет производство выросло в полтора раза – 751 единица. Из них 450 автобусов осталось внутри страны. Остальные отправились в Словакию, Польшу, Германию и Эстонию. Тогда же к списку импортеров добавились Болгария и Швейцария. Наибольшим спросом пользуются сочлененные модели SOR NB18. С 2017 года начато сотрудничество с Ираном. В течение нескольких лет компания отправила туда 400 автобусов. В дальнейшем принимались шаги для начала производства в этой азиатской стране на базе компании Czech Machine Tools.
Устройство салона
Внутреннее устройство салонов различных автобусов выполнено по схожему принципу. Достаточный простор соседствует с удобными сидениями средней мягкости. Этого вполне достаточно, чтобы с комфортом проехать с десяток-полтора километров по пражским улицам. В дополнение к этому существуют специальные зоны для пассажиров с ограниченными возможностями или молодых мам с колясками. Для них выделены специальные зоны у обоих средних дверей.

Для того, чтобы не оставалось сомнений кому предназначаются спецзоны, существуют знаковые отметки на полу и наклейки с обозначением на окнах. Места для инвалидов и пожилых имеют сниженную посадку. А колясочники могут расположиться в приготовленной специально для них зоне, где имеется страховочный ремень. В общем, подумали обо всех, что очень приятно.
Вход и выход из салона может показаться очень непривычным для человека из постсоветского пространства, привыкшего к пассивному ожиданию. Здесь на каждой двери имеются кнопки, после нажатия которых приводится в движение механизм открытия дверей. Конечно, воспользоваться им можно только после полной остановки, а вот если нажать заранее, то гарантировано открытие дверей на ближайшей остановке.
Практически каждый житель Праги имеет проездной документ. Это очень удобно и выгодно. Он стоит немногим более 500 крон в месяц, это намного выгоднее, чем заплатить 30 крон за час или 120 – за сутки. А вот гостям столицы необходимо приобрести проездной талон в метро или заплатить через специальный терминал, расположенный у входных дверей автобуса.

В нем можно произвести бесконтактную оплату с любой карты. Причем местные власти учли туристическую привлекательность города. Для удобства надписи на дисплее автомата для оплаты дублируются четырьмя языками: чешским, английским, немецким и русским. Остановки объявляются на чешском и английском, параллельно – движение автобуса отображается на интерактивном экране с названием промежуточных пунктов, находящимся за кабиной водителя.
Сочлененная модель SOR NB18 имеет большую вместимость и соединительную «гармошку» надежной и удобной конструкции. Машина очень хорошо слушается управления, поэтому даже сдвоенная техника прекрасно вписывается в уличные зигзаги. И это притом, что за рулем ее бывают не только мужчины, но и молодые девушки! Кстати, о том, что водителя запрещено беспокоить и задавать вопросы, четко указано в информационной табличке на кабине. Рядом добавлено, что нельзя закрывать ему обзор, находясь слишком близко к кабине.

Сегодня бывший производитель с/х техники завоевал заслуженное уважение во многих странах. Продукция SOR Libchavy успешно продается, а объемы выпуска растут. За без малого 30 лет они перевалили за 10 тысяч единиц. А фактическим владельцем продолжает оставаться через «БАУЛИГА» EP Industries (Даниэль Кржетинский).
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас