Че-29: гидросамолет «широкого профиля»
Гидросамолетостроение в России есть и оно развивается: пусть и не так регулярно, как хотелось бы, но на рыке постоянно появляются новые модели. Другое дело, что это как-то не особо рекламируется и в новостях о новых небольших машинах почти не говорится. В информационных сообщениях, как правило, главенствующие места занимают крупные проекты. Но существует и другая рыночная ниша – в данном случае гидросамолеты, рассчитанные на 2-4 человека. Такие машины пользуются заслуженной популярностью как во всем мире, так и России. Сегодня речь пойдет об одном из современных представителей «семейства самолетов-амфибий» – гидроплане Че-29.
Машина создана собственными силами компании, которую возглавляет А. Кравченко, а ведущим конструктором является Борис Чернов, по имени которого и названа летающая лодка Че-29. У компании «Гидросамолет» ушло три года на проектирование, затем моделирование и непосредственно постройку прототипа. К концу 2011-го года первый экземпляр амфибии, готовой к испытаниям, выкатили из ворот сборочного цеха. В ноябре машину спустили сначала на воду, потом на ней совершили первый полет.
Новый гидроплан имеет лучший запас по управлению, по массе он оказался менее тяжелым. При отключении одного из двигателей машина с двумя человеками на борту набирает высоту со скоростью 1,5-2 м/сек. (на Че-28 этот параметр лучше и составляет 0,5 сек.). Однако максимальная скорость у Че-29 оказалась выше на 10 км/ч, чем у предшественника.
Государственная проверка летных данных прошла успешно и гидросамолет в 2012-м зарегистрировали в Госреестре воздушных судов России. В этом же году Че-29 участвовал в Международной выставке, посвященной развитию гидросамолетостроению и проводимой в Геленджике. Амфибия наглядно продемонстрировала свои возможности на воде и в воздухе, что привлекло внимание многих посетителей и представителей коммерческих компаний.
В итоге коммерческое производство Че-29 началось в том же 2012-м. Чем так заинтересовал вроде бы обычный с виду гидроплан из Самары, публику?
Это легкий двухмоторный и четырехместный самолет-амфибия, представляющий собой развитие предшествующей модели Че-27. Одно из отличий – модернизированное крыло, имеющее профиль Ga(W)-1. Оно оснащено стойками с поплавками, выполненными из титана. Из других новшеств – более широкий корпус. Основной материал, используемый при постройке – стеклопластик.
Представляет собой пару агрегатов, давно себя зарекомендовавших себя в мире и России с лучшей стороны, Rotax 912ULS, выдающих по сотне «лошадей». Двигатели могут комплектоваться двумя типами винтов – с фиксируемым либо изменяемым шагом. В первом случае это ВК-5У, во втором – Airmaster AP332. По желанию заказчика возможна комплектация гидросамолета другим мотором – инжекторным Rotax-912iS с винтами изменяемого шага, но уже российского производства – «Ермак-17».
Еще один вариант в плане силовых агрегатов – комплектация машины двигателями Subaru EJ-25, каждый из которых выдает уже по 165 «лошадей». Основные технические параметры самолета-амфибии:
✅ размах крыльев, длина и высота – 12,5, 8,6, 3,32 метра
✅ вес пустого (максимальный взлетный) гидроплана – 0,82 (1,4) тонны
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 180 и 210 км/ч
✅ потолок – до 2,8 км
✅ коммерческая нагрузка – три пассажира плюс 80 кг
✅ дальность снаряженного самолета – до 1500 км
Для взлета и посадки достаточно полосы длиной 200 м, на воде – 250 м. За час полета со средней скоростью гидросамолет расходует 32 л топлива. Гидроплан пилотирует один летчик. БРЭО представляет собой комплекс EFIS MGL Explorer с автопилотом, выполненный в цифре. Вся необходимая информация отображается на десятидюймовом дисплее.
Одна из ее особенностей заключается в мобильности и компактности амфибии. Для того, чтобы подготовить самолет к транспортировке, двоим человекам достаточно трех часов. Перевозить Че-29 можно на автомобильном прицепе для легковой машины, специально приспособленным под лодки. Гидроплан не представляет каких-либо сложностей в обслуживании и не требует хранения в закрытом ангаре – подойдет любая площадка.
Одно из них – патрулирование больших по площади территорий. Успешному использованию гидроплана в этой области способствует сравнительно малый расход топлива, примерно, как у среднего грузовика. А также возможность установки дополнительных резервуаров под горючее. В этом случае гидроплан с парой пилотов на борту способен продержаться в воздухе до 20 ч и преодолеть 3 тыс. км, не совершив ни единой посадки.
Машина хорошо подходит для нужд лесной охраны: установленные моторы и винты гарантируют снижение шума до нулевого уровня на расстоянии от гидроплана всего лишь 150 м. Это дает возможность максимально близко подобраться к злоумышленникам.
Еще одно предназначение Че-29 – профессиональная аэрофотосъемка. Для осуществления процесса без какого-либо ущерба летным характеристикам возможно снятие боковых дверей. Также выполнению работ способствует верхнее расположение крыльев. Гидросамолет может использоваться и в качестве туристического транспортного средства – панорамный обзор на 360° позволяет увидеть все пейзажи и красоты под крылом. ООО «Гидроплан» (ныне «Гидросамолет») предлагает санитарный и грузовой вариант самолета.
В последнем случае машина доставит до 400 кг за один полет в труднодоступное место, где отсутствует авиационная инфраструктура (возможно десантирование груза). В первом в гидроплан помещаются носилки со взрослым человеком и врач. Достаточно наличия водной поверхности или снега (возможна поставка Че-29 с лыжным шасси). Машина удобна для обучения будущих пилотов, а также может использоваться при тушении пожаров.
Организация была создана в 1995-м году специально для того, чтобы «довести до ума», сертифицировать и запускать в серию машины, сконструированные Черновым. В составе ООО было свое собственное КБ. Перед компанией стояла задача создать на основе Че-22 машину, отвечающую стандартам АП-23. В итоге появился серийный «Корвет»: всего выпустили 85 экземпляров, часть из которых продали на Кубу, в Иорданию и иные страны.
Последующие гидропланы, имевшие успех – Че-24 и Че-26 (с парой двигателей). И, наконец, выпустили Че-29, являвшийся логичным продолжением серии. На сегодня официального сайта ООО «Гидроплан» нет, купить машину можно на сайте, видимо, преемника, в компании «Гидросамолет».
Известно, что за период с 2012-й по 2017 год было построено не менее 10-ти гидропланов Че-29. Новая машина оценивалась в 5,5 миллионов рублей. Стоимость может варьироваться в зависимости от комплектации. Дорого это или нет? Примерно столько же просят за топовые внедорожники из Великобритании, Германии или морской катер средней категории.
Проектирование и разработка
Машина создана собственными силами компании, которую возглавляет А. Кравченко, а ведущим конструктором является Борис Чернов, по имени которого и названа летающая лодка Че-29. У компании «Гидросамолет» ушло три года на проектирование, затем моделирование и непосредственно постройку прототипа. К концу 2011-го года первый экземпляр амфибии, готовой к испытаниям, выкатили из ворот сборочного цеха. В ноябре машину спустили сначала на воду, потом на ней совершили первый полет.
Сравнение с Че-27 и Че-28
Новый гидроплан имеет лучший запас по управлению, по массе он оказался менее тяжелым. При отключении одного из двигателей машина с двумя человеками на борту набирает высоту со скоростью 1,5-2 м/сек. (на Че-28 этот параметр лучше и составляет 0,5 сек.). Однако максимальная скорость у Че-29 оказалась выше на 10 км/ч, чем у предшественника.
Машину может пилотировать один летчик. Фото: YouTube.com
Государственная проверка летных данных прошла успешно и гидросамолет в 2012-м зарегистрировали в Госреестре воздушных судов России. В этом же году Че-29 участвовал в Международной выставке, посвященной развитию гидросамолетостроению и проводимой в Геленджике. Амфибия наглядно продемонстрировала свои возможности на воде и в воздухе, что привлекло внимание многих посетителей и представителей коммерческих компаний.
Для взлета и посадки подойдет обычная лужайка. Фото: YouTube.com
Главным конструктором Че-29 является Борис Валентинович Чернов, родившийся в г. Куйбышев в 1956-м году. Сначала занимался постройкой гидромотодельтапланов: одна из его моделей принимала участие в шоу СЛА-85 (г. Киев). Свою первую машину Че-10, рассчитанную на двух человек, создал в 1986-м.
В итоге коммерческое производство Че-29 началось в том же 2012-м. Чем так заинтересовал вроде бы обычный с виду гидроплан из Самары, публику?
Конструкционные особенности
Это легкий двухмоторный и четырехместный самолет-амфибия, представляющий собой развитие предшествующей модели Че-27. Одно из отличий – модернизированное крыло, имеющее профиль Ga(W)-1. Оно оснащено стойками с поплавками, выполненными из титана. Из других новшеств – более широкий корпус. Основной материал, используемый при постройке – стеклопластик.
Силовая установка
Представляет собой пару агрегатов, давно себя зарекомендовавших себя в мире и России с лучшей стороны, Rotax 912ULS, выдающих по сотне «лошадей». Двигатели могут комплектоваться двумя типами винтов – с фиксируемым либо изменяемым шагом. В первом случае это ВК-5У, во втором – Airmaster AP332. По желанию заказчика возможна комплектация гидросамолета другим мотором – инжекторным Rotax-912iS с винтами изменяемого шага, но уже российского производства – «Ермак-17».
БРЭО – самое современное. Фото: YouTube.com
Еще один вариант в плане силовых агрегатов – комплектация машины двигателями Subaru EJ-25, каждый из которых выдает уже по 165 «лошадей». Основные технические параметры самолета-амфибии:
✅ размах крыльев, длина и высота – 12,5, 8,6, 3,32 метра
✅ вес пустого (максимальный взлетный) гидроплана – 0,82 (1,4) тонны
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 180 и 210 км/ч
✅ потолок – до 2,8 км
✅ коммерческая нагрузка – три пассажира плюс 80 кг
✅ дальность снаряженного самолета – до 1500 км
Для взлета и посадки достаточно полосы длиной 200 м, на воде – 250 м. За час полета со средней скоростью гидросамолет расходует 32 л топлива. Гидроплан пилотирует один летчик. БРЭО представляет собой комплекс EFIS MGL Explorer с автопилотом, выполненный в цифре. Вся необходимая информация отображается на десятидюймовом дисплее.
Эксплуатация
Одна из ее особенностей заключается в мобильности и компактности амфибии. Для того, чтобы подготовить самолет к транспортировке, двоим человекам достаточно трех часов. Перевозить Че-29 можно на автомобильном прицепе для легковой машины, специально приспособленным под лодки. Гидроплан не представляет каких-либо сложностей в обслуживании и не требует хранения в закрытом ангаре – подойдет любая площадка.
Предназначение (модификации)
Одно из них – патрулирование больших по площади территорий. Успешному использованию гидроплана в этой области способствует сравнительно малый расход топлива, примерно, как у среднего грузовика. А также возможность установки дополнительных резервуаров под горючее. В этом случае гидроплан с парой пилотов на борту способен продержаться в воздухе до 20 ч и преодолеть 3 тыс. км, не совершив ни единой посадки.
Гидроплан идеально подходит для патрулирования: видно на десятки километров вокруг. Фото: YouTube.com
Машина хорошо подходит для нужд лесной охраны: установленные моторы и винты гарантируют снижение шума до нулевого уровня на расстоянии от гидроплана всего лишь 150 м. Это дает возможность максимально близко подобраться к злоумышленникам.
Еще одно предназначение Че-29 – профессиональная аэрофотосъемка. Для осуществления процесса без какого-либо ущерба летным характеристикам возможно снятие боковых дверей. Также выполнению работ способствует верхнее расположение крыльев. Гидросамолет может использоваться и в качестве туристического транспортного средства – панорамный обзор на 360° позволяет увидеть все пейзажи и красоты под крылом. ООО «Гидроплан» (ныне «Гидросамолет») предлагает санитарный и грузовой вариант самолета.
Взлет с воды сложностей не представляет. Фото: YouTube.com
В последнем случае машина доставит до 400 кг за один полет в труднодоступное место, где отсутствует авиационная инфраструктура (возможно десантирование груза). В первом в гидроплан помещаются носилки со взрослым человеком и врач. Достаточно наличия водной поверхности или снега (возможна поставка Че-29 с лыжным шасси). Машина удобна для обучения будущих пилотов, а также может использоваться при тушении пожаров.
ООО «Гидроплан»
Организация была создана в 1995-м году специально для того, чтобы «довести до ума», сертифицировать и запускать в серию машины, сконструированные Черновым. В составе ООО было свое собственное КБ. Перед компанией стояла задача создать на основе Че-22 машину, отвечающую стандартам АП-23. В итоге появился серийный «Корвет»: всего выпустили 85 экземпляров, часть из которых продали на Кубу, в Иорданию и иные страны.
Гидроплан «Корвет» шел на экспорт. Фото: YouTube.com
Последующие гидропланы, имевшие успех – Че-24 и Че-26 (с парой двигателей). И, наконец, выпустили Че-29, являвшийся логичным продолжением серии. На сегодня официального сайта ООО «Гидроплан» нет, купить машину можно на сайте, видимо, преемника, в компании «Гидросамолет».
Сегодня
Известно, что за период с 2012-й по 2017 год было построено не менее 10-ти гидропланов Че-29. Новая машина оценивалась в 5,5 миллионов рублей. Стоимость может варьироваться в зависимости от комплектации. Дорого это или нет? Примерно столько же просят за топовые внедорожники из Великобритании, Германии или морской катер средней категории.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...