Че-29: гидросамолет «широкого профиля»
2 816

Че-29: гидросамолет «широкого профиля»

Гидросамолетостроение в России есть и оно развивается: пусть и не так регулярно, как хотелось бы, но на рыке постоянно появляются новые модели. Другое дело, что это как-то не особо рекламируется и в новостях о новых небольших машинах почти не говорится. В информационных сообщениях, как правило, главенствующие места занимают крупные проекты. Но существует и другая рыночная ниша – в данном случае гидросамолеты, рассчитанные на 2-4 человека. Такие машины пользуются заслуженной популярностью как во всем мире, так и России. Сегодня речь пойдет об одном из современных представителей «семейства самолетов-амфибий» – гидроплане Че-29.


Проектирование и разработка


Машина создана собственными силами компании, которую возглавляет А. Кравченко, а ведущим конструктором является Борис Чернов, по имени которого и названа летающая лодка Че-29. У компании «Гидросамолет» ушло три года на проектирование, затем моделирование и непосредственно постройку прототипа. К концу 2011-го года первый экземпляр амфибии, готовой к испытаниям, выкатили из ворот сборочного цеха. В ноябре машину спустили сначала на воду, потом на ней совершили первый полет.

Сравнение с Че-27 и Че-28


Новый гидроплан имеет лучший запас по управлению, по массе он оказался менее тяжелым. При отключении одного из двигателей машина с двумя человеками на борту набирает высоту со скоростью 1,5-2 м/сек. (на Че-28 этот параметр лучше и составляет 0,5 сек.). Однако максимальная скорость у Че-29 оказалась выше на 10 км/ч, чем у предшественника.

Че-29: гидросамолет «широкого профиля»Машину может пилотировать один летчик. Фото: YouTube.com

Государственная проверка летных данных прошла успешно и гидросамолет в 2012-м зарегистрировали в Госреестре воздушных судов России. В этом же году Че-29 участвовал в Международной выставке, посвященной развитию гидросамолетостроению и проводимой в Геленджике. Амфибия наглядно продемонстрировала свои возможности на воде и в воздухе, что привлекло внимание многих посетителей и представителей коммерческих компаний.

Для взлета и посадки подойдет обычная лужайка. Фото: YouTube.com

Главным конструктором Че-29 является Борис Валентинович Чернов, родившийся в г. Куйбышев в 1956-м году. Сначала занимался постройкой гидромотодельтапланов: одна из его моделей принимала участие в шоу СЛА-85 (г. Киев). Свою первую машину Че-10, рассчитанную на двух человек, создал в 1986-м.

В итоге коммерческое производство Че-29 началось в том же 2012-м. Чем так заинтересовал вроде бы обычный с виду гидроплан из Самары, публику?

Конструкционные особенности


Это легкий двухмоторный и четырехместный самолет-амфибия, представляющий собой развитие предшествующей модели Че-27. Одно из отличий – модернизированное крыло, имеющее профиль Ga(W)-1. Оно оснащено стойками с поплавками, выполненными из титана. Из других новшеств – более широкий корпус. Основной материал, используемый при постройке – стеклопластик.

Силовая установка


Представляет собой пару агрегатов, давно себя зарекомендовавших себя в мире и России с лучшей стороны, Rotax 912ULS, выдающих по сотне «лошадей». Двигатели могут комплектоваться двумя типами винтов – с фиксируемым либо изменяемым шагом. В первом случае это ВК-5У, во втором – Airmaster AP332. По желанию заказчика возможна комплектация гидросамолета другим мотором – инжекторным Rotax-912iS с винтами изменяемого шага, но уже российского производства – «Ермак-17».

БРЭО – самое современное. Фото: YouTube.com

Еще один вариант в плане силовых агрегатов – комплектация машины двигателями Subaru EJ-25, каждый из которых выдает уже по 165 «лошадей». Основные технические параметры самолета-амфибии:

✅ размах крыльев, длина и высота – 12,5, 8,6, 3,32 метра
✅ вес пустого (максимальный взлетный) гидроплана – 0,82 (1,4) тонны
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 180 и 210 км/ч
✅ потолок – до 2,8 км
✅ коммерческая нагрузка – три пассажира плюс 80 кг
✅ дальность снаряженного самолета – до 1500 км

Для взлета и посадки достаточно полосы длиной 200 м, на воде – 250 м. За час полета со средней скоростью гидросамолет расходует 32 л топлива. Гидроплан пилотирует один летчик. БРЭО представляет собой комплекс EFIS MGL Explorer с автопилотом, выполненный в цифре. Вся необходимая информация отображается на десятидюймовом дисплее.

Эксплуатация


Одна из ее особенностей заключается в мобильности и компактности амфибии. Для того, чтобы подготовить самолет к транспортировке, двоим человекам достаточно трех часов. Перевозить Че-29 можно на автомобильном прицепе для легковой машины, специально приспособленным под лодки. Гидроплан не представляет каких-либо сложностей в обслуживании и не требует хранения в закрытом ангаре – подойдет любая площадка.

Предназначение (модификации)


Одно из них – патрулирование больших по площади территорий. Успешному использованию гидроплана в этой области способствует сравнительно малый расход топлива, примерно, как у среднего грузовика. А также возможность установки дополнительных резервуаров под горючее. В этом случае гидроплан с парой пилотов на борту способен продержаться в воздухе до 20 ч и преодолеть 3 тыс. км, не совершив ни единой посадки.


Гидроплан идеально подходит для патрулирования: видно на десятки километров вокруг. Фото: YouTube.com

Машина хорошо подходит для нужд лесной охраны: установленные моторы и винты гарантируют снижение шума до нулевого уровня на расстоянии от гидроплана всего лишь 150 м. Это дает возможность максимально близко подобраться к злоумышленникам.

Еще одно предназначение Че-29 – профессиональная аэрофотосъемка. Для осуществления процесса без какого-либо ущерба летным характеристикам возможно снятие боковых дверей. Также выполнению работ способствует верхнее расположение крыльев. Гидросамолет может использоваться и в качестве туристического транспортного средства – панорамный обзор на 360° позволяет увидеть все пейзажи и красоты под крылом. ООО «Гидроплан» (ныне «Гидросамолет») предлагает санитарный и грузовой вариант самолета.

Взлет с воды сложностей не представляет. Фото: YouTube.com

В последнем случае машина доставит до 400 кг за один полет в труднодоступное место, где отсутствует авиационная инфраструктура (возможно десантирование груза). В первом в гидроплан помещаются носилки со взрослым человеком и врач. Достаточно наличия водной поверхности или снега (возможна поставка Че-29 с лыжным шасси). Машина удобна для обучения будущих пилотов, а также может использоваться при тушении пожаров.

ООО «Гидроплан»


Организация была создана в 1995-м году специально для того, чтобы «довести до ума», сертифицировать и запускать в серию машины, сконструированные Черновым. В составе ООО было свое собственное КБ. Перед компанией стояла задача создать на основе Че-22 машину, отвечающую стандартам АП-23. В итоге появился серийный «Корвет»: всего выпустили 85 экземпляров, часть из которых продали на Кубу, в Иорданию и иные страны.

Гидроплан «Корвет» шел на экспорт. Фото: YouTube.com

Последующие гидропланы, имевшие успех – Че-24 и Че-26 (с парой двигателей). И, наконец, выпустили Че-29, являвшийся логичным продолжением серии. На сегодня официального сайта ООО «Гидроплан» нет, купить машину можно на сайте, видимо, преемника, в компании «Гидросамолет».

Сегодня


Известно, что за период с 2012-й по 2017 год было построено не менее 10-ти гидропланов Че-29. Новая машина оценивалась в 5,5 миллионов рублей. Стоимость может варьироваться в зависимости от комплектации. Дорого это или нет? Примерно столько же просят за топовые внедорожники из Великобритании, Германии или морской катер средней категории.
А вы что думаете о Че-29?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...