
Че-29: гидросамолет «широкого профиля»
Гидросамолетостроение в России есть и оно развивается: пусть и не так регулярно, как хотелось бы, но на рыке постоянно появляются новые модели. Другое дело, что это как-то не особо рекламируется и в новостях о новых небольших машинах почти не говорится. В информационных сообщениях, как правило, главенствующие места занимают крупные проекты. Но существует и другая рыночная ниша – в данном случае гидросамолеты, рассчитанные на 2-4 человека. Такие машины пользуются заслуженной популярностью как во всем мире, так и России. Сегодня речь пойдет об одном из современных представителей «семейства самолетов-амфибий» – гидроплане Че-29.
Машина создана собственными силами компании, которую возглавляет А. Кравченко, а ведущим конструктором является Борис Чернов, по имени которого и названа летающая лодка Че-29. У компании «Гидросамолет» ушло три года на проектирование, затем моделирование и непосредственно постройку прототипа. К концу 2011-го года первый экземпляр амфибии, готовой к испытаниям, выкатили из ворот сборочного цеха. В ноябре машину спустили сначала на воду, потом на ней совершили первый полет.
Новый гидроплан имеет лучший запас по управлению, по массе он оказался менее тяжелым. При отключении одного из двигателей машина с двумя человеками на борту набирает высоту со скоростью 1,5-2 м/сек. (на Че-28 этот параметр лучше и составляет 0,5 сек.). Однако максимальная скорость у Че-29 оказалась выше на 10 км/ч, чем у предшественника.
Машину может пилотировать один летчик. Фото: YouTube.com
Государственная проверка летных данных прошла успешно и гидросамолет в 2012-м зарегистрировали в Госреестре воздушных судов России. В этом же году Че-29 участвовал в Международной выставке, посвященной развитию гидросамолетостроению и проводимой в Геленджике. Амфибия наглядно продемонстрировала свои возможности на воде и в воздухе, что привлекло внимание многих посетителей и представителей коммерческих компаний.
Для взлета и посадки подойдет обычная лужайка. Фото: YouTube.com
В итоге коммерческое производство Че-29 началось в том же 2012-м. Чем так заинтересовал вроде бы обычный с виду гидроплан из Самары, публику?
Это легкий двухмоторный и четырехместный самолет-амфибия, представляющий собой развитие предшествующей модели Че-27. Одно из отличий – модернизированное крыло, имеющее профиль Ga(W)-1. Оно оснащено стойками с поплавками, выполненными из титана. Из других новшеств – более широкий корпус. Основной материал, используемый при постройке – стеклопластик.
Представляет собой пару агрегатов, давно себя зарекомендовавших себя в мире и России с лучшей стороны, Rotax 912ULS, выдающих по сотне «лошадей». Двигатели могут комплектоваться двумя типами винтов – с фиксируемым либо изменяемым шагом. В первом случае это ВК-5У, во втором – Airmaster AP332. По желанию заказчика возможна комплектация гидросамолета другим мотором – инжекторным Rotax-912iS с винтами изменяемого шага, но уже российского производства – «Ермак-17».
БРЭО – самое современное. Фото: YouTube.com
Еще один вариант в плане силовых агрегатов – комплектация машины двигателями Subaru EJ-25, каждый из которых выдает уже по 165 «лошадей». Основные технические параметры самолета-амфибии:
✅ размах крыльев, длина и высота – 12,5, 8,6, 3,32 метра
✅ вес пустого (максимальный взлетный) гидроплана – 0,82 (1,4) тонны
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 180 и 210 км/ч
✅ потолок – до 2,8 км
✅ коммерческая нагрузка – три пассажира плюс 80 кг
✅ дальность снаряженного самолета – до 1500 км
Для взлета и посадки достаточно полосы длиной 200 м, на воде – 250 м. За час полета со средней скоростью гидросамолет расходует 32 л топлива. Гидроплан пилотирует один летчик. БРЭО представляет собой комплекс EFIS MGL Explorer с автопилотом, выполненный в цифре. Вся необходимая информация отображается на десятидюймовом дисплее.
Одна из ее особенностей заключается в мобильности и компактности амфибии. Для того, чтобы подготовить самолет к транспортировке, двоим человекам достаточно трех часов. Перевозить Че-29 можно на автомобильном прицепе для легковой машины, специально приспособленным под лодки. Гидроплан не представляет каких-либо сложностей в обслуживании и не требует хранения в закрытом ангаре – подойдет любая площадка.
Одно из них – патрулирование больших по площади территорий. Успешному использованию гидроплана в этой области способствует сравнительно малый расход топлива, примерно, как у среднего грузовика. А также возможность установки дополнительных резервуаров под горючее. В этом случае гидроплан с парой пилотов на борту способен продержаться в воздухе до 20 ч и преодолеть 3 тыс. км, не совершив ни единой посадки.
Гидроплан идеально подходит для патрулирования: видно на десятки километров вокруг. Фото: YouTube.com
Машина хорошо подходит для нужд лесной охраны: установленные моторы и винты гарантируют снижение шума до нулевого уровня на расстоянии от гидроплана всего лишь 150 м. Это дает возможность максимально близко подобраться к злоумышленникам.
Еще одно предназначение Че-29 – профессиональная аэрофотосъемка. Для осуществления процесса без какого-либо ущерба летным характеристикам возможно снятие боковых дверей. Также выполнению работ способствует верхнее расположение крыльев. Гидросамолет может использоваться и в качестве туристического транспортного средства – панорамный обзор на 360° позволяет увидеть все пейзажи и красоты под крылом. ООО «Гидроплан» (ныне «Гидросамолет») предлагает санитарный и грузовой вариант самолета.
Взлет с воды сложностей не представляет. Фото: YouTube.com
В последнем случае машина доставит до 400 кг за один полет в труднодоступное место, где отсутствует авиационная инфраструктура (возможно десантирование груза). В первом в гидроплан помещаются носилки со взрослым человеком и врач. Достаточно наличия водной поверхности или снега (возможна поставка Че-29 с лыжным шасси). Машина удобна для обучения будущих пилотов, а также может использоваться при тушении пожаров.
Организация была создана в 1995-м году специально для того, чтобы «довести до ума», сертифицировать и запускать в серию машины, сконструированные Черновым. В составе ООО было свое собственное КБ. Перед компанией стояла задача создать на основе Че-22 машину, отвечающую стандартам АП-23. В итоге появился серийный «Корвет»: всего выпустили 85 экземпляров, часть из которых продали на Кубу, в Иорданию и иные страны.
Гидроплан «Корвет» шел на экспорт. Фото: YouTube.com
Последующие гидропланы, имевшие успех – Че-24 и Че-26 (с парой двигателей). И, наконец, выпустили Че-29, являвшийся логичным продолжением серии. На сегодня официального сайта ООО «Гидроплан» нет, купить машину можно на сайте, видимо, преемника, в компании «Гидросамолет».
Известно, что за период с 2012-й по 2017 год было построено не менее 10-ти гидропланов Че-29. Новая машина оценивалась в 5,5 миллионов рублей. Стоимость может варьироваться в зависимости от комплектации. Дорого это или нет? Примерно столько же просят за топовые внедорожники из Великобритании, Германии или морской катер средней категории.
Проектирование и разработка
Машина создана собственными силами компании, которую возглавляет А. Кравченко, а ведущим конструктором является Борис Чернов, по имени которого и названа летающая лодка Че-29. У компании «Гидросамолет» ушло три года на проектирование, затем моделирование и непосредственно постройку прототипа. К концу 2011-го года первый экземпляр амфибии, готовой к испытаниям, выкатили из ворот сборочного цеха. В ноябре машину спустили сначала на воду, потом на ней совершили первый полет.
Сравнение с Че-27 и Че-28
Новый гидроплан имеет лучший запас по управлению, по массе он оказался менее тяжелым. При отключении одного из двигателей машина с двумя человеками на борту набирает высоту со скоростью 1,5-2 м/сек. (на Че-28 этот параметр лучше и составляет 0,5 сек.). Однако максимальная скорость у Че-29 оказалась выше на 10 км/ч, чем у предшественника.

Государственная проверка летных данных прошла успешно и гидросамолет в 2012-м зарегистрировали в Госреестре воздушных судов России. В этом же году Че-29 участвовал в Международной выставке, посвященной развитию гидросамолетостроению и проводимой в Геленджике. Амфибия наглядно продемонстрировала свои возможности на воде и в воздухе, что привлекло внимание многих посетителей и представителей коммерческих компаний.

Главным конструктором Че-29 является Борис Валентинович Чернов, родившийся в г. Куйбышев в 1956-м году. Сначала занимался постройкой гидромотодельтапланов: одна из его моделей принимала участие в шоу СЛА-85 (г. Киев). Свою первую машину Че-10, рассчитанную на двух человек, создал в 1986-м.
В итоге коммерческое производство Че-29 началось в том же 2012-м. Чем так заинтересовал вроде бы обычный с виду гидроплан из Самары, публику?
Конструкционные особенности
Это легкий двухмоторный и четырехместный самолет-амфибия, представляющий собой развитие предшествующей модели Че-27. Одно из отличий – модернизированное крыло, имеющее профиль Ga(W)-1. Оно оснащено стойками с поплавками, выполненными из титана. Из других новшеств – более широкий корпус. Основной материал, используемый при постройке – стеклопластик.
Силовая установка
Представляет собой пару агрегатов, давно себя зарекомендовавших себя в мире и России с лучшей стороны, Rotax 912ULS, выдающих по сотне «лошадей». Двигатели могут комплектоваться двумя типами винтов – с фиксируемым либо изменяемым шагом. В первом случае это ВК-5У, во втором – Airmaster AP332. По желанию заказчика возможна комплектация гидросамолета другим мотором – инжекторным Rotax-912iS с винтами изменяемого шага, но уже российского производства – «Ермак-17».

Еще один вариант в плане силовых агрегатов – комплектация машины двигателями Subaru EJ-25, каждый из которых выдает уже по 165 «лошадей». Основные технические параметры самолета-амфибии:
✅ размах крыльев, длина и высота – 12,5, 8,6, 3,32 метра
✅ вес пустого (максимальный взлетный) гидроплана – 0,82 (1,4) тонны
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 180 и 210 км/ч
✅ потолок – до 2,8 км
✅ коммерческая нагрузка – три пассажира плюс 80 кг
✅ дальность снаряженного самолета – до 1500 км
Для взлета и посадки достаточно полосы длиной 200 м, на воде – 250 м. За час полета со средней скоростью гидросамолет расходует 32 л топлива. Гидроплан пилотирует один летчик. БРЭО представляет собой комплекс EFIS MGL Explorer с автопилотом, выполненный в цифре. Вся необходимая информация отображается на десятидюймовом дисплее.
Эксплуатация
Одна из ее особенностей заключается в мобильности и компактности амфибии. Для того, чтобы подготовить самолет к транспортировке, двоим человекам достаточно трех часов. Перевозить Че-29 можно на автомобильном прицепе для легковой машины, специально приспособленным под лодки. Гидроплан не представляет каких-либо сложностей в обслуживании и не требует хранения в закрытом ангаре – подойдет любая площадка.
Предназначение (модификации)
Одно из них – патрулирование больших по площади территорий. Успешному использованию гидроплана в этой области способствует сравнительно малый расход топлива, примерно, как у среднего грузовика. А также возможность установки дополнительных резервуаров под горючее. В этом случае гидроплан с парой пилотов на борту способен продержаться в воздухе до 20 ч и преодолеть 3 тыс. км, не совершив ни единой посадки.

Машина хорошо подходит для нужд лесной охраны: установленные моторы и винты гарантируют снижение шума до нулевого уровня на расстоянии от гидроплана всего лишь 150 м. Это дает возможность максимально близко подобраться к злоумышленникам.
Еще одно предназначение Че-29 – профессиональная аэрофотосъемка. Для осуществления процесса без какого-либо ущерба летным характеристикам возможно снятие боковых дверей. Также выполнению работ способствует верхнее расположение крыльев. Гидросамолет может использоваться и в качестве туристического транспортного средства – панорамный обзор на 360° позволяет увидеть все пейзажи и красоты под крылом. ООО «Гидроплан» (ныне «Гидросамолет») предлагает санитарный и грузовой вариант самолета.

В последнем случае машина доставит до 400 кг за один полет в труднодоступное место, где отсутствует авиационная инфраструктура (возможно десантирование груза). В первом в гидроплан помещаются носилки со взрослым человеком и врач. Достаточно наличия водной поверхности или снега (возможна поставка Че-29 с лыжным шасси). Машина удобна для обучения будущих пилотов, а также может использоваться при тушении пожаров.
ООО «Гидроплан»
Организация была создана в 1995-м году специально для того, чтобы «довести до ума», сертифицировать и запускать в серию машины, сконструированные Черновым. В составе ООО было свое собственное КБ. Перед компанией стояла задача создать на основе Че-22 машину, отвечающую стандартам АП-23. В итоге появился серийный «Корвет»: всего выпустили 85 экземпляров, часть из которых продали на Кубу, в Иорданию и иные страны.

Последующие гидропланы, имевшие успех – Че-24 и Че-26 (с парой двигателей). И, наконец, выпустили Че-29, являвшийся логичным продолжением серии. На сегодня официального сайта ООО «Гидроплан» нет, купить машину можно на сайте, видимо, преемника, в компании «Гидросамолет».
Сегодня
Известно, что за период с 2012-й по 2017 год было построено не менее 10-ти гидропланов Че-29. Новая машина оценивалась в 5,5 миллионов рублей. Стоимость может варьироваться в зависимости от комплектации. Дорого это или нет? Примерно столько же просят за топовые внедорожники из Великобритании, Германии или морской катер средней категории.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...