Словом, самому крутому джиперу с невероятными сотнями «лошадей» под капотом и высоченным клиренсом проехать силосную яму – верх экстрима. А вот колхозному трактору пролететь по опасному месту – раз плюнуть.
Горожане, вы до сих пор считаете, что деревня – это колхоз? Слово-то стало, если не ругательным, то предельно насмешливым: «наколхозить» – натворить глупостей и несуразиц в момент ремонта машины. А колхозов-то давно и нет! Просим прощения за длинный ликбез, но именно так мы подходим к теме «Бизон-Трек-Шоу» и причинам его возникновения.
С чего все началось
С тех самых 90-х, которым дали меткое «лихие». Тогда колхозы разваливались, деревенская молодежь массово подавалась в город за легкой жизнью, сельский труд обесценивался. В стране со скрипом складывались новые образования: АПК (агропромышленный комплекс), КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства). В те «лихие» в Ростовской области нашелся энтузиаст, который вознамерился вернуть престиж труду хлеборобов, а они, как мы знаем, сплошь механизаторы.
![«Бизон-Трек-Шоу»: сквозь огонь, воду и… силосные ямы](/uploads/posts/2023-04/screenshot_20.png)
В прошлом знатный автогонщик, обладатель кубка мира по ралли-рейдам, а в настоящем гендиректор ООО «Бизон Юг» Сергей Суховенко организовал в 2002 году необычное соревнование – тракторные гонки. Изначально цель была меркантильной – реклама своего продукта. Фирма «Бизон» – дистрибьютор сельхозтехники и запчастей: интересным мероприятием бизнесмен надеялся привлечь клиентов и повысить продажу товара.
Но, как бы пафосно это не звучало, будучи патриотом родины и болея душой за разваливающее сельское хозяйство, С. Суховенко замахнулся и на более сложную задачу. Он захотел популяризировать труд аграриев, привлечь молодых людей на село, вернуть былое уважение к тем, кто приносит на наш стол хлеб и кашу с маслом. Нетрадиционная схема, неординарная инновация в продвижении товара через эмоциональную привязанность дала результаты. Но мы о «Бизон-шоу» …
Условия ралли
Когда разрабатывали условия тракторных гонок и анонсировали событие, организаторы не предполагали, что поступит так много заявок – до 30 команд только в первый год. Еще бы! На кону стояли сеялки, культиваторы, запчасти, комплекты колес для занявших вторые-третьи места деревенских спортсменов. Было и множество поощрительных призов.
![](/uploads/posts/2023-04/screenshot_1.png)
Но победитель с 2006 года получал новенький мощный, надежный и комфортабельный немецкий трактор Fendt (Фендт). За приз, где вместо педали газа авиационная гашетка, где климат-контроль и сенсорный дисплей на приборной панели, а ценник 220 тыс. евро стоило выложиться на все «сто».
Откликнулись механизаторы Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, аграрии Северного Кавказа и Крыма, позднее присоединились участники Московской и других областей Средней полосы России. Уже первое ралли показало: борьба и спортивный накал на треке нешуточные.
![](/uploads/posts/2023-04/screenshot_23.png)
Неожиданно активно откликнулись болельщики: мероприятие собирало от 30 до 40 тыс. зрителей со всей страны, в три-четыре раза больше наблюдали шоу онлайн. Посмотреть на бешеные гонки под рев дизелей и зрителей приезжали и зарубежные гости, благо «вход» свободный. И не только посмотреть: иностранцев приглашали для участия в ралли.
![](/uploads/posts/2023-04/screenshot_22.png)
На ростовском треке наравне с нашими сражались нигерийские и австралийские спортсмены. Но немцы, например, когда узнали «васт ист даст» трактор-шоу, сказали «найн»: мол, слишком уж вы, россияне, нерационально используете сельхозтехнику. Не возражаем: такие мы безбашенные экстремалы!
Техника и пилоты
Ралли проводили в начале лета по окончании посевной, перед уборочной: в страду каждая пара рабочих рук на счету. К участию допускались профессиональные труженики полей, ознакомленные с правилами соревнования и прошедшие инструктаж по безопасности. Жизнь каждого пилота страховали на 1 млн руб.
![](/uploads/posts/2023-04/screenshot_26.png)
«Спорткарами» выступали колесные трактора МТЗ и «Беларусь» разных модификаций. Общим условием был объем двигателя – не более 5 л. А форсировать мотор можно сколько душе угодно: механизаторы ставили турбокомпрессоры, мудрили над ТНВД, подбирали особые распылители.
![](/uploads/posts/2023-04/screenshot_36.png)
Дорабатывать подвеску, трансмиссию, другие узлы – пожалуйста, правила не запрещают. Особое внимание пилоты и сопровождающие механики уделяли топливу. Что с чем и в какой пропорции смешивают, не вдруг узнаешь: у каждой команды свои рецепты и секреты. Но авиационный керосин, как подозревают близкие к технике болельщики, сыграл тут не маловажную роль… Табу, однако, было на модернизацию тормозов и рулевого управления: не трожь!
![](/uploads/posts/2023-04/screenshot_27.png)
Что делали деревенские гонщики со своей техникой, доподлинно неизвестно. Но трактора, которые в обычное время двигались со скоростью 45 км/ч, разгонялись до 80 и более км/ч, оставаясь при этом маневренными и устойчивыми на треке. На силовом тюнинге не останавливались: по всем правилам и законам автогонок, кузова были разукрашены с невероятной фантазией, имели тонированные стекла.
Каждый участник получал порядковый номер и табличку «Бизон». По требованию Гостехнадзора, «Беларуси» и МТЗ снабжали дугами и ремнями безопасности. В костюм пилота входил гоночный шлем, и это было обязательно, несмотря на 50-градусную жару в кабине.
Гоночная трасса
Она протянулась по гравию и грунту на 15 км по ростовским полям в сторону Таганрога. Конфигурация трека сложнейшая: овраги и рвы глубиной до 1 м залитые водой, трамплины, над которыми ревущие тракторные монстры взлетали на 1,2 м и приземлялись в десятках метров. Зрелище захватывающее!
![](/uploads/posts/2023-04/screenshot_31.png)
На пути трактористов были те самые силосные ямы, куда без опыта вождения можно было погрузиться по самую крышу, тюки сена, которые неудержимые «бизоны» разносили по сторонам как спичечные коробки. Были и горящие препятствия: болельщики с замиранием сердца ждали, когда трактора вылетали из клубов дыма.
Профессионалы демонстрировали не только чудеса скорости, но и сложные элементы вождения на крутых поворотах в 90°. Частенько и погода вносила свою «лепту», основательно подмачивая трассу. Предусматривались кольцевые гонки со сменой дорожек, а также старты с грузом 1,2 тонн.
![](/uploads/posts/2023-04/screenshot_25.png)
Соревнования, начало которых эффектно обозначал залп из гаубицы, были очными: участники выходили на старт парами. Иногда стартовали одновременно 3 или 5 экипажей. Восемь этапов «многоборья» длились 5 и более часов. Все, кто приезжали за эмоциями и драйвом, получали требуемое сполна: опасность всегда была рядом.
Не обходилось без курьезов и аварий, когда «бизоны» валялись вверх колесами или застревали в грязевых канавах. Травматизм был, но трагических случаев – ни разу. Однажды ростовчанин А. Лаптев, не справившись с управлением, чуть не разметал группу наших и зарубежных фотографов и корреспондентов.
Триумфаторы «Бизон-Трек-Шоу»
Галерея победителей впечатляет:
✅ А. Бобровский – участвовал 10 сезонов, выиграл 5 тракторов. В честь победителя назвали одно из препятствий – «брод Бобровского»
✅ А. Ахметов – за 12 лет участия забрал 6 главных призов
✅ А. Гречкин – победитель 2018 года
✅ В. Миронов – оставил маститых участников вне пьедестала почета в 2019 году
За прошедшие годы сложились семейные династии, например, Саньковы и Ставицкие отцы с сыновьями. Есть в чисто мужском коллективе и героиня трактор-ралли – мотогонщица Ольга Подхватилина. Отважная спортсменка срывала овации зрителей два сезона подряд. Были случаи, когда богатые хозяйства пытались переманить пилотов, как в футболе: этот факт поднял статус тракторных гонок на более высокую ступень.
![](/uploads/posts/2023-04/screenshot_4.png)
Азартное шоу крайний (не последний!) раз состоялось в 2019 году. Затем увлекательному зрелищному мероприятию помешала пандемия коронавируса. Далее корректировку в график соревнований внесла нестабильная международная обстановка. Но раллисты и болельщики полны ожиданий и оптимизма: «бизоны» еще выйдут на старт под выстрел гаубицы, духовой оркестр и барабанный бой по перевернутым бочкам из-под масла!