УАЗ «Симбир» или с чего начинался UAZ Patriot
Как это ни странно звучит, но одним из толчков, побудивших автоинженеров Ульяновского автозавода сделать нечто, отличное от очередной модификации «козлика» или «буханки» была автоматизация производства. УАЗ-469 вплоть до конца 80-х собирали посредством ручной сварки. Машина пользовалась повышенным спросом: других-то не было! Дело доходило до того, что заинтересованные в скорейшем приобретении машин покупатели присылали свою «рабочую силу». В обмен получали вожделенные внедорожники.
Однако новое время внесло свои коррективы в экономику: постепенно исчезал дефицит, страной овладел рынок. Заводу было необходимо избавляться от ручного труда, насколько это возможно. Кузова должны быть технологичнее, современнее. Да и ручной труд стал дорогим «удовольствием». Все это начальство хорошо понимало – принципиально новый автомобиль нужен был заводу, как воздух. Но (видимо для перестраховки) изначально перед конструкторами поставили жесткое условие: техническая часть должна остаться по возможности прежней. А вот внешность, салон преобразуйте, сколько угодно!
АвтоВАЗ в то время считался самым передовым заводом, где использовалась автоматическая сварная линия. Поэтому опыта решили набраться в Тольятти. А т. к. гражданские модели УАЗ не производил, то сделать эскиз тоже попросили там же. Поэтому совсем не случайно новый УАЗ чем-то напоминает вазовскую «десятку».
Спустя некоторое время макет подготовили. Дело было за «малым»: воплотить новый кузов в металле и поставить его на раму от УАЗ-469. Как верно подметил тогда В. Осипов, один из создателей УАЗ-3160 «Симбир» – «вы пытаетесь нарядить старуху в свадебное платье». Тем не менее, дизайн нового автомобиля выглядел для того времени настоящей «революцией». И дело было не только во внешнем виде. Более обтекаемые плавные формы машины уменьшили ее лобовое сопротивление по сравнению с «козликом» на 20 %.
Она осталась прежней, если говорить, например, о подвеске. Исключение составляет разве что «передок», где рессоры все же заменили на пружины, а тормоза поставили дисковые (помогла компания Lucfs). Плюс, гидроусилитель руля. Все это было для УАЗа «большим шагом вперед».
Что касается силового агрегата, то устанавливавшийся на УАЗ-469 УМЗ в 2,45 л и 78 «лошадей» был явно слабоват для данной модели. Впрочем, уже вовсю готовили движок в 2,9 л, развивавший 105 л. с. Разработчики «Симбира» присматривались и к ЗМЗ-406 с шестнадцатью клапанами, выдававшим уже 130 «лошадей». Еще один вариант – создаваемый дизель ЗМЗ-514.
Проще всего, конечно», было поставить подходящий импортный агрегат. Но тогда по цене новый УАЗ приравнялся бы к иномаркам, конкурировать с которыми он явно не в силах. Впервые новый УАЗ-3160 продемонстрировали общественности в 1993-м году. Журналисты писали хвалебные оды машине: оно и понятно – российский автопром в то время как-то не очень баловал народ новинками. Однако специалисты отмечали недостатки, среди которых – узкая колея и чрезмерно короткая база.
Новую машину потихоньку запустили в небольшую серию и отправили первым покупателям, которые и стали испытателями модели. Ездить на таком непривычном снаружи и внутри УАЗике, было, конечно, интересно. Но с другой стороны, небрежная сборка, невысокая надежность и сомнительные качества в плане улучшения проходимости отрицательно сказывались на имидже новинки.
Появлению «Симбира» предшествовал выпуск нескольких усовершенствованных версий УАЗ-469. Например, внедорожник «Барс» (УАЗ-3159), оснащенный силовым агрегатом ЗМЗ-409.
Он имеет удлиненную колесную базу, расширенную колею и открывающуюся в сторону дверь в корме. Собственно, это дальний «предок» УАЗ-3162.
Конструкторам приходилось с трудом преодолевать сопротивление руководства завода. Инженеры предложили удлинить кузов, на что начальство отвечало отказом: мол, только испортите автомобиль. Поэтому «зашли» издалека: сначала удлинили УАЗ-31512, получив УАЗ-3153. И машина оказалась нужной: ее выпустили небольшим тиражом, который быстро разошелся. Признав эксперимент удачным, взялись на УАЗ-3160. Колесная база была удлинена до 2,76 м (увеличение составило 36 см). В итоге:
✅ машина стала вместительнее (до девяти пассажиров)
✅ экстерьер обрел гармоничность
✅ УАЗ перестал прыгать, плавность хода улучшилась, как и управляемость
Модель УАЗ-3160 сходила с конвейера до 2005-го года. Однако стало ясно: интерес покупателей сместился в сторону девятиместной версии – УАЗ-3162. Следующей модернизацией стала комплектация автомобиля широкими мостами, позволившими расширить колею до 1,6 м. Как раз поэтому к «нулевым» на машине поставили расширители арок, которые только улучшили экстерьер.
Название «Симбир» присвоили как раз модели УАЗ-3162. Из неудачных попыток усовершенствования стоит выделить увеличение высоты крыши – в серию это не годилось: слишком хлопотной оказалась процедура переделку кузова. Также конструкторам «не нравился» устаревший 105-сильный ульяновский нижневальный мотор, созданный на основе агрегата 50-х годов ЗМЗ-21.
На заводе пытались наладить производство УМЗ-249, имевшим ГРМ с цепью, объем в 2,9 л и выдававшим полторы сотни «лошадей». Но до масштабного производства он почему-то не дошел. Поэтому на реализуемые авто ставили ЗМЗ-409, развивавшие 131 л. с.
Он, был, конечно, предпочтительнее бензинового агрегата. Однако ЗМЗ-514, выдававший вполне достаточные 91 л. с. при крутящем моменте 196 Н*м, не удовлетворял ни создателей нового УАЗа, на тем более, покупателей. И дело не в технических параметрах агрегата, а в его надежности, которая была, мягко говоря, слишком далека от идеала. Поэтому очень скоро «Симбир» с дизельным движком из линейки предлагаемых версий убрали. Поэтому на серийных машинах так и остался ЗМЗ-409.
Подходящий дизельный движок собирали в Нижнем Новгороде. Агрегат ГАЗ-560 в 2,1 л выдавал 95 «лошадей». Его устанавливали на «Газели», «Волги». Однако производство этих моторов как-то не интересовало завод и постепенно оно прекратилось.
Появившиеся в огромном количестве тюнинговые компании пытались ставить на УАЗ-3160 движки зарубежного производства. Самым ярким примером можно считать агрегат Toyota в 205 «лошадей». Да, скорость в 155 км/ч и разбег до «сотки» за 14 сек. впечатляли. Однако стоимость авто обескураживала.
То же самое можно сказать и о других попытках поставить импортные агрегаты на российский УАЗ: VM Motori из Италии, Andoria из Польши. Машины с этими двигателями просто не покупали.
Очень перспективный проект, представлявший собой минивэн, призванный заменить УАЗ-452 «буханку». А также ряд других машин: бортовой грузовичок, фургон и иные варианты на одном шасси.
Планировалась и его полноприводная версия с блокировкой дифференциала. Но проект почему-то заглох. А жаль...
Доработанный «Симбир» в конце концов переродился в «Патриот». Но, как уверены конструкторы Ульяновского завода, возможности совершенствования УАЗика неиссякаемы. Остается только ждать, какая модель будет следующей.
Однако новое время внесло свои коррективы в экономику: постепенно исчезал дефицит, страной овладел рынок. Заводу было необходимо избавляться от ручного труда, насколько это возможно. Кузова должны быть технологичнее, современнее. Да и ручной труд стал дорогим «удовольствием». Все это начальство хорошо понимало – принципиально новый автомобиль нужен был заводу, как воздух. Но (видимо для перестраховки) изначально перед конструкторами поставили жесткое условие: техническая часть должна остаться по возможности прежней. А вот внешность, салон преобразуйте, сколько угодно!
Как на «старуху одевали свадебное платье»
АвтоВАЗ в то время считался самым передовым заводом, где использовалась автоматическая сварная линия. Поэтому опыта решили набраться в Тольятти. А т. к. гражданские модели УАЗ не производил, то сделать эскиз тоже попросили там же. Поэтому совсем не случайно новый УАЗ чем-то напоминает вазовскую «десятку».
Действительно, что-то есть от ВАЗ-2110. Фото: YouTube.com
Спустя некоторое время макет подготовили. Дело было за «малым»: воплотить новый кузов в металле и поставить его на раму от УАЗ-469. Как верно подметил тогда В. Осипов, один из создателей УАЗ-3160 «Симбир» – «вы пытаетесь нарядить старуху в свадебное платье». Тем не менее, дизайн нового автомобиля выглядел для того времени настоящей «революцией». И дело было не только во внешнем виде. Более обтекаемые плавные формы машины уменьшили ее лобовое сопротивление по сравнению с «козликом» на 20 %.
Техническая часть
Она осталась прежней, если говорить, например, о подвеске. Исключение составляет разве что «передок», где рессоры все же заменили на пружины, а тормоза поставили дисковые (помогла компания Lucfs). Плюс, гидроусилитель руля. Все это было для УАЗа «большим шагом вперед».
При аварийном столкновении авто с препятствием рессоры не дают сминаться раме, что противоречит требованиям безопасности. Пружинная подвеска – пропуск к экспорту!
Что касается силового агрегата, то устанавливавшийся на УАЗ-469 УМЗ в 2,45 л и 78 «лошадей» был явно слабоват для данной модели. Впрочем, уже вовсю готовили движок в 2,9 л, развивавший 105 л. с. Разработчики «Симбира» присматривались и к ЗМЗ-406 с шестнадцатью клапанами, выдававшим уже 130 «лошадей». Еще один вариант – создаваемый дизель ЗМЗ-514.
Проще всего, конечно», было поставить подходящий импортный агрегат. Но тогда по цене новый УАЗ приравнялся бы к иномаркам, конкурировать с которыми он явно не в силах. Впервые новый УАЗ-3160 продемонстрировали общественности в 1993-м году. Журналисты писали хвалебные оды машине: оно и понятно – российский автопром в то время как-то не очень баловал народ новинками. Однако специалисты отмечали недостатки, среди которых – узкая колея и чрезмерно короткая база.
Первые «счастливые обладатели»
Новую машину потихоньку запустили в небольшую серию и отправили первым покупателям, которые и стали испытателями модели. Ездить на таком непривычном снаружи и внутри УАЗике, было, конечно, интересно. Но с другой стороны, небрежная сборка, невысокая надежность и сомнительные качества в плане улучшения проходимости отрицательно сказывались на имидже новинки.
Внутри новый УАЗ был «интереснее», чем старый. Фото: YouTube.com
Появлению «Симбира» предшествовал выпуск нескольких усовершенствованных версий УАЗ-469. Например, внедорожник «Барс» (УАЗ-3159), оснащенный силовым агрегатом ЗМЗ-409.
УАЗ-3159 – тоже дальний предшественник UAZ Patriot. Фото: YouTube.com
Он имеет удлиненную колесную базу, расширенную колею и открывающуюся в сторону дверь в корме. Собственно, это дальний «предок» УАЗ-3162.
Усилия ульяновских инженеров не пропали даром
Конструкторам приходилось с трудом преодолевать сопротивление руководства завода. Инженеры предложили удлинить кузов, на что начальство отвечало отказом: мол, только испортите автомобиль. Поэтому «зашли» издалека: сначала удлинили УАЗ-31512, получив УАЗ-3153. И машина оказалась нужной: ее выпустили небольшим тиражом, который быстро разошелся. Признав эксперимент удачным, взялись на УАЗ-3160. Колесная база была удлинена до 2,76 м (увеличение составило 36 см). В итоге:
✅ машина стала вместительнее (до девяти пассажиров)
✅ экстерьер обрел гармоничность
✅ УАЗ перестал прыгать, плавность хода улучшилась, как и управляемость
Модель УАЗ-3160 сходила с конвейера до 2005-го года. Однако стало ясно: интерес покупателей сместился в сторону девятиместной версии – УАЗ-3162. Следующей модернизацией стала комплектация автомобиля широкими мостами, позволившими расширить колею до 1,6 м. Как раз поэтому к «нулевым» на машине поставили расширители арок, которые только улучшили экстерьер.
Модернизации и модификации
Название «Симбир» присвоили как раз модели УАЗ-3162. Из неудачных попыток усовершенствования стоит выделить увеличение высоты крыши – в серию это не годилось: слишком хлопотной оказалась процедура переделку кузова. Также конструкторам «не нравился» устаревший 105-сильный ульяновский нижневальный мотор, созданный на основе агрегата 50-х годов ЗМЗ-21.
Модель 3162 назвали «Симбир». Фото: YouTube.com
На заводе пытались наладить производство УМЗ-249, имевшим ГРМ с цепью, объем в 2,9 л и выдававшим полторы сотни «лошадей». Но до масштабного производства он почему-то не дошел. Поэтому на реализуемые авто ставили ЗМЗ-409, развивавшие 131 л. с.
О дизеле
Он, был, конечно, предпочтительнее бензинового агрегата. Однако ЗМЗ-514, выдававший вполне достаточные 91 л. с. при крутящем моменте 196 Н*м, не удовлетворял ни создателей нового УАЗа, на тем более, покупателей. И дело не в технических параметрах агрегата, а в его надежности, которая была, мягко говоря, слишком далека от идеала. Поэтому очень скоро «Симбир» с дизельным движком из линейки предлагаемых версий убрали. Поэтому на серийных машинах так и остался ЗМЗ-409.
Двигатель ЗМЗ-409. Средняя цена: 150 тыс. руб. Фото: YouTube.com
Подходящий дизельный движок собирали в Нижнем Новгороде. Агрегат ГАЗ-560 в 2,1 л выдавал 95 «лошадей». Его устанавливали на «Газели», «Волги». Однако производство этих моторов как-то не интересовало завод и постепенно оно прекратилось.
Импортные попытки
Появившиеся в огромном количестве тюнинговые компании пытались ставить на УАЗ-3160 движки зарубежного производства. Самым ярким примером можно считать агрегат Toyota в 205 «лошадей». Да, скорость в 155 км/ч и разбег до «сотки» за 14 сек. впечатляли. Однако стоимость авто обескураживала.
Японский движок под капотом УАЗ. Фото: YouTube.com
То же самое можно сказать и о других попытках поставить импортные агрегаты на российский УАЗ: VM Motori из Италии, Andoria из Польши. Машины с этими двигателями просто не покупали.
«Симба»
Очень перспективный проект, представлявший собой минивэн, призванный заменить УАЗ-452 «буханку». А также ряд других машин: бортовой грузовичок, фургон и иные варианты на одном шасси.
Вот такой должна была стать «буханка»! Фото: YouTube.com
Планировалась и его полноприводная версия с блокировкой дифференциала. Но проект почему-то заглох. А жаль...
Итог
Доработанный «Симбир» в конце концов переродился в «Патриот». Но, как уверены конструкторы Ульяновского завода, возможности совершенствования УАЗика неиссякаемы. Остается только ждать, какая модель будет следующей.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...