УАЗ «Симбир» или с чего начинался UAZ Patriot
Как это ни странно звучит, но одним из толчков, побудивших автоинженеров Ульяновского автозавода сделать нечто, отличное от очередной модификации «козлика» или «буханки» была автоматизация производства. УАЗ-469 вплоть до конца 80-х собирали посредством ручной сварки. Машина пользовалась повышенным спросом: других-то не было! Дело доходило до того, что заинтересованные в скорейшем приобретении машин покупатели присылали свою «рабочую силу». В обмен получали вожделенные внедорожники.
Однако новое время внесло свои коррективы в экономику: постепенно исчезал дефицит, страной овладел рынок. Заводу было необходимо избавляться от ручного труда, насколько это возможно. Кузова должны быть технологичнее, современнее. Да и ручной труд стал дорогим «удовольствием». Все это начальство хорошо понимало – принципиально новый автомобиль нужен был заводу, как воздух. Но (видимо для перестраховки) изначально перед конструкторами поставили жесткое условие: техническая часть должна остаться по возможности прежней. А вот внешность, салон преобразуйте, сколько угодно!
АвтоВАЗ в то время считался самым передовым заводом, где использовалась автоматическая сварная линия. Поэтому опыта решили набраться в Тольятти. А т. к. гражданские модели УАЗ не производил, то сделать эскиз тоже попросили там же. Поэтому совсем не случайно новый УАЗ чем-то напоминает вазовскую «десятку».
Спустя некоторое время макет подготовили. Дело было за «малым»: воплотить новый кузов в металле и поставить его на раму от УАЗ-469. Как верно подметил тогда В. Осипов, один из создателей УАЗ-3160 «Симбир» – «вы пытаетесь нарядить старуху в свадебное платье». Тем не менее, дизайн нового автомобиля выглядел для того времени настоящей «революцией». И дело было не только во внешнем виде. Более обтекаемые плавные формы машины уменьшили ее лобовое сопротивление по сравнению с «козликом» на 20 %.
Она осталась прежней, если говорить, например, о подвеске. Исключение составляет разве что «передок», где рессоры все же заменили на пружины, а тормоза поставили дисковые (помогла компания Lucfs). Плюс, гидроусилитель руля. Все это было для УАЗа «большим шагом вперед».
Что касается силового агрегата, то устанавливавшийся на УАЗ-469 УМЗ в 2,45 л и 78 «лошадей» был явно слабоват для данной модели. Впрочем, уже вовсю готовили движок в 2,9 л, развивавший 105 л. с. Разработчики «Симбира» присматривались и к ЗМЗ-406 с шестнадцатью клапанами, выдававшим уже 130 «лошадей». Еще один вариант – создаваемый дизель ЗМЗ-514.
Проще всего, конечно», было поставить подходящий импортный агрегат. Но тогда по цене новый УАЗ приравнялся бы к иномаркам, конкурировать с которыми он явно не в силах. Впервые новый УАЗ-3160 продемонстрировали общественности в 1993-м году. Журналисты писали хвалебные оды машине: оно и понятно – российский автопром в то время как-то не очень баловал народ новинками. Однако специалисты отмечали недостатки, среди которых – узкая колея и чрезмерно короткая база.
Новую машину потихоньку запустили в небольшую серию и отправили первым покупателям, которые и стали испытателями модели. Ездить на таком непривычном снаружи и внутри УАЗике, было, конечно, интересно. Но с другой стороны, небрежная сборка, невысокая надежность и сомнительные качества в плане улучшения проходимости отрицательно сказывались на имидже новинки.
Появлению «Симбира» предшествовал выпуск нескольких усовершенствованных версий УАЗ-469. Например, внедорожник «Барс» (УАЗ-3159), оснащенный силовым агрегатом ЗМЗ-409.
Он имеет удлиненную колесную базу, расширенную колею и открывающуюся в сторону дверь в корме. Собственно, это дальний «предок» УАЗ-3162.
Конструкторам приходилось с трудом преодолевать сопротивление руководства завода. Инженеры предложили удлинить кузов, на что начальство отвечало отказом: мол, только испортите автомобиль. Поэтому «зашли» издалека: сначала удлинили УАЗ-31512, получив УАЗ-3153. И машина оказалась нужной: ее выпустили небольшим тиражом, который быстро разошелся. Признав эксперимент удачным, взялись на УАЗ-3160. Колесная база была удлинена до 2,76 м (увеличение составило 36 см). В итоге:
✅ машина стала вместительнее (до девяти пассажиров)
✅ экстерьер обрел гармоничность
✅ УАЗ перестал прыгать, плавность хода улучшилась, как и управляемость
Модель УАЗ-3160 сходила с конвейера до 2005-го года. Однако стало ясно: интерес покупателей сместился в сторону девятиместной версии – УАЗ-3162. Следующей модернизацией стала комплектация автомобиля широкими мостами, позволившими расширить колею до 1,6 м. Как раз поэтому к «нулевым» на машине поставили расширители арок, которые только улучшили экстерьер.
Название «Симбир» присвоили как раз модели УАЗ-3162. Из неудачных попыток усовершенствования стоит выделить увеличение высоты крыши – в серию это не годилось: слишком хлопотной оказалась процедура переделку кузова. Также конструкторам «не нравился» устаревший 105-сильный ульяновский нижневальный мотор, созданный на основе агрегата 50-х годов ЗМЗ-21.
На заводе пытались наладить производство УМЗ-249, имевшим ГРМ с цепью, объем в 2,9 л и выдававшим полторы сотни «лошадей». Но до масштабного производства он почему-то не дошел. Поэтому на реализуемые авто ставили ЗМЗ-409, развивавшие 131 л. с.
Он, был, конечно, предпочтительнее бензинового агрегата. Однако ЗМЗ-514, выдававший вполне достаточные 91 л. с. при крутящем моменте 196 Н*м, не удовлетворял ни создателей нового УАЗа, на тем более, покупателей. И дело не в технических параметрах агрегата, а в его надежности, которая была, мягко говоря, слишком далека от идеала. Поэтому очень скоро «Симбир» с дизельным движком из линейки предлагаемых версий убрали. Поэтому на серийных машинах так и остался ЗМЗ-409.
Подходящий дизельный движок собирали в Нижнем Новгороде. Агрегат ГАЗ-560 в 2,1 л выдавал 95 «лошадей». Его устанавливали на «Газели», «Волги». Однако производство этих моторов как-то не интересовало завод и постепенно оно прекратилось.
Появившиеся в огромном количестве тюнинговые компании пытались ставить на УАЗ-3160 движки зарубежного производства. Самым ярким примером можно считать агрегат Toyota в 205 «лошадей». Да, скорость в 155 км/ч и разбег до «сотки» за 14 сек. впечатляли. Однако стоимость авто обескураживала.
То же самое можно сказать и о других попытках поставить импортные агрегаты на российский УАЗ: VM Motori из Италии, Andoria из Польши. Машины с этими двигателями просто не покупали.
Очень перспективный проект, представлявший собой минивэн, призванный заменить УАЗ-452 «буханку». А также ряд других машин: бортовой грузовичок, фургон и иные варианты на одном шасси.
Планировалась и его полноприводная версия с блокировкой дифференциала. Но проект почему-то заглох. А жаль...
Доработанный «Симбир» в конце концов переродился в «Патриот». Но, как уверены конструкторы Ульяновского завода, возможности совершенствования УАЗика неиссякаемы. Остается только ждать, какая модель будет следующей.
Однако новое время внесло свои коррективы в экономику: постепенно исчезал дефицит, страной овладел рынок. Заводу было необходимо избавляться от ручного труда, насколько это возможно. Кузова должны быть технологичнее, современнее. Да и ручной труд стал дорогим «удовольствием». Все это начальство хорошо понимало – принципиально новый автомобиль нужен был заводу, как воздух. Но (видимо для перестраховки) изначально перед конструкторами поставили жесткое условие: техническая часть должна остаться по возможности прежней. А вот внешность, салон преобразуйте, сколько угодно!
Как на «старуху одевали свадебное платье»
АвтоВАЗ в то время считался самым передовым заводом, где использовалась автоматическая сварная линия. Поэтому опыта решили набраться в Тольятти. А т. к. гражданские модели УАЗ не производил, то сделать эскиз тоже попросили там же. Поэтому совсем не случайно новый УАЗ чем-то напоминает вазовскую «десятку».
Действительно, что-то есть от ВАЗ-2110. Фото: YouTube.com
Спустя некоторое время макет подготовили. Дело было за «малым»: воплотить новый кузов в металле и поставить его на раму от УАЗ-469. Как верно подметил тогда В. Осипов, один из создателей УАЗ-3160 «Симбир» – «вы пытаетесь нарядить старуху в свадебное платье». Тем не менее, дизайн нового автомобиля выглядел для того времени настоящей «революцией». И дело было не только во внешнем виде. Более обтекаемые плавные формы машины уменьшили ее лобовое сопротивление по сравнению с «козликом» на 20 %.
Техническая часть
Она осталась прежней, если говорить, например, о подвеске. Исключение составляет разве что «передок», где рессоры все же заменили на пружины, а тормоза поставили дисковые (помогла компания Lucfs). Плюс, гидроусилитель руля. Все это было для УАЗа «большим шагом вперед».
При аварийном столкновении авто с препятствием рессоры не дают сминаться раме, что противоречит требованиям безопасности. Пружинная подвеска – пропуск к экспорту!
Что касается силового агрегата, то устанавливавшийся на УАЗ-469 УМЗ в 2,45 л и 78 «лошадей» был явно слабоват для данной модели. Впрочем, уже вовсю готовили движок в 2,9 л, развивавший 105 л. с. Разработчики «Симбира» присматривались и к ЗМЗ-406 с шестнадцатью клапанами, выдававшим уже 130 «лошадей». Еще один вариант – создаваемый дизель ЗМЗ-514.
Проще всего, конечно», было поставить подходящий импортный агрегат. Но тогда по цене новый УАЗ приравнялся бы к иномаркам, конкурировать с которыми он явно не в силах. Впервые новый УАЗ-3160 продемонстрировали общественности в 1993-м году. Журналисты писали хвалебные оды машине: оно и понятно – российский автопром в то время как-то не очень баловал народ новинками. Однако специалисты отмечали недостатки, среди которых – узкая колея и чрезмерно короткая база.
Первые «счастливые обладатели»
Новую машину потихоньку запустили в небольшую серию и отправили первым покупателям, которые и стали испытателями модели. Ездить на таком непривычном снаружи и внутри УАЗике, было, конечно, интересно. Но с другой стороны, небрежная сборка, невысокая надежность и сомнительные качества в плане улучшения проходимости отрицательно сказывались на имидже новинки.
Внутри новый УАЗ был «интереснее», чем старый. Фото: YouTube.com
Появлению «Симбира» предшествовал выпуск нескольких усовершенствованных версий УАЗ-469. Например, внедорожник «Барс» (УАЗ-3159), оснащенный силовым агрегатом ЗМЗ-409.
УАЗ-3159 – тоже дальний предшественник UAZ Patriot. Фото: YouTube.com
Он имеет удлиненную колесную базу, расширенную колею и открывающуюся в сторону дверь в корме. Собственно, это дальний «предок» УАЗ-3162.
Усилия ульяновских инженеров не пропали даром
Конструкторам приходилось с трудом преодолевать сопротивление руководства завода. Инженеры предложили удлинить кузов, на что начальство отвечало отказом: мол, только испортите автомобиль. Поэтому «зашли» издалека: сначала удлинили УАЗ-31512, получив УАЗ-3153. И машина оказалась нужной: ее выпустили небольшим тиражом, который быстро разошелся. Признав эксперимент удачным, взялись на УАЗ-3160. Колесная база была удлинена до 2,76 м (увеличение составило 36 см). В итоге:
✅ машина стала вместительнее (до девяти пассажиров)
✅ экстерьер обрел гармоничность
✅ УАЗ перестал прыгать, плавность хода улучшилась, как и управляемость
Модель УАЗ-3160 сходила с конвейера до 2005-го года. Однако стало ясно: интерес покупателей сместился в сторону девятиместной версии – УАЗ-3162. Следующей модернизацией стала комплектация автомобиля широкими мостами, позволившими расширить колею до 1,6 м. Как раз поэтому к «нулевым» на машине поставили расширители арок, которые только улучшили экстерьер.
Модернизации и модификации
Название «Симбир» присвоили как раз модели УАЗ-3162. Из неудачных попыток усовершенствования стоит выделить увеличение высоты крыши – в серию это не годилось: слишком хлопотной оказалась процедура переделку кузова. Также конструкторам «не нравился» устаревший 105-сильный ульяновский нижневальный мотор, созданный на основе агрегата 50-х годов ЗМЗ-21.
Модель 3162 назвали «Симбир». Фото: YouTube.com
На заводе пытались наладить производство УМЗ-249, имевшим ГРМ с цепью, объем в 2,9 л и выдававшим полторы сотни «лошадей». Но до масштабного производства он почему-то не дошел. Поэтому на реализуемые авто ставили ЗМЗ-409, развивавшие 131 л. с.
О дизеле
Он, был, конечно, предпочтительнее бензинового агрегата. Однако ЗМЗ-514, выдававший вполне достаточные 91 л. с. при крутящем моменте 196 Н*м, не удовлетворял ни создателей нового УАЗа, на тем более, покупателей. И дело не в технических параметрах агрегата, а в его надежности, которая была, мягко говоря, слишком далека от идеала. Поэтому очень скоро «Симбир» с дизельным движком из линейки предлагаемых версий убрали. Поэтому на серийных машинах так и остался ЗМЗ-409.
Двигатель ЗМЗ-409. Средняя цена: 150 тыс. руб. Фото: YouTube.com
Подходящий дизельный движок собирали в Нижнем Новгороде. Агрегат ГАЗ-560 в 2,1 л выдавал 95 «лошадей». Его устанавливали на «Газели», «Волги». Однако производство этих моторов как-то не интересовало завод и постепенно оно прекратилось.
Импортные попытки
Появившиеся в огромном количестве тюнинговые компании пытались ставить на УАЗ-3160 движки зарубежного производства. Самым ярким примером можно считать агрегат Toyota в 205 «лошадей». Да, скорость в 155 км/ч и разбег до «сотки» за 14 сек. впечатляли. Однако стоимость авто обескураживала.
Японский движок под капотом УАЗ. Фото: YouTube.com
То же самое можно сказать и о других попытках поставить импортные агрегаты на российский УАЗ: VM Motori из Италии, Andoria из Польши. Машины с этими двигателями просто не покупали.
«Симба»
Очень перспективный проект, представлявший собой минивэн, призванный заменить УАЗ-452 «буханку». А также ряд других машин: бортовой грузовичок, фургон и иные варианты на одном шасси.
Вот такой должна была стать «буханка»! Фото: YouTube.com
Планировалась и его полноприводная версия с блокировкой дифференциала. Но проект почему-то заглох. А жаль...
Итог
Доработанный «Симбир» в конце концов переродился в «Патриот». Но, как уверены конструкторы Ульяновского завода, возможности совершенствования УАЗика неиссякаемы. Остается только ждать, какая модель будет следующей.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....