
УАЗ «Симбир» или с чего начинался UAZ Patriot
Как это ни странно звучит, но одним из толчков, побудивших автоинженеров Ульяновского автозавода сделать нечто, отличное от очередной модификации «козлика» или «буханки» была автоматизация производства. УАЗ-469 вплоть до конца 80-х собирали посредством ручной сварки. Машина пользовалась повышенным спросом: других-то не было! Дело доходило до того, что заинтересованные в скорейшем приобретении машин покупатели присылали свою «рабочую силу». В обмен получали вожделенные внедорожники.
Однако новое время внесло свои коррективы в экономику: постепенно исчезал дефицит, страной овладел рынок. Заводу было необходимо избавляться от ручного труда, насколько это возможно. Кузова должны быть технологичнее, современнее. Да и ручной труд стал дорогим «удовольствием». Все это начальство хорошо понимало – принципиально новый автомобиль нужен был заводу, как воздух. Но (видимо для перестраховки) изначально перед конструкторами поставили жесткое условие: техническая часть должна остаться по возможности прежней. А вот внешность, салон преобразуйте, сколько угодно!
АвтоВАЗ в то время считался самым передовым заводом, где использовалась автоматическая сварная линия. Поэтому опыта решили набраться в Тольятти. А т. к. гражданские модели УАЗ не производил, то сделать эскиз тоже попросили там же. Поэтому совсем не случайно новый УАЗ чем-то напоминает вазовскую «десятку».
Действительно, что-то есть от ВАЗ-2110. Фото: YouTube.com
Спустя некоторое время макет подготовили. Дело было за «малым»: воплотить новый кузов в металле и поставить его на раму от УАЗ-469. Как верно подметил тогда В. Осипов, один из создателей УАЗ-3160 «Симбир» – «вы пытаетесь нарядить старуху в свадебное платье». Тем не менее, дизайн нового автомобиля выглядел для того времени настоящей «революцией». И дело было не только во внешнем виде. Более обтекаемые плавные формы машины уменьшили ее лобовое сопротивление по сравнению с «козликом» на 20 %.
Она осталась прежней, если говорить, например, о подвеске. Исключение составляет разве что «передок», где рессоры все же заменили на пружины, а тормоза поставили дисковые (помогла компания Lucfs). Плюс, гидроусилитель руля. Все это было для УАЗа «большим шагом вперед».
Что касается силового агрегата, то устанавливавшийся на УАЗ-469 УМЗ в 2,45 л и 78 «лошадей» был явно слабоват для данной модели. Впрочем, уже вовсю готовили движок в 2,9 л, развивавший 105 л. с. Разработчики «Симбира» присматривались и к ЗМЗ-406 с шестнадцатью клапанами, выдававшим уже 130 «лошадей». Еще один вариант – создаваемый дизель ЗМЗ-514.
Проще всего, конечно», было поставить подходящий импортный агрегат. Но тогда по цене новый УАЗ приравнялся бы к иномаркам, конкурировать с которыми он явно не в силах. Впервые новый УАЗ-3160 продемонстрировали общественности в 1993-м году. Журналисты писали хвалебные оды машине: оно и понятно – российский автопром в то время как-то не очень баловал народ новинками. Однако специалисты отмечали недостатки, среди которых – узкая колея и чрезмерно короткая база.
Новую машину потихоньку запустили в небольшую серию и отправили первым покупателям, которые и стали испытателями модели. Ездить на таком непривычном снаружи и внутри УАЗике, было, конечно, интересно. Но с другой стороны, небрежная сборка, невысокая надежность и сомнительные качества в плане улучшения проходимости отрицательно сказывались на имидже новинки.
Внутри новый УАЗ был «интереснее», чем старый. Фото: YouTube.com
Появлению «Симбира» предшествовал выпуск нескольких усовершенствованных версий УАЗ-469. Например, внедорожник «Барс» (УАЗ-3159), оснащенный силовым агрегатом ЗМЗ-409.
УАЗ-3159 – тоже дальний предшественник UAZ Patriot. Фото: YouTube.com
Он имеет удлиненную колесную базу, расширенную колею и открывающуюся в сторону дверь в корме. Собственно, это дальний «предок» УАЗ-3162.
Конструкторам приходилось с трудом преодолевать сопротивление руководства завода. Инженеры предложили удлинить кузов, на что начальство отвечало отказом: мол, только испортите автомобиль. Поэтому «зашли» издалека: сначала удлинили УАЗ-31512, получив УАЗ-3153. И машина оказалась нужной: ее выпустили небольшим тиражом, который быстро разошелся. Признав эксперимент удачным, взялись на УАЗ-3160. Колесная база была удлинена до 2,76 м (увеличение составило 36 см). В итоге:
✅ машина стала вместительнее (до девяти пассажиров)
✅ экстерьер обрел гармоничность
✅ УАЗ перестал прыгать, плавность хода улучшилась, как и управляемость
Модель УАЗ-3160 сходила с конвейера до 2005-го года. Однако стало ясно: интерес покупателей сместился в сторону девятиместной версии – УАЗ-3162. Следующей модернизацией стала комплектация автомобиля широкими мостами, позволившими расширить колею до 1,6 м. Как раз поэтому к «нулевым» на машине поставили расширители арок, которые только улучшили экстерьер.
Название «Симбир» присвоили как раз модели УАЗ-3162. Из неудачных попыток усовершенствования стоит выделить увеличение высоты крыши – в серию это не годилось: слишком хлопотной оказалась процедура переделку кузова. Также конструкторам «не нравился» устаревший 105-сильный ульяновский нижневальный мотор, созданный на основе агрегата 50-х годов ЗМЗ-21.
Модель 3162 назвали «Симбир». Фото: YouTube.com
На заводе пытались наладить производство УМЗ-249, имевшим ГРМ с цепью, объем в 2,9 л и выдававшим полторы сотни «лошадей». Но до масштабного производства он почему-то не дошел. Поэтому на реализуемые авто ставили ЗМЗ-409, развивавшие 131 л. с.
Он, был, конечно, предпочтительнее бензинового агрегата. Однако ЗМЗ-514, выдававший вполне достаточные 91 л. с. при крутящем моменте 196 Н*м, не удовлетворял ни создателей нового УАЗа, на тем более, покупателей. И дело не в технических параметрах агрегата, а в его надежности, которая была, мягко говоря, слишком далека от идеала. Поэтому очень скоро «Симбир» с дизельным движком из линейки предлагаемых версий убрали. Поэтому на серийных машинах так и остался ЗМЗ-409.
Двигатель ЗМЗ-409. Средняя цена: 150 тыс. руб. Фото: YouTube.com
Подходящий дизельный движок собирали в Нижнем Новгороде. Агрегат ГАЗ-560 в 2,1 л выдавал 95 «лошадей». Его устанавливали на «Газели», «Волги». Однако производство этих моторов как-то не интересовало завод и постепенно оно прекратилось.
Появившиеся в огромном количестве тюнинговые компании пытались ставить на УАЗ-3160 движки зарубежного производства. Самым ярким примером можно считать агрегат Toyota в 205 «лошадей». Да, скорость в 155 км/ч и разбег до «сотки» за 14 сек. впечатляли. Однако стоимость авто обескураживала.
Японский движок под капотом УАЗ. Фото: YouTube.com
То же самое можно сказать и о других попытках поставить импортные агрегаты на российский УАЗ: VM Motori из Италии, Andoria из Польши. Машины с этими двигателями просто не покупали.
Очень перспективный проект, представлявший собой минивэн, призванный заменить УАЗ-452 «буханку». А также ряд других машин: бортовой грузовичок, фургон и иные варианты на одном шасси.
Вот такой должна была стать «буханка»! Фото: YouTube.com
Планировалась и его полноприводная версия с блокировкой дифференциала. Но проект почему-то заглох. А жаль...
Доработанный «Симбир» в конце концов переродился в «Патриот». Но, как уверены конструкторы Ульяновского завода, возможности совершенствования УАЗика неиссякаемы. Остается только ждать, какая модель будет следующей.
Однако новое время внесло свои коррективы в экономику: постепенно исчезал дефицит, страной овладел рынок. Заводу было необходимо избавляться от ручного труда, насколько это возможно. Кузова должны быть технологичнее, современнее. Да и ручной труд стал дорогим «удовольствием». Все это начальство хорошо понимало – принципиально новый автомобиль нужен был заводу, как воздух. Но (видимо для перестраховки) изначально перед конструкторами поставили жесткое условие: техническая часть должна остаться по возможности прежней. А вот внешность, салон преобразуйте, сколько угодно!
Как на «старуху одевали свадебное платье»
АвтоВАЗ в то время считался самым передовым заводом, где использовалась автоматическая сварная линия. Поэтому опыта решили набраться в Тольятти. А т. к. гражданские модели УАЗ не производил, то сделать эскиз тоже попросили там же. Поэтому совсем не случайно новый УАЗ чем-то напоминает вазовскую «десятку».

Спустя некоторое время макет подготовили. Дело было за «малым»: воплотить новый кузов в металле и поставить его на раму от УАЗ-469. Как верно подметил тогда В. Осипов, один из создателей УАЗ-3160 «Симбир» – «вы пытаетесь нарядить старуху в свадебное платье». Тем не менее, дизайн нового автомобиля выглядел для того времени настоящей «революцией». И дело было не только во внешнем виде. Более обтекаемые плавные формы машины уменьшили ее лобовое сопротивление по сравнению с «козликом» на 20 %.
Техническая часть
Она осталась прежней, если говорить, например, о подвеске. Исключение составляет разве что «передок», где рессоры все же заменили на пружины, а тормоза поставили дисковые (помогла компания Lucfs). Плюс, гидроусилитель руля. Все это было для УАЗа «большим шагом вперед».
При аварийном столкновении авто с препятствием рессоры не дают сминаться раме, что противоречит требованиям безопасности. Пружинная подвеска – пропуск к экспорту!
Что касается силового агрегата, то устанавливавшийся на УАЗ-469 УМЗ в 2,45 л и 78 «лошадей» был явно слабоват для данной модели. Впрочем, уже вовсю готовили движок в 2,9 л, развивавший 105 л. с. Разработчики «Симбира» присматривались и к ЗМЗ-406 с шестнадцатью клапанами, выдававшим уже 130 «лошадей». Еще один вариант – создаваемый дизель ЗМЗ-514.
Проще всего, конечно», было поставить подходящий импортный агрегат. Но тогда по цене новый УАЗ приравнялся бы к иномаркам, конкурировать с которыми он явно не в силах. Впервые новый УАЗ-3160 продемонстрировали общественности в 1993-м году. Журналисты писали хвалебные оды машине: оно и понятно – российский автопром в то время как-то не очень баловал народ новинками. Однако специалисты отмечали недостатки, среди которых – узкая колея и чрезмерно короткая база.
Первые «счастливые обладатели»
Новую машину потихоньку запустили в небольшую серию и отправили первым покупателям, которые и стали испытателями модели. Ездить на таком непривычном снаружи и внутри УАЗике, было, конечно, интересно. Но с другой стороны, небрежная сборка, невысокая надежность и сомнительные качества в плане улучшения проходимости отрицательно сказывались на имидже новинки.

Появлению «Симбира» предшествовал выпуск нескольких усовершенствованных версий УАЗ-469. Например, внедорожник «Барс» (УАЗ-3159), оснащенный силовым агрегатом ЗМЗ-409.

Он имеет удлиненную колесную базу, расширенную колею и открывающуюся в сторону дверь в корме. Собственно, это дальний «предок» УАЗ-3162.
Усилия ульяновских инженеров не пропали даром
Конструкторам приходилось с трудом преодолевать сопротивление руководства завода. Инженеры предложили удлинить кузов, на что начальство отвечало отказом: мол, только испортите автомобиль. Поэтому «зашли» издалека: сначала удлинили УАЗ-31512, получив УАЗ-3153. И машина оказалась нужной: ее выпустили небольшим тиражом, который быстро разошелся. Признав эксперимент удачным, взялись на УАЗ-3160. Колесная база была удлинена до 2,76 м (увеличение составило 36 см). В итоге:
✅ машина стала вместительнее (до девяти пассажиров)
✅ экстерьер обрел гармоничность
✅ УАЗ перестал прыгать, плавность хода улучшилась, как и управляемость
Модель УАЗ-3160 сходила с конвейера до 2005-го года. Однако стало ясно: интерес покупателей сместился в сторону девятиместной версии – УАЗ-3162. Следующей модернизацией стала комплектация автомобиля широкими мостами, позволившими расширить колею до 1,6 м. Как раз поэтому к «нулевым» на машине поставили расширители арок, которые только улучшили экстерьер.
Модернизации и модификации
Название «Симбир» присвоили как раз модели УАЗ-3162. Из неудачных попыток усовершенствования стоит выделить увеличение высоты крыши – в серию это не годилось: слишком хлопотной оказалась процедура переделку кузова. Также конструкторам «не нравился» устаревший 105-сильный ульяновский нижневальный мотор, созданный на основе агрегата 50-х годов ЗМЗ-21.

На заводе пытались наладить производство УМЗ-249, имевшим ГРМ с цепью, объем в 2,9 л и выдававшим полторы сотни «лошадей». Но до масштабного производства он почему-то не дошел. Поэтому на реализуемые авто ставили ЗМЗ-409, развивавшие 131 л. с.
О дизеле
Он, был, конечно, предпочтительнее бензинового агрегата. Однако ЗМЗ-514, выдававший вполне достаточные 91 л. с. при крутящем моменте 196 Н*м, не удовлетворял ни создателей нового УАЗа, на тем более, покупателей. И дело не в технических параметрах агрегата, а в его надежности, которая была, мягко говоря, слишком далека от идеала. Поэтому очень скоро «Симбир» с дизельным движком из линейки предлагаемых версий убрали. Поэтому на серийных машинах так и остался ЗМЗ-409.

Подходящий дизельный движок собирали в Нижнем Новгороде. Агрегат ГАЗ-560 в 2,1 л выдавал 95 «лошадей». Его устанавливали на «Газели», «Волги». Однако производство этих моторов как-то не интересовало завод и постепенно оно прекратилось.
Импортные попытки
Появившиеся в огромном количестве тюнинговые компании пытались ставить на УАЗ-3160 движки зарубежного производства. Самым ярким примером можно считать агрегат Toyota в 205 «лошадей». Да, скорость в 155 км/ч и разбег до «сотки» за 14 сек. впечатляли. Однако стоимость авто обескураживала.

То же самое можно сказать и о других попытках поставить импортные агрегаты на российский УАЗ: VM Motori из Италии, Andoria из Польши. Машины с этими двигателями просто не покупали.
«Симба»
Очень перспективный проект, представлявший собой минивэн, призванный заменить УАЗ-452 «буханку». А также ряд других машин: бортовой грузовичок, фургон и иные варианты на одном шасси.

Планировалась и его полноприводная версия с блокировкой дифференциала. Но проект почему-то заглох. А жаль...
Итог
Доработанный «Симбир» в конце концов переродился в «Патриот». Но, как уверены конструкторы Ульяновского завода, возможности совершенствования УАЗика неиссякаемы. Остается только ждать, какая модель будет следующей.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...