УАЗ «Симбир» или с чего начинался UAZ Patriot
4 260

УАЗ «Симбир» или с чего начинался UAZ Patriot

Как это ни странно звучит, но одним из толчков, побудивших автоинженеров Ульяновского автозавода сделать нечто, отличное от очередной модификации «козлика» или «буханки» была автоматизация производства. УАЗ-469 вплоть до конца 80-х собирали посредством ручной сварки. Машина пользовалась повышенным спросом: других-то не было! Дело доходило до того, что заинтересованные в скорейшем приобретении машин покупатели присылали свою «рабочую силу». В обмен получали вожделенные внедорожники.


Однако новое время внесло свои коррективы в экономику: постепенно исчезал дефицит, страной овладел рынок. Заводу было необходимо избавляться от ручного труда, насколько это возможно. Кузова должны быть технологичнее, современнее. Да и ручной труд стал дорогим «удовольствием». Все это начальство хорошо понимало – принципиально новый автомобиль нужен был заводу, как воздух. Но (видимо для перестраховки) изначально перед конструкторами поставили жесткое условие: техническая часть должна остаться по возможности прежней. А вот внешность, салон преобразуйте, сколько угодно!

Как на «старуху одевали свадебное платье»


АвтоВАЗ в то время считался самым передовым заводом, где использовалась автоматическая сварная линия. Поэтому опыта решили набраться в Тольятти. А т. к. гражданские модели УАЗ не производил, то сделать эскиз тоже попросили там же. Поэтому совсем не случайно новый УАЗ чем-то напоминает вазовскую «десятку».

УАЗ «Симбир» или с чего начинался UAZ PatriotДействительно, что-то есть от ВАЗ-2110. Фото: YouTube.com

Спустя некоторое время макет подготовили. Дело было за «малым»: воплотить новый кузов в металле и поставить его на раму от УАЗ-469. Как верно подметил тогда В. Осипов, один из создателей УАЗ-3160 «Симбир» – «вы пытаетесь нарядить старуху в свадебное платье». Тем не менее, дизайн нового автомобиля выглядел для того времени настоящей «революцией». И дело было не только во внешнем виде. Более обтекаемые плавные формы машины уменьшили ее лобовое сопротивление по сравнению с «козликом» на 20 %.

Техническая часть


Она осталась прежней, если говорить, например, о подвеске. Исключение составляет разве что «передок», где рессоры все же заменили на пружины, а тормоза поставили дисковые (помогла компания Lucfs). Плюс, гидроусилитель руля. Все это было для УАЗа «большим шагом вперед».

При аварийном столкновении авто с препятствием рессоры не дают сминаться раме, что противоречит требованиям безопасности. Пружинная подвеска – пропуск к экспорту!

Что касается силового агрегата, то устанавливавшийся на УАЗ-469 УМЗ в 2,45 л и 78 «лошадей» был явно слабоват для данной модели. Впрочем, уже вовсю готовили движок в 2,9 л, развивавший 105 л. с. Разработчики «Симбира» присматривались и к ЗМЗ-406 с шестнадцатью клапанами, выдававшим уже 130 «лошадей». Еще один вариант – создаваемый дизель ЗМЗ-514.

Проще всего, конечно», было поставить подходящий импортный агрегат. Но тогда по цене новый УАЗ приравнялся бы к иномаркам, конкурировать с которыми он явно не в силах. Впервые новый УАЗ-3160 продемонстрировали общественности в 1993-м году. Журналисты писали хвалебные оды машине: оно и понятно – российский автопром в то время как-то не очень баловал народ новинками. Однако специалисты отмечали недостатки, среди которых – узкая колея и чрезмерно короткая база.

Первые «счастливые обладатели»


Новую машину потихоньку запустили в небольшую серию и отправили первым покупателям, которые и стали испытателями модели. Ездить на таком непривычном снаружи и внутри УАЗике, было, конечно, интересно. Но с другой стороны, небрежная сборка, невысокая надежность и сомнительные качества в плане улучшения проходимости отрицательно сказывались на имидже новинки.

Внутри новый УАЗ был «интереснее», чем старый. Фото: YouTube.com

Появлению «Симбира» предшествовал выпуск нескольких усовершенствованных версий УАЗ-469. Например, внедорожник «Барс» (УАЗ-3159), оснащенный силовым агрегатом ЗМЗ-409.

УАЗ-3159 – тоже дальний предшественник UAZ Patriot. Фото: YouTube.com

Он имеет удлиненную колесную базу, расширенную колею и открывающуюся в сторону дверь в корме. Собственно, это дальний «предок» УАЗ-3162.

Усилия ульяновских инженеров не пропали даром


Конструкторам приходилось с трудом преодолевать сопротивление руководства завода. Инженеры предложили удлинить кузов, на что начальство отвечало отказом: мол, только испортите автомобиль. Поэтому «зашли» издалека: сначала удлинили УАЗ-31512, получив УАЗ-3153. И машина оказалась нужной: ее выпустили небольшим тиражом, который быстро разошелся. Признав эксперимент удачным, взялись на УАЗ-3160. Колесная база была удлинена до 2,76 м (увеличение составило 36 см). В итоге:

✅ машина стала вместительнее (до девяти пассажиров)
✅ экстерьер обрел гармоничность
✅ УАЗ перестал прыгать, плавность хода улучшилась, как и управляемость

Модель УАЗ-3160 сходила с конвейера до 2005-го года. Однако стало ясно: интерес покупателей сместился в сторону девятиместной версии – УАЗ-3162. Следующей модернизацией стала комплектация автомобиля широкими мостами, позволившими расширить колею до 1,6 м. Как раз поэтому к «нулевым» на машине поставили расширители арок, которые только улучшили экстерьер.

Модернизации и модификации


Название «Симбир» присвоили как раз модели УАЗ-3162. Из неудачных попыток усовершенствования стоит выделить увеличение высоты крыши – в серию это не годилось: слишком хлопотной оказалась процедура переделку кузова. Также конструкторам «не нравился» устаревший 105-сильный ульяновский нижневальный мотор, созданный на основе агрегата 50-х годов ЗМЗ-21.

Модель 3162 назвали «Симбир». Фото: YouTube.com

На заводе пытались наладить производство УМЗ-249, имевшим ГРМ с цепью, объем в 2,9 л и выдававшим полторы сотни «лошадей». Но до масштабного производства он почему-то не дошел. Поэтому на реализуемые авто ставили ЗМЗ-409, развивавшие 131 л. с.

О дизеле


Он, был, конечно, предпочтительнее бензинового агрегата. Однако ЗМЗ-514, выдававший вполне достаточные 91 л. с. при крутящем моменте 196 Н*м, не удовлетворял ни создателей нового УАЗа, на тем более, покупателей. И дело не в технических параметрах агрегата, а в его надежности, которая была, мягко говоря, слишком далека от идеала. Поэтому очень скоро «Симбир» с дизельным движком из линейки предлагаемых версий убрали. Поэтому на серийных машинах так и остался ЗМЗ-409.

Двигатель ЗМЗ-409. Средняя цена: 150 тыс. руб. Фото: YouTube.com

Подходящий дизельный движок собирали в Нижнем Новгороде. Агрегат ГАЗ-560 в 2,1 л выдавал 95 «лошадей». Его устанавливали на «Газели», «Волги». Однако производство этих моторов как-то не интересовало завод и постепенно оно прекратилось.

Импортные попытки


Появившиеся в огромном количестве тюнинговые компании пытались ставить на УАЗ-3160 движки зарубежного производства. Самым ярким примером можно считать агрегат Toyota в 205 «лошадей». Да, скорость в 155 км/ч и разбег до «сотки» за 14 сек. впечатляли. Однако стоимость авто обескураживала.

Японский движок под капотом УАЗ. Фото: YouTube.com

То же самое можно сказать и о других попытках поставить импортные агрегаты на российский УАЗ: VM Motori из Италии, Andoria из Польши. Машины с этими двигателями просто не покупали.

«Симба»


Очень перспективный проект, представлявший собой минивэн, призванный заменить УАЗ-452 «буханку». А также ряд других машин: бортовой грузовичок, фургон и иные варианты на одном шасси.

Вот такой должна была стать «буханка»! Фото: YouTube.com

Планировалась и его полноприводная версия с блокировкой дифференциала. Но проект почему-то заглох. А жаль...

Итог


Доработанный «Симбир» в конце концов переродился в «Патриот». Но, как уверены конструкторы Ульяновского завода, возможности совершенствования УАЗика неиссякаемы. Остается только ждать, какая модель будет следующей.
А вы что думаете о переходных моделях УАЗ?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....