Летающая лодка Ш-2: первый советский серийный гидроплан
К концу 20-х годов, когда многие в Стране Советов просто не знали, что такое «вертолет», возникла потребность в небольших самолетах, рассчитанных на 2-3 человека и приспособленных к эксплуатации на суше и воде. Подобные воздушные суда нужны были для связи с труднодоступными районами, их снабжения. В гидропланах нуждались охотничьи хозяйства, промышлявшие тюленей, рыболовные артели. В 1928 году за разработку проекта взялся молодой, тогда еще никому не известный авиаинженер Вадим Шавров.
До революции он учился в Институте путей сообщения (г. Санкт-Петербург), однако бурные события 1917-го и последующих лет помешали окончить заведение. По заданию новой власти Шавров в составе экспедиции отправился изыскивать маршруты под ж/д транспорт на Кавказе и в Поволжье. Когда вернулся, продолжил учебу, но уже на факультете воздушного транспорта.
Сейчас это звучит странно, но летающую лодку создавали в сорокаметровой …квартире. Подготовленный проект рассмотрели в Осоавиахиме, одобрили и выделили на разработку опытной машины 4 тыс. руб.
Однако авиазавод «Красный летчик», где трудился Шавров, отказался предоставить цех для создания самолета. В ту пору предприятие занималось серийным производством учебных машин У-2 и свободных площадей просто не было. Все что, смогло руководство – предоставить энтузиастами немецкий движок «Вальтер» мощностью 85 л. с. Выход нашелся: машину стали строить в квартире компаньона Шаврова – Виктора Корвина. Причем она находилась на втором этаже.
К проекту присоединился механик Николай Фунтиков – сосед по коммуналке. Более года ушло на сборку амфибии, а когда она была готова, наружу ее по частям вытащили через балкон.
Собирали амфибию прямо на заводском аэродроме. И вот в июне 1929-го лодка впервые коснулась водной поверхности в Ленинградском гребном порту. Сначала проводили рулежки, первый взлет состоялся 21 числа того же месяца.
Когда испытания на воде закончились, на гидроплан, названную в честь Шаврина Ш-1, поставили шасси и хвостовой костыль. Теперь машина, как ей и положено, поднялась в небо с канала, села на землю и отправилась по этому же маршруту обратно.
Уже осенью 1929-го состоялись государственные испытания, которые лодка выдержала. Однако выявилась проблема: слабый движок. Шаврову предложили переделать самолет-амфибию под выпускаемый тогда серийно мотор М-11, развивавший 100 «лошадей». Молодой конструктор произвел расчеты и выяснил: для этого нужно лишь немного увеличить габариты машины, оставив аэродинамическую схему прежней. В итоге появилась модифицированная модель Ш-2.
Первые испытания Ш-2, оснащенной новым двигателем М-11, прошли осенью 1930-го года. Проверка показала: лодка удовлетворяет необходимым требованиям, готова пойти в серию, но нуждается в небольших доработках.
Его организовали в Таганроге, на заводе № 31, из ворот которого первый Ш-2 выкатили в апреле 1932-го. Всего до 1934-го построили триста экземпляров в разных вариантах.
В распоряжение полярников поступила компактная легкая машина для ледовой разведки, санитарная авиация получила 16 машин, оснащенных специальным отделением под носилки. «Больничный» отсек разработал конструктор Ф. Липгарт. Также выпускались наблюдательные, учебные, почтово-пассажирские версии.
Для пограничников производили модель В-2ВС, оснащенную вооружением. В 50-х выпускалась модель Ш-2 бис с двигателем М-11Л.
В отличие от существовавших тогда амфибий, Шаврин использовал схему полутораплана. Такая конструкция с поплавками в «комплекте» лучше противостояла небольшому волнению на воде. В то время как на бипланы приходилось устанавливать длиннющие пилоны, чтобы машину не перевернуло.
Летающие лодки в то время уже строили в Германии. В России тоже был небольшой опыт, связанный с проектами и прототипами конструктора Григоровича. Кстати, его компоновку гидроплана как раз использовал Шавров. Большинство выпускаемых в мире самолетов амфибий оснащались толкающими винтами. Исключение составляли двухместная Libelle и Delphin производства компании Dornie (Германия). Тянущий винт имел свои плюсы. Во-первых, охлаждал мотор при передвижении по воду на небольшой скорости.
Во-вторых, обеспечивал перемещение центра тяжести машины вперед. Это повышало устойчивость и управляемость гидросамолета, загруженного «под завязку». Именно поэтому Шавров на своей модели применил схему тянущего винта. Еще одно «новшество» –деревянный корпус лодки: рассчитывать на алюминий после Гражданской войны не приходилось. Правда, снаружи корпус обшили фанерой и проклеили тканью. Для обеспечения плавучести внутри лодку разделили на пять отсеков со сливными пробками внизу и люками сверху.
Проектировщики даже предусмотрели удобство транспортировки своего детища: крылья поворачивались вокруг оси лонжерона и складывались. Шасси сделано поднимающимся: процесс обеспечивается посредством тросов и специального механизма, управляемого летчиком. На земле лодка может стоять с поднятыми и зафиксированными колесами, опираясь на днище. Основные технические данные Ш-2:
✅ размах крыльев, длина – 13 и 8,2 метров
✅ наибольший вес при взлете – 937 кг
✅ двигатель М-11 в 100 л. с.
✅ скорость – до 140 км/ч
✅ высота и максимальная дальность – 3,85 и 1300 км
Экипаж состоял из одного пилота. В лодку моги еще сесть три пассажира. В базовом варианте изначально была открытая кабина (закрытая – только в санитарной версии).
К осени 1939-го летающие лодки постепенно выводили из эксплуатации из-за окончания их ресурса. Однако с началом войны с финами остро возникла потребность в подобных машинах: театр военных действий изобиловал водоемами. В итоге руководство ГУ ГВФ решило начать восстановление списанных самолетов.
Ш-2 была настолько проста по конструкции и дешева в производстве (У-2 был сложнее и дороже), что это не составило особого труда. Амфибию попутно модернизировали, установив на нее мотор М-11Д. До 22 июня 1941 года собрали полсотни машин.
В войну завод эвакуировали в Иркутск, где до 1945 года произвели 150 новых самолетов, восстановили 286 старых и поврежденных машин. Далее производство не свернули – амфибию выпускали крупными «тиражами». В 1951-м провели модернизацию:
✅ устанавливали другие силовые агрегаты – М-11Л и М-11К по 115 и 125 л. с.
✅ появилась система старта при помощи пневматики
✅ смонтировали триммеры, размещенные на высотных рулях
✅ кабину сделали закрытой
В таком виде самолет-амфибия успешно эксплуатировался на водоемах Сибири и Каспийском море вплоть до 1964 года (последняя амфибия сошла с конвейера в 1952-м).
Сколько точно выпустили летающих лодок Шаврина установить невозможно, но по сохранившимся данным их число может быть в диапазоне от 700 до 1200 единиц техники. На сегодня сохранившиеся амфибии в РФ можно увидеть в музее Арктики и Антарктики (г. Санкт-Петербург).
Действующая копия есть в г. Урай (Ханты-Мансийский край): машина демонстрировалась на авиашоу МАКС-95 и 97.
До революции он учился в Институте путей сообщения (г. Санкт-Петербург), однако бурные события 1917-го и последующих лет помешали окончить заведение. По заданию новой власти Шавров в составе экспедиции отправился изыскивать маршруты под ж/д транспорт на Кавказе и в Поволжье. Когда вернулся, продолжил учебу, но уже на факультете воздушного транспорта.
Как строили амфибию
Сейчас это звучит странно, но летающую лодку создавали в сорокаметровой …квартире. Подготовленный проект рассмотрели в Осоавиахиме, одобрили и выделили на разработку опытной машины 4 тыс. руб.
Эскиз будущей лодки. Фото: YouTube.com
Однако авиазавод «Красный летчик», где трудился Шавров, отказался предоставить цех для создания самолета. В ту пору предприятие занималось серийным производством учебных машин У-2 и свободных площадей просто не было. Все что, смогло руководство – предоставить энтузиастами немецкий движок «Вальтер» мощностью 85 л. с. Выход нашелся: машину стали строить в квартире компаньона Шаврова – Виктора Корвина. Причем она находилась на втором этаже.
Каркас делали из дерева. Фото: YouTube.com
К проекту присоединился механик Николай Фунтиков – сосед по коммуналке. Более года ушло на сборку амфибии, а когда она была готова, наружу ее по частям вытащили через балкон.
Испытания и полеты
Собирали амфибию прямо на заводском аэродроме. И вот в июне 1929-го лодка впервые коснулась водной поверхности в Ленинградском гребном порту. Сначала проводили рулежки, первый взлет состоялся 21 числа того же месяца.
Проверки машины на воде. Фото: YouTube.com
Когда испытания на воде закончились, на гидроплан, названную в честь Шаврина Ш-1, поставили шасси и хвостовой костыль. Теперь машина, как ей и положено, поднялась в небо с канала, села на землю и отправилась по этому же маршруту обратно.
Создатели амфибии с летчиком-испытателем. Фото: YouTube.com
Уже осенью 1929-го состоялись государственные испытания, которые лодка выдержала. Однако выявилась проблема: слабый движок. Шаврову предложили переделать самолет-амфибию под выпускаемый тогда серийно мотор М-11, развивавший 100 «лошадей». Молодой конструктор произвел расчеты и выяснил: для этого нужно лишь немного увеличить габариты машины, оставив аэродинамическую схему прежней. В итоге появилась модифицированная модель Ш-2.
Амфибия в сборочном цехе, уже с серийным мотором. Фото: YouTube.com
Первые испытания Ш-2, оснащенной новым двигателем М-11, прошли осенью 1930-го года. Проверка показала: лодка удовлетворяет необходимым требованиям, готова пойти в серию, но нуждается в небольших доработках.
Промышленное производство и модификации
Его организовали в Таганроге, на заводе № 31, из ворот которого первый Ш-2 выкатили в апреле 1932-го. Всего до 1934-го построили триста экземпляров в разных вариантах.
На погибшем ледоколе «Челюскин находилась Ш-2, которую удалось спасти. Впоследствии на ней перелетели со льдины, где расположился лагерь, в Ванкарем и участвовали в эвакуации экипажа, пассажиров утонувшего судна.
В распоряжение полярников поступила компактная легкая машина для ледовой разведки, санитарная авиация получила 16 машин, оснащенных специальным отделением под носилки. «Больничный» отсек разработал конструктор Ф. Липгарт. Также выпускались наблюдательные, учебные, почтово-пассажирские версии.
Санитарная версия (видна закрытая кабина). Фото: YouTube.com
Для пограничников производили модель В-2ВС, оснащенную вооружением. В 50-х выпускалась модель Ш-2 бис с двигателем М-11Л.
Особенности конструкции
В отличие от существовавших тогда амфибий, Шаврин использовал схему полутораплана. Такая конструкция с поплавками в «комплекте» лучше противостояла небольшому волнению на воде. В то время как на бипланы приходилось устанавливать длиннющие пилоны, чтобы машину не перевернуло.
О винте
Летающие лодки в то время уже строили в Германии. В России тоже был небольшой опыт, связанный с проектами и прототипами конструктора Григоровича. Кстати, его компоновку гидроплана как раз использовал Шавров. Большинство выпускаемых в мире самолетов амфибий оснащались толкающими винтами. Исключение составляли двухместная Libelle и Delphin производства компании Dornie (Германия). Тянущий винт имел свои плюсы. Во-первых, охлаждал мотор при передвижении по воду на небольшой скорости.
Тянущий винт лучше, чем толкающий. Фото: YouTube.com
Во-вторых, обеспечивал перемещение центра тяжести машины вперед. Это повышало устойчивость и управляемость гидросамолета, загруженного «под завязку». Именно поэтому Шавров на своей модели применил схему тянущего винта. Еще одно «новшество» –деревянный корпус лодки: рассчитывать на алюминий после Гражданской войны не приходилось. Правда, снаружи корпус обшили фанерой и проклеили тканью. Для обеспечения плавучести внутри лодку разделили на пять отсеков со сливными пробками внизу и люками сверху.
Собранную лодку отгружают заказчику. Фото: YouTube.com
Проектировщики даже предусмотрели удобство транспортировки своего детища: крылья поворачивались вокруг оси лонжерона и складывались. Шасси сделано поднимающимся: процесс обеспечивается посредством тросов и специального механизма, управляемого летчиком. На земле лодка может стоять с поднятыми и зафиксированными колесами, опираясь на днище. Основные технические данные Ш-2:
✅ размах крыльев, длина – 13 и 8,2 метров
✅ наибольший вес при взлете – 937 кг
✅ двигатель М-11 в 100 л. с.
✅ скорость – до 140 км/ч
✅ высота и максимальная дальность – 3,85 и 1300 км
Экипаж состоял из одного пилота. В лодку моги еще сесть три пассажира. В базовом варианте изначально была открытая кабина (закрытая – только в санитарной версии).
Производство закончилось – да здравствует производство!
К осени 1939-го летающие лодки постепенно выводили из эксплуатации из-за окончания их ресурса. Однако с началом войны с финами остро возникла потребность в подобных машинах: театр военных действий изобиловал водоемами. В итоге руководство ГУ ГВФ решило начать восстановление списанных самолетов.
Восстановить лодку не составляло особого труда. Фото: YouTube.com
Ш-2 была настолько проста по конструкции и дешева в производстве (У-2 был сложнее и дороже), что это не составило особого труда. Амфибию попутно модернизировали, установив на нее мотор М-11Д. До 22 июня 1941 года собрали полсотни машин.
Дальнейшая судьба Ш-2
В войну завод эвакуировали в Иркутск, где до 1945 года произвели 150 новых самолетов, восстановили 286 старых и поврежденных машин. Далее производство не свернули – амфибию выпускали крупными «тиражами». В 1951-м провели модернизацию:
✅ устанавливали другие силовые агрегаты – М-11Л и М-11К по 115 и 125 л. с.
✅ появилась система старта при помощи пневматики
✅ смонтировали триммеры, размещенные на высотных рулях
✅ кабину сделали закрытой
В таком виде самолет-амфибия успешно эксплуатировался на водоемах Сибири и Каспийском море вплоть до 1964 года (последняя амфибия сошла с конвейера в 1952-м).
Резюме
Сколько точно выпустили летающих лодок Шаврина установить невозможно, но по сохранившимся данным их число может быть в диапазоне от 700 до 1200 единиц техники. На сегодня сохранившиеся амфибии в РФ можно увидеть в музее Арктики и Антарктики (г. Санкт-Петербург).
Ш-2 в одном из музеев. Фото: YouTube.com
Действующая копия есть в г. Урай (Ханты-Мансийский край): машина демонстрировалась на авиашоу МАКС-95 и 97.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...