Летающая лодка Ш-2: первый советский серийный гидроплан
К концу 20-х годов, когда многие в Стране Советов просто не знали, что такое «вертолет», возникла потребность в небольших самолетах, рассчитанных на 2-3 человека и приспособленных к эксплуатации на суше и воде. Подобные воздушные суда нужны были для связи с труднодоступными районами, их снабжения. В гидропланах нуждались охотничьи хозяйства, промышлявшие тюленей, рыболовные артели. В 1928 году за разработку проекта взялся молодой, тогда еще никому не известный авиаинженер Вадим Шавров.
До революции он учился в Институте путей сообщения (г. Санкт-Петербург), однако бурные события 1917-го и последующих лет помешали окончить заведение. По заданию новой власти Шавров в составе экспедиции отправился изыскивать маршруты под ж/д транспорт на Кавказе и в Поволжье. Когда вернулся, продолжил учебу, но уже на факультете воздушного транспорта.
Сейчас это звучит странно, но летающую лодку создавали в сорокаметровой …квартире. Подготовленный проект рассмотрели в Осоавиахиме, одобрили и выделили на разработку опытной машины 4 тыс. руб.
Однако авиазавод «Красный летчик», где трудился Шавров, отказался предоставить цех для создания самолета. В ту пору предприятие занималось серийным производством учебных машин У-2 и свободных площадей просто не было. Все что, смогло руководство – предоставить энтузиастами немецкий движок «Вальтер» мощностью 85 л. с. Выход нашелся: машину стали строить в квартире компаньона Шаврова – Виктора Корвина. Причем она находилась на втором этаже.
К проекту присоединился механик Николай Фунтиков – сосед по коммуналке. Более года ушло на сборку амфибии, а когда она была готова, наружу ее по частям вытащили через балкон.
Собирали амфибию прямо на заводском аэродроме. И вот в июне 1929-го лодка впервые коснулась водной поверхности в Ленинградском гребном порту. Сначала проводили рулежки, первый взлет состоялся 21 числа того же месяца.
Когда испытания на воде закончились, на гидроплан, названную в честь Шаврина Ш-1, поставили шасси и хвостовой костыль. Теперь машина, как ей и положено, поднялась в небо с канала, села на землю и отправилась по этому же маршруту обратно.
Уже осенью 1929-го состоялись государственные испытания, которые лодка выдержала. Однако выявилась проблема: слабый движок. Шаврову предложили переделать самолет-амфибию под выпускаемый тогда серийно мотор М-11, развивавший 100 «лошадей». Молодой конструктор произвел расчеты и выяснил: для этого нужно лишь немного увеличить габариты машины, оставив аэродинамическую схему прежней. В итоге появилась модифицированная модель Ш-2.
Первые испытания Ш-2, оснащенной новым двигателем М-11, прошли осенью 1930-го года. Проверка показала: лодка удовлетворяет необходимым требованиям, готова пойти в серию, но нуждается в небольших доработках.
Его организовали в Таганроге, на заводе № 31, из ворот которого первый Ш-2 выкатили в апреле 1932-го. Всего до 1934-го построили триста экземпляров в разных вариантах.
В распоряжение полярников поступила компактная легкая машина для ледовой разведки, санитарная авиация получила 16 машин, оснащенных специальным отделением под носилки. «Больничный» отсек разработал конструктор Ф. Липгарт. Также выпускались наблюдательные, учебные, почтово-пассажирские версии.
Для пограничников производили модель В-2ВС, оснащенную вооружением. В 50-х выпускалась модель Ш-2 бис с двигателем М-11Л.
В отличие от существовавших тогда амфибий, Шаврин использовал схему полутораплана. Такая конструкция с поплавками в «комплекте» лучше противостояла небольшому волнению на воде. В то время как на бипланы приходилось устанавливать длиннющие пилоны, чтобы машину не перевернуло.
Летающие лодки в то время уже строили в Германии. В России тоже был небольшой опыт, связанный с проектами и прототипами конструктора Григоровича. Кстати, его компоновку гидроплана как раз использовал Шавров. Большинство выпускаемых в мире самолетов амфибий оснащались толкающими винтами. Исключение составляли двухместная Libelle и Delphin производства компании Dornie (Германия). Тянущий винт имел свои плюсы. Во-первых, охлаждал мотор при передвижении по воду на небольшой скорости.
Во-вторых, обеспечивал перемещение центра тяжести машины вперед. Это повышало устойчивость и управляемость гидросамолета, загруженного «под завязку». Именно поэтому Шавров на своей модели применил схему тянущего винта. Еще одно «новшество» –деревянный корпус лодки: рассчитывать на алюминий после Гражданской войны не приходилось. Правда, снаружи корпус обшили фанерой и проклеили тканью. Для обеспечения плавучести внутри лодку разделили на пять отсеков со сливными пробками внизу и люками сверху.
Проектировщики даже предусмотрели удобство транспортировки своего детища: крылья поворачивались вокруг оси лонжерона и складывались. Шасси сделано поднимающимся: процесс обеспечивается посредством тросов и специального механизма, управляемого летчиком. На земле лодка может стоять с поднятыми и зафиксированными колесами, опираясь на днище. Основные технические данные Ш-2:
✅ размах крыльев, длина – 13 и 8,2 метров
✅ наибольший вес при взлете – 937 кг
✅ двигатель М-11 в 100 л. с.
✅ скорость – до 140 км/ч
✅ высота и максимальная дальность – 3,85 и 1300 км
Экипаж состоял из одного пилота. В лодку моги еще сесть три пассажира. В базовом варианте изначально была открытая кабина (закрытая – только в санитарной версии).
К осени 1939-го летающие лодки постепенно выводили из эксплуатации из-за окончания их ресурса. Однако с началом войны с финами остро возникла потребность в подобных машинах: театр военных действий изобиловал водоемами. В итоге руководство ГУ ГВФ решило начать восстановление списанных самолетов.
Ш-2 была настолько проста по конструкции и дешева в производстве (У-2 был сложнее и дороже), что это не составило особого труда. Амфибию попутно модернизировали, установив на нее мотор М-11Д. До 22 июня 1941 года собрали полсотни машин.
В войну завод эвакуировали в Иркутск, где до 1945 года произвели 150 новых самолетов, восстановили 286 старых и поврежденных машин. Далее производство не свернули – амфибию выпускали крупными «тиражами». В 1951-м провели модернизацию:
✅ устанавливали другие силовые агрегаты – М-11Л и М-11К по 115 и 125 л. с.
✅ появилась система старта при помощи пневматики
✅ смонтировали триммеры, размещенные на высотных рулях
✅ кабину сделали закрытой
В таком виде самолет-амфибия успешно эксплуатировался на водоемах Сибири и Каспийском море вплоть до 1964 года (последняя амфибия сошла с конвейера в 1952-м).
Сколько точно выпустили летающих лодок Шаврина установить невозможно, но по сохранившимся данным их число может быть в диапазоне от 700 до 1200 единиц техники. На сегодня сохранившиеся амфибии в РФ можно увидеть в музее Арктики и Антарктики (г. Санкт-Петербург).
Действующая копия есть в г. Урай (Ханты-Мансийский край): машина демонстрировалась на авиашоу МАКС-95 и 97.
До революции он учился в Институте путей сообщения (г. Санкт-Петербург), однако бурные события 1917-го и последующих лет помешали окончить заведение. По заданию новой власти Шавров в составе экспедиции отправился изыскивать маршруты под ж/д транспорт на Кавказе и в Поволжье. Когда вернулся, продолжил учебу, но уже на факультете воздушного транспорта.
Как строили амфибию
Сейчас это звучит странно, но летающую лодку создавали в сорокаметровой …квартире. Подготовленный проект рассмотрели в Осоавиахиме, одобрили и выделили на разработку опытной машины 4 тыс. руб.
Эскиз будущей лодки. Фото: YouTube.com
Однако авиазавод «Красный летчик», где трудился Шавров, отказался предоставить цех для создания самолета. В ту пору предприятие занималось серийным производством учебных машин У-2 и свободных площадей просто не было. Все что, смогло руководство – предоставить энтузиастами немецкий движок «Вальтер» мощностью 85 л. с. Выход нашелся: машину стали строить в квартире компаньона Шаврова – Виктора Корвина. Причем она находилась на втором этаже.
Каркас делали из дерева. Фото: YouTube.com
К проекту присоединился механик Николай Фунтиков – сосед по коммуналке. Более года ушло на сборку амфибии, а когда она была готова, наружу ее по частям вытащили через балкон.
Испытания и полеты
Собирали амфибию прямо на заводском аэродроме. И вот в июне 1929-го лодка впервые коснулась водной поверхности в Ленинградском гребном порту. Сначала проводили рулежки, первый взлет состоялся 21 числа того же месяца.
Проверки машины на воде. Фото: YouTube.com
Когда испытания на воде закончились, на гидроплан, названную в честь Шаврина Ш-1, поставили шасси и хвостовой костыль. Теперь машина, как ей и положено, поднялась в небо с канала, села на землю и отправилась по этому же маршруту обратно.
Создатели амфибии с летчиком-испытателем. Фото: YouTube.com
Уже осенью 1929-го состоялись государственные испытания, которые лодка выдержала. Однако выявилась проблема: слабый движок. Шаврову предложили переделать самолет-амфибию под выпускаемый тогда серийно мотор М-11, развивавший 100 «лошадей». Молодой конструктор произвел расчеты и выяснил: для этого нужно лишь немного увеличить габариты машины, оставив аэродинамическую схему прежней. В итоге появилась модифицированная модель Ш-2.
Амфибия в сборочном цехе, уже с серийным мотором. Фото: YouTube.com
Первые испытания Ш-2, оснащенной новым двигателем М-11, прошли осенью 1930-го года. Проверка показала: лодка удовлетворяет необходимым требованиям, готова пойти в серию, но нуждается в небольших доработках.
Промышленное производство и модификации
Его организовали в Таганроге, на заводе № 31, из ворот которого первый Ш-2 выкатили в апреле 1932-го. Всего до 1934-го построили триста экземпляров в разных вариантах.
На погибшем ледоколе «Челюскин находилась Ш-2, которую удалось спасти. Впоследствии на ней перелетели со льдины, где расположился лагерь, в Ванкарем и участвовали в эвакуации экипажа, пассажиров утонувшего судна.
В распоряжение полярников поступила компактная легкая машина для ледовой разведки, санитарная авиация получила 16 машин, оснащенных специальным отделением под носилки. «Больничный» отсек разработал конструктор Ф. Липгарт. Также выпускались наблюдательные, учебные, почтово-пассажирские версии.
Санитарная версия (видна закрытая кабина). Фото: YouTube.com
Для пограничников производили модель В-2ВС, оснащенную вооружением. В 50-х выпускалась модель Ш-2 бис с двигателем М-11Л.
Особенности конструкции
В отличие от существовавших тогда амфибий, Шаврин использовал схему полутораплана. Такая конструкция с поплавками в «комплекте» лучше противостояла небольшому волнению на воде. В то время как на бипланы приходилось устанавливать длиннющие пилоны, чтобы машину не перевернуло.
О винте
Летающие лодки в то время уже строили в Германии. В России тоже был небольшой опыт, связанный с проектами и прототипами конструктора Григоровича. Кстати, его компоновку гидроплана как раз использовал Шавров. Большинство выпускаемых в мире самолетов амфибий оснащались толкающими винтами. Исключение составляли двухместная Libelle и Delphin производства компании Dornie (Германия). Тянущий винт имел свои плюсы. Во-первых, охлаждал мотор при передвижении по воду на небольшой скорости.
Тянущий винт лучше, чем толкающий. Фото: YouTube.com
Во-вторых, обеспечивал перемещение центра тяжести машины вперед. Это повышало устойчивость и управляемость гидросамолета, загруженного «под завязку». Именно поэтому Шавров на своей модели применил схему тянущего винта. Еще одно «новшество» –деревянный корпус лодки: рассчитывать на алюминий после Гражданской войны не приходилось. Правда, снаружи корпус обшили фанерой и проклеили тканью. Для обеспечения плавучести внутри лодку разделили на пять отсеков со сливными пробками внизу и люками сверху.
Собранную лодку отгружают заказчику. Фото: YouTube.com
Проектировщики даже предусмотрели удобство транспортировки своего детища: крылья поворачивались вокруг оси лонжерона и складывались. Шасси сделано поднимающимся: процесс обеспечивается посредством тросов и специального механизма, управляемого летчиком. На земле лодка может стоять с поднятыми и зафиксированными колесами, опираясь на днище. Основные технические данные Ш-2:
✅ размах крыльев, длина – 13 и 8,2 метров
✅ наибольший вес при взлете – 937 кг
✅ двигатель М-11 в 100 л. с.
✅ скорость – до 140 км/ч
✅ высота и максимальная дальность – 3,85 и 1300 км
Экипаж состоял из одного пилота. В лодку моги еще сесть три пассажира. В базовом варианте изначально была открытая кабина (закрытая – только в санитарной версии).
Производство закончилось – да здравствует производство!
К осени 1939-го летающие лодки постепенно выводили из эксплуатации из-за окончания их ресурса. Однако с началом войны с финами остро возникла потребность в подобных машинах: театр военных действий изобиловал водоемами. В итоге руководство ГУ ГВФ решило начать восстановление списанных самолетов.
Восстановить лодку не составляло особого труда. Фото: YouTube.com
Ш-2 была настолько проста по конструкции и дешева в производстве (У-2 был сложнее и дороже), что это не составило особого труда. Амфибию попутно модернизировали, установив на нее мотор М-11Д. До 22 июня 1941 года собрали полсотни машин.
Дальнейшая судьба Ш-2
В войну завод эвакуировали в Иркутск, где до 1945 года произвели 150 новых самолетов, восстановили 286 старых и поврежденных машин. Далее производство не свернули – амфибию выпускали крупными «тиражами». В 1951-м провели модернизацию:
✅ устанавливали другие силовые агрегаты – М-11Л и М-11К по 115 и 125 л. с.
✅ появилась система старта при помощи пневматики
✅ смонтировали триммеры, размещенные на высотных рулях
✅ кабину сделали закрытой
В таком виде самолет-амфибия успешно эксплуатировался на водоемах Сибири и Каспийском море вплоть до 1964 года (последняя амфибия сошла с конвейера в 1952-м).
Резюме
Сколько точно выпустили летающих лодок Шаврина установить невозможно, но по сохранившимся данным их число может быть в диапазоне от 700 до 1200 единиц техники. На сегодня сохранившиеся амфибии в РФ можно увидеть в музее Арктики и Антарктики (г. Санкт-Петербург).
Ш-2 в одном из музеев. Фото: YouTube.com
Действующая копия есть в г. Урай (Ханты-Мансийский край): машина демонстрировалась на авиашоу МАКС-95 и 97.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...