
Летающая лодка Ш-2: первый советский серийный гидроплан
К концу 20-х годов, когда многие в Стране Советов просто не знали, что такое «вертолет», возникла потребность в небольших самолетах, рассчитанных на 2-3 человека и приспособленных к эксплуатации на суше и воде. Подобные воздушные суда нужны были для связи с труднодоступными районами, их снабжения. В гидропланах нуждались охотничьи хозяйства, промышлявшие тюленей, рыболовные артели. В 1928 году за разработку проекта взялся молодой, тогда еще никому не известный авиаинженер Вадим Шавров.
До революции он учился в Институте путей сообщения (г. Санкт-Петербург), однако бурные события 1917-го и последующих лет помешали окончить заведение. По заданию новой власти Шавров в составе экспедиции отправился изыскивать маршруты под ж/д транспорт на Кавказе и в Поволжье. Когда вернулся, продолжил учебу, но уже на факультете воздушного транспорта.
Сейчас это звучит странно, но летающую лодку создавали в сорокаметровой …квартире. Подготовленный проект рассмотрели в Осоавиахиме, одобрили и выделили на разработку опытной машины 4 тыс. руб.
Эскиз будущей лодки. Фото: YouTube.com
Однако авиазавод «Красный летчик», где трудился Шавров, отказался предоставить цех для создания самолета. В ту пору предприятие занималось серийным производством учебных машин У-2 и свободных площадей просто не было. Все что, смогло руководство – предоставить энтузиастами немецкий движок «Вальтер» мощностью 85 л. с. Выход нашелся: машину стали строить в квартире компаньона Шаврова – Виктора Корвина. Причем она находилась на втором этаже.
Каркас делали из дерева. Фото: YouTube.com
К проекту присоединился механик Николай Фунтиков – сосед по коммуналке. Более года ушло на сборку амфибии, а когда она была готова, наружу ее по частям вытащили через балкон.
Собирали амфибию прямо на заводском аэродроме. И вот в июне 1929-го лодка впервые коснулась водной поверхности в Ленинградском гребном порту. Сначала проводили рулежки, первый взлет состоялся 21 числа того же месяца.
Проверки машины на воде. Фото: YouTube.com
Когда испытания на воде закончились, на гидроплан, названную в честь Шаврина Ш-1, поставили шасси и хвостовой костыль. Теперь машина, как ей и положено, поднялась в небо с канала, села на землю и отправилась по этому же маршруту обратно.
Создатели амфибии с летчиком-испытателем. Фото: YouTube.com
Уже осенью 1929-го состоялись государственные испытания, которые лодка выдержала. Однако выявилась проблема: слабый движок. Шаврову предложили переделать самолет-амфибию под выпускаемый тогда серийно мотор М-11, развивавший 100 «лошадей». Молодой конструктор произвел расчеты и выяснил: для этого нужно лишь немного увеличить габариты машины, оставив аэродинамическую схему прежней. В итоге появилась модифицированная модель Ш-2.
Амфибия в сборочном цехе, уже с серийным мотором. Фото: YouTube.com
Первые испытания Ш-2, оснащенной новым двигателем М-11, прошли осенью 1930-го года. Проверка показала: лодка удовлетворяет необходимым требованиям, готова пойти в серию, но нуждается в небольших доработках.
Его организовали в Таганроге, на заводе № 31, из ворот которого первый Ш-2 выкатили в апреле 1932-го. Всего до 1934-го построили триста экземпляров в разных вариантах.
В распоряжение полярников поступила компактная легкая машина для ледовой разведки, санитарная авиация получила 16 машин, оснащенных специальным отделением под носилки. «Больничный» отсек разработал конструктор Ф. Липгарт. Также выпускались наблюдательные, учебные, почтово-пассажирские версии.
Санитарная версия (видна закрытая кабина). Фото: YouTube.com
Для пограничников производили модель В-2ВС, оснащенную вооружением. В 50-х выпускалась модель Ш-2 бис с двигателем М-11Л.
В отличие от существовавших тогда амфибий, Шаврин использовал схему полутораплана. Такая конструкция с поплавками в «комплекте» лучше противостояла небольшому волнению на воде. В то время как на бипланы приходилось устанавливать длиннющие пилоны, чтобы машину не перевернуло.
Летающие лодки в то время уже строили в Германии. В России тоже был небольшой опыт, связанный с проектами и прототипами конструктора Григоровича. Кстати, его компоновку гидроплана как раз использовал Шавров. Большинство выпускаемых в мире самолетов амфибий оснащались толкающими винтами. Исключение составляли двухместная Libelle и Delphin производства компании Dornie (Германия). Тянущий винт имел свои плюсы. Во-первых, охлаждал мотор при передвижении по воду на небольшой скорости.
Тянущий винт лучше, чем толкающий. Фото: YouTube.com
Во-вторых, обеспечивал перемещение центра тяжести машины вперед. Это повышало устойчивость и управляемость гидросамолета, загруженного «под завязку». Именно поэтому Шавров на своей модели применил схему тянущего винта. Еще одно «новшество» –деревянный корпус лодки: рассчитывать на алюминий после Гражданской войны не приходилось. Правда, снаружи корпус обшили фанерой и проклеили тканью. Для обеспечения плавучести внутри лодку разделили на пять отсеков со сливными пробками внизу и люками сверху.
Собранную лодку отгружают заказчику. Фото: YouTube.com
Проектировщики даже предусмотрели удобство транспортировки своего детища: крылья поворачивались вокруг оси лонжерона и складывались. Шасси сделано поднимающимся: процесс обеспечивается посредством тросов и специального механизма, управляемого летчиком. На земле лодка может стоять с поднятыми и зафиксированными колесами, опираясь на днище. Основные технические данные Ш-2:
✅ размах крыльев, длина – 13 и 8,2 метров
✅ наибольший вес при взлете – 937 кг
✅ двигатель М-11 в 100 л. с.
✅ скорость – до 140 км/ч
✅ высота и максимальная дальность – 3,85 и 1300 км
Экипаж состоял из одного пилота. В лодку моги еще сесть три пассажира. В базовом варианте изначально была открытая кабина (закрытая – только в санитарной версии).
К осени 1939-го летающие лодки постепенно выводили из эксплуатации из-за окончания их ресурса. Однако с началом войны с финами остро возникла потребность в подобных машинах: театр военных действий изобиловал водоемами. В итоге руководство ГУ ГВФ решило начать восстановление списанных самолетов.
Восстановить лодку не составляло особого труда. Фото: YouTube.com
Ш-2 была настолько проста по конструкции и дешева в производстве (У-2 был сложнее и дороже), что это не составило особого труда. Амфибию попутно модернизировали, установив на нее мотор М-11Д. До 22 июня 1941 года собрали полсотни машин.
В войну завод эвакуировали в Иркутск, где до 1945 года произвели 150 новых самолетов, восстановили 286 старых и поврежденных машин. Далее производство не свернули – амфибию выпускали крупными «тиражами». В 1951-м провели модернизацию:
✅ устанавливали другие силовые агрегаты – М-11Л и М-11К по 115 и 125 л. с.
✅ появилась система старта при помощи пневматики
✅ смонтировали триммеры, размещенные на высотных рулях
✅ кабину сделали закрытой
В таком виде самолет-амфибия успешно эксплуатировался на водоемах Сибири и Каспийском море вплоть до 1964 года (последняя амфибия сошла с конвейера в 1952-м).
Сколько точно выпустили летающих лодок Шаврина установить невозможно, но по сохранившимся данным их число может быть в диапазоне от 700 до 1200 единиц техники. На сегодня сохранившиеся амфибии в РФ можно увидеть в музее Арктики и Антарктики (г. Санкт-Петербург).
Ш-2 в одном из музеев. Фото: YouTube.com
Действующая копия есть в г. Урай (Ханты-Мансийский край): машина демонстрировалась на авиашоу МАКС-95 и 97.
До революции он учился в Институте путей сообщения (г. Санкт-Петербург), однако бурные события 1917-го и последующих лет помешали окончить заведение. По заданию новой власти Шавров в составе экспедиции отправился изыскивать маршруты под ж/д транспорт на Кавказе и в Поволжье. Когда вернулся, продолжил учебу, но уже на факультете воздушного транспорта.
Как строили амфибию
Сейчас это звучит странно, но летающую лодку создавали в сорокаметровой …квартире. Подготовленный проект рассмотрели в Осоавиахиме, одобрили и выделили на разработку опытной машины 4 тыс. руб.

Однако авиазавод «Красный летчик», где трудился Шавров, отказался предоставить цех для создания самолета. В ту пору предприятие занималось серийным производством учебных машин У-2 и свободных площадей просто не было. Все что, смогло руководство – предоставить энтузиастами немецкий движок «Вальтер» мощностью 85 л. с. Выход нашелся: машину стали строить в квартире компаньона Шаврова – Виктора Корвина. Причем она находилась на втором этаже.

К проекту присоединился механик Николай Фунтиков – сосед по коммуналке. Более года ушло на сборку амфибии, а когда она была готова, наружу ее по частям вытащили через балкон.
Испытания и полеты
Собирали амфибию прямо на заводском аэродроме. И вот в июне 1929-го лодка впервые коснулась водной поверхности в Ленинградском гребном порту. Сначала проводили рулежки, первый взлет состоялся 21 числа того же месяца.

Когда испытания на воде закончились, на гидроплан, названную в честь Шаврина Ш-1, поставили шасси и хвостовой костыль. Теперь машина, как ей и положено, поднялась в небо с канала, села на землю и отправилась по этому же маршруту обратно.

Уже осенью 1929-го состоялись государственные испытания, которые лодка выдержала. Однако выявилась проблема: слабый движок. Шаврову предложили переделать самолет-амфибию под выпускаемый тогда серийно мотор М-11, развивавший 100 «лошадей». Молодой конструктор произвел расчеты и выяснил: для этого нужно лишь немного увеличить габариты машины, оставив аэродинамическую схему прежней. В итоге появилась модифицированная модель Ш-2.

Первые испытания Ш-2, оснащенной новым двигателем М-11, прошли осенью 1930-го года. Проверка показала: лодка удовлетворяет необходимым требованиям, готова пойти в серию, но нуждается в небольших доработках.
Промышленное производство и модификации
Его организовали в Таганроге, на заводе № 31, из ворот которого первый Ш-2 выкатили в апреле 1932-го. Всего до 1934-го построили триста экземпляров в разных вариантах.
На погибшем ледоколе «Челюскин находилась Ш-2, которую удалось спасти. Впоследствии на ней перелетели со льдины, где расположился лагерь, в Ванкарем и участвовали в эвакуации экипажа, пассажиров утонувшего судна.
В распоряжение полярников поступила компактная легкая машина для ледовой разведки, санитарная авиация получила 16 машин, оснащенных специальным отделением под носилки. «Больничный» отсек разработал конструктор Ф. Липгарт. Также выпускались наблюдательные, учебные, почтово-пассажирские версии.

Для пограничников производили модель В-2ВС, оснащенную вооружением. В 50-х выпускалась модель Ш-2 бис с двигателем М-11Л.
Особенности конструкции
В отличие от существовавших тогда амфибий, Шаврин использовал схему полутораплана. Такая конструкция с поплавками в «комплекте» лучше противостояла небольшому волнению на воде. В то время как на бипланы приходилось устанавливать длиннющие пилоны, чтобы машину не перевернуло.
О винте
Летающие лодки в то время уже строили в Германии. В России тоже был небольшой опыт, связанный с проектами и прототипами конструктора Григоровича. Кстати, его компоновку гидроплана как раз использовал Шавров. Большинство выпускаемых в мире самолетов амфибий оснащались толкающими винтами. Исключение составляли двухместная Libelle и Delphin производства компании Dornie (Германия). Тянущий винт имел свои плюсы. Во-первых, охлаждал мотор при передвижении по воду на небольшой скорости.

Во-вторых, обеспечивал перемещение центра тяжести машины вперед. Это повышало устойчивость и управляемость гидросамолета, загруженного «под завязку». Именно поэтому Шавров на своей модели применил схему тянущего винта. Еще одно «новшество» –деревянный корпус лодки: рассчитывать на алюминий после Гражданской войны не приходилось. Правда, снаружи корпус обшили фанерой и проклеили тканью. Для обеспечения плавучести внутри лодку разделили на пять отсеков со сливными пробками внизу и люками сверху.

Проектировщики даже предусмотрели удобство транспортировки своего детища: крылья поворачивались вокруг оси лонжерона и складывались. Шасси сделано поднимающимся: процесс обеспечивается посредством тросов и специального механизма, управляемого летчиком. На земле лодка может стоять с поднятыми и зафиксированными колесами, опираясь на днище. Основные технические данные Ш-2:
✅ размах крыльев, длина – 13 и 8,2 метров
✅ наибольший вес при взлете – 937 кг
✅ двигатель М-11 в 100 л. с.
✅ скорость – до 140 км/ч
✅ высота и максимальная дальность – 3,85 и 1300 км
Экипаж состоял из одного пилота. В лодку моги еще сесть три пассажира. В базовом варианте изначально была открытая кабина (закрытая – только в санитарной версии).
Производство закончилось – да здравствует производство!
К осени 1939-го летающие лодки постепенно выводили из эксплуатации из-за окончания их ресурса. Однако с началом войны с финами остро возникла потребность в подобных машинах: театр военных действий изобиловал водоемами. В итоге руководство ГУ ГВФ решило начать восстановление списанных самолетов.

Ш-2 была настолько проста по конструкции и дешева в производстве (У-2 был сложнее и дороже), что это не составило особого труда. Амфибию попутно модернизировали, установив на нее мотор М-11Д. До 22 июня 1941 года собрали полсотни машин.
Дальнейшая судьба Ш-2
В войну завод эвакуировали в Иркутск, где до 1945 года произвели 150 новых самолетов, восстановили 286 старых и поврежденных машин. Далее производство не свернули – амфибию выпускали крупными «тиражами». В 1951-м провели модернизацию:
✅ устанавливали другие силовые агрегаты – М-11Л и М-11К по 115 и 125 л. с.
✅ появилась система старта при помощи пневматики
✅ смонтировали триммеры, размещенные на высотных рулях
✅ кабину сделали закрытой
В таком виде самолет-амфибия успешно эксплуатировался на водоемах Сибири и Каспийском море вплоть до 1964 года (последняя амфибия сошла с конвейера в 1952-м).
Резюме
Сколько точно выпустили летающих лодок Шаврина установить невозможно, но по сохранившимся данным их число может быть в диапазоне от 700 до 1200 единиц техники. На сегодня сохранившиеся амфибии в РФ можно увидеть в музее Арктики и Антарктики (г. Санкт-Петербург).

Действующая копия есть в г. Урай (Ханты-Мансийский край): машина демонстрировалась на авиашоу МАКС-95 и 97.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....