«Юна» – такие спорткары делали в СССР!
2 443

«Юна» – такие спорткары делали в СССР!

Обычный удел самодельных автомобилей можно обрисовать в двух вариантах: музей или разборка, а то и свалка. Но только машины, собранной в СССР братьями Юрием и Станиславом Алгебраистовыми, это не касается. Автомобиль, разработанный в конце 60-х, и сегодня используется по прямому назначению: на нем ездят. Причем выглядит «Юна» на «все сто».


Как все начиналось


Любовь к автотехнике у Юрия зародилась с отцовской «Победы», которую Юноша изучил до последнего винтика и несколько раз уже ремонтировал мотор. Потом перешел на ГАЗ-21. Мог бы стать хорошим автомехаником и неплохо зарабатывать, но хотелось ездить за рулем «своей», в полном смысле этого слова, машине.

«Юна» – такие спорткары делали в СССР!Рабочний момент создания автомобиля. Фото: YouTube.com

В то время купить автомобиль среднему работяге было совсем не по карману. А если и нашлись бы деньги, пришлось бы годы стоять в очереди. Поэтому в стране зародилось движение автосамодельщиков, называемое «Самавто СССР». Братьям Алгебраистовым, переехавшим жить и работать в столицу, удалось познакомиться с конструкторами-дизайнерами, тоже братьями, Щербиниными. В арсенале у них уже был первый автомобиль, собранный своими руками. О нем стоит сделать небольшое отступление.

Машина Щербининых и Леонид Брежнев


Братья-дизайнеры создали свою машину, по внешнему оформлению напоминающую бывшую тогда «в тренде» Maserati Merak SS, выпускаемую с 1977-го года. Однако начинка советского «суперкара» была далека от спортивных возможностей. Когда Генсек увидел творение братьев, то первый вопрос, который он задал по поводу машины, звучал так: «Кто же будет ездить на ней?». С одной стороны, Брежнев, как автознаток, был прав: в его гараже стоял, например, родстер «Мерседес» и Леонид Ильич отлично знал, что такое технические характеристики спортивной машины и как от них были далеки советские самоделки. Опять-таки, если авто Щербининых запустили в серию, спрос на него был бы огромным, даже несмотря на посредственные параметры в плане мощности, динамики и т. п. Зато какой вид!

Машина Щербининых Генсека оставила равнодушным. Фото: YouTube.com

К чести братьев Щербинин, холодное отношение Генсека к их детищу конструкторов не обескуражило. В дальнейшем они оказывали самую активную помощь Алгебраистовым в разработке их автомобилей.

Первая машина


Эскиз будущего транспортного средства помогли разработать братья-дизайнеры. Это было двухдверное купе. Сначала сварили основу – раму, потом на нее наложили деревянный каркас, а уже на него «лепили» пластилин. Так и выводили кузов. Затем с полученной болванки сняли матрицу, с которой выклеивали кузов из стеклопластика.

Кузов получился крепким: факт. Фото: YouTube.com

Общая схема легковушки была «классической» для того времени: рама с лонжеронами, «облагороженная» наружными панелями.

Первое авто называлось «Сатана». Фото: YouTube.com

Братья Алегбраистовы родом из Рязанской области (г. Сасово), поэтому, получив отпуск, решили «заготовку» авто отогнать на малую родину и там довести «до ума». Легковушка (или спорткар – кому как угодно) выглядит очень стильно даже сейчас, не говоря уже про начало семидесятых.

Поднимающиеся фары – особо модная «фишка» спорткаров 70-х. Фото: YouTube.com

Это законченный силуэт кузова, с эффектной «кормой» и оптикой. Причем, передние фары, согласно тогдашней моде, «прятались» за шторками – убирались внутрь кузова.

Технические нюансы


После долгих колебаний двигатель все же решили поставить от «Волга», от нее же – трансмиссию. Продумали доступ к силовому агрегату, его узлам и частично подвеске: капот откидывался вместе с крыльями вперед. При разработке кузова уделили внимание клиренсу: он оказался примерно таким же, как у ВАЗ-2101 (19 см), а общая высота меньше на 14,6 см. К созданию машины подходили творчески и по-советски находчиво: например, глушитель изготовили из огнетушителя, а бак склеили из углеткани.

Стоит заметить: автомобили полностью оригинальные и каких-либо заимствованных элементов кузова у них просто нет. Хотя некоторые ушлые автомобилисты все же пытаются усмотреть в «Юне» Lotus Espirit.

Тот самый «Лотус Эспирит»: что-то общее есть,но немного. Фото: YouTube.com

По словам Юрия Алгебраистова, строили с 1970-го года две машины: одна предназначалась брату (закончили в 1976-м), вторая (именно она получила название «Юна») – ему. Первая машина, к внешнему облику которой приложили дизайнеры Щербинины, была ими названа «Сатаной».

Самоделка и ГАИ


Поставить автомобиль на учет не удалось из-за двигателя от ГАЗ-24. Дело в том, что тогда разрешалось предоставлять самоделки для регистрации, но только с малосильными моторчиками. Поэтому обратно из Сасова в Москву пришлось ехать без номеров. ГАИ в пути останавливали часто, но исключительно из любопытства: такая техника инспекторам была в диковинку.

Такое место водителя в то время удивляла не только ГАИ. Фото: YouTube.com

Позже братья-конструкторы договорились с НАМИ провести полноценные испытания машины, что и было сделано. И только потом, после выдачи соответствующего заключения самодельщики зарегистрировали свое детище официально и получили номера.

Автопробеги


Тогда это было крупным событием, значимым мероприятием для всей огромной страны. Участников пробегов встречали в населенных пунктах пионеры с цветами, ГАИ зачастую организовывало почетный эскорт. В одном из таких мероприятий участвовал Юрий Алгебраистов в 1977-м на первом построенном автомобиле.

Так встречали участников автопробега. Фото: YouTube.com

Практически, только-только сойдя с «конвейера», техника «отмахала» 13-14 тыс. км по стране в составе автопробега с другими самодельными машинами. На маршруте Москва – Севастополь ехала не менее известная советская самоделка Кулыгина «Панголина», получившая Гран-При (о ней мы обязательно расскажем в ближайшее время!).

«Киногероиня»


Второй построенной машине – «Юне» – досталась главная роль в фильме «Испытатели». Он появился на экранах в начале 80-х. Однажды Юрий приехал в город, где днем раньше состоялась премьера фильма: автомобиль на улицах встречали аплодисментами. Это же чудо: машина прямо с экранов едет по проспектам!

Модернизация


В течение времени, прошедшего с первой поездки, автомобиль постоянно совершенствовали. Была изменена передняя часть, полностью переделали салон, который стал более комфортабельным, а приборы – современными. Колеса на 14” от «Волги» заменили на пятнадцатидюймовые, вместо барабанных тормозов поставили дисковые. И, конечно, же, устаревший движок ЗМЗ-402 уступил место силовому агрегату BMW в 2,8 л, выдававшим 180 «лошадей».

Все-таки движок от БМВ лучше, чем от ГАЗ-21. Фото: YouTube.com

Машина без проблем разгоняется до 200 км/ч: при этом мост остался «волговский». Позже мотор опять заменили на агрегат той же серии, но объемом уже 3,5 л, плюс, поставили автоматическую КПП.

На сегодня «Юна» считается единственной машиной, сохранившейся с советских времен по нынешнее время и находящейся в «полном здравии». Ее пробег уже перевалил за миллион километров!

Нынешние времена позволили Юрию на всевозможных авторазборках найти все, что недоставало машине в прежние годы.

Вот так сегодня выглядит самодельный автомобиль, собранный в 70-е, изнутри. Фото: YouTube.com

Сегодня на ней ЭБУ, датчики, стеклоподъемники с сервоприводами, иная электроника, а также некоторые кузовные элементы. Недавно конструктор-пенсионер «вписал» в интерьер своего автомобиля кресла от Ricardo. На очереди – модернизация рулевого управления.

Заключение


Перед такими автоконструкторами, как братья Алгебраистовы, остается только снять шляпу и удивиться: почему такие люди в свое время не были востребованы в совавтопроме?

Юрий Алгебраистов (справа) рассказывает, как создавал свою машину. Фото: YouTube.com

Если бы это случилось, то по нашим дорогам уже в то время ездили бы красивые, пусть хотя бы внешне, автомобили. И, как сегодня кажется, ошибки прошлого российский автопром учитывать не очень-то собирается…
А вы что думаете о самодельной «Юне»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...