«Юна» – такие спорткары делали в СССР!
Обычный удел самодельных автомобилей можно обрисовать в двух вариантах: музей или разборка, а то и свалка. Но только машины, собранной в СССР братьями Юрием и Станиславом Алгебраистовыми, это не касается. Автомобиль, разработанный в конце 60-х, и сегодня используется по прямому назначению: на нем ездят. Причем выглядит «Юна» на «все сто».
Любовь к автотехнике у Юрия зародилась с отцовской «Победы», которую Юноша изучил до последнего винтика и несколько раз уже ремонтировал мотор. Потом перешел на ГАЗ-21. Мог бы стать хорошим автомехаником и неплохо зарабатывать, но хотелось ездить за рулем «своей», в полном смысле этого слова, машине.
В то время купить автомобиль среднему работяге было совсем не по карману. А если и нашлись бы деньги, пришлось бы годы стоять в очереди. Поэтому в стране зародилось движение автосамодельщиков, называемое «Самавто СССР». Братьям Алгебраистовым, переехавшим жить и работать в столицу, удалось познакомиться с конструкторами-дизайнерами, тоже братьями, Щербиниными. В арсенале у них уже был первый автомобиль, собранный своими руками. О нем стоит сделать небольшое отступление.
Братья-дизайнеры создали свою машину, по внешнему оформлению напоминающую бывшую тогда «в тренде» Maserati Merak SS, выпускаемую с 1977-го года. Однако начинка советского «суперкара» была далека от спортивных возможностей. Когда Генсек увидел творение братьев, то первый вопрос, который он задал по поводу машины, звучал так: «Кто же будет ездить на ней?». С одной стороны, Брежнев, как автознаток, был прав: в его гараже стоял, например, родстер «Мерседес» и Леонид Ильич отлично знал, что такое технические характеристики спортивной машины и как от них были далеки советские самоделки. Опять-таки, если авто Щербининых запустили в серию, спрос на него был бы огромным, даже несмотря на посредственные параметры в плане мощности, динамики и т. п. Зато какой вид!
К чести братьев Щербинин, холодное отношение Генсека к их детищу конструкторов не обескуражило. В дальнейшем они оказывали самую активную помощь Алгебраистовым в разработке их автомобилей.
Эскиз будущего транспортного средства помогли разработать братья-дизайнеры. Это было двухдверное купе. Сначала сварили основу – раму, потом на нее наложили деревянный каркас, а уже на него «лепили» пластилин. Так и выводили кузов. Затем с полученной болванки сняли матрицу, с которой выклеивали кузов из стеклопластика.
Общая схема легковушки была «классической» для того времени: рама с лонжеронами, «облагороженная» наружными панелями.
Братья Алегбраистовы родом из Рязанской области (г. Сасово), поэтому, получив отпуск, решили «заготовку» авто отогнать на малую родину и там довести «до ума». Легковушка (или спорткар – кому как угодно) выглядит очень стильно даже сейчас, не говоря уже про начало семидесятых.
Это законченный силуэт кузова, с эффектной «кормой» и оптикой. Причем, передние фары, согласно тогдашней моде, «прятались» за шторками – убирались внутрь кузова.
После долгих колебаний двигатель все же решили поставить от «Волга», от нее же – трансмиссию. Продумали доступ к силовому агрегату, его узлам и частично подвеске: капот откидывался вместе с крыльями вперед. При разработке кузова уделили внимание клиренсу: он оказался примерно таким же, как у ВАЗ-2101 (19 см), а общая высота меньше на 14,6 см. К созданию машины подходили творчески и по-советски находчиво: например, глушитель изготовили из огнетушителя, а бак склеили из углеткани.
По словам Юрия Алгебраистова, строили с 1970-го года две машины: одна предназначалась брату (закончили в 1976-м), вторая (именно она получила название «Юна») – ему. Первая машина, к внешнему облику которой приложили дизайнеры Щербинины, была ими названа «Сатаной».
Поставить автомобиль на учет не удалось из-за двигателя от ГАЗ-24. Дело в том, что тогда разрешалось предоставлять самоделки для регистрации, но только с малосильными моторчиками. Поэтому обратно из Сасова в Москву пришлось ехать без номеров. ГАИ в пути останавливали часто, но исключительно из любопытства: такая техника инспекторам была в диковинку.
Позже братья-конструкторы договорились с НАМИ провести полноценные испытания машины, что и было сделано. И только потом, после выдачи соответствующего заключения самодельщики зарегистрировали свое детище официально и получили номера.
Тогда это было крупным событием, значимым мероприятием для всей огромной страны. Участников пробегов встречали в населенных пунктах пионеры с цветами, ГАИ зачастую организовывало почетный эскорт. В одном из таких мероприятий участвовал Юрий Алгебраистов в 1977-м на первом построенном автомобиле.
Практически, только-только сойдя с «конвейера», техника «отмахала» 13-14 тыс. км по стране в составе автопробега с другими самодельными машинами. На маршруте Москва – Севастополь ехала не менее известная советская самоделка Кулыгина «Панголина», получившая Гран-При (о ней мы обязательно расскажем в ближайшее время!).
Второй построенной машине – «Юне» – досталась главная роль в фильме «Испытатели». Он появился на экранах в начале 80-х. Однажды Юрий приехал в город, где днем раньше состоялась премьера фильма: автомобиль на улицах встречали аплодисментами. Это же чудо: машина прямо с экранов едет по проспектам!
В течение времени, прошедшего с первой поездки, автомобиль постоянно совершенствовали. Была изменена передняя часть, полностью переделали салон, который стал более комфортабельным, а приборы – современными. Колеса на 14” от «Волги» заменили на пятнадцатидюймовые, вместо барабанных тормозов поставили дисковые. И, конечно, же, устаревший движок ЗМЗ-402 уступил место силовому агрегату BMW в 2,8 л, выдававшим 180 «лошадей».
Машина без проблем разгоняется до 200 км/ч: при этом мост остался «волговский». Позже мотор опять заменили на агрегат той же серии, но объемом уже 3,5 л, плюс, поставили автоматическую КПП.
Нынешние времена позволили Юрию на всевозможных авторазборках найти все, что недоставало машине в прежние годы.
Сегодня на ней ЭБУ, датчики, стеклоподъемники с сервоприводами, иная электроника, а также некоторые кузовные элементы. Недавно конструктор-пенсионер «вписал» в интерьер своего автомобиля кресла от Ricardo. На очереди – модернизация рулевого управления.
Перед такими автоконструкторами, как братья Алгебраистовы, остается только снять шляпу и удивиться: почему такие люди в свое время не были востребованы в совавтопроме?
Если бы это случилось, то по нашим дорогам уже в то время ездили бы красивые, пусть хотя бы внешне, автомобили. И, как сегодня кажется, ошибки прошлого российский автопром учитывать не очень-то собирается…
Как все начиналось
Любовь к автотехнике у Юрия зародилась с отцовской «Победы», которую Юноша изучил до последнего винтика и несколько раз уже ремонтировал мотор. Потом перешел на ГАЗ-21. Мог бы стать хорошим автомехаником и неплохо зарабатывать, но хотелось ездить за рулем «своей», в полном смысле этого слова, машине.
Рабочний момент создания автомобиля. Фото: YouTube.com
В то время купить автомобиль среднему работяге было совсем не по карману. А если и нашлись бы деньги, пришлось бы годы стоять в очереди. Поэтому в стране зародилось движение автосамодельщиков, называемое «Самавто СССР». Братьям Алгебраистовым, переехавшим жить и работать в столицу, удалось познакомиться с конструкторами-дизайнерами, тоже братьями, Щербиниными. В арсенале у них уже был первый автомобиль, собранный своими руками. О нем стоит сделать небольшое отступление.
Машина Щербининых и Леонид Брежнев
Братья-дизайнеры создали свою машину, по внешнему оформлению напоминающую бывшую тогда «в тренде» Maserati Merak SS, выпускаемую с 1977-го года. Однако начинка советского «суперкара» была далека от спортивных возможностей. Когда Генсек увидел творение братьев, то первый вопрос, который он задал по поводу машины, звучал так: «Кто же будет ездить на ней?». С одной стороны, Брежнев, как автознаток, был прав: в его гараже стоял, например, родстер «Мерседес» и Леонид Ильич отлично знал, что такое технические характеристики спортивной машины и как от них были далеки советские самоделки. Опять-таки, если авто Щербининых запустили в серию, спрос на него был бы огромным, даже несмотря на посредственные параметры в плане мощности, динамики и т. п. Зато какой вид!
Машина Щербининых Генсека оставила равнодушным. Фото: YouTube.com
К чести братьев Щербинин, холодное отношение Генсека к их детищу конструкторов не обескуражило. В дальнейшем они оказывали самую активную помощь Алгебраистовым в разработке их автомобилей.
Первая машина
Эскиз будущего транспортного средства помогли разработать братья-дизайнеры. Это было двухдверное купе. Сначала сварили основу – раму, потом на нее наложили деревянный каркас, а уже на него «лепили» пластилин. Так и выводили кузов. Затем с полученной болванки сняли матрицу, с которой выклеивали кузов из стеклопластика.
Кузов получился крепким: факт. Фото: YouTube.com
Общая схема легковушки была «классической» для того времени: рама с лонжеронами, «облагороженная» наружными панелями.
Первое авто называлось «Сатана». Фото: YouTube.com
Братья Алегбраистовы родом из Рязанской области (г. Сасово), поэтому, получив отпуск, решили «заготовку» авто отогнать на малую родину и там довести «до ума». Легковушка (или спорткар – кому как угодно) выглядит очень стильно даже сейчас, не говоря уже про начало семидесятых.
Поднимающиеся фары – особо модная «фишка» спорткаров 70-х. Фото: YouTube.com
Это законченный силуэт кузова, с эффектной «кормой» и оптикой. Причем, передние фары, согласно тогдашней моде, «прятались» за шторками – убирались внутрь кузова.
Технические нюансы
После долгих колебаний двигатель все же решили поставить от «Волга», от нее же – трансмиссию. Продумали доступ к силовому агрегату, его узлам и частично подвеске: капот откидывался вместе с крыльями вперед. При разработке кузова уделили внимание клиренсу: он оказался примерно таким же, как у ВАЗ-2101 (19 см), а общая высота меньше на 14,6 см. К созданию машины подходили творчески и по-советски находчиво: например, глушитель изготовили из огнетушителя, а бак склеили из углеткани.
Стоит заметить: автомобили полностью оригинальные и каких-либо заимствованных элементов кузова у них просто нет. Хотя некоторые ушлые автомобилисты все же пытаются усмотреть в «Юне» Lotus Espirit.
Тот самый «Лотус Эспирит»: что-то общее есть,но немного. Фото: YouTube.com
По словам Юрия Алгебраистова, строили с 1970-го года две машины: одна предназначалась брату (закончили в 1976-м), вторая (именно она получила название «Юна») – ему. Первая машина, к внешнему облику которой приложили дизайнеры Щербинины, была ими названа «Сатаной».
Самоделка и ГАИ
Поставить автомобиль на учет не удалось из-за двигателя от ГАЗ-24. Дело в том, что тогда разрешалось предоставлять самоделки для регистрации, но только с малосильными моторчиками. Поэтому обратно из Сасова в Москву пришлось ехать без номеров. ГАИ в пути останавливали часто, но исключительно из любопытства: такая техника инспекторам была в диковинку.
Такое место водителя в то время удивляла не только ГАИ. Фото: YouTube.com
Позже братья-конструкторы договорились с НАМИ провести полноценные испытания машины, что и было сделано. И только потом, после выдачи соответствующего заключения самодельщики зарегистрировали свое детище официально и получили номера.
Автопробеги
Тогда это было крупным событием, значимым мероприятием для всей огромной страны. Участников пробегов встречали в населенных пунктах пионеры с цветами, ГАИ зачастую организовывало почетный эскорт. В одном из таких мероприятий участвовал Юрий Алгебраистов в 1977-м на первом построенном автомобиле.
Так встречали участников автопробега. Фото: YouTube.com
Практически, только-только сойдя с «конвейера», техника «отмахала» 13-14 тыс. км по стране в составе автопробега с другими самодельными машинами. На маршруте Москва – Севастополь ехала не менее известная советская самоделка Кулыгина «Панголина», получившая Гран-При (о ней мы обязательно расскажем в ближайшее время!).
«Киногероиня»
Второй построенной машине – «Юне» – досталась главная роль в фильме «Испытатели». Он появился на экранах в начале 80-х. Однажды Юрий приехал в город, где днем раньше состоялась премьера фильма: автомобиль на улицах встречали аплодисментами. Это же чудо: машина прямо с экранов едет по проспектам!
Модернизация
В течение времени, прошедшего с первой поездки, автомобиль постоянно совершенствовали. Была изменена передняя часть, полностью переделали салон, который стал более комфортабельным, а приборы – современными. Колеса на 14” от «Волги» заменили на пятнадцатидюймовые, вместо барабанных тормозов поставили дисковые. И, конечно, же, устаревший движок ЗМЗ-402 уступил место силовому агрегату BMW в 2,8 л, выдававшим 180 «лошадей».
Все-таки движок от БМВ лучше, чем от ГАЗ-21. Фото: YouTube.com
Машина без проблем разгоняется до 200 км/ч: при этом мост остался «волговский». Позже мотор опять заменили на агрегат той же серии, но объемом уже 3,5 л, плюс, поставили автоматическую КПП.
На сегодня «Юна» считается единственной машиной, сохранившейся с советских времен по нынешнее время и находящейся в «полном здравии». Ее пробег уже перевалил за миллион километров!
Нынешние времена позволили Юрию на всевозможных авторазборках найти все, что недоставало машине в прежние годы.
Вот так сегодня выглядит самодельный автомобиль, собранный в 70-е, изнутри. Фото: YouTube.com
Сегодня на ней ЭБУ, датчики, стеклоподъемники с сервоприводами, иная электроника, а также некоторые кузовные элементы. Недавно конструктор-пенсионер «вписал» в интерьер своего автомобиля кресла от Ricardo. На очереди – модернизация рулевого управления.
Заключение
Перед такими автоконструкторами, как братья Алгебраистовы, остается только снять шляпу и удивиться: почему такие люди в свое время не были востребованы в совавтопроме?
Юрий Алгебраистов (справа) рассказывает, как создавал свою машину. Фото: YouTube.com
Если бы это случилось, то по нашим дорогам уже в то время ездили бы красивые, пусть хотя бы внешне, автомобили. И, как сегодня кажется, ошибки прошлого российский автопром учитывать не очень-то собирается…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...