
ГАЗ М-1/11-73 – самый популярный легковой автомобиль СССР конца 30-х
Легковые автомобили Горьковского завода стали первыми машинами, доступными советским гражданам. Конечно, только избранным, но такими могли стать все – при должной целеустремленности и работоспособности.
Если первое поколение легковых автомобилей ГАЗ были полными копиями американских Ford, то М-1 считается собственной разработкой. Хотя, советская машина действительно имеет много общего с моделью из США. Впрочем, нужно разбираться со всем по порядку.
Горьковский автомобильный завод еще в 1929 году получил возможность использовать разработки Ford. Такое соглашение было заключено Высшим советом народного хозяйства. Поэтому первый легковой автомобиль ГАЗ-А стал лицензионной копией американской модели.
ГАЗ-А во всей своей революционной красе. Фото: Youtube.com
Предполагалось, что следующая модель станет полным аналогом Ford Model B 40A. Вот только горьковские конструкторы уже успели понять – американские легковые машины не слишком подходят для советских реалий. Это касается как отсутствия хороших дорог, так и общей культуры производства.
Естественно, конструкторам не хотелось, чтобы их автомобили ругали. Поэтому Андрей Липгарт предложил создать свою модель, используя американскую техническую документацию. Уже на стадии разработки стало ясно, чем будущая «Эмка» будет отличаться от Ford Model B 40A:
✅ Усиленная рама
✅ Более энергоемкая подвеска
✅ Отказ от спицевых колес в пользу штампованных
✅ Иная кузовщина – больше подходящая для советского производства
Первые опытные автомобили появились в 1934 году. Они были подвергнуты заводским, а потом и государственным испытаниям. Ожидаемо, советские образцы превзошли модели из США.
Американский Форд стал прародителем ГАЗ М-1. Фото: Youtube.com
Предсерийные автомобили собрали в 1936 году. Их представили руководству Советского Союза. Иосиф Сталин высоко оценил модель, поэтому она сразу отправилась на конвейер.
Но по приказу Сталина новыми машинами премировали самых достойных граждан Советского Союза. Сейчас может показаться странным, но это были в основном не представители партийной элиты. Купить ГАЗ М-1 могли полярники, ученые, художники и военные, доказавшие свою полезность. А еще автомобили разыгрывали в лотерею.
Советская машина стала длиннее на 215 мм. Раму сразу усилили, хотя принципиальных отличий у нее от американской модели нет.
Особенно красив автомобиль спереди. Фото: Youtube.com
Зато кузов советского автомобиля собственной разработки. Внешне он был похож на «фордовский», образца 1934 года, но панели отличались незначительными деталями. Главной особенностью ГАЗ М-1, как и Ford Model B 40A, был цельнометаллический кузов. Хотя, с панелью крыши изначально справиться не смогли – пришлось делать деревянный каркас и обтягивать его дерматином.
Интересно, что цельнометаллические кузова во второй половине 30-х годов в мировой автопромышленности считались передовыми. Даже ведущие производители собирали машины на деревянных каркасах. Так что советский легковой автомобиль был одним из самых современных.
ГАЗ-А имел поперечные рессоры – точно такие же, как Ford. Во время эксплуатации в Советском Союзе они показали свою низкую эффективность. Именно по этой причине от них решили отказаться в следующей модели. Американцев же все устраивало – они продолжали ставить поперечные рессоры на свои автомобили вплоть до середины 40-х.
Подвески усилили специально для советских дорог. Фото: Youtube.com
Поэтому подвески на «Эмке» были полностью оригинальные. Они зависимые, но уже на продольных рессорах, что делало систему более устойчивой к постоянным нагрузкам.
Что касается тормозов, то они практически не менялись по сравнению с Ford Model B 40A, да и с ГАЗ-А. Конечно, в те годы некоторые автопроизводители уже использовали гидравлику, но для Горьковского завода это было недоступно. Да и четырехцилиндровый двигатель не блистал техническими характеристиками, так что останавливался ГАЗ М-1 и с механическим тормозным приводом достойно.
Кстати, на Ford Model B даже с V8 не было гидравлики – она появилась только в 1939 году. Для этого двигателя такая система просто необходима. Интересно, что американского производителя заняться тормозами заставило резкое увеличение ДТП.
С мотором специалисты Горьковского автомобильного завода решили не мудрить =- его просто доработали. В принципе, других вариантов и не было – легковых шести и восьмицилиндровых силовых агрегатов в СССР на то время не существовало.
Простой четырехцилиндровый двигатель. Фото: Youtube.com
Чтобы новый автомобиль был динамичнее, его мощность увеличили с 40 до 50 л. с. Объем остался все тем же, что на ГАЗ-А – 3,3 литра.
Форсировать двигатель удалось за счет:
✅ Увеличения степени сжатия
✅ Установки нового, производительного и современного карбюратора
✅ Появлению автомата опережения зажигания
Кстати, компания Форд к тому времени уже окончательно отказалась от четырехцилиндровых силовых агрегатов, перейдя на более сложные технически V8. В США начиналась эпоха легендарных моторов, но это уже другая история.
Типичный образец американского дизайна. Фото: Youtube.com
Коробка передач ГАЗ М-1 тоже не блистала современными техническими решениями. Она перекочевала с предыдущей модели без особых изменений. Хотя, переключался новый агрегат лучше – спасибо конструкторам, внедрившим в систему шестерни постоянного зацепления.
В самом конце 30-х годов горьковские инженеры решили доработать популярную «Эмку». Недостатков за несколько лет эксплуатации у прошлой модели выявилось много.
Минусы ГАЗ М-1:
✅ Маломощный двигатель
✅ Слабая передняя подвеска
✅ Недостаточно эффективные тормоза
Что касается последних двух пунктов, то это скорее была необходимость из-за появления нового силового агрегата. Он шестицилиндровый, тяжелый. Соответственно, переднюю подвеску пришлось усиливать.
А вот это уже ГАЗ-11-73. Фото: Youtube.com
С двигателем возник ряд проблем. Изначально предполагалось скопировать V8 у Форд. Но этот мотор до сих пор был слишком конструктивно сложным для советской автомобильной промышленности. Тем более, что контракт с Ford к тому времени уже закончился.
Поэтому решили скопировать шестицилиндровый двигатель от Dodge D5. Он был старый – выпускался в США с 1928 года. Но зато мотор обладал качествами, нужными горьковским инженерам. Это простота конструкции, дешевизна в производстве и тяга на низких оборотах.
Кстати, шестицилиндровый двигатель потом надолго «прописался» на конвейере ГАЗ. Пройдя через ряд модернизаций, он выпускался как минимум до 1993 года. Последней моделью с этим силовым агрегатом стал ГАЗ-52.
В конце 30-х мотор от Dodge D5 в СССР назвали ГАЗ-11. Для его выпуска в США было куплено необходимое оборудование, хотя полной копией американского этот силовой агрегат даже изначально не являлся.
Полноприводный ГАЗ-61-73. Фото: Youtube.com
Внешне ГАЗ-11-73 стал выглядеть современнее. Машина пришлась по нраву руководителям страны, в первую очередь Сталину. Но век модели оказался недолгим – помешала война. В 1941 году производство было прекращено.
После окончания войны ГАЗ-11-73 начали собирать снова. Продолжалось это до 1948 года, хотя изначально было ясно – машина безнадежно устарела. В итоге ее сняли с конвейера, уступив место «Победе».
Сейчас купить знаменитую некогда «Эмку» можно от 5 млн рублей. За ГАЗ-11-73 просят еще больше.
Если первое поколение легковых автомобилей ГАЗ были полными копиями американских Ford, то М-1 считается собственной разработкой. Хотя, советская машина действительно имеет много общего с моделью из США. Впрочем, нужно разбираться со всем по порядку.
История
Горьковский автомобильный завод еще в 1929 году получил возможность использовать разработки Ford. Такое соглашение было заключено Высшим советом народного хозяйства. Поэтому первый легковой автомобиль ГАЗ-А стал лицензионной копией американской модели.

Предполагалось, что следующая модель станет полным аналогом Ford Model B 40A. Вот только горьковские конструкторы уже успели понять – американские легковые машины не слишком подходят для советских реалий. Это касается как отсутствия хороших дорог, так и общей культуры производства.
Получив техническую документацию на Ford Model B 40A Fordor Sedan и изучив ее, инженеры сразу обратили внимание на то, что для СССР машина не годится. Это грозило периодическими поломками.
Естественно, конструкторам не хотелось, чтобы их автомобили ругали. Поэтому Андрей Липгарт предложил создать свою модель, используя американскую техническую документацию. Уже на стадии разработки стало ясно, чем будущая «Эмка» будет отличаться от Ford Model B 40A:
✅ Усиленная рама
✅ Более энергоемкая подвеска
✅ Отказ от спицевых колес в пользу штампованных
✅ Иная кузовщина – больше подходящая для советского производства
Первые опытные автомобили появились в 1934 году. Они были подвергнуты заводским, а потом и государственным испытаниям. Ожидаемо, советские образцы превзошли модели из США.

Предсерийные автомобили собрали в 1936 году. Их представили руководству Советского Союза. Иосиф Сталин высоко оценил модель, поэтому она сразу отправилась на конвейер.
ГАЗ М-1 не продавались частным лицам. Проблема не в том, что денег у советских граждан не водилось. Просто автомобилей в СССР было мало, и они сразу же разбирались государственными учреждениями.
Но по приказу Сталина новыми машинами премировали самых достойных граждан Советского Союза. Сейчас может показаться странным, но это были в основном не представители партийной элиты. Купить ГАЗ М-1 могли полярники, ученые, художники и военные, доказавшие свою полезность. А еще автомобили разыгрывали в лотерею.
Кузов и шасси
Советская машина стала длиннее на 215 мм. Раму сразу усилили, хотя принципиальных отличий у нее от американской модели нет.

Зато кузов советского автомобиля собственной разработки. Внешне он был похож на «фордовский», образца 1934 года, но панели отличались незначительными деталями. Главной особенностью ГАЗ М-1, как и Ford Model B 40A, был цельнометаллический кузов. Хотя, с панелью крыши изначально справиться не смогли – пришлось делать деревянный каркас и обтягивать его дерматином.
В отличие от компании Ford, выпускавшей свою машину в разных типах кузова, в СССР собирали только седаны. Пикапы и полноприводные варианты «Эмок» считаются другими моделями и имеют иной индекс.
Интересно, что цельнометаллические кузова во второй половине 30-х годов в мировой автопромышленности считались передовыми. Даже ведущие производители собирали машины на деревянных каркасах. Так что советский легковой автомобиль был одним из самых современных.
Подвеска и тормозная система
ГАЗ-А имел поперечные рессоры – точно такие же, как Ford. Во время эксплуатации в Советском Союзе они показали свою низкую эффективность. Именно по этой причине от них решили отказаться в следующей модели. Американцев же все устраивало – они продолжали ставить поперечные рессоры на свои автомобили вплоть до середины 40-х.

Поэтому подвески на «Эмке» были полностью оригинальные. Они зависимые, но уже на продольных рессорах, что делало систему более устойчивой к постоянным нагрузкам.
Что касается тормозов, то они практически не менялись по сравнению с Ford Model B 40A, да и с ГАЗ-А. Конечно, в те годы некоторые автопроизводители уже использовали гидравлику, но для Горьковского завода это было недоступно. Да и четырехцилиндровый двигатель не блистал техническими характеристиками, так что останавливался ГАЗ М-1 и с механическим тормозным приводом достойно.
Кстати, на Ford Model B даже с V8 не было гидравлики – она появилась только в 1939 году. Для этого двигателя такая система просто необходима. Интересно, что американского производителя заняться тормозами заставило резкое увеличение ДТП.
Двигатель и коробка передач
С мотором специалисты Горьковского автомобильного завода решили не мудрить =- его просто доработали. В принципе, других вариантов и не было – легковых шести и восьмицилиндровых силовых агрегатов в СССР на то время не существовало.

Чтобы новый автомобиль был динамичнее, его мощность увеличили с 40 до 50 л. с. Объем остался все тем же, что на ГАЗ-А – 3,3 литра.
Форсировать двигатель удалось за счет:
✅ Увеличения степени сжатия
✅ Установки нового, производительного и современного карбюратора
✅ Появлению автомата опережения зажигания
Кстати, компания Форд к тому времени уже окончательно отказалась от четырехцилиндровых силовых агрегатов, перейдя на более сложные технически V8. В США начиналась эпоха легендарных моторов, но это уже другая история.

Коробка передач ГАЗ М-1 тоже не блистала современными техническими решениями. Она перекочевала с предыдущей модели без особых изменений. Хотя, переключался новый агрегат лучше – спасибо конструкторам, внедрившим в систему шестерни постоянного зацепления.
Появление и особенности ГАЗ-11-73
В самом конце 30-х годов горьковские инженеры решили доработать популярную «Эмку». Недостатков за несколько лет эксплуатации у прошлой модели выявилось много.
Минусы ГАЗ М-1:
✅ Маломощный двигатель
✅ Слабая передняя подвеска
✅ Недостаточно эффективные тормоза
Что касается последних двух пунктов, то это скорее была необходимость из-за появления нового силового агрегата. Он шестицилиндровый, тяжелый. Соответственно, переднюю подвеску пришлось усиливать.

С двигателем возник ряд проблем. Изначально предполагалось скопировать V8 у Форд. Но этот мотор до сих пор был слишком конструктивно сложным для советской автомобильной промышленности. Тем более, что контракт с Ford к тому времени уже закончился.
Поэтому решили скопировать шестицилиндровый двигатель от Dodge D5. Он был старый – выпускался в США с 1928 года. Но зато мотор обладал качествами, нужными горьковским инженерам. Это простота конструкции, дешевизна в производстве и тяга на низких оборотах.
Кстати, шестицилиндровый двигатель потом надолго «прописался» на конвейере ГАЗ. Пройдя через ряд модернизаций, он выпускался как минимум до 1993 года. Последней моделью с этим силовым агрегатом стал ГАЗ-52.
В конце 30-х мотор от Dodge D5 в СССР назвали ГАЗ-11. Для его выпуска в США было куплено необходимое оборудование, хотя полной копией американского этот силовой агрегат даже изначально не являлся.

Внешне ГАЗ-11-73 стал выглядеть современнее. Машина пришлась по нраву руководителям страны, в первую очередь Сталину. Но век модели оказался недолгим – помешала война. В 1941 году производство было прекращено.
После окончания войны ГАЗ-11-73 начали собирать снова. Продолжалось это до 1948 года, хотя изначально было ясно – машина безнадежно устарела. В итоге ее сняли с конвейера, уступив место «Победе».
Сейчас купить знаменитую некогда «Эмку» можно от 5 млн рублей. За ГАЗ-11-73 просят еще больше.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...