.d-md-none .d-lg-block bibimot

Малоизвестные четырехтактные JAWA прошлых лет

Малоизвестные четырехтактные JAWA прошлых лет
Чехословацкие мотоциклы JAWA прекрасно известны нашим читателям старшего поколения. Те, кто помоложе, наверняка слышали удивительные рассказы родителей или старших братьев об этой чудо-технике. А, может быть, кто-то имеет и сейчас такой ретро-мотоцикл.


Так или иначе, но наш сайт уже очень много писал о чешских мотоциклах, только вот одна страница их истории, кажется, осталась нетронутой. Сегодня мы постараемся исправить этот пробел. Речь пойдет о 4-тактниках марки JAWA, абсолютно незнакомых советским пользователям.

Начнем с небольшого экскурса в историю. Если кого-то из «явистов» спросить, что это за техника, то ответы будут примерно следующие:

✅ красивая
✅ надежная
✅ быстрая
✅ двухтактная

Последний пункт прозвучит очень уверенно и в чем-то фанат марки окажется прав. Чехословацкие мотоциклы, экспортируемые в Советский Союз около трех десятилетий имели разную комплектацию и оснащение. Но неизменным оставались два пункта: красный оттенок окраски и двухтактный мотор собственной конструкции.

Малоизвестные четырехтактные JAWA прошлых летМодель, с которой началась история марки. Фото: youtube.com

Поэтому, когда наступили капиталистические времена и JAWA стала не совсем «Явой», появился целый ряд 4-тактных двигателей, устанавливаемых на новые модели мотоциклов. Так у некоторых сложилось мнение, что такой современный мотор – просто дань моде. А вот «настоящая» JAWA может быть только с 2-такным двигателем. Ну, что ж, развеиваем мифы и стереотипы.

История марки, начатая с четырехтактного двигателя


Чтобы начать новую веху в истории оружейной компании ее владелец вынужден был прибегнуть к помощи извне. Начать и вдруг освоить производство мотоциклетной техники на пустом месте – это абсурд. Всегда нужна лицензионная модель от тех, кто занимается выпуском мотоциклов уже давно. Для чехов таким донором стал немецкий Wanderer 500 OHV.

Именно ему обязан появлением собственный мотоцикл с тем же индексом, получившим название от первых букв владельца и компании, предоставившей разработку – JAWA (Янечек и ВАндерер). 500 OHV выпускался с 1929 по 1931 годы.


500-кубовый мотоцикл имел 18-сильный мотор и один цилиндр с воздушным охлаждением. К этому можно добавить 3-ступенчатую коробку передач и его четырехтактную конструкцию. Как видим, с самого начала чешские мотоциклы собирались в таком исполнении.

350-кубовый четырехтактник 30-х. Фото: youtube.com

Правда, после этого, завод предложил легкий мотоцикл со 175-кубовым двухтактным британским мотором, ставшим началом линейки такого типа силовых агрегатов. Однако, к 4-тактному исполнению чехословацкий завод возвращался еще не раз на протяжении своей длинной истории.

Другие четырехтактники 30-50-х годов


Чтобы заполнить пробел между упомянутыми моделями, чехи предложили покупателям в 1934 году мотоцикл JAWA 350 SV. Он являлся 12-сильным 4-тактником с воздушным охлаждением. На следующий год компания подготовила улучшенную версию 350 OHV с верхнеклапанным мотором большей мощности. Он стал самой роскошной моделью десятилетия.

В конце 40-х, после триумфа «Перак», чехословацкие инженеры вновь обратились к двигателям с четырьмя тактами. Это JAWA 500 OHC type 15, производство которой стартовало в 1952 году.


Он разделил с успешным коллегой внешний вид, а вот конструкция рамы и шасси установили соответствующие более мощному мотору. Мотоцикл имеет следующие технические характеристики:

✅ двигатель – двухцилиндровый
✅ рабочий объем – 488 куб. см
✅ мощность – 26 (позже увеличили до 28) л. с
✅ сухой вес – 156 (тип 00), 168 (тип 01) или 178 (тип 02) кг
✅ максимальная скорость – 147 км/ч
✅ расход топлива – 4л / 100 км

В конструкции мотоцикла также применили привод от главного вала и каркас из стальных труб квадратного сечения. Мощную технику ориентировали на спортсменов и любителей быстрой езды. Поэтому опытные образцы дорабатывали в этом направлении с 1948 года до начала серийного производства в 1952-м. Тогда же на них начали устанавливать динамо-машины производства компании Lukas (год спустя заменили на модель собственной конструкции).

JAWA 500 OHС серии 02. Фото: youtube.com

Выпуск продлился шесть лет и за это время подтвердилась приверженность к ним различных гонщиков. Так спортсмен из заводской команды и рабочий предприятия Ричард Дусиль в 1957 году решил собственноручно доработать конструкцию, придав ей еще лучших скоростных качеств. Он применил качающиеся амортизаторы задней вилки, 16-дюймовые колеса и качающуюся раму.

В том же году гонщик Франтишек Штястны выехал на нем для ознакомления с трассой на острове Мэн, входящей в соревнования «Туристический трофей». Вот его впечатления:

«Это очень красивая техника, Дусилу удалось создать шедевр. Одноместный «поллитровик» с бесшумным четырехтактником можно было разогнать до 155 км/ч. И при этом расход топлива не превышал 4,5 литров на 100 км. Сегодня многие восхищаются японскими мотоциклами. Знаете, меня тогда точно также встречали в Англии».

К сожалению, более подробная информация об этом скоростном мотоцикле отсутствует. Хотя в 1975 году он служил в качестве одного из экспонатов музея мотоциклетной техники в чешском замке Камен, сегодня он безвозвратно утерян. А вот последователь JAWA 500 OHC type 15 с 350-кубовым двигателем, получивший прозвище «рокер», так и остался в качестве опытного образца. В то время верх уверенно брала техника с 2-тактными двигателями.

Гоночные мотоциклы с четырехтактными двигателями


Начиная с 60-х и до конца социалистической эпохи 4-тактные моторы устанавливались только на гоночные модели JAWA. Исключение могли составлять опытные образцы, на которых заводские конструкторы проверяли какие-то новые наработки. Основных причин имелось две: эпоха мотоциклетных двигателей с двумя тактами и огромный советский рынок, который с удовольствием потреблял такую технику.

JAWA 500 type 506 Rotax осталась лишь в мечтах. Фото: youtube.com

Популярность чехословацких мотоциклов росла (теперь это касалось и CZ), поэтому казалось, что «на переправе коней не меняют». Если вашу продукцию отрывают с руками и хотят видеть именно такой, а речь идет о самом массовом потребителе, то зачем что-то менять? Однако в мотоциклетном мире уже очень сильно веяло переходом к эпохе четырехтактников. И чехи, выгадав в текущем моменте, полностью проиграли в дальней перспективе.

Последней попыткой как-то переломить неблагоприятный исход стала модель, появившаяся в середине 80-х. К сожалению, она так и не дожила до серийного производства, а дальнейшая история легендарного производителя оказалась довольно грустной.

JAWA 500 type 506 Rotax выпускалась с 1985 по 1987 годы отдельными образцами. Всего успели изготовить 32 таких мотоцикла.


Два из них предназначались для местного телевидения, а остальные – отправились на охрану замков в Праге и Братиславе. К конструированию мотоцикла подошли очень просто: в раму модели «634» установили 500-кубовый 4-тактный двигатель Rotax. Учитывая спецназначение техники, обычные пользователи так и не смогли сесть в ее седло.

Правда, со временем, некоторые иностранные коммерсанты осознали перспективность такой компоновки и начали мелкосерийное производство. Но все они уходили на импорт, так что чехословацкие мотолюбители могли только читать о такой технике в журналах.

Последняя модель, поступавшая в СССР. Фото: youtube.com

Так же как и советским коллегам, им приходилось довольствоваться 350-кубовыми моделями с 2-тактными двигателями, которые не смогли выдержать конкуренцию с новым направлением в конструировании мотоциклетных моторов. Тем не менее, у многих остались хорошие воспоминания о мотоциклах прошлых лет и их вид или звук работы мотора неизменно вызывают ностальгические воспоминания.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Как считаете, лучше 2-х или 4-тактная «Ява»?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
История марки JAWA: становления бренда в довоенный периодМотоциклы марки Jawa – до сих пор сходят с конвейера

Dassault Falcon 900 – зачем ему третий двигатель

Dassault Falcon 900 – зачем ему третий двигатель

Сравнительно небольшой, но очень популярный в узких кругах бизнес-джет Dassault Falcon 900 кроме роскошного салона имеет одну удивительную особенность. Она...
  • 1 702