Малоизвестные четырехтактные JAWA прошлых лет
4 338

Малоизвестные четырехтактные JAWA прошлых лет

Чехословацкие мотоциклы JAWA прекрасно известны нашим читателям старшего поколения. Те, кто помоложе, наверняка слышали удивительные рассказы родителей или старших братьев об этой чудо-технике. А, может быть, кто-то имеет и сейчас такой ретро-мотоцикл.


Так или иначе, но наш сайт уже очень много писал о чешских мотоциклах, только вот одна страница их истории, кажется, осталась нетронутой. Сегодня мы постараемся исправить этот пробел. Речь пойдет о 4-тактниках марки JAWA, абсолютно незнакомых советским пользователям.

Начнем с небольшого экскурса в историю. Если кого-то из «явистов» спросить, что это за техника, то ответы будут примерно следующие:

✅ красивая
✅ надежная
✅ быстрая
✅ двухтактная

Последний пункт прозвучит очень уверенно и в чем-то фанат марки окажется прав. Чехословацкие мотоциклы, экспортируемые в Советский Союз около трех десятилетий имели разную комплектацию и оснащение. Но неизменным оставались два пункта: красный оттенок окраски и двухтактный мотор собственной конструкции.

Малоизвестные четырехтактные JAWA прошлых летМодель, с которой началась история марки. Фото: youtube.com

Поэтому, когда наступили капиталистические времена и JAWA стала не совсем «Явой», появился целый ряд 4-тактных двигателей, устанавливаемых на новые модели мотоциклов. Так у некоторых сложилось мнение, что такой современный мотор – просто дань моде. А вот «настоящая» JAWA может быть только с 2-такным двигателем. Ну, что ж, развеиваем мифы и стереотипы.

История марки, начатая с четырехтактного двигателя


Чтобы начать новую веху в истории оружейной компании ее владелец вынужден был прибегнуть к помощи извне. Начать и вдруг освоить производство мотоциклетной техники на пустом месте – это абсурд. Всегда нужна лицензионная модель от тех, кто занимается выпуском мотоциклов уже давно. Для чехов таким донором стал немецкий Wanderer 500 OHV.

Именно ему обязан появлением собственный мотоцикл с тем же индексом, получившим название от первых букв владельца и компании, предоставившей разработку – JAWA (Янечек и ВАндерер). 500 OHV выпускался с 1929 по 1931 годы.


500-кубовый мотоцикл имел 18-сильный мотор и один цилиндр с воздушным охлаждением. К этому можно добавить 3-ступенчатую коробку передач и его четырехтактную конструкцию. Как видим, с самого начала чешские мотоциклы собирались в таком исполнении.

350-кубовый четырехтактник 30-х. Фото: youtube.com

Правда, после этого, завод предложил легкий мотоцикл со 175-кубовым двухтактным британским мотором, ставшим началом линейки такого типа силовых агрегатов. Однако, к 4-тактному исполнению чехословацкий завод возвращался еще не раз на протяжении своей длинной истории.

Другие четырехтактники 30-50-х годов


Чтобы заполнить пробел между упомянутыми моделями, чехи предложили покупателям в 1934 году мотоцикл JAWA 350 SV. Он являлся 12-сильным 4-тактником с воздушным охлаждением. На следующий год компания подготовила улучшенную версию 350 OHV с верхнеклапанным мотором большей мощности. Он стал самой роскошной моделью десятилетия.

В конце 40-х, после триумфа «Перак», чехословацкие инженеры вновь обратились к двигателям с четырьмя тактами. Это JAWA 500 OHC type 15, производство которой стартовало в 1952 году.


Он разделил с успешным коллегой внешний вид, а вот конструкция рамы и шасси установили соответствующие более мощному мотору. Мотоцикл имеет следующие технические характеристики:

✅ двигатель – двухцилиндровый
✅ рабочий объем – 488 куб. см
✅ мощность – 26 (позже увеличили до 28) л. с
✅ сухой вес – 156 (тип 00), 168 (тип 01) или 178 (тип 02) кг
✅ максимальная скорость – 147 км/ч
✅ расход топлива – 4л / 100 км

В конструкции мотоцикла также применили привод от главного вала и каркас из стальных труб квадратного сечения. Мощную технику ориентировали на спортсменов и любителей быстрой езды. Поэтому опытные образцы дорабатывали в этом направлении с 1948 года до начала серийного производства в 1952-м. Тогда же на них начали устанавливать динамо-машины производства компании Lukas (год спустя заменили на модель собственной конструкции).

JAWA 500 OHС серии 02. Фото: youtube.com

Выпуск продлился шесть лет и за это время подтвердилась приверженность к ним различных гонщиков. Так спортсмен из заводской команды и рабочий предприятия Ричард Дусиль в 1957 году решил собственноручно доработать конструкцию, придав ей еще лучших скоростных качеств. Он применил качающиеся амортизаторы задней вилки, 16-дюймовые колеса и качающуюся раму.

В том же году гонщик Франтишек Штястны выехал на нем для ознакомления с трассой на острове Мэн, входящей в соревнования «Туристический трофей». Вот его впечатления:

«Это очень красивая техника, Дусилу удалось создать шедевр. Одноместный «поллитровик» с бесшумным четырехтактником можно было разогнать до 155 км/ч. И при этом расход топлива не превышал 4,5 литров на 100 км. Сегодня многие восхищаются японскими мотоциклами. Знаете, меня тогда точно также встречали в Англии».

К сожалению, более подробная информация об этом скоростном мотоцикле отсутствует. Хотя в 1975 году он служил в качестве одного из экспонатов музея мотоциклетной техники в чешском замке Камен, сегодня он безвозвратно утерян. А вот последователь JAWA 500 OHC type 15 с 350-кубовым двигателем, получивший прозвище «рокер», так и остался в качестве опытного образца. В то время верх уверенно брала техника с 2-тактными двигателями.

Гоночные мотоциклы с четырехтактными двигателями


Начиная с 60-х и до конца социалистической эпохи 4-тактные моторы устанавливались только на гоночные модели JAWA. Исключение могли составлять опытные образцы, на которых заводские конструкторы проверяли какие-то новые наработки. Основных причин имелось две: эпоха мотоциклетных двигателей с двумя тактами и огромный советский рынок, который с удовольствием потреблял такую технику.

JAWA 500 type 506 Rotax осталась лишь в мечтах. Фото: youtube.com

Популярность чехословацких мотоциклов росла (теперь это касалось и CZ), поэтому казалось, что «на переправе коней не меняют». Если вашу продукцию отрывают с руками и хотят видеть именно такой, а речь идет о самом массовом потребителе, то зачем что-то менять? Однако в мотоциклетном мире уже очень сильно веяло переходом к эпохе четырехтактников. И чехи, выгадав в текущем моменте, полностью проиграли в дальней перспективе.

Последней попыткой как-то переломить неблагоприятный исход стала модель, появившаяся в середине 80-х. К сожалению, она так и не дожила до серийного производства, а дальнейшая история легендарного производителя оказалась довольно грустной.

JAWA 500 type 506 Rotax выпускалась с 1985 по 1987 годы отдельными образцами. Всего успели изготовить 32 таких мотоцикла.


Два из них предназначались для местного телевидения, а остальные – отправились на охрану замков в Праге и Братиславе. К конструированию мотоцикла подошли очень просто: в раму модели «634» установили 500-кубовый 4-тактный двигатель Rotax. Учитывая спецназначение техники, обычные пользователи так и не смогли сесть в ее седло.

Правда, со временем, некоторые иностранные коммерсанты осознали перспективность такой компоновки и начали мелкосерийное производство. Но все они уходили на импорт, так что чехословацкие мотолюбители могли только читать о такой технике в журналах.

Последняя модель, поступавшая в СССР. Фото: youtube.com

Так же как и советским коллегам, им приходилось довольствоваться 350-кубовыми моделями с 2-тактными двигателями, которые не смогли выдержать конкуренцию с новым направлением в конструировании мотоциклетных моторов. Тем не менее, у многих остались хорошие воспоминания о мотоциклах прошлых лет и их вид или звук работы мотора неизменно вызывают ностальгические воспоминания.
Как считаете, лучше 2-х или 4-тактная «Ява»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...