Малоизвестные четырехтактные JAWA прошлых лет
Чехословацкие мотоциклы JAWA прекрасно известны нашим читателям старшего поколения. Те, кто помоложе, наверняка слышали удивительные рассказы родителей или старших братьев об этой чудо-технике. А, может быть, кто-то имеет и сейчас такой ретро-мотоцикл.
Так или иначе, но наш сайт уже очень много писал о чешских мотоциклах, только вот одна страница их истории, кажется, осталась нетронутой. Сегодня мы постараемся исправить этот пробел. Речь пойдет о 4-тактниках марки JAWA, абсолютно незнакомых советским пользователям.
Начнем с небольшого экскурса в историю. Если кого-то из «явистов» спросить, что это за техника, то ответы будут примерно следующие:
✅ красивая
✅ надежная
✅ быстрая
✅ двухтактная
Последний пункт прозвучит очень уверенно и в чем-то фанат марки окажется прав. Чехословацкие мотоциклы, экспортируемые в Советский Союз около трех десятилетий имели разную комплектацию и оснащение. Но неизменным оставались два пункта: красный оттенок окраски и двухтактный мотор собственной конструкции.
Поэтому, когда наступили капиталистические времена и JAWA стала не совсем «Явой», появился целый ряд 4-тактных двигателей, устанавливаемых на новые модели мотоциклов. Так у некоторых сложилось мнение, что такой современный мотор – просто дань моде. А вот «настоящая» JAWA может быть только с 2-такным двигателем. Ну, что ж, развеиваем мифы и стереотипы.
Чтобы начать новую веху в истории оружейной компании ее владелец вынужден был прибегнуть к помощи извне. Начать и вдруг освоить производство мотоциклетной техники на пустом месте – это абсурд. Всегда нужна лицензионная модель от тех, кто занимается выпуском мотоциклов уже давно. Для чехов таким донором стал немецкий Wanderer 500 OHV.
500-кубовый мотоцикл имел 18-сильный мотор и один цилиндр с воздушным охлаждением. К этому можно добавить 3-ступенчатую коробку передач и его четырехтактную конструкцию. Как видим, с самого начала чешские мотоциклы собирались в таком исполнении.
Правда, после этого, завод предложил легкий мотоцикл со 175-кубовым двухтактным британским мотором, ставшим началом линейки такого типа силовых агрегатов. Однако, к 4-тактному исполнению чехословацкий завод возвращался еще не раз на протяжении своей длинной истории.
Чтобы заполнить пробел между упомянутыми моделями, чехи предложили покупателям в 1934 году мотоцикл JAWA 350 SV. Он являлся 12-сильным 4-тактником с воздушным охлаждением. На следующий год компания подготовила улучшенную версию 350 OHV с верхнеклапанным мотором большей мощности. Он стал самой роскошной моделью десятилетия.
Он разделил с успешным коллегой внешний вид, а вот конструкция рамы и шасси установили соответствующие более мощному мотору. Мотоцикл имеет следующие технические характеристики:
✅ двигатель – двухцилиндровый
✅ рабочий объем – 488 куб. см
✅ мощность – 26 (позже увеличили до 28) л. с
✅ сухой вес – 156 (тип 00), 168 (тип 01) или 178 (тип 02) кг
✅ максимальная скорость – 147 км/ч
✅ расход топлива – 4л / 100 км
В конструкции мотоцикла также применили привод от главного вала и каркас из стальных труб квадратного сечения. Мощную технику ориентировали на спортсменов и любителей быстрой езды. Поэтому опытные образцы дорабатывали в этом направлении с 1948 года до начала серийного производства в 1952-м. Тогда же на них начали устанавливать динамо-машины производства компании Lukas (год спустя заменили на модель собственной конструкции).
Выпуск продлился шесть лет и за это время подтвердилась приверженность к ним различных гонщиков. Так спортсмен из заводской команды и рабочий предприятия Ричард Дусиль в 1957 году решил собственноручно доработать конструкцию, придав ей еще лучших скоростных качеств. Он применил качающиеся амортизаторы задней вилки, 16-дюймовые колеса и качающуюся раму.
В том же году гонщик Франтишек Штястны выехал на нем для ознакомления с трассой на острове Мэн, входящей в соревнования «Туристический трофей». Вот его впечатления:
«Это очень красивая техника, Дусилу удалось создать шедевр. Одноместный «поллитровик» с бесшумным четырехтактником можно было разогнать до 155 км/ч. И при этом расход топлива не превышал 4,5 литров на 100 км. Сегодня многие восхищаются японскими мотоциклами. Знаете, меня тогда точно также встречали в Англии».
К сожалению, более подробная информация об этом скоростном мотоцикле отсутствует. Хотя в 1975 году он служил в качестве одного из экспонатов музея мотоциклетной техники в чешском замке Камен, сегодня он безвозвратно утерян. А вот последователь JAWA 500 OHC type 15 с 350-кубовым двигателем, получивший прозвище «рокер», так и остался в качестве опытного образца. В то время верх уверенно брала техника с 2-тактными двигателями.
Начиная с 60-х и до конца социалистической эпохи 4-тактные моторы устанавливались только на гоночные модели JAWA. Исключение могли составлять опытные образцы, на которых заводские конструкторы проверяли какие-то новые наработки. Основных причин имелось две: эпоха мотоциклетных двигателей с двумя тактами и огромный советский рынок, который с удовольствием потреблял такую технику.
Популярность чехословацких мотоциклов росла (теперь это касалось и CZ), поэтому казалось, что «на переправе коней не меняют». Если вашу продукцию отрывают с руками и хотят видеть именно такой, а речь идет о самом массовом потребителе, то зачем что-то менять? Однако в мотоциклетном мире уже очень сильно веяло переходом к эпохе четырехтактников. И чехи, выгадав в текущем моменте, полностью проиграли в дальней перспективе.
Последней попыткой как-то переломить неблагоприятный исход стала модель, появившаяся в середине 80-х. К сожалению, она так и не дожила до серийного производства, а дальнейшая история легендарного производителя оказалась довольно грустной.
Два из них предназначались для местного телевидения, а остальные – отправились на охрану замков в Праге и Братиславе. К конструированию мотоцикла подошли очень просто: в раму модели «634» установили 500-кубовый 4-тактный двигатель Rotax. Учитывая спецназначение техники, обычные пользователи так и не смогли сесть в ее седло.
Правда, со временем, некоторые иностранные коммерсанты осознали перспективность такой компоновки и начали мелкосерийное производство. Но все они уходили на импорт, так что чехословацкие мотолюбители могли только читать о такой технике в журналах.
Так же как и советским коллегам, им приходилось довольствоваться 350-кубовыми моделями с 2-тактными двигателями, которые не смогли выдержать конкуренцию с новым направлением в конструировании мотоциклетных моторов. Тем не менее, у многих остались хорошие воспоминания о мотоциклах прошлых лет и их вид или звук работы мотора неизменно вызывают ностальгические воспоминания.
Так или иначе, но наш сайт уже очень много писал о чешских мотоциклах, только вот одна страница их истории, кажется, осталась нетронутой. Сегодня мы постараемся исправить этот пробел. Речь пойдет о 4-тактниках марки JAWA, абсолютно незнакомых советским пользователям.
Начнем с небольшого экскурса в историю. Если кого-то из «явистов» спросить, что это за техника, то ответы будут примерно следующие:
✅ красивая
✅ надежная
✅ быстрая
✅ двухтактная
Последний пункт прозвучит очень уверенно и в чем-то фанат марки окажется прав. Чехословацкие мотоциклы, экспортируемые в Советский Союз около трех десятилетий имели разную комплектацию и оснащение. Но неизменным оставались два пункта: красный оттенок окраски и двухтактный мотор собственной конструкции.
Модель, с которой началась история марки. Фото: youtube.com
Поэтому, когда наступили капиталистические времена и JAWA стала не совсем «Явой», появился целый ряд 4-тактных двигателей, устанавливаемых на новые модели мотоциклов. Так у некоторых сложилось мнение, что такой современный мотор – просто дань моде. А вот «настоящая» JAWA может быть только с 2-такным двигателем. Ну, что ж, развеиваем мифы и стереотипы.
История марки, начатая с четырехтактного двигателя
Чтобы начать новую веху в истории оружейной компании ее владелец вынужден был прибегнуть к помощи извне. Начать и вдруг освоить производство мотоциклетной техники на пустом месте – это абсурд. Всегда нужна лицензионная модель от тех, кто занимается выпуском мотоциклов уже давно. Для чехов таким донором стал немецкий Wanderer 500 OHV.
Именно ему обязан появлением собственный мотоцикл с тем же индексом, получившим название от первых букв владельца и компании, предоставившей разработку – JAWA (Янечек и ВАндерер). 500 OHV выпускался с 1929 по 1931 годы.
500-кубовый мотоцикл имел 18-сильный мотор и один цилиндр с воздушным охлаждением. К этому можно добавить 3-ступенчатую коробку передач и его четырехтактную конструкцию. Как видим, с самого начала чешские мотоциклы собирались в таком исполнении.
350-кубовый четырехтактник 30-х. Фото: youtube.com
Правда, после этого, завод предложил легкий мотоцикл со 175-кубовым двухтактным британским мотором, ставшим началом линейки такого типа силовых агрегатов. Однако, к 4-тактному исполнению чехословацкий завод возвращался еще не раз на протяжении своей длинной истории.
Другие четырехтактники 30-50-х годов
Чтобы заполнить пробел между упомянутыми моделями, чехи предложили покупателям в 1934 году мотоцикл JAWA 350 SV. Он являлся 12-сильным 4-тактником с воздушным охлаждением. На следующий год компания подготовила улучшенную версию 350 OHV с верхнеклапанным мотором большей мощности. Он стал самой роскошной моделью десятилетия.
В конце 40-х, после триумфа «Перак», чехословацкие инженеры вновь обратились к двигателям с четырьмя тактами. Это JAWA 500 OHC type 15, производство которой стартовало в 1952 году.
Он разделил с успешным коллегой внешний вид, а вот конструкция рамы и шасси установили соответствующие более мощному мотору. Мотоцикл имеет следующие технические характеристики:
✅ двигатель – двухцилиндровый
✅ рабочий объем – 488 куб. см
✅ мощность – 26 (позже увеличили до 28) л. с
✅ сухой вес – 156 (тип 00), 168 (тип 01) или 178 (тип 02) кг
✅ максимальная скорость – 147 км/ч
✅ расход топлива – 4л / 100 км
В конструкции мотоцикла также применили привод от главного вала и каркас из стальных труб квадратного сечения. Мощную технику ориентировали на спортсменов и любителей быстрой езды. Поэтому опытные образцы дорабатывали в этом направлении с 1948 года до начала серийного производства в 1952-м. Тогда же на них начали устанавливать динамо-машины производства компании Lukas (год спустя заменили на модель собственной конструкции).
JAWA 500 OHС серии 02. Фото: youtube.com
Выпуск продлился шесть лет и за это время подтвердилась приверженность к ним различных гонщиков. Так спортсмен из заводской команды и рабочий предприятия Ричард Дусиль в 1957 году решил собственноручно доработать конструкцию, придав ей еще лучших скоростных качеств. Он применил качающиеся амортизаторы задней вилки, 16-дюймовые колеса и качающуюся раму.
В том же году гонщик Франтишек Штястны выехал на нем для ознакомления с трассой на острове Мэн, входящей в соревнования «Туристический трофей». Вот его впечатления:
«Это очень красивая техника, Дусилу удалось создать шедевр. Одноместный «поллитровик» с бесшумным четырехтактником можно было разогнать до 155 км/ч. И при этом расход топлива не превышал 4,5 литров на 100 км. Сегодня многие восхищаются японскими мотоциклами. Знаете, меня тогда точно также встречали в Англии».
К сожалению, более подробная информация об этом скоростном мотоцикле отсутствует. Хотя в 1975 году он служил в качестве одного из экспонатов музея мотоциклетной техники в чешском замке Камен, сегодня он безвозвратно утерян. А вот последователь JAWA 500 OHC type 15 с 350-кубовым двигателем, получивший прозвище «рокер», так и остался в качестве опытного образца. В то время верх уверенно брала техника с 2-тактными двигателями.
Гоночные мотоциклы с четырехтактными двигателями
Начиная с 60-х и до конца социалистической эпохи 4-тактные моторы устанавливались только на гоночные модели JAWA. Исключение могли составлять опытные образцы, на которых заводские конструкторы проверяли какие-то новые наработки. Основных причин имелось две: эпоха мотоциклетных двигателей с двумя тактами и огромный советский рынок, который с удовольствием потреблял такую технику.
JAWA 500 type 506 Rotax осталась лишь в мечтах. Фото: youtube.com
Популярность чехословацких мотоциклов росла (теперь это касалось и CZ), поэтому казалось, что «на переправе коней не меняют». Если вашу продукцию отрывают с руками и хотят видеть именно такой, а речь идет о самом массовом потребителе, то зачем что-то менять? Однако в мотоциклетном мире уже очень сильно веяло переходом к эпохе четырехтактников. И чехи, выгадав в текущем моменте, полностью проиграли в дальней перспективе.
Последней попыткой как-то переломить неблагоприятный исход стала модель, появившаяся в середине 80-х. К сожалению, она так и не дожила до серийного производства, а дальнейшая история легендарного производителя оказалась довольно грустной.
JAWA 500 type 506 Rotax выпускалась с 1985 по 1987 годы отдельными образцами. Всего успели изготовить 32 таких мотоцикла.
Два из них предназначались для местного телевидения, а остальные – отправились на охрану замков в Праге и Братиславе. К конструированию мотоцикла подошли очень просто: в раму модели «634» установили 500-кубовый 4-тактный двигатель Rotax. Учитывая спецназначение техники, обычные пользователи так и не смогли сесть в ее седло.
Правда, со временем, некоторые иностранные коммерсанты осознали перспективность такой компоновки и начали мелкосерийное производство. Но все они уходили на импорт, так что чехословацкие мотолюбители могли только читать о такой технике в журналах.
Последняя модель, поступавшая в СССР. Фото: youtube.com
Так же как и советским коллегам, им приходилось довольствоваться 350-кубовыми моделями с 2-тактными двигателями, которые не смогли выдержать конкуренцию с новым направлением в конструировании мотоциклетных моторов. Тем не менее, у многих остались хорошие воспоминания о мотоциклах прошлых лет и их вид или звук работы мотора неизменно вызывают ностальгические воспоминания.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...