
Малоизвестные четырехтактные JAWA прошлых лет
Чехословацкие мотоциклы JAWA прекрасно известны нашим читателям старшего поколения. Те, кто помоложе, наверняка слышали удивительные рассказы родителей или старших братьев об этой чудо-технике. А, может быть, кто-то имеет и сейчас такой ретро-мотоцикл.
Так или иначе, но наш сайт уже очень много писал о чешских мотоциклах, только вот одна страница их истории, кажется, осталась нетронутой. Сегодня мы постараемся исправить этот пробел. Речь пойдет о 4-тактниках марки JAWA, абсолютно незнакомых советским пользователям.
Начнем с небольшого экскурса в историю. Если кого-то из «явистов» спросить, что это за техника, то ответы будут примерно следующие:
✅ красивая
✅ надежная
✅ быстрая
✅ двухтактная
Последний пункт прозвучит очень уверенно и в чем-то фанат марки окажется прав. Чехословацкие мотоциклы, экспортируемые в Советский Союз около трех десятилетий имели разную комплектацию и оснащение. Но неизменным оставались два пункта: красный оттенок окраски и двухтактный мотор собственной конструкции.
Модель, с которой началась история марки. Фото: youtube.com
Поэтому, когда наступили капиталистические времена и JAWA стала не совсем «Явой», появился целый ряд 4-тактных двигателей, устанавливаемых на новые модели мотоциклов. Так у некоторых сложилось мнение, что такой современный мотор – просто дань моде. А вот «настоящая» JAWA может быть только с 2-такным двигателем. Ну, что ж, развеиваем мифы и стереотипы.
Чтобы начать новую веху в истории оружейной компании ее владелец вынужден был прибегнуть к помощи извне. Начать и вдруг освоить производство мотоциклетной техники на пустом месте – это абсурд. Всегда нужна лицензионная модель от тех, кто занимается выпуском мотоциклов уже давно. Для чехов таким донором стал немецкий Wanderer 500 OHV.
500-кубовый мотоцикл имел 18-сильный мотор и один цилиндр с воздушным охлаждением. К этому можно добавить 3-ступенчатую коробку передач и его четырехтактную конструкцию. Как видим, с самого начала чешские мотоциклы собирались в таком исполнении.
350-кубовый четырехтактник 30-х. Фото: youtube.com
Правда, после этого, завод предложил легкий мотоцикл со 175-кубовым двухтактным британским мотором, ставшим началом линейки такого типа силовых агрегатов. Однако, к 4-тактному исполнению чехословацкий завод возвращался еще не раз на протяжении своей длинной истории.
Чтобы заполнить пробел между упомянутыми моделями, чехи предложили покупателям в 1934 году мотоцикл JAWA 350 SV. Он являлся 12-сильным 4-тактником с воздушным охлаждением. На следующий год компания подготовила улучшенную версию 350 OHV с верхнеклапанным мотором большей мощности. Он стал самой роскошной моделью десятилетия.
Он разделил с успешным коллегой внешний вид, а вот конструкция рамы и шасси установили соответствующие более мощному мотору. Мотоцикл имеет следующие технические характеристики:
✅ двигатель – двухцилиндровый
✅ рабочий объем – 488 куб. см
✅ мощность – 26 (позже увеличили до 28) л. с
✅ сухой вес – 156 (тип 00), 168 (тип 01) или 178 (тип 02) кг
✅ максимальная скорость – 147 км/ч
✅ расход топлива – 4л / 100 км
В конструкции мотоцикла также применили привод от главного вала и каркас из стальных труб квадратного сечения. Мощную технику ориентировали на спортсменов и любителей быстрой езды. Поэтому опытные образцы дорабатывали в этом направлении с 1948 года до начала серийного производства в 1952-м. Тогда же на них начали устанавливать динамо-машины производства компании Lukas (год спустя заменили на модель собственной конструкции).
JAWA 500 OHС серии 02. Фото: youtube.com
Выпуск продлился шесть лет и за это время подтвердилась приверженность к ним различных гонщиков. Так спортсмен из заводской команды и рабочий предприятия Ричард Дусиль в 1957 году решил собственноручно доработать конструкцию, придав ей еще лучших скоростных качеств. Он применил качающиеся амортизаторы задней вилки, 16-дюймовые колеса и качающуюся раму.
В том же году гонщик Франтишек Штястны выехал на нем для ознакомления с трассой на острове Мэн, входящей в соревнования «Туристический трофей». Вот его впечатления:
«Это очень красивая техника, Дусилу удалось создать шедевр. Одноместный «поллитровик» с бесшумным четырехтактником можно было разогнать до 155 км/ч. И при этом расход топлива не превышал 4,5 литров на 100 км. Сегодня многие восхищаются японскими мотоциклами. Знаете, меня тогда точно также встречали в Англии».
К сожалению, более подробная информация об этом скоростном мотоцикле отсутствует. Хотя в 1975 году он служил в качестве одного из экспонатов музея мотоциклетной техники в чешском замке Камен, сегодня он безвозвратно утерян. А вот последователь JAWA 500 OHC type 15 с 350-кубовым двигателем, получивший прозвище «рокер», так и остался в качестве опытного образца. В то время верх уверенно брала техника с 2-тактными двигателями.
Начиная с 60-х и до конца социалистической эпохи 4-тактные моторы устанавливались только на гоночные модели JAWA. Исключение могли составлять опытные образцы, на которых заводские конструкторы проверяли какие-то новые наработки. Основных причин имелось две: эпоха мотоциклетных двигателей с двумя тактами и огромный советский рынок, который с удовольствием потреблял такую технику.
JAWA 500 type 506 Rotax осталась лишь в мечтах. Фото: youtube.com
Популярность чехословацких мотоциклов росла (теперь это касалось и CZ), поэтому казалось, что «на переправе коней не меняют». Если вашу продукцию отрывают с руками и хотят видеть именно такой, а речь идет о самом массовом потребителе, то зачем что-то менять? Однако в мотоциклетном мире уже очень сильно веяло переходом к эпохе четырехтактников. И чехи, выгадав в текущем моменте, полностью проиграли в дальней перспективе.
Последней попыткой как-то переломить неблагоприятный исход стала модель, появившаяся в середине 80-х. К сожалению, она так и не дожила до серийного производства, а дальнейшая история легендарного производителя оказалась довольно грустной.
Два из них предназначались для местного телевидения, а остальные – отправились на охрану замков в Праге и Братиславе. К конструированию мотоцикла подошли очень просто: в раму модели «634» установили 500-кубовый 4-тактный двигатель Rotax. Учитывая спецназначение техники, обычные пользователи так и не смогли сесть в ее седло.
Правда, со временем, некоторые иностранные коммерсанты осознали перспективность такой компоновки и начали мелкосерийное производство. Но все они уходили на импорт, так что чехословацкие мотолюбители могли только читать о такой технике в журналах.
Последняя модель, поступавшая в СССР. Фото: youtube.com
Так же как и советским коллегам, им приходилось довольствоваться 350-кубовыми моделями с 2-тактными двигателями, которые не смогли выдержать конкуренцию с новым направлением в конструировании мотоциклетных моторов. Тем не менее, у многих остались хорошие воспоминания о мотоциклах прошлых лет и их вид или звук работы мотора неизменно вызывают ностальгические воспоминания.
Так или иначе, но наш сайт уже очень много писал о чешских мотоциклах, только вот одна страница их истории, кажется, осталась нетронутой. Сегодня мы постараемся исправить этот пробел. Речь пойдет о 4-тактниках марки JAWA, абсолютно незнакомых советским пользователям.
Начнем с небольшого экскурса в историю. Если кого-то из «явистов» спросить, что это за техника, то ответы будут примерно следующие:
✅ красивая
✅ надежная
✅ быстрая
✅ двухтактная
Последний пункт прозвучит очень уверенно и в чем-то фанат марки окажется прав. Чехословацкие мотоциклы, экспортируемые в Советский Союз около трех десятилетий имели разную комплектацию и оснащение. Но неизменным оставались два пункта: красный оттенок окраски и двухтактный мотор собственной конструкции.

Поэтому, когда наступили капиталистические времена и JAWA стала не совсем «Явой», появился целый ряд 4-тактных двигателей, устанавливаемых на новые модели мотоциклов. Так у некоторых сложилось мнение, что такой современный мотор – просто дань моде. А вот «настоящая» JAWA может быть только с 2-такным двигателем. Ну, что ж, развеиваем мифы и стереотипы.
История марки, начатая с четырехтактного двигателя
Чтобы начать новую веху в истории оружейной компании ее владелец вынужден был прибегнуть к помощи извне. Начать и вдруг освоить производство мотоциклетной техники на пустом месте – это абсурд. Всегда нужна лицензионная модель от тех, кто занимается выпуском мотоциклов уже давно. Для чехов таким донором стал немецкий Wanderer 500 OHV.
Именно ему обязан появлением собственный мотоцикл с тем же индексом, получившим название от первых букв владельца и компании, предоставившей разработку – JAWA (Янечек и ВАндерер). 500 OHV выпускался с 1929 по 1931 годы.
500-кубовый мотоцикл имел 18-сильный мотор и один цилиндр с воздушным охлаждением. К этому можно добавить 3-ступенчатую коробку передач и его четырехтактную конструкцию. Как видим, с самого начала чешские мотоциклы собирались в таком исполнении.

Правда, после этого, завод предложил легкий мотоцикл со 175-кубовым двухтактным британским мотором, ставшим началом линейки такого типа силовых агрегатов. Однако, к 4-тактному исполнению чехословацкий завод возвращался еще не раз на протяжении своей длинной истории.
Другие четырехтактники 30-50-х годов
Чтобы заполнить пробел между упомянутыми моделями, чехи предложили покупателям в 1934 году мотоцикл JAWA 350 SV. Он являлся 12-сильным 4-тактником с воздушным охлаждением. На следующий год компания подготовила улучшенную версию 350 OHV с верхнеклапанным мотором большей мощности. Он стал самой роскошной моделью десятилетия.
В конце 40-х, после триумфа «Перак», чехословацкие инженеры вновь обратились к двигателям с четырьмя тактами. Это JAWA 500 OHC type 15, производство которой стартовало в 1952 году.
Он разделил с успешным коллегой внешний вид, а вот конструкция рамы и шасси установили соответствующие более мощному мотору. Мотоцикл имеет следующие технические характеристики:
✅ двигатель – двухцилиндровый
✅ рабочий объем – 488 куб. см
✅ мощность – 26 (позже увеличили до 28) л. с
✅ сухой вес – 156 (тип 00), 168 (тип 01) или 178 (тип 02) кг
✅ максимальная скорость – 147 км/ч
✅ расход топлива – 4л / 100 км
В конструкции мотоцикла также применили привод от главного вала и каркас из стальных труб квадратного сечения. Мощную технику ориентировали на спортсменов и любителей быстрой езды. Поэтому опытные образцы дорабатывали в этом направлении с 1948 года до начала серийного производства в 1952-м. Тогда же на них начали устанавливать динамо-машины производства компании Lukas (год спустя заменили на модель собственной конструкции).

Выпуск продлился шесть лет и за это время подтвердилась приверженность к ним различных гонщиков. Так спортсмен из заводской команды и рабочий предприятия Ричард Дусиль в 1957 году решил собственноручно доработать конструкцию, придав ей еще лучших скоростных качеств. Он применил качающиеся амортизаторы задней вилки, 16-дюймовые колеса и качающуюся раму.
В том же году гонщик Франтишек Штястны выехал на нем для ознакомления с трассой на острове Мэн, входящей в соревнования «Туристический трофей». Вот его впечатления:
«Это очень красивая техника, Дусилу удалось создать шедевр. Одноместный «поллитровик» с бесшумным четырехтактником можно было разогнать до 155 км/ч. И при этом расход топлива не превышал 4,5 литров на 100 км. Сегодня многие восхищаются японскими мотоциклами. Знаете, меня тогда точно также встречали в Англии».
К сожалению, более подробная информация об этом скоростном мотоцикле отсутствует. Хотя в 1975 году он служил в качестве одного из экспонатов музея мотоциклетной техники в чешском замке Камен, сегодня он безвозвратно утерян. А вот последователь JAWA 500 OHC type 15 с 350-кубовым двигателем, получивший прозвище «рокер», так и остался в качестве опытного образца. В то время верх уверенно брала техника с 2-тактными двигателями.
Гоночные мотоциклы с четырехтактными двигателями
Начиная с 60-х и до конца социалистической эпохи 4-тактные моторы устанавливались только на гоночные модели JAWA. Исключение могли составлять опытные образцы, на которых заводские конструкторы проверяли какие-то новые наработки. Основных причин имелось две: эпоха мотоциклетных двигателей с двумя тактами и огромный советский рынок, который с удовольствием потреблял такую технику.

Популярность чехословацких мотоциклов росла (теперь это касалось и CZ), поэтому казалось, что «на переправе коней не меняют». Если вашу продукцию отрывают с руками и хотят видеть именно такой, а речь идет о самом массовом потребителе, то зачем что-то менять? Однако в мотоциклетном мире уже очень сильно веяло переходом к эпохе четырехтактников. И чехи, выгадав в текущем моменте, полностью проиграли в дальней перспективе.
Последней попыткой как-то переломить неблагоприятный исход стала модель, появившаяся в середине 80-х. К сожалению, она так и не дожила до серийного производства, а дальнейшая история легендарного производителя оказалась довольно грустной.
JAWA 500 type 506 Rotax выпускалась с 1985 по 1987 годы отдельными образцами. Всего успели изготовить 32 таких мотоцикла.
Два из них предназначались для местного телевидения, а остальные – отправились на охрану замков в Праге и Братиславе. К конструированию мотоцикла подошли очень просто: в раму модели «634» установили 500-кубовый 4-тактный двигатель Rotax. Учитывая спецназначение техники, обычные пользователи так и не смогли сесть в ее седло.
Правда, со временем, некоторые иностранные коммерсанты осознали перспективность такой компоновки и начали мелкосерийное производство. Но все они уходили на импорт, так что чехословацкие мотолюбители могли только читать о такой технике в журналах.

Так же как и советским коллегам, им приходилось довольствоваться 350-кубовыми моделями с 2-тактными двигателями, которые не смогли выдержать конкуренцию с новым направлением в конструировании мотоциклетных моторов. Тем не менее, у многих остались хорошие воспоминания о мотоциклах прошлых лет и их вид или звук работы мотора неизменно вызывают ностальгические воспоминания.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...