BMW E32 с двигателем V16 – безумный концепт, который так и не пошел в серию
1 479

BMW E32 с двигателем V16 – безумный концепт, который так и не пошел в серию

Как и другие автопроизводители, сотрудники BMW в настоящее время сосредоточены на сокращении вредных выбросов традиционных двигателей и разработке полностью электрических версией. Однако 35 лет назад, когда промышленность была гораздо менее скучной, баварцы реализовывали безумные проекты. К примеру, они построили экспериментальный мотор V16 и запихнули его в 7-ю серию.


Для большинства любителей автомобилей старой школы нет ничего более привлекательного, чем V-образный двигатель. Восемь цилиндров – хороший вариант, десять – еще лучше, а двенадцать граничат с совершенством. Но как насчет шестнадцати?

BMW E32 с двигателем V16 – безумный концепт, который так и не пошел в сериюМотор ставили в версию с длинной базой. Фото: youtube.com

Кто-то скажет, что это перебор, но большинство энтузиастов мощи в чистом виде поддержат этот вариант. За всю историю автомобилестроения всего несколько производителей разрабатывали двигатель V16, но эта версия так и не стала массовой. Сейчас есть немало культовых авто с V-образными моторами на 8 или 12 цилиндров, эти конфигурации оказались самыми жизнеспособными.

Первые серийные двигатели V16, разработанные для автомобилей, появились в США. Давно уже прекратившая свое существование компания Marmon Motor Car Company начала разработку таких моторов еще в 1927 году. Но Cadillac стал первым, кто выпустил 16-цилиндровый агрегат на рынок три года спустя. Многие уверены, что автогигант похитил разработки компании-первопроходца, тем не менее, именно Кадиллак какое-то время выпускал машины с V16.

В наши дни Cizeta-Moroder V16T был единственным серийным автомобилем с таким двигателем. Многие спросят, а как же Bugatti? Бренд успешно выпускает шестнадцатицилиндровый агрегат. Но это не совсем то, о чем мы говорим в статье – в моторе Бугатти используется запатентованная VW Group конфигурация W вместо обычной V.

16 цилиндров встречаются нечасто. Фото: youtube.com

Во второй половине 1980-х инженеры BMW загорелись идеей массового производства V16. Был разработан полноценный рабочий агрегат, который дошел до установки и тестирования на флагманском седане 7-й серии.

От шести до шестнадцати цилиндров


За 107-летнюю историю немецкий производитель создал множество выдающихся двигателей, которые выпускались в различных комплектациях. Но если бы любителям баварских моторов пришлось выбирать синоним BMW, то это, несомненно, был бы рядный шестицилиндровый двигатель. Это венец инженерной мысли – простой в эксплуатации агрегат с ресурсом в миллион километров.

Одним из самых известных шестицилиндровых двигателей компании стал SOHC M20. Разработанный в 1970-х годах, мотор применялся почти во всех моделях BMW более 25 лет. Он также послужил основой для первого серийного V12 – мощного M70, ставшего впоследствии культовым среди фанатов БМВ.

Мотор занимал буквально все подкапотное пространство. Фото: youtube.com

Летом 1987 года, готовя M70 V12 к серийному производству, немецкие инженеры экспериментировали с минимальным и максимальным потенциалом архитектуры M20. Это привело к разработке как небольшого трехцилиндрового двигателя, так и монструозного V16.

Полностью алюминиевый безнаддувный мотор под кодовым названием Goldfisch (золотая рыбка) имел объем всего 6,7 литра. Он был не таким огромным, как можно было бы ожидать. При весе в 310 кг без жидкостей, двигатель выдавал максимальную мощность при 6000 об/мин, по данным разработчиков она составляла 402 л.с. (408 л.с.) и 613 Н*м крутящего момента.

Авто выглядело необычно. Фото: youtube.com

Сегодня эти цифры не выглядят впечатляющими, но тогда это было значительное улучшение по сравнению с M70 V12. Более того, у конкурентов Mercedes-Benz не было V16, поэтому разработке уделили еще большее внимание. Руководство планировало получить конкурентное преимущество благодаря мощному ДВС и не жалело денег на проектирование и испытания.

Втиснуть монстра в 7-ю серию


В то время Мерседесы S-класса были непревзойденными королями в категории полноразмерных роскошных седанов. BMW E32 7-й серии 1987 года был задуман как ответ извечному конкуренту. Помимо того, что авто оказалось более технологически совершенным, чем W126, оно также превосходило Мерседес по мощности благодаря новому мотору V12.

Когда стало известно, что Mercedes разрабатывает собственный V12 для своего W140 S-класса, чтобы сохранить технологическое преимущество, баварцы еще усерднее стали изучать возможность создания 7-й серии с двигателем V16.

Фото с презентации новинки. Фото: youtube.com

Когда мотор Goldfisch был полностью готов и испытан (это случилось в первые месяцы 1988 года) инженеры сняли с конвейера длиннобазный 750iL, убрали его V12 и приступили к установке шестнадцатицилиндрового агрегата.

Почти сразу стало понятно, что замена будет непростым процессом, поскольку экспериментальный двигатель оказался слишком широк даже для вместительного моторного отсека E32.

В течение более чем трех месяцев инженерам приходилось модифицировать подкапотное пространство и передний подрамник, чтобы втиснуть новый двигатель. В конце концов им это удалось, но пришлось пойти на несколько нестандартных шагов.

Машина успешно прошла испытания. Фото: youtube.com

К примеру, спереди не нашлось места для радиатора, поэтому его установили в багажнике. Это потребовало нескольких дополнительных модификаций, таких как переработанная крышка, новые задние фонари и огромные воздуховоды на задних крыльях. Они чем-то напоминают «уши» старых Запорожцев, но сделаны искуснее и по размеру намного больше.

Слишком сложно для массового производства


E32 с двигателем V16, получивший прозвище Secret Seven, был представлен руководству весной 1988 года и в следующие несколько месяцев подвергался всевозможным испытаниям.

По данным из архивов компании мотор подавал большие надежды, разгоняясь от 0 до 100 км/ч чуть больше, чем за 6 секунд и достигая максимальной скорости в 282 км/ч.

Задняя часть с радиаторной решеткой. Фото: youtube.com

Но с уменьшенным багажником и огромными воздухозаборниками по бокам он оказался непрактичным и плохо подходил для массового производства. Инженеры и конструкторы пытались решить эти вопросы, пытаясь изменить компоновку, подобрать такое положение мотора, чтобы все-таки разместить радиатор на его традиционном месте. Но найти компромиссное решение так и не удалось.

А вот в шасси Е32 для V16 просто не хватило места. Разработчики продумывали и такой вариант, но исследования показали, что система охлаждения могла поместиться внутри моторного отсека только в случае полной переделки всей передней части и изменения конструкции. Это привело бы к существенному увеличению производственных затрат, и, как следствие, массовый выпуск E32 с двигателем V16 оказался слишком дорогим. Экономисты компании пришли к выводу, что работа над этим направлением нецелесообразна.

В багажнике почти не было свободного места. Фото: youtube.com

Мотор Goldfisch также испытывали на прототипе Bentley Mulsanne, авто с увеличенным моторным отсеком, в котором легко уместился огромный двигатель и его вспомогательные устройства.

В то время BMW поставляла моторы Bentley и Rolls-Royce (обе компании принадлежали Vickers). Немцы решили, что раз они не могут заставить V16 нормально работать в роскошном седане, то можно заработать на своем экспериментальном двигателе продавая его британцам. Однако англичане посчитали мотор слишком сложным и дорогим даже для Bentley.

Воздухозаборники стали визиткой концепта. Фото: youtube.com

С учетом того, что это смелый концепт так и не был запущен в производство, шестнадцатицилиндровый E32 остается одним из самых интересных прототипов BMW 1980-х годов.
А вы знали о таком концепте от БМВ?
  • Ice
  • youtube.com
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...