Трактор AIR 22 и другая продукция румынских машиностроителей
История румынского тракторного завода, продукция которого известна всему миру, имеет давнее начало. На заре своего основания в 1925 году это была румыно-французская компания, занимавшаяся выпуском самолетов. Благодаря помощи советских побратимов, после масштабного переоснащения основной ее продукцией стали мирные машины для обработки полей.
Промышленный центр Брашов, в котором находился авиационный завод «АИР», стал знаменитым благодаря сельскохозяйственным тракторам. Послевоенная страна остро нуждалась в машинах для обработки земли. К их изготовлению приступили в 1947 году. Реконструкция предприятия длилась два года. Первый трактор румынской сборки назывался IAR. Завод переименовали в Uzina Traktorul Brasov.
После перенастройки производства на мирное время с конвейеров Брашовского тракторного завода вышла первая модель IAR-22. Советскому Союзу было крайне необходимо быстро наладить выпуск такой техники. Решили использовать мощности бывшего авиационного завода. Автором и генеральным конструктором стал признанный во всей Румынии Раду Мардереску. Для небольшой страны, недавно поднявшейся из послевоенных руин, это являлось огромным прорывом.
Конечно, речь не идет о по-настоящему собственной конструкции. Его прототипом стал немецкий Hanomag R40. Румынский агрегат – это практически копия заграничного собрата. В нем только значительно поработали с трансмиссией и немного видоизменили кузов. Трактор оснастили пятилитровым дизельным четырехцилиндровым мотором мощностью 40 л. с. и четырехступенчатой коробкой передач.
Поскольку трактор использовался для разных видов работ, его колеса могли заменяться. Если IAR-22 работал на пашне, ему монтировали колеса из металла. Если аппарат выполнял функцию тягача, он ездил на колесах с ободами из резины. Мог буксировать небольшие прицепные устройства грузоподъемностью до 1,5 тонн.
Несмотря на небольшую мощность, трактор был с восторгом встречен землепашцами. Завод постоянно наращивал его производство. Всего за три года с начала выпуска фермеры получили 1000 единиц этой модели. Улучшенную вариацию AIR-23 выпускали до середины 50-х годов прошлого века.
До начала 1960-х годов параллельно с колесными румынские машиностроители наладили производство гусеничных тракторов, используя опыт советских конструкторов. За основу был взят «Кировец», показавший неплохие результаты. Новый механизм должен был отличаться несколькими показателями:
✅ иметь большую мощность
✅ быть экономным
✅ недорогим
✅ легким
Поскольку трактор планировали использовать для обработки разных типов почв, он непременно должен быть на гусеничном ходу. И инженеры НАТИ, в котором появился в чертежах KD-35, с честью справились с нелегкой задачей. Новинка вышла на славу и долгое время проработала на полях. Исключительно профессионально машина показала себя при обработке пропашных культур.
Эта модель стала надежным и выносливым гусеничным трактором. Специально созданный дизельный 4-цилиндровый мотор мощностью 45 л. с. прекрасно работал при любых нагрузках. В конструкции механизма значительные изменения внесли в ходовую часть. Трактор имел хорошую маневренность и надежность, был легким в управлении.
В последствии в улучшенной модели KDP-35 для удобства механизатора пристроили двухместную кабину с удобными креслами и хорошим обзором. Новая навесная система позволяла использовать дополнительное оборудование для обработки почвы.
В середине 60-х завод выпускал весьма перспективную модель Universal-650. Его мощный 65-сильный мотор обеспечивал трактор хорошей производительностью, маневренностью и выносливостью. Внешне механизм был почти копией польского трактора Ursus C-360, но конструктивно немного отличаются от своего прототипа.
Трактор Universal-650 заднеприводный. У него одна задняя передача и пять передних. Есть даже гидроусилитель руля! В Румынии этого верного помощника выпускали не одно десятилетие без серьезных изменений, но ему до сих пор отдают предпочтение фермеры и мелкие хозяйства. Он незаменим при различных работах. Надежный помощник по-прежнему трудится в различных производствах и не торопится сходить со сцены.
Параллельно с этими моделями примерно в это время освоили производство колесных тракторов модификации UTOS – 2, 22, 26 и 27. Гусеничными были трактора модификации С – 650, 651 и 1500. Их количество было ограниченным.
Отдельных хвалебных слов заслуживает модель Universal V445, которую серийно начали выпускать с 1981 года. С этим трактором знакомы во многих уголках земли. В некоторых местах он еще трудится. Этот механизм поистине уникален:
✅ экономичный
✅ безопасный
✅ выносливый
✅ долговечный
✅ дешевый
Только трактора марки МТЗ могут составить ему конкуренцию. Умеет выполнять все виды обработки почвы, включая окучивание культур, междурядную обработку, боронование и культивацию. Благодаря своей уникальной конструкции, он справится почти с любой работой.
Несмотря на небольшую мощность и маленькую скорость, прекрасно зарекомендовал себя в разных амплуа: от обработки пахотных угодий до погрузки и транспортировки грузов. Большой перечень навесного оборудования способен сделать V445 практически незаменимым для сельских работ и городского хозяйства.
Отсутствие кабины для тракториста стало небольшой, но вполне решаемой проблемой. Более привлекательной выглядела высокая маневренность, небольшие размеры, универсальность в использовании, дешевизна ремонта и надежность.
Тракторный завод в Брашове успешно выпускал свою продукцию до 2007 года. В самый расцвет своего производства это был шестой по значимости завод в мире. За все время своего существования было произведено более 1 миллиона 300 тысяч тракторов различных модификаций.
Каждый второй экземпляр производился для экспорта в другие страны. Продукцию румынского тракторного завода знают во многих странах и континентах. Некоторые аппараты еще продолжают исправно работать.
К сожалению, распад социалистического лагеря и мировые экономические тенденции привели некогда процветающее предприятие к банкротству. Завод просто не выдержал конкуренции с мировыми лидерами машиностроения. Сначала завод распался на отдельные производства, выпускающие сопутствующую продукцию для тракторостроения, а потом просто прекратил существование.
Итальянский инвестор – концерн Landini вел переговоры о приобретении пакета акций Брашовского тракторного завода, но по разным причинам сделка была сорвана. Сейчас заводские корпуса и территория принадлежат другому владельцу.
Промышленный центр Брашов, в котором находился авиационный завод «АИР», стал знаменитым благодаря сельскохозяйственным тракторам. Послевоенная страна остро нуждалась в машинах для обработки земли. К их изготовлению приступили в 1947 году. Реконструкция предприятия длилась два года. Первый трактор румынской сборки назывался IAR. Завод переименовали в Uzina Traktorul Brasov.
Брашовский тракторный завод выпустил целую линейку современных по тем временам тракторов. Кроме знаменитого IAR, румыны делали и другие модификации. Отдельного упоминания заслуживают модели KD-35 и Universal V445. Продукция завода известна в 115 странах мира.
Первый румынский трактор IAR-22
После перенастройки производства на мирное время с конвейеров Брашовского тракторного завода вышла первая модель IAR-22. Советскому Союзу было крайне необходимо быстро наладить выпуск такой техники. Решили использовать мощности бывшего авиационного завода. Автором и генеральным конструктором стал признанный во всей Румынии Раду Мардереску. Для небольшой страны, недавно поднявшейся из послевоенных руин, это являлось огромным прорывом.
IAR-22 стал незаменимым помощником на поле. Фото: youtube.com
Конечно, речь не идет о по-настоящему собственной конструкции. Его прототипом стал немецкий Hanomag R40. Румынский агрегат – это практически копия заграничного собрата. В нем только значительно поработали с трансмиссией и немного видоизменили кузов. Трактор оснастили пятилитровым дизельным четырехцилиндровым мотором мощностью 40 л. с. и четырехступенчатой коробкой передач.
Поскольку трактор использовался для разных видов работ, его колеса могли заменяться. Если IAR-22 работал на пашне, ему монтировали колеса из металла. Если аппарат выполнял функцию тягача, он ездил на колесах с ободами из резины. Мог буксировать небольшие прицепные устройства грузоподъемностью до 1,5 тонн.
Несмотря на небольшую мощность, трактор был с восторгом встречен землепашцами. Завод постоянно наращивал его производство. Всего за три года с начала выпуска фермеры получили 1000 единиц этой модели. Улучшенную вариацию AIR-23 выпускали до середины 50-х годов прошлого века.
Трактор KD-35
До начала 1960-х годов параллельно с колесными румынские машиностроители наладили производство гусеничных тракторов, используя опыт советских конструкторов. За основу был взят «Кировец», показавший неплохие результаты. Новый механизм должен был отличаться несколькими показателями:
✅ иметь большую мощность
✅ быть экономным
✅ недорогим
✅ легким
Поскольку трактор планировали использовать для обработки разных типов почв, он непременно должен быть на гусеничном ходу. И инженеры НАТИ, в котором появился в чертежах KD-35, с честью справились с нелегкой задачей. Новинка вышла на славу и долгое время проработала на полях. Исключительно профессионально машина показала себя при обработке пропашных культур.
Сохранившиеся KD-35 имеют непрезентабельный вид. Фото: youtube.com
Эта модель стала надежным и выносливым гусеничным трактором. Специально созданный дизельный 4-цилиндровый мотор мощностью 45 л. с. прекрасно работал при любых нагрузках. В конструкции механизма значительные изменения внесли в ходовую часть. Трактор имел хорошую маневренность и надежность, был легким в управлении.
В последствии в улучшенной модели KDP-35 для удобства механизатора пристроили двухместную кабину с удобными креслами и хорошим обзором. Новая навесная система позволяла использовать дополнительное оборудование для обработки почвы.
Малоизвестные модели румынских тракторостроителей
В середине 60-х завод выпускал весьма перспективную модель Universal-650. Его мощный 65-сильный мотор обеспечивал трактор хорошей производительностью, маневренностью и выносливостью. Внешне механизм был почти копией польского трактора Ursus C-360, но конструктивно немного отличаются от своего прототипа.
Заднеприводный Universal-650. Фото: youtube.com
Трактор Universal-650 заднеприводный. У него одна задняя передача и пять передних. Есть даже гидроусилитель руля! В Румынии этого верного помощника выпускали не одно десятилетие без серьезных изменений, но ему до сих пор отдают предпочтение фермеры и мелкие хозяйства. Он незаменим при различных работах. Надежный помощник по-прежнему трудится в различных производствах и не торопится сходить со сцены.
Параллельно с этими моделями примерно в это время освоили производство колесных тракторов модификации UTOS – 2, 22, 26 и 27. Гусеничными были трактора модификации С – 650, 651 и 1500. Их количество было ограниченным.
Трактор-легенда Universal V445
Отдельных хвалебных слов заслуживает модель Universal V445, которую серийно начали выпускать с 1981 года. С этим трактором знакомы во многих уголках земли. В некоторых местах он еще трудится. Этот механизм поистине уникален:
✅ экономичный
✅ безопасный
✅ выносливый
✅ долговечный
✅ дешевый
Только трактора марки МТЗ могут составить ему конкуренцию. Умеет выполнять все виды обработки почвы, включая окучивание культур, междурядную обработку, боронование и культивацию. Благодаря своей уникальной конструкции, он справится почти с любой работой.
Несмотря на небольшую мощность и маленькую скорость, прекрасно зарекомендовал себя в разных амплуа: от обработки пахотных угодий до погрузки и транспортировки грузов. Большой перечень навесного оборудования способен сделать V445 практически незаменимым для сельских работ и городского хозяйства.
Отсутствие кабины для тракториста стало небольшой, но вполне решаемой проблемой. Более привлекательной выглядела высокая маневренность, небольшие размеры, универсальность в использовании, дешевизна ремонта и надежность.
Конец былой славы румынских машиностроителей
Тракторный завод в Брашове успешно выпускал свою продукцию до 2007 года. В самый расцвет своего производства это был шестой по значимости завод в мире. За все время своего существования было произведено более 1 миллиона 300 тысяч тракторов различных модификаций.
Многие из них отправились на экспорт. Фото: youtube.com
Каждый второй экземпляр производился для экспорта в другие страны. Продукцию румынского тракторного завода знают во многих странах и континентах. Некоторые аппараты еще продолжают исправно работать.
К сожалению, распад социалистического лагеря и мировые экономические тенденции привели некогда процветающее предприятие к банкротству. Завод просто не выдержал конкуренции с мировыми лидерами машиностроения. Сначала завод распался на отдельные производства, выпускающие сопутствующую продукцию для тракторостроения, а потом просто прекратил существование.
Сегодня энтузиасты пытаются сохранить историческую технику. Фото: youtube.com
Итальянский инвестор – концерн Landini вел переговоры о приобретении пакета акций Брашовского тракторного завода, но по разным причинам сделка была сорвана. Сейчас заводские корпуса и территория принадлежат другому владельцу.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....