.d-md-none .d-lg-block bibimot

Трактор AIR 22 и другая продукция румынских машиностроителей

Трактор AIR 22 и другая продукция румынских машиностроителей
История румынского тракторного завода, продукция которого известна всему миру, имеет давнее начало. На заре своего основания в 1925 году это была румыно-французская компания, занимавшаяся выпуском самолетов. Благодаря помощи советских побратимов, после масштабного переоснащения основной ее продукцией стали мирные машины для обработки полей.


Промышленный центр Брашов, в котором находился авиационный завод «АИР», стал знаменитым благодаря сельскохозяйственным тракторам. Послевоенная страна остро нуждалась в машинах для обработки земли. К их изготовлению приступили в 1947 году. Реконструкция предприятия длилась два года. Первый трактор румынской сборки назывался IAR. Завод переименовали в Uzina Traktorul Brasov.

Брашовский тракторный завод выпустил целую линейку современных по тем временам тракторов. Кроме знаменитого IAR, румыны делали и другие модификации. Отдельного упоминания заслуживают модели KD-35 и Universal V445. Продукция завода известна в 115 странах мира.


Первый румынский трактор IAR-22


После перенастройки производства на мирное время с конвейеров Брашовского тракторного завода вышла первая модель IAR-22. Советскому Союзу было крайне необходимо быстро наладить выпуск такой техники. Решили использовать мощности бывшего авиационного завода. Автором и генеральным конструктором стал признанный во всей Румынии Раду Мардереску. Для небольшой страны, недавно поднявшейся из послевоенных руин, это являлось огромным прорывом.

Трактор AIR 22 и другая продукция румынских машиностроителейIAR-22 стал незаменимым помощником на поле. Фото: youtube.com

Конечно, речь не идет о по-настоящему собственной конструкции. Его прототипом стал немецкий Hanomag R40. Румынский агрегат – это практически копия заграничного собрата. В нем только значительно поработали с трансмиссией и немного видоизменили кузов. Трактор оснастили пятилитровым дизельным четырехцилиндровым мотором мощностью 40 л. с. и четырехступенчатой коробкой передач.

Поскольку трактор использовался для разных видов работ, его колеса могли заменяться. Если IAR-22 работал на пашне, ему монтировали колеса из металла. Если аппарат выполнял функцию тягача, он ездил на колесах с ободами из резины. Мог буксировать небольшие прицепные устройства грузоподъемностью до 1,5 тонн.
Несмотря на небольшую мощность, трактор был с восторгом встречен землепашцами. Завод постоянно наращивал его производство. Всего за три года с начала выпуска фермеры получили 1000 единиц этой модели. Улучшенную вариацию AIR-23 выпускали до середины 50-х годов прошлого века.

Трактор KD-35


До начала 1960-х годов параллельно с колесными румынские машиностроители наладили производство гусеничных тракторов, используя опыт советских конструкторов. За основу был взят «Кировец», показавший неплохие результаты. Новый механизм должен был отличаться несколькими показателями:

✅ иметь большую мощность
✅ быть экономным
✅ недорогим
✅ легким

Поскольку трактор планировали использовать для обработки разных типов почв, он непременно должен быть на гусеничном ходу. И инженеры НАТИ, в котором появился в чертежах KD-35, с честью справились с нелегкой задачей. Новинка вышла на славу и долгое время проработала на полях. Исключительно профессионально машина показала себя при обработке пропашных культур.

Сохранившиеся KD-35 имеют непрезентабельный вид. Фото: youtube.com

Эта модель стала надежным и выносливым гусеничным трактором. Специально созданный дизельный 4-цилиндровый мотор мощностью 45 л. с. прекрасно работал при любых нагрузках. В конструкции механизма значительные изменения внесли в ходовую часть. Трактор имел хорошую маневренность и надежность, был легким в управлении.

В последствии в улучшенной модели KDP-35 для удобства механизатора пристроили двухместную кабину с удобными креслами и хорошим обзором. Новая навесная система позволяла использовать дополнительное оборудование для обработки почвы.

Малоизвестные модели румынских тракторостроителей


В середине 60-х завод выпускал весьма перспективную модель Universal-650. Его мощный 65-сильный мотор обеспечивал трактор хорошей производительностью, маневренностью и выносливостью. Внешне механизм был почти копией польского трактора Ursus C-360, но конструктивно немного отличаются от своего прототипа.

Заднеприводный Universal-650. Фото: youtube.com

Трактор Universal-650 заднеприводный. У него одна задняя передача и пять передних. Есть даже гидроусилитель руля! В Румынии этого верного помощника выпускали не одно десятилетие без серьезных изменений, но ему до сих пор отдают предпочтение фермеры и мелкие хозяйства. Он незаменим при различных работах. Надежный помощник по-прежнему трудится в различных производствах и не торопится сходить со сцены.

Параллельно с этими моделями примерно в это время освоили производство колесных тракторов модификации UTOS – 2, 22, 26 и 27. Гусеничными были трактора модификации С – 650, 651 и 1500. Их количество было ограниченным.

Трактор-легенда Universal V445


Отдельных хвалебных слов заслуживает модель Universal V445, которую серийно начали выпускать с 1981 года. С этим трактором знакомы во многих уголках земли. В некоторых местах он еще трудится. Этот механизм поистине уникален:

✅ экономичный
✅ безопасный
✅ выносливый
✅ долговечный
✅ дешевый

Только трактора марки МТЗ могут составить ему конкуренцию. Умеет выполнять все виды обработки почвы, включая окучивание культур, междурядную обработку, боронование и культивацию. Благодаря своей уникальной конструкции, он справится почти с любой работой.

Несмотря на небольшую мощность и маленькую скорость, прекрасно зарекомендовал себя в разных амплуа: от обработки пахотных угодий до погрузки и транспортировки грузов. Большой перечень навесного оборудования способен сделать V445 практически незаменимым для сельских работ и городского хозяйства.

Отсутствие кабины для тракториста стало небольшой, но вполне решаемой проблемой. Более привлекательной выглядела высокая маневренность, небольшие размеры, универсальность в использовании, дешевизна ремонта и надежность.

Конец былой славы румынских машиностроителей


Тракторный завод в Брашове успешно выпускал свою продукцию до 2007 года. В самый расцвет своего производства это был шестой по значимости завод в мире. За все время своего существования было произведено более 1 миллиона 300 тысяч тракторов различных модификаций.

Многие из них отправились на экспорт. Фото: youtube.com

Каждый второй экземпляр производился для экспорта в другие страны. Продукцию румынского тракторного завода знают во многих странах и континентах. Некоторые аппараты еще продолжают исправно работать.

К сожалению, распад социалистического лагеря и мировые экономические тенденции привели некогда процветающее предприятие к банкротству. Завод просто не выдержал конкуренции с мировыми лидерами машиностроения. Сначала завод распался на отдельные производства, выпускающие сопутствующую продукцию для тракторостроения, а потом просто прекратил существование.

Сегодня энтузиасты пытаются сохранить историческую технику. Фото: youtube.com

Итальянский инвестор – концерн Landini вел переговоры о приобретении пакета акций Брашовского тракторного завода, но по разным причинам сделка была сорвана. Сейчас заводские корпуса и территория принадлежат другому владельцу.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Что вам известно о румынских тракторах?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Flyboard Air – летающая реактивная доска уже реальна и продается всем желающимТрактор Т-150К – легендарный труженик советских полей

Зачем японским поездам такой нос

Зачем японским поездам такой нос

Необычная конфигурации головного вагона поездов японской транспортной системы «Синкансэн» скопирована с обычной птицы. Для чего это было сделано и что...
  • 3 896