Трактор AIR 22 и другая продукция румынских машиностроителей
История румынского тракторного завода, продукция которого известна всему миру, имеет давнее начало. На заре своего основания в 1925 году это была румыно-французская компания, занимавшаяся выпуском самолетов. Благодаря помощи советских побратимов, после масштабного переоснащения основной ее продукцией стали мирные машины для обработки полей.
Промышленный центр Брашов, в котором находился авиационный завод «АИР», стал знаменитым благодаря сельскохозяйственным тракторам. Послевоенная страна остро нуждалась в машинах для обработки земли. К их изготовлению приступили в 1947 году. Реконструкция предприятия длилась два года. Первый трактор румынской сборки назывался IAR. Завод переименовали в Uzina Traktorul Brasov.
После перенастройки производства на мирное время с конвейеров Брашовского тракторного завода вышла первая модель IAR-22. Советскому Союзу было крайне необходимо быстро наладить выпуск такой техники. Решили использовать мощности бывшего авиационного завода. Автором и генеральным конструктором стал признанный во всей Румынии Раду Мардереску. Для небольшой страны, недавно поднявшейся из послевоенных руин, это являлось огромным прорывом.
Конечно, речь не идет о по-настоящему собственной конструкции. Его прототипом стал немецкий Hanomag R40. Румынский агрегат – это практически копия заграничного собрата. В нем только значительно поработали с трансмиссией и немного видоизменили кузов. Трактор оснастили пятилитровым дизельным четырехцилиндровым мотором мощностью 40 л. с. и четырехступенчатой коробкой передач.
Поскольку трактор использовался для разных видов работ, его колеса могли заменяться. Если IAR-22 работал на пашне, ему монтировали колеса из металла. Если аппарат выполнял функцию тягача, он ездил на колесах с ободами из резины. Мог буксировать небольшие прицепные устройства грузоподъемностью до 1,5 тонн.
Несмотря на небольшую мощность, трактор был с восторгом встречен землепашцами. Завод постоянно наращивал его производство. Всего за три года с начала выпуска фермеры получили 1000 единиц этой модели. Улучшенную вариацию AIR-23 выпускали до середины 50-х годов прошлого века.
До начала 1960-х годов параллельно с колесными румынские машиностроители наладили производство гусеничных тракторов, используя опыт советских конструкторов. За основу был взят «Кировец», показавший неплохие результаты. Новый механизм должен был отличаться несколькими показателями:
✅ иметь большую мощность
✅ быть экономным
✅ недорогим
✅ легким
Поскольку трактор планировали использовать для обработки разных типов почв, он непременно должен быть на гусеничном ходу. И инженеры НАТИ, в котором появился в чертежах KD-35, с честью справились с нелегкой задачей. Новинка вышла на славу и долгое время проработала на полях. Исключительно профессионально машина показала себя при обработке пропашных культур.
Эта модель стала надежным и выносливым гусеничным трактором. Специально созданный дизельный 4-цилиндровый мотор мощностью 45 л. с. прекрасно работал при любых нагрузках. В конструкции механизма значительные изменения внесли в ходовую часть. Трактор имел хорошую маневренность и надежность, был легким в управлении.
В последствии в улучшенной модели KDP-35 для удобства механизатора пристроили двухместную кабину с удобными креслами и хорошим обзором. Новая навесная система позволяла использовать дополнительное оборудование для обработки почвы.
В середине 60-х завод выпускал весьма перспективную модель Universal-650. Его мощный 65-сильный мотор обеспечивал трактор хорошей производительностью, маневренностью и выносливостью. Внешне механизм был почти копией польского трактора Ursus C-360, но конструктивно немного отличаются от своего прототипа.
Трактор Universal-650 заднеприводный. У него одна задняя передача и пять передних. Есть даже гидроусилитель руля! В Румынии этого верного помощника выпускали не одно десятилетие без серьезных изменений, но ему до сих пор отдают предпочтение фермеры и мелкие хозяйства. Он незаменим при различных работах. Надежный помощник по-прежнему трудится в различных производствах и не торопится сходить со сцены.
Параллельно с этими моделями примерно в это время освоили производство колесных тракторов модификации UTOS – 2, 22, 26 и 27. Гусеничными были трактора модификации С – 650, 651 и 1500. Их количество было ограниченным.
Отдельных хвалебных слов заслуживает модель Universal V445, которую серийно начали выпускать с 1981 года. С этим трактором знакомы во многих уголках земли. В некоторых местах он еще трудится. Этот механизм поистине уникален:
✅ экономичный
✅ безопасный
✅ выносливый
✅ долговечный
✅ дешевый
Только трактора марки МТЗ могут составить ему конкуренцию. Умеет выполнять все виды обработки почвы, включая окучивание культур, междурядную обработку, боронование и культивацию. Благодаря своей уникальной конструкции, он справится почти с любой работой.
Несмотря на небольшую мощность и маленькую скорость, прекрасно зарекомендовал себя в разных амплуа: от обработки пахотных угодий до погрузки и транспортировки грузов. Большой перечень навесного оборудования способен сделать V445 практически незаменимым для сельских работ и городского хозяйства.
Отсутствие кабины для тракториста стало небольшой, но вполне решаемой проблемой. Более привлекательной выглядела высокая маневренность, небольшие размеры, универсальность в использовании, дешевизна ремонта и надежность.
Тракторный завод в Брашове успешно выпускал свою продукцию до 2007 года. В самый расцвет своего производства это был шестой по значимости завод в мире. За все время своего существования было произведено более 1 миллиона 300 тысяч тракторов различных модификаций.
Каждый второй экземпляр производился для экспорта в другие страны. Продукцию румынского тракторного завода знают во многих странах и континентах. Некоторые аппараты еще продолжают исправно работать.
К сожалению, распад социалистического лагеря и мировые экономические тенденции привели некогда процветающее предприятие к банкротству. Завод просто не выдержал конкуренции с мировыми лидерами машиностроения. Сначала завод распался на отдельные производства, выпускающие сопутствующую продукцию для тракторостроения, а потом просто прекратил существование.
Итальянский инвестор – концерн Landini вел переговоры о приобретении пакета акций Брашовского тракторного завода, но по разным причинам сделка была сорвана. Сейчас заводские корпуса и территория принадлежат другому владельцу.
Промышленный центр Брашов, в котором находился авиационный завод «АИР», стал знаменитым благодаря сельскохозяйственным тракторам. Послевоенная страна остро нуждалась в машинах для обработки земли. К их изготовлению приступили в 1947 году. Реконструкция предприятия длилась два года. Первый трактор румынской сборки назывался IAR. Завод переименовали в Uzina Traktorul Brasov.
Брашовский тракторный завод выпустил целую линейку современных по тем временам тракторов. Кроме знаменитого IAR, румыны делали и другие модификации. Отдельного упоминания заслуживают модели KD-35 и Universal V445. Продукция завода известна в 115 странах мира.
Первый румынский трактор IAR-22
После перенастройки производства на мирное время с конвейеров Брашовского тракторного завода вышла первая модель IAR-22. Советскому Союзу было крайне необходимо быстро наладить выпуск такой техники. Решили использовать мощности бывшего авиационного завода. Автором и генеральным конструктором стал признанный во всей Румынии Раду Мардереску. Для небольшой страны, недавно поднявшейся из послевоенных руин, это являлось огромным прорывом.
IAR-22 стал незаменимым помощником на поле. Фото: youtube.com
Конечно, речь не идет о по-настоящему собственной конструкции. Его прототипом стал немецкий Hanomag R40. Румынский агрегат – это практически копия заграничного собрата. В нем только значительно поработали с трансмиссией и немного видоизменили кузов. Трактор оснастили пятилитровым дизельным четырехцилиндровым мотором мощностью 40 л. с. и четырехступенчатой коробкой передач.
Поскольку трактор использовался для разных видов работ, его колеса могли заменяться. Если IAR-22 работал на пашне, ему монтировали колеса из металла. Если аппарат выполнял функцию тягача, он ездил на колесах с ободами из резины. Мог буксировать небольшие прицепные устройства грузоподъемностью до 1,5 тонн.
Несмотря на небольшую мощность, трактор был с восторгом встречен землепашцами. Завод постоянно наращивал его производство. Всего за три года с начала выпуска фермеры получили 1000 единиц этой модели. Улучшенную вариацию AIR-23 выпускали до середины 50-х годов прошлого века.
Трактор KD-35
До начала 1960-х годов параллельно с колесными румынские машиностроители наладили производство гусеничных тракторов, используя опыт советских конструкторов. За основу был взят «Кировец», показавший неплохие результаты. Новый механизм должен был отличаться несколькими показателями:
✅ иметь большую мощность
✅ быть экономным
✅ недорогим
✅ легким
Поскольку трактор планировали использовать для обработки разных типов почв, он непременно должен быть на гусеничном ходу. И инженеры НАТИ, в котором появился в чертежах KD-35, с честью справились с нелегкой задачей. Новинка вышла на славу и долгое время проработала на полях. Исключительно профессионально машина показала себя при обработке пропашных культур.
Сохранившиеся KD-35 имеют непрезентабельный вид. Фото: youtube.com
Эта модель стала надежным и выносливым гусеничным трактором. Специально созданный дизельный 4-цилиндровый мотор мощностью 45 л. с. прекрасно работал при любых нагрузках. В конструкции механизма значительные изменения внесли в ходовую часть. Трактор имел хорошую маневренность и надежность, был легким в управлении.
В последствии в улучшенной модели KDP-35 для удобства механизатора пристроили двухместную кабину с удобными креслами и хорошим обзором. Новая навесная система позволяла использовать дополнительное оборудование для обработки почвы.
Малоизвестные модели румынских тракторостроителей
В середине 60-х завод выпускал весьма перспективную модель Universal-650. Его мощный 65-сильный мотор обеспечивал трактор хорошей производительностью, маневренностью и выносливостью. Внешне механизм был почти копией польского трактора Ursus C-360, но конструктивно немного отличаются от своего прототипа.
Заднеприводный Universal-650. Фото: youtube.com
Трактор Universal-650 заднеприводный. У него одна задняя передача и пять передних. Есть даже гидроусилитель руля! В Румынии этого верного помощника выпускали не одно десятилетие без серьезных изменений, но ему до сих пор отдают предпочтение фермеры и мелкие хозяйства. Он незаменим при различных работах. Надежный помощник по-прежнему трудится в различных производствах и не торопится сходить со сцены.
Параллельно с этими моделями примерно в это время освоили производство колесных тракторов модификации UTOS – 2, 22, 26 и 27. Гусеничными были трактора модификации С – 650, 651 и 1500. Их количество было ограниченным.
Трактор-легенда Universal V445
Отдельных хвалебных слов заслуживает модель Universal V445, которую серийно начали выпускать с 1981 года. С этим трактором знакомы во многих уголках земли. В некоторых местах он еще трудится. Этот механизм поистине уникален:
✅ экономичный
✅ безопасный
✅ выносливый
✅ долговечный
✅ дешевый
Только трактора марки МТЗ могут составить ему конкуренцию. Умеет выполнять все виды обработки почвы, включая окучивание культур, междурядную обработку, боронование и культивацию. Благодаря своей уникальной конструкции, он справится почти с любой работой.
Несмотря на небольшую мощность и маленькую скорость, прекрасно зарекомендовал себя в разных амплуа: от обработки пахотных угодий до погрузки и транспортировки грузов. Большой перечень навесного оборудования способен сделать V445 практически незаменимым для сельских работ и городского хозяйства.
Отсутствие кабины для тракториста стало небольшой, но вполне решаемой проблемой. Более привлекательной выглядела высокая маневренность, небольшие размеры, универсальность в использовании, дешевизна ремонта и надежность.
Конец былой славы румынских машиностроителей
Тракторный завод в Брашове успешно выпускал свою продукцию до 2007 года. В самый расцвет своего производства это был шестой по значимости завод в мире. За все время своего существования было произведено более 1 миллиона 300 тысяч тракторов различных модификаций.
Многие из них отправились на экспорт. Фото: youtube.com
Каждый второй экземпляр производился для экспорта в другие страны. Продукцию румынского тракторного завода знают во многих странах и континентах. Некоторые аппараты еще продолжают исправно работать.
К сожалению, распад социалистического лагеря и мировые экономические тенденции привели некогда процветающее предприятие к банкротству. Завод просто не выдержал конкуренции с мировыми лидерами машиностроения. Сначала завод распался на отдельные производства, выпускающие сопутствующую продукцию для тракторостроения, а потом просто прекратил существование.
Сегодня энтузиасты пытаются сохранить историческую технику. Фото: youtube.com
Итальянский инвестор – концерн Landini вел переговоры о приобретении пакета акций Брашовского тракторного завода, но по разным причинам сделка была сорвана. Сейчас заводские корпуса и территория принадлежат другому владельцу.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...