
«Его Величество Царь», «Руссо-Балт» и другие авто Николая II
Сначала «самоходные кареты» не заинтересовали царя Николая II: светская забава. Затем русский самодержец стал заядлым автомобилистом и ценителем хорошей техники. Да таким, что перед самой революцией его гараж насчитывал 56 единиц автомобилей от лучших мировых производителей. В то время несчастный Президент Америки владел жалкими десятью машинами…
А положил начало заразительному делу князь В.Н. Орлов, если не считать потуги министра императорского двора барона В. Фредерикса. Последний, желая приучить царя к автомобилям, взялся продемонстрировать возможности нового вида транспорта. Министр купил и пригнал во дворец французский паровик Serpollet, но оскандалился: паровой котел заглох прямо перед экипажем монаршей семьи. Машину вручную выкатили на обочину: дело было в конце 1890-х.
Попытка В. Орлова оказалась удачнее: в 1904 году он, владея Delaunay-Belleville, предложил Императору прокатиться. За первой поездкой последовала вторая, и вскоре Николай II практически ежедневно пользовался шоферскими услугами князя. А через год решил приобрести такое же авто, да не одно, а «два или три».
«Делоне-Бельвиль» 40HP. Царское Село, 1906 год. Фото: YouTube.com
В начале 1906 года в Царское Село пригнали «Делоне-Бельвиль» 40HP. На модели премиального французского бренда стоял 4-цилиндровый 40-сильный ДВС с цепным приводом на задние колеса. Объем двигателя составлял 7,1 л. Кузов, прикрепленный к шасси 4 болтами, был 6-местный трипл-фаэтон с мягким откидным верхом.
Смазка коленвала происходила под давлением, тормоза имели жидкостное охлаждение. Днище шасси было закрыто металлическими листами для защиты цепи от камней с дороги. Машина с доступной скоростью 90 км/ч стоила 13 416 золотых царских рублей (около $20 млн по теперешнему курсу).
За одним автомобилем последовал второй. Фото: YouTube.com
К слову, с появлением автомобилей в городах стали складываться и меняться уже существующие правила дорожного движения. Так как улицы были запружены конными экипажами и всадниками, предостережение держать коней под узды, когда царь едет, действительно существовало. Расстояние от зевак и ездоков до царского кортежа должно составлять «25 шагов».
Но продолжим автомобильную тему. Царская свита также не осталась без внимания: для ее нужд из Германии привезли 4 «Мерседеса» в кузовах лимузин, ландоле и полуоткрытый. Дворцовый комендант ездил по государственным делам на немецком темно-зеленом лимузине, а позднее получил в распоряжение омнибус компании «Бенц»: то есть в России появился служебный транспорт.
Первые Delaunay-Belleville очень понравились царскому семейству. Кузовным ателье «Кельнер и сыновья» авто были отделаны с небывалой роскошью палисандровым деревом, кожей, оборудованы удобными сиденьями, звуковым сигналом с разной тональностью звучания и фарами. Поэтому «Хозяин Земли Русской» в 1909 году заказал более мощный и современный Delaunay Belleville-70CV.
Роскошный, выполненный по индивидуальному заказу «Его Величество Царь». Фото: YouTube.com
Великолепная машина не только блистала богатым убранством, но и несла под капотом сильнейший агрегат: 6-цилиндрвый 12-литровый мотор, отдающий 70 «лошадей». Так как заказ был сделан самим Императором, авто назвали SMT (Sa Majeste le Tsar): во дворце появился он – «Его Величество Царь».
Модель была чудом техники с невероятными придумками. До строительства автомобилей фирма «Делоне-Бельвиль» (ДБ) занималась паровыми котлами, поэтому в SMT на заводе воплотили лучшие наработки по пневматике. Например, в запуске мотора: поршни и коленвал начинали работу без «кривого» стартера под давлением сжатого воздуха, который подавался сразу в двигатель. Потом, когда машина набирала обороты, пневматику отключали. Конструктивно это было сложно и дорого.
Автопарк Николая Второго. Фото: YouTube.com
Еще благодаря пневматике осуществлялась дистанционная подкачка скатов в движении, появился пневмодомкрат, прожектор и клаксон, тормозная система также задействовалась пневматическим устройством. А окончательным свидетельством «парового» прошлого французской компании были фирменные круглые радиаторные решетки.
Машина «Его Величество Царь» имела высокую 2-метровую остекленную крышу при длине 5,5 м, шкафчики с изящной резьбой для дорожных мелочей, просторные диваны под обивкой из лакированной кожи. Внешние панели были «под золото», на дверях – царские гербы. Цена авто со скоростной отметкой 120 км/ч была в пределах 30 тыс. руб.
Автомобили ДБ выдавала характерная круглая радиаторная решетка. Фото: YouTube.com
В России модель доработали: установили электрические фары Bosch-Licht вместо ацетиленовых и сдвоенные задние покрышки. Колеса до 1913 года оставались с деревянными как на телеге спицами и менялись так же, а быстросъемные скаты типа Rudge-Whitworth появились на ДБ после означенного срока.
Уже к 1907 году при дворе Российской Империи насчитывалось 6 автомобилей, обошедшихся казне и царской семье в 100 тыс. руб. Появилась настоятельная потребность в гараже.
Царский гараж неподалеку от Александровского Дворца в Пушкине. Фото: YouTube.com
Построили 3 здания: в Петергофе, Петербурге и Царском Селе. Последнее занимало площадь около гектара. В помещениях, помимо боксов для машин, были ремонтные мастерские, складские помещения и квартиры для проживания шоферов с семьями. В 1911 году возвели гараж на 25 машин и в Ливадии, куда царственные особы ездили на летний отдых.
Внутри гаражей Николая Второго царил военный порядок. Фото: YouTube.com
Еще один уникальный походный «гараж на колесах» представлял собой два 20-метровых железнодорожных вагона. Содержание всех помещений обходилось дорого: в разные годы тратили от 70 до 90 тыс. руб. Обслуживание автомобилей также влетало в копеечку: на одно только масло уходило 48 руб., а бензин забирал 180 руб. в год!
Походный «гараж на колесах» русского самодержца. Фото: YouTube.com
Другой затратной статьей расхода была водительская униформа. Императрица считала, что люди за рулем должны быть одеты скромно, как прислуга. Но шоферская братия возмутилась: мы – рабочая аристократия, и подавайте нам полувоенную форму. Подали: китель военного чиновника, мерлушковые папахи, черные ботинки, перчатки-краги.
Царские шоферы в зимней униформе. Фото: YouTube.com
А для парадных выездов отложные воротники формы были отделаны золотым шнуром, гербом на петлицах. Жалование водителя составляло 600 руб. в год.
Когда Николай II невольно сделал потрясающую рекламу «Делоне-Бельвиль», за внимание монарха началась битва лучших европейских производителей. Ко двору Его Величества поставлялись немецкие «Мерседесы», французские «Рено» и «Пежо». В 1911 году в императорском гараже появился роскошный и мощный «Роллс-Ройс» под названием «Серебряный Призрак». Автомобиль, по общему мнению, был «лучшим в мире».
Свита сопровождала царя на более скромных «Мерседесах», ДБ, Panhard-Levassor и Serex. Для хозяйственных нужд использовались автобусы и грузовики с прицепными платформами. Отечественный автопром был представлен одним авто «Лесснер» и двумя «Руссо-Балтами» производства Русско-Балтийского Вагонного Завода.
Сестры часто фотографировали цесаревича за рулем миниатюрного «Пежо». Фото: YouTube.com
Один экземпляр в царском автопарке заслуживает особого внимания. Это личный автомобиль цесаревича Алексея, подаренный ему в день рождения. Двухместный «Беби Пежо» миниатюрных размеров (2445х1140 мм) развивал, однако, «недетскую» скорость – до 60 км/ч. Подростку, в силу его заболевания гемофилией, не разрешалось часто ездить на авто. Старшие сестры всякий раз ловили этот редкий момент и фотографировали Алексея за рулем.
Наш «Руссо-Балт» не блистал роскошью, но был очень надежен. Фото: YouTube.com
Также стоит упомянуть первый в мире полугусеничный автомобиль, который придумал личный шофер царя француз Адольф Кегресс. Чтобы машина не застревала в снегу, сзади делали гусеницы из верблюжьей шерсти, а на передние колеса приспосабливали лыжи. Именно так модернизировали гордость российского автопрома – «Руссо-Балт».
Модернизированные полугусеничные «Руссо-Балты» служили царю на фронте в Первой мировой. Фото: YouTube.com
Как видим, автоколлекция Николая Второго была очень богата. Интересным был и путь царя от кавалериста к автомобилисту. В революционные годы гараж вместе со всеми автомобилями на общую сумму 1 млн руб. был национализирован. Часть моделей, среди которых и «Его Величество Царь», по истечении времени сдали в утиль, некоторые машины сохранились в музеях. А маленький автомобиль цесаревича во Вторую мировую попал под бомбежку: о нем остались только черно-белые фото и трогательные воспоминания...
А положил начало заразительному делу князь В.Н. Орлов, если не считать потуги министра императорского двора барона В. Фредерикса. Последний, желая приучить царя к автомобилям, взялся продемонстрировать возможности нового вида транспорта. Министр купил и пригнал во дворец французский паровик Serpollet, но оскандалился: паровой котел заглох прямо перед экипажем монаршей семьи. Машину вручную выкатили на обочину: дело было в конце 1890-х.
«Держи коня под узды – царь едет!»
Попытка В. Орлова оказалась удачнее: в 1904 году он, владея Delaunay-Belleville, предложил Императору прокатиться. За первой поездкой последовала вторая, и вскоре Николай II практически ежедневно пользовался шоферскими услугами князя. А через год решил приобрести такое же авто, да не одно, а «два или три».

В начале 1906 года в Царское Село пригнали «Делоне-Бельвиль» 40HP. На модели премиального французского бренда стоял 4-цилиндровый 40-сильный ДВС с цепным приводом на задние колеса. Объем двигателя составлял 7,1 л. Кузов, прикрепленный к шасси 4 болтами, был 6-местный трипл-фаэтон с мягким откидным верхом.
Смазка коленвала происходила под давлением, тормоза имели жидкостное охлаждение. Днище шасси было закрыто металлическими листами для защиты цепи от камней с дороги. Машина с доступной скоростью 90 км/ч стоила 13 416 золотых царских рублей (около $20 млн по теперешнему курсу).

К слову, с появлением автомобилей в городах стали складываться и меняться уже существующие правила дорожного движения. Так как улицы были запружены конными экипажами и всадниками, предостережение держать коней под узды, когда царь едет, действительно существовало. Расстояние от зевак и ездоков до царского кортежа должно составлять «25 шагов».
Следующие автомобили Императора Николая II
Но продолжим автомобильную тему. Царская свита также не осталась без внимания: для ее нужд из Германии привезли 4 «Мерседеса» в кузовах лимузин, ландоле и полуоткрытый. Дворцовый комендант ездил по государственным делам на немецком темно-зеленом лимузине, а позднее получил в распоряжение омнибус компании «Бенц»: то есть в России появился служебный транспорт.
Первые Delaunay-Belleville очень понравились царскому семейству. Кузовным ателье «Кельнер и сыновья» авто были отделаны с небывалой роскошью палисандровым деревом, кожей, оборудованы удобными сиденьями, звуковым сигналом с разной тональностью звучания и фарами. Поэтому «Хозяин Земли Русской» в 1909 году заказал более мощный и современный Delaunay Belleville-70CV.

Великолепная машина не только блистала богатым убранством, но и несла под капотом сильнейший агрегат: 6-цилиндрвый 12-литровый мотор, отдающий 70 «лошадей». Так как заказ был сделан самим Императором, авто назвали SMT (Sa Majeste le Tsar): во дворце появился он – «Его Величество Царь».
Модель была чудом техники с невероятными придумками. До строительства автомобилей фирма «Делоне-Бельвиль» (ДБ) занималась паровыми котлами, поэтому в SMT на заводе воплотили лучшие наработки по пневматике. Например, в запуске мотора: поршни и коленвал начинали работу без «кривого» стартера под давлением сжатого воздуха, который подавался сразу в двигатель. Потом, когда машина набирала обороты, пневматику отключали. Конструктивно это было сложно и дорого.

Еще благодаря пневматике осуществлялась дистанционная подкачка скатов в движении, появился пневмодомкрат, прожектор и клаксон, тормозная система также задействовалась пневматическим устройством. А окончательным свидетельством «парового» прошлого французской компании были фирменные круглые радиаторные решетки.
Машина «Его Величество Царь» имела высокую 2-метровую остекленную крышу при длине 5,5 м, шкафчики с изящной резьбой для дорожных мелочей, просторные диваны под обивкой из лакированной кожи. Внешние панели были «под золото», на дверях – царские гербы. Цена авто со скоростной отметкой 120 км/ч была в пределах 30 тыс. руб.

В России модель доработали: установили электрические фары Bosch-Licht вместо ацетиленовых и сдвоенные задние покрышки. Колеса до 1913 года оставались с деревянными как на телеге спицами и менялись так же, а быстросъемные скаты типа Rudge-Whitworth появились на ДБ после означенного срока.
Царские гаражи
Уже к 1907 году при дворе Российской Империи насчитывалось 6 автомобилей, обошедшихся казне и царской семье в 100 тыс. руб. Появилась настоятельная потребность в гараже.

Построили 3 здания: в Петергофе, Петербурге и Царском Селе. Последнее занимало площадь около гектара. В помещениях, помимо боксов для машин, были ремонтные мастерские, складские помещения и квартиры для проживания шоферов с семьями. В 1911 году возвели гараж на 25 машин и в Ливадии, куда царственные особы ездили на летний отдых.

Еще один уникальный походный «гараж на колесах» представлял собой два 20-метровых железнодорожных вагона. Содержание всех помещений обходилось дорого: в разные годы тратили от 70 до 90 тыс. руб. Обслуживание автомобилей также влетало в копеечку: на одно только масло уходило 48 руб., а бензин забирал 180 руб. в год!

Другой затратной статьей расхода была водительская униформа. Императрица считала, что люди за рулем должны быть одеты скромно, как прислуга. Но шоферская братия возмутилась: мы – рабочая аристократия, и подавайте нам полувоенную форму. Подали: китель военного чиновника, мерлушковые папахи, черные ботинки, перчатки-краги.

А для парадных выездов отложные воротники формы были отделаны золотым шнуром, гербом на петлицах. Жалование водителя составляло 600 руб. в год.
Продолжение царского автопарка
Когда Николай II невольно сделал потрясающую рекламу «Делоне-Бельвиль», за внимание монарха началась битва лучших европейских производителей. Ко двору Его Величества поставлялись немецкие «Мерседесы», французские «Рено» и «Пежо». В 1911 году в императорском гараже появился роскошный и мощный «Роллс-Ройс» под названием «Серебряный Призрак». Автомобиль, по общему мнению, был «лучшим в мире».
Свита сопровождала царя на более скромных «Мерседесах», ДБ, Panhard-Levassor и Serex. Для хозяйственных нужд использовались автобусы и грузовики с прицепными платформами. Отечественный автопром был представлен одним авто «Лесснер» и двумя «Руссо-Балтами» производства Русско-Балтийского Вагонного Завода.

Один экземпляр в царском автопарке заслуживает особого внимания. Это личный автомобиль цесаревича Алексея, подаренный ему в день рождения. Двухместный «Беби Пежо» миниатюрных размеров (2445х1140 мм) развивал, однако, «недетскую» скорость – до 60 км/ч. Подростку, в силу его заболевания гемофилией, не разрешалось часто ездить на авто. Старшие сестры всякий раз ловили этот редкий момент и фотографировали Алексея за рулем.

Также стоит упомянуть первый в мире полугусеничный автомобиль, который придумал личный шофер царя француз Адольф Кегресс. Чтобы машина не застревала в снегу, сзади делали гусеницы из верблюжьей шерсти, а на передние колеса приспосабливали лыжи. Именно так модернизировали гордость российского автопрома – «Руссо-Балт».

Как видим, автоколлекция Николая Второго была очень богата. Интересным был и путь царя от кавалериста к автомобилисту. В революционные годы гараж вместе со всеми автомобилями на общую сумму 1 млн руб. был национализирован. Часть моделей, среди которых и «Его Величество Царь», по истечении времени сдали в утиль, некоторые машины сохранились в музеях. А маленький автомобиль цесаревича во Вторую мировую попал под бомбежку: о нем остались только черно-белые фото и трогательные воспоминания...
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...