
LRV – первый и последний пилотируемый покоритель Луны
Одним из главных результатов «Космической гонки» между СССР и США в период с 1957 по 1988 годы стала высадка и прогулка человека по Луне. Произошло это в 1969 году, спустя 8 лет после первого пилотируемого космического полета, прославившего Юрия Гагарина на весь мир. Уже мало кто знает, что были и другие не менее интересные достижения. Как вам поездки по лунному грунту?
Технически, первым в мире планетоходом, успешно выполнившим все свои задачи на поверхности другого небесного тела, стал советский аппарат с незамысловатым названием «Луноход-1». Очень уж любили в СССР давать космическим аппаратам понятные «имена» с нумерацией. «Зонд-5», «Луна-9», «Союз-4», «Марс-2» и «Венера-10» – вот одни из многочисленных тому подтверждений.
Загвоздка в том, что «Луноход-1» был дистанционно-управляемым самоходным аппаратом. То есть полноценным «лунным автомобилем» назвать его никак нельзя. Но не стоит умалять заслуги этого аппарата. Все-таки он проработал на поверхности спутника 10,5 месяцев и проехал 10540 метров.
Советский Луноход-1 в качестве первооткрывателя колесных путешествий по Луне. Фото: youtube.com
Несмотря на то, что технически «Луноход-1» не был пилотируемым аппаратом, ему дали даже свой VIN-номер – 8ЕЛ №203. Устройство контролировалось с Земли по радиосвязи. Для этой задачи даже подготовили нескольких операторов, официально получивших профессию «водитель лунохода».
Как и в вопросе полета человека на Луну, американцы обогнали СССР и в сфере покорения лунной поверхности на «управляемых колесах». Первым таким аппаратом стал LRV – Lunar Roving Vehicle. Именно с него началась пусть и короткая, но важная веха пилотируемых поездок по спутнику Земли.
Лунные роверы LRV – это четырехколесные электрические вездеходы на двух батареях, летавшие на спутник Земли три раза в рамках миссий «Аполлон-15», «Аполлон-16» и «Аполлон-17» в 1971 и 1972 годах. Главным разработчиком и подрядчиком на этапе сборки выступал известный Boeing.
Реальные кадры эксплуатации первого экземпляра LRV на Луне. Фото: youtube.com
Разработка лунохода заняла всего лишь 17 месяцев – рекордные сроки для столь сложной техники, еще и в 70-х годах ХХ века. Особых затруднений на этом этапе у инженеров не возникло, хоть и во время эксплуатации роверов непосредственно на поверхности Луны возникали некоторые казусы.
Так, LRV в миссии «Аполлон-16» во время высадки лишился удлинителя заднего крыла. В итоге во время движения лунная пыль была выброшена из-под колеса и покрыла всю аппаратуру в «салоне». Одна из батарей сильно нагрелась, энергопотребление выросло. О ремонте не могло идти и речи – не те условия. Благо, эта миссия закончилась без серьезных проблем.
LRV в рамках «Аполлон-17» столкнулся с аналогичной проблемой. Однако, на этот раз крыло сломалось из-за случайного удара молотка астронавтом. На этот удалось сделать кустарный ремонт за счет клейкой ленты и лишних металлических элементов спускаемого аппарата.
Колеса лунного ровера были изготовлены из мелкой металлической сетки для лучшего сцепления с рыхлым грунтом. Фото: youtube.com
Первый контракт на производство пилотируемого лунного вездехода оценивался в 19 миллионов долларов США и должен был быть завершен к 1 апреля 1971 года. Однако по мере осуществления работ смета внезапно выросла ровно в два раза и составила 38 миллионов долларов. Примерно в такую же сумму обошлись и остальные экземпляры. Всего было построено четыре ровера – три из них добрались до цели, а последний, не нашедший свою миссию, в итоге стал донором запчастей.
Кроме реальных аппаратов были и многочисленные функциональные модели для разных целей. В том числе это инженерный вариант для проектирования систем, статическая модификация для так называемой примерки под астронавтов. Были и тренировочные модели для обучения «пилотов».
Каждый экземпляр ровера LRV весил 210 кг и мог перевозить дополнительно 490 кг – астронавтов и груз в виде лунного грунта. Трехметровая рама состояла из трех частей, соединенных шарнирами. За счет этого аппараты летели на Луну в сложенном состоянии, и разворачивались уже по прилету.
При полной загрузке дорожный просвет лунохода составлял 350 мм при максимальной высоте LRV в размере 1,1 мм. За счет большого угла поворота колес радиус разворота составлял всего 3 метра.
По прилету на Луну ровер раскладывался и спускался на грунт двумя астронавтами. Фото: youtube.com
В движение луноход приводился четырьмя ТЭДами – тяговыми электродвигателями на постоянном токе. Каждый мотор имел мощность 190 Вт и мог работать на скорости до 10000 об/мин. На колеса тяга передавалась через волновой редуктор с передаточным числом 80:1.
Для управления использовались два дополнительных электромотора – по одному на каждую ось. В качестве источника энергии для всех двигателей выступала сборка из двух неперезаряжаемых аккумуляторных батарей. Каждая из них имела емкость 121 А*ч и выдавала напряжение 36 Вольт.
Средняя скорость передвижения лунохода – 8-10 км/ч. Однако на некоторых участках удавалось разогнаться до 16 км/ч, а в рамках миссии «Аполлон-17» был поставлен рекорд в размере 18 км/ч. Так как сила тяжести на Луне в 6 раз меньше земной, даже на такой скорости LVR сильно прыгал.
На борту лунного вездехода была остронаправленная параболическая антенна. Именно через нее поддерживалась связь непосредственно с Землей. Ее также дублировала ненаправленная антенна.
Роверы LRV комплектовались 16-мм кинокамерой, цветной телекамерой и 70-мм фотокамерой. С помощью этих инструментов было отснято и передано изрядное количество изображений и видео.
До сих пор многие страны хотят повторить успех советских и американских инженеров XX-го века в плане освоения Луны космонавтами за рулем луноходов. Например, в начале 2022 года японская Toyota заявила о разработке пилотируемого аппарата Lunar Cruiser. Компания назвала луноход по аналогии с Land Cruiser и заявила о стремлении создать аппарат для Луны таким же безопасным.
Концепт многоместного лунохода от Toyota. Фото: youtube.com
Не менее интересную разработку показывает студия Astrolab. Сейчас идет работа над созданием многофункционального лунохода FLEX – Flexible Logistics & Exploration. Хоть его колеса достаточно маленькие, заявлено, что аппарат сможет перевозить двух космонавтов и большие объемы грузов. В рамках проекта Astrolab плотно сотрудничает с производителем электрических машин Venturi.
«Луноход-1» и LRV стали первыми в своем роде, но не единственными аппаратами на колесах, по сей день покоящимися на поверхности спутника. Все потому, что там есть еще четыре лунохода:
✅ Второй экземпляр LRV. Попал на Луну вместе с экспедицией «Аполлон-16» в 1972 году. В его списке заслуг – сбор самого крупного образца лунного грунта, доставленного на Землю.
✅ Третий экземпляр LRV. Прибыл в рамках экспедиции «Аполлон-17». Был быстрее своего предшественника, развивая 18 км/ч. Стал последним пилотируемым луноходом в истории.
✅ «Луноход-2». Второй советский «ровер» попал на спутник в 1973 году. Он поставил рекорд по пройденному расстоянию – 37 км – и передал на Землю более 80000 фотоснимков.
✅ Юйту. Самый «свежий» в классе аппарат вскружил клубы лунной пыли совсем недавно – в 2013 году. Увы, за месяц он проехал всего 100 метров, и после этого безнадежно застрял.
В теории всегда была вероятность «лунного ДТП», так как хронологически аппараты «Луноход-1» и ровер LRV миссии «Аполлон-15» находились на спутнике Земли в один период времени. Обошлось.
Интересно, что «Луноход-2» в 1993 году был выкуплен бизнесменом Ричардом Гарритотом за 68500 долларов США на аукционе. Этот человек стал единственным в мире обладателем имущества за пределами Земли. Неизвестно, застраховал ли он новый «авто» от падения метеорита, или нет.
Сейчас на Луне в вечной тишине и холоде «обитают» 80 искусственных объектов, и лишь 6 из них – это луноходы, в том числе 3 пилотируемых. Такая статистика сама по себе намекает на то, насколько сложными являются разработка, доставка и эксплуатация этих аппаратов в 400000 км от Земли. Остается надеяться, что лунные программы будут возобновлены вновь, и нас ждут новые рекорды.
Кто же первый – «Луноход-1» или LRV?
Технически, первым в мире планетоходом, успешно выполнившим все свои задачи на поверхности другого небесного тела, стал советский аппарат с незамысловатым названием «Луноход-1». Очень уж любили в СССР давать космическим аппаратам понятные «имена» с нумерацией. «Зонд-5», «Луна-9», «Союз-4», «Марс-2» и «Венера-10» – вот одни из многочисленных тому подтверждений.
Загвоздка в том, что «Луноход-1» был дистанционно-управляемым самоходным аппаратом. То есть полноценным «лунным автомобилем» назвать его никак нельзя. Но не стоит умалять заслуги этого аппарата. Все-таки он проработал на поверхности спутника 10,5 месяцев и проехал 10540 метров.

Несмотря на то, что технически «Луноход-1» не был пилотируемым аппаратом, ему дали даже свой VIN-номер – 8ЕЛ №203. Устройство контролировалось с Земли по радиосвязи. Для этой задачи даже подготовили нескольких операторов, официально получивших профессию «водитель лунохода».
Как и в вопросе полета человека на Луну, американцы обогнали СССР и в сфере покорения лунной поверхности на «управляемых колесах». Первым таким аппаратом стал LRV – Lunar Roving Vehicle. Именно с него началась пусть и короткая, но важная веха пилотируемых поездок по спутнику Земли.
Коротко об истории аппаратов LRV
Лунные роверы LRV – это четырехколесные электрические вездеходы на двух батареях, летавшие на спутник Земли три раза в рамках миссий «Аполлон-15», «Аполлон-16» и «Аполлон-17» в 1971 и 1972 годах. Главным разработчиком и подрядчиком на этапе сборки выступал известный Boeing.

Разработка лунохода заняла всего лишь 17 месяцев – рекордные сроки для столь сложной техники, еще и в 70-х годах ХХ века. Особых затруднений на этом этапе у инженеров не возникло, хоть и во время эксплуатации роверов непосредственно на поверхности Луны возникали некоторые казусы.
Так, LRV в миссии «Аполлон-16» во время высадки лишился удлинителя заднего крыла. В итоге во время движения лунная пыль была выброшена из-под колеса и покрыла всю аппаратуру в «салоне». Одна из батарей сильно нагрелась, энергопотребление выросло. О ремонте не могло идти и речи – не те условия. Благо, эта миссия закончилась без серьезных проблем.
LRV в рамках «Аполлон-17» столкнулся с аналогичной проблемой. Однако, на этот раз крыло сломалось из-за случайного удара молотка астронавтом. На этот удалось сделать кустарный ремонт за счет клейкой ленты и лишних металлических элементов спускаемого аппарата.

Первый контракт на производство пилотируемого лунного вездехода оценивался в 19 миллионов долларов США и должен был быть завершен к 1 апреля 1971 года. Однако по мере осуществления работ смета внезапно выросла ровно в два раза и составила 38 миллионов долларов. Примерно в такую же сумму обошлись и остальные экземпляры. Всего было построено четыре ровера – три из них добрались до цели, а последний, не нашедший свою миссию, в итоге стал донором запчастей.
Кроме реальных аппаратов были и многочисленные функциональные модели для разных целей. В том числе это инженерный вариант для проектирования систем, статическая модификация для так называемой примерки под астронавтов. Были и тренировочные модели для обучения «пилотов».
На что же был способен луноход LRV?
Каждый экземпляр ровера LRV весил 210 кг и мог перевозить дополнительно 490 кг – астронавтов и груз в виде лунного грунта. Трехметровая рама состояла из трех частей, соединенных шарнирами. За счет этого аппараты летели на Луну в сложенном состоянии, и разворачивались уже по прилету.
При полной загрузке дорожный просвет лунохода составлял 350 мм при максимальной высоте LRV в размере 1,1 мм. За счет большого угла поворота колес радиус разворота составлял всего 3 метра.

В движение луноход приводился четырьмя ТЭДами – тяговыми электродвигателями на постоянном токе. Каждый мотор имел мощность 190 Вт и мог работать на скорости до 10000 об/мин. На колеса тяга передавалась через волновой редуктор с передаточным числом 80:1.
Для управления использовались два дополнительных электромотора – по одному на каждую ось. В качестве источника энергии для всех двигателей выступала сборка из двух неперезаряжаемых аккумуляторных батарей. Каждая из них имела емкость 121 А*ч и выдавала напряжение 36 Вольт.
Средняя скорость передвижения лунохода – 8-10 км/ч. Однако на некоторых участках удавалось разогнаться до 16 км/ч, а в рамках миссии «Аполлон-17» был поставлен рекорд в размере 18 км/ч. Так как сила тяжести на Луне в 6 раз меньше земной, даже на такой скорости LVR сильно прыгал.
На борту лунного вездехода была остронаправленная параболическая антенна. Именно через нее поддерживалась связь непосредственно с Землей. Ее также дублировала ненаправленная антенна.
Роверы LRV комплектовались 16-мм кинокамерой, цветной телекамерой и 70-мм фотокамерой. С помощью этих инструментов было отснято и передано изрядное количество изображений и видео.
Новые разработки в сфере «гонок» по Луне
До сих пор многие страны хотят повторить успех советских и американских инженеров XX-го века в плане освоения Луны космонавтами за рулем луноходов. Например, в начале 2022 года японская Toyota заявила о разработке пилотируемого аппарата Lunar Cruiser. Компания назвала луноход по аналогии с Land Cruiser и заявила о стремлении создать аппарат для Луны таким же безопасным.

Не менее интересную разработку показывает студия Astrolab. Сейчас идет работа над созданием многофункционального лунохода FLEX – Flexible Logistics & Exploration. Хоть его колеса достаточно маленькие, заявлено, что аппарат сможет перевозить двух космонавтов и большие объемы грузов. В рамках проекта Astrolab плотно сотрудничает с производителем электрических машин Venturi.
Какие еще луноходы «припаркованы» на Луне?
«Луноход-1» и LRV стали первыми в своем роде, но не единственными аппаратами на колесах, по сей день покоящимися на поверхности спутника. Все потому, что там есть еще четыре лунохода:
✅ Второй экземпляр LRV. Попал на Луну вместе с экспедицией «Аполлон-16» в 1972 году. В его списке заслуг – сбор самого крупного образца лунного грунта, доставленного на Землю.
✅ Третий экземпляр LRV. Прибыл в рамках экспедиции «Аполлон-17». Был быстрее своего предшественника, развивая 18 км/ч. Стал последним пилотируемым луноходом в истории.
✅ «Луноход-2». Второй советский «ровер» попал на спутник в 1973 году. Он поставил рекорд по пройденному расстоянию – 37 км – и передал на Землю более 80000 фотоснимков.
✅ Юйту. Самый «свежий» в классе аппарат вскружил клубы лунной пыли совсем недавно – в 2013 году. Увы, за месяц он проехал всего 100 метров, и после этого безнадежно застрял.
В теории всегда была вероятность «лунного ДТП», так как хронологически аппараты «Луноход-1» и ровер LRV миссии «Аполлон-15» находились на спутнике Земли в один период времени. Обошлось.
Интересно, что «Луноход-2» в 1993 году был выкуплен бизнесменом Ричардом Гарритотом за 68500 долларов США на аукционе. Этот человек стал единственным в мире обладателем имущества за пределами Земли. Неизвестно, застраховал ли он новый «авто» от падения метеорита, или нет.
Заключение
Сейчас на Луне в вечной тишине и холоде «обитают» 80 искусственных объектов, и лишь 6 из них – это луноходы, в том числе 3 пилотируемых. Такая статистика сама по себе намекает на то, насколько сложными являются разработка, доставка и эксплуатация этих аппаратов в 400000 км от Земли. Остается надеяться, что лунные программы будут возобновлены вновь, и нас ждут новые рекорды.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...