LRV – первый и последний пилотируемый покоритель Луны
Одним из главных результатов «Космической гонки» между СССР и США в период с 1957 по 1988 годы стала высадка и прогулка человека по Луне. Произошло это в 1969 году, спустя 8 лет после первого пилотируемого космического полета, прославившего Юрия Гагарина на весь мир. Уже мало кто знает, что были и другие не менее интересные достижения. Как вам поездки по лунному грунту?
Технически, первым в мире планетоходом, успешно выполнившим все свои задачи на поверхности другого небесного тела, стал советский аппарат с незамысловатым названием «Луноход-1». Очень уж любили в СССР давать космическим аппаратам понятные «имена» с нумерацией. «Зонд-5», «Луна-9», «Союз-4», «Марс-2» и «Венера-10» – вот одни из многочисленных тому подтверждений.
Загвоздка в том, что «Луноход-1» был дистанционно-управляемым самоходным аппаратом. То есть полноценным «лунным автомобилем» назвать его никак нельзя. Но не стоит умалять заслуги этого аппарата. Все-таки он проработал на поверхности спутника 10,5 месяцев и проехал 10540 метров.
Несмотря на то, что технически «Луноход-1» не был пилотируемым аппаратом, ему дали даже свой VIN-номер – 8ЕЛ №203. Устройство контролировалось с Земли по радиосвязи. Для этой задачи даже подготовили нескольких операторов, официально получивших профессию «водитель лунохода».
Как и в вопросе полета человека на Луну, американцы обогнали СССР и в сфере покорения лунной поверхности на «управляемых колесах». Первым таким аппаратом стал LRV – Lunar Roving Vehicle. Именно с него началась пусть и короткая, но важная веха пилотируемых поездок по спутнику Земли.
Лунные роверы LRV – это четырехколесные электрические вездеходы на двух батареях, летавшие на спутник Земли три раза в рамках миссий «Аполлон-15», «Аполлон-16» и «Аполлон-17» в 1971 и 1972 годах. Главным разработчиком и подрядчиком на этапе сборки выступал известный Boeing.
Разработка лунохода заняла всего лишь 17 месяцев – рекордные сроки для столь сложной техники, еще и в 70-х годах ХХ века. Особых затруднений на этом этапе у инженеров не возникло, хоть и во время эксплуатации роверов непосредственно на поверхности Луны возникали некоторые казусы.
Так, LRV в миссии «Аполлон-16» во время высадки лишился удлинителя заднего крыла. В итоге во время движения лунная пыль была выброшена из-под колеса и покрыла всю аппаратуру в «салоне». Одна из батарей сильно нагрелась, энергопотребление выросло. О ремонте не могло идти и речи – не те условия. Благо, эта миссия закончилась без серьезных проблем.
LRV в рамках «Аполлон-17» столкнулся с аналогичной проблемой. Однако, на этот раз крыло сломалось из-за случайного удара молотка астронавтом. На этот удалось сделать кустарный ремонт за счет клейкой ленты и лишних металлических элементов спускаемого аппарата.
Первый контракт на производство пилотируемого лунного вездехода оценивался в 19 миллионов долларов США и должен был быть завершен к 1 апреля 1971 года. Однако по мере осуществления работ смета внезапно выросла ровно в два раза и составила 38 миллионов долларов. Примерно в такую же сумму обошлись и остальные экземпляры. Всего было построено четыре ровера – три из них добрались до цели, а последний, не нашедший свою миссию, в итоге стал донором запчастей.
Кроме реальных аппаратов были и многочисленные функциональные модели для разных целей. В том числе это инженерный вариант для проектирования систем, статическая модификация для так называемой примерки под астронавтов. Были и тренировочные модели для обучения «пилотов».
Каждый экземпляр ровера LRV весил 210 кг и мог перевозить дополнительно 490 кг – астронавтов и груз в виде лунного грунта. Трехметровая рама состояла из трех частей, соединенных шарнирами. За счет этого аппараты летели на Луну в сложенном состоянии, и разворачивались уже по прилету.
При полной загрузке дорожный просвет лунохода составлял 350 мм при максимальной высоте LRV в размере 1,1 мм. За счет большого угла поворота колес радиус разворота составлял всего 3 метра.
В движение луноход приводился четырьмя ТЭДами – тяговыми электродвигателями на постоянном токе. Каждый мотор имел мощность 190 Вт и мог работать на скорости до 10000 об/мин. На колеса тяга передавалась через волновой редуктор с передаточным числом 80:1.
Для управления использовались два дополнительных электромотора – по одному на каждую ось. В качестве источника энергии для всех двигателей выступала сборка из двух неперезаряжаемых аккумуляторных батарей. Каждая из них имела емкость 121 А*ч и выдавала напряжение 36 Вольт.
Средняя скорость передвижения лунохода – 8-10 км/ч. Однако на некоторых участках удавалось разогнаться до 16 км/ч, а в рамках миссии «Аполлон-17» был поставлен рекорд в размере 18 км/ч. Так как сила тяжести на Луне в 6 раз меньше земной, даже на такой скорости LVR сильно прыгал.
На борту лунного вездехода была остронаправленная параболическая антенна. Именно через нее поддерживалась связь непосредственно с Землей. Ее также дублировала ненаправленная антенна.
Роверы LRV комплектовались 16-мм кинокамерой, цветной телекамерой и 70-мм фотокамерой. С помощью этих инструментов было отснято и передано изрядное количество изображений и видео.
До сих пор многие страны хотят повторить успех советских и американских инженеров XX-го века в плане освоения Луны космонавтами за рулем луноходов. Например, в начале 2022 года японская Toyota заявила о разработке пилотируемого аппарата Lunar Cruiser. Компания назвала луноход по аналогии с Land Cruiser и заявила о стремлении создать аппарат для Луны таким же безопасным.
Не менее интересную разработку показывает студия Astrolab. Сейчас идет работа над созданием многофункционального лунохода FLEX – Flexible Logistics & Exploration. Хоть его колеса достаточно маленькие, заявлено, что аппарат сможет перевозить двух космонавтов и большие объемы грузов. В рамках проекта Astrolab плотно сотрудничает с производителем электрических машин Venturi.
«Луноход-1» и LRV стали первыми в своем роде, но не единственными аппаратами на колесах, по сей день покоящимися на поверхности спутника. Все потому, что там есть еще четыре лунохода:
✅ Второй экземпляр LRV. Попал на Луну вместе с экспедицией «Аполлон-16» в 1972 году. В его списке заслуг – сбор самого крупного образца лунного грунта, доставленного на Землю.
✅ Третий экземпляр LRV. Прибыл в рамках экспедиции «Аполлон-17». Был быстрее своего предшественника, развивая 18 км/ч. Стал последним пилотируемым луноходом в истории.
✅ «Луноход-2». Второй советский «ровер» попал на спутник в 1973 году. Он поставил рекорд по пройденному расстоянию – 37 км – и передал на Землю более 80000 фотоснимков.
✅ Юйту. Самый «свежий» в классе аппарат вскружил клубы лунной пыли совсем недавно – в 2013 году. Увы, за месяц он проехал всего 100 метров, и после этого безнадежно застрял.
В теории всегда была вероятность «лунного ДТП», так как хронологически аппараты «Луноход-1» и ровер LRV миссии «Аполлон-15» находились на спутнике Земли в один период времени. Обошлось.
Интересно, что «Луноход-2» в 1993 году был выкуплен бизнесменом Ричардом Гарритотом за 68500 долларов США на аукционе. Этот человек стал единственным в мире обладателем имущества за пределами Земли. Неизвестно, застраховал ли он новый «авто» от падения метеорита, или нет.
Сейчас на Луне в вечной тишине и холоде «обитают» 80 искусственных объектов, и лишь 6 из них – это луноходы, в том числе 3 пилотируемых. Такая статистика сама по себе намекает на то, насколько сложными являются разработка, доставка и эксплуатация этих аппаратов в 400000 км от Земли. Остается надеяться, что лунные программы будут возобновлены вновь, и нас ждут новые рекорды.
Кто же первый – «Луноход-1» или LRV?
Технически, первым в мире планетоходом, успешно выполнившим все свои задачи на поверхности другого небесного тела, стал советский аппарат с незамысловатым названием «Луноход-1». Очень уж любили в СССР давать космическим аппаратам понятные «имена» с нумерацией. «Зонд-5», «Луна-9», «Союз-4», «Марс-2» и «Венера-10» – вот одни из многочисленных тому подтверждений.
Загвоздка в том, что «Луноход-1» был дистанционно-управляемым самоходным аппаратом. То есть полноценным «лунным автомобилем» назвать его никак нельзя. Но не стоит умалять заслуги этого аппарата. Все-таки он проработал на поверхности спутника 10,5 месяцев и проехал 10540 метров.
Советский Луноход-1 в качестве первооткрывателя колесных путешествий по Луне. Фото: youtube.com
Несмотря на то, что технически «Луноход-1» не был пилотируемым аппаратом, ему дали даже свой VIN-номер – 8ЕЛ №203. Устройство контролировалось с Земли по радиосвязи. Для этой задачи даже подготовили нескольких операторов, официально получивших профессию «водитель лунохода».
Как и в вопросе полета человека на Луну, американцы обогнали СССР и в сфере покорения лунной поверхности на «управляемых колесах». Первым таким аппаратом стал LRV – Lunar Roving Vehicle. Именно с него началась пусть и короткая, но важная веха пилотируемых поездок по спутнику Земли.
Коротко об истории аппаратов LRV
Лунные роверы LRV – это четырехколесные электрические вездеходы на двух батареях, летавшие на спутник Земли три раза в рамках миссий «Аполлон-15», «Аполлон-16» и «Аполлон-17» в 1971 и 1972 годах. Главным разработчиком и подрядчиком на этапе сборки выступал известный Boeing.
Реальные кадры эксплуатации первого экземпляра LRV на Луне. Фото: youtube.com
Разработка лунохода заняла всего лишь 17 месяцев – рекордные сроки для столь сложной техники, еще и в 70-х годах ХХ века. Особых затруднений на этом этапе у инженеров не возникло, хоть и во время эксплуатации роверов непосредственно на поверхности Луны возникали некоторые казусы.
Так, LRV в миссии «Аполлон-16» во время высадки лишился удлинителя заднего крыла. В итоге во время движения лунная пыль была выброшена из-под колеса и покрыла всю аппаратуру в «салоне». Одна из батарей сильно нагрелась, энергопотребление выросло. О ремонте не могло идти и речи – не те условия. Благо, эта миссия закончилась без серьезных проблем.
LRV в рамках «Аполлон-17» столкнулся с аналогичной проблемой. Однако, на этот раз крыло сломалось из-за случайного удара молотка астронавтом. На этот удалось сделать кустарный ремонт за счет клейкой ленты и лишних металлических элементов спускаемого аппарата.
Колеса лунного ровера были изготовлены из мелкой металлической сетки для лучшего сцепления с рыхлым грунтом. Фото: youtube.com
Первый контракт на производство пилотируемого лунного вездехода оценивался в 19 миллионов долларов США и должен был быть завершен к 1 апреля 1971 года. Однако по мере осуществления работ смета внезапно выросла ровно в два раза и составила 38 миллионов долларов. Примерно в такую же сумму обошлись и остальные экземпляры. Всего было построено четыре ровера – три из них добрались до цели, а последний, не нашедший свою миссию, в итоге стал донором запчастей.
Кроме реальных аппаратов были и многочисленные функциональные модели для разных целей. В том числе это инженерный вариант для проектирования систем, статическая модификация для так называемой примерки под астронавтов. Были и тренировочные модели для обучения «пилотов».
На что же был способен луноход LRV?
Каждый экземпляр ровера LRV весил 210 кг и мог перевозить дополнительно 490 кг – астронавтов и груз в виде лунного грунта. Трехметровая рама состояла из трех частей, соединенных шарнирами. За счет этого аппараты летели на Луну в сложенном состоянии, и разворачивались уже по прилету.
При полной загрузке дорожный просвет лунохода составлял 350 мм при максимальной высоте LRV в размере 1,1 мм. За счет большого угла поворота колес радиус разворота составлял всего 3 метра.
По прилету на Луну ровер раскладывался и спускался на грунт двумя астронавтами. Фото: youtube.com
В движение луноход приводился четырьмя ТЭДами – тяговыми электродвигателями на постоянном токе. Каждый мотор имел мощность 190 Вт и мог работать на скорости до 10000 об/мин. На колеса тяга передавалась через волновой редуктор с передаточным числом 80:1.
Для управления использовались два дополнительных электромотора – по одному на каждую ось. В качестве источника энергии для всех двигателей выступала сборка из двух неперезаряжаемых аккумуляторных батарей. Каждая из них имела емкость 121 А*ч и выдавала напряжение 36 Вольт.
Средняя скорость передвижения лунохода – 8-10 км/ч. Однако на некоторых участках удавалось разогнаться до 16 км/ч, а в рамках миссии «Аполлон-17» был поставлен рекорд в размере 18 км/ч. Так как сила тяжести на Луне в 6 раз меньше земной, даже на такой скорости LVR сильно прыгал.
На борту лунного вездехода была остронаправленная параболическая антенна. Именно через нее поддерживалась связь непосредственно с Землей. Ее также дублировала ненаправленная антенна.
Роверы LRV комплектовались 16-мм кинокамерой, цветной телекамерой и 70-мм фотокамерой. С помощью этих инструментов было отснято и передано изрядное количество изображений и видео.
Новые разработки в сфере «гонок» по Луне
До сих пор многие страны хотят повторить успех советских и американских инженеров XX-го века в плане освоения Луны космонавтами за рулем луноходов. Например, в начале 2022 года японская Toyota заявила о разработке пилотируемого аппарата Lunar Cruiser. Компания назвала луноход по аналогии с Land Cruiser и заявила о стремлении создать аппарат для Луны таким же безопасным.
Концепт многоместного лунохода от Toyota. Фото: youtube.com
Не менее интересную разработку показывает студия Astrolab. Сейчас идет работа над созданием многофункционального лунохода FLEX – Flexible Logistics & Exploration. Хоть его колеса достаточно маленькие, заявлено, что аппарат сможет перевозить двух космонавтов и большие объемы грузов. В рамках проекта Astrolab плотно сотрудничает с производителем электрических машин Venturi.
Какие еще луноходы «припаркованы» на Луне?
«Луноход-1» и LRV стали первыми в своем роде, но не единственными аппаратами на колесах, по сей день покоящимися на поверхности спутника. Все потому, что там есть еще четыре лунохода:
✅ Второй экземпляр LRV. Попал на Луну вместе с экспедицией «Аполлон-16» в 1972 году. В его списке заслуг – сбор самого крупного образца лунного грунта, доставленного на Землю.
✅ Третий экземпляр LRV. Прибыл в рамках экспедиции «Аполлон-17». Был быстрее своего предшественника, развивая 18 км/ч. Стал последним пилотируемым луноходом в истории.
✅ «Луноход-2». Второй советский «ровер» попал на спутник в 1973 году. Он поставил рекорд по пройденному расстоянию – 37 км – и передал на Землю более 80000 фотоснимков.
✅ Юйту. Самый «свежий» в классе аппарат вскружил клубы лунной пыли совсем недавно – в 2013 году. Увы, за месяц он проехал всего 100 метров, и после этого безнадежно застрял.
В теории всегда была вероятность «лунного ДТП», так как хронологически аппараты «Луноход-1» и ровер LRV миссии «Аполлон-15» находились на спутнике Земли в один период времени. Обошлось.
Интересно, что «Луноход-2» в 1993 году был выкуплен бизнесменом Ричардом Гарритотом за 68500 долларов США на аукционе. Этот человек стал единственным в мире обладателем имущества за пределами Земли. Неизвестно, застраховал ли он новый «авто» от падения метеорита, или нет.
Заключение
Сейчас на Луне в вечной тишине и холоде «обитают» 80 искусственных объектов, и лишь 6 из них – это луноходы, в том числе 3 пилотируемых. Такая статистика сама по себе намекает на то, насколько сложными являются разработка, доставка и эксплуатация этих аппаратов в 400000 км от Земли. Остается надеяться, что лунные программы будут возобновлены вновь, и нас ждут новые рекорды.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...