Иж-ЭТ – когда экстерьер не важен
1 419

Иж-ЭТ – когда экстерьер не важен

Ближе к концу 60-х, вероятно в «пику» прожорливым американским маслкарам, в Европе, да и самих США озаботились выпуском компактных легковушек. СССР тоже коснулась эта тенденция. Любопытно: сегодня «малогабаритные» автомобили создают из-за многочисленности транспорта, неудобств при парковке, дороговизны топлива. Но тогда преследовалась иная цель (нефтяной кризис начала 70-х еще не грянул). Конструкторы хотели создать нечто необычное в техническом и дизайнерском плане, причем небольших размеров: ну такая была мода!


На Западе уже появились такие машины, как, например, AMC Gremlin, представленный публике в 1970-м. Или – Ford Pinto, продававшийся, кстати, в 1971-80 годы.

Иж-ЭТ – когда экстерьер не важенТот самый AMC Gremlin, ставший прообразом Иж-ЭТ. Фото: YouTube.com

Модели отличались укороченным кузовом и «обрезанным хвостом». Машины пользовались популярностью и нечто подобное решили создать советские конструкторы.

Иж-ТЭ


Экстерьер автомобиля, как говорится, «на любителя». Однако внешним видом транспортного средства занималась целая отдельная группа энтузиастов-дизайнеров из института ВНИИТЭ.

Не исключено, что футуристам это понравилось бы. Фото: YouTube.com

Видимо, отсюда пошли буквы в индексе прототипа. Если оставить в покое внешний вид машины и обратиться к его технической начинке, можно найти множество интересных решений.

Конструкция


Иж-ТЭ являлся пятиместным хэтчбеком с парой дверей, которые не открывались, а сдвигались в сторону. Другое необычное решение – узкая задняя оптика, размещенная непосредственно на кузовных стойках. Как раз сегодня подобное расположение фонарей можно увидеть на многих кроссоверах. Выходит, ижевский автомобиль опередил время?

А вот задняя оптика выглядит стильно и современно. Фото: YouTube.com

Под капотом машины стоял обычный движок УМЗ-412 объемом полтора литра, выдававший 75 «лошадей». Построенную машину считали рабочим макетом, на котором хотели «обкатать» будущие варианты новых «Москвичей».

Кузов


Как это ни странно для того времени, но корпус сделали из пластика. Таковой было конструкторская передовая задумка. Тогда считалось, что в недалеком будущем все автомобили станут изготавливать именно из такого материала. Если бы Иж-ЭТ дошел до конвейера, кузовные панели наверняка делали бы из металла.

Кузов с разных ракурсов. Фото: YouTube.com

Разумеется, такой вариант корпуса машины не мог быть поддержан приемной комиссией.

Итоги


Когда руководство в конце 60-х увидело новый экспериментальный Иж-ЭТ с футуристической внешностью, решение было единогласным: на конвейере оставили выпускавшийся тогда «Москвич-408». А «новинку» тут же отправили в заводской музей.

Сегодня Иж-ЭТ стоит в Ижевском автомузее. Фото: YouTube.com

Машина выпущена в единственном экземпляре, точнее, это был макет, но, как утверждали конструкторы, рабочий. В отличие от ижевского прототипа, тот же AMC Gremlin, по кузовной схеме и профилю напоминавший Иж-ЭТ, разошелся по миру тиражом 671 тыс. 475 единиц техники (в США выпускался в 1970-78 и Мексике – 1974-83 годы).

Иж-ЭТ не одинок в своей судьбе


За свою историю Ижевский автозавод разработал и построил множество прототипов, не вставших на конвейер. Например, Иж-13 можно смело считать неким «продолжением концепции» Иж-ТЭ. Только здесь уже иной дизайн и кузов пятидверный. Однако в 1972 году заводские конструкторы вновь сделали «шаг назад». Был разработан и построен Иж-14 опять с тремя дверями. Этот полноприводной автомобиль внешне чем-то напоминал «Ниву», особенно в профиль.

Ижевский внедорожник Иж-14 тоже не пошел в серию. Фото: YouTube.com

Были и иные попытки создать что-то передовое, необычное. И зачастую это получалось: например, ИЖ 19 Старт-Комби, позиционировавшийся, как молодежный автомобиль, выглядел очень стильно. Но почти у всех машин судьба одна – путь на конвейер им по тем или иным причинам был «заказан». Зато конструкторам удалось отработать новые технологичные решения, реализовать свои идеи, которые в будущем нашли свое воплощение в серийных машинах Ижевского (и не только) завода.
А вы что думаете об Иж-ЭТ?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...