
Иж-ЭТ – когда экстерьер не важен
Ближе к концу 60-х, вероятно в «пику» прожорливым американским маслкарам, в Европе, да и самих США озаботились выпуском компактных легковушек. СССР тоже коснулась эта тенденция. Любопытно: сегодня «малогабаритные» автомобили создают из-за многочисленности транспорта, неудобств при парковке, дороговизны топлива. Но тогда преследовалась иная цель (нефтяной кризис начала 70-х еще не грянул). Конструкторы хотели создать нечто необычное в техническом и дизайнерском плане, причем небольших размеров: ну такая была мода!
На Западе уже появились такие машины, как, например, AMC Gremlin, представленный публике в 1970-м. Или – Ford Pinto, продававшийся, кстати, в 1971-80 годы.
Тот самый AMC Gremlin, ставший прообразом Иж-ЭТ. Фото: YouTube.com
Модели отличались укороченным кузовом и «обрезанным хвостом». Машины пользовались популярностью и нечто подобное решили создать советские конструкторы.
Экстерьер автомобиля, как говорится, «на любителя». Однако внешним видом транспортного средства занималась целая отдельная группа энтузиастов-дизайнеров из института ВНИИТЭ.
Не исключено, что футуристам это понравилось бы. Фото: YouTube.com
Видимо, отсюда пошли буквы в индексе прототипа. Если оставить в покое внешний вид машины и обратиться к его технической начинке, можно найти множество интересных решений.
Иж-ТЭ являлся пятиместным хэтчбеком с парой дверей, которые не открывались, а сдвигались в сторону. Другое необычное решение – узкая задняя оптика, размещенная непосредственно на кузовных стойках. Как раз сегодня подобное расположение фонарей можно увидеть на многих кроссоверах. Выходит, ижевский автомобиль опередил время?
А вот задняя оптика выглядит стильно и современно. Фото: YouTube.com
Под капотом машины стоял обычный движок УМЗ-412 объемом полтора литра, выдававший 75 «лошадей». Построенную машину считали рабочим макетом, на котором хотели «обкатать» будущие варианты новых «Москвичей».
Как это ни странно для того времени, но корпус сделали из пластика. Таковой было конструкторская передовая задумка. Тогда считалось, что в недалеком будущем все автомобили станут изготавливать именно из такого материала. Если бы Иж-ЭТ дошел до конвейера, кузовные панели наверняка делали бы из металла.
Кузов с разных ракурсов. Фото: YouTube.com
Разумеется, такой вариант корпуса машины не мог быть поддержан приемной комиссией.
Когда руководство в конце 60-х увидело новый экспериментальный Иж-ЭТ с футуристической внешностью, решение было единогласным: на конвейере оставили выпускавшийся тогда «Москвич-408». А «новинку» тут же отправили в заводской музей.
Сегодня Иж-ЭТ стоит в Ижевском автомузее. Фото: YouTube.com
Машина выпущена в единственном экземпляре, точнее, это был макет, но, как утверждали конструкторы, рабочий. В отличие от ижевского прототипа, тот же AMC Gremlin, по кузовной схеме и профилю напоминавший Иж-ЭТ, разошелся по миру тиражом 671 тыс. 475 единиц техники (в США выпускался в 1970-78 и Мексике – 1974-83 годы).
За свою историю Ижевский автозавод разработал и построил множество прототипов, не вставших на конвейер. Например, Иж-13 можно смело считать неким «продолжением концепции» Иж-ТЭ. Только здесь уже иной дизайн и кузов пятидверный. Однако в 1972 году заводские конструкторы вновь сделали «шаг назад». Был разработан и построен Иж-14 опять с тремя дверями. Этот полноприводной автомобиль внешне чем-то напоминал «Ниву», особенно в профиль.
Ижевский внедорожник Иж-14 тоже не пошел в серию. Фото: YouTube.com
Были и иные попытки создать что-то передовое, необычное. И зачастую это получалось: например, ИЖ 19 Старт-Комби, позиционировавшийся, как молодежный автомобиль, выглядел очень стильно. Но почти у всех машин судьба одна – путь на конвейер им по тем или иным причинам был «заказан». Зато конструкторам удалось отработать новые технологичные решения, реализовать свои идеи, которые в будущем нашли свое воплощение в серийных машинах Ижевского (и не только) завода.
На Западе уже появились такие машины, как, например, AMC Gremlin, представленный публике в 1970-м. Или – Ford Pinto, продававшийся, кстати, в 1971-80 годы.

Модели отличались укороченным кузовом и «обрезанным хвостом». Машины пользовались популярностью и нечто подобное решили создать советские конструкторы.
Иж-ТЭ
Экстерьер автомобиля, как говорится, «на любителя». Однако внешним видом транспортного средства занималась целая отдельная группа энтузиастов-дизайнеров из института ВНИИТЭ.

Видимо, отсюда пошли буквы в индексе прототипа. Если оставить в покое внешний вид машины и обратиться к его технической начинке, можно найти множество интересных решений.
Конструкция
Иж-ТЭ являлся пятиместным хэтчбеком с парой дверей, которые не открывались, а сдвигались в сторону. Другое необычное решение – узкая задняя оптика, размещенная непосредственно на кузовных стойках. Как раз сегодня подобное расположение фонарей можно увидеть на многих кроссоверах. Выходит, ижевский автомобиль опередил время?

Под капотом машины стоял обычный движок УМЗ-412 объемом полтора литра, выдававший 75 «лошадей». Построенную машину считали рабочим макетом, на котором хотели «обкатать» будущие варианты новых «Москвичей».
Кузов
Как это ни странно для того времени, но корпус сделали из пластика. Таковой было конструкторская передовая задумка. Тогда считалось, что в недалеком будущем все автомобили станут изготавливать именно из такого материала. Если бы Иж-ЭТ дошел до конвейера, кузовные панели наверняка делали бы из металла.

Разумеется, такой вариант корпуса машины не мог быть поддержан приемной комиссией.
Итоги
Когда руководство в конце 60-х увидело новый экспериментальный Иж-ЭТ с футуристической внешностью, решение было единогласным: на конвейере оставили выпускавшийся тогда «Москвич-408». А «новинку» тут же отправили в заводской музей.

Машина выпущена в единственном экземпляре, точнее, это был макет, но, как утверждали конструкторы, рабочий. В отличие от ижевского прототипа, тот же AMC Gremlin, по кузовной схеме и профилю напоминавший Иж-ЭТ, разошелся по миру тиражом 671 тыс. 475 единиц техники (в США выпускался в 1970-78 и Мексике – 1974-83 годы).
Иж-ЭТ не одинок в своей судьбе
За свою историю Ижевский автозавод разработал и построил множество прототипов, не вставших на конвейер. Например, Иж-13 можно смело считать неким «продолжением концепции» Иж-ТЭ. Только здесь уже иной дизайн и кузов пятидверный. Однако в 1972 году заводские конструкторы вновь сделали «шаг назад». Был разработан и построен Иж-14 опять с тремя дверями. Этот полноприводной автомобиль внешне чем-то напоминал «Ниву», особенно в профиль.

Были и иные попытки создать что-то передовое, необычное. И зачастую это получалось: например, ИЖ 19 Старт-Комби, позиционировавшийся, как молодежный автомобиль, выглядел очень стильно. Но почти у всех машин судьба одна – путь на конвейер им по тем или иным причинам был «заказан». Зато конструкторам удалось отработать новые технологичные решения, реализовать свои идеи, которые в будущем нашли свое воплощение в серийных машинах Ижевского (и не только) завода.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...