Иж-ЭТ – когда экстерьер не важен
Ближе к концу 60-х, вероятно в «пику» прожорливым американским маслкарам, в Европе, да и самих США озаботились выпуском компактных легковушек. СССР тоже коснулась эта тенденция. Любопытно: сегодня «малогабаритные» автомобили создают из-за многочисленности транспорта, неудобств при парковке, дороговизны топлива. Но тогда преследовалась иная цель (нефтяной кризис начала 70-х еще не грянул). Конструкторы хотели создать нечто необычное в техническом и дизайнерском плане, причем небольших размеров: ну такая была мода!
На Западе уже появились такие машины, как, например, AMC Gremlin, представленный публике в 1970-м. Или – Ford Pinto, продававшийся, кстати, в 1971-80 годы.
Модели отличались укороченным кузовом и «обрезанным хвостом». Машины пользовались популярностью и нечто подобное решили создать советские конструкторы.
Экстерьер автомобиля, как говорится, «на любителя». Однако внешним видом транспортного средства занималась целая отдельная группа энтузиастов-дизайнеров из института ВНИИТЭ.
Видимо, отсюда пошли буквы в индексе прототипа. Если оставить в покое внешний вид машины и обратиться к его технической начинке, можно найти множество интересных решений.
Иж-ТЭ являлся пятиместным хэтчбеком с парой дверей, которые не открывались, а сдвигались в сторону. Другое необычное решение – узкая задняя оптика, размещенная непосредственно на кузовных стойках. Как раз сегодня подобное расположение фонарей можно увидеть на многих кроссоверах. Выходит, ижевский автомобиль опередил время?
Под капотом машины стоял обычный движок УМЗ-412 объемом полтора литра, выдававший 75 «лошадей». Построенную машину считали рабочим макетом, на котором хотели «обкатать» будущие варианты новых «Москвичей».
Как это ни странно для того времени, но корпус сделали из пластика. Таковой было конструкторская передовая задумка. Тогда считалось, что в недалеком будущем все автомобили станут изготавливать именно из такого материала. Если бы Иж-ЭТ дошел до конвейера, кузовные панели наверняка делали бы из металла.
Разумеется, такой вариант корпуса машины не мог быть поддержан приемной комиссией.
Когда руководство в конце 60-х увидело новый экспериментальный Иж-ЭТ с футуристической внешностью, решение было единогласным: на конвейере оставили выпускавшийся тогда «Москвич-408». А «новинку» тут же отправили в заводской музей.
Машина выпущена в единственном экземпляре, точнее, это был макет, но, как утверждали конструкторы, рабочий. В отличие от ижевского прототипа, тот же AMC Gremlin, по кузовной схеме и профилю напоминавший Иж-ЭТ, разошелся по миру тиражом 671 тыс. 475 единиц техники (в США выпускался в 1970-78 и Мексике – 1974-83 годы).
За свою историю Ижевский автозавод разработал и построил множество прототипов, не вставших на конвейер. Например, Иж-13 можно смело считать неким «продолжением концепции» Иж-ТЭ. Только здесь уже иной дизайн и кузов пятидверный. Однако в 1972 году заводские конструкторы вновь сделали «шаг назад». Был разработан и построен Иж-14 опять с тремя дверями. Этот полноприводной автомобиль внешне чем-то напоминал «Ниву», особенно в профиль.
Были и иные попытки создать что-то передовое, необычное. И зачастую это получалось: например, ИЖ 19 Старт-Комби, позиционировавшийся, как молодежный автомобиль, выглядел очень стильно. Но почти у всех машин судьба одна – путь на конвейер им по тем или иным причинам был «заказан». Зато конструкторам удалось отработать новые технологичные решения, реализовать свои идеи, которые в будущем нашли свое воплощение в серийных машинах Ижевского (и не только) завода.
На Западе уже появились такие машины, как, например, AMC Gremlin, представленный публике в 1970-м. Или – Ford Pinto, продававшийся, кстати, в 1971-80 годы.
Тот самый AMC Gremlin, ставший прообразом Иж-ЭТ. Фото: YouTube.com
Модели отличались укороченным кузовом и «обрезанным хвостом». Машины пользовались популярностью и нечто подобное решили создать советские конструкторы.
Иж-ТЭ
Экстерьер автомобиля, как говорится, «на любителя». Однако внешним видом транспортного средства занималась целая отдельная группа энтузиастов-дизайнеров из института ВНИИТЭ.
Не исключено, что футуристам это понравилось бы. Фото: YouTube.com
Видимо, отсюда пошли буквы в индексе прототипа. Если оставить в покое внешний вид машины и обратиться к его технической начинке, можно найти множество интересных решений.
Конструкция
Иж-ТЭ являлся пятиместным хэтчбеком с парой дверей, которые не открывались, а сдвигались в сторону. Другое необычное решение – узкая задняя оптика, размещенная непосредственно на кузовных стойках. Как раз сегодня подобное расположение фонарей можно увидеть на многих кроссоверах. Выходит, ижевский автомобиль опередил время?
А вот задняя оптика выглядит стильно и современно. Фото: YouTube.com
Под капотом машины стоял обычный движок УМЗ-412 объемом полтора литра, выдававший 75 «лошадей». Построенную машину считали рабочим макетом, на котором хотели «обкатать» будущие варианты новых «Москвичей».
Кузов
Как это ни странно для того времени, но корпус сделали из пластика. Таковой было конструкторская передовая задумка. Тогда считалось, что в недалеком будущем все автомобили станут изготавливать именно из такого материала. Если бы Иж-ЭТ дошел до конвейера, кузовные панели наверняка делали бы из металла.
Кузов с разных ракурсов. Фото: YouTube.com
Разумеется, такой вариант корпуса машины не мог быть поддержан приемной комиссией.
Итоги
Когда руководство в конце 60-х увидело новый экспериментальный Иж-ЭТ с футуристической внешностью, решение было единогласным: на конвейере оставили выпускавшийся тогда «Москвич-408». А «новинку» тут же отправили в заводской музей.
Сегодня Иж-ЭТ стоит в Ижевском автомузее. Фото: YouTube.com
Машина выпущена в единственном экземпляре, точнее, это был макет, но, как утверждали конструкторы, рабочий. В отличие от ижевского прототипа, тот же AMC Gremlin, по кузовной схеме и профилю напоминавший Иж-ЭТ, разошелся по миру тиражом 671 тыс. 475 единиц техники (в США выпускался в 1970-78 и Мексике – 1974-83 годы).
Иж-ЭТ не одинок в своей судьбе
За свою историю Ижевский автозавод разработал и построил множество прототипов, не вставших на конвейер. Например, Иж-13 можно смело считать неким «продолжением концепции» Иж-ТЭ. Только здесь уже иной дизайн и кузов пятидверный. Однако в 1972 году заводские конструкторы вновь сделали «шаг назад». Был разработан и построен Иж-14 опять с тремя дверями. Этот полноприводной автомобиль внешне чем-то напоминал «Ниву», особенно в профиль.
Ижевский внедорожник Иж-14 тоже не пошел в серию. Фото: YouTube.com
Были и иные попытки создать что-то передовое, необычное. И зачастую это получалось: например, ИЖ 19 Старт-Комби, позиционировавшийся, как молодежный автомобиль, выглядел очень стильно. Но почти у всех машин судьба одна – путь на конвейер им по тем или иным причинам был «заказан». Зато конструкторам удалось отработать новые технологичные решения, реализовать свои идеи, которые в будущем нашли свое воплощение в серийных машинах Ижевского (и не только) завода.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...