Иж-ЭТ – когда экстерьер не важен
Ближе к концу 60-х, вероятно в «пику» прожорливым американским маслкарам, в Европе, да и самих США озаботились выпуском компактных легковушек. СССР тоже коснулась эта тенденция. Любопытно: сегодня «малогабаритные» автомобили создают из-за многочисленности транспорта, неудобств при парковке, дороговизны топлива. Но тогда преследовалась иная цель (нефтяной кризис начала 70-х еще не грянул). Конструкторы хотели создать нечто необычное в техническом и дизайнерском плане, причем небольших размеров: ну такая была мода!
На Западе уже появились такие машины, как, например, AMC Gremlin, представленный публике в 1970-м. Или – Ford Pinto, продававшийся, кстати, в 1971-80 годы.
Модели отличались укороченным кузовом и «обрезанным хвостом». Машины пользовались популярностью и нечто подобное решили создать советские конструкторы.
Экстерьер автомобиля, как говорится, «на любителя». Однако внешним видом транспортного средства занималась целая отдельная группа энтузиастов-дизайнеров из института ВНИИТЭ.
Видимо, отсюда пошли буквы в индексе прототипа. Если оставить в покое внешний вид машины и обратиться к его технической начинке, можно найти множество интересных решений.
Иж-ТЭ являлся пятиместным хэтчбеком с парой дверей, которые не открывались, а сдвигались в сторону. Другое необычное решение – узкая задняя оптика, размещенная непосредственно на кузовных стойках. Как раз сегодня подобное расположение фонарей можно увидеть на многих кроссоверах. Выходит, ижевский автомобиль опередил время?
Под капотом машины стоял обычный движок УМЗ-412 объемом полтора литра, выдававший 75 «лошадей». Построенную машину считали рабочим макетом, на котором хотели «обкатать» будущие варианты новых «Москвичей».
Как это ни странно для того времени, но корпус сделали из пластика. Таковой было конструкторская передовая задумка. Тогда считалось, что в недалеком будущем все автомобили станут изготавливать именно из такого материала. Если бы Иж-ЭТ дошел до конвейера, кузовные панели наверняка делали бы из металла.
Разумеется, такой вариант корпуса машины не мог быть поддержан приемной комиссией.
Когда руководство в конце 60-х увидело новый экспериментальный Иж-ЭТ с футуристической внешностью, решение было единогласным: на конвейере оставили выпускавшийся тогда «Москвич-408». А «новинку» тут же отправили в заводской музей.
Машина выпущена в единственном экземпляре, точнее, это был макет, но, как утверждали конструкторы, рабочий. В отличие от ижевского прототипа, тот же AMC Gremlin, по кузовной схеме и профилю напоминавший Иж-ЭТ, разошелся по миру тиражом 671 тыс. 475 единиц техники (в США выпускался в 1970-78 и Мексике – 1974-83 годы).
За свою историю Ижевский автозавод разработал и построил множество прототипов, не вставших на конвейер. Например, Иж-13 можно смело считать неким «продолжением концепции» Иж-ТЭ. Только здесь уже иной дизайн и кузов пятидверный. Однако в 1972 году заводские конструкторы вновь сделали «шаг назад». Был разработан и построен Иж-14 опять с тремя дверями. Этот полноприводной автомобиль внешне чем-то напоминал «Ниву», особенно в профиль.
Были и иные попытки создать что-то передовое, необычное. И зачастую это получалось: например, ИЖ 19 Старт-Комби, позиционировавшийся, как молодежный автомобиль, выглядел очень стильно. Но почти у всех машин судьба одна – путь на конвейер им по тем или иным причинам был «заказан». Зато конструкторам удалось отработать новые технологичные решения, реализовать свои идеи, которые в будущем нашли свое воплощение в серийных машинах Ижевского (и не только) завода.
На Западе уже появились такие машины, как, например, AMC Gremlin, представленный публике в 1970-м. Или – Ford Pinto, продававшийся, кстати, в 1971-80 годы.
Тот самый AMC Gremlin, ставший прообразом Иж-ЭТ. Фото: YouTube.com
Модели отличались укороченным кузовом и «обрезанным хвостом». Машины пользовались популярностью и нечто подобное решили создать советские конструкторы.
Иж-ТЭ
Экстерьер автомобиля, как говорится, «на любителя». Однако внешним видом транспортного средства занималась целая отдельная группа энтузиастов-дизайнеров из института ВНИИТЭ.
Не исключено, что футуристам это понравилось бы. Фото: YouTube.com
Видимо, отсюда пошли буквы в индексе прототипа. Если оставить в покое внешний вид машины и обратиться к его технической начинке, можно найти множество интересных решений.
Конструкция
Иж-ТЭ являлся пятиместным хэтчбеком с парой дверей, которые не открывались, а сдвигались в сторону. Другое необычное решение – узкая задняя оптика, размещенная непосредственно на кузовных стойках. Как раз сегодня подобное расположение фонарей можно увидеть на многих кроссоверах. Выходит, ижевский автомобиль опередил время?
А вот задняя оптика выглядит стильно и современно. Фото: YouTube.com
Под капотом машины стоял обычный движок УМЗ-412 объемом полтора литра, выдававший 75 «лошадей». Построенную машину считали рабочим макетом, на котором хотели «обкатать» будущие варианты новых «Москвичей».
Кузов
Как это ни странно для того времени, но корпус сделали из пластика. Таковой было конструкторская передовая задумка. Тогда считалось, что в недалеком будущем все автомобили станут изготавливать именно из такого материала. Если бы Иж-ЭТ дошел до конвейера, кузовные панели наверняка делали бы из металла.
Кузов с разных ракурсов. Фото: YouTube.com
Разумеется, такой вариант корпуса машины не мог быть поддержан приемной комиссией.
Итоги
Когда руководство в конце 60-х увидело новый экспериментальный Иж-ЭТ с футуристической внешностью, решение было единогласным: на конвейере оставили выпускавшийся тогда «Москвич-408». А «новинку» тут же отправили в заводской музей.
Сегодня Иж-ЭТ стоит в Ижевском автомузее. Фото: YouTube.com
Машина выпущена в единственном экземпляре, точнее, это был макет, но, как утверждали конструкторы, рабочий. В отличие от ижевского прототипа, тот же AMC Gremlin, по кузовной схеме и профилю напоминавший Иж-ЭТ, разошелся по миру тиражом 671 тыс. 475 единиц техники (в США выпускался в 1970-78 и Мексике – 1974-83 годы).
Иж-ЭТ не одинок в своей судьбе
За свою историю Ижевский автозавод разработал и построил множество прототипов, не вставших на конвейер. Например, Иж-13 можно смело считать неким «продолжением концепции» Иж-ТЭ. Только здесь уже иной дизайн и кузов пятидверный. Однако в 1972 году заводские конструкторы вновь сделали «шаг назад». Был разработан и построен Иж-14 опять с тремя дверями. Этот полноприводной автомобиль внешне чем-то напоминал «Ниву», особенно в профиль.
Ижевский внедорожник Иж-14 тоже не пошел в серию. Фото: YouTube.com
Были и иные попытки создать что-то передовое, необычное. И зачастую это получалось: например, ИЖ 19 Старт-Комби, позиционировавшийся, как молодежный автомобиль, выглядел очень стильно. Но почти у всех машин судьба одна – путь на конвейер им по тем или иным причинам был «заказан». Зато конструкторам удалось отработать новые технологичные решения, реализовать свои идеи, которые в будущем нашли свое воплощение в серийных машинах Ижевского (и не только) завода.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...