Вездеход «Ямал» – гордость советских нефтяников и газовиков
В 80-е годы в СССР бурно развивалась нефтяная и газовая отрасли: в глухой тайге и на болотах открывались новые месторождения, куда нужно было завозить оборудование. В то время Советский Союз располагал мощной техникой высокой проходимости – примером может служить болотоход «Тюмень», сделанный на базе К-700 в 1978-м году на заводе в Кропоткино. Однако требовались более мощные вездеходы: что-то подобное было у канадцев, территория которых в основном схожа с Сибирью. Поэтому решили налаживать контакты с «капиталистами».
В нем участвовал советское КБ из Тюмени «Газстроймашина» и канадская компания Foremost Industries, построившая к тому времени успешно эксплуатирующийся вездеход «Хаски 8».
Новая машина разрабатывалась исключительно для СССР, поэтому и название получила русское – «Ямал» (полуостров мог стать испытательным полигоном для новинки). Но зачем привлекли иностранных специалистов, если существовала своя школа?
Ответ простой: в построенном канадцами болотоходе применялась новая интересная схема с двумя гусеничными тележками, которые могли функционировать независимо друг от друга.
К тому же советских конструкторов поджимали сроки: новая машина была нужна уже сегодня и сейчас. Сначала хотели от канадского вездехода взять только схему: предполагалось – все агрегаты, узлы будут советского производства. Что получилось в итоге?
По архитектуре СВГ-701 должен был стать тем же «Хаски 8», только гораздо больших размеров. Наиболее крупная и длинная часть машины – грузовая платформа. Впереди располагалась кабина, а за ней – силовая установка с трансмиссионными узлами. Для их монтажа и соединения с колесами в платформе сделали специальные «тоннели» под карданные валы.
Под общей рамой находилась пара гусеничных тележек. По конструкции каждая из них представляла собой корпус с элементами трансмиссии. С рамой тележка соединялась посредством шарнирного крепежа и, благодаря гидроприводам, могла качаться в продольном направлении. Вертикальное перемещение помогало более плавно проходить неровности пересеченной местности.
Кстати, опорные катки тележек были укомплектованы пневматическими покрышками, что уменьшало тряску при движении.
Мотор все же поставили американский, от компании Detroit Diesel, развивавший 715 «лошадей». В «комплекте» шел дизельный генератор, обеспечивавший электроэнергией при заглушенной основной силовой установке. Для обеспечения нормального запаса хода (он составлял примерно 700 км), на борту имелись баки под горючее объемом 2,12 тонны.
Ее схема позаимствована у канадского вездехода. В советской машине использовалась автоматическая КПП. От нее шел кардан к «раздатке», которая делила мощностный поток пополам. Вперед отходили два вала, один из которых присоединялся к дифференциалу тележки, расположенной впереди.
Второй кардан обеспечивал функционирование лебедки. Третий вал приводил в движение заднюю тележку через мост неразрезного типа.
Резинометаллическая «обувь» имела ширину в 185 см. Это обеспечивало совсем небольшое давление на грунт. У пустого «Ямала» оно не превышало 0,22 кг/кв. см, загруженного «под завязку» – 0,38 кг/кв. см. К примеру, у человека этот параметр в среднем составляет 0,7 кг/кв. см.
Она рассчитана на трех человек. Учитывая суровые условия, для работы в которых предназначалась машина, внутри была усиленная теплоизоляция. Обогрев кабины осуществлялся с помощью трех систем. Одна заключалась в использовании теплого воздуха от расположенного сзади двигателя.
Вторая и третья предполагали нагрев охлаждающей жидкости автономного дизельного и теплового генератора. Вход внутрь происходил через боковые двери.
Одна из задач, поставленных перед конструкторами при разработке «Ямала», заключалась в увеличении грузоподъемности. Задачу выполнили: СВГ-701 мог перевозить до 70 т.
Задняя площадка «Ямала» имела длину 12,5 и ширину почти 4,5 метра. Такие габариты позволяли перевозить фактически любую строительную технику и буровое оборудование.
Чтобы, например, затянуть груз на платформу, в ее передней части предусмотрена лебедка с тяговым усилием 450 кН.
Пожалуй, единственный минус, и то относительный, заключался в том, что вездеход не плавал. Однако он преодолевал броды глубиной до 2,6 м. Другие технические характеристики:
✅ общая длина, ширина, высота – 20,56, 4,7 и 4,5 м
✅ клиренс – 52 см
✅ собственная масса пустого (снаряженного) вездехода – 27,5 (97,5) т
✅ допустимый уровень крутизны подъема – 30°
✅ крен – до 15°
✅ скорость – до 15 км/ч
Высокие характеристики «Ямала» предполагали его востребованность не только у газовиков и нефтяников. Планировалось, что после запуска в серию будут варианты машины для армии, пожарников и строителей. В первом случае хотели построить сверхпроходимый ракетовоз.
В мирной жизни вездеход мог использоваться, как экскаватор с ковшом 4,2 куб. м или пожарный комплекс с баком в 35 кубометров объемом и насосом, выдающим 6700 л/мин. Даже рассматривался вариант крана грузоподъемностью 140 т.
В середине 80-х была построена пара прототипов, окрашенные в яркие цвета. По некоторым сведениям, позже из ворот завода вышли еще две машины, но точного подтверждения этому нет. Советские и канадские конструкторы испытывали вездеход в самых разных условиях, «заставляя» его выполнять задачи, могущие возникнуть в ходе строительства буровых вышек. Это подвоз тяжелого оборудования через непроходимую тайгу и болота, вытаскивание застрявшей техники.
Проверки вездеход прошел успешно, показав запланированные эксплуатационные качества в самых разных «ипостасях». Вскоре должно было последовать распоряжение о серийном выпуске и пойти заказы от советской промышленности.
А они оказались суровыми: вездеход так и остался в двух (четырех?) экземплярах. К началу 90-х серийное производство такой машины столкнулось с административными и экономическими препятствиями. Дело еще усложнялось высокой стоимостью СВГ-701.
Однако главный «камень преткновения» – отсутствие финансовых средств.
Два опытных образца продолжали ударно трудиться в отдаленных районах Сибири. Машинам доставалась тяжелая работа. «Ямалы» перевозили крупногабаритные грузы, технику, обеспечивая строительство новых объектов в нефте- и газодобывающей отрасли. Однако бесконечно использовать СВГ-701 невозможно: эксплуатационный ресурс вырабатывается.
При этом восстанавливать технику с иностранным мотором и трансмиссией, не представлялось возможным. Где сегодня находятся опытные образцы, неясно. По одним сведениям машины порезали на металлолом, по другим они так остались в одном из отдаленных районов, откуда их вывезти, например, в музей, невозможно.
Совместный проект
В нем участвовал советское КБ из Тюмени «Газстроймашина» и канадская компания Foremost Industries, построившая к тому времени успешно эксплуатирующийся вездеход «Хаски 8».
Канадский вездеход Husky 8. Фото: YouTube.com
Новая машина разрабатывалась исключительно для СССР, поэтому и название получила русское – «Ямал» (полуостров мог стать испытательным полигоном для новинки). Но зачем привлекли иностранных специалистов, если существовала своя школа?
Советский вездеход на базе трактора К-700. Фото: YouTube.com
Ответ простой: в построенном канадцами болотоходе применялась новая интересная схема с двумя гусеничными тележками, которые могли функционировать независимо друг от друга.
Ранее в СССР проектировали подобную трансмиссию, которая нашла свое воплощение в опытном вездеходе НАМИ-0157БК.
К тому же советских конструкторов поджимали сроки: новая машина была нужна уже сегодня и сейчас. Сначала хотели от канадского вездехода взять только схему: предполагалось – все агрегаты, узлы будут советского производства. Что получилось в итоге?
Конструкция «Ямала»
По архитектуре СВГ-701 должен был стать тем же «Хаски 8», только гораздо больших размеров. Наиболее крупная и длинная часть машины – грузовая платформа. Впереди располагалась кабина, а за ней – силовая установка с трансмиссионными узлами. Для их монтажа и соединения с колесами в платформе сделали специальные «тоннели» под карданные валы.
Построенная махина поражала своими габаритами. Фото: YouTube.com
Под общей рамой находилась пара гусеничных тележек. По конструкции каждая из них представляла собой корпус с элементами трансмиссии. С рамой тележка соединялась посредством шарнирного крепежа и, благодаря гидроприводам, могла качаться в продольном направлении. Вертикальное перемещение помогало более плавно проходить неровности пересеченной местности.
Мощная трансмиссия с широкими гусеницами обеспечивали высокую проходимость СВГ-701. Фото: YouTube.com
Кстати, опорные катки тележек были укомплектованы пневматическими покрышками, что уменьшало тряску при движении.
Силовой агрегат
Мотор все же поставили американский, от компании Detroit Diesel, развивавший 715 «лошадей». В «комплекте» шел дизельный генератор, обеспечивавший электроэнергией при заглушенной основной силовой установке. Для обеспечения нормального запаса хода (он составлял примерно 700 км), на борту имелись баки под горючее объемом 2,12 тонны.
Трансмиссия
Ее схема позаимствована у канадского вездехода. В советской машине использовалась автоматическая КПП. От нее шел кардан к «раздатке», которая делила мощностный поток пополам. Вперед отходили два вала, один из которых присоединялся к дифференциалу тележки, расположенной впереди.
СВГ-701 за работой: если присмотреться, виды пневмошины-катки. Фото: YouTube.com
Второй кардан обеспечивал функционирование лебедки. Третий вал приводил в движение заднюю тележку через мост неразрезного типа.
Гусеницы
Резинометаллическая «обувь» имела ширину в 185 см. Это обеспечивало совсем небольшое давление на грунт. У пустого «Ямала» оно не превышало 0,22 кг/кв. см, загруженного «под завязку» – 0,38 кг/кв. см. К примеру, у человека этот параметр в среднем составляет 0,7 кг/кв. см.
Кабина
Она рассчитана на трех человек. Учитывая суровые условия, для работы в которых предназначалась машина, внутри была усиленная теплоизоляция. Обогрев кабины осуществлялся с помощью трех систем. Одна заключалась в использовании теплого воздуха от расположенного сзади двигателя.
Приборов было достаточно много: здесь видна только часть. Фото: YouTube.com
Вторая и третья предполагали нагрев охлаждающей жидкости автономного дизельного и теплового генератора. Вход внутрь происходил через боковые двери.
Платформа
Одна из задач, поставленных перед конструкторами при разработке «Ямала», заключалась в увеличении грузоподъемности. Задачу выполнили: СВГ-701 мог перевозить до 70 т.
СВГ-701 часто возил спецтехнику, которая не могла своим ходом добраться до стройплощадки. Фото: YouTube.com
Вездеход «Тюмень» брал только 32 т для транспортировки по твердому грунту и 27 т – по болотам. Его скорость не превышала 12 км/ч. Клиренс – 60 см, но высота – 4 м: чтобы утопить такого «монстра» нужно очень постараться.
Задняя площадка «Ямала» имела длину 12,5 и ширину почти 4,5 метра. Такие габариты позволяли перевозить фактически любую строительную технику и буровое оборудование.
Лебедка предусмотрена была изначально. Фото: YouTube.com
Чтобы, например, затянуть груз на платформу, в ее передней части предусмотрена лебедка с тяговым усилием 450 кН.
Эксплуатационные особенности
Пожалуй, единственный минус, и то относительный, заключался в том, что вездеход не плавал. Однако он преодолевал броды глубиной до 2,6 м. Другие технические характеристики:
✅ общая длина, ширина, высота – 20,56, 4,7 и 4,5 м
✅ клиренс – 52 см
✅ собственная масса пустого (снаряженного) вездехода – 27,5 (97,5) т
✅ допустимый уровень крутизны подъема – 30°
✅ крен – до 15°
✅ скорость – до 15 км/ч
Высокие характеристики «Ямала» предполагали его востребованность не только у газовиков и нефтяников. Планировалось, что после запуска в серию будут варианты машины для армии, пожарников и строителей. В первом случае хотели построить сверхпроходимый ракетовоз.
Примерно так должен был выглядеть пожарный СВГ-701. Фото: YouTube.com
В мирной жизни вездеход мог использоваться, как экскаватор с ковшом 4,2 куб. м или пожарный комплекс с баком в 35 кубометров объемом и насосом, выдающим 6700 л/мин. Даже рассматривался вариант крана грузоподъемностью 140 т.
Производство и испытания
В середине 80-х была построена пара прототипов, окрашенные в яркие цвета. По некоторым сведениям, позже из ворот завода вышли еще две машины, но точного подтверждения этому нет. Советские и канадские конструкторы испытывали вездеход в самых разных условиях, «заставляя» его выполнять задачи, могущие возникнуть в ходе строительства буровых вышек. Это подвоз тяжелого оборудования через непроходимую тайгу и болота, вытаскивание застрявшей техники.
Испытания проводились на «полную катушку». Фото: YouTube.com
Проверки вездеход прошел успешно, показав запланированные эксплуатационные качества в самых разных «ипостасях». Вскоре должно было последовать распоряжение о серийном выпуске и пойти заказы от советской промышленности.
Реалии
А они оказались суровыми: вездеход так и остался в двух (четырех?) экземплярах. К началу 90-х серийное производство такой машины столкнулось с административными и экономическими препятствиями. Дело еще усложнялось высокой стоимостью СВГ-701.
Серийные вездеходы рядом с СВГ-701 выглядели карликами. Фото: YouTube.com
Однако главный «камень преткновения» – отсутствие финансовых средств.
В итоге
Два опытных образца продолжали ударно трудиться в отдаленных районах Сибири. Машинам доставалась тяжелая работа. «Ямалы» перевозили крупногабаритные грузы, технику, обеспечивая строительство новых объектов в нефте- и газодобывающей отрасли. Однако бесконечно использовать СВГ-701 невозможно: эксплуатационный ресурс вырабатывается.
Идея сочлененных вездеходов жива: то же КБ построило менее мощную машину с кабиной от КАМАЗа. Фото: YouTube.com
При этом восстанавливать технику с иностранным мотором и трансмиссией, не представлялось возможным. Где сегодня находятся опытные образцы, неясно. По одним сведениям машины порезали на металлолом, по другим они так остались в одном из отдаленных районов, откуда их вывезти, например, в музей, невозможно.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...