ГАЗ-14 – последняя советская «Чайка»
Советские легковые автомобили, как правило, красотой не отличались, особенно те, что продавались простым гражданам. Конечно, та же «Волга» имела шарм и статус, да только купить ее, даже отстояв многолетнюю очередь, было нереально. Разве что за особые заслуги или в лотерею такой автомобиль получалось выиграть.
А вот «Чайка» всегда считалась машиной для советской элиты. Сегодня мы расскажем о последней модели серии – ГАЗ-14.
Одной из самых красивых легковых машин Советского Союза считалась «Чайка» ГАЗ-13. Конечно, это далеко не народный автомобиль. Более того – даже директор завода о такой машине не мог мечтать.
«Чайка» по статусу возила только:
✅ Партийную элиту, пока еще не заслуживающую ЗиЛ
✅ Послов и дипломатов
✅ Важных гостей Советского Союза
ГАЗ-13 серийно выпускался с 1959 года. Модель создавалась в стиле лучших американских седанов второй половины 50-х. Но уже в середине 60-х автопром США изменился. На смену вычурным кричащим моделям прошла строгая массивность.
В принципе, ГАЗ-13 «Чайка» в СССР всех устраивала. Проблема в том, что машина для высоких гостей Советского Союза и дипломатов должна быть не только роскошной, но и современной. Это имидж страны.
Второй нюанс – в то время активно шла работа над новой «Волгой». Эта модель, начавшая сходить с конвейера в 1968 году, выделялась бы на фоне лаконичной внешности ГАЗ-24.
Современные реалии конца 60-х требовали создать новый автомобиль, без прежних округлостей. За внешность «Чайки» опять отвечал Лев Еремеев – талантливый скульптор, уже неоднократно проявивший себя при создании легендарных советских машин.
Инженеры Горьковского автомобильного завода получили вполне конкретное задание. Машина должна была превосходить ГАЗ-13 по уровню комфорта. Естественно, внешне автомобиль копировал лучшие американские седаны премиум-класса.
В техническом плане конструкторов сразу ограничили. Предполагалось, что новая «Чайка» будет базироваться на платформе ГАЗ-13. Соответственно, силовые агрегаты планировали разве что немного доработать.
Пришлось переделывать силовую конструкцию и выпускать прототипы второй серии. Они получили увеличенную колесную базу и колею. Но и это не помогло – облик нового престижного седана не складывался. Получалось нечто нелепое, как будто советские конструкторы попытались создать копию американского автомобиля, но у них ничего не вышло.
Разочаровавшись в знаменитых художниках, объявили всесоюзный конкурс на внешность нового автомобиля. В нем приняли участие не только именитые дизайнеры, но и молодые специалисты.
В итоге лучшей работой признали проект выпускника художественного училища С. Волкова. Так появились прототипы третьего поколения. Серийная «Чайка» в итоге оказалась больше похожа на последний проект. Хотя в облике угадываются неуловимые черты и первых двух серий.
Все опытные ГАЗ-14 начали испытывать в разных уголках Советского Союза. Естественно, перед этим провели полный цикл заводских проверок. Так было принято в те годы, да и создавали не «Москвич» и даже не «Волгу», а престижную модель для партийной номенклатуры.
Последняя проверка – это серия полноценных автопробегов. Кроме трасс, опытные ГАЗ-14 испытывали на сельских дорогах, причем даже во время распутицы. В 1975 году «Чайку» рекомендовали к серийному производству. Самое интересное, что к тому времени автомобиль все еще был представлен тремя сериями. Они отличались не только дизайном, но и рядом технических решений.
В 1976 году модель привели к единому облику, отобрав у каждой серии прототипов лучшее. Чуть позже стартовало и массовое производство, серийное, но не конвейерное. Престижные седаны собирали вручную. Кстати, за 11 лет было сделано всего 1 114 экземпляров.
ГАЗ-14 – это рамный большой седан с кузовом полунесущего типа. Передняя подвеска пружинная, независимая. Сзади – устаревшие рессоры. Вообще, ходовка новой «Чайки» не особо отличается от ГАЗ-13, но она доработана по ряду мелочей.
Задние тормоза остались барабанными, а спереди дисковыми, но последние стали вентилируемыми. Гидравлический привод системы решили сделать двойным – это технология дублирования.
Двигатель остался тем же V8, но над ним серьезно поработали инженеры. Мотор ГАЗ-13 имел запас для форсирования. Поэтому мощность удалось поднять почти на 20 %. Теперь силовой агрегат развивал 220 л. с. против 195 у предыдущей «Чайки».
Кстати, дорабатывали двигатель не просто так – ГАЗ-14 получился тяжелее на несколько сотен килограммов. Кроме прибавки мощности, мотор стал заметно тише – спасибо инженерам, внедрившим гидравлические толкатели клапанов. Коленвал получил гаситель крутильных колебаний.
Доработали и АКПП. Передачи стали длиннее, а кнопку переключения поменяли на привычный рычаг на полу.
В итоге новая «Чайка» получилась на 25 % динамичнее ГАЗ-13. До 100 км/ч престижный советский седан разгонялся за 15 секунд вместо 20. Этого хватало, чтобы обогнать почти все автомобили производства СССР, исключая лимузины ЗиЛ.
ГАЗ-14 получился еще более удобным для высокопоставленных пассажиров, чем предыдущая «Чайка». Чтобы упростить посадку, конструкторы отказались от боковых порогов. На жесткость кузова это не повлияло – автомобиль ведь рамный.
Под заказ «Чайку» могли превратить в лимузин. Для этого достаточно было установить перегородку, отделяющую водителя от пассажиров.
Салон ГАЗ-14 сделали еще более просторным, чем у ГАЗ-13. Машина осталась семиместным седаном, но по факту, внутри комфортно могут разместиться четверо. Задний диван трехместный, но там ярко выраженная формовка на двоих. Что касается откидных сидений, то их использовали редко.
Вне зависимости от температуры за бортом, в салоне ГАЗ-14 был всегда приятный микроклимат. Два штатных отопителя быстро прогревали внутреннее пространство до комфортных +25 градусов Цельсия. Летом за охлаждение отвечал кондиционер, кстати, японского производства.
Все ГАЗ-14 штатно комплектовались радиоприемниками и проигрывателями кассет. Управлять системой можно было не только спереди, но и сзади – у «босса» был пульт.
Все автомобили имели полный электропакет. Это нормально для престижных американских седанов того времени, но абсолютно нетипично для советского легкового автопрома. Все опции работали за счет электрических моторчиков. Для обслуживания «хозяйства» понадобилась установка дополнительного аккумулятора.
Создавая престижный седан для элиты, конструкторы хотели добиться максимального уровня комфорта. Это у них получилось – ГАЗ-14 «плывет» над дорогой.
Разгон не впечатляет – за это «благодарить» нужно устаревшую автоматическую коробку. Зато звук двигателя понравится – V8 утробно рычит, а АКПП за ним явно не успевает.
ГАЗ-14 лучший среди советских лимузинов и престижных седанов по части остроты управляемости. В повороты можно входить на скорости – крены минимальные благодаря низкому центру тяжести и сбалансированности подвесок.
Выпуск ГАЗ-14 был прекращен в 1988 году. На смену автомобилю ничего не подготовили – «перестройка» этого не предусматривала. В 90-х большинство «Чаек» было продано в частные руки – новая элита тоже нередко хотела в свои гаражи некогда недоступные автомобили.
Сейчас купить ГАЗ-14 можно от 800 тысяч до 3 млн рублей – в зависимости от состояния. Не так и дорого за возможность получить легенду СССР.
А вот «Чайка» всегда считалась машиной для советской элиты. Сегодня мы расскажем о последней модели серии – ГАЗ-14.
Предпосылки к появлению
Одной из самых красивых легковых машин Советского Союза считалась «Чайка» ГАЗ-13. Конечно, это далеко не народный автомобиль. Более того – даже директор завода о такой машине не мог мечтать.
ГАЗ-13 до сих пор смотрится отлично. Фото: Youtube.com
«Чайка» по статусу возила только:
✅ Партийную элиту, пока еще не заслуживающую ЗиЛ
✅ Послов и дипломатов
✅ Важных гостей Советского Союза
ГАЗ-13 серийно выпускался с 1959 года. Модель создавалась в стиле лучших американских седанов второй половины 50-х. Но уже в середине 60-х автопром США изменился. На смену вычурным кричащим моделям прошла строгая массивность.
В принципе, ГАЗ-13 «Чайка» в СССР всех устраивала. Проблема в том, что машина для высоких гостей Советского Союза и дипломатов должна быть не только роскошной, но и современной. Это имидж страны.
Две «Чайки» разных поколений для сравнения. Фото: Youtube.com
Второй нюанс – в то время активно шла работа над новой «Волгой». Эта модель, начавшая сходить с конвейера в 1968 году, выделялась бы на фоне лаконичной внешности ГАЗ-24.
Современные реалии конца 60-х требовали создать новый автомобиль, без прежних округлостей. За внешность «Чайки» опять отвечал Лев Еремеев – талантливый скульптор, уже неоднократно проявивший себя при создании легендарных советских машин.
Неудачные прототипы
Инженеры Горьковского автомобильного завода получили вполне конкретное задание. Машина должна была превосходить ГАЗ-13 по уровню комфорта. Естественно, внешне автомобиль копировал лучшие американские седаны премиум-класса.
Один из ранних прототипов ГАЗ-14. Фото: Youtube.com
В техническом плане конструкторов сразу ограничили. Предполагалось, что новая «Чайка» будет базироваться на платформе ГАЗ-13. Соответственно, силовые агрегаты планировали разве что немного доработать.
Первые прототипы ГАЗ-14 получились нелепыми внешне. В погоне за стремительностью силуэта, инженеры и дизайнеры попытались понизить линию капота, но ничего из этого не вышло – рама мешала.
Пришлось переделывать силовую конструкцию и выпускать прототипы второй серии. Они получили увеличенную колесную базу и колею. Но и это не помогло – облик нового престижного седана не складывался. Получалось нечто нелепое, как будто советские конструкторы попытались создать копию американского автомобиля, но у них ничего не вышло.
Неожиданное решение
Разочаровавшись в знаменитых художниках, объявили всесоюзный конкурс на внешность нового автомобиля. В нем приняли участие не только именитые дизайнеры, но и молодые специалисты.
Редкое архивное фото с собрания конструкторов. Фото: Youtube.com
В итоге лучшей работой признали проект выпускника художественного училища С. Волкова. Так появились прототипы третьего поколения. Серийная «Чайка» в итоге оказалась больше похожа на последний проект. Хотя в облике угадываются неуловимые черты и первых двух серий.
Все опытные ГАЗ-14 начали испытывать в разных уголках Советского Союза. Естественно, перед этим провели полный цикл заводских проверок. Так было принято в те годы, да и создавали не «Москвич» и даже не «Волгу», а престижную модель для партийной номенклатуры.
Последняя проверка – это серия полноценных автопробегов. Кроме трасс, опытные ГАЗ-14 испытывали на сельских дорогах, причем даже во время распутицы. В 1975 году «Чайку» рекомендовали к серийному производству. Самое интересное, что к тому времени автомобиль все еще был представлен тремя сериями. Они отличались не только дизайном, но и рядом технических решений.
Серийный автомобиль получился стильным и стремительным одновременно. Фото: Youtube.com
В 1976 году модель привели к единому облику, отобрав у каждой серии прототипов лучшее. Чуть позже стартовало и массовое производство, серийное, но не конвейерное. Престижные седаны собирали вручную. Кстати, за 11 лет было сделано всего 1 114 экземпляров.
Технические особенности
ГАЗ-14 – это рамный большой седан с кузовом полунесущего типа. Передняя подвеска пружинная, независимая. Сзади – устаревшие рессоры. Вообще, ходовка новой «Чайки» не особо отличается от ГАЗ-13, но она доработана по ряду мелочей.
Задние тормоза остались барабанными, а спереди дисковыми, но последние стали вентилируемыми. Гидравлический привод системы решили сделать двойным – это технология дублирования.
Приборная панель ГАЗ-14. Фото: Youtube.com
Двигатель остался тем же V8, но над ним серьезно поработали инженеры. Мотор ГАЗ-13 имел запас для форсирования. Поэтому мощность удалось поднять почти на 20 %. Теперь силовой агрегат развивал 220 л. с. против 195 у предыдущей «Чайки».
Кстати, дорабатывали двигатель не просто так – ГАЗ-14 получился тяжелее на несколько сотен килограммов. Кроме прибавки мощности, мотор стал заметно тише – спасибо инженерам, внедрившим гидравлические толкатели клапанов. Коленвал получил гаситель крутильных колебаний.
Доработали и АКПП. Передачи стали длиннее, а кнопку переключения поменяли на привычный рычаг на полу.
В итоге новая «Чайка» получилась на 25 % динамичнее ГАЗ-13. До 100 км/ч престижный советский седан разгонялся за 15 секунд вместо 20. Этого хватало, чтобы обогнать почти все автомобили производства СССР, исключая лимузины ЗиЛ.
Уровень комфорта
ГАЗ-14 получился еще более удобным для высокопоставленных пассажиров, чем предыдущая «Чайка». Чтобы упростить посадку, конструкторы отказались от боковых порогов. На жесткость кузова это не повлияло – автомобиль ведь рамный.
Схематичное изображение ГАЗ-14. Фото: Youtube.com
Под заказ «Чайку» могли превратить в лимузин. Для этого достаточно было установить перегородку, отделяющую водителя от пассажиров.
Салон ГАЗ-14 сделали еще более просторным, чем у ГАЗ-13. Машина осталась семиместным седаном, но по факту, внутри комфортно могут разместиться четверо. Задний диван трехместный, но там ярко выраженная формовка на двоих. Что касается откидных сидений, то их использовали редко.
Вне зависимости от температуры за бортом, в салоне ГАЗ-14 был всегда приятный микроклимат. Два штатных отопителя быстро прогревали внутреннее пространство до комфортных +25 градусов Цельсия. Летом за охлаждение отвечал кондиционер, кстати, японского производства.
Все ГАЗ-14 штатно комплектовались радиоприемниками и проигрывателями кассет. Управлять системой можно было не только спереди, но и сзади – у «босса» был пульт.
Для задних пассажиров места хватало с избытком. Фото: Youtube.com
Все автомобили имели полный электропакет. Это нормально для престижных американских седанов того времени, но абсолютно нетипично для советского легкового автопрома. Все опции работали за счет электрических моторчиков. Для обслуживания «хозяйства» понадобилась установка дополнительного аккумулятора.
На ходу
Создавая престижный седан для элиты, конструкторы хотели добиться максимального уровня комфорта. Это у них получилось – ГАЗ-14 «плывет» над дорогой.
Разгон не впечатляет – за это «благодарить» нужно устаревшую автоматическую коробку. Зато звук двигателя понравится – V8 утробно рычит, а АКПП за ним явно не успевает.
Двигатель «Чайки». Фото: Youtube.com
ГАЗ-14 лучший среди советских лимузинов и престижных седанов по части остроты управляемости. В повороты можно входить на скорости – крены минимальные благодаря низкому центру тяжести и сбалансированности подвесок.
Выпуск ГАЗ-14 был прекращен в 1988 году. На смену автомобилю ничего не подготовили – «перестройка» этого не предусматривала. В 90-х большинство «Чаек» было продано в частные руки – новая элита тоже нередко хотела в свои гаражи некогда недоступные автомобили.
Сейчас купить ГАЗ-14 можно от 800 тысяч до 3 млн рублей – в зависимости от состояния. Не так и дорого за возможность получить легенду СССР.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....