
ГАЗ-14 – последняя советская «Чайка»
Советские легковые автомобили, как правило, красотой не отличались, особенно те, что продавались простым гражданам. Конечно, та же «Волга» имела шарм и статус, да только купить ее, даже отстояв многолетнюю очередь, было нереально. Разве что за особые заслуги или в лотерею такой автомобиль получалось выиграть.
А вот «Чайка» всегда считалась машиной для советской элиты. Сегодня мы расскажем о последней модели серии – ГАЗ-14.
Одной из самых красивых легковых машин Советского Союза считалась «Чайка» ГАЗ-13. Конечно, это далеко не народный автомобиль. Более того – даже директор завода о такой машине не мог мечтать.
ГАЗ-13 до сих пор смотрится отлично. Фото: Youtube.com
«Чайка» по статусу возила только:
✅ Партийную элиту, пока еще не заслуживающую ЗиЛ
✅ Послов и дипломатов
✅ Важных гостей Советского Союза
ГАЗ-13 серийно выпускался с 1959 года. Модель создавалась в стиле лучших американских седанов второй половины 50-х. Но уже в середине 60-х автопром США изменился. На смену вычурным кричащим моделям прошла строгая массивность.
В принципе, ГАЗ-13 «Чайка» в СССР всех устраивала. Проблема в том, что машина для высоких гостей Советского Союза и дипломатов должна быть не только роскошной, но и современной. Это имидж страны.
Две «Чайки» разных поколений для сравнения. Фото: Youtube.com
Второй нюанс – в то время активно шла работа над новой «Волгой». Эта модель, начавшая сходить с конвейера в 1968 году, выделялась бы на фоне лаконичной внешности ГАЗ-24.
Современные реалии конца 60-х требовали создать новый автомобиль, без прежних округлостей. За внешность «Чайки» опять отвечал Лев Еремеев – талантливый скульптор, уже неоднократно проявивший себя при создании легендарных советских машин.
Инженеры Горьковского автомобильного завода получили вполне конкретное задание. Машина должна была превосходить ГАЗ-13 по уровню комфорта. Естественно, внешне автомобиль копировал лучшие американские седаны премиум-класса.
Один из ранних прототипов ГАЗ-14. Фото: Youtube.com
В техническом плане конструкторов сразу ограничили. Предполагалось, что новая «Чайка» будет базироваться на платформе ГАЗ-13. Соответственно, силовые агрегаты планировали разве что немного доработать.
Пришлось переделывать силовую конструкцию и выпускать прототипы второй серии. Они получили увеличенную колесную базу и колею. Но и это не помогло – облик нового престижного седана не складывался. Получалось нечто нелепое, как будто советские конструкторы попытались создать копию американского автомобиля, но у них ничего не вышло.
Разочаровавшись в знаменитых художниках, объявили всесоюзный конкурс на внешность нового автомобиля. В нем приняли участие не только именитые дизайнеры, но и молодые специалисты.
Редкое архивное фото с собрания конструкторов. Фото: Youtube.com
В итоге лучшей работой признали проект выпускника художественного училища С. Волкова. Так появились прототипы третьего поколения. Серийная «Чайка» в итоге оказалась больше похожа на последний проект. Хотя в облике угадываются неуловимые черты и первых двух серий.
Все опытные ГАЗ-14 начали испытывать в разных уголках Советского Союза. Естественно, перед этим провели полный цикл заводских проверок. Так было принято в те годы, да и создавали не «Москвич» и даже не «Волгу», а престижную модель для партийной номенклатуры.
Последняя проверка – это серия полноценных автопробегов. Кроме трасс, опытные ГАЗ-14 испытывали на сельских дорогах, причем даже во время распутицы. В 1975 году «Чайку» рекомендовали к серийному производству. Самое интересное, что к тому времени автомобиль все еще был представлен тремя сериями. Они отличались не только дизайном, но и рядом технических решений.
Серийный автомобиль получился стильным и стремительным одновременно. Фото: Youtube.com
В 1976 году модель привели к единому облику, отобрав у каждой серии прототипов лучшее. Чуть позже стартовало и массовое производство, серийное, но не конвейерное. Престижные седаны собирали вручную. Кстати, за 11 лет было сделано всего 1 114 экземпляров.
ГАЗ-14 – это рамный большой седан с кузовом полунесущего типа. Передняя подвеска пружинная, независимая. Сзади – устаревшие рессоры. Вообще, ходовка новой «Чайки» не особо отличается от ГАЗ-13, но она доработана по ряду мелочей.
Задние тормоза остались барабанными, а спереди дисковыми, но последние стали вентилируемыми. Гидравлический привод системы решили сделать двойным – это технология дублирования.
Приборная панель ГАЗ-14. Фото: Youtube.com
Двигатель остался тем же V8, но над ним серьезно поработали инженеры. Мотор ГАЗ-13 имел запас для форсирования. Поэтому мощность удалось поднять почти на 20 %. Теперь силовой агрегат развивал 220 л. с. против 195 у предыдущей «Чайки».
Кстати, дорабатывали двигатель не просто так – ГАЗ-14 получился тяжелее на несколько сотен килограммов. Кроме прибавки мощности, мотор стал заметно тише – спасибо инженерам, внедрившим гидравлические толкатели клапанов. Коленвал получил гаситель крутильных колебаний.
Доработали и АКПП. Передачи стали длиннее, а кнопку переключения поменяли на привычный рычаг на полу.
В итоге новая «Чайка» получилась на 25 % динамичнее ГАЗ-13. До 100 км/ч престижный советский седан разгонялся за 15 секунд вместо 20. Этого хватало, чтобы обогнать почти все автомобили производства СССР, исключая лимузины ЗиЛ.
ГАЗ-14 получился еще более удобным для высокопоставленных пассажиров, чем предыдущая «Чайка». Чтобы упростить посадку, конструкторы отказались от боковых порогов. На жесткость кузова это не повлияло – автомобиль ведь рамный.
Схематичное изображение ГАЗ-14. Фото: Youtube.com
Под заказ «Чайку» могли превратить в лимузин. Для этого достаточно было установить перегородку, отделяющую водителя от пассажиров.
Салон ГАЗ-14 сделали еще более просторным, чем у ГАЗ-13. Машина осталась семиместным седаном, но по факту, внутри комфортно могут разместиться четверо. Задний диван трехместный, но там ярко выраженная формовка на двоих. Что касается откидных сидений, то их использовали редко.
Вне зависимости от температуры за бортом, в салоне ГАЗ-14 был всегда приятный микроклимат. Два штатных отопителя быстро прогревали внутреннее пространство до комфортных +25 градусов Цельсия. Летом за охлаждение отвечал кондиционер, кстати, японского производства.
Все ГАЗ-14 штатно комплектовались радиоприемниками и проигрывателями кассет. Управлять системой можно было не только спереди, но и сзади – у «босса» был пульт.
Для задних пассажиров места хватало с избытком. Фото: Youtube.com
Все автомобили имели полный электропакет. Это нормально для престижных американских седанов того времени, но абсолютно нетипично для советского легкового автопрома. Все опции работали за счет электрических моторчиков. Для обслуживания «хозяйства» понадобилась установка дополнительного аккумулятора.
Создавая престижный седан для элиты, конструкторы хотели добиться максимального уровня комфорта. Это у них получилось – ГАЗ-14 «плывет» над дорогой.
Разгон не впечатляет – за это «благодарить» нужно устаревшую автоматическую коробку. Зато звук двигателя понравится – V8 утробно рычит, а АКПП за ним явно не успевает.
Двигатель «Чайки». Фото: Youtube.com
ГАЗ-14 лучший среди советских лимузинов и престижных седанов по части остроты управляемости. В повороты можно входить на скорости – крены минимальные благодаря низкому центру тяжести и сбалансированности подвесок.
Выпуск ГАЗ-14 был прекращен в 1988 году. На смену автомобилю ничего не подготовили – «перестройка» этого не предусматривала. В 90-х большинство «Чаек» было продано в частные руки – новая элита тоже нередко хотела в свои гаражи некогда недоступные автомобили.
Сейчас купить ГАЗ-14 можно от 800 тысяч до 3 млн рублей – в зависимости от состояния. Не так и дорого за возможность получить легенду СССР.
А вот «Чайка» всегда считалась машиной для советской элиты. Сегодня мы расскажем о последней модели серии – ГАЗ-14.
Предпосылки к появлению
Одной из самых красивых легковых машин Советского Союза считалась «Чайка» ГАЗ-13. Конечно, это далеко не народный автомобиль. Более того – даже директор завода о такой машине не мог мечтать.

«Чайка» по статусу возила только:
✅ Партийную элиту, пока еще не заслуживающую ЗиЛ
✅ Послов и дипломатов
✅ Важных гостей Советского Союза
ГАЗ-13 серийно выпускался с 1959 года. Модель создавалась в стиле лучших американских седанов второй половины 50-х. Но уже в середине 60-х автопром США изменился. На смену вычурным кричащим моделям прошла строгая массивность.
В принципе, ГАЗ-13 «Чайка» в СССР всех устраивала. Проблема в том, что машина для высоких гостей Советского Союза и дипломатов должна быть не только роскошной, но и современной. Это имидж страны.

Второй нюанс – в то время активно шла работа над новой «Волгой». Эта модель, начавшая сходить с конвейера в 1968 году, выделялась бы на фоне лаконичной внешности ГАЗ-24.
Современные реалии конца 60-х требовали создать новый автомобиль, без прежних округлостей. За внешность «Чайки» опять отвечал Лев Еремеев – талантливый скульптор, уже неоднократно проявивший себя при создании легендарных советских машин.
Неудачные прототипы
Инженеры Горьковского автомобильного завода получили вполне конкретное задание. Машина должна была превосходить ГАЗ-13 по уровню комфорта. Естественно, внешне автомобиль копировал лучшие американские седаны премиум-класса.

В техническом плане конструкторов сразу ограничили. Предполагалось, что новая «Чайка» будет базироваться на платформе ГАЗ-13. Соответственно, силовые агрегаты планировали разве что немного доработать.
Первые прототипы ГАЗ-14 получились нелепыми внешне. В погоне за стремительностью силуэта, инженеры и дизайнеры попытались понизить линию капота, но ничего из этого не вышло – рама мешала.
Пришлось переделывать силовую конструкцию и выпускать прототипы второй серии. Они получили увеличенную колесную базу и колею. Но и это не помогло – облик нового престижного седана не складывался. Получалось нечто нелепое, как будто советские конструкторы попытались создать копию американского автомобиля, но у них ничего не вышло.
Неожиданное решение
Разочаровавшись в знаменитых художниках, объявили всесоюзный конкурс на внешность нового автомобиля. В нем приняли участие не только именитые дизайнеры, но и молодые специалисты.

В итоге лучшей работой признали проект выпускника художественного училища С. Волкова. Так появились прототипы третьего поколения. Серийная «Чайка» в итоге оказалась больше похожа на последний проект. Хотя в облике угадываются неуловимые черты и первых двух серий.
Все опытные ГАЗ-14 начали испытывать в разных уголках Советского Союза. Естественно, перед этим провели полный цикл заводских проверок. Так было принято в те годы, да и создавали не «Москвич» и даже не «Волгу», а престижную модель для партийной номенклатуры.
Последняя проверка – это серия полноценных автопробегов. Кроме трасс, опытные ГАЗ-14 испытывали на сельских дорогах, причем даже во время распутицы. В 1975 году «Чайку» рекомендовали к серийному производству. Самое интересное, что к тому времени автомобиль все еще был представлен тремя сериями. Они отличались не только дизайном, но и рядом технических решений.

В 1976 году модель привели к единому облику, отобрав у каждой серии прототипов лучшее. Чуть позже стартовало и массовое производство, серийное, но не конвейерное. Престижные седаны собирали вручную. Кстати, за 11 лет было сделано всего 1 114 экземпляров.
Технические особенности
ГАЗ-14 – это рамный большой седан с кузовом полунесущего типа. Передняя подвеска пружинная, независимая. Сзади – устаревшие рессоры. Вообще, ходовка новой «Чайки» не особо отличается от ГАЗ-13, но она доработана по ряду мелочей.
Задние тормоза остались барабанными, а спереди дисковыми, но последние стали вентилируемыми. Гидравлический привод системы решили сделать двойным – это технология дублирования.

Двигатель остался тем же V8, но над ним серьезно поработали инженеры. Мотор ГАЗ-13 имел запас для форсирования. Поэтому мощность удалось поднять почти на 20 %. Теперь силовой агрегат развивал 220 л. с. против 195 у предыдущей «Чайки».
Кстати, дорабатывали двигатель не просто так – ГАЗ-14 получился тяжелее на несколько сотен килограммов. Кроме прибавки мощности, мотор стал заметно тише – спасибо инженерам, внедрившим гидравлические толкатели клапанов. Коленвал получил гаситель крутильных колебаний.
Доработали и АКПП. Передачи стали длиннее, а кнопку переключения поменяли на привычный рычаг на полу.
В итоге новая «Чайка» получилась на 25 % динамичнее ГАЗ-13. До 100 км/ч престижный советский седан разгонялся за 15 секунд вместо 20. Этого хватало, чтобы обогнать почти все автомобили производства СССР, исключая лимузины ЗиЛ.
Уровень комфорта
ГАЗ-14 получился еще более удобным для высокопоставленных пассажиров, чем предыдущая «Чайка». Чтобы упростить посадку, конструкторы отказались от боковых порогов. На жесткость кузова это не повлияло – автомобиль ведь рамный.

Под заказ «Чайку» могли превратить в лимузин. Для этого достаточно было установить перегородку, отделяющую водителя от пассажиров.
Салон ГАЗ-14 сделали еще более просторным, чем у ГАЗ-13. Машина осталась семиместным седаном, но по факту, внутри комфортно могут разместиться четверо. Задний диван трехместный, но там ярко выраженная формовка на двоих. Что касается откидных сидений, то их использовали редко.
Вне зависимости от температуры за бортом, в салоне ГАЗ-14 был всегда приятный микроклимат. Два штатных отопителя быстро прогревали внутреннее пространство до комфортных +25 градусов Цельсия. Летом за охлаждение отвечал кондиционер, кстати, японского производства.
Все ГАЗ-14 штатно комплектовались радиоприемниками и проигрывателями кассет. Управлять системой можно было не только спереди, но и сзади – у «босса» был пульт.

Все автомобили имели полный электропакет. Это нормально для престижных американских седанов того времени, но абсолютно нетипично для советского легкового автопрома. Все опции работали за счет электрических моторчиков. Для обслуживания «хозяйства» понадобилась установка дополнительного аккумулятора.
На ходу
Создавая престижный седан для элиты, конструкторы хотели добиться максимального уровня комфорта. Это у них получилось – ГАЗ-14 «плывет» над дорогой.
Разгон не впечатляет – за это «благодарить» нужно устаревшую автоматическую коробку. Зато звук двигателя понравится – V8 утробно рычит, а АКПП за ним явно не успевает.

ГАЗ-14 лучший среди советских лимузинов и престижных седанов по части остроты управляемости. В повороты можно входить на скорости – крены минимальные благодаря низкому центру тяжести и сбалансированности подвесок.
Выпуск ГАЗ-14 был прекращен в 1988 году. На смену автомобилю ничего не подготовили – «перестройка» этого не предусматривала. В 90-х большинство «Чаек» было продано в частные руки – новая элита тоже нередко хотела в свои гаражи некогда недоступные автомобили.
Сейчас купить ГАЗ-14 можно от 800 тысяч до 3 млн рублей – в зависимости от состояния. Не так и дорого за возможность получить легенду СССР.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...