Л-42 и его модификации: хороший самолет всем нужен
Советская, а потом и российская конструкторская мысль всегда была на высоте: правда, не все новаторские идеи удавалось воплотить в крупносерийное производство. Однако полученные наработки, технологии в будущем серьезно помогали создавать воздушные суда, выпускавшиеся тысячными тиражами. Российский многоцелевой самолет-амфибия Л-42 (изначально Л-4) разрабатывался в 2004-05 годах компанией «Чайка» (г. Самара). Предполагалось, что это будет уменьшенный и модернизированный вариант предшественника Л-6. Накопленный при его постройке опыт позволял надеяться на серьезное усовершенствование амфибии.
Проект Л-42 разрабатываться с 2000-х (главный конструктор Алексей Анненков). Планировалось, что универсальное воздушное судно будет использоваться для транспортировки грузов, перевозки пассажиров (2-3 человека), как коммерческий летательный аппарат. Например, амфибия может служить в качестве аэротакси для туристов.
Также предусмотрена возможность обучения летного состава, благодаря дублированию управления. Допускается пилотирование самолета одним летчиком. Тогда количество пассажиров возрастет до четырех.
Это свободнонесущий высокоплан с двумя двигателями, оснащенный оперением в виде V, стабилизатором и трехстоечным подрессоренным шасси с дисковыми тормозами. Одно колесо (самоориентриующееся) находится под хвостом амфибии. Самолет может садиться на воду или грунтовую полосу.
В зимний период возможно оборудование лыжным шасси.
При обучении не требуется изучать какую-либо особенную технику пилотирования. Машина достаточно надежная и переучивание летчиков обходится в минимум времени. Кстати, подготовкой пилотов занимается само предприятие-производитель. Конфигурация бортового оборудования может быть любой, в зависимости от пожеланий заказчика.
Хорошую управляемость самолету обеспечивают его небольшие размеры, относительно малый собственный вес. Однако стоит упомянуть: высоко расположенные моторы требуют иметь дополнительные навыки пилотирования. Основные технические данные Л-42:
✅ размах крыла, длина и высота – 14, 8,9 и 2,6 м
✅ вес пустого (максимально загруженного) – 700 (1300) кг
✅ масса коммерческой нагрузки (зависит от модификации) – 600 кг
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 180 и 220 км/ч
✅ дальность и потолок – 1600 и 4,1 км
Роль силовой установки на воздушном судне играет пара авиадвигателей Rotax 912ULS, развивающих по сотне «лошадей». Винт изменяемого шага – ВИШ АР332 из Новой Зеландии (компания «Чайка», выпускающая гидроплан, является официальным дилером Airmaster). Для питания силовых агрегатов используется обычный автобензин АИ-92, заливаемый в баки общим объемом 320 л.
В фюзеляже типа «монокок» грузопассажирский салон и кабина летчиков фактически объединены в единое целое пространство длиной шесть метров. Для пассажиров предусмотрена пара рядов кресел, имеется вентиляционная система и обогреватель. Чтобы превратить амфибию в грузовой транспорт, достаточно сложить сиденья.
Посадка в самолет может осуществляться на плаву. При этом для пассажиров не требуются специальные понтоны, трапы. Вход внутрь амфибии происходит по балке хвоста посредством открывающегося верхнего люка.
После приобретения самолета-амфибии осуществляется его полная техническая поддержка со стороны предприятия-изготовителя. Проводится регулярное обслуживание, при необходимости поставляются запасные части.
Изначально проектировалось две версии машины: с 1-м и 2-мя двигателями. Двухмоторный вариант обозначили, как Л-41, второй – Л-42. Последний поднялся первый раз в небо в 2005-м году. Позже создали модель с увеличенным максимальным взлетным весом в 1,46 т. Этот самолет-амфибия получил индекс Л-44, который первый раз взлетел в 2009-м. Количество выпущенных Л-42 за период с 2005-го по 2009-й – шесть единиц техники, не считая ее дальнейших модификаций, производящихся и поныне. При этом общий налет амфибий составляет 5 тыс. часов.
К сожалению, без трагедий не обошлось. Особая трагичность одной из авиакатастроф, произошедшей 07.08.2014 года заключалась в том, что в ней погиб создатель Л-42 – Алексей Анненков. По одной из версий, при управлении самолетом конструктору стало плохо и машина штопором пошла вниз. Всего за период с 2009 по 2020-й официально зарегистрировано четыре аварии самолетов-амфибий Л-42 и его версий. При этом погибло 11 человек.
Является дальнейшей модификацией описанной выше летающей лодки. При постройке усовершенствованной версии амфибии было использовано множество новых инженерных решений. Например, доработали крыло: плоскости усилили, изменили немного их профиль и место соединения с фюзеляжем. Создавая Л-42 в основном стали использовать стекло- и углепластик, что гарантировало уменьшение собственной массы летательного аппарата. Не обошли вниманием шасси: в нем появилось больше титана, конструкцию крепления стоек улучшили. БРЭО частично заменили на более современное.
Попутно готовилась производственная база, площадки под выпуск усовершенствованной модели. По окончании статических испытаний начались летные. Последние подтвердили: Л-42М обладает лучшими характеристиками по сравнению с предшественником:
✅ вес машины уменьшился на 100 кг
✅ крейсерская скорость возросла на 30 км/ч
✅ дальность увеличилась до 1700 км
Аэродинамическое качество обновленного воздушного судна-амфибии составляет 16,5 единиц. У предшественника Л-42 – 15 ед. Это хороший показатель для самолетов подобного класса.
В период 2009-2014 годы выпустили пятнадцать амфибий Л-42М. Машина соответствует международным стандартам JAR-23, FAR-23. Самолет оправдал возлагаемые на него надежды: планировалось перейти на крупномасштабное производство.
В 2014-м погиб главный вдохновитель идеи самолета-амфибии Алексей Анненков. Тут же возглавляемое им предприятие «Самарский авиационно-технический клуб» подверглось реорганизации. К управлению вновь созданного «Авиатеха» пришли иные люди, большинство работавших с Анненковым уволили. Созданный им самолет, точнее его модификацию Л-42М уже в 2017-м переименовали в Л-142.
А созданное параллельно с «Авиатехом» компания «Чайка» продолжает выпускать Л-42 и разрабатывает новую его версию – Л-72. Также последователями Анненкова создана программа «Морской бриз», учитывающая коррозию алюминиевых деталей в воде. Вот так успешная компания на пике развития после гибели главного конструктора распалась на две фирмы.
Новые Л-142 от «Авиатех» в 2018-м продавали за 20 млн. руб. (на сегодня ценника нет на официальном сайте). В интернете встречаются (и нередко) объявления о продаже б/у самолетов амфибий модификации Л-42М. Аппарат, произведенный в 2015-м году с налетом 540 ч оценивали в 2018-м в 16,7 млн. руб. Сегодня за воздушное судно с налетом 1200 часов просят 26 млн. рублей. Впрочем, встречаются варианты и за 15 млн. руб.
Проект Л-42 разрабатываться с 2000-х (главный конструктор Алексей Анненков). Планировалось, что универсальное воздушное судно будет использоваться для транспортировки грузов, перевозки пассажиров (2-3 человека), как коммерческий летательный аппарат. Например, амфибия может служить в качестве аэротакси для туристов.
Амфибия сама выбирается из воды. Фото: YouTube.com
Также предусмотрена возможность обучения летного состава, благодаря дублированию управления. Допускается пилотирование самолета одним летчиком. Тогда количество пассажиров возрастет до четырех.
Что представляет собой Л-42
Это свободнонесущий высокоплан с двумя двигателями, оснащенный оперением в виде V, стабилизатором и трехстоечным подрессоренным шасси с дисковыми тормозами. Одно колесо (самоориентриующееся) находится под хвостом амфибии. Самолет может садиться на воду или грунтовую полосу.
Снег – не помеха. Фото: YouTube.com
В зимний период возможно оборудование лыжным шасси.
Управление
При обучении не требуется изучать какую-либо особенную технику пилотирования. Машина достаточно надежная и переучивание летчиков обходится в минимум времени. Кстати, подготовкой пилотов занимается само предприятие-производитель. Конфигурация бортового оборудования может быть любой, в зависимости от пожеланий заказчика.
Из окна хорошо видны поплавки и механизация крыла. Фото: YouTube.com
Хорошую управляемость самолету обеспечивают его небольшие размеры, относительно малый собственный вес. Однако стоит упомянуть: высоко расположенные моторы требуют иметь дополнительные навыки пилотирования. Основные технические данные Л-42:
✅ размах крыла, длина и высота – 14, 8,9 и 2,6 м
✅ вес пустого (максимально загруженного) – 700 (1300) кг
✅ масса коммерческой нагрузки (зависит от модификации) – 600 кг
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 180 и 220 км/ч
✅ дальность и потолок – 1600 и 4,1 км
Роль силовой установки на воздушном судне играет пара авиадвигателей Rotax 912ULS, развивающих по сотне «лошадей». Винт изменяемого шага – ВИШ АР332 из Новой Зеландии (компания «Чайка», выпускающая гидроплан, является официальным дилером Airmaster). Для питания силовых агрегатов используется обычный автобензин АИ-92, заливаемый в баки общим объемом 320 л.
Внутри
В фюзеляже типа «монокок» грузопассажирский салон и кабина летчиков фактически объединены в единое целое пространство длиной шесть метров. Для пассажиров предусмотрена пара рядов кресел, имеется вентиляционная система и обогреватель. Чтобы превратить амфибию в грузовой транспорт, достаточно сложить сиденья.
Люк сзади, из которого вылезают пассажиры. Фото: YouTube.com
Посадка в самолет может осуществляться на плаву. При этом для пассажиров не требуются специальные понтоны, трапы. Вход внутрь амфибии происходит по балке хвоста посредством открывающегося верхнего люка.
Зайти на борт можно прямо с берега. Фото: YouTube.com
После приобретения самолета-амфибии осуществляется его полная техническая поддержка со стороны предприятия-изготовителя. Проводится регулярное обслуживание, при необходимости поставляются запасные части.
Полеты
Изначально проектировалось две версии машины: с 1-м и 2-мя двигателями. Двухмоторный вариант обозначили, как Л-41, второй – Л-42. Последний поднялся первый раз в небо в 2005-м году. Позже создали модель с увеличенным максимальным взлетным весом в 1,46 т. Этот самолет-амфибия получил индекс Л-44, который первый раз взлетел в 2009-м. Количество выпущенных Л-42 за период с 2005-го по 2009-й – шесть единиц техники, не считая ее дальнейших модификаций, производящихся и поныне. При этом общий налет амфибий составляет 5 тыс. часов.
Происшествия
К сожалению, без трагедий не обошлось. Особая трагичность одной из авиакатастроф, произошедшей 07.08.2014 года заключалась в том, что в ней погиб создатель Л-42 – Алексей Анненков. По одной из версий, при управлении самолетом конструктору стало плохо и машина штопором пошла вниз. Всего за период с 2009 по 2020-й официально зарегистрировано четыре аварии самолетов-амфибий Л-42 и его версий. При этом погибло 11 человек.
Л-42М
Является дальнейшей модификацией описанной выше летающей лодки. При постройке усовершенствованной версии амфибии было использовано множество новых инженерных решений. Например, доработали крыло: плоскости усилили, изменили немного их профиль и место соединения с фюзеляжем. Создавая Л-42 в основном стали использовать стекло- и углепластик, что гарантировало уменьшение собственной массы летательного аппарата. Не обошли вниманием шасси: в нем появилось больше титана, конструкцию крепления стоек улучшили. БРЭО частично заменили на более современное.
На Л-42М более современная панель приборов. Фото: YouTube.com
Попутно готовилась производственная база, площадки под выпуск усовершенствованной модели. По окончании статических испытаний начались летные. Последние подтвердили: Л-42М обладает лучшими характеристиками по сравнению с предшественником:
✅ вес машины уменьшился на 100 кг
✅ крейсерская скорость возросла на 30 км/ч
✅ дальность увеличилась до 1700 км
Аэродинамическое качество обновленного воздушного судна-амфибии составляет 16,5 единиц. У предшественника Л-42 – 15 ед. Это хороший показатель для самолетов подобного класса.
Управлять самолетом может один или два пилота (вид из салона). Фото: YouTube.com
Аэродинамическое качество – способность летательного аппарата в безветренную погоду с запасом высоты в один километр пролететь определенное расстояние. В данном случае – 16,5 км. У лучших планеров этот показатель достигает 35-40 единиц и выше.
В период 2009-2014 годы выпустили пятнадцать амфибий Л-42М. Машина соответствует международным стандартам JAR-23, FAR-23. Самолет оправдал возлагаемые на него надежды: планировалось перейти на крупномасштабное производство.
Внутризаводские «разборки»
В 2014-м погиб главный вдохновитель идеи самолета-амфибии Алексей Анненков. Тут же возглавляемое им предприятие «Самарский авиационно-технический клуб» подверглось реорганизации. К управлению вновь созданного «Авиатеха» пришли иные люди, большинство работавших с Анненковым уволили. Созданный им самолет, точнее его модификацию Л-42М уже в 2017-м переименовали в Л-142.
Л-142 на суше в Карелии (собственность космонавта Сергея Крикалева). Фото: YouTube.com
А созданное параллельно с «Авиатехом» компания «Чайка» продолжает выпускать Л-42 и разрабатывает новую его версию – Л-72. Также последователями Анненкова создана программа «Морской бриз», учитывающая коррозию алюминиевых деталей в воде. Вот так успешная компания на пике развития после гибели главного конструктора распалась на две фирмы.
Продажи и стоимость
Новые Л-142 от «Авиатех» в 2018-м продавали за 20 млн. руб. (на сегодня ценника нет на официальном сайте). В интернете встречаются (и нередко) объявления о продаже б/у самолетов амфибий модификации Л-42М. Аппарат, произведенный в 2015-м году с налетом 540 ч оценивали в 2018-м в 16,7 млн. руб. Сегодня за воздушное судно с налетом 1200 часов просят 26 млн. рублей. Впрочем, встречаются варианты и за 15 млн. руб.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...