Проект Л-42 разрабатываться с 2000-х (главный конструктор Алексей Анненков). Планировалось, что универсальное воздушное судно будет использоваться для транспортировки грузов, перевозки пассажиров (2-3 человека), как коммерческий летательный аппарат. Например, амфибия может служить в качестве аэротакси для туристов.
Амфибия сама выбирается из воды. Фото: YouTube.com
Также предусмотрена возможность обучения летного состава, благодаря дублированию управления. Допускается пилотирование самолета одним летчиком. Тогда количество пассажиров возрастет до четырех.
Что представляет собой Л-42
Это свободнонесущий высокоплан с двумя двигателями, оснащенный оперением в виде V, стабилизатором и трехстоечным подрессоренным шасси с дисковыми тормозами. Одно колесо (самоориентриующееся) находится под хвостом амфибии. Самолет может садиться на воду или грунтовую полосу.
Снег – не помеха. Фото: YouTube.com
В зимний период возможно оборудование лыжным шасси.
Управление
При обучении не требуется изучать какую-либо особенную технику пилотирования. Машина достаточно надежная и переучивание летчиков обходится в минимум времени. Кстати, подготовкой пилотов занимается само предприятие-производитель. Конфигурация бортового оборудования может быть любой, в зависимости от пожеланий заказчика.
Из окна хорошо видны поплавки и механизация крыла. Фото: YouTube.com
Хорошую управляемость самолету обеспечивают его небольшие размеры, относительно малый собственный вес. Однако стоит упомянуть: высоко расположенные моторы требуют иметь дополнительные навыки пилотирования. Основные технические данные Л-42:
✅ размах крыла, длина и высота – 14, 8,9 и 2,6 м
✅ вес пустого (максимально загруженного) – 700 (1300) кг
✅ масса коммерческой нагрузки (зависит от модификации) – 600 кг
✅ крейсерская и наивысшая скорость – 180 и 220 км/ч
✅ дальность и потолок – 1600 и 4,1 км
Роль силовой установки на воздушном судне играет пара авиадвигателей Rotax 912ULS, развивающих по сотне «лошадей». Винт изменяемого шага – ВИШ АР332 из Новой Зеландии (компания «Чайка», выпускающая гидроплан, является официальным дилером Airmaster). Для питания силовых агрегатов используется обычный автобензин АИ-92, заливаемый в баки общим объемом 320 л.
Внутри
В фюзеляже типа «монокок» грузопассажирский салон и кабина летчиков фактически объединены в единое целое пространство длиной шесть метров. Для пассажиров предусмотрена пара рядов кресел, имеется вентиляционная система и обогреватель. Чтобы превратить амфибию в грузовой транспорт, достаточно сложить сиденья.
Люк сзади, из которого вылезают пассажиры. Фото: YouTube.com
Посадка в самолет может осуществляться на плаву. При этом для пассажиров не требуются специальные понтоны, трапы. Вход внутрь амфибии происходит по балке хвоста посредством открывающегося верхнего люка.
Зайти на борт можно прямо с берега. Фото: YouTube.com
После приобретения самолета-амфибии осуществляется его полная техническая поддержка со стороны предприятия-изготовителя. Проводится регулярное обслуживание, при необходимости поставляются запасные части.
Полеты
Изначально проектировалось две версии машины: с 1-м и 2-мя двигателями. Двухмоторный вариант обозначили, как Л-41, второй – Л-42. Последний поднялся первый раз в небо в 2005-м году. Позже создали модель с увеличенным максимальным взлетным весом в 1,46 т. Этот самолет-амфибия получил индекс Л-44, который первый раз взлетел в 2009-м. Количество выпущенных Л-42 за период с 2005-го по 2009-й – шесть единиц техники, не считая ее дальнейших модификаций, производящихся и поныне. При этом общий налет амфибий составляет 5 тыс. часов.
Происшествия
К сожалению, без трагедий не обошлось. Особая трагичность одной из авиакатастроф, произошедшей 07.08.2014 года заключалась в том, что в ней погиб создатель Л-42 – Алексей Анненков. По одной из версий, при управлении самолетом конструктору стало плохо и машина штопором пошла вниз. Всего за период с 2009 по 2020-й официально зарегистрировано четыре аварии самолетов-амфибий Л-42 и его версий. При этом погибло 11 человек.
Л-42М
Является дальнейшей модификацией описанной выше летающей лодки. При постройке усовершенствованной версии амфибии было использовано множество новых инженерных решений. Например, доработали крыло: плоскости усилили, изменили немного их профиль и место соединения с фюзеляжем. Создавая Л-42 в основном стали использовать стекло- и углепластик, что гарантировало уменьшение собственной массы летательного аппарата. Не обошли вниманием шасси: в нем появилось больше титана, конструкцию крепления стоек улучшили. БРЭО частично заменили на более современное.
На Л-42М более современная панель приборов. Фото: YouTube.com
Попутно готовилась производственная база, площадки под выпуск усовершенствованной модели. По окончании статических испытаний начались летные. Последние подтвердили: Л-42М обладает лучшими характеристиками по сравнению с предшественником:
✅ вес машины уменьшился на 100 кг
✅ крейсерская скорость возросла на 30 км/ч
✅ дальность увеличилась до 1700 км
Аэродинамическое качество обновленного воздушного судна-амфибии составляет 16,5 единиц. У предшественника Л-42 – 15 ед. Это хороший показатель для самолетов подобного класса.
Управлять самолетом может один или два пилота (вид из салона). Фото: YouTube.com
Аэродинамическое качество – способность летательного аппарата в безветренную погоду с запасом высоты в один километр пролететь определенное расстояние. В данном случае – 16,5 км. У лучших планеров этот показатель достигает 35-40 единиц и выше.
В период 2009-2014 годы выпустили пятнадцать амфибий Л-42М. Машина соответствует международным стандартам JAR-23, FAR-23. Самолет оправдал возлагаемые на него надежды: планировалось перейти на крупномасштабное производство.
Внутризаводские «разборки»
В 2014-м погиб главный вдохновитель идеи самолета-амфибии Алексей Анненков. Тут же возглавляемое им предприятие «Самарский авиационно-технический клуб» подверглось реорганизации. К управлению вновь созданного «Авиатеха» пришли иные люди, большинство работавших с Анненковым уволили. Созданный им самолет, точнее его модификацию Л-42М уже в 2017-м переименовали в Л-142.
Л-142 на суше в Карелии (собственность космонавта Сергея Крикалева). Фото: YouTube.com
А созданное параллельно с «Авиатехом» компания «Чайка» продолжает выпускать Л-42 и разрабатывает новую его версию – Л-72. Также последователями Анненкова создана программа «Морской бриз», учитывающая коррозию алюминиевых деталей в воде. Вот так успешная компания на пике развития после гибели главного конструктора распалась на две фирмы.
Продажи и стоимость
Новые Л-142 от «Авиатех» в 2018-м продавали за 20 млн. руб. (на сегодня ценника нет на официальном сайте). В интернете встречаются (и нередко) объявления о продаже б/у самолетов амфибий модификации Л-42М. Аппарат, произведенный в 2015-м году с налетом 540 ч оценивали в 2018-м в 16,7 млн. руб. Сегодня за воздушное судно с налетом 1200 часов просят 26 млн. рублей. Впрочем, встречаются варианты и за 15 млн. руб.