РАФ-10: первый советский микроавтобус к VI Фестивалю студентов
В 1957 году В Москве состоялся Всемирный фестиваль студентов и к этому важному для СССР событию Рижская автомобильная фабрика (RAF) преподнесла стране свой подарок – подготовила производство первого серийного советского микроавтобуса РАФ-10. Чем особым отличалось это малознакомое советским гражданам транспортное средство?
Производство автобусов на предприятии было налажено еще в 1953-м году. Тогда с конвейера сходили машины, рассчитанные на 29 сидячих мест, собранные на базе ГАЗ-51. Однако через 4 года сотрудники завода ознакомились с микроавтобусами VW и загорелись идеей организовать у себя производство такой же техники. Она создавалась силами всего лишь четырех энтузиастов, поддержанных руководством. Новую машину построили, используя в качестве основы легковую «Победу».
В плане конструкции было решено, что микроавтобус будет рассчитан на 10 мест (отсюда присвоили индекс модели) и скомпонован по вагонному типу. Следуя тогдашней моде, между крышей и боковыми панелями кузова установили полукруглые стекла. Однако слепо копировать западные аналоги не стали: например, двигатель разместили не сзади, как это было характерно для VW, а над передней осью.
Мотор был внутри: между водителем и боковым пассажиром, как в нынешней «буханке» УАЗ-452.
В ходе подготовки к серийному производству вносились изменения в конструкцию. Модернизировали систему охлаждения (поставили более емкий радиатор), по-другому расположили головную оптику, установили иную облицовочную решетку и усилили ходовую часть.
В задней части машины предусмотрен багажный отсек с отдельной дверью. И вот осенью 1958-го микроавтобус, названный «Фестиваль», поставили на конвейер. До конца года успели выпустить 11 единиц техники. Некоторые данные РАФ-10:
✅ максимальная скорость – 80 км/ч, до 100 км/ч в модифицированной версии 1958-го
✅ мощность двигателя – 52 л. с.
✅ расход горючего на 100 км – 13 л
✅ масса – 1,64 т
Мотор, конечно был слабоват, хотя РАФ-10 всего на 20 см длиннее и 15 см шире ГАЗ-М20. Микроавтобус был подготовлен к крупносерийному производству, но к этому времени выпуск «Победы» прекратили. В результате «Фестиваль» был переделан под мотор, коробку и подвеску нового «донора» – ГАЗ-21. Обновленный автомобиль получил уже другой индекс: РАФ-977.
Второе название этой версии «Фестиваля», рассчитанной на 8 пассажиров – «Спридитис», что значит «мальчик с пальчик». И действительно: по сравнению с вышеописанной моделью эта имела укороченный кузов с четырьмя боковыми окошками с одной стороны вместо пяти. Но это не единственное отличие: т. к. машина была меньше, то и двигатель поставили послабее – МЗМА-407 от «Москвича», который выдавал всего 45 «лошадок». От него же позаимствовали КПП, задний мост. Салон получился тесным, а динамика – хуже. Хотя максимальная скорость и расход топлива остались такими же, как у первых РАФ-10.
Этот микроавтобус в серию не пошел, т. к. требовал доработок. Снаряженный вес «Спридитиса» был больше, чем у «Москвича-407», в 1,5 раза. Поэтому пришлось число главной передачи изменить в сторону увеличения. Для этого в задний мост (ступицы) интегрировали колесные редукторы. Позже в машину установили ходовую часть от «Волги» ГАЗ-21, а, чтобы как-то компенсировать большую массу микроавтобуса, внутрь штатных пружин подвески вставили дополнительные. Тормозную систему, колесные диски и покрышки также были «волговскими». В итоге модернизированный вариант «Спридитиса» получил название РАФ-978.
Производство автобусов на предприятии было налажено еще в 1953-м году. Тогда с конвейера сходили машины, рассчитанные на 29 сидячих мест, собранные на базе ГАЗ-51. Однако через 4 года сотрудники завода ознакомились с микроавтобусами VW и загорелись идеей организовать у себя производство такой же техники. Она создавалась силами всего лишь четырех энтузиастов, поддержанных руководством. Новую машину построили, используя в качестве основы легковую «Победу».
РАФ-10
В плане конструкции было решено, что микроавтобус будет рассчитан на 10 мест (отсюда присвоили индекс модели) и скомпонован по вагонному типу. Следуя тогдашней моде, между крышей и боковыми панелями кузова установили полукруглые стекла. Однако слепо копировать западные аналоги не стали: например, двигатель разместили не сзади, как это было характерно для VW, а над передней осью.
Прототип РАФ-10 испытывался на улицах Риги и вызывал неизменный интерес. Фото: YouTube.com
Мотор был внутри: между водителем и боковым пассажиром, как в нынешней «буханке» УАЗ-452.
Прототип РАФ-10 успел побывать на VI Московском фестивале в мае 1957-го, где был благосклонно принят публикой и пассажирами. Но выявились некоторые минусы.
В ходе подготовки к серийному производству вносились изменения в конструкцию. Модернизировали систему охлаждения (поставили более емкий радиатор), по-другому расположили головную оптику, установили иную облицовочную решетку и усилили ходовую часть.
Улучшенный вариант с разнесенными подальше фарами. Фото: YouTube.com
В задней части машины предусмотрен багажный отсек с отдельной дверью. И вот осенью 1958-го микроавтобус, названный «Фестиваль», поставили на конвейер. До конца года успели выпустить 11 единиц техники. Некоторые данные РАФ-10:
✅ максимальная скорость – 80 км/ч, до 100 км/ч в модифицированной версии 1958-го
✅ мощность двигателя – 52 л. с.
✅ расход горючего на 100 км – 13 л
✅ масса – 1,64 т
Мотор, конечно был слабоват, хотя РАФ-10 всего на 20 см длиннее и 15 см шире ГАЗ-М20. Микроавтобус был подготовлен к крупносерийному производству, но к этому времени выпуск «Победы» прекратили. В результате «Фестиваль» был переделан под мотор, коробку и подвеску нового «донора» – ГАЗ-21. Обновленный автомобиль получил уже другой индекс: РАФ-977.
РАФ-08
Второе название этой версии «Фестиваля», рассчитанной на 8 пассажиров – «Спридитис», что значит «мальчик с пальчик». И действительно: по сравнению с вышеописанной моделью эта имела укороченный кузов с четырьмя боковыми окошками с одной стороны вместо пяти. Но это не единственное отличие: т. к. машина была меньше, то и двигатель поставили послабее – МЗМА-407 от «Москвича», который выдавал всего 45 «лошадок». От него же позаимствовали КПП, задний мост. Салон получился тесным, а динамика – хуже. Хотя максимальная скорость и расход топлива остались такими же, как у первых РАФ-10.
РАФ-08 был меньше по габаритам. Фото: YouTube.com
Этот микроавтобус в серию не пошел, т. к. требовал доработок. Снаряженный вес «Спридитиса» был больше, чем у «Москвича-407», в 1,5 раза. Поэтому пришлось число главной передачи изменить в сторону увеличения. Для этого в задний мост (ступицы) интегрировали колесные редукторы. Позже в машину установили ходовую часть от «Волги» ГАЗ-21, а, чтобы как-то компенсировать большую массу микроавтобуса, внутрь штатных пружин подвески вставили дополнительные. Тормозную систему, колесные диски и покрышки также были «волговскими». В итоге модернизированный вариант «Спридитиса» получил название РАФ-978.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...