РАФ-10: первый советский микроавтобус к VI Фестивалю студентов
906

РАФ-10: первый советский микроавтобус к VI Фестивалю студентов

В 1957 году В Москве состоялся Всемирный фестиваль студентов и к этому важному для СССР событию Рижская автомобильная фабрика (RAF) преподнесла стране свой подарок – подготовила производство первого серийного советского микроавтобуса РАФ-10. Чем особым отличалось это малознакомое советским гражданам транспортное средство?


Производство автобусов на предприятии было налажено еще в 1953-м году. Тогда с конвейера сходили машины, рассчитанные на 29 сидячих мест, собранные на базе ГАЗ-51. Однако через 4 года сотрудники завода ознакомились с микроавтобусами VW и загорелись идеей организовать у себя производство такой же техники. Она создавалась силами всего лишь четырех энтузиастов, поддержанных руководством. Новую машину построили, используя в качестве основы легковую «Победу».

РАФ-10


В плане конструкции было решено, что микроавтобус будет рассчитан на 10 мест (отсюда присвоили индекс модели) и скомпонован по вагонному типу. Следуя тогдашней моде, между крышей и боковыми панелями кузова установили полукруглые стекла. Однако слепо копировать западные аналоги не стали: например, двигатель разместили не сзади, как это было характерно для VW, а над передней осью.

РАФ-10: первый советский микроавтобус к VI Фестивалю студентовПрототип РАФ-10 испытывался на улицах Риги и вызывал неизменный интерес. Фото: YouTube.com

Мотор был внутри: между водителем и боковым пассажиром, как в нынешней «буханке» УАЗ-452.

Прототип РАФ-10 успел побывать на VI Московском фестивале в мае 1957-го, где был благосклонно принят публикой и пассажирами. Но выявились некоторые минусы.

В ходе подготовки к серийному производству вносились изменения в конструкцию. Модернизировали систему охлаждения (поставили более емкий радиатор), по-другому расположили головную оптику, установили иную облицовочную решетку и усилили ходовую часть.

Улучшенный вариант с разнесенными подальше фарами. Фото: YouTube.com

В задней части машины предусмотрен багажный отсек с отдельной дверью. И вот осенью 1958-го микроавтобус, названный «Фестиваль», поставили на конвейер. До конца года успели выпустить 11 единиц техники. Некоторые данные РАФ-10:

✅ максимальная скорость – 80 км/ч, до 100 км/ч в модифицированной версии 1958-го
✅ мощность двигателя – 52 л. с.
✅ расход горючего на 100 км – 13 л
✅ масса – 1,64 т

Мотор, конечно был слабоват, хотя РАФ-10 всего на 20 см длиннее и 15 см шире ГАЗ-М20. Микроавтобус был подготовлен к крупносерийному производству, но к этому времени выпуск «Победы» прекратили. В результате «Фестиваль» был переделан под мотор, коробку и подвеску нового «донора» – ГАЗ-21. Обновленный автомобиль получил уже другой индекс: РАФ-977.

РАФ-08


Второе название этой версии «Фестиваля», рассчитанной на 8 пассажиров – «Спридитис», что значит «мальчик с пальчик». И действительно: по сравнению с вышеописанной моделью эта имела укороченный кузов с четырьмя боковыми окошками с одной стороны вместо пяти. Но это не единственное отличие: т. к. машина была меньше, то и двигатель поставили послабее – МЗМА-407 от «Москвича», который выдавал всего 45 «лошадок». От него же позаимствовали КПП, задний мост. Салон получился тесным, а динамика – хуже. Хотя максимальная скорость и расход топлива остались такими же, как у первых РАФ-10.

РАФ-08 был меньше по габаритам. Фото: YouTube.com

Этот микроавтобус в серию не пошел, т. к. требовал доработок. Снаряженный вес «Спридитиса» был больше, чем у «Москвича-407», в 1,5 раза. Поэтому пришлось число главной передачи изменить в сторону увеличения. Для этого в задний мост (ступицы) интегрировали колесные редукторы. Позже в машину установили ходовую часть от «Волги» ГАЗ-21, а, чтобы как-то компенсировать большую массу микроавтобуса, внутрь штатных пружин подвески вставили дополнительные. Тормозную систему, колесные диски и покрышки также были «волговскими». В итоге модернизированный вариант «Спридитиса» получил название РАФ-978.
А вы что думаете о первых советских микроавтобусах РАФ?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...