РАФ-10: первый советский микроавтобус к VI Фестивалю студентов
В 1957 году В Москве состоялся Всемирный фестиваль студентов и к этому важному для СССР событию Рижская автомобильная фабрика (RAF) преподнесла стране свой подарок – подготовила производство первого серийного советского микроавтобуса РАФ-10. Чем особым отличалось это малознакомое советским гражданам транспортное средство?
Производство автобусов на предприятии было налажено еще в 1953-м году. Тогда с конвейера сходили машины, рассчитанные на 29 сидячих мест, собранные на базе ГАЗ-51. Однако через 4 года сотрудники завода ознакомились с микроавтобусами VW и загорелись идеей организовать у себя производство такой же техники. Она создавалась силами всего лишь четырех энтузиастов, поддержанных руководством. Новую машину построили, используя в качестве основы легковую «Победу».
В плане конструкции было решено, что микроавтобус будет рассчитан на 10 мест (отсюда присвоили индекс модели) и скомпонован по вагонному типу. Следуя тогдашней моде, между крышей и боковыми панелями кузова установили полукруглые стекла. Однако слепо копировать западные аналоги не стали: например, двигатель разместили не сзади, как это было характерно для VW, а над передней осью.
Мотор был внутри: между водителем и боковым пассажиром, как в нынешней «буханке» УАЗ-452.
В ходе подготовки к серийному производству вносились изменения в конструкцию. Модернизировали систему охлаждения (поставили более емкий радиатор), по-другому расположили головную оптику, установили иную облицовочную решетку и усилили ходовую часть.
В задней части машины предусмотрен багажный отсек с отдельной дверью. И вот осенью 1958-го микроавтобус, названный «Фестиваль», поставили на конвейер. До конца года успели выпустить 11 единиц техники. Некоторые данные РАФ-10:
✅ максимальная скорость – 80 км/ч, до 100 км/ч в модифицированной версии 1958-го
✅ мощность двигателя – 52 л. с.
✅ расход горючего на 100 км – 13 л
✅ масса – 1,64 т
Мотор, конечно был слабоват, хотя РАФ-10 всего на 20 см длиннее и 15 см шире ГАЗ-М20. Микроавтобус был подготовлен к крупносерийному производству, но к этому времени выпуск «Победы» прекратили. В результате «Фестиваль» был переделан под мотор, коробку и подвеску нового «донора» – ГАЗ-21. Обновленный автомобиль получил уже другой индекс: РАФ-977.
Второе название этой версии «Фестиваля», рассчитанной на 8 пассажиров – «Спридитис», что значит «мальчик с пальчик». И действительно: по сравнению с вышеописанной моделью эта имела укороченный кузов с четырьмя боковыми окошками с одной стороны вместо пяти. Но это не единственное отличие: т. к. машина была меньше, то и двигатель поставили послабее – МЗМА-407 от «Москвича», который выдавал всего 45 «лошадок». От него же позаимствовали КПП, задний мост. Салон получился тесным, а динамика – хуже. Хотя максимальная скорость и расход топлива остались такими же, как у первых РАФ-10.
Этот микроавтобус в серию не пошел, т. к. требовал доработок. Снаряженный вес «Спридитиса» был больше, чем у «Москвича-407», в 1,5 раза. Поэтому пришлось число главной передачи изменить в сторону увеличения. Для этого в задний мост (ступицы) интегрировали колесные редукторы. Позже в машину установили ходовую часть от «Волги» ГАЗ-21, а, чтобы как-то компенсировать большую массу микроавтобуса, внутрь штатных пружин подвески вставили дополнительные. Тормозную систему, колесные диски и покрышки также были «волговскими». В итоге модернизированный вариант «Спридитиса» получил название РАФ-978.
Производство автобусов на предприятии было налажено еще в 1953-м году. Тогда с конвейера сходили машины, рассчитанные на 29 сидячих мест, собранные на базе ГАЗ-51. Однако через 4 года сотрудники завода ознакомились с микроавтобусами VW и загорелись идеей организовать у себя производство такой же техники. Она создавалась силами всего лишь четырех энтузиастов, поддержанных руководством. Новую машину построили, используя в качестве основы легковую «Победу».
РАФ-10
В плане конструкции было решено, что микроавтобус будет рассчитан на 10 мест (отсюда присвоили индекс модели) и скомпонован по вагонному типу. Следуя тогдашней моде, между крышей и боковыми панелями кузова установили полукруглые стекла. Однако слепо копировать западные аналоги не стали: например, двигатель разместили не сзади, как это было характерно для VW, а над передней осью.
Прототип РАФ-10 испытывался на улицах Риги и вызывал неизменный интерес. Фото: YouTube.com
Мотор был внутри: между водителем и боковым пассажиром, как в нынешней «буханке» УАЗ-452.
Прототип РАФ-10 успел побывать на VI Московском фестивале в мае 1957-го, где был благосклонно принят публикой и пассажирами. Но выявились некоторые минусы.
В ходе подготовки к серийному производству вносились изменения в конструкцию. Модернизировали систему охлаждения (поставили более емкий радиатор), по-другому расположили головную оптику, установили иную облицовочную решетку и усилили ходовую часть.
Улучшенный вариант с разнесенными подальше фарами. Фото: YouTube.com
В задней части машины предусмотрен багажный отсек с отдельной дверью. И вот осенью 1958-го микроавтобус, названный «Фестиваль», поставили на конвейер. До конца года успели выпустить 11 единиц техники. Некоторые данные РАФ-10:
✅ максимальная скорость – 80 км/ч, до 100 км/ч в модифицированной версии 1958-го
✅ мощность двигателя – 52 л. с.
✅ расход горючего на 100 км – 13 л
✅ масса – 1,64 т
Мотор, конечно был слабоват, хотя РАФ-10 всего на 20 см длиннее и 15 см шире ГАЗ-М20. Микроавтобус был подготовлен к крупносерийному производству, но к этому времени выпуск «Победы» прекратили. В результате «Фестиваль» был переделан под мотор, коробку и подвеску нового «донора» – ГАЗ-21. Обновленный автомобиль получил уже другой индекс: РАФ-977.
РАФ-08
Второе название этой версии «Фестиваля», рассчитанной на 8 пассажиров – «Спридитис», что значит «мальчик с пальчик». И действительно: по сравнению с вышеописанной моделью эта имела укороченный кузов с четырьмя боковыми окошками с одной стороны вместо пяти. Но это не единственное отличие: т. к. машина была меньше, то и двигатель поставили послабее – МЗМА-407 от «Москвича», который выдавал всего 45 «лошадок». От него же позаимствовали КПП, задний мост. Салон получился тесным, а динамика – хуже. Хотя максимальная скорость и расход топлива остались такими же, как у первых РАФ-10.
РАФ-08 был меньше по габаритам. Фото: YouTube.com
Этот микроавтобус в серию не пошел, т. к. требовал доработок. Снаряженный вес «Спридитиса» был больше, чем у «Москвича-407», в 1,5 раза. Поэтому пришлось число главной передачи изменить в сторону увеличения. Для этого в задний мост (ступицы) интегрировали колесные редукторы. Позже в машину установили ходовую часть от «Волги» ГАЗ-21, а, чтобы как-то компенсировать большую массу микроавтобуса, внутрь штатных пружин подвески вставили дополнительные. Тормозную систему, колесные диски и покрышки также были «волговскими». В итоге модернизированный вариант «Спридитиса» получил название РАФ-978.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...