
РАФ-10: первый советский микроавтобус к VI Фестивалю студентов
В 1957 году В Москве состоялся Всемирный фестиваль студентов и к этому важному для СССР событию Рижская автомобильная фабрика (RAF) преподнесла стране свой подарок – подготовила производство первого серийного советского микроавтобуса РАФ-10. Чем особым отличалось это малознакомое советским гражданам транспортное средство?
Производство автобусов на предприятии было налажено еще в 1953-м году. Тогда с конвейера сходили машины, рассчитанные на 29 сидячих мест, собранные на базе ГАЗ-51. Однако через 4 года сотрудники завода ознакомились с микроавтобусами VW и загорелись идеей организовать у себя производство такой же техники. Она создавалась силами всего лишь четырех энтузиастов, поддержанных руководством. Новую машину построили, используя в качестве основы легковую «Победу».
В плане конструкции было решено, что микроавтобус будет рассчитан на 10 мест (отсюда присвоили индекс модели) и скомпонован по вагонному типу. Следуя тогдашней моде, между крышей и боковыми панелями кузова установили полукруглые стекла. Однако слепо копировать западные аналоги не стали: например, двигатель разместили не сзади, как это было характерно для VW, а над передней осью.
Прототип РАФ-10 испытывался на улицах Риги и вызывал неизменный интерес. Фото: YouTube.com
Мотор был внутри: между водителем и боковым пассажиром, как в нынешней «буханке» УАЗ-452.
В ходе подготовки к серийному производству вносились изменения в конструкцию. Модернизировали систему охлаждения (поставили более емкий радиатор), по-другому расположили головную оптику, установили иную облицовочную решетку и усилили ходовую часть.
Улучшенный вариант с разнесенными подальше фарами. Фото: YouTube.com
В задней части машины предусмотрен багажный отсек с отдельной дверью. И вот осенью 1958-го микроавтобус, названный «Фестиваль», поставили на конвейер. До конца года успели выпустить 11 единиц техники. Некоторые данные РАФ-10:
✅ максимальная скорость – 80 км/ч, до 100 км/ч в модифицированной версии 1958-го
✅ мощность двигателя – 52 л. с.
✅ расход горючего на 100 км – 13 л
✅ масса – 1,64 т
Мотор, конечно был слабоват, хотя РАФ-10 всего на 20 см длиннее и 15 см шире ГАЗ-М20. Микроавтобус был подготовлен к крупносерийному производству, но к этому времени выпуск «Победы» прекратили. В результате «Фестиваль» был переделан под мотор, коробку и подвеску нового «донора» – ГАЗ-21. Обновленный автомобиль получил уже другой индекс: РАФ-977.
Второе название этой версии «Фестиваля», рассчитанной на 8 пассажиров – «Спридитис», что значит «мальчик с пальчик». И действительно: по сравнению с вышеописанной моделью эта имела укороченный кузов с четырьмя боковыми окошками с одной стороны вместо пяти. Но это не единственное отличие: т. к. машина была меньше, то и двигатель поставили послабее – МЗМА-407 от «Москвича», который выдавал всего 45 «лошадок». От него же позаимствовали КПП, задний мост. Салон получился тесным, а динамика – хуже. Хотя максимальная скорость и расход топлива остались такими же, как у первых РАФ-10.
РАФ-08 был меньше по габаритам. Фото: YouTube.com
Этот микроавтобус в серию не пошел, т. к. требовал доработок. Снаряженный вес «Спридитиса» был больше, чем у «Москвича-407», в 1,5 раза. Поэтому пришлось число главной передачи изменить в сторону увеличения. Для этого в задний мост (ступицы) интегрировали колесные редукторы. Позже в машину установили ходовую часть от «Волги» ГАЗ-21, а, чтобы как-то компенсировать большую массу микроавтобуса, внутрь штатных пружин подвески вставили дополнительные. Тормозную систему, колесные диски и покрышки также были «волговскими». В итоге модернизированный вариант «Спридитиса» получил название РАФ-978.
Производство автобусов на предприятии было налажено еще в 1953-м году. Тогда с конвейера сходили машины, рассчитанные на 29 сидячих мест, собранные на базе ГАЗ-51. Однако через 4 года сотрудники завода ознакомились с микроавтобусами VW и загорелись идеей организовать у себя производство такой же техники. Она создавалась силами всего лишь четырех энтузиастов, поддержанных руководством. Новую машину построили, используя в качестве основы легковую «Победу».
РАФ-10
В плане конструкции было решено, что микроавтобус будет рассчитан на 10 мест (отсюда присвоили индекс модели) и скомпонован по вагонному типу. Следуя тогдашней моде, между крышей и боковыми панелями кузова установили полукруглые стекла. Однако слепо копировать западные аналоги не стали: например, двигатель разместили не сзади, как это было характерно для VW, а над передней осью.

Мотор был внутри: между водителем и боковым пассажиром, как в нынешней «буханке» УАЗ-452.
Прототип РАФ-10 успел побывать на VI Московском фестивале в мае 1957-го, где был благосклонно принят публикой и пассажирами. Но выявились некоторые минусы.
В ходе подготовки к серийному производству вносились изменения в конструкцию. Модернизировали систему охлаждения (поставили более емкий радиатор), по-другому расположили головную оптику, установили иную облицовочную решетку и усилили ходовую часть.

В задней части машины предусмотрен багажный отсек с отдельной дверью. И вот осенью 1958-го микроавтобус, названный «Фестиваль», поставили на конвейер. До конца года успели выпустить 11 единиц техники. Некоторые данные РАФ-10:
✅ максимальная скорость – 80 км/ч, до 100 км/ч в модифицированной версии 1958-го
✅ мощность двигателя – 52 л. с.
✅ расход горючего на 100 км – 13 л
✅ масса – 1,64 т
Мотор, конечно был слабоват, хотя РАФ-10 всего на 20 см длиннее и 15 см шире ГАЗ-М20. Микроавтобус был подготовлен к крупносерийному производству, но к этому времени выпуск «Победы» прекратили. В результате «Фестиваль» был переделан под мотор, коробку и подвеску нового «донора» – ГАЗ-21. Обновленный автомобиль получил уже другой индекс: РАФ-977.
РАФ-08
Второе название этой версии «Фестиваля», рассчитанной на 8 пассажиров – «Спридитис», что значит «мальчик с пальчик». И действительно: по сравнению с вышеописанной моделью эта имела укороченный кузов с четырьмя боковыми окошками с одной стороны вместо пяти. Но это не единственное отличие: т. к. машина была меньше, то и двигатель поставили послабее – МЗМА-407 от «Москвича», который выдавал всего 45 «лошадок». От него же позаимствовали КПП, задний мост. Салон получился тесным, а динамика – хуже. Хотя максимальная скорость и расход топлива остались такими же, как у первых РАФ-10.

Этот микроавтобус в серию не пошел, т. к. требовал доработок. Снаряженный вес «Спридитиса» был больше, чем у «Москвича-407», в 1,5 раза. Поэтому пришлось число главной передачи изменить в сторону увеличения. Для этого в задний мост (ступицы) интегрировали колесные редукторы. Позже в машину установили ходовую часть от «Волги» ГАЗ-21, а, чтобы как-то компенсировать большую массу микроавтобуса, внутрь штатных пружин подвески вставили дополнительные. Тормозную систему, колесные диски и покрышки также были «волговскими». В итоге модернизированный вариант «Спридитиса» получил название РАФ-978.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...