
ММЗ-30ТД: будет ли замена Т-16?
Многие наверняка помнят, какой популярностью в СССР пользовались «шассики» – трактора Т-16 и их модификации (первой такую технику стала выпускать Германия в 1953-м). Эта неприхотливая и простая в обслуживании машина универсального назначения до сих пор еще встречается на загородных участках. Но Т-16 давно не выпускаются. Понятно, что такая рыночная ниша не могла остаться без внимания производителей. Логичным продолжением модели стал СШ-2540, выпускавшийся в Харькове, а также ВТЗ-30СШ. Последний сначала производился на Владимирском тракторном заводе, позднее на предприятии САРЭКС (г. Саранск), где получил название «Агромаш-30СШ».
Однако на Украине и в РФ выпуск самоходных шасси по ряду причин приостановился. В Харькове конвейер встал из-за отсутствия дизельных моторов, поставлявшихся Владимирским тракторным заводом. А он, в свою очередь, закрылся в 2018-м. Вполне логично, что «флаг подхватила» Белоруссия. Но только производство открылось не на всеми хорошо известном МТЗ, а Минском моторном заводе – ММЗ.
Первые трактора в Белоруссии собирали из готовых машинокомплектов, приобретенных у Владимирского завода. Однако назвать это полной отверточной сборкой нельзя: на минские ММЗ-30ТД и более мощный ММЗ-40ТД устанавливаются трехцилиндровые дизельные двигатели с жидкостным охлаждением, белорусского производства MMZ-3LDT.1. Плюс, в оснащение входит задняя навеска второго класса, позволяющая прицеплять фактически любое оборудование. В приобретенных машиномплектах «Агормаш-50СШ» также не было капотов и ряда иных элементов, которые «нашлись» в Белоруссии. На новую технику вал отбора мощности может устанавливаться спереди и сзади. В то время как владимирские (саранские) самоходные шасси комплектовались ДВС с воздушным охлаждением, а ТСУ не было таким универсальным.
Шасси предназначено для механизации работ, выполняемых в сельском хозяйстве (т. ч. животноводстве и парниках), строительстве, при коммунальном обслуживании. Расположенная в передней части трактора платформа, рассчитанная на тонну груза, может подниматься вбок либо вперед.
Металлический кузов раскрывается на три стороны. Фото: YouTube.com
Некоторые технические характеристики ММЗ-30ТД:
✅ длина, ширина и высота – 4,19, 1,45 и 2,63 м
✅ размеры кузова – 2,1х1,45х0,365 м
✅ колесная база – 2,5 м
✅ клиренс (агротехнический просвет) – 45 см
✅ скорости – от 5,39 до 30 км/ч
✅ собственная масса шасси – 2,34 т
Четырехтактный двигатель имеет объем в 1,6 л. Мотор турбированный, дополнительно оснащен интеркулером – системой охлаждения наддува.
Двигатель компактный, доступ к нему простой. Фото: YouTube.com
ДВС, который Минский моторный завод продает за 213 тыс. 109 руб., развивает мощность в 35 «лошадей» при крутящем моменте до 120 Н*м. Двигатель работает в комплекте с механической КПП, обеспечивающей переключение шести передач вперед и столько же назад.
Основное отличие от обычного трактора заключается в заднем расположении силового агрегата. При этом впереди – трубчатая рама, на которой изначально размещен металлический кузов. Однако допускается установка иного оборудования. Сзади двигателя имеется ТСУ, прошедшее сертификацию и предназначенное для буксировки прицепа.
Сзади – универсальная навеска 2-го класса. Фото: YouTube.com
По желанию заказчика на шасси опционально может быть смонтирована пневматическая система, валы отбора мощности впереди или (и) сзади, иные агрегаты. Список возможного прицепного оборудования впечатляет:
✅ двухкорпусный плуг (допустимое сопротивление почвы 0,9 кг/см
✅ культиватор
✅ дисковая либо сетчатая борона
✅ окучник
✅ фрезы любого типа
✅ картофелесажалки и копатели
✅ косилки
Кроме того, самоходное шасси может использоваться совместно с садовым буром, пылесосом для уборки листьев и мусора, опрыскивателем, разбрасывателем песка и шнеково-роторным снегоуборщиком.
Ее оснащение, внутренняя компоновка и эргономика полностью удовлетворяет требованиям стандарта ЕС 79/622. Это означает, что не исключено получение сертификата международного уровня. В основе кабины – жесткий каркас, обеспечивающий безопасность механизатора в аварийных ситуациях (например, в случае опрокидывания техники). Остекление выполнено панорамным способом: хороший обзор гарантирует контроль над работой прицепного оснащения.
Внутри все просто, но продуманно. Фото: YouTube.com
Рукоять переключения КП располагается не по центру, как это делалось ранее, а под правой рукой, как в автомобиле. Часть переключателей и рычагов для удобства размещены на боковых панелях. Приборы – классические «кругляши».
В плане комфорта предусмотрено все необходимое. Работает вентиляция, в холодное время используется отопитель. Есть вешалка под рабочую одежду, даже специальное место под термос, магнитола плюс инструментальный ящик.
На тракторе из обанкротившегося Владимирского завода устанавливался двухцилиндровый движок Д120, но он имел воздушное охлаждение и меньшую, в 30 л. с. мощность. При этом самоходное шасси весило больше на 100 кг – 2,44 т.
Владимирский ВТЗ-30СШ похож и на ММЗ-30ТД и немного на Т-16. Фото: YouTube.com
Грузоподъемность у владимирского шасси такая же, 1 тонна, максимальная скорость меньше – 23,86 км/ч. Дорожный просвет ниже – 38 см (у минской машины – 45 см).
Это более мощный вариант самоходного шасси, дизельный 4-цилиндровый мотор которого развивает уже 45 «лошадей» при крутящем моменте до 160 Н*м. Из других отличительных особенностей стоит выделить грузоподъемность: на самосвальной платформе-кузове можно перевозить до полутора тонн.
Сертификация самоходных шасси стартовала в 2017-м и была закончена в феврале следующего года. За это время техника дважды возвращалась на завод-изготовитель для устранения обнаруженных «минусов». Испытания проводились в НПЦ Академии наук в Ждановичах. Стоит заметить: перечень требований по сертификации включает в себя двадцать стандартов России и Белоруссии.
Шасси на пахоте с двухкорпусным плугом. Фото: YouTube.com
Всего было осуществлено более 20 доработок подвески, других узлов самоходного шасси. В частности, на переднюю ось потребовалось установить дополнительный груз-противовес. Второй минус – недостаточный крутящий момент при использовании шасси для пахоты. Конструкторы решили установить более мощный топливный насос, либо другой двигатель, выпускаемый тем же ММЗ – MMZ-4DTI.
Сейчас машина соответствует всем требованиям Техрегламента Таможенного Союза и может свободно реализовываться во входящих в него государствах. В пресс-службе ММЗ заявляли, что интерес к их новинке проявляют представители сельхозорганизаций и фермеры из дальнего зарубежья.
Самоходное шасси (новое) от Владимирского тракторного завода ВТЗ-30СШ продавалось (возможно, и сейчас) за 1 млн. 015 тыс. руб. Вот только на официальном сайте Минского моторного завода никаких данных о самоходном шасси нет: только о двигателях. Несмотря на то, что все сертификационные документы получены, машина демонстрировалась на всевозможных выставках, о новом самоходном шасси на сегодня никаких новостей нет. Не исключено: в серийное производство техника все же не пошла. Хотя сам завод находится в хорошем финансовом состоянии и, например, в минувшем году нарастил экспорт своей продукции (в основном это двигатели) в Россию на 30 %, за пределы стран СНГ на 16 %. Возможно, вы что-нибудь знаете о судьбе проектов ММЗ-30ТД и 40ТД?
Однако на Украине и в РФ выпуск самоходных шасси по ряду причин приостановился. В Харькове конвейер встал из-за отсутствия дизельных моторов, поставлявшихся Владимирским тракторным заводом. А он, в свою очередь, закрылся в 2018-м. Вполне логично, что «флаг подхватила» Белоруссия. Но только производство открылось не на всеми хорошо известном МТЗ, а Минском моторном заводе – ММЗ.
Первые трактора в Белоруссии собирали из готовых машинокомплектов, приобретенных у Владимирского завода. Однако назвать это полной отверточной сборкой нельзя: на минские ММЗ-30ТД и более мощный ММЗ-40ТД устанавливаются трехцилиндровые дизельные двигатели с жидкостным охлаждением, белорусского производства MMZ-3LDT.1. Плюс, в оснащение входит задняя навеска второго класса, позволяющая прицеплять фактически любое оборудование. В приобретенных машиномплектах «Агормаш-50СШ» также не было капотов и ряда иных элементов, которые «нашлись» в Белоруссии. На новую технику вал отбора мощности может устанавливаться спереди и сзади. В то время как владимирские (саранские) самоходные шасси комплектовались ДВС с воздушным охлаждением, а ТСУ не было таким универсальным.
Как позиционирует ММЗ-30ТД белорусский производитель
Шасси предназначено для механизации работ, выполняемых в сельском хозяйстве (т. ч. животноводстве и парниках), строительстве, при коммунальном обслуживании. Расположенная в передней части трактора платформа, рассчитанная на тонну груза, может подниматься вбок либо вперед.

Некоторые технические характеристики ММЗ-30ТД:
✅ длина, ширина и высота – 4,19, 1,45 и 2,63 м
✅ размеры кузова – 2,1х1,45х0,365 м
✅ колесная база – 2,5 м
✅ клиренс (агротехнический просвет) – 45 см
✅ скорости – от 5,39 до 30 км/ч
✅ собственная масса шасси – 2,34 т
Четырехтактный двигатель имеет объем в 1,6 л. Мотор турбированный, дополнительно оснащен интеркулером – системой охлаждения наддува.

ДВС, который Минский моторный завод продает за 213 тыс. 109 руб., развивает мощность в 35 «лошадей» при крутящем моменте до 120 Н*м. Двигатель работает в комплекте с механической КПП, обеспечивающей переключение шести передач вперед и столько же назад.
Особенности конструкции и навески
Основное отличие от обычного трактора заключается в заднем расположении силового агрегата. При этом впереди – трубчатая рама, на которой изначально размещен металлический кузов. Однако допускается установка иного оборудования. Сзади двигателя имеется ТСУ, прошедшее сертификацию и предназначенное для буксировки прицепа.

По желанию заказчика на шасси опционально может быть смонтирована пневматическая система, валы отбора мощности впереди или (и) сзади, иные агрегаты. Список возможного прицепного оборудования впечатляет:
✅ двухкорпусный плуг (допустимое сопротивление почвы 0,9 кг/см
✅ культиватор
✅ дисковая либо сетчатая борона
✅ окучник
✅ фрезы любого типа
✅ картофелесажалки и копатели
✅ косилки
Кроме того, самоходное шасси может использоваться совместно с садовым буром, пылесосом для уборки листьев и мусора, опрыскивателем, разбрасывателем песка и шнеково-роторным снегоуборщиком.
Кабина
Ее оснащение, внутренняя компоновка и эргономика полностью удовлетворяет требованиям стандарта ЕС 79/622. Это означает, что не исключено получение сертификата международного уровня. В основе кабины – жесткий каркас, обеспечивающий безопасность механизатора в аварийных ситуациях (например, в случае опрокидывания техники). Остекление выполнено панорамным способом: хороший обзор гарантирует контроль над работой прицепного оснащения.

Рукоять переключения КП располагается не по центру, как это делалось ранее, а под правой рукой, как в автомобиле. Часть переключателей и рычагов для удобства размещены на боковых панелях. Приборы – классические «кругляши».
В плане комфорта предусмотрено все необходимое. Работает вентиляция, в холодное время используется отопитель. Есть вешалка под рабочую одежду, даже специальное место под термос, магнитола плюс инструментальный ящик.
Техническое сравнение с ВТЗ-30СШ
На тракторе из обанкротившегося Владимирского завода устанавливался двухцилиндровый движок Д120, но он имел воздушное охлаждение и меньшую, в 30 л. с. мощность. При этом самоходное шасси весило больше на 100 кг – 2,44 т.

Грузоподъемность у владимирского шасси такая же, 1 тонна, максимальная скорость меньше – 23,86 км/ч. Дорожный просвет ниже – 38 см (у минской машины – 45 см).
ММЗ-40ТД
Это более мощный вариант самоходного шасси, дизельный 4-цилиндровый мотор которого развивает уже 45 «лошадей» при крутящем моменте до 160 Н*м. Из других отличительных особенностей стоит выделить грузоподъемность: на самосвальной платформе-кузове можно перевозить до полутора тонн.
Перспективы ММЗ-30ТД и 40ТД
Сертификация самоходных шасси стартовала в 2017-м и была закончена в феврале следующего года. За это время техника дважды возвращалась на завод-изготовитель для устранения обнаруженных «минусов». Испытания проводились в НПЦ Академии наук в Ждановичах. Стоит заметить: перечень требований по сертификации включает в себя двадцать стандартов России и Белоруссии.

Всего было осуществлено более 20 доработок подвески, других узлов самоходного шасси. В частности, на переднюю ось потребовалось установить дополнительный груз-противовес. Второй минус – недостаточный крутящий момент при использовании шасси для пахоты. Конструкторы решили установить более мощный топливный насос, либо другой двигатель, выпускаемый тем же ММЗ – MMZ-4DTI.
Сейчас машина соответствует всем требованиям Техрегламента Таможенного Союза и может свободно реализовываться во входящих в него государствах. В пресс-службе ММЗ заявляли, что интерес к их новинке проявляют представители сельхозорганизаций и фермеры из дальнего зарубежья.
Цена
Самоходное шасси (новое) от Владимирского тракторного завода ВТЗ-30СШ продавалось (возможно, и сейчас) за 1 млн. 015 тыс. руб. Вот только на официальном сайте Минского моторного завода никаких данных о самоходном шасси нет: только о двигателях. Несмотря на то, что все сертификационные документы получены, машина демонстрировалась на всевозможных выставках, о новом самоходном шасси на сегодня никаких новостей нет. Не исключено: в серийное производство техника все же не пошла. Хотя сам завод находится в хорошем финансовом состоянии и, например, в минувшем году нарастил экспорт своей продукции (в основном это двигатели) в Россию на 30 %, за пределы стран СНГ на 16 %. Возможно, вы что-нибудь знаете о судьбе проектов ММЗ-30ТД и 40ТД?
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...