ММЗ-30ТД: будет ли замена Т-16?
Многие наверняка помнят, какой популярностью в СССР пользовались «шассики» – трактора Т-16 и их модификации (первой такую технику стала выпускать Германия в 1953-м). Эта неприхотливая и простая в обслуживании машина универсального назначения до сих пор еще встречается на загородных участках. Но Т-16 давно не выпускаются. Понятно, что такая рыночная ниша не могла остаться без внимания производителей. Логичным продолжением модели стал СШ-2540, выпускавшийся в Харькове, а также ВТЗ-30СШ. Последний сначала производился на Владимирском тракторном заводе, позднее на предприятии САРЭКС (г. Саранск), где получил название «Агромаш-30СШ».
Однако на Украине и в РФ выпуск самоходных шасси по ряду причин приостановился. В Харькове конвейер встал из-за отсутствия дизельных моторов, поставлявшихся Владимирским тракторным заводом. А он, в свою очередь, закрылся в 2018-м. Вполне логично, что «флаг подхватила» Белоруссия. Но только производство открылось не на всеми хорошо известном МТЗ, а Минском моторном заводе – ММЗ.
Первые трактора в Белоруссии собирали из готовых машинокомплектов, приобретенных у Владимирского завода. Однако назвать это полной отверточной сборкой нельзя: на минские ММЗ-30ТД и более мощный ММЗ-40ТД устанавливаются трехцилиндровые дизельные двигатели с жидкостным охлаждением, белорусского производства MMZ-3LDT.1. Плюс, в оснащение входит задняя навеска второго класса, позволяющая прицеплять фактически любое оборудование. В приобретенных машиномплектах «Агормаш-50СШ» также не было капотов и ряда иных элементов, которые «нашлись» в Белоруссии. На новую технику вал отбора мощности может устанавливаться спереди и сзади. В то время как владимирские (саранские) самоходные шасси комплектовались ДВС с воздушным охлаждением, а ТСУ не было таким универсальным.
Шасси предназначено для механизации работ, выполняемых в сельском хозяйстве (т. ч. животноводстве и парниках), строительстве, при коммунальном обслуживании. Расположенная в передней части трактора платформа, рассчитанная на тонну груза, может подниматься вбок либо вперед.
Некоторые технические характеристики ММЗ-30ТД:
✅ длина, ширина и высота – 4,19, 1,45 и 2,63 м
✅ размеры кузова – 2,1х1,45х0,365 м
✅ колесная база – 2,5 м
✅ клиренс (агротехнический просвет) – 45 см
✅ скорости – от 5,39 до 30 км/ч
✅ собственная масса шасси – 2,34 т
Четырехтактный двигатель имеет объем в 1,6 л. Мотор турбированный, дополнительно оснащен интеркулером – системой охлаждения наддува.
ДВС, который Минский моторный завод продает за 213 тыс. 109 руб., развивает мощность в 35 «лошадей» при крутящем моменте до 120 Н*м. Двигатель работает в комплекте с механической КПП, обеспечивающей переключение шести передач вперед и столько же назад.
Основное отличие от обычного трактора заключается в заднем расположении силового агрегата. При этом впереди – трубчатая рама, на которой изначально размещен металлический кузов. Однако допускается установка иного оборудования. Сзади двигателя имеется ТСУ, прошедшее сертификацию и предназначенное для буксировки прицепа.
По желанию заказчика на шасси опционально может быть смонтирована пневматическая система, валы отбора мощности впереди или (и) сзади, иные агрегаты. Список возможного прицепного оборудования впечатляет:
✅ двухкорпусный плуг (допустимое сопротивление почвы 0,9 кг/см
✅ культиватор
✅ дисковая либо сетчатая борона
✅ окучник
✅ фрезы любого типа
✅ картофелесажалки и копатели
✅ косилки
Кроме того, самоходное шасси может использоваться совместно с садовым буром, пылесосом для уборки листьев и мусора, опрыскивателем, разбрасывателем песка и шнеково-роторным снегоуборщиком.
Ее оснащение, внутренняя компоновка и эргономика полностью удовлетворяет требованиям стандарта ЕС 79/622. Это означает, что не исключено получение сертификата международного уровня. В основе кабины – жесткий каркас, обеспечивающий безопасность механизатора в аварийных ситуациях (например, в случае опрокидывания техники). Остекление выполнено панорамным способом: хороший обзор гарантирует контроль над работой прицепного оснащения.
Рукоять переключения КП располагается не по центру, как это делалось ранее, а под правой рукой, как в автомобиле. Часть переключателей и рычагов для удобства размещены на боковых панелях. Приборы – классические «кругляши».
В плане комфорта предусмотрено все необходимое. Работает вентиляция, в холодное время используется отопитель. Есть вешалка под рабочую одежду, даже специальное место под термос, магнитола плюс инструментальный ящик.
На тракторе из обанкротившегося Владимирского завода устанавливался двухцилиндровый движок Д120, но он имел воздушное охлаждение и меньшую, в 30 л. с. мощность. При этом самоходное шасси весило больше на 100 кг – 2,44 т.
Грузоподъемность у владимирского шасси такая же, 1 тонна, максимальная скорость меньше – 23,86 км/ч. Дорожный просвет ниже – 38 см (у минской машины – 45 см).
Это более мощный вариант самоходного шасси, дизельный 4-цилиндровый мотор которого развивает уже 45 «лошадей» при крутящем моменте до 160 Н*м. Из других отличительных особенностей стоит выделить грузоподъемность: на самосвальной платформе-кузове можно перевозить до полутора тонн.
Сертификация самоходных шасси стартовала в 2017-м и была закончена в феврале следующего года. За это время техника дважды возвращалась на завод-изготовитель для устранения обнаруженных «минусов». Испытания проводились в НПЦ Академии наук в Ждановичах. Стоит заметить: перечень требований по сертификации включает в себя двадцать стандартов России и Белоруссии.
Всего было осуществлено более 20 доработок подвески, других узлов самоходного шасси. В частности, на переднюю ось потребовалось установить дополнительный груз-противовес. Второй минус – недостаточный крутящий момент при использовании шасси для пахоты. Конструкторы решили установить более мощный топливный насос, либо другой двигатель, выпускаемый тем же ММЗ – MMZ-4DTI.
Сейчас машина соответствует всем требованиям Техрегламента Таможенного Союза и может свободно реализовываться во входящих в него государствах. В пресс-службе ММЗ заявляли, что интерес к их новинке проявляют представители сельхозорганизаций и фермеры из дальнего зарубежья.
Самоходное шасси (новое) от Владимирского тракторного завода ВТЗ-30СШ продавалось (возможно, и сейчас) за 1 млн. 015 тыс. руб. Вот только на официальном сайте Минского моторного завода никаких данных о самоходном шасси нет: только о двигателях. Несмотря на то, что все сертификационные документы получены, машина демонстрировалась на всевозможных выставках, о новом самоходном шасси на сегодня никаких новостей нет. Не исключено: в серийное производство техника все же не пошла. Хотя сам завод находится в хорошем финансовом состоянии и, например, в минувшем году нарастил экспорт своей продукции (в основном это двигатели) в Россию на 30 %, за пределы стран СНГ на 16 %. Возможно, вы что-нибудь знаете о судьбе проектов ММЗ-30ТД и 40ТД?
Однако на Украине и в РФ выпуск самоходных шасси по ряду причин приостановился. В Харькове конвейер встал из-за отсутствия дизельных моторов, поставлявшихся Владимирским тракторным заводом. А он, в свою очередь, закрылся в 2018-м. Вполне логично, что «флаг подхватила» Белоруссия. Но только производство открылось не на всеми хорошо известном МТЗ, а Минском моторном заводе – ММЗ.
Первые трактора в Белоруссии собирали из готовых машинокомплектов, приобретенных у Владимирского завода. Однако назвать это полной отверточной сборкой нельзя: на минские ММЗ-30ТД и более мощный ММЗ-40ТД устанавливаются трехцилиндровые дизельные двигатели с жидкостным охлаждением, белорусского производства MMZ-3LDT.1. Плюс, в оснащение входит задняя навеска второго класса, позволяющая прицеплять фактически любое оборудование. В приобретенных машиномплектах «Агормаш-50СШ» также не было капотов и ряда иных элементов, которые «нашлись» в Белоруссии. На новую технику вал отбора мощности может устанавливаться спереди и сзади. В то время как владимирские (саранские) самоходные шасси комплектовались ДВС с воздушным охлаждением, а ТСУ не было таким универсальным.
Как позиционирует ММЗ-30ТД белорусский производитель
Шасси предназначено для механизации работ, выполняемых в сельском хозяйстве (т. ч. животноводстве и парниках), строительстве, при коммунальном обслуживании. Расположенная в передней части трактора платформа, рассчитанная на тонну груза, может подниматься вбок либо вперед.
Металлический кузов раскрывается на три стороны. Фото: YouTube.com
Некоторые технические характеристики ММЗ-30ТД:
✅ длина, ширина и высота – 4,19, 1,45 и 2,63 м
✅ размеры кузова – 2,1х1,45х0,365 м
✅ колесная база – 2,5 м
✅ клиренс (агротехнический просвет) – 45 см
✅ скорости – от 5,39 до 30 км/ч
✅ собственная масса шасси – 2,34 т
Четырехтактный двигатель имеет объем в 1,6 л. Мотор турбированный, дополнительно оснащен интеркулером – системой охлаждения наддува.
Двигатель компактный, доступ к нему простой. Фото: YouTube.com
ДВС, который Минский моторный завод продает за 213 тыс. 109 руб., развивает мощность в 35 «лошадей» при крутящем моменте до 120 Н*м. Двигатель работает в комплекте с механической КПП, обеспечивающей переключение шести передач вперед и столько же назад.
Особенности конструкции и навески
Основное отличие от обычного трактора заключается в заднем расположении силового агрегата. При этом впереди – трубчатая рама, на которой изначально размещен металлический кузов. Однако допускается установка иного оборудования. Сзади двигателя имеется ТСУ, прошедшее сертификацию и предназначенное для буксировки прицепа.
Сзади – универсальная навеска 2-го класса. Фото: YouTube.com
По желанию заказчика на шасси опционально может быть смонтирована пневматическая система, валы отбора мощности впереди или (и) сзади, иные агрегаты. Список возможного прицепного оборудования впечатляет:
✅ двухкорпусный плуг (допустимое сопротивление почвы 0,9 кг/см
✅ культиватор
✅ дисковая либо сетчатая борона
✅ окучник
✅ фрезы любого типа
✅ картофелесажалки и копатели
✅ косилки
Кроме того, самоходное шасси может использоваться совместно с садовым буром, пылесосом для уборки листьев и мусора, опрыскивателем, разбрасывателем песка и шнеково-роторным снегоуборщиком.
Кабина
Ее оснащение, внутренняя компоновка и эргономика полностью удовлетворяет требованиям стандарта ЕС 79/622. Это означает, что не исключено получение сертификата международного уровня. В основе кабины – жесткий каркас, обеспечивающий безопасность механизатора в аварийных ситуациях (например, в случае опрокидывания техники). Остекление выполнено панорамным способом: хороший обзор гарантирует контроль над работой прицепного оснащения.
Внутри все просто, но продуманно. Фото: YouTube.com
Рукоять переключения КП располагается не по центру, как это делалось ранее, а под правой рукой, как в автомобиле. Часть переключателей и рычагов для удобства размещены на боковых панелях. Приборы – классические «кругляши».
В плане комфорта предусмотрено все необходимое. Работает вентиляция, в холодное время используется отопитель. Есть вешалка под рабочую одежду, даже специальное место под термос, магнитола плюс инструментальный ящик.
Техническое сравнение с ВТЗ-30СШ
На тракторе из обанкротившегося Владимирского завода устанавливался двухцилиндровый движок Д120, но он имел воздушное охлаждение и меньшую, в 30 л. с. мощность. При этом самоходное шасси весило больше на 100 кг – 2,44 т.
Владимирский ВТЗ-30СШ похож и на ММЗ-30ТД и немного на Т-16. Фото: YouTube.com
Грузоподъемность у владимирского шасси такая же, 1 тонна, максимальная скорость меньше – 23,86 км/ч. Дорожный просвет ниже – 38 см (у минской машины – 45 см).
ММЗ-40ТД
Это более мощный вариант самоходного шасси, дизельный 4-цилиндровый мотор которого развивает уже 45 «лошадей» при крутящем моменте до 160 Н*м. Из других отличительных особенностей стоит выделить грузоподъемность: на самосвальной платформе-кузове можно перевозить до полутора тонн.
Перспективы ММЗ-30ТД и 40ТД
Сертификация самоходных шасси стартовала в 2017-м и была закончена в феврале следующего года. За это время техника дважды возвращалась на завод-изготовитель для устранения обнаруженных «минусов». Испытания проводились в НПЦ Академии наук в Ждановичах. Стоит заметить: перечень требований по сертификации включает в себя двадцать стандартов России и Белоруссии.
Шасси на пахоте с двухкорпусным плугом. Фото: YouTube.com
Всего было осуществлено более 20 доработок подвески, других узлов самоходного шасси. В частности, на переднюю ось потребовалось установить дополнительный груз-противовес. Второй минус – недостаточный крутящий момент при использовании шасси для пахоты. Конструкторы решили установить более мощный топливный насос, либо другой двигатель, выпускаемый тем же ММЗ – MMZ-4DTI.
Сейчас машина соответствует всем требованиям Техрегламента Таможенного Союза и может свободно реализовываться во входящих в него государствах. В пресс-службе ММЗ заявляли, что интерес к их новинке проявляют представители сельхозорганизаций и фермеры из дальнего зарубежья.
Цена
Самоходное шасси (новое) от Владимирского тракторного завода ВТЗ-30СШ продавалось (возможно, и сейчас) за 1 млн. 015 тыс. руб. Вот только на официальном сайте Минского моторного завода никаких данных о самоходном шасси нет: только о двигателях. Несмотря на то, что все сертификационные документы получены, машина демонстрировалась на всевозможных выставках, о новом самоходном шасси на сегодня никаких новостей нет. Не исключено: в серийное производство техника все же не пошла. Хотя сам завод находится в хорошем финансовом состоянии и, например, в минувшем году нарастил экспорт своей продукции (в основном это двигатели) в Россию на 30 %, за пределы стран СНГ на 16 %. Возможно, вы что-нибудь знаете о судьбе проектов ММЗ-30ТД и 40ТД?
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...