ММЗ-30ТД: будет ли замена Т-16?
3 564

ММЗ-30ТД: будет ли замена Т-16?

Многие наверняка помнят, какой популярностью в СССР пользовались «шассики» – трактора Т-16 и их модификации (первой такую технику стала выпускать Германия в 1953-м). Эта неприхотливая и простая в обслуживании машина универсального назначения до сих пор еще встречается на загородных участках. Но Т-16 давно не выпускаются. Понятно, что такая рыночная ниша не могла остаться без внимания производителей. Логичным продолжением модели стал СШ-2540, выпускавшийся в Харькове, а также ВТЗ-30СШ. Последний сначала производился на Владимирском тракторном заводе, позднее на предприятии САРЭКС (г. Саранск), где получил название «Агромаш-30СШ».


Однако на Украине и в РФ выпуск самоходных шасси по ряду причин приостановился. В Харькове конвейер встал из-за отсутствия дизельных моторов, поставлявшихся Владимирским тракторным заводом. А он, в свою очередь, закрылся в 2018-м. Вполне логично, что «флаг подхватила» Белоруссия. Но только производство открылось не на всеми хорошо известном МТЗ, а Минском моторном заводе – ММЗ.

Первые трактора в Белоруссии собирали из готовых машинокомплектов, приобретенных у Владимирского завода. Однако назвать это полной отверточной сборкой нельзя: на минские ММЗ-30ТД и более мощный ММЗ-40ТД устанавливаются трехцилиндровые дизельные двигатели с жидкостным охлаждением, белорусского производства MMZ-3LDT.1. Плюс, в оснащение входит задняя навеска второго класса, позволяющая прицеплять фактически любое оборудование. В приобретенных машиномплектах «Агормаш-50СШ» также не было капотов и ряда иных элементов, которые «нашлись» в Белоруссии. На новую технику вал отбора мощности может устанавливаться спереди и сзади. В то время как владимирские (саранские) самоходные шасси комплектовались ДВС с воздушным охлаждением, а ТСУ не было таким универсальным.

Как позиционирует ММЗ-30ТД белорусский производитель


Шасси предназначено для механизации работ, выполняемых в сельском хозяйстве (т. ч. животноводстве и парниках), строительстве, при коммунальном обслуживании. Расположенная в передней части трактора платформа, рассчитанная на тонну груза, может подниматься вбок либо вперед.

ММЗ-30ТД: будет ли замена Т-16?Металлический кузов раскрывается на три стороны. Фото: YouTube.com

Некоторые технические характеристики ММЗ-30ТД:

✅ длина, ширина и высота – 4,19, 1,45 и 2,63 м
✅ размеры кузова – 2,1х1,45х0,365 м
✅ колесная база – 2,5 м
✅ клиренс (агротехнический просвет) – 45 см
✅ скорости – от 5,39 до 30 км/ч
✅ собственная масса шасси – 2,34 т

Четырехтактный двигатель имеет объем в 1,6 л. Мотор турбированный, дополнительно оснащен интеркулером – системой охлаждения наддува.

Двигатель компактный, доступ к нему простой. Фото: YouTube.com

ДВС, который Минский моторный завод продает за 213 тыс. 109 руб., развивает мощность в 35 «лошадей» при крутящем моменте до 120 Н*м. Двигатель работает в комплекте с механической КПП, обеспечивающей переключение шести передач вперед и столько же назад.

Особенности конструкции и навески


Основное отличие от обычного трактора заключается в заднем расположении силового агрегата. При этом впереди – трубчатая рама, на которой изначально размещен металлический кузов. Однако допускается установка иного оборудования. Сзади двигателя имеется ТСУ, прошедшее сертификацию и предназначенное для буксировки прицепа.

Сзади – универсальная навеска 2-го класса. Фото: YouTube.com

По желанию заказчика на шасси опционально может быть смонтирована пневматическая система, валы отбора мощности впереди или (и) сзади, иные агрегаты. Список возможного прицепного оборудования впечатляет:

✅ двухкорпусный плуг (допустимое сопротивление почвы 0,9 кг/см
✅ культиватор
✅ дисковая либо сетчатая борона
✅ окучник
✅ фрезы любого типа
✅ картофелесажалки и копатели
✅ косилки

Кроме того, самоходное шасси может использоваться совместно с садовым буром, пылесосом для уборки листьев и мусора, опрыскивателем, разбрасывателем песка и шнеково-роторным снегоуборщиком.

Кабина


Ее оснащение, внутренняя компоновка и эргономика полностью удовлетворяет требованиям стандарта ЕС 79/622. Это означает, что не исключено получение сертификата международного уровня. В основе кабины – жесткий каркас, обеспечивающий безопасность механизатора в аварийных ситуациях (например, в случае опрокидывания техники). Остекление выполнено панорамным способом: хороший обзор гарантирует контроль над работой прицепного оснащения.

Внутри все просто, но продуманно. Фото: YouTube.com

Рукоять переключения КП располагается не по центру, как это делалось ранее, а под правой рукой, как в автомобиле. Часть переключателей и рычагов для удобства размещены на боковых панелях. Приборы – классические «кругляши».
В плане комфорта предусмотрено все необходимое. Работает вентиляция, в холодное время используется отопитель. Есть вешалка под рабочую одежду, даже специальное место под термос, магнитола плюс инструментальный ящик.

Техническое сравнение с ВТЗ-30СШ


На тракторе из обанкротившегося Владимирского завода устанавливался двухцилиндровый движок Д120, но он имел воздушное охлаждение и меньшую, в 30 л. с. мощность. При этом самоходное шасси весило больше на 100 кг – 2,44 т.

Владимирский ВТЗ-30СШ похож и на ММЗ-30ТД и немного на Т-16. Фото: YouTube.com

Грузоподъемность у владимирского шасси такая же, 1 тонна, максимальная скорость меньше – 23,86 км/ч. Дорожный просвет ниже – 38 см (у минской машины – 45 см).

ММЗ-40ТД


Это более мощный вариант самоходного шасси, дизельный 4-цилиндровый мотор которого развивает уже 45 «лошадей» при крутящем моменте до 160 Н*м. Из других отличительных особенностей стоит выделить грузоподъемность: на самосвальной платформе-кузове можно перевозить до полутора тонн.

Перспективы ММЗ-30ТД и 40ТД


Сертификация самоходных шасси стартовала в 2017-м и была закончена в феврале следующего года. За это время техника дважды возвращалась на завод-изготовитель для устранения обнаруженных «минусов». Испытания проводились в НПЦ Академии наук в Ждановичах. Стоит заметить: перечень требований по сертификации включает в себя двадцать стандартов России и Белоруссии.

Шасси на пахоте с двухкорпусным плугом. Фото: YouTube.com

Всего было осуществлено более 20 доработок подвески, других узлов самоходного шасси. В частности, на переднюю ось потребовалось установить дополнительный груз-противовес. Второй минус – недостаточный крутящий момент при использовании шасси для пахоты. Конструкторы решили установить более мощный топливный насос, либо другой двигатель, выпускаемый тем же ММЗ – MMZ-4DTI.

Сейчас машина соответствует всем требованиям Техрегламента Таможенного Союза и может свободно реализовываться во входящих в него государствах. В пресс-службе ММЗ заявляли, что интерес к их новинке проявляют представители сельхозорганизаций и фермеры из дальнего зарубежья.

Цена


Самоходное шасси (новое) от Владимирского тракторного завода ВТЗ-30СШ продавалось (возможно, и сейчас) за 1 млн. 015 тыс. руб. Вот только на официальном сайте Минского моторного завода никаких данных о самоходном шасси нет: только о двигателях. Несмотря на то, что все сертификационные документы получены, машина демонстрировалась на всевозможных выставках, о новом самоходном шасси на сегодня никаких новостей нет. Не исключено: в серийное производство техника все же не пошла. Хотя сам завод находится в хорошем финансовом состоянии и, например, в минувшем году нарастил экспорт своей продукции (в основном это двигатели) в Россию на 30 %, за пределы стран СНГ на 16 %. Возможно, вы что-нибудь знаете о судьбе проектов ММЗ-30ТД и 40ТД?
А вы что думаете о ММЗ-30ТД?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...