ММЗ-30ТД: будет ли замена Т-16?
Многие наверняка помнят, какой популярностью в СССР пользовались «шассики» – трактора Т-16 и их модификации (первой такую технику стала выпускать Германия в 1953-м). Эта неприхотливая и простая в обслуживании машина универсального назначения до сих пор еще встречается на загородных участках. Но Т-16 давно не выпускаются. Понятно, что такая рыночная ниша не могла остаться без внимания производителей. Логичным продолжением модели стал СШ-2540, выпускавшийся в Харькове, а также ВТЗ-30СШ. Последний сначала производился на Владимирском тракторном заводе, позднее на предприятии САРЭКС (г. Саранск), где получил название «Агромаш-30СШ».
Однако на Украине и в РФ выпуск самоходных шасси по ряду причин приостановился. В Харькове конвейер встал из-за отсутствия дизельных моторов, поставлявшихся Владимирским тракторным заводом. А он, в свою очередь, закрылся в 2018-м. Вполне логично, что «флаг подхватила» Белоруссия. Но только производство открылось не на всеми хорошо известном МТЗ, а Минском моторном заводе – ММЗ.
Первые трактора в Белоруссии собирали из готовых машинокомплектов, приобретенных у Владимирского завода. Однако назвать это полной отверточной сборкой нельзя: на минские ММЗ-30ТД и более мощный ММЗ-40ТД устанавливаются трехцилиндровые дизельные двигатели с жидкостным охлаждением, белорусского производства MMZ-3LDT.1. Плюс, в оснащение входит задняя навеска второго класса, позволяющая прицеплять фактически любое оборудование. В приобретенных машиномплектах «Агормаш-50СШ» также не было капотов и ряда иных элементов, которые «нашлись» в Белоруссии. На новую технику вал отбора мощности может устанавливаться спереди и сзади. В то время как владимирские (саранские) самоходные шасси комплектовались ДВС с воздушным охлаждением, а ТСУ не было таким универсальным.
Шасси предназначено для механизации работ, выполняемых в сельском хозяйстве (т. ч. животноводстве и парниках), строительстве, при коммунальном обслуживании. Расположенная в передней части трактора платформа, рассчитанная на тонну груза, может подниматься вбок либо вперед.
Некоторые технические характеристики ММЗ-30ТД:
✅ длина, ширина и высота – 4,19, 1,45 и 2,63 м
✅ размеры кузова – 2,1х1,45х0,365 м
✅ колесная база – 2,5 м
✅ клиренс (агротехнический просвет) – 45 см
✅ скорости – от 5,39 до 30 км/ч
✅ собственная масса шасси – 2,34 т
Четырехтактный двигатель имеет объем в 1,6 л. Мотор турбированный, дополнительно оснащен интеркулером – системой охлаждения наддува.
ДВС, который Минский моторный завод продает за 213 тыс. 109 руб., развивает мощность в 35 «лошадей» при крутящем моменте до 120 Н*м. Двигатель работает в комплекте с механической КПП, обеспечивающей переключение шести передач вперед и столько же назад.
Основное отличие от обычного трактора заключается в заднем расположении силового агрегата. При этом впереди – трубчатая рама, на которой изначально размещен металлический кузов. Однако допускается установка иного оборудования. Сзади двигателя имеется ТСУ, прошедшее сертификацию и предназначенное для буксировки прицепа.
По желанию заказчика на шасси опционально может быть смонтирована пневматическая система, валы отбора мощности впереди или (и) сзади, иные агрегаты. Список возможного прицепного оборудования впечатляет:
✅ двухкорпусный плуг (допустимое сопротивление почвы 0,9 кг/см
✅ культиватор
✅ дисковая либо сетчатая борона
✅ окучник
✅ фрезы любого типа
✅ картофелесажалки и копатели
✅ косилки
Кроме того, самоходное шасси может использоваться совместно с садовым буром, пылесосом для уборки листьев и мусора, опрыскивателем, разбрасывателем песка и шнеково-роторным снегоуборщиком.
Ее оснащение, внутренняя компоновка и эргономика полностью удовлетворяет требованиям стандарта ЕС 79/622. Это означает, что не исключено получение сертификата международного уровня. В основе кабины – жесткий каркас, обеспечивающий безопасность механизатора в аварийных ситуациях (например, в случае опрокидывания техники). Остекление выполнено панорамным способом: хороший обзор гарантирует контроль над работой прицепного оснащения.
Рукоять переключения КП располагается не по центру, как это делалось ранее, а под правой рукой, как в автомобиле. Часть переключателей и рычагов для удобства размещены на боковых панелях. Приборы – классические «кругляши».
В плане комфорта предусмотрено все необходимое. Работает вентиляция, в холодное время используется отопитель. Есть вешалка под рабочую одежду, даже специальное место под термос, магнитола плюс инструментальный ящик.
На тракторе из обанкротившегося Владимирского завода устанавливался двухцилиндровый движок Д120, но он имел воздушное охлаждение и меньшую, в 30 л. с. мощность. При этом самоходное шасси весило больше на 100 кг – 2,44 т.
Грузоподъемность у владимирского шасси такая же, 1 тонна, максимальная скорость меньше – 23,86 км/ч. Дорожный просвет ниже – 38 см (у минской машины – 45 см).
Это более мощный вариант самоходного шасси, дизельный 4-цилиндровый мотор которого развивает уже 45 «лошадей» при крутящем моменте до 160 Н*м. Из других отличительных особенностей стоит выделить грузоподъемность: на самосвальной платформе-кузове можно перевозить до полутора тонн.
Сертификация самоходных шасси стартовала в 2017-м и была закончена в феврале следующего года. За это время техника дважды возвращалась на завод-изготовитель для устранения обнаруженных «минусов». Испытания проводились в НПЦ Академии наук в Ждановичах. Стоит заметить: перечень требований по сертификации включает в себя двадцать стандартов России и Белоруссии.
Всего было осуществлено более 20 доработок подвески, других узлов самоходного шасси. В частности, на переднюю ось потребовалось установить дополнительный груз-противовес. Второй минус – недостаточный крутящий момент при использовании шасси для пахоты. Конструкторы решили установить более мощный топливный насос, либо другой двигатель, выпускаемый тем же ММЗ – MMZ-4DTI.
Сейчас машина соответствует всем требованиям Техрегламента Таможенного Союза и может свободно реализовываться во входящих в него государствах. В пресс-службе ММЗ заявляли, что интерес к их новинке проявляют представители сельхозорганизаций и фермеры из дальнего зарубежья.
Самоходное шасси (новое) от Владимирского тракторного завода ВТЗ-30СШ продавалось (возможно, и сейчас) за 1 млн. 015 тыс. руб. Вот только на официальном сайте Минского моторного завода никаких данных о самоходном шасси нет: только о двигателях. Несмотря на то, что все сертификационные документы получены, машина демонстрировалась на всевозможных выставках, о новом самоходном шасси на сегодня никаких новостей нет. Не исключено: в серийное производство техника все же не пошла. Хотя сам завод находится в хорошем финансовом состоянии и, например, в минувшем году нарастил экспорт своей продукции (в основном это двигатели) в Россию на 30 %, за пределы стран СНГ на 16 %. Возможно, вы что-нибудь знаете о судьбе проектов ММЗ-30ТД и 40ТД?
Однако на Украине и в РФ выпуск самоходных шасси по ряду причин приостановился. В Харькове конвейер встал из-за отсутствия дизельных моторов, поставлявшихся Владимирским тракторным заводом. А он, в свою очередь, закрылся в 2018-м. Вполне логично, что «флаг подхватила» Белоруссия. Но только производство открылось не на всеми хорошо известном МТЗ, а Минском моторном заводе – ММЗ.
Первые трактора в Белоруссии собирали из готовых машинокомплектов, приобретенных у Владимирского завода. Однако назвать это полной отверточной сборкой нельзя: на минские ММЗ-30ТД и более мощный ММЗ-40ТД устанавливаются трехцилиндровые дизельные двигатели с жидкостным охлаждением, белорусского производства MMZ-3LDT.1. Плюс, в оснащение входит задняя навеска второго класса, позволяющая прицеплять фактически любое оборудование. В приобретенных машиномплектах «Агормаш-50СШ» также не было капотов и ряда иных элементов, которые «нашлись» в Белоруссии. На новую технику вал отбора мощности может устанавливаться спереди и сзади. В то время как владимирские (саранские) самоходные шасси комплектовались ДВС с воздушным охлаждением, а ТСУ не было таким универсальным.
Как позиционирует ММЗ-30ТД белорусский производитель
Шасси предназначено для механизации работ, выполняемых в сельском хозяйстве (т. ч. животноводстве и парниках), строительстве, при коммунальном обслуживании. Расположенная в передней части трактора платформа, рассчитанная на тонну груза, может подниматься вбок либо вперед.
Металлический кузов раскрывается на три стороны. Фото: YouTube.com
Некоторые технические характеристики ММЗ-30ТД:
✅ длина, ширина и высота – 4,19, 1,45 и 2,63 м
✅ размеры кузова – 2,1х1,45х0,365 м
✅ колесная база – 2,5 м
✅ клиренс (агротехнический просвет) – 45 см
✅ скорости – от 5,39 до 30 км/ч
✅ собственная масса шасси – 2,34 т
Четырехтактный двигатель имеет объем в 1,6 л. Мотор турбированный, дополнительно оснащен интеркулером – системой охлаждения наддува.
Двигатель компактный, доступ к нему простой. Фото: YouTube.com
ДВС, который Минский моторный завод продает за 213 тыс. 109 руб., развивает мощность в 35 «лошадей» при крутящем моменте до 120 Н*м. Двигатель работает в комплекте с механической КПП, обеспечивающей переключение шести передач вперед и столько же назад.
Особенности конструкции и навески
Основное отличие от обычного трактора заключается в заднем расположении силового агрегата. При этом впереди – трубчатая рама, на которой изначально размещен металлический кузов. Однако допускается установка иного оборудования. Сзади двигателя имеется ТСУ, прошедшее сертификацию и предназначенное для буксировки прицепа.
Сзади – универсальная навеска 2-го класса. Фото: YouTube.com
По желанию заказчика на шасси опционально может быть смонтирована пневматическая система, валы отбора мощности впереди или (и) сзади, иные агрегаты. Список возможного прицепного оборудования впечатляет:
✅ двухкорпусный плуг (допустимое сопротивление почвы 0,9 кг/см
✅ культиватор
✅ дисковая либо сетчатая борона
✅ окучник
✅ фрезы любого типа
✅ картофелесажалки и копатели
✅ косилки
Кроме того, самоходное шасси может использоваться совместно с садовым буром, пылесосом для уборки листьев и мусора, опрыскивателем, разбрасывателем песка и шнеково-роторным снегоуборщиком.
Кабина
Ее оснащение, внутренняя компоновка и эргономика полностью удовлетворяет требованиям стандарта ЕС 79/622. Это означает, что не исключено получение сертификата международного уровня. В основе кабины – жесткий каркас, обеспечивающий безопасность механизатора в аварийных ситуациях (например, в случае опрокидывания техники). Остекление выполнено панорамным способом: хороший обзор гарантирует контроль над работой прицепного оснащения.
Внутри все просто, но продуманно. Фото: YouTube.com
Рукоять переключения КП располагается не по центру, как это делалось ранее, а под правой рукой, как в автомобиле. Часть переключателей и рычагов для удобства размещены на боковых панелях. Приборы – классические «кругляши».
В плане комфорта предусмотрено все необходимое. Работает вентиляция, в холодное время используется отопитель. Есть вешалка под рабочую одежду, даже специальное место под термос, магнитола плюс инструментальный ящик.
Техническое сравнение с ВТЗ-30СШ
На тракторе из обанкротившегося Владимирского завода устанавливался двухцилиндровый движок Д120, но он имел воздушное охлаждение и меньшую, в 30 л. с. мощность. При этом самоходное шасси весило больше на 100 кг – 2,44 т.
Владимирский ВТЗ-30СШ похож и на ММЗ-30ТД и немного на Т-16. Фото: YouTube.com
Грузоподъемность у владимирского шасси такая же, 1 тонна, максимальная скорость меньше – 23,86 км/ч. Дорожный просвет ниже – 38 см (у минской машины – 45 см).
ММЗ-40ТД
Это более мощный вариант самоходного шасси, дизельный 4-цилиндровый мотор которого развивает уже 45 «лошадей» при крутящем моменте до 160 Н*м. Из других отличительных особенностей стоит выделить грузоподъемность: на самосвальной платформе-кузове можно перевозить до полутора тонн.
Перспективы ММЗ-30ТД и 40ТД
Сертификация самоходных шасси стартовала в 2017-м и была закончена в феврале следующего года. За это время техника дважды возвращалась на завод-изготовитель для устранения обнаруженных «минусов». Испытания проводились в НПЦ Академии наук в Ждановичах. Стоит заметить: перечень требований по сертификации включает в себя двадцать стандартов России и Белоруссии.
Шасси на пахоте с двухкорпусным плугом. Фото: YouTube.com
Всего было осуществлено более 20 доработок подвески, других узлов самоходного шасси. В частности, на переднюю ось потребовалось установить дополнительный груз-противовес. Второй минус – недостаточный крутящий момент при использовании шасси для пахоты. Конструкторы решили установить более мощный топливный насос, либо другой двигатель, выпускаемый тем же ММЗ – MMZ-4DTI.
Сейчас машина соответствует всем требованиям Техрегламента Таможенного Союза и может свободно реализовываться во входящих в него государствах. В пресс-службе ММЗ заявляли, что интерес к их новинке проявляют представители сельхозорганизаций и фермеры из дальнего зарубежья.
Цена
Самоходное шасси (новое) от Владимирского тракторного завода ВТЗ-30СШ продавалось (возможно, и сейчас) за 1 млн. 015 тыс. руб. Вот только на официальном сайте Минского моторного завода никаких данных о самоходном шасси нет: только о двигателях. Несмотря на то, что все сертификационные документы получены, машина демонстрировалась на всевозможных выставках, о новом самоходном шасси на сегодня никаких новостей нет. Не исключено: в серийное производство техника все же не пошла. Хотя сам завод находится в хорошем финансовом состоянии и, например, в минувшем году нарастил экспорт своей продукции (в основном это двигатели) в Россию на 30 %, за пределы стран СНГ на 16 %. Возможно, вы что-нибудь знаете о судьбе проектов ММЗ-30ТД и 40ТД?
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...