Шкворень: будет или нет?
Казалось бы: этот анахронизм давно остался в прошлом и вспоминать о нем нечего. Время, когда приходилось регулярно торчать со шприцом в руках под ходовой частью, давно миновало. Однако, не все так просто: если говорить о легковушках, действительно встретить этот узел можно разве что на старых машинах. А вот, например, вполне себе современный «УАЗ Патриот», «ГАЗель Бизнес», частично Next, а также некоторые грузовики в своей конструкции имеют эту деталь. Пусть она в измененном виде, но принцип ее работы остался прежним.
Сколько лет шкворню, кто и когда его придумал, доподлинно неизвестно, однако он вовсю использовался на гужевых повозках. А при появлении автотранспорта долгое время являлся единственным механизмом, гарантировавшим поворот управляемых колес.
Сейчас этот узел встречается на крупных грузовиках, внедорожниках. Что это за деталь, как она работает, что входит в ее обслуживание и чем ее заменили?
По конструкции это металлический массивный стержень, вокруг которого крутится поворотный кулак. Плюс, дополнительные детали: подшипники скольжения и качения, чтобы уменьшить трение, прокладки, уплотнители в виде колец. Если шкворень ставится на ведущие колеса, то его конструкция немного изменяется: в его оси сверлится отверстие, через которое проходит приводной вал. Основное достоинство шкворневой системы заключается в его прочности, благодаря чему обеспечивается солидная грузоподъемность и большой эксплуатационный ресурс (при регулярном и грамотном техобслуживании). Например, этот узел стоял на Toyota Land Cruiser HZJ81. Но есть и минусы: массивность детали, худшая по сравнению с шаровыми опорами, кинематика, необходимость регулярного обслуживания.
Это и неудивительно: шкворню приходится работать в незавидных условиях: он воспринимает поперечные, продольные нагрузки и при этом негерметичен. Вся грязь и песок, просто вода летят на эту плохо защищенную деталь, превращаясь в абразив. И, если вместо смазки там голый металл, узел долго не протянет.
Наиболее простую и надежную конструкцию имеет сквозной узел. В мосту он проходит через его нижнюю и верхнюю часть, где соединяет поворотный кулак с балкой. Главный недостаток такого шкворня – возможность его установки только в переднеприводные машины. Элемент проходит через балку и поэтому полуоси или иные дополнительные элементы поставить уже не поучится. Сквозной шкворень выполняется в виде узкого цилиндра, стержня из особо прочной стали (профиль одинаковый либо переменный) с каналами (проточками, отверстиями) для прохождения масла. Деталь фиксируется боковым штифтом.
Раздельный шкворень соединяет кулак с балкой в двух местах с каждой стороны. Конструкция здесь немного сложнее: стержень имеет «свой собственный» профиль. И раздельный и сквозной узел монтируются с помощью бронзовых (иногда стальных) втулок. Также могут применяться подшипники качения.
По мере развития мировой автомобильной промышленности на легковых машинах стали устанавливать шаровые опоры. Первое время на них смотрели скептически: мол, ненадежные эти устройства. Действительно, их ресурс уменьшился, как и максимальная грузоподъемность. Поэтому был «переходный» период, когда на легковушки устанавливали некий «гибрид» шкворней и шаровых деталей. Примером может служить Nissan Bluebird U14 (некоторые его версии).
Здесь кулак в своей нижней части крутится на шаровой опоре, а наверху уже стоит шкворень. Применялись и иные варианты, когда стержень на обоих концах оснащался полусферами. Они, в свою очередь, вставлялись в особые «ямки» на металлических шарах.
Несвоевременная его замена может привести к печальным последствиям: машина потеряет управляемость. Поэтому при появлении нижеописанных симптомов рекомендуется немедленно провести диагностику ходовой части:
✅ при езде авто уводит в сторону и покрышки изнашиваются неодинаково (при условии правильно сделанного развала/схождения)
✅ стук при езде в передней части подвески
✅ туго поворачивается руль
Менять необходимо шкворни на обеих сторонах оси. Увеличенный износ детали характерен для машин, постоянно эксплуатирующихся на бездорожье, где много грязи и песка.
В таких случаях частоту техобслуживания нужно увеличивать. А как продлить срок службы узла?
Этот процесс можно смело считать «классикой жанра». Большинство грузовых и легковых авто в советское время (а некоторые и сейчас) имели шкворневую систему. Для ее обслуживания, цель которого – загнать в узел смазку, требовался шприц-нагнетатель (тавотница, масленка).
Лучший вариант – плунжерный инструмент, но купить (в советское время «достать») его могли не все. Современные изделия подобного рода стоят недешево, да и насчет качества могут появиться вопросы. Кстати, работать таким нагнетателем не очень удобно: приходится «изыскивать» подходящую позу, особенно если нет смотровой ямы.
Другой вариант – применение т. н. шприца Жане, используемого для катетеров. Правда, тут получается загвоздка: отсутствует трубка, которую нужно надевать на пресс-масленку. Пытливый ум советского автолюбителя и тут нашел выход из положения: берется шланг от велонасоса и вкручивается вместо «зирки» (резьба подходит). Второй конец нужно обрезать и вставить в шприц.
Сегодня для этих целей продают специальные средства. Однако кто-то по старинке использует ЛИТОЛ-24 или ШРУС-4, которыми, кстати, смазывать через шприц весьма проблематично. Другие предпочитают жидкие смазки типа ТАД-17. Есть и вовсе экзотические варианты, уходящие своими корнями во времена дефицита. Это когда варят графитовую смазку вместе с нигролом в пропорции 1:1. Лучше это или хуже магазинных составов, сказать сложно. Но главное в другом: шприцевать шкворни нужно регулярно, а периодичность зависит от условий эксплуатации.
Для ГАЗели в теории рекомендуется это делать каждые 15 тыс. км пробега, хотя опытные владельцы этих авто шприцуют шкворни через 6-8 тыс. км. Для «Волги» эти цифры еще меньше: летом каждые 2-3 тыс. км, и, как минимум, один раз в зимние месяцы.
В «массовом порядке» этот узел стал постепенно «выходить из моды» достаточно давно – еще в конце 50-х. Производители легковушек решили устанавливать более гибкие в плане кинематики шаровые опоры. Они не требуют (или в редких случаях) смазки, обладают герметичностью. А шкворни остались в основном на мощных грузовиках, внедорожниках, некоторых моделях коммерческого транспорта.
Еще одна сфера применения описываемой детали – сцепное устройство фур – т. н. «седло». Оно может быть с фланцем либо без него, иметь болтовую фиксацию или винтовой крепеж. Эти конструкции пока не имеют достойной альтернативы. Так что пусть и в измененном виде, но шкворень используется по сей день.
Сколько лет шкворню, кто и когда его придумал, доподлинно неизвестно, однако он вовсю использовался на гужевых повозках. А при появлении автотранспорта долгое время являлся единственным механизмом, гарантировавшим поворот управляемых колес.
В телегах шкворни использовали очень давно. Фото: YouTube.com
Сейчас этот узел встречается на крупных грузовиках, внедорожниках. Что это за деталь, как она работает, что входит в ее обслуживание и чем ее заменили?
Что делает шкворень в подвеске
По конструкции это металлический массивный стержень, вокруг которого крутится поворотный кулак. Плюс, дополнительные детали: подшипники скольжения и качения, чтобы уменьшить трение, прокладки, уплотнители в виде колец. Если шкворень ставится на ведущие колеса, то его конструкция немного изменяется: в его оси сверлится отверстие, через которое проходит приводной вал. Основное достоинство шкворневой системы заключается в его прочности, благодаря чему обеспечивается солидная грузоподъемность и большой эксплуатационный ресурс (при регулярном и грамотном техобслуживании). Например, этот узел стоял на Toyota Land Cruiser HZJ81. Но есть и минусы: массивность детали, худшая по сравнению с шаровыми опорами, кинематика, необходимость регулярного обслуживания.
На Toyota Land Cruiser HZJ81 стоят шкворни, обеспечивающие надежность подвески. Фото: YouTube.com
Это и неудивительно: шкворню приходится работать в незавидных условиях: он воспринимает поперечные, продольные нагрузки и при этом негерметичен. Вся грязь и песок, просто вода летят на эту плохо защищенную деталь, превращаясь в абразив. И, если вместо смазки там голый металл, узел долго не протянет.
Основные типы поворотных шкворней
Наиболее простую и надежную конструкцию имеет сквозной узел. В мосту он проходит через его нижнюю и верхнюю часть, где соединяет поворотный кулак с балкой. Главный недостаток такого шкворня – возможность его установки только в переднеприводные машины. Элемент проходит через балку и поэтому полуоси или иные дополнительные элементы поставить уже не поучится. Сквозной шкворень выполняется в виде узкого цилиндра, стержня из особо прочной стали (профиль одинаковый либо переменный) с каналами (проточками, отверстиями) для прохождения масла. Деталь фиксируется боковым штифтом.
Замена шкворня в тисках (ГАЗ-3110). Фото: YouTube.com
Раздельный шкворень соединяет кулак с балкой в двух местах с каждой стороны. Конструкция здесь немного сложнее: стержень имеет «свой собственный» профиль. И раздельный и сквозной узел монтируются с помощью бронзовых (иногда стальных) втулок. Также могут применяться подшипники качения.
Смешанные конструкции
По мере развития мировой автомобильной промышленности на легковых машинах стали устанавливать шаровые опоры. Первое время на них смотрели скептически: мол, ненадежные эти устройства. Действительно, их ресурс уменьшился, как и максимальная грузоподъемность. Поэтому был «переходный» период, когда на легковушки устанавливали некий «гибрид» шкворней и шаровых деталей. Примером может служить Nissan Bluebird U14 (некоторые его версии).
Тот самый Nissan Bluebird, где в передней подвеске смешанная конструкция. Фото: YouTube.com
Здесь кулак в своей нижней части крутится на шаровой опоре, а наверху уже стоит шкворень. Применялись и иные варианты, когда стержень на обоих концах оснащался полусферами. Они, в свою очередь, вставлялись в особые «ямки» на металлических шарах.
Признаки износа шкворня
Несвоевременная его замена может привести к печальным последствиям: машина потеряет управляемость. Поэтому при появлении нижеописанных симптомов рекомендуется немедленно провести диагностику ходовой части:
✅ при езде авто уводит в сторону и покрышки изнашиваются неодинаково (при условии правильно сделанного развала/схождения)
✅ стук при езде в передней части подвески
✅ туго поворачивается руль
Менять необходимо шкворни на обеих сторонах оси. Увеличенный износ детали характерен для машин, постоянно эксплуатирующихся на бездорожье, где много грязи и песка.
При замене шкворня, который плохо обслуживался, может понадобиться не только кувалда, но и болгарка. Фото: YouTube.com
В таких случаях частоту техобслуживания нужно увеличивать. А как продлить срок службы узла?
Шприцевание
Этот процесс можно смело считать «классикой жанра». Большинство грузовых и легковых авто в советское время (а некоторые и сейчас) имели шкворневую систему. Для ее обслуживания, цель которого – загнать в узел смазку, требовался шприц-нагнетатель (тавотница, масленка).
Хорошо видна изношенная втулка (слева), куда вставляется шкворень. Фото: YouTube.com
Лучший вариант – плунжерный инструмент, но купить (в советское время «достать») его могли не все. Современные изделия подобного рода стоят недешево, да и насчет качества могут появиться вопросы. Кстати, работать таким нагнетателем не очень удобно: приходится «изыскивать» подходящую позу, особенно если нет смотровой ямы.
Шприц для смазки рычажно-плунжерный 400 мл с телескопической ручкой WIEDERKRAFT WDK-65159. Средняя цена: 2080 руб. Фото: ЯндексМаркет
Другой вариант – применение т. н. шприца Жане, используемого для катетеров. Правда, тут получается загвоздка: отсутствует трубка, которую нужно надевать на пресс-масленку. Пытливый ум советского автолюбителя и тут нашел выход из положения: берется шланг от велонасоса и вкручивается вместо «зирки» (резьба подходит). Второй конец нужно обрезать и вставить в шприц.
Чем смазывать шкворень
Сегодня для этих целей продают специальные средства. Однако кто-то по старинке использует ЛИТОЛ-24 или ШРУС-4, которыми, кстати, смазывать через шприц весьма проблематично. Другие предпочитают жидкие смазки типа ТАД-17. Есть и вовсе экзотические варианты, уходящие своими корнями во времена дефицита. Это когда варят графитовую смазку вместе с нигролом в пропорции 1:1. Лучше это или хуже магазинных составов, сказать сложно. Но главное в другом: шприцевать шкворни нужно регулярно, а периодичность зависит от условий эксплуатации.
Шкворневой комплект для «Волги». Средняя цена: 2615 руб. Фото: ЯндексМаркет
Для ГАЗели в теории рекомендуется это делать каждые 15 тыс. км пробега, хотя опытные владельцы этих авто шприцуют шкворни через 6-8 тыс. км. Для «Волги» эти цифры еще меньше: летом каждые 2-3 тыс. км, и, как минимум, один раз в зимние месяцы.
Шкворней больше не будет?
В «массовом порядке» этот узел стал постепенно «выходить из моды» достаточно давно – еще в конце 50-х. Производители легковушек решили устанавливать более гибкие в плане кинематики шаровые опоры. Они не требуют (или в редких случаях) смазки, обладают герметичностью. А шкворни остались в основном на мощных грузовиках, внедорожниках, некоторых моделях коммерческого транспорта.
Сегодня термин «шкворень» может даже обозначать не общеизвестную деталь, а какой-то иной элемент колеса. Например, амортизаторная стойка во всем известной системе McPherson как раз играет роль этого полузабытого узла. Шкворнем иногда называют ось, соединяющую пару шаровых опор.
Еще одна сфера применения описываемой детали – сцепное устройство фур – т. н. «седло». Оно может быть с фланцем либо без него, иметь болтовую фиксацию или винтовой крепеж. Эти конструкции пока не имеют достойной альтернативы. Так что пусть и в измененном виде, но шкворень используется по сей день.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...