Шкворень: будет или нет?
Казалось бы: этот анахронизм давно остался в прошлом и вспоминать о нем нечего. Время, когда приходилось регулярно торчать со шприцом в руках под ходовой частью, давно миновало. Однако, не все так просто: если говорить о легковушках, действительно встретить этот узел можно разве что на старых машинах. А вот, например, вполне себе современный «УАЗ Патриот», «ГАЗель Бизнес», частично Next, а также некоторые грузовики в своей конструкции имеют эту деталь. Пусть она в измененном виде, но принцип ее работы остался прежним.
Сколько лет шкворню, кто и когда его придумал, доподлинно неизвестно, однако он вовсю использовался на гужевых повозках. А при появлении автотранспорта долгое время являлся единственным механизмом, гарантировавшим поворот управляемых колес.
Сейчас этот узел встречается на крупных грузовиках, внедорожниках. Что это за деталь, как она работает, что входит в ее обслуживание и чем ее заменили?
По конструкции это металлический массивный стержень, вокруг которого крутится поворотный кулак. Плюс, дополнительные детали: подшипники скольжения и качения, чтобы уменьшить трение, прокладки, уплотнители в виде колец. Если шкворень ставится на ведущие колеса, то его конструкция немного изменяется: в его оси сверлится отверстие, через которое проходит приводной вал. Основное достоинство шкворневой системы заключается в его прочности, благодаря чему обеспечивается солидная грузоподъемность и большой эксплуатационный ресурс (при регулярном и грамотном техобслуживании). Например, этот узел стоял на Toyota Land Cruiser HZJ81. Но есть и минусы: массивность детали, худшая по сравнению с шаровыми опорами, кинематика, необходимость регулярного обслуживания.
Это и неудивительно: шкворню приходится работать в незавидных условиях: он воспринимает поперечные, продольные нагрузки и при этом негерметичен. Вся грязь и песок, просто вода летят на эту плохо защищенную деталь, превращаясь в абразив. И, если вместо смазки там голый металл, узел долго не протянет.
Наиболее простую и надежную конструкцию имеет сквозной узел. В мосту он проходит через его нижнюю и верхнюю часть, где соединяет поворотный кулак с балкой. Главный недостаток такого шкворня – возможность его установки только в переднеприводные машины. Элемент проходит через балку и поэтому полуоси или иные дополнительные элементы поставить уже не поучится. Сквозной шкворень выполняется в виде узкого цилиндра, стержня из особо прочной стали (профиль одинаковый либо переменный) с каналами (проточками, отверстиями) для прохождения масла. Деталь фиксируется боковым штифтом.
Раздельный шкворень соединяет кулак с балкой в двух местах с каждой стороны. Конструкция здесь немного сложнее: стержень имеет «свой собственный» профиль. И раздельный и сквозной узел монтируются с помощью бронзовых (иногда стальных) втулок. Также могут применяться подшипники качения.
По мере развития мировой автомобильной промышленности на легковых машинах стали устанавливать шаровые опоры. Первое время на них смотрели скептически: мол, ненадежные эти устройства. Действительно, их ресурс уменьшился, как и максимальная грузоподъемность. Поэтому был «переходный» период, когда на легковушки устанавливали некий «гибрид» шкворней и шаровых деталей. Примером может служить Nissan Bluebird U14 (некоторые его версии).
Здесь кулак в своей нижней части крутится на шаровой опоре, а наверху уже стоит шкворень. Применялись и иные варианты, когда стержень на обоих концах оснащался полусферами. Они, в свою очередь, вставлялись в особые «ямки» на металлических шарах.
Несвоевременная его замена может привести к печальным последствиям: машина потеряет управляемость. Поэтому при появлении нижеописанных симптомов рекомендуется немедленно провести диагностику ходовой части:
✅ при езде авто уводит в сторону и покрышки изнашиваются неодинаково (при условии правильно сделанного развала/схождения)
✅ стук при езде в передней части подвески
✅ туго поворачивается руль
Менять необходимо шкворни на обеих сторонах оси. Увеличенный износ детали характерен для машин, постоянно эксплуатирующихся на бездорожье, где много грязи и песка.
В таких случаях частоту техобслуживания нужно увеличивать. А как продлить срок службы узла?
Этот процесс можно смело считать «классикой жанра». Большинство грузовых и легковых авто в советское время (а некоторые и сейчас) имели шкворневую систему. Для ее обслуживания, цель которого – загнать в узел смазку, требовался шприц-нагнетатель (тавотница, масленка).
Лучший вариант – плунжерный инструмент, но купить (в советское время «достать») его могли не все. Современные изделия подобного рода стоят недешево, да и насчет качества могут появиться вопросы. Кстати, работать таким нагнетателем не очень удобно: приходится «изыскивать» подходящую позу, особенно если нет смотровой ямы.
Другой вариант – применение т. н. шприца Жане, используемого для катетеров. Правда, тут получается загвоздка: отсутствует трубка, которую нужно надевать на пресс-масленку. Пытливый ум советского автолюбителя и тут нашел выход из положения: берется шланг от велонасоса и вкручивается вместо «зирки» (резьба подходит). Второй конец нужно обрезать и вставить в шприц.
Сегодня для этих целей продают специальные средства. Однако кто-то по старинке использует ЛИТОЛ-24 или ШРУС-4, которыми, кстати, смазывать через шприц весьма проблематично. Другие предпочитают жидкие смазки типа ТАД-17. Есть и вовсе экзотические варианты, уходящие своими корнями во времена дефицита. Это когда варят графитовую смазку вместе с нигролом в пропорции 1:1. Лучше это или хуже магазинных составов, сказать сложно. Но главное в другом: шприцевать шкворни нужно регулярно, а периодичность зависит от условий эксплуатации.
Для ГАЗели в теории рекомендуется это делать каждые 15 тыс. км пробега, хотя опытные владельцы этих авто шприцуют шкворни через 6-8 тыс. км. Для «Волги» эти цифры еще меньше: летом каждые 2-3 тыс. км, и, как минимум, один раз в зимние месяцы.
В «массовом порядке» этот узел стал постепенно «выходить из моды» достаточно давно – еще в конце 50-х. Производители легковушек решили устанавливать более гибкие в плане кинематики шаровые опоры. Они не требуют (или в редких случаях) смазки, обладают герметичностью. А шкворни остались в основном на мощных грузовиках, внедорожниках, некоторых моделях коммерческого транспорта.
Еще одна сфера применения описываемой детали – сцепное устройство фур – т. н. «седло». Оно может быть с фланцем либо без него, иметь болтовую фиксацию или винтовой крепеж. Эти конструкции пока не имеют достойной альтернативы. Так что пусть и в измененном виде, но шкворень используется по сей день.
Сколько лет шкворню, кто и когда его придумал, доподлинно неизвестно, однако он вовсю использовался на гужевых повозках. А при появлении автотранспорта долгое время являлся единственным механизмом, гарантировавшим поворот управляемых колес.
В телегах шкворни использовали очень давно. Фото: YouTube.com
Сейчас этот узел встречается на крупных грузовиках, внедорожниках. Что это за деталь, как она работает, что входит в ее обслуживание и чем ее заменили?
Что делает шкворень в подвеске
По конструкции это металлический массивный стержень, вокруг которого крутится поворотный кулак. Плюс, дополнительные детали: подшипники скольжения и качения, чтобы уменьшить трение, прокладки, уплотнители в виде колец. Если шкворень ставится на ведущие колеса, то его конструкция немного изменяется: в его оси сверлится отверстие, через которое проходит приводной вал. Основное достоинство шкворневой системы заключается в его прочности, благодаря чему обеспечивается солидная грузоподъемность и большой эксплуатационный ресурс (при регулярном и грамотном техобслуживании). Например, этот узел стоял на Toyota Land Cruiser HZJ81. Но есть и минусы: массивность детали, худшая по сравнению с шаровыми опорами, кинематика, необходимость регулярного обслуживания.
На Toyota Land Cruiser HZJ81 стоят шкворни, обеспечивающие надежность подвески. Фото: YouTube.com
Это и неудивительно: шкворню приходится работать в незавидных условиях: он воспринимает поперечные, продольные нагрузки и при этом негерметичен. Вся грязь и песок, просто вода летят на эту плохо защищенную деталь, превращаясь в абразив. И, если вместо смазки там голый металл, узел долго не протянет.
Основные типы поворотных шкворней
Наиболее простую и надежную конструкцию имеет сквозной узел. В мосту он проходит через его нижнюю и верхнюю часть, где соединяет поворотный кулак с балкой. Главный недостаток такого шкворня – возможность его установки только в переднеприводные машины. Элемент проходит через балку и поэтому полуоси или иные дополнительные элементы поставить уже не поучится. Сквозной шкворень выполняется в виде узкого цилиндра, стержня из особо прочной стали (профиль одинаковый либо переменный) с каналами (проточками, отверстиями) для прохождения масла. Деталь фиксируется боковым штифтом.
Замена шкворня в тисках (ГАЗ-3110). Фото: YouTube.com
Раздельный шкворень соединяет кулак с балкой в двух местах с каждой стороны. Конструкция здесь немного сложнее: стержень имеет «свой собственный» профиль. И раздельный и сквозной узел монтируются с помощью бронзовых (иногда стальных) втулок. Также могут применяться подшипники качения.
Смешанные конструкции
По мере развития мировой автомобильной промышленности на легковых машинах стали устанавливать шаровые опоры. Первое время на них смотрели скептически: мол, ненадежные эти устройства. Действительно, их ресурс уменьшился, как и максимальная грузоподъемность. Поэтому был «переходный» период, когда на легковушки устанавливали некий «гибрид» шкворней и шаровых деталей. Примером может служить Nissan Bluebird U14 (некоторые его версии).
Тот самый Nissan Bluebird, где в передней подвеске смешанная конструкция. Фото: YouTube.com
Здесь кулак в своей нижней части крутится на шаровой опоре, а наверху уже стоит шкворень. Применялись и иные варианты, когда стержень на обоих концах оснащался полусферами. Они, в свою очередь, вставлялись в особые «ямки» на металлических шарах.
Признаки износа шкворня
Несвоевременная его замена может привести к печальным последствиям: машина потеряет управляемость. Поэтому при появлении нижеописанных симптомов рекомендуется немедленно провести диагностику ходовой части:
✅ при езде авто уводит в сторону и покрышки изнашиваются неодинаково (при условии правильно сделанного развала/схождения)
✅ стук при езде в передней части подвески
✅ туго поворачивается руль
Менять необходимо шкворни на обеих сторонах оси. Увеличенный износ детали характерен для машин, постоянно эксплуатирующихся на бездорожье, где много грязи и песка.
При замене шкворня, который плохо обслуживался, может понадобиться не только кувалда, но и болгарка. Фото: YouTube.com
В таких случаях частоту техобслуживания нужно увеличивать. А как продлить срок службы узла?
Шприцевание
Этот процесс можно смело считать «классикой жанра». Большинство грузовых и легковых авто в советское время (а некоторые и сейчас) имели шкворневую систему. Для ее обслуживания, цель которого – загнать в узел смазку, требовался шприц-нагнетатель (тавотница, масленка).
Хорошо видна изношенная втулка (слева), куда вставляется шкворень. Фото: YouTube.com
Лучший вариант – плунжерный инструмент, но купить (в советское время «достать») его могли не все. Современные изделия подобного рода стоят недешево, да и насчет качества могут появиться вопросы. Кстати, работать таким нагнетателем не очень удобно: приходится «изыскивать» подходящую позу, особенно если нет смотровой ямы.
Шприц для смазки рычажно-плунжерный 400 мл с телескопической ручкой WIEDERKRAFT WDK-65159. Средняя цена: 2080 руб. Фото: ЯндексМаркет
Другой вариант – применение т. н. шприца Жане, используемого для катетеров. Правда, тут получается загвоздка: отсутствует трубка, которую нужно надевать на пресс-масленку. Пытливый ум советского автолюбителя и тут нашел выход из положения: берется шланг от велонасоса и вкручивается вместо «зирки» (резьба подходит). Второй конец нужно обрезать и вставить в шприц.
Чем смазывать шкворень
Сегодня для этих целей продают специальные средства. Однако кто-то по старинке использует ЛИТОЛ-24 или ШРУС-4, которыми, кстати, смазывать через шприц весьма проблематично. Другие предпочитают жидкие смазки типа ТАД-17. Есть и вовсе экзотические варианты, уходящие своими корнями во времена дефицита. Это когда варят графитовую смазку вместе с нигролом в пропорции 1:1. Лучше это или хуже магазинных составов, сказать сложно. Но главное в другом: шприцевать шкворни нужно регулярно, а периодичность зависит от условий эксплуатации.
Шкворневой комплект для «Волги». Средняя цена: 2615 руб. Фото: ЯндексМаркет
Для ГАЗели в теории рекомендуется это делать каждые 15 тыс. км пробега, хотя опытные владельцы этих авто шприцуют шкворни через 6-8 тыс. км. Для «Волги» эти цифры еще меньше: летом каждые 2-3 тыс. км, и, как минимум, один раз в зимние месяцы.
Шкворней больше не будет?
В «массовом порядке» этот узел стал постепенно «выходить из моды» достаточно давно – еще в конце 50-х. Производители легковушек решили устанавливать более гибкие в плане кинематики шаровые опоры. Они не требуют (или в редких случаях) смазки, обладают герметичностью. А шкворни остались в основном на мощных грузовиках, внедорожниках, некоторых моделях коммерческого транспорта.
Сегодня термин «шкворень» может даже обозначать не общеизвестную деталь, а какой-то иной элемент колеса. Например, амортизаторная стойка во всем известной системе McPherson как раз играет роль этого полузабытого узла. Шкворнем иногда называют ось, соединяющую пару шаровых опор.
Еще одна сфера применения описываемой детали – сцепное устройство фур – т. н. «седло». Оно может быть с фланцем либо без него, иметь болтовую фиксацию или винтовой крепеж. Эти конструкции пока не имеют достойной альтернативы. Так что пусть и в измененном виде, но шкворень используется по сей день.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....