.d-md-none .d-lg-block bibimot

Шкворень: будет или нет?

Шкворень: будет или нет?
Казалось бы: этот анахронизм давно остался в прошлом и вспоминать о нем нечего. Время, когда приходилось регулярно торчать со шприцом в руках под ходовой частью, давно миновало. Однако, не все так просто: если говорить о легковушках, действительно встретить этот узел можно разве что на старых машинах. А вот, например, вполне себе современный «УАЗ Патриот», «ГАЗель Бизнес», частично Next, а также некоторые грузовики в своей конструкции имеют эту деталь. Пусть она в измененном виде, но принцип ее работы остался прежним.


Сколько лет шкворню, кто и когда его придумал, доподлинно неизвестно, однако он вовсю использовался на гужевых повозках. А при появлении автотранспорта долгое время являлся единственным механизмом, гарантировавшим поворот управляемых колес.

Шкворень: будет или нет?В телегах шкворни использовали очень давно. Фото: YouTube.com

Сейчас этот узел встречается на крупных грузовиках, внедорожниках. Что это за деталь, как она работает, что входит в ее обслуживание и чем ее заменили?

Что делает шкворень в подвеске


По конструкции это металлический массивный стержень, вокруг которого крутится поворотный кулак. Плюс, дополнительные детали: подшипники скольжения и качения, чтобы уменьшить трение, прокладки, уплотнители в виде колец. Если шкворень ставится на ведущие колеса, то его конструкция немного изменяется: в его оси сверлится отверстие, через которое проходит приводной вал. Основное достоинство шкворневой системы заключается в его прочности, благодаря чему обеспечивается солидная грузоподъемность и большой эксплуатационный ресурс (при регулярном и грамотном техобслуживании). Например, этот узел стоял на Toyota Land Cruiser HZJ81. Но есть и минусы: массивность детали, худшая по сравнению с шаровыми опорами, кинематика, необходимость регулярного обслуживания.

На Toyota Land Cruiser HZJ81 стоят шкворни, обеспечивающие надежность подвески. Фото: YouTube.com

Это и неудивительно: шкворню приходится работать в незавидных условиях: он воспринимает поперечные, продольные нагрузки и при этом негерметичен. Вся грязь и песок, просто вода летят на эту плохо защищенную деталь, превращаясь в абразив. И, если вместо смазки там голый металл, узел долго не протянет.

Основные типы поворотных шкворней


Наиболее простую и надежную конструкцию имеет сквозной узел. В мосту он проходит через его нижнюю и верхнюю часть, где соединяет поворотный кулак с балкой. Главный недостаток такого шкворня – возможность его установки только в переднеприводные машины. Элемент проходит через балку и поэтому полуоси или иные дополнительные элементы поставить уже не поучится. Сквозной шкворень выполняется в виде узкого цилиндра, стержня из особо прочной стали (профиль одинаковый либо переменный) с каналами (проточками, отверстиями) для прохождения масла. Деталь фиксируется боковым штифтом.

Замена шкворня в тисках (ГАЗ-3110). Фото: YouTube.com

Раздельный шкворень соединяет кулак с балкой в двух местах с каждой стороны. Конструкция здесь немного сложнее: стержень имеет «свой собственный» профиль. И раздельный и сквозной узел монтируются с помощью бронзовых (иногда стальных) втулок. Также могут применяться подшипники качения.

Смешанные конструкции


По мере развития мировой автомобильной промышленности на легковых машинах стали устанавливать шаровые опоры. Первое время на них смотрели скептически: мол, ненадежные эти устройства. Действительно, их ресурс уменьшился, как и максимальная грузоподъемность. Поэтому был «переходный» период, когда на легковушки устанавливали некий «гибрид» шкворней и шаровых деталей. Примером может служить Nissan Bluebird U14 (некоторые его версии).

Тот самый Nissan Bluebird, где в передней подвеске смешанная конструкция. Фото: YouTube.com

Здесь кулак в своей нижней части крутится на шаровой опоре, а наверху уже стоит шкворень. Применялись и иные варианты, когда стержень на обоих концах оснащался полусферами. Они, в свою очередь, вставлялись в особые «ямки» на металлических шарах.

Признаки износа шкворня


Несвоевременная его замена может привести к печальным последствиям: машина потеряет управляемость. Поэтому при появлении нижеописанных симптомов рекомендуется немедленно провести диагностику ходовой части:

✅ при езде авто уводит в сторону и покрышки изнашиваются неодинаково (при условии правильно сделанного развала/схождения)
✅ стук при езде в передней части подвески
✅ туго поворачивается руль

Менять необходимо шкворни на обеих сторонах оси. Увеличенный износ детали характерен для машин, постоянно эксплуатирующихся на бездорожье, где много грязи и песка.

При замене шкворня, который плохо обслуживался, может понадобиться не только кувалда, но и болгарка. Фото: YouTube.com

В таких случаях частоту техобслуживания нужно увеличивать. А как продлить срок службы узла?

Шприцевание


Этот процесс можно смело считать «классикой жанра». Большинство грузовых и легковых авто в советское время (а некоторые и сейчас) имели шкворневую систему. Для ее обслуживания, цель которого – загнать в узел смазку, требовался шприц-нагнетатель (тавотница, масленка).

Хорошо видна изношенная втулка (слева), куда вставляется шкворень. Фото: YouTube.com

Лучший вариант – плунжерный инструмент, но купить (в советское время «достать») его могли не все. Современные изделия подобного рода стоят недешево, да и насчет качества могут появиться вопросы. Кстати, работать таким нагнетателем не очень удобно: приходится «изыскивать» подходящую позу, особенно если нет смотровой ямы.

Шприц для смазки рычажно-плунжерный 400 мл с телескопической ручкой WIEDERKRAFT WDK-65159. Средняя цена: 2080 руб. Фото: ЯндексМаркет

Другой вариант – применение т. н. шприца Жане, используемого для катетеров. Правда, тут получается загвоздка: отсутствует трубка, которую нужно надевать на пресс-масленку. Пытливый ум советского автолюбителя и тут нашел выход из положения: берется шланг от велонасоса и вкручивается вместо «зирки» (резьба подходит). Второй конец нужно обрезать и вставить в шприц.

Чем смазывать шкворень


Сегодня для этих целей продают специальные средства. Однако кто-то по старинке использует ЛИТОЛ-24 или ШРУС-4, которыми, кстати, смазывать через шприц весьма проблематично. Другие предпочитают жидкие смазки типа ТАД-17. Есть и вовсе экзотические варианты, уходящие своими корнями во времена дефицита. Это когда варят графитовую смазку вместе с нигролом в пропорции 1:1. Лучше это или хуже магазинных составов, сказать сложно. Но главное в другом: шприцевать шкворни нужно регулярно, а периодичность зависит от условий эксплуатации.

Шкворневой комплект для «Волги». Средняя цена: 2615 руб. Фото: ЯндексМаркет

Для ГАЗели в теории рекомендуется это делать каждые 15 тыс. км пробега, хотя опытные владельцы этих авто шприцуют шкворни через 6-8 тыс. км. Для «Волги» эти цифры еще меньше: летом каждые 2-3 тыс. км, и, как минимум, один раз в зимние месяцы.

Шкворней больше не будет?


В «массовом порядке» этот узел стал постепенно «выходить из моды» достаточно давно – еще в конце 50-х. Производители легковушек решили устанавливать более гибкие в плане кинематики шаровые опоры. Они не требуют (или в редких случаях) смазки, обладают герметичностью. А шкворни остались в основном на мощных грузовиках, внедорожниках, некоторых моделях коммерческого транспорта.

Сегодня термин «шкворень» может даже обозначать не общеизвестную деталь, а какой-то иной элемент колеса. Например, амортизаторная стойка во всем известной системе McPherson как раз играет роль этого полузабытого узла. Шкворнем иногда называют ось, соединяющую пару шаровых опор.

Еще одна сфера применения описываемой детали – сцепное устройство фур – т. н. «седло». Оно может быть с фланцем либо без него, иметь болтовую фиксацию или винтовой крепеж. Эти конструкции пока не имеют достойной альтернативы. Так что пусть и в измененном виде, но шкворень используется по сей день.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о шкворнях?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Разбираемся с передней балкой «Газели» – чинить или менять на новую?УАЗ Профи или ГАЗель-фермер – какой из авто более практичный?