
Спортивная слава марки Skoda в прошлом и сегодня
Выставка автомобильной старины в Праге подходит к своему концу и последнее, на что хочется обратить ваше внимание – это спортивная история марки. Она довольно насыщенна, и берет свое начало в непростые послевоенные годы.
Возвращение к мирной жизни во второй половине 40-х означало и возврат привычных занятий, среди которых нашлось место и автомобильным гонкам. В 1946 году с конвейера сходит первая послевоенная модель Skoda 1101 Tudor. Эта тайная разработка военного периода имела хороший спрос благодаря множеству нововведений: гидравлическим тормозам и амортизаторам на передней оси, утеплению каркаса кузова натуральными материалами, легкому, но жесткому шасси.
Среди спорткаров Skoda были и специальные, и на основе серийных. Фото: Ивана Гончарова
32-сильный, 1,1-литровый мотор очень бодро разгонял 940-килограммовый автомобиль, позволяя ему легко разгоняться до 100 км/ч. Совсем неплохо для того времени, поэтому и неудивительно, что модель ждала и спортивная слава. Уже спустя два года экипаж спорткара Tudor одержал впечатляющую победу в своем классе во время 24-часовой гонки на трассе Спа-Франкоршам в Бельгии. В 1950-м модернизированная версия прекрасно выступила в гонке «24 часа Ле-Мана».
Но бурное развитие мировой автомобильной промышленности в том десятилетии сделало автомобиль разработки 10-летней давности заметно устаревшим. Для успешной конкуренции с новинками, требовалось что-то более современное.
Автопроизводитель дал достойный ответ, подготовив прекрасную и элегантную модель с классическими очертаниями спорткара. Рабочий объем остался прежним, а вот конструкция претерпела кардинальные перемены. Сварили несущий каркас из тонкостенных стальных труб. Автомобиль получил открытую облегченную 2-местную кабину, в которую входили через миниатюрные двери.
Ярко-красный болид, созданный дизайнером Ярославом Киндлом, мог развивать скорость до 190 км/ч. Всего в период с 1957 по 1960 год построили два спайдера и два красивых купе. Гоночное крещение состоялось 29 июня 1958 года на трассе международной гонки в Млада-Болеславе. Оно завершилось уверенной победой заводского гонщика Мирослава Фоуско. В 1958-1963 годах «паучки» соревновались с соперниками только на отечественных трассах, изредка выступая в Восточной Европе. К сожалению, на западе этим красивым уникальным купе выступления запретили.
Кто станет отрицать стильный дизайн. Фото: Ивана Гончарова
Этот автомобиль и сегодня, спустя 65 лет, смотрится прекрасно. Так и хочется сесть на него и с шиком проехаться по узким европейским улочкам. В нем присутствует какая-то довершенность стиля и абсолютно нет намека на анахроничность. Кажется талантливые авторы заглянули на десятилетия вперед и создали автомобиль будущего.
Двигатель спорткара рабочим объемом 1089 см³ основан на блоке и кривошипно-шатунном механизме 440 Spartak, но с новой головкой, 2-x клапанным механизмом OHC и двумя свечами зажигания на цилиндр. Оба распредвала приводятся в движение набором цилиндрических зубчатых колес, на другом конце которых вращаются два распределителя или магнита Scintilla-Vertex (набор зависит от типа используемого зажигания). Установленные горизонтально карбюраторы принадлежат Jikov или Weber.
Для посадки предусмотрели маленькие дверцы. Фото: Ивана Гончарова
Охлаждение мотора обеспечивалось насосом с приводом от клиноременной передачи и двухрядным радиатором низкого давления. Смазка 5-ступенчатой коробки передач обеспечивалась отдельным насосом. Рулевое управление – матричное со съемным штурвалом. Другие технические параметры имелись следующие:
✅ мощность – 92 л. с
✅ масса – 583 кг
✅ электроустановка 12 В
✅ передняя подвеска – независимая (имеет трапеции с парами поперечных рычагов)
✅ задний мост – маятниковый, угловой с продольными рычагами
✅ колесная база – 2200 мм
Все колеса подрессорены торсионами. Они имеют проволочную сетку с центральными гайками. Развесовка 48/52, для машины с пилотом весом 75 кг рассчитано идеальное соотношение 50/50. В 1963 году автомобиль завершил свое успешное выступление на гоночных трассах.
Хотя чехословацкий завод продолжал регулярно выпускать новые модели, следующий заметный спортивный успех пришел к нему только в следующем десятилетии. Модель стала продолжением линейки заднемоторной 1000 МВ. Спортивные модификации на основе прежних моделей показывали хорошие результаты на внутренних соревнованиях, но манил международный успех. А для этого требовалась абсолютно новая модель.
Skoda 130 RS дебютировала на трассе в апреле 1975 года, а месяц спустя очень успешно выступила на чемпионате Европы по кузовным гонкам в Брно (Чехия). Экипажи заняли третье и четвертое место в классе до 2 литров. В то же время, из-за перемены правил FIA, пришлось отказаться от 5-ступенчатой коробки передач в пользу 4-ступенчатой. Такая конструкция сохранилась до конца выступления автомобиля в спортивных гонках. Его технические данные оказались следующими:
✅ объем двигателя – 1300 куб. см
✅ мощность – 142 л. с
✅ вес – 720 кг
Однако самым большим плюсом чехословацкого спорткара является не его мощность, а динамичная управляемость. Двухдверное купе с легкой и сбалансированной конструкцией (крыша и дверные панели из алюминиевого сплава) придавала водителям уверенности как в поворотах, так и на прямых. Так они, нажимая на педаль газа, бросали вызов законам физики и оказывались на голову выше соперников.
Легенда, которая сегодня выглядит немного устаревшей. Фото: Ивана Гончарова
В 1976 году автомобиль провел свой первый раллийный сезон, а год спустя финишировал первым в своем классе на ралли Монте-Карло! Также он занял первое место на Ралли Греции 1978 года.
За свою карьеру «130-й» добился феноменальных успехов на национальном и международном уровне. Он регулярно побеждал более сильных соперников и получил респектабельное прозвище «Порше Востока». Пик славы наступил в 1981 году, когда заводская команда, составленная из Skoda 130 RS, стала чемпионом Европы по кузовным гонкам.
Заднемоторные и заднеприводные автомобили во второй половине 80-х остались в прошлом. Наступила эра новых конструкций: переднеприводных и с кузовом хэтчбек. Для чешского концерна пробным камнем в этом направлении стала Skoda Favorit, о которой наш сайт уже рассказывал в одной из прошлых статей. Кроме выпуска дорожной техники, завод решил продолжить и успешную спортивную историю, создав раллийную модификацию модели.
Этот хэтчбек успешно участвовал в ралли. Фото: Ивана Гончарова
В 1993 году на трассе Монте-Карло раллийные автомобили стали беспрекословными лидерами в своем классе, заняв два первых места. На следующий год спортивный успех продолжила победа на чемпионате мира по ралли FIA. Здесь 1,3-литровый автомобиль смог стать победителем в классе до 2000 куб. см. Среди тех, кого он обошел оказались «Рено», «Форд», «Фиат» и наша «Лада».
Современная спортивная история Skoda знаменательна тем, что гоночная техника марки больше не выступает в классе малолитражек, а пилоты принадлежат к другим странам. Чаще всего – это «горячие финские парни». Отмечу модели, проявившие себя уже в наше время.
После интеграции в группу VAG, чешская марка стала полноценным, уверенным в себе и успешным участником. Она хотела громко напомнить о себе и мировому раллийному спорту. Fabia WRC дебютировала в марте 2003 года на автосалоне в Женеве. После этого спорткар заявили на чемпионат мира того же года в Германии. Его называли самым быстрым авто соревнований, но оба экипажа сошли с трассы. Это не испортило общего хорошего впечатления от автомобиля, а лишь указало на заводские недоработки и ошибки пилотов.
Современные раллийные модели. Фото: Ивана Гончарова
После проведения омологации, в 2009 году на свет появилась Fabia S2000. На протяжении шести сезонов модель доминировала в мировых гонках, выиграв 50 национальных и международных титулов. В январе 2023 года на ралли Монте-Карло состоялась ретроспективная премьера Fabia RS Ray2, построенного на базе популярной Fabia последнего поколения. Чехи надеется, что ее тоже ждет хорошее спортивное будущее.
Возвращение к мирной жизни во второй половине 40-х означало и возврат привычных занятий, среди которых нашлось место и автомобильным гонкам. В 1946 году с конвейера сходит первая послевоенная модель Skoda 1101 Tudor. Эта тайная разработка военного периода имела хороший спрос благодаря множеству нововведений: гидравлическим тормозам и амортизаторам на передней оси, утеплению каркаса кузова натуральными материалами, легкому, но жесткому шасси.

32-сильный, 1,1-литровый мотор очень бодро разгонял 940-килограммовый автомобиль, позволяя ему легко разгоняться до 100 км/ч. Совсем неплохо для того времени, поэтому и неудивительно, что модель ждала и спортивная слава. Уже спустя два года экипаж спорткара Tudor одержал впечатляющую победу в своем классе во время 24-часовой гонки на трассе Спа-Франкоршам в Бельгии. В 1950-м модернизированная версия прекрасно выступила в гонке «24 часа Ле-Мана».
Но бурное развитие мировой автомобильной промышленности в том десятилетии сделало автомобиль разработки 10-летней давности заметно устаревшим. Для успешной конкуренции с новинками, требовалось что-то более современное.
Новый элегантный спорткар от Skoda
Автопроизводитель дал достойный ответ, подготовив прекрасную и элегантную модель с классическими очертаниями спорткара. Рабочий объем остался прежним, а вот конструкция претерпела кардинальные перемены. Сварили несущий каркас из тонкостенных стальных труб. Автомобиль получил открытую облегченную 2-местную кабину, в которую входили через миниатюрные двери.
Skoda 1100 OHC Type 968 впервые появился весной 1956 года. Серийное производство скоростной техники начали со следующего года.
Ярко-красный болид, созданный дизайнером Ярославом Киндлом, мог развивать скорость до 190 км/ч. Всего в период с 1957 по 1960 год построили два спайдера и два красивых купе. Гоночное крещение состоялось 29 июня 1958 года на трассе международной гонки в Млада-Болеславе. Оно завершилось уверенной победой заводского гонщика Мирослава Фоуско. В 1958-1963 годах «паучки» соревновались с соперниками только на отечественных трассах, изредка выступая в Восточной Европе. К сожалению, на западе этим красивым уникальным купе выступления запретили.

Этот автомобиль и сегодня, спустя 65 лет, смотрится прекрасно. Так и хочется сесть на него и с шиком проехаться по узким европейским улочкам. В нем присутствует какая-то довершенность стиля и абсолютно нет намека на анахроничность. Кажется талантливые авторы заглянули на десятилетия вперед и создали автомобиль будущего.
Двигатель спорткара рабочим объемом 1089 см³ основан на блоке и кривошипно-шатунном механизме 440 Spartak, но с новой головкой, 2-x клапанным механизмом OHC и двумя свечами зажигания на цилиндр. Оба распредвала приводятся в движение набором цилиндрических зубчатых колес, на другом конце которых вращаются два распределителя или магнита Scintilla-Vertex (набор зависит от типа используемого зажигания). Установленные горизонтально карбюраторы принадлежат Jikov или Weber.

Охлаждение мотора обеспечивалось насосом с приводом от клиноременной передачи и двухрядным радиатором низкого давления. Смазка 5-ступенчатой коробки передач обеспечивалась отдельным насосом. Рулевое управление – матричное со съемным штурвалом. Другие технические параметры имелись следующие:
✅ мощность – 92 л. с
✅ масса – 583 кг
✅ электроустановка 12 В
✅ передняя подвеска – независимая (имеет трапеции с парами поперечных рычагов)
✅ задний мост – маятниковый, угловой с продольными рычагами
✅ колесная база – 2200 мм
Все колеса подрессорены торсионами. Они имеют проволочную сетку с центральными гайками. Развесовка 48/52, для машины с пилотом весом 75 кг рассчитано идеальное соотношение 50/50. В 1963 году автомобиль завершил свое успешное выступление на гоночных трассах.
Новый герой только более 10 лет спустя
Хотя чехословацкий завод продолжал регулярно выпускать новые модели, следующий заметный спортивный успех пришел к нему только в следующем десятилетии. Модель стала продолжением линейки заднемоторной 1000 МВ. Спортивные модификации на основе прежних моделей показывали хорошие результаты на внутренних соревнованиях, но манил международный успех. А для этого требовалась абсолютно новая модель.
Появившиеся в 1974 году 180RS и 200RS не соответствовали международным стандартам, поэтому не могли выйти на европейские трассы. На следующий год наконец появляется автомобиль, сочетающий в себе лучшие черты всех спорткаров марки и ставший легендой чехословацкого автоспорта: Skoda 130 RS.
Skoda 130 RS дебютировала на трассе в апреле 1975 года, а месяц спустя очень успешно выступила на чемпионате Европы по кузовным гонкам в Брно (Чехия). Экипажи заняли третье и четвертое место в классе до 2 литров. В то же время, из-за перемены правил FIA, пришлось отказаться от 5-ступенчатой коробки передач в пользу 4-ступенчатой. Такая конструкция сохранилась до конца выступления автомобиля в спортивных гонках. Его технические данные оказались следующими:
✅ объем двигателя – 1300 куб. см
✅ мощность – 142 л. с
✅ вес – 720 кг
Однако самым большим плюсом чехословацкого спорткара является не его мощность, а динамичная управляемость. Двухдверное купе с легкой и сбалансированной конструкцией (крыша и дверные панели из алюминиевого сплава) придавала водителям уверенности как в поворотах, так и на прямых. Так они, нажимая на педаль газа, бросали вызов законам физики и оказывались на голову выше соперников.

В 1976 году автомобиль провел свой первый раллийный сезон, а год спустя финишировал первым в своем классе на ралли Монте-Карло! Также он занял первое место на Ралли Греции 1978 года.
За свою карьеру «130-й» добился феноменальных успехов на национальном и международном уровне. Он регулярно побеждал более сильных соперников и получил респектабельное прозвище «Порше Востока». Пик славы наступил в 1981 году, когда заводская команда, составленная из Skoda 130 RS, стала чемпионом Европы по кузовным гонкам.
Преемники и дальнейшая история
Заднемоторные и заднеприводные автомобили во второй половине 80-х остались в прошлом. Наступила эра новых конструкций: переднеприводных и с кузовом хэтчбек. Для чешского концерна пробным камнем в этом направлении стала Skoda Favorit, о которой наш сайт уже рассказывал в одной из прошлых статей. Кроме выпуска дорожной техники, завод решил продолжить и успешную спортивную историю, создав раллийную модификацию модели.

В 1993 году на трассе Монте-Карло раллийные автомобили стали беспрекословными лидерами в своем классе, заняв два первых места. На следующий год спортивный успех продолжила победа на чемпионате мира по ралли FIA. Здесь 1,3-литровый автомобиль смог стать победителем в классе до 2000 куб. см. Среди тех, кого он обошел оказались «Рено», «Форд», «Фиат» и наша «Лада».
Современная спортивная история Skoda знаменательна тем, что гоночная техника марки больше не выступает в классе малолитражек, а пилоты принадлежат к другим странам. Чаще всего – это «горячие финские парни». Отмечу модели, проявившие себя уже в наше время.
После интеграции в группу VAG, чешская марка стала полноценным, уверенным в себе и успешным участником. Она хотела громко напомнить о себе и мировому раллийному спорту. Fabia WRC дебютировала в марте 2003 года на автосалоне в Женеве. После этого спорткар заявили на чемпионат мира того же года в Германии. Его называли самым быстрым авто соревнований, но оба экипажа сошли с трассы. Это не испортило общего хорошего впечатления от автомобиля, а лишь указало на заводские недоработки и ошибки пилотов.

После проведения омологации, в 2009 году на свет появилась Fabia S2000. На протяжении шести сезонов модель доминировала в мировых гонках, выиграв 50 национальных и международных титулов. В январе 2023 года на ралли Монте-Карло состоялась ретроспективная премьера Fabia RS Ray2, построенного на базе популярной Fabia последнего поколения. Чехи надеется, что ее тоже ждет хорошее спортивное будущее.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...