Спортивная слава марки Skoda в прошлом и сегодня
Выставка автомобильной старины в Праге подходит к своему концу и последнее, на что хочется обратить ваше внимание – это спортивная история марки. Она довольно насыщенна, и берет свое начало в непростые послевоенные годы.
Возвращение к мирной жизни во второй половине 40-х означало и возврат привычных занятий, среди которых нашлось место и автомобильным гонкам. В 1946 году с конвейера сходит первая послевоенная модель Skoda 1101 Tudor. Эта тайная разработка военного периода имела хороший спрос благодаря множеству нововведений: гидравлическим тормозам и амортизаторам на передней оси, утеплению каркаса кузова натуральными материалами, легкому, но жесткому шасси.
32-сильный, 1,1-литровый мотор очень бодро разгонял 940-килограммовый автомобиль, позволяя ему легко разгоняться до 100 км/ч. Совсем неплохо для того времени, поэтому и неудивительно, что модель ждала и спортивная слава. Уже спустя два года экипаж спорткара Tudor одержал впечатляющую победу в своем классе во время 24-часовой гонки на трассе Спа-Франкоршам в Бельгии. В 1950-м модернизированная версия прекрасно выступила в гонке «24 часа Ле-Мана».
Но бурное развитие мировой автомобильной промышленности в том десятилетии сделало автомобиль разработки 10-летней давности заметно устаревшим. Для успешной конкуренции с новинками, требовалось что-то более современное.
Автопроизводитель дал достойный ответ, подготовив прекрасную и элегантную модель с классическими очертаниями спорткара. Рабочий объем остался прежним, а вот конструкция претерпела кардинальные перемены. Сварили несущий каркас из тонкостенных стальных труб. Автомобиль получил открытую облегченную 2-местную кабину, в которую входили через миниатюрные двери.
Ярко-красный болид, созданный дизайнером Ярославом Киндлом, мог развивать скорость до 190 км/ч. Всего в период с 1957 по 1960 год построили два спайдера и два красивых купе. Гоночное крещение состоялось 29 июня 1958 года на трассе международной гонки в Млада-Болеславе. Оно завершилось уверенной победой заводского гонщика Мирослава Фоуско. В 1958-1963 годах «паучки» соревновались с соперниками только на отечественных трассах, изредка выступая в Восточной Европе. К сожалению, на западе этим красивым уникальным купе выступления запретили.
Этот автомобиль и сегодня, спустя 65 лет, смотрится прекрасно. Так и хочется сесть на него и с шиком проехаться по узким европейским улочкам. В нем присутствует какая-то довершенность стиля и абсолютно нет намека на анахроничность. Кажется талантливые авторы заглянули на десятилетия вперед и создали автомобиль будущего.
Двигатель спорткара рабочим объемом 1089 см³ основан на блоке и кривошипно-шатунном механизме 440 Spartak, но с новой головкой, 2-x клапанным механизмом OHC и двумя свечами зажигания на цилиндр. Оба распредвала приводятся в движение набором цилиндрических зубчатых колес, на другом конце которых вращаются два распределителя или магнита Scintilla-Vertex (набор зависит от типа используемого зажигания). Установленные горизонтально карбюраторы принадлежат Jikov или Weber.
Охлаждение мотора обеспечивалось насосом с приводом от клиноременной передачи и двухрядным радиатором низкого давления. Смазка 5-ступенчатой коробки передач обеспечивалась отдельным насосом. Рулевое управление – матричное со съемным штурвалом. Другие технические параметры имелись следующие:
✅ мощность – 92 л. с
✅ масса – 583 кг
✅ электроустановка 12 В
✅ передняя подвеска – независимая (имеет трапеции с парами поперечных рычагов)
✅ задний мост – маятниковый, угловой с продольными рычагами
✅ колесная база – 2200 мм
Все колеса подрессорены торсионами. Они имеют проволочную сетку с центральными гайками. Развесовка 48/52, для машины с пилотом весом 75 кг рассчитано идеальное соотношение 50/50. В 1963 году автомобиль завершил свое успешное выступление на гоночных трассах.
Хотя чехословацкий завод продолжал регулярно выпускать новые модели, следующий заметный спортивный успех пришел к нему только в следующем десятилетии. Модель стала продолжением линейки заднемоторной 1000 МВ. Спортивные модификации на основе прежних моделей показывали хорошие результаты на внутренних соревнованиях, но манил международный успех. А для этого требовалась абсолютно новая модель.
Skoda 130 RS дебютировала на трассе в апреле 1975 года, а месяц спустя очень успешно выступила на чемпионате Европы по кузовным гонкам в Брно (Чехия). Экипажи заняли третье и четвертое место в классе до 2 литров. В то же время, из-за перемены правил FIA, пришлось отказаться от 5-ступенчатой коробки передач в пользу 4-ступенчатой. Такая конструкция сохранилась до конца выступления автомобиля в спортивных гонках. Его технические данные оказались следующими:
✅ объем двигателя – 1300 куб. см
✅ мощность – 142 л. с
✅ вес – 720 кг
Однако самым большим плюсом чехословацкого спорткара является не его мощность, а динамичная управляемость. Двухдверное купе с легкой и сбалансированной конструкцией (крыша и дверные панели из алюминиевого сплава) придавала водителям уверенности как в поворотах, так и на прямых. Так они, нажимая на педаль газа, бросали вызов законам физики и оказывались на голову выше соперников.
В 1976 году автомобиль провел свой первый раллийный сезон, а год спустя финишировал первым в своем классе на ралли Монте-Карло! Также он занял первое место на Ралли Греции 1978 года.
За свою карьеру «130-й» добился феноменальных успехов на национальном и международном уровне. Он регулярно побеждал более сильных соперников и получил респектабельное прозвище «Порше Востока». Пик славы наступил в 1981 году, когда заводская команда, составленная из Skoda 130 RS, стала чемпионом Европы по кузовным гонкам.
Заднемоторные и заднеприводные автомобили во второй половине 80-х остались в прошлом. Наступила эра новых конструкций: переднеприводных и с кузовом хэтчбек. Для чешского концерна пробным камнем в этом направлении стала Skoda Favorit, о которой наш сайт уже рассказывал в одной из прошлых статей. Кроме выпуска дорожной техники, завод решил продолжить и успешную спортивную историю, создав раллийную модификацию модели.
В 1993 году на трассе Монте-Карло раллийные автомобили стали беспрекословными лидерами в своем классе, заняв два первых места. На следующий год спортивный успех продолжила победа на чемпионате мира по ралли FIA. Здесь 1,3-литровый автомобиль смог стать победителем в классе до 2000 куб. см. Среди тех, кого он обошел оказались «Рено», «Форд», «Фиат» и наша «Лада».
Современная спортивная история Skoda знаменательна тем, что гоночная техника марки больше не выступает в классе малолитражек, а пилоты принадлежат к другим странам. Чаще всего – это «горячие финские парни». Отмечу модели, проявившие себя уже в наше время.
После интеграции в группу VAG, чешская марка стала полноценным, уверенным в себе и успешным участником. Она хотела громко напомнить о себе и мировому раллийному спорту. Fabia WRC дебютировала в марте 2003 года на автосалоне в Женеве. После этого спорткар заявили на чемпионат мира того же года в Германии. Его называли самым быстрым авто соревнований, но оба экипажа сошли с трассы. Это не испортило общего хорошего впечатления от автомобиля, а лишь указало на заводские недоработки и ошибки пилотов.
После проведения омологации, в 2009 году на свет появилась Fabia S2000. На протяжении шести сезонов модель доминировала в мировых гонках, выиграв 50 национальных и международных титулов. В январе 2023 года на ралли Монте-Карло состоялась ретроспективная премьера Fabia RS Ray2, построенного на базе популярной Fabia последнего поколения. Чехи надеется, что ее тоже ждет хорошее спортивное будущее.
Возвращение к мирной жизни во второй половине 40-х означало и возврат привычных занятий, среди которых нашлось место и автомобильным гонкам. В 1946 году с конвейера сходит первая послевоенная модель Skoda 1101 Tudor. Эта тайная разработка военного периода имела хороший спрос благодаря множеству нововведений: гидравлическим тормозам и амортизаторам на передней оси, утеплению каркаса кузова натуральными материалами, легкому, но жесткому шасси.
Среди спорткаров Skoda были и специальные, и на основе серийных. Фото: Ивана Гончарова
32-сильный, 1,1-литровый мотор очень бодро разгонял 940-килограммовый автомобиль, позволяя ему легко разгоняться до 100 км/ч. Совсем неплохо для того времени, поэтому и неудивительно, что модель ждала и спортивная слава. Уже спустя два года экипаж спорткара Tudor одержал впечатляющую победу в своем классе во время 24-часовой гонки на трассе Спа-Франкоршам в Бельгии. В 1950-м модернизированная версия прекрасно выступила в гонке «24 часа Ле-Мана».
Но бурное развитие мировой автомобильной промышленности в том десятилетии сделало автомобиль разработки 10-летней давности заметно устаревшим. Для успешной конкуренции с новинками, требовалось что-то более современное.
Новый элегантный спорткар от Skoda
Автопроизводитель дал достойный ответ, подготовив прекрасную и элегантную модель с классическими очертаниями спорткара. Рабочий объем остался прежним, а вот конструкция претерпела кардинальные перемены. Сварили несущий каркас из тонкостенных стальных труб. Автомобиль получил открытую облегченную 2-местную кабину, в которую входили через миниатюрные двери.
Skoda 1100 OHC Type 968 впервые появился весной 1956 года. Серийное производство скоростной техники начали со следующего года.
Ярко-красный болид, созданный дизайнером Ярославом Киндлом, мог развивать скорость до 190 км/ч. Всего в период с 1957 по 1960 год построили два спайдера и два красивых купе. Гоночное крещение состоялось 29 июня 1958 года на трассе международной гонки в Млада-Болеславе. Оно завершилось уверенной победой заводского гонщика Мирослава Фоуско. В 1958-1963 годах «паучки» соревновались с соперниками только на отечественных трассах, изредка выступая в Восточной Европе. К сожалению, на западе этим красивым уникальным купе выступления запретили.
Кто станет отрицать стильный дизайн. Фото: Ивана Гончарова
Этот автомобиль и сегодня, спустя 65 лет, смотрится прекрасно. Так и хочется сесть на него и с шиком проехаться по узким европейским улочкам. В нем присутствует какая-то довершенность стиля и абсолютно нет намека на анахроничность. Кажется талантливые авторы заглянули на десятилетия вперед и создали автомобиль будущего.
Двигатель спорткара рабочим объемом 1089 см³ основан на блоке и кривошипно-шатунном механизме 440 Spartak, но с новой головкой, 2-x клапанным механизмом OHC и двумя свечами зажигания на цилиндр. Оба распредвала приводятся в движение набором цилиндрических зубчатых колес, на другом конце которых вращаются два распределителя или магнита Scintilla-Vertex (набор зависит от типа используемого зажигания). Установленные горизонтально карбюраторы принадлежат Jikov или Weber.
Для посадки предусмотрели маленькие дверцы. Фото: Ивана Гончарова
Охлаждение мотора обеспечивалось насосом с приводом от клиноременной передачи и двухрядным радиатором низкого давления. Смазка 5-ступенчатой коробки передач обеспечивалась отдельным насосом. Рулевое управление – матричное со съемным штурвалом. Другие технические параметры имелись следующие:
✅ мощность – 92 л. с
✅ масса – 583 кг
✅ электроустановка 12 В
✅ передняя подвеска – независимая (имеет трапеции с парами поперечных рычагов)
✅ задний мост – маятниковый, угловой с продольными рычагами
✅ колесная база – 2200 мм
Все колеса подрессорены торсионами. Они имеют проволочную сетку с центральными гайками. Развесовка 48/52, для машины с пилотом весом 75 кг рассчитано идеальное соотношение 50/50. В 1963 году автомобиль завершил свое успешное выступление на гоночных трассах.
Новый герой только более 10 лет спустя
Хотя чехословацкий завод продолжал регулярно выпускать новые модели, следующий заметный спортивный успех пришел к нему только в следующем десятилетии. Модель стала продолжением линейки заднемоторной 1000 МВ. Спортивные модификации на основе прежних моделей показывали хорошие результаты на внутренних соревнованиях, но манил международный успех. А для этого требовалась абсолютно новая модель.
Появившиеся в 1974 году 180RS и 200RS не соответствовали международным стандартам, поэтому не могли выйти на европейские трассы. На следующий год наконец появляется автомобиль, сочетающий в себе лучшие черты всех спорткаров марки и ставший легендой чехословацкого автоспорта: Skoda 130 RS.
Skoda 130 RS дебютировала на трассе в апреле 1975 года, а месяц спустя очень успешно выступила на чемпионате Европы по кузовным гонкам в Брно (Чехия). Экипажи заняли третье и четвертое место в классе до 2 литров. В то же время, из-за перемены правил FIA, пришлось отказаться от 5-ступенчатой коробки передач в пользу 4-ступенчатой. Такая конструкция сохранилась до конца выступления автомобиля в спортивных гонках. Его технические данные оказались следующими:
✅ объем двигателя – 1300 куб. см
✅ мощность – 142 л. с
✅ вес – 720 кг
Однако самым большим плюсом чехословацкого спорткара является не его мощность, а динамичная управляемость. Двухдверное купе с легкой и сбалансированной конструкцией (крыша и дверные панели из алюминиевого сплава) придавала водителям уверенности как в поворотах, так и на прямых. Так они, нажимая на педаль газа, бросали вызов законам физики и оказывались на голову выше соперников.
Легенда, которая сегодня выглядит немного устаревшей. Фото: Ивана Гончарова
В 1976 году автомобиль провел свой первый раллийный сезон, а год спустя финишировал первым в своем классе на ралли Монте-Карло! Также он занял первое место на Ралли Греции 1978 года.
За свою карьеру «130-й» добился феноменальных успехов на национальном и международном уровне. Он регулярно побеждал более сильных соперников и получил респектабельное прозвище «Порше Востока». Пик славы наступил в 1981 году, когда заводская команда, составленная из Skoda 130 RS, стала чемпионом Европы по кузовным гонкам.
Преемники и дальнейшая история
Заднемоторные и заднеприводные автомобили во второй половине 80-х остались в прошлом. Наступила эра новых конструкций: переднеприводных и с кузовом хэтчбек. Для чешского концерна пробным камнем в этом направлении стала Skoda Favorit, о которой наш сайт уже рассказывал в одной из прошлых статей. Кроме выпуска дорожной техники, завод решил продолжить и успешную спортивную историю, создав раллийную модификацию модели.
Этот хэтчбек успешно участвовал в ралли. Фото: Ивана Гончарова
В 1993 году на трассе Монте-Карло раллийные автомобили стали беспрекословными лидерами в своем классе, заняв два первых места. На следующий год спортивный успех продолжила победа на чемпионате мира по ралли FIA. Здесь 1,3-литровый автомобиль смог стать победителем в классе до 2000 куб. см. Среди тех, кого он обошел оказались «Рено», «Форд», «Фиат» и наша «Лада».
Современная спортивная история Skoda знаменательна тем, что гоночная техника марки больше не выступает в классе малолитражек, а пилоты принадлежат к другим странам. Чаще всего – это «горячие финские парни». Отмечу модели, проявившие себя уже в наше время.
После интеграции в группу VAG, чешская марка стала полноценным, уверенным в себе и успешным участником. Она хотела громко напомнить о себе и мировому раллийному спорту. Fabia WRC дебютировала в марте 2003 года на автосалоне в Женеве. После этого спорткар заявили на чемпионат мира того же года в Германии. Его называли самым быстрым авто соревнований, но оба экипажа сошли с трассы. Это не испортило общего хорошего впечатления от автомобиля, а лишь указало на заводские недоработки и ошибки пилотов.
Современные раллийные модели. Фото: Ивана Гончарова
После проведения омологации, в 2009 году на свет появилась Fabia S2000. На протяжении шести сезонов модель доминировала в мировых гонках, выиграв 50 национальных и международных титулов. В январе 2023 года на ралли Монте-Карло состоялась ретроспективная премьера Fabia RS Ray2, построенного на базе популярной Fabia последнего поколения. Чехи надеется, что ее тоже ждет хорошее спортивное будущее.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
SsangYong Rexton официально возвращается в Россию под брендом KGM
Продажи стартуют в ближайшие недели. На все автомобили будет распространяться пятилетняя поддержка....
Первый в истории цивилизации плавучий подводный погружной тоннель: технологии, особенности, цены
Тоннели – привычная часть дорожной инфраструктуры. Сквозное отверстие в скале – пустяк. По морскому дну или под ним – очень сложно. Но тоннель, плавающий в...