Скрепер МоАЗ-6014 – странная дорожная машина родом из СССР
Советские дорожно-строительные машины можно условно разделить на два класса – обычные и странные. К первым относятся привычные катки и даже грейдеры. Ко вторым – нечто вообще непонятное. Сообразить, для чего нужна такая техника сложно. Разве что понаблюдать за работой или расспросить водителей.
МоАЗ-6014 является именно такой дорожной машиной. Это скрепер, предназначенный для землеройно-транспортных работ. Самоходная машина способная послойно снимать грунт. Если грубо, то принцип функционирования можно сравнить с рубанком. Скрепер набирает грунт в прицеп, а потом выгружает его.
Хотя МоАЗ-6014 кажется единым автомобилем, на самом деле, он состоит из двух частей. Первая – это тягач с индексом 6442. Вторая – полуприцеп. Сам автомобиль одноосный, соответственно, он не приспособлен к отдельной работе.
МоАЗ-6014 выпускается на Могилевском Автомобильном заводе имени Кирова. Предприятие было образовано в Советском Союзе еще до войны – в 1935 году. Изначально там ремонтировали грузовые машины – в первую очередь, военные. В 1941 году предприятие успели вывезти в Самару, точнее, в Куйбышев – так этот город назывался тогда.
Интересно, что во время войны эвакуированный завод достиг серьезных высот – там выпускали моторы к самолетам. И не к каким-то там «Кукурузникам», а к Ил-2 – знаменитым штурмовикам. Это намекает на высокий уровень подготовки рабочего и инженерного состава.
После окончания войны предприятие вернулось в Могилев, что в СССР случалось нечасто. Обычно эвакуированные заводы оставались на новых местах. В качестве примера можно назвать ИМЗ, где до сих пор выпускают мотоциклы «Урал».
После войны предприятие занималось переоборудованием грузовиков в автокраны и специальные машины. Для этого использовались шасси:
✅ ГАЗ
✅ МАЗ
✅ ЯАЗ
✅ ЗиЛ
Свои почти оригинальные модели в Могилеве начали выпускать с подачи Минского автомобильного завода. Произошло это в 1958 году, когда оттуда перевели производство МАЗ-529. Через пару лет в Могилев отправили группу конструкторов, которые разрабатывали специальную строительную технику – в первую очередь землеройную.
Дебютный скрепер под брендом МоАЗ появился в 1969 году. Это была модель с индексом 546. Что касается МоАЗ-6014, то эту технику серийно собирали с 1989 по 2006 годы.
Автотягачи, выпускаемые на Могилевском автомобильном заводе имени Кирова, достаточно специфические. Они производили неизгладимое впечатление на людей, впервые увидевших их. Больше это похоже на что-то космическое, лишь военные знали, что изначально это чудо разрабатывалось для нужд армии.
Главная особенность МоАЗ-6014 – конструкция шасси. Оно полноприводное, что неудивительно – ось ведь всего одна. Шасси рамное – в середине размещено сцепное устройство для полуприцепа.
Машина имеет интересное рулевое – колеса не поворачиваются. Маневры осуществляются за счет поворотов передней и задней секций с помощью пары гидроцилиндров. Полуприцеп типичен для всех тягачей. Его колеса тоже неуправляемые.
Основное предназначение скреперов – это строительство, точнее, землеройно-транспортные работы. Хотя «голова» достаточно универсальная, она использовалась еще в качестве:
✅ Аэродромных тягачей
✅ Буксиров специализированных платформ, предназначенных для транспортировки бульдозеров и других строительных машин
✅ Ракетовозов
Интересно, что изначально одноосные тягачи делали для армии. Но по факту, более 80 % из выпущенной на Могилевском Автомобильном заводе имени Кирова техники использовалось в качестве скреперов. Они строили дороги по всему Советскому Союзу.
МоАЗ-6014 – это самоходный скрепер. Его единственное предназначение – дорожное строительство. Несмотря на свой странный внешний вид, техника позволяет упростить землеройные работы. Не нужен бульдозер, экскаватор и самосвал. МоАЗ-6014 способен справится с этим сам.
Кстати, нередко для упрощения работ технику настраивали на глубокое снятие грунта. Тягач не справлялся с такой нагрузкой, поэтому его подталкивали бульдозером. Чтобы не повредить полуприцеп, сзади вешали одну или несколько больших покрышек. Хотя, мощный бампер сделан именно с расчетом на такие процедуры.
Скрепер способен выполнить широкий спектр земляных работ:
✅ Расчистку площадок
✅ Подготовку основания дороги
✅ Укладку песчаной и гравийной смеси
✅ Быстрое и массовое перемещение грунта при строительстве водохранилищ и плотин
Главное условие – выгрузка скрепера должна происходить на расстоянии до 3 км. На более длинные дистанции выгоднее использовать связку самосвалов с экскаватором.
МоАЗ-6014 двигается по площадке, снимая пласт грунта специальным ножом, расположенным в передней части кузова. Потом все закрывается, а скрепер выезжает на место, предназначенное для выгрузки. Этот процесс, как правило, происходит на ходу. Грунт выгружается постепенно, обеспечивая достаточно равномерное покрытие.
Двигатель скрепера расположен, естественно, под капотом тягача. Так как техника предназначена для тяжелых условий, у нее мощный дизельный мотор. Это ЯМЗ-238АМ2 на 225 л. с. На МоАЗ-6014 устанавливали только атмосферные силовые агрегаты. Их специально немного дефорсировали для увеличения тяги на низких оборотах.
Рабочий объем мотора – 14,86 литра. Этот двигатель конструктивно схож и унифицирован со всем семейством ЯМЗ-238.
КПП скрепера механическая, четырехскоростная. Реализована система переключения с высшего на низший ряд передач и наоборот. Это сделано примерно по той же схеме, что на колесных тракторах.
Поворачивает техника за счет «ломающейся» рамы шарнирного типа. Данное решение скопировано у К-700, больше известного как «Кировец».
МоАЗ-6014 способен транспортировать в кузове полуприцепа до 16 тонн. Судя по рассказам водителей, работающих на этой технике, перегрузов она не боялась. В кузов помещалось до 11 кубометров – это если с горкой.
Толщина срезания грунта регулируется, но максимальное значение составляет 45 см. Если почва каменистая или мерзлая – скрепер приходилось подталкивать бульдозером. В ряде случаев сложные участки предварительно рыхлили.
Главный плюс МоАЗ-6014 – это, конечно, универсальность. Но водители, отработавшие на таких скреперах, в первую очередь называют простоту конструкции и высокий уровень ремонтопригодности.
Машину начали выпускать в конце советской эпохи, а прекратили в 2006 году, поэтому запчасти достать несложно. Тем более, что Могилевский Автомобильный завод имени Кирова до сих пор работает. Он считается крупнейшим предприятием по выпуску специализированной дорожной техники в СНГ.
Для первичной обработки и подготовки площадок для строительства дорог скрепер идеален. Особенно если финансы ограничены или просто нет нужных технических и человеческих ресурсов. Поэтому МоАЗ-6014 актуален до сих пор.
Где-то эту технику сменили более современные модели. В нашей стране в последние годы часто использовали скреперы зарубежного производства. Но из-за экономических санкций против Российской Федерации возникают проблемы с поставками запчастей и комплектующих. А вот к белорусской технике все есть в наличии или под заказ.
Вряд ли скреперы МоАЗ-6014 в ближайшее время исчезнут. Благодаря универсальности и советской надежности, они еще долго будут помогать строить дороги.
МоАЗ-6014 является именно такой дорожной машиной. Это скрепер, предназначенный для землеройно-транспортных работ. Самоходная машина способная послойно снимать грунт. Если грубо, то принцип функционирования можно сравнить с рубанком. Скрепер набирает грунт в прицеп, а потом выгружает его.
Скрепер начинает работать. Фото: Youtube.com
Хотя МоАЗ-6014 кажется единым автомобилем, на самом деле, он состоит из двух частей. Первая – это тягач с индексом 6442. Вторая – полуприцеп. Сам автомобиль одноосный, соответственно, он не приспособлен к отдельной работе.
История
МоАЗ-6014 выпускается на Могилевском Автомобильном заводе имени Кирова. Предприятие было образовано в Советском Союзе еще до войны – в 1935 году. Изначально там ремонтировали грузовые машины – в первую очередь, военные. В 1941 году предприятие успели вывезти в Самару, точнее, в Куйбышев – так этот город назывался тогда.
Интересно, что во время войны эвакуированный завод достиг серьезных высот – там выпускали моторы к самолетам. И не к каким-то там «Кукурузникам», а к Ил-2 – знаменитым штурмовикам. Это намекает на высокий уровень подготовки рабочего и инженерного состава.
Сначала выпускали МАЗ-529. Фото: Youtube.com
После окончания войны предприятие вернулось в Могилев, что в СССР случалось нечасто. Обычно эвакуированные заводы оставались на новых местах. В качестве примера можно назвать ИМЗ, где до сих пор выпускают мотоциклы «Урал».
После войны предприятие занималось переоборудованием грузовиков в автокраны и специальные машины. Для этого использовались шасси:
✅ ГАЗ
✅ МАЗ
✅ ЯАЗ
✅ ЗиЛ
Свои почти оригинальные модели в Могилеве начали выпускать с подачи Минского автомобильного завода. Произошло это в 1958 году, когда оттуда перевели производство МАЗ-529. Через пару лет в Могилев отправили группу конструкторов, которые разрабатывали специальную строительную технику – в первую очередь землеройную.
МоАЗ-546 еще сохранились. Фото: Youtube.com
Дебютный скрепер под брендом МоАЗ появился в 1969 году. Это была модель с индексом 546. Что касается МоАЗ-6014, то эту технику серийно собирали с 1989 по 2006 годы.
Особенности
Автотягачи, выпускаемые на Могилевском автомобильном заводе имени Кирова, достаточно специфические. Они производили неизгладимое впечатление на людей, впервые увидевших их. Больше это похоже на что-то космическое, лишь военные знали, что изначально это чудо разрабатывалось для нужд армии.
Главная особенность МоАЗ-6014 – конструкция шасси. Оно полноприводное, что неудивительно – ось ведь всего одна. Шасси рамное – в середине размещено сцепное устройство для полуприцепа.
Вот так толкают скреперы. Фото: Youtube.com
Машина имеет интересное рулевое – колеса не поворачиваются. Маневры осуществляются за счет поворотов передней и задней секций с помощью пары гидроцилиндров. Полуприцеп типичен для всех тягачей. Его колеса тоже неуправляемые.
Основное предназначение скреперов – это строительство, точнее, землеройно-транспортные работы. Хотя «голова» достаточно универсальная, она использовалась еще в качестве:
✅ Аэродромных тягачей
✅ Буксиров специализированных платформ, предназначенных для транспортировки бульдозеров и других строительных машин
✅ Ракетовозов
Интересно, что изначально одноосные тягачи делали для армии. Но по факту, более 80 % из выпущенной на Могилевском Автомобильном заводе имени Кирова техники использовалось в качестве скреперов. Они строили дороги по всему Советскому Союзу.
Специализация
МоАЗ-6014 – это самоходный скрепер. Его единственное предназначение – дорожное строительство. Несмотря на свой странный внешний вид, техника позволяет упростить землеройные работы. Не нужен бульдозер, экскаватор и самосвал. МоАЗ-6014 способен справится с этим сам.
Скрепер набирает грунт в кузов. Фото: Youtube.com
Кстати, нередко для упрощения работ технику настраивали на глубокое снятие грунта. Тягач не справлялся с такой нагрузкой, поэтому его подталкивали бульдозером. Чтобы не повредить полуприцеп, сзади вешали одну или несколько больших покрышек. Хотя, мощный бампер сделан именно с расчетом на такие процедуры.
Скрепер способен выполнить широкий спектр земляных работ:
✅ Расчистку площадок
✅ Подготовку основания дороги
✅ Укладку песчаной и гравийной смеси
✅ Быстрое и массовое перемещение грунта при строительстве водохранилищ и плотин
Главное условие – выгрузка скрепера должна происходить на расстоянии до 3 км. На более длинные дистанции выгоднее использовать связку самосвалов с экскаватором.
Вот такая импровизированная дорога остается после первого прохода скрепера. Фото: Youtube.com
МоАЗ-6014 двигается по площадке, снимая пласт грунта специальным ножом, расположенным в передней части кузова. Потом все закрывается, а скрепер выезжает на место, предназначенное для выгрузки. Этот процесс, как правило, происходит на ходу. Грунт выгружается постепенно, обеспечивая достаточно равномерное покрытие.
Технические особенности
Двигатель скрепера расположен, естественно, под капотом тягача. Так как техника предназначена для тяжелых условий, у нее мощный дизельный мотор. Это ЯМЗ-238АМ2 на 225 л. с. На МоАЗ-6014 устанавливали только атмосферные силовые агрегаты. Их специально немного дефорсировали для увеличения тяги на низких оборотах.
Техника поражает воображение. Фото: Youtube.com
Рабочий объем мотора – 14,86 литра. Этот двигатель конструктивно схож и унифицирован со всем семейством ЯМЗ-238.
КПП скрепера механическая, четырехскоростная. Реализована система переключения с высшего на низший ряд передач и наоборот. Это сделано примерно по той же схеме, что на колесных тракторах.
Поворачивает техника за счет «ломающейся» рамы шарнирного типа. Данное решение скопировано у К-700, больше известного как «Кировец».
МоАЗ-6014 способен транспортировать в кузове полуприцепа до 16 тонн. Судя по рассказам водителей, работающих на этой технике, перегрузов она не боялась. В кузов помещалось до 11 кубометров – это если с горкой.
Сзади видна покрышка для бульдозера. Фото: Youtube.com
Толщина срезания грунта регулируется, но максимальное значение составляет 45 см. Если почва каменистая или мерзлая – скрепер приходилось подталкивать бульдозером. В ряде случаев сложные участки предварительно рыхлили.
Достоинства техники
Главный плюс МоАЗ-6014 – это, конечно, универсальность. Но водители, отработавшие на таких скреперах, в первую очередь называют простоту конструкции и высокий уровень ремонтопригодности.
Машину начали выпускать в конце советской эпохи, а прекратили в 2006 году, поэтому запчасти достать несложно. Тем более, что Могилевский Автомобильный завод имени Кирова до сих пор работает. Он считается крупнейшим предприятием по выпуску специализированной дорожной техники в СНГ.
Эта техника работает до сих пор. Фото: Youtube.com
Для первичной обработки и подготовки площадок для строительства дорог скрепер идеален. Особенно если финансы ограничены или просто нет нужных технических и человеческих ресурсов. Поэтому МоАЗ-6014 актуален до сих пор.
Где-то эту технику сменили более современные модели. В нашей стране в последние годы часто использовали скреперы зарубежного производства. Но из-за экономических санкций против Российской Федерации возникают проблемы с поставками запчастей и комплектующих. А вот к белорусской технике все есть в наличии или под заказ.
Вряд ли скреперы МоАЗ-6014 в ближайшее время исчезнут. Благодаря универсальности и советской надежности, они еще долго будут помогать строить дороги.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...