
«РАФ-04» – первый советский автодом
Многие наверняка встречали огромные автодома, которые по комфорту, а зачастую и стоимости сопоставимы с ценой малогабаритной квартиры. Но когда-то все это начиналось с небольших прицепов, в которых производители пытались создать максимальное количество привычных городскому жителю удобств. И Советский Союз в этом плане тоже не отставал. Пусть первых прицепов-дач было немного, но все же они были! И речь пойдет об одном из родоначальников прицепных домов в СССР.
В 50-х одно из рижских предприятий – РАФ, искало подходящий объект производства. Было много попыток: некоторые из них закончились серийным выпуском. В первую очередь, конечно же, это знаменитые микроавтобусы, позднее заполонившие весь СССР. Изначально это была машина «Спридитис», собранный на базе тогдашнего «Москвича», и РАФ-10, получивший название «Фестиваль», заимствовавший некоторые агрегаты у ГАЗ-20 «Победа». Попутно рассматривалось производство прицепа-дачи «РАФ-04», создаваемого с использованием некоторых кузовных элементов вышеупомянутых автомобилей. Основное внимание, как известно, завод сконцентрировал на производстве микроавтобусов. Но и прицепы-дачи тоже выпускались, хоть и небольшим тиражом.
В те времена отдельная, пусть и однокомнатная квартира, считалась труднодостижимой роскошью: большая часть страны ютилась в коммуналках. А чтобы стать владельцем прицепа-дачи, нужна, как минимум, машина класса «Победа», да еще и гараж. Эти предметы даже по отдельности были доступны далеко не каждому советскому гражданину.
Это цельнометаллический панельный кузов, вход в который осуществлялся через дверь в задней части. В прицепе было восемь окон: из них четыре открывались для проветривания «дома на колесах». Роль тягача играла «Победа», поэтому под нее специально сконструировали фаркоп без зазоров, не требующий изменений в кузове легковушки. Тягово-сцепное устройство, как таковое, отсутствовало: прицеп фиксировался жестко, болтами, прямо к бамперу.
Для такого прицепа ГАЗ-М20, конечно, был слабоват. Фото: YouTube
Элементы подвески, а именно рессоры, амортизаторы позаимствовали у того же ГАЗ-М20: а зачем что-то новое изобретать? Даже колеса и декоративные колпаки взяли «там же».
Помещение разделили на пару половин: жилая комната плюс «прихожая» – входной тамбур. В нем стояли шкафы под одежду, для посуды, продуктов и иных мелочей. Пища тоже готовилась здесь: для этого предусмотрена полка, на которую помещалась газовая плита и малогабаритные баллоны для нее (назывались они «Турист»).
Часть интерьера: в тамбуре чайник на плите, слева видна спинка дивана. Фото: YouTube
«Зал» напоминал купе в поезде: пара диванов, стоящих друг напротив друга. Если спинки «мебели» поднять наверх и закрепить посредством специально для этого предназначенных цепочек, получится четыре «кровати». Вот только столика, как в купе, тут не было. Вместо него – тумбочка с полочками.
Более поздний вариант прицепа, уже с ГАЗ-21. Фото: YouTube
А что же с электричеством? Использовать тогдашний аккумулятор не имело смысла: его хватило бы, максимум, на полдня. Решение было оригинальное и сегодня его почему-то не используют, забыли. Чтобы получить электроэнергию, зажигают керосинку, в которой имеется термоэлектрический элемент: нагреваясь, он вырабатывает ток, и – пожалуйста – свет есть, радиоприемник играет! А стол все-таки был, и стулья в придачу. Только его устанавливать предписывалось на улице, под идущим в комплекте тентом, державшимся на алюминиевых трубках.
Можно было оборудовать место для отдыха под укрытием. Фото: YouTube
В итоге получалась площадка в приличные 10 кв. м, защищенная от солнца и осадков.
В основном это минусы. Высота внутри 174 см, при наружных габаритах 3,57х1,725х2,1 м. При этом масса прицепа достигала 0,95 т. А у «Победы» движок развивал всего-то 52 «лошади», на которых особо не разгонишься. Тем не менее, прицеп был и его покупали, использовали, в нем отдыхали и ночевали!
В 50-х одно из рижских предприятий – РАФ, искало подходящий объект производства. Было много попыток: некоторые из них закончились серийным выпуском. В первую очередь, конечно же, это знаменитые микроавтобусы, позднее заполонившие весь СССР. Изначально это была машина «Спридитис», собранный на базе тогдашнего «Москвича», и РАФ-10, получивший название «Фестиваль», заимствовавший некоторые агрегаты у ГАЗ-20 «Победа». Попутно рассматривалось производство прицепа-дачи «РАФ-04», создаваемого с использованием некоторых кузовных элементов вышеупомянутых автомобилей. Основное внимание, как известно, завод сконцентрировал на производстве микроавтобусов. Но и прицепы-дачи тоже выпускались, хоть и небольшим тиражом.
«РАФ-04»
В те времена отдельная, пусть и однокомнатная квартира, считалась труднодостижимой роскошью: большая часть страны ютилась в коммуналках. А чтобы стать владельцем прицепа-дачи, нужна, как минимум, машина класса «Победа», да еще и гараж. Эти предметы даже по отдельности были доступны далеко не каждому советскому гражданину.
Конструкция прицепа
Это цельнометаллический панельный кузов, вход в который осуществлялся через дверь в задней части. В прицепе было восемь окон: из них четыре открывались для проветривания «дома на колесах». Роль тягача играла «Победа», поэтому под нее специально сконструировали фаркоп без зазоров, не требующий изменений в кузове легковушки. Тягово-сцепное устройство, как таковое, отсутствовало: прицеп фиксировался жестко, болтами, прямо к бамперу.

Элементы подвески, а именно рессоры, амортизаторы позаимствовали у того же ГАЗ-М20: а зачем что-то новое изобретать? Даже колеса и декоративные колпаки взяли «там же».
Что внутри
Помещение разделили на пару половин: жилая комната плюс «прихожая» – входной тамбур. В нем стояли шкафы под одежду, для посуды, продуктов и иных мелочей. Пища тоже готовилась здесь: для этого предусмотрена полка, на которую помещалась газовая плита и малогабаритные баллоны для нее (назывались они «Турист»).

«Зал» напоминал купе в поезде: пара диванов, стоящих друг напротив друга. Если спинки «мебели» поднять наверх и закрепить посредством специально для этого предназначенных цепочек, получится четыре «кровати». Вот только столика, как в купе, тут не было. Вместо него – тумбочка с полочками.

А что же с электричеством? Использовать тогдашний аккумулятор не имело смысла: его хватило бы, максимум, на полдня. Решение было оригинальное и сегодня его почему-то не используют, забыли. Чтобы получить электроэнергию, зажигают керосинку, в которой имеется термоэлектрический элемент: нагреваясь, он вырабатывает ток, и – пожалуйста – свет есть, радиоприемник играет! А стол все-таки был, и стулья в придачу. Только его устанавливать предписывалось на улице, под идущим в комплекте тентом, державшимся на алюминиевых трубках.

В итоге получалась площадка в приличные 10 кв. м, защищенная от солнца и осадков.
Особенности
В основном это минусы. Высота внутри 174 см, при наружных габаритах 3,57х1,725х2,1 м. При этом масса прицепа достигала 0,95 т. А у «Победы» движок развивал всего-то 52 «лошади», на которых особо не разгонишься. Тем не менее, прицеп был и его покупали, использовали, в нем отдыхали и ночевали!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...