«РАФ-04» – первый советский автодом
Многие наверняка встречали огромные автодома, которые по комфорту, а зачастую и стоимости сопоставимы с ценой малогабаритной квартиры. Но когда-то все это начиналось с небольших прицепов, в которых производители пытались создать максимальное количество привычных городскому жителю удобств. И Советский Союз в этом плане тоже не отставал. Пусть первых прицепов-дач было немного, но все же они были! И речь пойдет об одном из родоначальников прицепных домов в СССР.
В 50-х одно из рижских предприятий – РАФ, искало подходящий объект производства. Было много попыток: некоторые из них закончились серийным выпуском. В первую очередь, конечно же, это знаменитые микроавтобусы, позднее заполонившие весь СССР. Изначально это была машина «Спридитис», собранный на базе тогдашнего «Москвича», и РАФ-10, получивший название «Фестиваль», заимствовавший некоторые агрегаты у ГАЗ-20 «Победа». Попутно рассматривалось производство прицепа-дачи «РАФ-04», создаваемого с использованием некоторых кузовных элементов вышеупомянутых автомобилей. Основное внимание, как известно, завод сконцентрировал на производстве микроавтобусов. Но и прицепы-дачи тоже выпускались, хоть и небольшим тиражом.
В те времена отдельная, пусть и однокомнатная квартира, считалась труднодостижимой роскошью: большая часть страны ютилась в коммуналках. А чтобы стать владельцем прицепа-дачи, нужна, как минимум, машина класса «Победа», да еще и гараж. Эти предметы даже по отдельности были доступны далеко не каждому советскому гражданину.
Это цельнометаллический панельный кузов, вход в который осуществлялся через дверь в задней части. В прицепе было восемь окон: из них четыре открывались для проветривания «дома на колесах». Роль тягача играла «Победа», поэтому под нее специально сконструировали фаркоп без зазоров, не требующий изменений в кузове легковушки. Тягово-сцепное устройство, как таковое, отсутствовало: прицеп фиксировался жестко, болтами, прямо к бамперу.
Элементы подвески, а именно рессоры, амортизаторы позаимствовали у того же ГАЗ-М20: а зачем что-то новое изобретать? Даже колеса и декоративные колпаки взяли «там же».
Помещение разделили на пару половин: жилая комната плюс «прихожая» – входной тамбур. В нем стояли шкафы под одежду, для посуды, продуктов и иных мелочей. Пища тоже готовилась здесь: для этого предусмотрена полка, на которую помещалась газовая плита и малогабаритные баллоны для нее (назывались они «Турист»).
«Зал» напоминал купе в поезде: пара диванов, стоящих друг напротив друга. Если спинки «мебели» поднять наверх и закрепить посредством специально для этого предназначенных цепочек, получится четыре «кровати». Вот только столика, как в купе, тут не было. Вместо него – тумбочка с полочками.
А что же с электричеством? Использовать тогдашний аккумулятор не имело смысла: его хватило бы, максимум, на полдня. Решение было оригинальное и сегодня его почему-то не используют, забыли. Чтобы получить электроэнергию, зажигают керосинку, в которой имеется термоэлектрический элемент: нагреваясь, он вырабатывает ток, и – пожалуйста – свет есть, радиоприемник играет! А стол все-таки был, и стулья в придачу. Только его устанавливать предписывалось на улице, под идущим в комплекте тентом, державшимся на алюминиевых трубках.
В итоге получалась площадка в приличные 10 кв. м, защищенная от солнца и осадков.
В основном это минусы. Высота внутри 174 см, при наружных габаритах 3,57х1,725х2,1 м. При этом масса прицепа достигала 0,95 т. А у «Победы» движок развивал всего-то 52 «лошади», на которых особо не разгонишься. Тем не менее, прицеп был и его покупали, использовали, в нем отдыхали и ночевали!
В 50-х одно из рижских предприятий – РАФ, искало подходящий объект производства. Было много попыток: некоторые из них закончились серийным выпуском. В первую очередь, конечно же, это знаменитые микроавтобусы, позднее заполонившие весь СССР. Изначально это была машина «Спридитис», собранный на базе тогдашнего «Москвича», и РАФ-10, получивший название «Фестиваль», заимствовавший некоторые агрегаты у ГАЗ-20 «Победа». Попутно рассматривалось производство прицепа-дачи «РАФ-04», создаваемого с использованием некоторых кузовных элементов вышеупомянутых автомобилей. Основное внимание, как известно, завод сконцентрировал на производстве микроавтобусов. Но и прицепы-дачи тоже выпускались, хоть и небольшим тиражом.
«РАФ-04»
В те времена отдельная, пусть и однокомнатная квартира, считалась труднодостижимой роскошью: большая часть страны ютилась в коммуналках. А чтобы стать владельцем прицепа-дачи, нужна, как минимум, машина класса «Победа», да еще и гараж. Эти предметы даже по отдельности были доступны далеко не каждому советскому гражданину.
Конструкция прицепа
Это цельнометаллический панельный кузов, вход в который осуществлялся через дверь в задней части. В прицепе было восемь окон: из них четыре открывались для проветривания «дома на колесах». Роль тягача играла «Победа», поэтому под нее специально сконструировали фаркоп без зазоров, не требующий изменений в кузове легковушки. Тягово-сцепное устройство, как таковое, отсутствовало: прицеп фиксировался жестко, болтами, прямо к бамперу.
Для такого прицепа ГАЗ-М20, конечно, был слабоват. Фото: YouTube
Элементы подвески, а именно рессоры, амортизаторы позаимствовали у того же ГАЗ-М20: а зачем что-то новое изобретать? Даже колеса и декоративные колпаки взяли «там же».
Что внутри
Помещение разделили на пару половин: жилая комната плюс «прихожая» – входной тамбур. В нем стояли шкафы под одежду, для посуды, продуктов и иных мелочей. Пища тоже готовилась здесь: для этого предусмотрена полка, на которую помещалась газовая плита и малогабаритные баллоны для нее (назывались они «Турист»).
Часть интерьера: в тамбуре чайник на плите, слева видна спинка дивана. Фото: YouTube
«Зал» напоминал купе в поезде: пара диванов, стоящих друг напротив друга. Если спинки «мебели» поднять наверх и закрепить посредством специально для этого предназначенных цепочек, получится четыре «кровати». Вот только столика, как в купе, тут не было. Вместо него – тумбочка с полочками.
Более поздний вариант прицепа, уже с ГАЗ-21. Фото: YouTube
А что же с электричеством? Использовать тогдашний аккумулятор не имело смысла: его хватило бы, максимум, на полдня. Решение было оригинальное и сегодня его почему-то не используют, забыли. Чтобы получить электроэнергию, зажигают керосинку, в которой имеется термоэлектрический элемент: нагреваясь, он вырабатывает ток, и – пожалуйста – свет есть, радиоприемник играет! А стол все-таки был, и стулья в придачу. Только его устанавливать предписывалось на улице, под идущим в комплекте тентом, державшимся на алюминиевых трубках.
Можно было оборудовать место для отдыха под укрытием. Фото: YouTube
В итоге получалась площадка в приличные 10 кв. м, защищенная от солнца и осадков.
Особенности
В основном это минусы. Высота внутри 174 см, при наружных габаритах 3,57х1,725х2,1 м. При этом масса прицепа достигала 0,95 т. А у «Победы» движок развивал всего-то 52 «лошади», на которых особо не разгонишься. Тем не менее, прицеп был и его покупали, использовали, в нем отдыхали и ночевали!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...