В 50-х одно из рижских предприятий – РАФ, искало подходящий объект производства. Было много попыток: некоторые из них закончились серийным выпуском. В первую очередь, конечно же, это знаменитые микроавтобусы, позднее заполонившие весь СССР. Изначально это была машина «Спридитис», собранный на базе тогдашнего «Москвича», и РАФ-10, получивший название «Фестиваль», заимствовавший некоторые агрегаты у ГАЗ-20 «Победа». Попутно рассматривалось производство прицепа-дачи «РАФ-04», создаваемого с использованием некоторых кузовных элементов вышеупомянутых автомобилей. Основное внимание, как известно, завод сконцентрировал на производстве микроавтобусов. Но и прицепы-дачи тоже выпускались, хоть и небольшим тиражом.
«РАФ-04»
В те времена отдельная, пусть и однокомнатная квартира, считалась труднодостижимой роскошью: большая часть страны ютилась в коммуналках. А чтобы стать владельцем прицепа-дачи, нужна, как минимум, машина класса «Победа», да еще и гараж. Эти предметы даже по отдельности были доступны далеко не каждому советскому гражданину.
Конструкция прицепа
Это цельнометаллический панельный кузов, вход в который осуществлялся через дверь в задней части. В прицепе было восемь окон: из них четыре открывались для проветривания «дома на колесах». Роль тягача играла «Победа», поэтому под нее специально сконструировали фаркоп без зазоров, не требующий изменений в кузове легковушки. Тягово-сцепное устройство, как таковое, отсутствовало: прицеп фиксировался жестко, болтами, прямо к бамперу.
Для такого прицепа ГАЗ-М20, конечно, был слабоват. Фото: YouTube
Элементы подвески, а именно рессоры, амортизаторы позаимствовали у того же ГАЗ-М20: а зачем что-то новое изобретать? Даже колеса и декоративные колпаки взяли «там же».
Что внутри
Помещение разделили на пару половин: жилая комната плюс «прихожая» – входной тамбур. В нем стояли шкафы под одежду, для посуды, продуктов и иных мелочей. Пища тоже готовилась здесь: для этого предусмотрена полка, на которую помещалась газовая плита и малогабаритные баллоны для нее (назывались они «Турист»).
Часть интерьера: в тамбуре чайник на плите, слева видна спинка дивана. Фото: YouTube
«Зал» напоминал купе в поезде: пара диванов, стоящих друг напротив друга. Если спинки «мебели» поднять наверх и закрепить посредством специально для этого предназначенных цепочек, получится четыре «кровати». Вот только столика, как в купе, тут не было. Вместо него – тумбочка с полочками.
Более поздний вариант прицепа, уже с ГАЗ-21. Фото: YouTube
А что же с электричеством? Использовать тогдашний аккумулятор не имело смысла: его хватило бы, максимум, на полдня. Решение было оригинальное и сегодня его почему-то не используют, забыли. Чтобы получить электроэнергию, зажигают керосинку, в которой имеется термоэлектрический элемент: нагреваясь, он вырабатывает ток, и – пожалуйста – свет есть, радиоприемник играет! А стол все-таки был, и стулья в придачу. Только его устанавливать предписывалось на улице, под идущим в комплекте тентом, державшимся на алюминиевых трубках.
Можно было оборудовать место для отдыха под укрытием. Фото: YouTube
В итоге получалась площадка в приличные 10 кв. м, защищенная от солнца и осадков.
Особенности
В основном это минусы. Высота внутри 174 см, при наружных габаритах 3,57х1,725х2,1 м. При этом масса прицепа достигала 0,95 т. А у «Победы» движок развивал всего-то 52 «лошади», на которых особо не разгонишься. Тем не менее, прицеп был и его покупали, использовали, в нем отдыхали и ночевали!