«РАФ-04» – первый советский автодом
3 659

«РАФ-04» – первый советский автодом

Многие наверняка встречали огромные автодома, которые по комфорту, а зачастую и стоимости сопоставимы с ценой малогабаритной квартиры. Но когда-то все это начиналось с небольших прицепов, в которых производители пытались создать максимальное количество привычных городскому жителю удобств. И Советский Союз в этом плане тоже не отставал. Пусть первых прицепов-дач было немного, но все же они были! И речь пойдет об одном из родоначальников прицепных домов в СССР.


В 50-х одно из рижских предприятий – РАФ, искало подходящий объект производства. Было много попыток: некоторые из них закончились серийным выпуском. В первую очередь, конечно же, это знаменитые микроавтобусы, позднее заполонившие весь СССР. Изначально это была машина «Спридитис», собранный на базе тогдашнего «Москвича», и РАФ-10, получивший название «Фестиваль», заимствовавший некоторые агрегаты у ГАЗ-20 «Победа». Попутно рассматривалось производство прицепа-дачи «РАФ-04», создаваемого с использованием некоторых кузовных элементов вышеупомянутых автомобилей. Основное внимание, как известно, завод сконцентрировал на производстве микроавтобусов. Но и прицепы-дачи тоже выпускались, хоть и небольшим тиражом.

«РАФ-04»


В те времена отдельная, пусть и однокомнатная квартира, считалась труднодостижимой роскошью: большая часть страны ютилась в коммуналках. А чтобы стать владельцем прицепа-дачи, нужна, как минимум, машина класса «Победа», да еще и гараж. Эти предметы даже по отдельности были доступны далеко не каждому советскому гражданину.

Конструкция прицепа


Это цельнометаллический панельный кузов, вход в который осуществлялся через дверь в задней части. В прицепе было восемь окон: из них четыре открывались для проветривания «дома на колесах». Роль тягача играла «Победа», поэтому под нее специально сконструировали фаркоп без зазоров, не требующий изменений в кузове легковушки. Тягово-сцепное устройство, как таковое, отсутствовало: прицеп фиксировался жестко, болтами, прямо к бамперу.

«РАФ-04» – первый советский автодомДля такого прицепа ГАЗ-М20, конечно, был слабоват. Фото: YouTube

Элементы подвески, а именно рессоры, амортизаторы позаимствовали у того же ГАЗ-М20: а зачем что-то новое изобретать? Даже колеса и декоративные колпаки взяли «там же».

Что внутри


Помещение разделили на пару половин: жилая комната плюс «прихожая» – входной тамбур. В нем стояли шкафы под одежду, для посуды, продуктов и иных мелочей. Пища тоже готовилась здесь: для этого предусмотрена полка, на которую помещалась газовая плита и малогабаритные баллоны для нее (назывались они «Турист»).

Часть интерьера: в тамбуре чайник на плите, слева видна спинка дивана. Фото: YouTube

«Зал» напоминал купе в поезде: пара диванов, стоящих друг напротив друга. Если спинки «мебели» поднять наверх и закрепить посредством специально для этого предназначенных цепочек, получится четыре «кровати». Вот только столика, как в купе, тут не было. Вместо него – тумбочка с полочками.

Более поздний вариант прицепа, уже с ГАЗ-21. Фото: YouTube

А что же с электричеством? Использовать тогдашний аккумулятор не имело смысла: его хватило бы, максимум, на полдня. Решение было оригинальное и сегодня его почему-то не используют, забыли. Чтобы получить электроэнергию, зажигают керосинку, в которой имеется термоэлектрический элемент: нагреваясь, он вырабатывает ток, и – пожалуйста – свет есть, радиоприемник играет! А стол все-таки был, и стулья в придачу. Только его устанавливать предписывалось на улице, под идущим в комплекте тентом, державшимся на алюминиевых трубках.

Можно было оборудовать место для отдыха под укрытием. Фото: YouTube

В итоге получалась площадка в приличные 10 кв. м, защищенная от солнца и осадков.

Особенности


В основном это минусы. Высота внутри 174 см, при наружных габаритах 3,57х1,725х2,1 м. При этом масса прицепа достигала 0,95 т. А у «Победы» движок развивал всего-то 52 «лошади», на которых особо не разгонишься. Тем не менее, прицеп был и его покупали, использовали, в нем отдыхали и ночевали!
А вы что думаете о «РАФ-04»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...