Ралли «Тысяча Озер» – место схватки «летающих» гонщиков
Куда девается анекдотическая скандинавская инертность, обстоятельность, неспешность, когда дело касается автомобильных гонок? Вопрос повисает в воздухе, потому что финны, шведы, прочие представители народов Северной Европы на гоночных треках становятся неистовыми спортсменами, заряженными энергией сорвиголовами, торпедами.
Этому соревнованию автомобилистов в сравнении, например, с «Ралли Монте-Карло» газеты уделяют значительно меньше полос, не поднимают шумиху, не разжигают ажиотаж. Между тем, здесь, в Финляндии, кипят такие страсти! Самые титулованные автогонщики планеты прошли суровую школу ралли «1000 Озер».
Да с Монте-Карло все и пошло. В 1911 году, на заре мировой автомобилизации, принц города-государства Монако придумал внести краски в зимнюю жизнь своей чудесной карликовой страны. Он организовал автомобильный пробег вдоль Лазурного побережья в надежде, что мероприятие привлечет состоятельную публику, готовую в казино и ресторанах княжества облегчить кошельки.
Но, конечно, главной причиной рождения ралли на Французской Ривьере была страсть монаршей особы к автомобилям и спорту. Так или иначе, идея удалась и имела грандиозный успех. Временем проведения первого соревнования был выбран конец января.
На сложнейшей трассе протяженностью 3 337 км (по состоянию на 2015 год) со множествами крутых поворотов, горных серпантинов, перепадов высот автогонщики мечтали продемонстрировать свои способности, таланты и мужество. Ралли в Монте-Карло собирало энтузиастов со всей Европы. Среди них были и «горячие» финские парни.
Но вот незадача: желающих участвовать в трудном автомобильном пробеге становилось все больше и больше: только на первое ралли в Монте-Карло было подано 23 заявки, на следующее – 87. Далее количество желающих увеличивалось: всех «не резиновое» княжество вместить не могло. Пришло время, когда организационный комитет гонок в Монако вынужден был устанавливать квоту для каждого государства. Доля финнов и шведов в 50-х годах составляла 14 команд, а заявили о своем желании участвовать в пробеге на Ривьере 30 экипажей.
Кого выбрать и послать в Монте-Карло? Лучших, ведь они – лицо страны. Сложный вопрос, однако, нельзя было решать жеребьевкой. Тогда постановили выявить сильнейшего на трассе в области Ювяскюля Центральной Финляндии.
Шел 1951 год. Претенденты на участие в популярном, раскрученном, отлично организованном монтекарловском ралли 1 сентября заняли позицию на старте в окрестностях Ювяскюля. Интервал между стартом каждой машины составлял 2 минуты.
Правила были просты: кто первым и с наименьшим количеством штрафных очков дойдет до финиша, тот и поедет на вожделенные гонки в Монако. Означенный день календаря впоследствии был назван датой образования ралли в Северной Европе под названием, с 1954 года, «Тысяча Озер».
Трасса, в отличие от правил, была далеко не проста. Спортсменам предстояло преодолеть 1700-километровый путь среди потрясающих красот финских лесов и озер. Но раллистам было не до живописных пейзажей: дорога проходила по пересеченной местности, изобилующей «слепыми» поворотами, трамплинами – «спортивными сооружениями», услужливо созданными самой Природой.
Забегая вперед, скажем, что эти спецучастки стали излюбленным местом для наблюдателей: машины эффектно пролетали после трамплинов 30-40 м. Определять расстояние зрители могли по нанесенным на дороге меткам. В 2003 году эстонец Маркко Мартин внес свое имя в историю ралли «Тысячи Озер» как спортсмен, дальше всех приземлившейся после трамплина. Его рекорд составил 57 м на скорости 171 км/ч.
Какие эмоции пережила публика и сам спортсмен, остается догадываться. Но через 2 года трамплин, расположенный в 6 км от старта, позволил Джиджи Галли отодвинуть эстонского раллиста на второе место: итальянец пролетел на Mitsubishi Lancer на 1 метр дальше.
Начиная со дня образования, финское спортивное мероприятие быстро набирало популярность. Пришел момент, когда заявки на участие стали подавать раллисты не только из Северной Европы, но и из других государств. Наши, например, впервые отметились на четырех машинах «Москвич-407» в 1958 году. К слову, это был первый случай, когда советские пилоты участвовали в международных автогонках. К финишу пришли 15-тыми из 48 команд: хороший результат.
Итак, иностранные участники вывели соревнования за национальные рамки на международный уровень. Занимательно, что, когда собралась пестрая толпа «иногородних», организаторы придумали особый язык жестов для коммуникации спортсменов.
Интересен и другой факт: до 1990 года на Ралли Финляндии побеждали только местные. Неудивительно, ведь они отлично знали свою трассу. Поэтому организаторы решили: иностранцам несколько дней до соревнований можно изучать дорогу. И тогда великий гонщик швед Эрик Карлссон на «Сааб 93» вырвал победу у финнов.
И, наконец, в 90-ом испанец Карлос Сайнс взошел на высший пьедестал почета как первый раллист не из Северной Европы. Дальше у финнов дела пошли еще хуже: в 2003 году ни один из хозяев соревнований не дошел до финиша. Победителем стал эстонец Маркко Мяртин, который тогда-то и покорил трамплин с невероятным результатом.
Когда в 1973 году по инициативе FIA был организован Чемпионат мира по ралли, «1000 Озер» вошли, наряду с Монте-Карло, в календарь соревнований. Пройти столь сложную трассу могли только спортсмены высокой квалификации: преодоление требовало мастерства, максимальной сосредоточенности, отличной реакции. К сожалению, не всем раллистам хватало этих качеств: не обходилось на треке без серьезных инцидентов.
Самым сложным спецучастком «Тысячи Озер» был 33-километровый Оунинпохья. Здесь произошли резонансные происшествия:
✅ 1981 год. Австриец Ф. Виттман на Audi Quattro врезался в группу представителей FIA. В результате аварии скончался Президент Финской Федерации автомобильного спорта
✅ 1995 год. Водитель автомобиля-разведчика Бруно Тири сбил на смерть женщину
✅ 1996 год. Датчанин Карстен Рихардт влетел в толпу зрителей: 29 человек пострадали, один скончался
Участок Оунинпохья в 2009 году закрыли в целях безопасности.
Ралли «Тысячи Озер» дало миру целую плеяду высококлассных автогонщиков. Многократными чемпионами Финляндии и мира были:
✅ Ханну Миккола – чемпион мира по ралли 1983 года, дважды чемпион Финляндии
✅ Маркус Гронхольм – 5 раз побеждал в Финляндии и 2 раза был чемпионом мира в WRC
✅ Томми Мякинен – четырежды побеждал в мировых чемпионатах по ралли, один раз в Финляндии
✅ Себастьен Леб – самый титулованный автогонщик мира: 9 раз брал кубок по ралли
✅ Себастьен Ожье – семикратный победитель мирового первенства по ралли
Состязание мужественных парней, кумиров миллионов мальчишек было отложено только единожды – в 2020 году из-за коронавируса. Теперь все идет по календарю: осенью можно будет наблюдать зрелищную гонку «летающих» автомобилей на ралли «Тысячи Озер».
Этому соревнованию автомобилистов в сравнении, например, с «Ралли Монте-Карло» газеты уделяют значительно меньше полос, не поднимают шумиху, не разжигают ажиотаж. Между тем, здесь, в Финляндии, кипят такие страсти! Самые титулованные автогонщики планеты прошли суровую школу ралли «1000 Озер».
С чего все начиналось
Да с Монте-Карло все и пошло. В 1911 году, на заре мировой автомобилизации, принц города-государства Монако придумал внести краски в зимнюю жизнь своей чудесной карликовой страны. Он организовал автомобильный пробег вдоль Лазурного побережья в надежде, что мероприятие привлечет состоятельную публику, готовую в казино и ресторанах княжества облегчить кошельки.
Живописные окрестности не интересуют участников ралли «1000 Озер». Фото: YouTube.com
Но, конечно, главной причиной рождения ралли на Французской Ривьере была страсть монаршей особы к автомобилям и спорту. Так или иначе, идея удалась и имела грандиозный успех. Временем проведения первого соревнования был выбран конец января.
На сложнейшей трассе протяженностью 3 337 км (по состоянию на 2015 год) со множествами крутых поворотов, горных серпантинов, перепадов высот автогонщики мечтали продемонстрировать свои способности, таланты и мужество. Ралли в Монте-Карло собирало энтузиастов со всей Европы. Среди них были и «горячие» финские парни.
Но вот незадача: желающих участвовать в трудном автомобильном пробеге становилось все больше и больше: только на первое ралли в Монте-Карло было подано 23 заявки, на следующее – 87. Далее количество желающих увеличивалось: всех «не резиновое» княжество вместить не могло. Пришло время, когда организационный комитет гонок в Монако вынужден был устанавливать квоту для каждого государства. Доля финнов и шведов в 50-х годах составляла 14 команд, а заявили о своем желании участвовать в пробеге на Ривьере 30 экипажей.
Каскад трамплинов на трассе ралли «Тысячи Озер». Фото: YouTube.com
Кого выбрать и послать в Монте-Карло? Лучших, ведь они – лицо страны. Сложный вопрос, однако, нельзя было решать жеребьевкой. Тогда постановили выявить сильнейшего на трассе в области Ювяскюля Центральной Финляндии.
Рождение ралли «Тысяча Озер»
Шел 1951 год. Претенденты на участие в популярном, раскрученном, отлично организованном монтекарловском ралли 1 сентября заняли позицию на старте в окрестностях Ювяскюля. Интервал между стартом каждой машины составлял 2 минуты.
Правила были просты: кто первым и с наименьшим количеством штрафных очков дойдет до финиша, тот и поедет на вожделенные гонки в Монако. Означенный день календаря впоследствии был назван датой образования ралли в Северной Европе под названием, с 1954 года, «Тысяча Озер».
Протяженность трассы ралли «1000 Озер» 1 700 км. Фото: YouTube.com
Трасса, в отличие от правил, была далеко не проста. Спортсменам предстояло преодолеть 1700-километровый путь среди потрясающих красот финских лесов и озер. Но раллистам было не до живописных пейзажей: дорога проходила по пересеченной местности, изобилующей «слепыми» поворотами, трамплинами – «спортивными сооружениями», услужливо созданными самой Природой.
Забегая вперед, скажем, что эти спецучастки стали излюбленным местом для наблюдателей: машины эффектно пролетали после трамплинов 30-40 м. Определять расстояние зрители могли по нанесенным на дороге меткам. В 2003 году эстонец Маркко Мартин внес свое имя в историю ралли «Тысячи Озер» как спортсмен, дальше всех приземлившейся после трамплина. Его рекорд составил 57 м на скорости 171 км/ч.
Эмоции зрителей на Ралли Финляндии трудно передать. Фото: YouTube.com
Какие эмоции пережила публика и сам спортсмен, остается догадываться. Но через 2 года трамплин, расположенный в 6 км от старта, позволил Джиджи Галли отодвинуть эстонского раллиста на второе место: итальянец пролетел на Mitsubishi Lancer на 1 метр дальше.
Развитие и повышение статуса Ралли Финляндии
Начиная со дня образования, финское спортивное мероприятие быстро набирало популярность. Пришел момент, когда заявки на участие стали подавать раллисты не только из Северной Европы, но и из других государств. Наши, например, впервые отметились на четырех машинах «Москвич-407» в 1958 году. К слову, это был первый случай, когда советские пилоты участвовали в международных автогонках. К финишу пришли 15-тыми из 48 команд: хороший результат.
Советские спортсмены на ралли «1000 Озер»: кадр из хроники 1977 года. Фото: YouTube.com
Итак, иностранные участники вывели соревнования за национальные рамки на международный уровень. Занимательно, что, когда собралась пестрая толпа «иногородних», организаторы придумали особый язык жестов для коммуникации спортсменов.
Интересен и другой факт: до 1990 года на Ралли Финляндии побеждали только местные. Неудивительно, ведь они отлично знали свою трассу. Поэтому организаторы решили: иностранцам несколько дней до соревнований можно изучать дорогу. И тогда великий гонщик швед Эрик Карлссон на «Сааб 93» вырвал победу у финнов.
И, наконец, в 90-ом испанец Карлос Сайнс взошел на высший пьедестал почета как первый раллист не из Северной Европы. Дальше у финнов дела пошли еще хуже: в 2003 году ни один из хозяев соревнований не дошел до финиша. Победителем стал эстонец Маркко Мяртин, который тогда-то и покорил трамплин с невероятным результатом.
На ралли «1000 Озер» нередки и подобные конфузы. Фото: YouTube.com
Когда в 1973 году по инициативе FIA был организован Чемпионат мира по ралли, «1000 Озер» вошли, наряду с Монте-Карло, в календарь соревнований. Пройти столь сложную трассу могли только спортсмены высокой квалификации: преодоление требовало мастерства, максимальной сосредоточенности, отличной реакции. К сожалению, не всем раллистам хватало этих качеств: не обходилось на треке без серьезных инцидентов.
Аварии и несчастные случае на финском ралли
Самым сложным спецучастком «Тысячи Озер» был 33-километровый Оунинпохья. Здесь произошли резонансные происшествия:
✅ 1981 год. Австриец Ф. Виттман на Audi Quattro врезался в группу представителей FIA. В результате аварии скончался Президент Финской Федерации автомобильного спорта
✅ 1995 год. Водитель автомобиля-разведчика Бруно Тири сбил на смерть женщину
✅ 1996 год. Датчанин Карстен Рихардт влетел в толпу зрителей: 29 человек пострадали, один скончался
Участок Оунинпохья в 2009 году закрыли в целях безопасности.
Галерея победителей
Ралли «Тысячи Озер» дало миру целую плеяду высококлассных автогонщиков. Многократными чемпионами Финляндии и мира были:
✅ Ханну Миккола – чемпион мира по ралли 1983 года, дважды чемпион Финляндии
✅ Маркус Гронхольм – 5 раз побеждал в Финляндии и 2 раза был чемпионом мира в WRC
✅ Томми Мякинен – четырежды побеждал в мировых чемпионатах по ралли, один раз в Финляндии
✅ Себастьен Леб – самый титулованный автогонщик мира: 9 раз брал кубок по ралли
✅ Себастьен Ожье – семикратный победитель мирового первенства по ралли
Состязание мужественных парней, кумиров миллионов мальчишек было отложено только единожды – в 2020 году из-за коронавируса. Теперь все идет по календарю: осенью можно будет наблюдать зрелищную гонку «летающих» автомобилей на ралли «Тысячи Озер».
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...