
Ралли «Тысяча Озер» – место схватки «летающих» гонщиков
Куда девается анекдотическая скандинавская инертность, обстоятельность, неспешность, когда дело касается автомобильных гонок? Вопрос повисает в воздухе, потому что финны, шведы, прочие представители народов Северной Европы на гоночных треках становятся неистовыми спортсменами, заряженными энергией сорвиголовами, торпедами.
Этому соревнованию автомобилистов в сравнении, например, с «Ралли Монте-Карло» газеты уделяют значительно меньше полос, не поднимают шумиху, не разжигают ажиотаж. Между тем, здесь, в Финляндии, кипят такие страсти! Самые титулованные автогонщики планеты прошли суровую школу ралли «1000 Озер».
Да с Монте-Карло все и пошло. В 1911 году, на заре мировой автомобилизации, принц города-государства Монако придумал внести краски в зимнюю жизнь своей чудесной карликовой страны. Он организовал автомобильный пробег вдоль Лазурного побережья в надежде, что мероприятие привлечет состоятельную публику, готовую в казино и ресторанах княжества облегчить кошельки.
Живописные окрестности не интересуют участников ралли «1000 Озер». Фото: YouTube.com
Но, конечно, главной причиной рождения ралли на Французской Ривьере была страсть монаршей особы к автомобилям и спорту. Так или иначе, идея удалась и имела грандиозный успех. Временем проведения первого соревнования был выбран конец января.
На сложнейшей трассе протяженностью 3 337 км (по состоянию на 2015 год) со множествами крутых поворотов, горных серпантинов, перепадов высот автогонщики мечтали продемонстрировать свои способности, таланты и мужество. Ралли в Монте-Карло собирало энтузиастов со всей Европы. Среди них были и «горячие» финские парни.
Но вот незадача: желающих участвовать в трудном автомобильном пробеге становилось все больше и больше: только на первое ралли в Монте-Карло было подано 23 заявки, на следующее – 87. Далее количество желающих увеличивалось: всех «не резиновое» княжество вместить не могло. Пришло время, когда организационный комитет гонок в Монако вынужден был устанавливать квоту для каждого государства. Доля финнов и шведов в 50-х годах составляла 14 команд, а заявили о своем желании участвовать в пробеге на Ривьере 30 экипажей.
Каскад трамплинов на трассе ралли «Тысячи Озер». Фото: YouTube.com
Кого выбрать и послать в Монте-Карло? Лучших, ведь они – лицо страны. Сложный вопрос, однако, нельзя было решать жеребьевкой. Тогда постановили выявить сильнейшего на трассе в области Ювяскюля Центральной Финляндии.
Шел 1951 год. Претенденты на участие в популярном, раскрученном, отлично организованном монтекарловском ралли 1 сентября заняли позицию на старте в окрестностях Ювяскюля. Интервал между стартом каждой машины составлял 2 минуты.
Правила были просты: кто первым и с наименьшим количеством штрафных очков дойдет до финиша, тот и поедет на вожделенные гонки в Монако. Означенный день календаря впоследствии был назван датой образования ралли в Северной Европе под названием, с 1954 года, «Тысяча Озер».
Протяженность трассы ралли «1000 Озер» 1 700 км. Фото: YouTube.com
Трасса, в отличие от правил, была далеко не проста. Спортсменам предстояло преодолеть 1700-километровый путь среди потрясающих красот финских лесов и озер. Но раллистам было не до живописных пейзажей: дорога проходила по пересеченной местности, изобилующей «слепыми» поворотами, трамплинами – «спортивными сооружениями», услужливо созданными самой Природой.
Забегая вперед, скажем, что эти спецучастки стали излюбленным местом для наблюдателей: машины эффектно пролетали после трамплинов 30-40 м. Определять расстояние зрители могли по нанесенным на дороге меткам. В 2003 году эстонец Маркко Мартин внес свое имя в историю ралли «Тысячи Озер» как спортсмен, дальше всех приземлившейся после трамплина. Его рекорд составил 57 м на скорости 171 км/ч.
Эмоции зрителей на Ралли Финляндии трудно передать. Фото: YouTube.com
Какие эмоции пережила публика и сам спортсмен, остается догадываться. Но через 2 года трамплин, расположенный в 6 км от старта, позволил Джиджи Галли отодвинуть эстонского раллиста на второе место: итальянец пролетел на Mitsubishi Lancer на 1 метр дальше.
Начиная со дня образования, финское спортивное мероприятие быстро набирало популярность. Пришел момент, когда заявки на участие стали подавать раллисты не только из Северной Европы, но и из других государств. Наши, например, впервые отметились на четырех машинах «Москвич-407» в 1958 году. К слову, это был первый случай, когда советские пилоты участвовали в международных автогонках. К финишу пришли 15-тыми из 48 команд: хороший результат.
Советские спортсмены на ралли «1000 Озер»: кадр из хроники 1977 года. Фото: YouTube.com
Итак, иностранные участники вывели соревнования за национальные рамки на международный уровень. Занимательно, что, когда собралась пестрая толпа «иногородних», организаторы придумали особый язык жестов для коммуникации спортсменов.
Интересен и другой факт: до 1990 года на Ралли Финляндии побеждали только местные. Неудивительно, ведь они отлично знали свою трассу. Поэтому организаторы решили: иностранцам несколько дней до соревнований можно изучать дорогу. И тогда великий гонщик швед Эрик Карлссон на «Сааб 93» вырвал победу у финнов.
И, наконец, в 90-ом испанец Карлос Сайнс взошел на высший пьедестал почета как первый раллист не из Северной Европы. Дальше у финнов дела пошли еще хуже: в 2003 году ни один из хозяев соревнований не дошел до финиша. Победителем стал эстонец Маркко Мяртин, который тогда-то и покорил трамплин с невероятным результатом.
На ралли «1000 Озер» нередки и подобные конфузы. Фото: YouTube.com
Когда в 1973 году по инициативе FIA был организован Чемпионат мира по ралли, «1000 Озер» вошли, наряду с Монте-Карло, в календарь соревнований. Пройти столь сложную трассу могли только спортсмены высокой квалификации: преодоление требовало мастерства, максимальной сосредоточенности, отличной реакции. К сожалению, не всем раллистам хватало этих качеств: не обходилось на треке без серьезных инцидентов.
Самым сложным спецучастком «Тысячи Озер» был 33-километровый Оунинпохья. Здесь произошли резонансные происшествия:
✅ 1981 год. Австриец Ф. Виттман на Audi Quattro врезался в группу представителей FIA. В результате аварии скончался Президент Финской Федерации автомобильного спорта
✅ 1995 год. Водитель автомобиля-разведчика Бруно Тири сбил на смерть женщину
✅ 1996 год. Датчанин Карстен Рихардт влетел в толпу зрителей: 29 человек пострадали, один скончался
Участок Оунинпохья в 2009 году закрыли в целях безопасности.
Ралли «Тысячи Озер» дало миру целую плеяду высококлассных автогонщиков. Многократными чемпионами Финляндии и мира были:
✅ Ханну Миккола – чемпион мира по ралли 1983 года, дважды чемпион Финляндии
✅ Маркус Гронхольм – 5 раз побеждал в Финляндии и 2 раза был чемпионом мира в WRC
✅ Томми Мякинен – четырежды побеждал в мировых чемпионатах по ралли, один раз в Финляндии
✅ Себастьен Леб – самый титулованный автогонщик мира: 9 раз брал кубок по ралли
✅ Себастьен Ожье – семикратный победитель мирового первенства по ралли
Состязание мужественных парней, кумиров миллионов мальчишек было отложено только единожды – в 2020 году из-за коронавируса. Теперь все идет по календарю: осенью можно будет наблюдать зрелищную гонку «летающих» автомобилей на ралли «Тысячи Озер».
Этому соревнованию автомобилистов в сравнении, например, с «Ралли Монте-Карло» газеты уделяют значительно меньше полос, не поднимают шумиху, не разжигают ажиотаж. Между тем, здесь, в Финляндии, кипят такие страсти! Самые титулованные автогонщики планеты прошли суровую школу ралли «1000 Озер».
С чего все начиналось
Да с Монте-Карло все и пошло. В 1911 году, на заре мировой автомобилизации, принц города-государства Монако придумал внести краски в зимнюю жизнь своей чудесной карликовой страны. Он организовал автомобильный пробег вдоль Лазурного побережья в надежде, что мероприятие привлечет состоятельную публику, готовую в казино и ресторанах княжества облегчить кошельки.

Но, конечно, главной причиной рождения ралли на Французской Ривьере была страсть монаршей особы к автомобилям и спорту. Так или иначе, идея удалась и имела грандиозный успех. Временем проведения первого соревнования был выбран конец января.
На сложнейшей трассе протяженностью 3 337 км (по состоянию на 2015 год) со множествами крутых поворотов, горных серпантинов, перепадов высот автогонщики мечтали продемонстрировать свои способности, таланты и мужество. Ралли в Монте-Карло собирало энтузиастов со всей Европы. Среди них были и «горячие» финские парни.
Но вот незадача: желающих участвовать в трудном автомобильном пробеге становилось все больше и больше: только на первое ралли в Монте-Карло было подано 23 заявки, на следующее – 87. Далее количество желающих увеличивалось: всех «не резиновое» княжество вместить не могло. Пришло время, когда организационный комитет гонок в Монако вынужден был устанавливать квоту для каждого государства. Доля финнов и шведов в 50-х годах составляла 14 команд, а заявили о своем желании участвовать в пробеге на Ривьере 30 экипажей.

Кого выбрать и послать в Монте-Карло? Лучших, ведь они – лицо страны. Сложный вопрос, однако, нельзя было решать жеребьевкой. Тогда постановили выявить сильнейшего на трассе в области Ювяскюля Центральной Финляндии.
Рождение ралли «Тысяча Озер»
Шел 1951 год. Претенденты на участие в популярном, раскрученном, отлично организованном монтекарловском ралли 1 сентября заняли позицию на старте в окрестностях Ювяскюля. Интервал между стартом каждой машины составлял 2 минуты.
Правила были просты: кто первым и с наименьшим количеством штрафных очков дойдет до финиша, тот и поедет на вожделенные гонки в Монако. Означенный день календаря впоследствии был назван датой образования ралли в Северной Европе под названием, с 1954 года, «Тысяча Озер».

Трасса, в отличие от правил, была далеко не проста. Спортсменам предстояло преодолеть 1700-километровый путь среди потрясающих красот финских лесов и озер. Но раллистам было не до живописных пейзажей: дорога проходила по пересеченной местности, изобилующей «слепыми» поворотами, трамплинами – «спортивными сооружениями», услужливо созданными самой Природой.
Забегая вперед, скажем, что эти спецучастки стали излюбленным местом для наблюдателей: машины эффектно пролетали после трамплинов 30-40 м. Определять расстояние зрители могли по нанесенным на дороге меткам. В 2003 году эстонец Маркко Мартин внес свое имя в историю ралли «Тысячи Озер» как спортсмен, дальше всех приземлившейся после трамплина. Его рекорд составил 57 м на скорости 171 км/ч.

Какие эмоции пережила публика и сам спортсмен, остается догадываться. Но через 2 года трамплин, расположенный в 6 км от старта, позволил Джиджи Галли отодвинуть эстонского раллиста на второе место: итальянец пролетел на Mitsubishi Lancer на 1 метр дальше.
Развитие и повышение статуса Ралли Финляндии
Начиная со дня образования, финское спортивное мероприятие быстро набирало популярность. Пришел момент, когда заявки на участие стали подавать раллисты не только из Северной Европы, но и из других государств. Наши, например, впервые отметились на четырех машинах «Москвич-407» в 1958 году. К слову, это был первый случай, когда советские пилоты участвовали в международных автогонках. К финишу пришли 15-тыми из 48 команд: хороший результат.

Итак, иностранные участники вывели соревнования за национальные рамки на международный уровень. Занимательно, что, когда собралась пестрая толпа «иногородних», организаторы придумали особый язык жестов для коммуникации спортсменов.
Интересен и другой факт: до 1990 года на Ралли Финляндии побеждали только местные. Неудивительно, ведь они отлично знали свою трассу. Поэтому организаторы решили: иностранцам несколько дней до соревнований можно изучать дорогу. И тогда великий гонщик швед Эрик Карлссон на «Сааб 93» вырвал победу у финнов.
И, наконец, в 90-ом испанец Карлос Сайнс взошел на высший пьедестал почета как первый раллист не из Северной Европы. Дальше у финнов дела пошли еще хуже: в 2003 году ни один из хозяев соревнований не дошел до финиша. Победителем стал эстонец Маркко Мяртин, который тогда-то и покорил трамплин с невероятным результатом.

Когда в 1973 году по инициативе FIA был организован Чемпионат мира по ралли, «1000 Озер» вошли, наряду с Монте-Карло, в календарь соревнований. Пройти столь сложную трассу могли только спортсмены высокой квалификации: преодоление требовало мастерства, максимальной сосредоточенности, отличной реакции. К сожалению, не всем раллистам хватало этих качеств: не обходилось на треке без серьезных инцидентов.
Аварии и несчастные случае на финском ралли
Самым сложным спецучастком «Тысячи Озер» был 33-километровый Оунинпохья. Здесь произошли резонансные происшествия:
✅ 1981 год. Австриец Ф. Виттман на Audi Quattro врезался в группу представителей FIA. В результате аварии скончался Президент Финской Федерации автомобильного спорта
✅ 1995 год. Водитель автомобиля-разведчика Бруно Тири сбил на смерть женщину
✅ 1996 год. Датчанин Карстен Рихардт влетел в толпу зрителей: 29 человек пострадали, один скончался
Участок Оунинпохья в 2009 году закрыли в целях безопасности.
Галерея победителей
Ралли «Тысячи Озер» дало миру целую плеяду высококлассных автогонщиков. Многократными чемпионами Финляндии и мира были:
✅ Ханну Миккола – чемпион мира по ралли 1983 года, дважды чемпион Финляндии
✅ Маркус Гронхольм – 5 раз побеждал в Финляндии и 2 раза был чемпионом мира в WRC
✅ Томми Мякинен – четырежды побеждал в мировых чемпионатах по ралли, один раз в Финляндии
✅ Себастьен Леб – самый титулованный автогонщик мира: 9 раз брал кубок по ралли
✅ Себастьен Ожье – семикратный победитель мирового первенства по ралли
Состязание мужественных парней, кумиров миллионов мальчишек было отложено только единожды – в 2020 году из-за коронавируса. Теперь все идет по календарю: осенью можно будет наблюдать зрелищную гонку «летающих» автомобилей на ралли «Тысячи Озер».
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...