Ралли «Тысяча Озер» – место схватки «летающих» гонщиков
Куда девается анекдотическая скандинавская инертность, обстоятельность, неспешность, когда дело касается автомобильных гонок? Вопрос повисает в воздухе, потому что финны, шведы, прочие представители народов Северной Европы на гоночных треках становятся неистовыми спортсменами, заряженными энергией сорвиголовами, торпедами.
Этому соревнованию автомобилистов в сравнении, например, с «Ралли Монте-Карло» газеты уделяют значительно меньше полос, не поднимают шумиху, не разжигают ажиотаж. Между тем, здесь, в Финляндии, кипят такие страсти! Самые титулованные автогонщики планеты прошли суровую школу ралли «1000 Озер».
Да с Монте-Карло все и пошло. В 1911 году, на заре мировой автомобилизации, принц города-государства Монако придумал внести краски в зимнюю жизнь своей чудесной карликовой страны. Он организовал автомобильный пробег вдоль Лазурного побережья в надежде, что мероприятие привлечет состоятельную публику, готовую в казино и ресторанах княжества облегчить кошельки.
Но, конечно, главной причиной рождения ралли на Французской Ривьере была страсть монаршей особы к автомобилям и спорту. Так или иначе, идея удалась и имела грандиозный успех. Временем проведения первого соревнования был выбран конец января.
На сложнейшей трассе протяженностью 3 337 км (по состоянию на 2015 год) со множествами крутых поворотов, горных серпантинов, перепадов высот автогонщики мечтали продемонстрировать свои способности, таланты и мужество. Ралли в Монте-Карло собирало энтузиастов со всей Европы. Среди них были и «горячие» финские парни.
Но вот незадача: желающих участвовать в трудном автомобильном пробеге становилось все больше и больше: только на первое ралли в Монте-Карло было подано 23 заявки, на следующее – 87. Далее количество желающих увеличивалось: всех «не резиновое» княжество вместить не могло. Пришло время, когда организационный комитет гонок в Монако вынужден был устанавливать квоту для каждого государства. Доля финнов и шведов в 50-х годах составляла 14 команд, а заявили о своем желании участвовать в пробеге на Ривьере 30 экипажей.
Кого выбрать и послать в Монте-Карло? Лучших, ведь они – лицо страны. Сложный вопрос, однако, нельзя было решать жеребьевкой. Тогда постановили выявить сильнейшего на трассе в области Ювяскюля Центральной Финляндии.
Шел 1951 год. Претенденты на участие в популярном, раскрученном, отлично организованном монтекарловском ралли 1 сентября заняли позицию на старте в окрестностях Ювяскюля. Интервал между стартом каждой машины составлял 2 минуты.
Правила были просты: кто первым и с наименьшим количеством штрафных очков дойдет до финиша, тот и поедет на вожделенные гонки в Монако. Означенный день календаря впоследствии был назван датой образования ралли в Северной Европе под названием, с 1954 года, «Тысяча Озер».
Трасса, в отличие от правил, была далеко не проста. Спортсменам предстояло преодолеть 1700-километровый путь среди потрясающих красот финских лесов и озер. Но раллистам было не до живописных пейзажей: дорога проходила по пересеченной местности, изобилующей «слепыми» поворотами, трамплинами – «спортивными сооружениями», услужливо созданными самой Природой.
Забегая вперед, скажем, что эти спецучастки стали излюбленным местом для наблюдателей: машины эффектно пролетали после трамплинов 30-40 м. Определять расстояние зрители могли по нанесенным на дороге меткам. В 2003 году эстонец Маркко Мартин внес свое имя в историю ралли «Тысячи Озер» как спортсмен, дальше всех приземлившейся после трамплина. Его рекорд составил 57 м на скорости 171 км/ч.
Какие эмоции пережила публика и сам спортсмен, остается догадываться. Но через 2 года трамплин, расположенный в 6 км от старта, позволил Джиджи Галли отодвинуть эстонского раллиста на второе место: итальянец пролетел на Mitsubishi Lancer на 1 метр дальше.
Начиная со дня образования, финское спортивное мероприятие быстро набирало популярность. Пришел момент, когда заявки на участие стали подавать раллисты не только из Северной Европы, но и из других государств. Наши, например, впервые отметились на четырех машинах «Москвич-407» в 1958 году. К слову, это был первый случай, когда советские пилоты участвовали в международных автогонках. К финишу пришли 15-тыми из 48 команд: хороший результат.
Итак, иностранные участники вывели соревнования за национальные рамки на международный уровень. Занимательно, что, когда собралась пестрая толпа «иногородних», организаторы придумали особый язык жестов для коммуникации спортсменов.
Интересен и другой факт: до 1990 года на Ралли Финляндии побеждали только местные. Неудивительно, ведь они отлично знали свою трассу. Поэтому организаторы решили: иностранцам несколько дней до соревнований можно изучать дорогу. И тогда великий гонщик швед Эрик Карлссон на «Сааб 93» вырвал победу у финнов.
И, наконец, в 90-ом испанец Карлос Сайнс взошел на высший пьедестал почета как первый раллист не из Северной Европы. Дальше у финнов дела пошли еще хуже: в 2003 году ни один из хозяев соревнований не дошел до финиша. Победителем стал эстонец Маркко Мяртин, который тогда-то и покорил трамплин с невероятным результатом.
Когда в 1973 году по инициативе FIA был организован Чемпионат мира по ралли, «1000 Озер» вошли, наряду с Монте-Карло, в календарь соревнований. Пройти столь сложную трассу могли только спортсмены высокой квалификации: преодоление требовало мастерства, максимальной сосредоточенности, отличной реакции. К сожалению, не всем раллистам хватало этих качеств: не обходилось на треке без серьезных инцидентов.
Самым сложным спецучастком «Тысячи Озер» был 33-километровый Оунинпохья. Здесь произошли резонансные происшествия:
✅ 1981 год. Австриец Ф. Виттман на Audi Quattro врезался в группу представителей FIA. В результате аварии скончался Президент Финской Федерации автомобильного спорта
✅ 1995 год. Водитель автомобиля-разведчика Бруно Тири сбил на смерть женщину
✅ 1996 год. Датчанин Карстен Рихардт влетел в толпу зрителей: 29 человек пострадали, один скончался
Участок Оунинпохья в 2009 году закрыли в целях безопасности.
Ралли «Тысячи Озер» дало миру целую плеяду высококлассных автогонщиков. Многократными чемпионами Финляндии и мира были:
✅ Ханну Миккола – чемпион мира по ралли 1983 года, дважды чемпион Финляндии
✅ Маркус Гронхольм – 5 раз побеждал в Финляндии и 2 раза был чемпионом мира в WRC
✅ Томми Мякинен – четырежды побеждал в мировых чемпионатах по ралли, один раз в Финляндии
✅ Себастьен Леб – самый титулованный автогонщик мира: 9 раз брал кубок по ралли
✅ Себастьен Ожье – семикратный победитель мирового первенства по ралли
Состязание мужественных парней, кумиров миллионов мальчишек было отложено только единожды – в 2020 году из-за коронавируса. Теперь все идет по календарю: осенью можно будет наблюдать зрелищную гонку «летающих» автомобилей на ралли «Тысячи Озер».
Этому соревнованию автомобилистов в сравнении, например, с «Ралли Монте-Карло» газеты уделяют значительно меньше полос, не поднимают шумиху, не разжигают ажиотаж. Между тем, здесь, в Финляндии, кипят такие страсти! Самые титулованные автогонщики планеты прошли суровую школу ралли «1000 Озер».
С чего все начиналось
Да с Монте-Карло все и пошло. В 1911 году, на заре мировой автомобилизации, принц города-государства Монако придумал внести краски в зимнюю жизнь своей чудесной карликовой страны. Он организовал автомобильный пробег вдоль Лазурного побережья в надежде, что мероприятие привлечет состоятельную публику, готовую в казино и ресторанах княжества облегчить кошельки.
Живописные окрестности не интересуют участников ралли «1000 Озер». Фото: YouTube.com
Но, конечно, главной причиной рождения ралли на Французской Ривьере была страсть монаршей особы к автомобилям и спорту. Так или иначе, идея удалась и имела грандиозный успех. Временем проведения первого соревнования был выбран конец января.
На сложнейшей трассе протяженностью 3 337 км (по состоянию на 2015 год) со множествами крутых поворотов, горных серпантинов, перепадов высот автогонщики мечтали продемонстрировать свои способности, таланты и мужество. Ралли в Монте-Карло собирало энтузиастов со всей Европы. Среди них были и «горячие» финские парни.
Но вот незадача: желающих участвовать в трудном автомобильном пробеге становилось все больше и больше: только на первое ралли в Монте-Карло было подано 23 заявки, на следующее – 87. Далее количество желающих увеличивалось: всех «не резиновое» княжество вместить не могло. Пришло время, когда организационный комитет гонок в Монако вынужден был устанавливать квоту для каждого государства. Доля финнов и шведов в 50-х годах составляла 14 команд, а заявили о своем желании участвовать в пробеге на Ривьере 30 экипажей.
Каскад трамплинов на трассе ралли «Тысячи Озер». Фото: YouTube.com
Кого выбрать и послать в Монте-Карло? Лучших, ведь они – лицо страны. Сложный вопрос, однако, нельзя было решать жеребьевкой. Тогда постановили выявить сильнейшего на трассе в области Ювяскюля Центральной Финляндии.
Рождение ралли «Тысяча Озер»
Шел 1951 год. Претенденты на участие в популярном, раскрученном, отлично организованном монтекарловском ралли 1 сентября заняли позицию на старте в окрестностях Ювяскюля. Интервал между стартом каждой машины составлял 2 минуты.
Правила были просты: кто первым и с наименьшим количеством штрафных очков дойдет до финиша, тот и поедет на вожделенные гонки в Монако. Означенный день календаря впоследствии был назван датой образования ралли в Северной Европе под названием, с 1954 года, «Тысяча Озер».
Протяженность трассы ралли «1000 Озер» 1 700 км. Фото: YouTube.com
Трасса, в отличие от правил, была далеко не проста. Спортсменам предстояло преодолеть 1700-километровый путь среди потрясающих красот финских лесов и озер. Но раллистам было не до живописных пейзажей: дорога проходила по пересеченной местности, изобилующей «слепыми» поворотами, трамплинами – «спортивными сооружениями», услужливо созданными самой Природой.
Забегая вперед, скажем, что эти спецучастки стали излюбленным местом для наблюдателей: машины эффектно пролетали после трамплинов 30-40 м. Определять расстояние зрители могли по нанесенным на дороге меткам. В 2003 году эстонец Маркко Мартин внес свое имя в историю ралли «Тысячи Озер» как спортсмен, дальше всех приземлившейся после трамплина. Его рекорд составил 57 м на скорости 171 км/ч.
Эмоции зрителей на Ралли Финляндии трудно передать. Фото: YouTube.com
Какие эмоции пережила публика и сам спортсмен, остается догадываться. Но через 2 года трамплин, расположенный в 6 км от старта, позволил Джиджи Галли отодвинуть эстонского раллиста на второе место: итальянец пролетел на Mitsubishi Lancer на 1 метр дальше.
Развитие и повышение статуса Ралли Финляндии
Начиная со дня образования, финское спортивное мероприятие быстро набирало популярность. Пришел момент, когда заявки на участие стали подавать раллисты не только из Северной Европы, но и из других государств. Наши, например, впервые отметились на четырех машинах «Москвич-407» в 1958 году. К слову, это был первый случай, когда советские пилоты участвовали в международных автогонках. К финишу пришли 15-тыми из 48 команд: хороший результат.
Советские спортсмены на ралли «1000 Озер»: кадр из хроники 1977 года. Фото: YouTube.com
Итак, иностранные участники вывели соревнования за национальные рамки на международный уровень. Занимательно, что, когда собралась пестрая толпа «иногородних», организаторы придумали особый язык жестов для коммуникации спортсменов.
Интересен и другой факт: до 1990 года на Ралли Финляндии побеждали только местные. Неудивительно, ведь они отлично знали свою трассу. Поэтому организаторы решили: иностранцам несколько дней до соревнований можно изучать дорогу. И тогда великий гонщик швед Эрик Карлссон на «Сааб 93» вырвал победу у финнов.
И, наконец, в 90-ом испанец Карлос Сайнс взошел на высший пьедестал почета как первый раллист не из Северной Европы. Дальше у финнов дела пошли еще хуже: в 2003 году ни один из хозяев соревнований не дошел до финиша. Победителем стал эстонец Маркко Мяртин, который тогда-то и покорил трамплин с невероятным результатом.
На ралли «1000 Озер» нередки и подобные конфузы. Фото: YouTube.com
Когда в 1973 году по инициативе FIA был организован Чемпионат мира по ралли, «1000 Озер» вошли, наряду с Монте-Карло, в календарь соревнований. Пройти столь сложную трассу могли только спортсмены высокой квалификации: преодоление требовало мастерства, максимальной сосредоточенности, отличной реакции. К сожалению, не всем раллистам хватало этих качеств: не обходилось на треке без серьезных инцидентов.
Аварии и несчастные случае на финском ралли
Самым сложным спецучастком «Тысячи Озер» был 33-километровый Оунинпохья. Здесь произошли резонансные происшествия:
✅ 1981 год. Австриец Ф. Виттман на Audi Quattro врезался в группу представителей FIA. В результате аварии скончался Президент Финской Федерации автомобильного спорта
✅ 1995 год. Водитель автомобиля-разведчика Бруно Тири сбил на смерть женщину
✅ 1996 год. Датчанин Карстен Рихардт влетел в толпу зрителей: 29 человек пострадали, один скончался
Участок Оунинпохья в 2009 году закрыли в целях безопасности.
Галерея победителей
Ралли «Тысячи Озер» дало миру целую плеяду высококлассных автогонщиков. Многократными чемпионами Финляндии и мира были:
✅ Ханну Миккола – чемпион мира по ралли 1983 года, дважды чемпион Финляндии
✅ Маркус Гронхольм – 5 раз побеждал в Финляндии и 2 раза был чемпионом мира в WRC
✅ Томми Мякинен – четырежды побеждал в мировых чемпионатах по ралли, один раз в Финляндии
✅ Себастьен Леб – самый титулованный автогонщик мира: 9 раз брал кубок по ралли
✅ Себастьен Ожье – семикратный победитель мирового первенства по ралли
Состязание мужественных парней, кумиров миллионов мальчишек было отложено только единожды – в 2020 году из-за коронавируса. Теперь все идет по календарю: осенью можно будет наблюдать зрелищную гонку «летающих» автомобилей на ралли «Тысячи Озер».
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...