.d-md-none .d-lg-block bibimot

How Soviet railways switched from steam locomotives to electric traction

How Soviet railways switched from steam locomotives to electric traction
I was born and raised in a railroad community, and my life was often tied to the railroads for one reason. My maternal grandfather learned to be a locomotive driver even before the war. In this specialty, he worked until his retirement. During the Second World War, he participated in the provision of various supplies, and in peacetime he began working at one of the important railway stations. There were access roads to it from one of the industrial enterprises, the products of which my grandfather delivered to the borders of the station.


The only problem was that he and his family lived more than 30 km from their place of work. Difficulties with the entrance, the difficult work of a steam train driver and health problems, all this prompted him to move to a village located near the local station. 20 years later, I was born there.

Как советские жд дороги переходили от паровозов к электротягеThe FD steam locomotive was one of the most popular in the 40s. Photo: youtube.com

In the early 50s, when Fedor Ivanovich drove smoking railway equipment, there was, in fact, no alternative to it. Moreover, military experience suggested that autonomous transport was much less vulnerable than the increasingly popular electric trains. Grandfather worked all his life at the legendary FD. Interestingly, the nickname of the locomotive "Fedya" coincided with the name of my ancestor. Having a chronic disease, he retired early, never having lived to see the era of great change.

Recognized the prospects of locomotives on electric traction


The war remained further and further, and our country lived a peaceful, measured life, restoring what was destroyed during the hostilities. More and more in the first place came not mobilization suitability, but the economic benefits of operating locomotives of various types. And here, diesel locomotives and electric locomotives looked more attractive than the old technology.

The hegemony of steam locomotives, which lasted for about 100 years, was coming to an end. Although the first electric transport appeared at the same time as the FD (1932), these were only experimental samples with an eye to the future. In parallel with them, foreign-made electric locomotives were tested. And this future came only a couple of decades later.

The first serial swallow was the VL-1947, released in 22. But more than a decade remained before the full transition to electric traction.


Interestingly, back in the early 30s, a batch of imported General Electric locomotives worked on the transportation of petroleum products in the area of ​​​​the Suramsky passes of the Transcaucasian railway. This fact suggests that in other countries the transition to electric traction was much more dynamic than ours. Of course, the Second World War also greatly delayed it.

The first Soviet locomotive on alternating current. Photo: youtube.com

By the 50s, Soviet economists were talking louder and louder about the failure of the use of steam locomotives, and a number of factors were cited in support of this:

✅ lower power equipment (compared to electric locomotives)
✅ the need for a large amount of manual labor (stokers)
✅ the locomotive crew of the locomotive was at least three people
✅ economic losses due to the release of superheated steam into the atmosphere
✅ the need for equipment stations (replenishment of coal and water)

To this we can add the worst view from the cab of the locomotive and its sluggishness: a special turning circle was required to change the direction of movement. The arguments seemed to be ironclad, so they decided at the top to gradually change the fleet of locomotives in all parts of the vast country. Another help was the successful use of the already mentioned VL-22, the production of which continued until 1958. So it became clear that the organization of a new infrastructure for the development of the construction of electric locomotives would be more profitable than the continuation of the energy-intensive assembly of steam-powered locomotives.

Record rates of road electrification achieved in the 60s


If before the war the main sections on electric traction belonged to the Transcaucasian railway, then at the end of the 50s their number began to grow rapidly throughout the country. This process peaked in the next decade, when the slogan appeared that the Soviet country should have the highest percentage of electrification of the railway networks in the world.

This goal was brought under the common denominator of that time: the communist model should show its superiority in everything - sports, the availability of medicine, the price of bread, the pace of construction. Now the electrification of roads has been added to this series.

Like everything carried out on a single impulse, under the leadership of the party and the government, the introduction of electric traction moved at an amazing pace. Thus, during the sixth decade, 20 kilometers of new electrified road sections appeared.


To make the numbers more impressive, I note that this is more than the total length of electric roads in Germany or France. It is also almost 4 times longer than the electrified sections on the British Isle, or 8 times longer than Czech electric train roads.

VL22, which paved the way for the electrification of roads. Photo: youtube.com

The process continued until the collapse of the USSR, and the goal was achieved. With an indicator of 54,3 thousand kilometers, the Soviet Union ranked first in the world, and electrified sections accounted for 63,7% of the total number of steel lines. High-traffic lines, curved track distances, and suburban areas with heavy train traffic stood out among them.

To ensure the uninterrupted operation of an ever-increasing number of new locomotives, a double current transmission system was used: from stations to the main via high-voltage networks, and to the locomotive through a contact network. In this case, three different power supply systems for an electric locomotive are used:

✅ constant current
✅ Standard AC (50Hz)
✅ reduced frequency alternating current

The latter had its wide use in the 30s, but during the development of electric transport, preference was given to the standard frequency. This was facilitated by the intensive development of drive control systems and the emergence of special converter technology. The direction using alternating current with a frequency of 50 Hz has become the main one not only in our country, but throughout the world. So, for Soviet roads, 6-axle locomotives VL60 and VL80 were created, overgrown with a large number of modifications over time.

Complete rejection of steam locomotives and the development of freight electric transport


At the end of the 40s, the transition to electric traction did not yet look so unambiguous, so the design of new models of steam locomotives went on as usual. So in March 1950, a prototype model of the steam locomotive P-36 appeared. It was made at the Kolomna plant. It seems that at that time no one imagined that he would become the last steam-powered model. On June 29, 1956, the last steam locomotive, P36-0251 with serial number 10420, was rolled out of the gates of the enterprise. Since that day, the plant has completely switched to the production of diesel locomotives.

The last Soviet steam locomotive. Photo: youtube.com

By 1970, steam-powered locomotives accounted for only 3,5% of freight traffic. In 1980 it dropped to zero. And the electrification of roads confidently walked across the country.

Along with it, the design of locomotives also changed. They had to become more powerful in order to keep up with the ever-increasing volumes of cargo transportation in the country. 8-axle VL80R and 12-axle VL85 appeared. Thanks to this powerful technique, steel lines became the main transport of the USSR for the transport of various goods.

Steam locomotives, in turn, went on a well-deserved rest half a century ago. Since then, such equipment has become a favorite exhibit of all railway museums in the territory of the former Soviet state. Only occasionally did the locomotives go on a short test trip, emitting a characteristic signal, as a sign of the past.

6-axle locomotive VL60. Photo: youtube.com

Recently, this technique has come back into fashion (like any retro). Outlandish locomotives follow tourist and other routes (for example, in the 80s - Paris-Tokyo). In Russia, they also found the use of ancient technology. On the eve of Victory Day, historical trains move through different stations, recalling the role played by steam locomotives in the history of the country.

Author:

Photos used: youtube.com

What do you like more: steam locomotives or electric locomotives?

We vote!

We are We are in Yandex Zen
The first serial steam locomotive and railway route in RussiaThe most unusual trains and their footprint in history

.d-md-none .d-lg-block bibimot

Как советские ж\д дороги переходили от паровозов к электротяге

Как советские ж\д дороги переходили от паровозов к электротяге
Я родился и вырос в железнодорожном поселке, а моя жизнь часто была связана со стальными магистралями по одной причине. Мой дед по матери еще до войны выучился на машиниста паровоза. По этой специальности он проработал до самого выхода на пенсию. Во время второй мировой он участвовал в обеспечении различных поставок, а в мирное время начал трудится на одной из важных железнодорожных станций. К ней имелись подъездные пути от одного из промышленных предприятий, продукцию которого мой дедушка и доставлял в границы станции.


Вот только проблема состояла в том, что он и его семья жили в более чем 30 км от места работы. Сложности с подъездом, нелегкая работа машиниста поезда на паровой тяге и проблемы со здоровьем, все это подвигло его перебраться в поселок, расположенный рядом с местной станцией. Спустя 20 лет там же родился и я.

Как советские жд дороги переходили от паровозов к электротягеПаровоз ФД – один из самых массовых в 40-х. Фото: youtube.com

В начале 50-х, когда Федор Иванович водил дымящуюся железнодорожную технику, ей, по сути, не было альтернативы. Более того, военный опыт подсказывал, что транспорт на автономной тяге гораздо менее уязвим, чем набирающие популярность электропоезда. Дедушка все жизнь трудился на легендарном ФД. Интересно, что прозвище паровоза «Федя» совпадало с именем моего предка. Имея хроническое заболевание, он досрочно вышел на пенсию, так и не дожив до эпохи великих перемен.

Признана перспективность локомотивов на электротяге


Война оставалась все дальше, а наша страна жила мирной, размеренной жизнью, восстанавливая то, что было разрушено во время боевых действий. Все сильнее на первое место выходила не мобилизационная пригодность, а экономическая выгода эксплуатации локомотивов различного типа. И здесь тепловозы и электровозы выглядели на голову привлекательней старой техники.

Гегемония паровозов, которая продолжалась около 100 лет, подходила к своему концу. Хотя первый электротранспорт появился в то же время, что и ФД (1932 г.), это были лишь экспериментальные образцы с прицелом на будущее. Параллельно с ними проводились испытания электровозов зарубежного производства. И это будущее наступило только пару десятилетий спустя.

Первой серийной ласточкой стал выпущенный в 1947 году ВЛ-22. Но до полного перехода на электрическую тягу оставалось больше десятилетия.


Интересно, что еще в начале 30-х партия импортных локомотивов General Electric трудилась на перевозке нефтепродуктов в районе Сурамских перевалов Закавказской ж/д. Этот факт говорит о том, что в других странах переход на электрическую тягу проходил гораздо динамичнее чем у нас. Конечно, сильно отсрочила его и Вторая мировая война.

Первый советский локомотив на переменном токе. Фото: youtube.com

К 50-х годам советские экономисты все громче говорили о несостоятельности использования паровозов, и в подтверждение приводился ряд факторов:

✅ меньшая мощность техники (по сравнению с электровозами)
✅ необходимость большого объема ручного труда (кочегары)
✅ локомотивная бригада паровоза составляла не менее трех человек
✅ экономические убытки из-за выброса перегретого пара в атмосферу
✅ необходимость станций экипирования (пополнение запасов угля и воды)

К этому можно добавить худший обзор из кабины паровоза и его неповоротливость: для изменения направления движения требовался специальный разворотный круг. Аргументы казались железными, поэтому наверху приняли решение о постепенной смене парка локомотивов на всех участках огромной страны. Еще одним подспорьем стало успешное использование уже упомянутых ВЛ-22, выпуск которых продолжался до 1958 года. Так стало ясно, что организация новой инфраструктуры для развития строительства электровозов станет более выгодной, чем продолжения энергоемкой сборки локомотивов на паровой тяге.

Рекордные темпы электрификации дорог достигнуты в 60-х


Если до войны основные участки на электротяге относились к Закавказской ж/д, то в конце 50-х начался стремительный рост их числа по всей стране. Пик этого процесса пришелся на следующее десятилетие, когда появился лозунг, гласивший, что у советской страны должен быть самый высокий процент электрификации железнодорожных сетей в мире.

Эта цель подводилась под общий знаменатель того времени: коммунистическая модель должна показать свое превосходство во всем – спорте, доступности медицины, цене на хлеб, темпах строительства. Теперь к этому ряду добавилась и электрификация дорог.

Как и все, проводимое на едином порыве, под руководством партии и правительства, введение электрической тяги двигалось поразительными темпами. Так в течение шестого десятилетия появилось 20 тысяч километров новых электрифицированных участков дорог.


Чтобы цифры произвели на вас большее впечатление, замечу, что это больше, чем общая протяженность дорог на электротяге в Германии или Франции. Также это почти в 4 раза длиннее электрифицированных участков на британском острове или в 8 раз длиннее чешских дорог для электропоездов.

ВЛ22, проложивший путь к электрификации дорог. Фото: youtube.com

Процесс продолжился до распада СССР, а цель была достигнута. С показателем в 54,3 тысячи километров Советский Союз занимал первое место в мире, а электрифицированные участки составляли 63,7 % от общего числа стальных магистралей. Среди них выделялись линии с высоким грузопотоком, искривленные дистанции пути и пригородные зоны с интенсивным движением составов.

Для обеспечения бесперебойной работы все возрастающего числа парка новых локомотивов, применялась двойная система передачи тока: от станций к магистрали по высоковольтным сетям, а к локомотиву – через контактную сеть. При этом применяется три разных системы питания электровоза:

✅ постоянный ток
✅ стандартный переменный ток (50 Гц)
✅ переменный ток сниженной частоты

Последняя имела свое широкое применение в 30-х годах, но во время развития электротранспорта предпочтение отдали стандартной частоте. Этому способствовало интенсивное развитие систем управления приводом и появление специальной преобразовательной техники. Направление с использованием переменного тока частотой в 50 Гц стало основным не только в нашей стране, но и во всем мире. Так для советских дорог создали 6-осные локомотивы ВЛ60 и ВЛ80, обросшие со временем большим числом модификаций.

Полный отказ от паровозов и развитие грузового электротранспорта


В конце 40-х переход на электротягу еще не выглядел так однозначно, поэтому конструирование новых моделей паровозов шло своим чередом. Так в марте 1950 года появился опытный образец модели паровоза П-36. Его изготовили на Коломенском заводе. Кажется, тогда еще никто и не предполагал, что он станет последней моделью на паровой тяге. 29 июня 1956 года из ворот предприятия выкатили последний паровоз – П36-0251 с заводским номером 10420. С того дня завод полностью перешел на производство тепловозов.

Последний советский паровоз. Фото: youtube.com

К 1970 году количество грузоперевозок, выполняемых локомотивами на паровой тяге составляло всего 3,5%. В 1980 году оно снизилось до нуля. А электрификация дорог уверенно шагала по всей стране.

Вместе с ней менялась и конструкция локомотивов. Они должны были становиться более мощными, чтобы поспевать за все увеличивающимися объемами грузоперевозок в стране. Появились 8-осные ВЛ80Р и 12-осные ВЛ85. Благодаря этой мощной технике стальные магистрали стали основным транспортом СССР для перевозки различных грузов.

Паровозы, в свою очередь, полвека назад отправились на заслуженный отдых. С тех пор, подобная техника стала излюбленными экспонатами всех железнодорожных музеев на территории бывшего советского государства. Лишь изредка паровозы отправлялись в короткую проверочную поездку, издавая характерный сигнал, как примета прошлого.

6-осный локомотив ВЛ60. Фото: youtube.com

В последнее время такая техника вновь вошла в моду (как и любое ретро). Диковинные локомотивы следуют по туристическим и другим маршрутам (например, в 80-х – Париж-Токио). В России также нашли применение старинной технике. Накануне Дня Победы исторические составы движутся по разным станциям, напоминая о той роли, которую сыграли паровозы в истории страны.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Что больше нравится вам: паровозы или электровозы?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Первый серийный паровоз и железнодорожный маршрут РоссииСамые необычные поезда и их след в истории

Корея против Китая – трудности автовыбора

Корея против Китая – трудности автовыбора

Когда-то корейские автомобили считались «бюджетным» вариантом японских. Но сегодня на рынок уверенно вышел новый игрок – КНР. И, соответственно, встает вопрос:...
  • 424