
Седельные тягачи от ЗиЛ (19.440 и 4604) – последние попытки
Штат конструкторов завода ЗиЛ не оставляла в покое мысль о создании своего собственного седельного тягача. И если раньше этому мешала производственная «суета», связанная с выпуском необходимых стране грузовиков, то к 90-м стало ясно, что выпуск фуры, если ее запустить в серию, серьезно поправит финансовые дела катящегося в экономическую пропасть предприятия.
Особый упор – на внешний вид, который у западных автомобилей был куда выигрышнее по сравнению с российскими образцами экстерьера. Оформлением ЗиЛ-19.440 занялся Константин Потехин: это ему принадлежит авторство «Бычка». В 1992-м году было принято решение приспособить кабину вышедшего в серию ЗиЛ-4331 на бескапотный вариант тягача. Его передок должен был получить оригинальное оформление.
Макет выглядел лучше, чем прототип. Фото: YouTube.com
ЗиЛ-19.440 ставить на конвейер не планировали. В дальнейшем принципы построения машины были использованы при разработке ЗиЛ-30.250.
Сначала построили полноразмерный макет. Однако последовавший затем прототип от первой версии отличался, причем, не в лучшую сторону. «Спальник» сделали короче, зачем-то в нем установили окошки, бампер упростили, а обтекатели передних колес стали менее элегантными.
Прототип ЗиЛ-19.440 изяществом экстерьера не отличался. Фото: YouTube.com
Собственно, о внешнем виде как-то не очень задумывались. Ведь задача по использованию кабины от серийного ЗиЛа выполнена? Выполнена! Так что еще хотите? Тягач получился страшненьким, зато имел 440-сильный движок и упорно возился по выставкам. Позже машина долгое время стояла у заводских ворот, а где сегодня – неясно.
Сколько было выпущено экземпляров ЗиЛ-19.440, точно неизвестно, но совсем мало. Фото: YouTube.com
К теме бескапотного тягача руководство ЗиЛа вернулось позже, выпустив в 1995-м небольшую партию двухосной модели «5423». Однако ее судьба тоже незавидна: часть авто ушла на металлолом, другие, подвергшиеся переделкам, доживают свой век где-то на задворках домов у частников. Но у завода был и более амбициозный проект, о котором речь пойдет далее.
Это большой магистральный тягач с солидным спальным отделением, по внешнему виду сильно смахивавший на американские грузовики-капотники из голливудских фильмов. Автомобиль с тремя осями, 6х4 оснащался ярославским движком ЯМЗ-7511, в 14 л объемом, развивавшим 410 «лошадей». Дополнительно турбированный мотор оборудовался интеркулером – системой охлаждения подаваемого в агрегат воздушного потока. В комплекте с ДВС устанавливалась МКПП на четырнадцать передач с заводским индексом «2314». Серийно эта коробка не выпускалась.
Тягач оснащался ABS, что в то время на российских грузовиках фактически не встречалось. Машина могла быть использована в составе автопоезда, максимальный вес которого достигал сорока тонн. При этом крейсерская скорость находилась в пределах 85-90 км/ч, а наивысшая составляла 110 км/ч.
Сегодня в таком состоянии ЗиЛ-6404 уже не найти. Фото: YouTube.com
Внутри – «все, как положено». Кроме двухместного «спальника» предусмотрен холодильник, «микроволновка» шкафчик под одежду и даже мини-телевизор. Кабина удивляла высоким потолком и простором. Снаружи автомобиль тоже выглядел современно: на удлиненную кабину от ЗиЛ-4331 поставили сверху обтекатель, сделанный из пластика, колеса эффектно прикрывали плавные «кожухи», бампер снабдили «юбкой», в которую интегрировали «противотуманки».
Последний седельный тягач доказал, что на ЗиЛе умеют делать машины, отвечающие требованиям времени как в плане технических параметров, так и дизайнерского оформления (ЗиЛ-6404). Из минусов в обеих моделях можно отметить разве что недостаточную тепло- и звукоизоляцию большой кабины.
Два несостоявшихся седельных тягача: ЗиЛ-5423 (слева) и ЗиЛ-6404. Фото: YouTube.com
Правда, ниша «капотников» в РФ как-то не очень востребована из-за сложностей разворота в тесных складах и на базах. К тому же умирающий завод был уже не в состоянии профинансировать проекты.
Особый упор – на внешний вид, который у западных автомобилей был куда выигрышнее по сравнению с российскими образцами экстерьера. Оформлением ЗиЛ-19.440 занялся Константин Потехин: это ему принадлежит авторство «Бычка». В 1992-м году было принято решение приспособить кабину вышедшего в серию ЗиЛ-4331 на бескапотный вариант тягача. Его передок должен был получить оригинальное оформление.

ЗиЛ-19.440 ставить на конвейер не планировали. В дальнейшем принципы построения машины были использованы при разработке ЗиЛ-30.250.
Особенности седельного тягача ЗиЛ-19.440
Сначала построили полноразмерный макет. Однако последовавший затем прототип от первой версии отличался, причем, не в лучшую сторону. «Спальник» сделали короче, зачем-то в нем установили окошки, бампер упростили, а обтекатели передних колес стали менее элегантными.

Собственно, о внешнем виде как-то не очень задумывались. Ведь задача по использованию кабины от серийного ЗиЛа выполнена? Выполнена! Так что еще хотите? Тягач получился страшненьким, зато имел 440-сильный движок и упорно возился по выставкам. Позже машина долгое время стояла у заводских ворот, а где сегодня – неясно.

К теме бескапотного тягача руководство ЗиЛа вернулось позже, выпустив в 1995-м небольшую партию двухосной модели «5423». Однако ее судьба тоже незавидна: часть авто ушла на металлолом, другие, подвергшиеся переделкам, доживают свой век где-то на задворках домов у частников. Но у завода был и более амбициозный проект, о котором речь пойдет далее.
ЗиЛ-6404
Это большой магистральный тягач с солидным спальным отделением, по внешнему виду сильно смахивавший на американские грузовики-капотники из голливудских фильмов. Автомобиль с тремя осями, 6х4 оснащался ярославским движком ЯМЗ-7511, в 14 л объемом, развивавшим 410 «лошадей». Дополнительно турбированный мотор оборудовался интеркулером – системой охлаждения подаваемого в агрегат воздушного потока. В комплекте с ДВС устанавливалась МКПП на четырнадцать передач с заводским индексом «2314». Серийно эта коробка не выпускалась.
«Радости цивилизации»
Тягач оснащался ABS, что в то время на российских грузовиках фактически не встречалось. Машина могла быть использована в составе автопоезда, максимальный вес которого достигал сорока тонн. При этом крейсерская скорость находилась в пределах 85-90 км/ч, а наивысшая составляла 110 км/ч.

Внутри – «все, как положено». Кроме двухместного «спальника» предусмотрен холодильник, «микроволновка» шкафчик под одежду и даже мини-телевизор. Кабина удивляла высоким потолком и простором. Снаружи автомобиль тоже выглядел современно: на удлиненную кабину от ЗиЛ-4331 поставили сверху обтекатель, сделанный из пластика, колеса эффектно прикрывали плавные «кожухи», бампер снабдили «юбкой», в которую интегрировали «противотуманки».
Что в итоге?
Последний седельный тягач доказал, что на ЗиЛе умеют делать машины, отвечающие требованиям времени как в плане технических параметров, так и дизайнерского оформления (ЗиЛ-6404). Из минусов в обеих моделях можно отметить разве что недостаточную тепло- и звукоизоляцию большой кабины.

Правда, ниша «капотников» в РФ как-то не очень востребована из-за сложностей разворота в тесных складах и на базах. К тому же умирающий завод был уже не в состоянии профинансировать проекты.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Маленький «сверхмедленный» самолет бьет рекорды продаж
Речь о гибридно-электрической модели от Electra, которая должна поступить в эксплуатацию в 2028 году. Более подробно о причинах популярности воздушного судна и...

Чиновника «пересадили» с BMW на «Ауру» – мнение из первых уст
Раньше трудно было найти государственного служащего, перемещающегося на машине отечественного производства. Времена меняются, автопарк «изнашивается» и...

Испытания нового Тутаевского двигателя завершились, впереди массовый выпуск
Мотор полгода тестировали в составе крупного бульдозера в сложных условиях Тюменской области. Как двигатель справился с поставленными задачами, узнайте из...

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

АН-2 с девятью двигателями – взлет всего за 7 секунд
Когда речь заходит о самолетах с вертикальным взлетом, на ум чаще всего приходят громоздкие военные машины или футуристические дроны. Но однажды на МАКС-2021...

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....

Два уникальных грузовика ЗИЛ на бездорожье – инженеры против «самодельщиков»
В очередной раз не дают покоя авторам канала «Полигон-98» лавры советских инженеров. В новой поездке они решили проверить, какой грузовик ЗИЛ лучше – заводской...

Под Челябинском построят флагман российского тормозного машиностроения
Будут собирать тормозные диски и суппорты. Не исключено, что и для экспорта запчастей....

Настоящая «дорога жизни»: в Николаевск-на-Амуре по деревянным мостам и грязи
Трассу постепенно реконструируют, но она по-прежнему очень опасна для водителей и пассажиров...

В Британии создали двигатель, работающий на чистой меди
Он сможет использовать космический мусор в качестве топлива. Однако есть две большие проблемы....

Бывший завод VW в Калуге недорого распродает двигатели и АКПП – мнение водителей
Это полностью новые агрегаты, оставшиеся на складах. Цены ниже рыночных в разы, но есть нюансы....

АВТОВАЗ начал производство самой доступной версии LADA Largus
Этот автомобиль пришел на смену LADA Largus в комплектации Classic Plus. Он называется Comfort и стоит на 5 тысяч рублей дороже....

Такого успеха не ожидал никто: Denza N9 Black Warrior бьет рекорды продаж
Даже в самой BYD не думали, что будет такой спрос. Что именно привлекает покупателей в авто?...

Успешно завершены тесты двигателя для тяжелой ракеты «Ангара-А5М»
Российская школа двигателестроения в очередной раз показала свои возможности. Поставки начнутся в ближайшие месяцы....

Взлет и падение Русско-Балтийского завода
Автомобили «Руссо-Балт» получили широкую известность не только в России но и в Европе. Но из-за исторических событий первый российский автомобильный бренд...

Новейший КАМАЗ 6х6 испытывают на крупнейшем газовом месторождении России
Тестирования машины займут месяц. Итоги прохождения предопределят дальнейшую «судьбу» модели и, в особенности, ее серийного производства....