Прогрессивный НАМИ-0284, так и не вышедший в серию
К 70-м годам прошлого столетия чиновники советского автопрома ясно осознали, что наша страна безнадежно отстала от передовых производителей. И дело было не только в переднем приводе. Даже современные советские модели выглядели на уровне иностранных, но двадцатилетней давности. В таких условиях каждый креативно мыслящий автоконструктор мог оказаться на вес золота.
На территории СССР распространились домашние инженеры, которые стали собирать самые невероятные самоделки. Часто они выглядели и имели параметры на голову выше, чем у официальных изделий автомобильных заводов. И могла появиться мысль, а почему их не запустить в серийное производство? Такому шагу препятствовали два важных момента: инертность плановой экономической системы и необходимость всестороннего испытания образца перед внедрением в серийное производство.
К счастью, существовали и официальные исследовательские институты, занимавшиеся разработкой перспективных моделей техники. Самым известным из них можно назвать НАМИ, в котором собралась целая плеяда талантливых и прогрессивных инженеров-конструкторов.
Именно в его стенах появилось немало образцов суперсовременной техники. Правда, очень малая часть из них в итоге вышла в серию. Поэтому неудивительно, что этому институту поручили в 80-х годах ответственное задание: создание прототипов легкового автомобиля сверхмалого класса. Планка ставилась высокая: максимальное снижение массы самого авто и уменьшение расхода топлива на четверть от среднестатистической модели.
Амбициозная молодежь восприняла такое задание сверху, как прекрасную возможность проявить свой талант в полной мере. Сразу появилось несколько свежих идей, воплощенных в рабочие прототипы. Одним из первых был «Компакт», чуть позже появилась модель поинтересней.
Сегодня доподлинно неизвестно стал ли он развитием названого проекта «Компакт» или появился как альтернативный вариант от конкурирующей конструкторской группы. Так или иначе, но автомобиль являлся плодом творческого процесса внутри передовой советской проектной организации. Правда, собственных сил оказалось недостаточно, поэтому вызвали подмогу из столицы. Это была группа конструкторов АЗЛК под руководством А. Наместникова.
Напомню, что автомобиль создавался в особо малом классе. Поэтому не удивительно, что предложить его к производству планировалось заводу, выпускающему самые маленькие автомобили в СССР – Запорожскому автомобильному (ЗАЗ). По этой же причине и двигатель на прототип установили тот же, что и на серийные «Таврии» – МеМЗ-245. Такой подход значительно облегчал постановку опытного образца на заводской конвейер в будущем. Он имел следующие параметры:
✅ 4-местный кузов
✅ 12-дюймовые колеса
✅ длина – 3685 мм
✅ ширина – 1550 мм
✅ коэффициент лобового сопротивления – 0,23
Последний параметр довели до таких хороших параметров благодаря столичным асам. А вот соотношение первых двух оказалось слегка непривычным для нашего автопрома (короткий, но широкий кузов). Среди наворотов числились пневмоподвеска с функцией изменения дорожного просвета и электровакуумное сцепление.
Фото экспериментальной модели, появившееся в советских журналах за 1990 год, вызвало восторг не только публики, но и специалистов. Вот только все, наверное, помнят какое тогда было время. Финансовые, политические и другие проблемы поставили крест на модели, претендовавшей на роль лучшего образца в своем классе. В серию он так и не пошел, хорошо хоть некоторые из идей после использовали при конструировании другого прототипа – ЗАЗ-1106.
На территории СССР распространились домашние инженеры, которые стали собирать самые невероятные самоделки. Часто они выглядели и имели параметры на голову выше, чем у официальных изделий автомобильных заводов. И могла появиться мысль, а почему их не запустить в серийное производство? Такому шагу препятствовали два важных момента: инертность плановой экономической системы и необходимость всестороннего испытания образца перед внедрением в серийное производство.
Угадывается в линии фар что-то сходное с ВАЗ-2115. Фото: youtube.com
К счастью, существовали и официальные исследовательские институты, занимавшиеся разработкой перспективных моделей техники. Самым известным из них можно назвать НАМИ, в котором собралась целая плеяда талантливых и прогрессивных инженеров-конструкторов.
Именно в его стенах появилось немало образцов суперсовременной техники. Правда, очень малая часть из них в итоге вышла в серию. Поэтому неудивительно, что этому институту поручили в 80-х годах ответственное задание: создание прототипов легкового автомобиля сверхмалого класса. Планка ставилась высокая: максимальное снижение массы самого авто и уменьшение расхода топлива на четверть от среднестатистической модели.
Поручение – как вызов для амбициозных и талантливых
Амбициозная молодежь восприняла такое задание сверху, как прекрасную возможность проявить свой талант в полной мере. Сразу появилось несколько свежих идей, воплощенных в рабочие прототипы. Одним из первых был «Компакт», чуть позже появилась модель поинтересней.
В 1987 году инженеры создали концепт-кар, который до сих пор многие считают самым успешным образцом советской малолитражки. Автомобиль назвали по имени института-разработчика – НАМИ-0284 «Дебют».
Сегодня доподлинно неизвестно стал ли он развитием названого проекта «Компакт» или появился как альтернативный вариант от конкурирующей конструкторской группы. Так или иначе, но автомобиль являлся плодом творческого процесса внутри передовой советской проектной организации. Правда, собственных сил оказалось недостаточно, поэтому вызвали подмогу из столицы. Это была группа конструкторов АЗЛК под руководством А. Наместникова.
Визуально кузов тоже выглядел коротковатым. Фото: youtube.com
Напомню, что автомобиль создавался в особо малом классе. Поэтому не удивительно, что предложить его к производству планировалось заводу, выпускающему самые маленькие автомобили в СССР – Запорожскому автомобильному (ЗАЗ). По этой же причине и двигатель на прототип установили тот же, что и на серийные «Таврии» – МеМЗ-245. Такой подход значительно облегчал постановку опытного образца на заводской конвейер в будущем. Он имел следующие параметры:
✅ 4-местный кузов
✅ 12-дюймовые колеса
✅ длина – 3685 мм
✅ ширина – 1550 мм
✅ коэффициент лобового сопротивления – 0,23
Последний параметр довели до таких хороших параметров благодаря столичным асам. А вот соотношение первых двух оказалось слегка непривычным для нашего автопрома (короткий, но широкий кузов). Среди наворотов числились пневмоподвеска с функцией изменения дорожного просвета и электровакуумное сцепление.
Задней части придали современный вид. Фото: youtube.com
Фото экспериментальной модели, появившееся в советских журналах за 1990 год, вызвало восторг не только публики, но и специалистов. Вот только все, наверное, помнят какое тогда было время. Финансовые, политические и другие проблемы поставили крест на модели, претендовавшей на роль лучшего образца в своем классе. В серию он так и не пошел, хорошо хоть некоторые из идей после использовали при конструировании другого прототипа – ЗАЗ-1106.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....