Прогрессивный НАМИ-0284, так и не вышедший в серию
К 70-м годам прошлого столетия чиновники советского автопрома ясно осознали, что наша страна безнадежно отстала от передовых производителей. И дело было не только в переднем приводе. Даже современные советские модели выглядели на уровне иностранных, но двадцатилетней давности. В таких условиях каждый креативно мыслящий автоконструктор мог оказаться на вес золота.
На территории СССР распространились домашние инженеры, которые стали собирать самые невероятные самоделки. Часто они выглядели и имели параметры на голову выше, чем у официальных изделий автомобильных заводов. И могла появиться мысль, а почему их не запустить в серийное производство? Такому шагу препятствовали два важных момента: инертность плановой экономической системы и необходимость всестороннего испытания образца перед внедрением в серийное производство.
К счастью, существовали и официальные исследовательские институты, занимавшиеся разработкой перспективных моделей техники. Самым известным из них можно назвать НАМИ, в котором собралась целая плеяда талантливых и прогрессивных инженеров-конструкторов.
Именно в его стенах появилось немало образцов суперсовременной техники. Правда, очень малая часть из них в итоге вышла в серию. Поэтому неудивительно, что этому институту поручили в 80-х годах ответственное задание: создание прототипов легкового автомобиля сверхмалого класса. Планка ставилась высокая: максимальное снижение массы самого авто и уменьшение расхода топлива на четверть от среднестатистической модели.
Амбициозная молодежь восприняла такое задание сверху, как прекрасную возможность проявить свой талант в полной мере. Сразу появилось несколько свежих идей, воплощенных в рабочие прототипы. Одним из первых был «Компакт», чуть позже появилась модель поинтересней.
Сегодня доподлинно неизвестно стал ли он развитием названого проекта «Компакт» или появился как альтернативный вариант от конкурирующей конструкторской группы. Так или иначе, но автомобиль являлся плодом творческого процесса внутри передовой советской проектной организации. Правда, собственных сил оказалось недостаточно, поэтому вызвали подмогу из столицы. Это была группа конструкторов АЗЛК под руководством А. Наместникова.
Напомню, что автомобиль создавался в особо малом классе. Поэтому не удивительно, что предложить его к производству планировалось заводу, выпускающему самые маленькие автомобили в СССР – Запорожскому автомобильному (ЗАЗ). По этой же причине и двигатель на прототип установили тот же, что и на серийные «Таврии» – МеМЗ-245. Такой подход значительно облегчал постановку опытного образца на заводской конвейер в будущем. Он имел следующие параметры:
✅ 4-местный кузов
✅ 12-дюймовые колеса
✅ длина – 3685 мм
✅ ширина – 1550 мм
✅ коэффициент лобового сопротивления – 0,23
Последний параметр довели до таких хороших параметров благодаря столичным асам. А вот соотношение первых двух оказалось слегка непривычным для нашего автопрома (короткий, но широкий кузов). Среди наворотов числились пневмоподвеска с функцией изменения дорожного просвета и электровакуумное сцепление.
Фото экспериментальной модели, появившееся в советских журналах за 1990 год, вызвало восторг не только публики, но и специалистов. Вот только все, наверное, помнят какое тогда было время. Финансовые, политические и другие проблемы поставили крест на модели, претендовавшей на роль лучшего образца в своем классе. В серию он так и не пошел, хорошо хоть некоторые из идей после использовали при конструировании другого прототипа – ЗАЗ-1106.
На территории СССР распространились домашние инженеры, которые стали собирать самые невероятные самоделки. Часто они выглядели и имели параметры на голову выше, чем у официальных изделий автомобильных заводов. И могла появиться мысль, а почему их не запустить в серийное производство? Такому шагу препятствовали два важных момента: инертность плановой экономической системы и необходимость всестороннего испытания образца перед внедрением в серийное производство.
Угадывается в линии фар что-то сходное с ВАЗ-2115. Фото: youtube.com
К счастью, существовали и официальные исследовательские институты, занимавшиеся разработкой перспективных моделей техники. Самым известным из них можно назвать НАМИ, в котором собралась целая плеяда талантливых и прогрессивных инженеров-конструкторов.
Именно в его стенах появилось немало образцов суперсовременной техники. Правда, очень малая часть из них в итоге вышла в серию. Поэтому неудивительно, что этому институту поручили в 80-х годах ответственное задание: создание прототипов легкового автомобиля сверхмалого класса. Планка ставилась высокая: максимальное снижение массы самого авто и уменьшение расхода топлива на четверть от среднестатистической модели.
Поручение – как вызов для амбициозных и талантливых
Амбициозная молодежь восприняла такое задание сверху, как прекрасную возможность проявить свой талант в полной мере. Сразу появилось несколько свежих идей, воплощенных в рабочие прототипы. Одним из первых был «Компакт», чуть позже появилась модель поинтересней.
В 1987 году инженеры создали концепт-кар, который до сих пор многие считают самым успешным образцом советской малолитражки. Автомобиль назвали по имени института-разработчика – НАМИ-0284 «Дебют».
Сегодня доподлинно неизвестно стал ли он развитием названого проекта «Компакт» или появился как альтернативный вариант от конкурирующей конструкторской группы. Так или иначе, но автомобиль являлся плодом творческого процесса внутри передовой советской проектной организации. Правда, собственных сил оказалось недостаточно, поэтому вызвали подмогу из столицы. Это была группа конструкторов АЗЛК под руководством А. Наместникова.
Визуально кузов тоже выглядел коротковатым. Фото: youtube.com
Напомню, что автомобиль создавался в особо малом классе. Поэтому не удивительно, что предложить его к производству планировалось заводу, выпускающему самые маленькие автомобили в СССР – Запорожскому автомобильному (ЗАЗ). По этой же причине и двигатель на прототип установили тот же, что и на серийные «Таврии» – МеМЗ-245. Такой подход значительно облегчал постановку опытного образца на заводской конвейер в будущем. Он имел следующие параметры:
✅ 4-местный кузов
✅ 12-дюймовые колеса
✅ длина – 3685 мм
✅ ширина – 1550 мм
✅ коэффициент лобового сопротивления – 0,23
Последний параметр довели до таких хороших параметров благодаря столичным асам. А вот соотношение первых двух оказалось слегка непривычным для нашего автопрома (короткий, но широкий кузов). Среди наворотов числились пневмоподвеска с функцией изменения дорожного просвета и электровакуумное сцепление.
Задней части придали современный вид. Фото: youtube.com
Фото экспериментальной модели, появившееся в советских журналах за 1990 год, вызвало восторг не только публики, но и специалистов. Вот только все, наверное, помнят какое тогда было время. Финансовые, политические и другие проблемы поставили крест на модели, претендовавшей на роль лучшего образца в своем классе. В серию он так и не пошел, хорошо хоть некоторые из идей после использовали при конструировании другого прототипа – ЗАЗ-1106.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...