«Фермер-2» – единственный самолет РФ для распыления удобрений
В 2007-м году совершил свой первый вылет самолет «Фермер-2». Это единственная в России узкоспециализированная машина, предназначенная для химической обработки сельскохозяйственных угодий. Летательный аппарат разработала Казанская компания «МВЕН», накопившая немалый опыт в этой области. Производимые самолеты имеют по единичному сертификату воздушного судна – ЕЭВС, соответствующий документу Experimental (США). Машину выпускают на заводе в Казахстане, причем их количество не такое большое. Тем не менее, аппарат пользуется спросом, и казанская фирма уже разработала более совершенную модель «МВЕН-500». Чем интересно воздушное судно, предназначенное исключительно для осуществления АХР – авиахимических работ?
При постройке машины применена традиционная для подобных летательных аппаратов аэродинамическая схема. В передней части полумонококового фюзеляжа размещен силовой агрегат, затем (в районе центра тяжести) идет стеклопластиковый резервуар под химикаты (испытывался давлением) и пилотская кабина. Для изготовления закрепленного спереди шпангоута использована «нержавейка» в полмиллиметра толщиной.
Лист является противопожарной перегородкой. По конструкции «Фермер-2» – низкоплан с подкосами (сделаны из профиля 30 ХГСА), оснащенный винтом тянущего типа и пирамидообразными основными стойками шасси. Сзади под хвостом – рессора. Баки для горючего общей емкостью 82 л расположены во внутренних отсеках крыльев – кессонах.
Она находится сразу за отделением с химическим стеклопластиковым резервуаром. Кабина достаточно просторная, перед пилотом – панель с кругляшами-приборами и дисплеем по центру. Есть радиостанция. В задней части фонаря – воздухозаборник с фильтром для очистки воздушных потоков.
Невозможно перечислить все модели легких самолетов, на которые устанавливался и устанавливается популярный авиамотор Lycoming IO-360. Его надежность и экономичность заслуживают уважения к производителю.
Существует множество модификаций агрегата: тот которым комплектуется «Фермер-2», развивает 180 «лошадей». Другие технические параметры самолета:
✅ размах крыльев, длина, высота – 10,4, 7,15 и 2,2 м
✅ вес пустого и максимальный взлетный – 606 и 1100 кг
✅ средняя и наивысшая скорость – 160 и 200 км/ч
✅ масса химических препаратов – 295 кг
Самолетом управляет один пилот. Допустимая эксплуатационная нагрузка – не более четырех единиц. Для взлета и посадки хватит утрамбованной грунтовой дорожки.
Первое техническое обслуживание машины потребуется спустя 50 ч работы, затем – каждые 100 ч. Общий эксплуатационный ресурс определен производителем в 3 тыс. часов полетов или (и) 6 тыс. посадок за восемь лет.
Опрыскивание сельхозкультур происходит при скорости 125-145 км/ч на высоте 3-6 метров. Как говорят агроспециалисты, применение небольшого «химического» самолета выгодно для хозяйства. Одноместная машина расходует горючего 40 л/ч (в режиме перегона 32 л/ч). Например, у Ан-2 эта цифра больше в четыре раза. Оборудование для проведения ультрамалообъемного (до 10 л/га) опрыскивания – итальянского производства. Это различные фильтры, фитинги, форсунки и т. п. Электрические насосы на 24 В поставляла Украина.
Производительность «Фермера-2» – в диапазоне от 90 до 320 гектар в час. В ходе испытаний выяснилось: за один рабочий день «Фермер-2» может обработать 1800 га (при расходе химикатов 7л/га), а если норма составит 3 л/га, то получится уже 2800 л/га! Интересно применение навигационной системы: она нужна не для того, чтобы летчик нашел свой «аэродром» – GPS используется в плане исключения случайной повторной обработки уже опрысканного поля.
К тому же скромному по габаритам самолету проще и быстрее разворачиваться в концах земельных участков. Использование для химической обработки наземной сельхозтехники с большим клиренсом дешевле (и то, смотря от какого она производителя), но это, во-первых, занимает больше времени, во-вторых, растения все равно повреждаются, как бы механизатор ни осторожно ехал. Требования к пилоту, занимающемуся опрыскиванием полей, минимальны: нужно иметь допуск к производству авиахимических работ.
Самолет проверяли по всей территории России (Кубань, Дальний Восток, Татарстан) и в Казахстане. Особое внимание при разработке машины уделено безопасности. Чтобы защитить пилота от вредных испарений, в герметичную кабину установили угольные фильтры.
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций летчик может воспользоваться мгновенно срабатывающей парашютной системой спасения (расположена за спинкой кресла).
Кстати, ее разработка и производство – специализация той же компании из Казани.
Для серийного производства «Фермера-2» в Казахстане был специально построен небольшой завод, причем за год. К строительству машин приступили в 2011-м году. Корпус самолета полностью сделан из композитного материала. Как это происходит? На заводе в Караганде (один из руководителей МВЕН оттуда родом) есть целая бригада специалистов-выклейщиков полимерных деталей. На первых порах работа шла медленно: на один самолет уходило около четырех месяцев. Позже процесс ускорился в 4 раза и более. При выходе на штатную производственную мощность, выпускали по три судна каждый месяц. По словам руководства компании «КазАвиаСпектра», которой принадлежит предприятие в Караганде, оно может довести производство «Фермер-2» до 100 машин в год.
Впрочем, медленный темп неудивителен: процесс выклейки крыльев и фюзеляжа фактически ручной. Сначала берется кусок ткани и помещается в форму, которая заливается эпоксидной смолой. Затем деталь сушат, прессуют и отшлифовывают. Вызывает интерес дальнейший этап – армирование полученного стеклопластика. Для этого используется, как это ни странно звучит, пенопласт. Вопреки физическом законам, он повышает прочность детали, если его уложить между двумя кусками стеклопластика. Жесткость полученного элемента сравнима со сталью. Подобная технология широко используется в мире лет 20. Это позволяет снизить массу летательного аппарата, повысить экономичность, не уменьшая его прочности. К тому же можно забыть о коррозии.
А где еще планировали организовать выпуск «Фермер-2» и последующих моделей? В 2011-м году предполагалось открыть на базе «Одессаавиаремсервис» предприятие по сборке самолетов, но по понятным причинам, проект остался на бумаге.
Еще одно предприятие совместно с португальской компанией «Аэронавтика» открыли в г. Понти-ди-Сор, где уже имеется свое скромное авиапроизводство. Туда будут поставляться узлы для отверточной сборки.
На мировом рынке легких самолетов цена разработанного в России воздушного судна, выполняющего АХР, примерно в два раза ниже по сравнению с зарубежными «одноклассниками». «Фермер-2» оценивался в 2012-м году в 150 тыс. долларов. Его более «продвинутая» модификация «МВЕН-500» (Т-500) – 200 тыс. «зеленых».
Компоновка
При постройке машины применена традиционная для подобных летательных аппаратов аэродинамическая схема. В передней части полумонококового фюзеляжа размещен силовой агрегат, затем (в районе центра тяжести) идет стеклопластиковый резервуар под химикаты (испытывался давлением) и пилотская кабина. Для изготовления закрепленного спереди шпангоута использована «нержавейка» в полмиллиметра толщиной.
Самолет – одноместный. Фото: YouTube.com
Лист является противопожарной перегородкой. По конструкции «Фермер-2» – низкоплан с подкосами (сделаны из профиля 30 ХГСА), оснащенный винтом тянущего типа и пирамидообразными основными стойками шасси. Сзади под хвостом – рессора. Баки для горючего общей емкостью 82 л расположены во внутренних отсеках крыльев – кессонах.
Кабина
Она находится сразу за отделением с химическим стеклопластиковым резервуаром. Кабина достаточно просторная, перед пилотом – панель с кругляшами-приборами и дисплеем по центру. Есть радиостанция. В задней части фонаря – воздухозаборник с фильтром для очистки воздушных потоков.
Силовой агрегат
Невозможно перечислить все модели легких самолетов, на которые устанавливался и устанавливается популярный авиамотор Lycoming IO-360. Его надежность и экономичность заслуживают уважения к производителю.
В 2004-м на предшественник описываемой модели «Фермер-1» хотели поставить силовой агрегат LOM PRAHA М-332С, выдающий 170 «лошадей», но позже от этой идеи отказались.
Существует множество модификаций агрегата: тот которым комплектуется «Фермер-2», развивает 180 «лошадей». Другие технические параметры самолета:
✅ размах крыльев, длина, высота – 10,4, 7,15 и 2,2 м
✅ вес пустого и максимальный взлетный – 606 и 1100 кг
✅ средняя и наивысшая скорость – 160 и 200 км/ч
✅ масса химических препаратов – 295 кг
Самолетом управляет один пилот. Допустимая эксплуатационная нагрузка – не более четырех единиц. Для взлета и посадки хватит утрамбованной грунтовой дорожки.
Самолет взлетает с окраины поля. Фото: YouTube.com
Первое техническое обслуживание машины потребуется спустя 50 ч работы, затем – каждые 100 ч. Общий эксплуатационный ресурс определен производителем в 3 тыс. часов полетов или (и) 6 тыс. посадок за восемь лет.
Оборудование для АХР
Опрыскивание сельхозкультур происходит при скорости 125-145 км/ч на высоте 3-6 метров. Как говорят агроспециалисты, применение небольшого «химического» самолета выгодно для хозяйства. Одноместная машина расходует горючего 40 л/ч (в режиме перегона 32 л/ч). Например, у Ан-2 эта цифра больше в четыре раза. Оборудование для проведения ультрамалообъемного (до 10 л/га) опрыскивания – итальянского производства. Это различные фильтры, фитинги, форсунки и т. п. Электрические насосы на 24 В поставляла Украина.
Опрыскивающие форсунки – итальянские. Фото: YouTube.com
Производительность «Фермера-2» – в диапазоне от 90 до 320 гектар в час. В ходе испытаний выяснилось: за один рабочий день «Фермер-2» может обработать 1800 га (при расходе химикатов 7л/га), а если норма составит 3 л/га, то получится уже 2800 л/га! Интересно применение навигационной системы: она нужна не для того, чтобы летчик нашел свой «аэродром» – GPS используется в плане исключения случайной повторной обработки уже опрысканного поля.
Обработка полей производится на малой высоте. Фото: YouTube.com
К тому же скромному по габаритам самолету проще и быстрее разворачиваться в концах земельных участков. Использование для химической обработки наземной сельхозтехники с большим клиренсом дешевле (и то, смотря от какого она производителя), но это, во-первых, занимает больше времени, во-вторых, растения все равно повреждаются, как бы механизатор ни осторожно ехал. Требования к пилоту, занимающемуся опрыскиванием полей, минимальны: нужно иметь допуск к производству авиахимических работ.
Испытания
Самолет проверяли по всей территории России (Кубань, Дальний Восток, Татарстан) и в Казахстане. Особое внимание при разработке машины уделено безопасности. Чтобы защитить пилота от вредных испарений, в герметичную кабину установили угольные фильтры.
Вот эта красная ручка – единственный шанс на спасение пилота. Фото: YouTube.com
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций летчик может воспользоваться мгновенно срабатывающей парашютной системой спасения (расположена за спинкой кресла).
Спасательная система МВЕН в действии (падает планер). Фото: YouTube.com
Кстати, ее разработка и производство – специализация той же компании из Казани.
Где и как изготавливают воздушное судно
Для серийного производства «Фермера-2» в Казахстане был специально построен небольшой завод, причем за год. К строительству машин приступили в 2011-м году. Корпус самолета полностью сделан из композитного материала. Как это происходит? На заводе в Караганде (один из руководителей МВЕН оттуда родом) есть целая бригада специалистов-выклейщиков полимерных деталей. На первых порах работа шла медленно: на один самолет уходило около четырех месяцев. Позже процесс ускорился в 4 раза и более. При выходе на штатную производственную мощность, выпускали по три судна каждый месяц. По словам руководства компании «КазАвиаСпектра», которой принадлежит предприятие в Караганде, оно может довести производство «Фермер-2» до 100 машин в год.
Пояление самолета на выставках неизменно вызывает интерес. Фото: YouTube.com
Впрочем, медленный темп неудивителен: процесс выклейки крыльев и фюзеляжа фактически ручной. Сначала берется кусок ткани и помещается в форму, которая заливается эпоксидной смолой. Затем деталь сушат, прессуют и отшлифовывают. Вызывает интерес дальнейший этап – армирование полученного стеклопластика. Для этого используется, как это ни странно звучит, пенопласт. Вопреки физическом законам, он повышает прочность детали, если его уложить между двумя кусками стеклопластика. Жесткость полученного элемента сравнима со сталью. Подобная технология широко используется в мире лет 20. Это позволяет снизить массу летательного аппарата, повысить экономичность, не уменьшая его прочности. К тому же можно забыть о коррозии.
Совместные производства за рубежом
А где еще планировали организовать выпуск «Фермер-2» и последующих моделей? В 2011-м году предполагалось открыть на базе «Одессаавиаремсервис» предприятие по сборке самолетов, но по понятным причинам, проект остался на бумаге.
Преемника «Фермер-2»
Т-500 готовят к погрузке. Фото: YouTube.com
Т-500 готовят к погрузке. Фото: YouTube.com
Еще одно предприятие совместно с португальской компанией «Аэронавтика» открыли в г. Понти-ди-Сор, где уже имеется свое скромное авиапроизводство. Туда будут поставляться узлы для отверточной сборки.
Стоимость «Фермер-2»
На мировом рынке легких самолетов цена разработанного в России воздушного судна, выполняющего АХР, примерно в два раза ниже по сравнению с зарубежными «одноклассниками». «Фермер-2» оценивался в 2012-м году в 150 тыс. долларов. Его более «продвинутая» модификация «МВЕН-500» (Т-500) – 200 тыс. «зеленых».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...