Где еще проявить страсть к «четырехколесному», продемонстрировать отточенные шоферские навыки, где через край почерпнуть и выплеснуть эмоции?.. Добро пожаловать на «Ралли Монте-Карло»!
Княжеская забава
Все именно так и начиналось. Принц карликового государства Монако Альбер I, вероятно, погряз бы в роскоши и неге, но был страстным автомобилистом. В начале 20 века уже колесили по городам «безлошадные экипажи» с пыхтящими под капотами паровыми котлами, чинно разъезжали электромобили с тяжеленными аккумуляторами, цокотали клапанами машины на ДВС. Уже были Mercedes, Ford, Alfa Romeo, Audi.

Появились автомобили – родился и автоспорт. Морской офицер, новатор и изобретатель, просветитель и меценат Альбер I положил немало сил на процветание своего мизерного, но невероятно живописного государства. С целью привлечения туристов князь инициировал автогонки по сложным дорогам вдоль Лазурного побережья на юго-востоке Франции. По булыжной мостовой проехать легко, а покажи, на что ты способен в наших естественных условиях.
Подготовка к первой мировой автомобильной гонке, разработка регламента и стратегии началась в 1909-ом. Сначала на базе ассоциации велосипедистов был создан Автомобильный клуб Монако, а в 1911 году состоялось само мероприятие.
Трасса и правила
В самом городе-государстве развернуться негде: Монте-Карло (административный район Монако) славится чрезвычайно узкими и извилистыми улочками. Поэтому первые соревнования гонщиков начала века больше походили на автопробег по Европе с финишем в Монако. Правила были такими: с разных городов в определенное время, с учетом дальности следования, выезжали машины, отмечаясь по пути в контрольных пунктах. Ремонтировать пострадавшую технику по дороге было запрещено: к финишу должны доехать лучшие авто.

Позднее, в 1929 году, великий гонщик Л. Широн и президент автоклуба Монако Э. Ногез придумали и разработали трассу по жилым кварталам столицы карликового государства. Протяженность трека на 2015 год составляла 3 337 км, количество поворотов – 19. На время события, собирающего десятки тысяч зрителей, движение на улицах прекращают, дежурит полиция, неотложка, прочие городские службы.
Но там, на дороге вдоль Французской Ривьеры, где проходили первые соревнования, трассу никто не готовил: не было бордюров, ограничителей, столбиков. Машина шла (да и в наши дни идет) по участкам с огромными перепадами высот и температур, крутыми поворотами то по снегу, то по льду. Спецучастки могут быть сухими или залитыми водой. Автомобиль то прижимается к скалам, ныряет в облака или туман, то вырывается на яркое солнце: сложность трассы зависит от погоды. Самым интересным «спецучастком» считается ночная гонка: немало раллистов переживали скачок от упоения скоростью к реальному страху за собственную жизнь.

Движение по дороге общего пользования на момент «Ралли Монте-Карло» продолжается в обычном режиме: преградившая путь снегоуборочная машина – обычное явление. Никакие препятствия не оправдывают опоздавшего к финишу спортсмена. На обочине трассы для пилотов не настроены кафе, туалеты, пункты ночевок и отдыха: бытовые проблемы полностью ложатся на плечи раллистов. Иногда последние не выпускают баранку по 15 часов кряду.
Ралли 1911 года
Первое ралли, ставшее теперь любимым ежегодным автомобильным мероприятием, было запланировано на конец января. Поговаривают, неслучайно: это «мертвый» сезон для казино Монте-Карло, а монакский правитель решил заманивать в страну толстосумов, если верить историкам.

На участие в пробеге 1911 года зарегистрировались 23 участника из 11 стран, до заветной черты добрались 15. Победил Анри Луи Ружье, стартовавший из Парижа на Turcat-Mery. Это великий спортсмен, гонявший на велосипеде, летавший на самолете, но вечную славу ему принес триумфальный въезд в Монако. К слову, оно так в первый год и называлось – «Ралли Монако».

В начальный период существования соревнования крупные автопроизводители не оценили мероприятие как рекламу своему продукту. Поэтому в первых заездах участвовали экипажи на мало популярных авто. Позднее положение изменилось: «Рено», «Пежо», «Сааб» и более значимые игроки автомобильного сектора стали присылать своих участников на ралли. Сложная трасса служила проверкой нововведений и улучшений в автомобильной отрасли.
Легенды «Ралли Монте-Карло»
Список всех участников – а они все герои – занял бы немало страниц. Назовем самых известных раллистов, хотя их имена на слуху любого, даже далекого от автоспорта, человека:
✅ Люси Шелл – американка, бизнесвумен, владелица команды, «наконец, просто красавица» трижды побеждала в чисто, казалось бы, мужском виде спорта. Это были 1931, 1935 и 1936 годы
✅ Себастьен Ожье – француз, 9 раз поднимался на пьедестал почета в Монако
✅ Себастьен Леб – француз, самый титулованный автогонщик, 8-кратный победитель «Ралли Монте-Карло»
✅ Эрик Карлссон – в 1961 и 1962 годах на Saab 96 взял главные призы ралли в Монако. Всего не счету шведа 21 победа на соревнованиях разного уровня
✅ Луи Широн – один из самых известных спортсменов довоенной эпохи, победитель 1954 года
Это звезды автоспорта, кумиры миллионов, отчаянные парни, в ряды которых органично вписываются и женские имена. Важно, что 1973 года, с небольшим перерывом на 2008-2012 года, в рамках монтекарловского ралли проходит первый этап Мирового чемпионата по ралли.
Советские и российские автомобили на «Ралли Монте-Карло»
Первым славу российскому государству принес дворянин Андрей Нагель с напарником Вадимом Михайловым. На 55-сильном автомобиле Руссо-Балт С24/30 с невероятными приключениями и трудностями они проделали путь длиной 3 257 км от Петербурга до набережной Кондамин в Монако. Шел 1912 год.

Через снежные бури и заносы, туманы и дожди штурман В. Михайлов с поломанной в день старта рукой (двигатель дал обратную вспышку), местами просто на ощупь, вел автомобиль к победе. Они были на финише первыми. Из 87 команд, подавших заявку на участие, до финиша дошли 57.
Но нашим победу не засчитали: по условиям соревнования, машину оценивали по эстетическому виду, комфорту передвижения, сколько багажа может взять на борт и т. д. Такими «спортивными» признаками Руссо-Балт не обладал. Но российский экипаж все же получил приз за надежность авто и самый дальний прогон.

В середине прошлого столетия мероприятие на Лазурном берегу стало своеобразной «выставкой достижений». В 60-тые наши «Москвичи» 407 и 408, а также «Волга» ГАЗ-21М участвовали во многих авторалли. А в 1964 «Москвичи» с советскими «раллистами из таксистов» штурмовали Альпы и дошли до финиша в Монако.
В этом году автошоу (именно так теперь выглядит шикарное мероприятие «Ралли Монте-Карло») состоялось 19-22 января. Россияне Н. Грязин и К. Александров представляли страну в Чемпионате мира по ралли-2, прошли трассу достойно, но из-за пятисекундного штрафа уступили чемпионство Йохану Росселю и Арно Дюнану. «Ралли Монте-Карло» 2023 выиграли Себастьен Ожье и Венсан Ландэ.
Ну и на «десерт» – гонки на исторических авто, которые традиционно проводятся после основного ралли и первого этапа одноименного Чемпионата мира по ралли. В этом году Россию представляли и взяли 8 кубков 5 команд. Две из них были на «Волгах» ГАЗ-М-21 1961 и 1962 годов. А ведь они соперничали с 265 экипажами. Рукоплещем вам, россияне, прошедшие в общей сложности 3 тыс. раллийных километров!