Ралли Монте-Карло: восторг и упоение скоростью
«Догнать и перегнать» в человеческой природе присутствовало всегда. А с появлением «самоходной коляски» – автомобиля – этот душевный порыв кратно усилился.
Где еще проявить страсть к «четырехколесному», продемонстрировать отточенные шоферские навыки, где через край почерпнуть и выплеснуть эмоции?.. Добро пожаловать на «Ралли Монте-Карло»!
Все именно так и начиналось. Принц карликового государства Монако Альбер I, вероятно, погряз бы в роскоши и неге, но был страстным автомобилистом. В начале 20 века уже колесили по городам «безлошадные экипажи» с пыхтящими под капотами паровыми котлами, чинно разъезжали электромобили с тяжеленными аккумуляторами, цокотали клапанами машины на ДВС. Уже были Mercedes, Ford, Alfa Romeo, Audi.
Появились автомобили – родился и автоспорт. Морской офицер, новатор и изобретатель, просветитель и меценат Альбер I положил немало сил на процветание своего мизерного, но невероятно живописного государства. С целью привлечения туристов князь инициировал автогонки по сложным дорогам вдоль Лазурного побережья на юго-востоке Франции. По булыжной мостовой проехать легко, а покажи, на что ты способен в наших естественных условиях.
Подготовка к первой мировой автомобильной гонке, разработка регламента и стратегии началась в 1909-ом. Сначала на базе ассоциации велосипедистов был создан Автомобильный клуб Монако, а в 1911 году состоялось само мероприятие.
В самом городе-государстве развернуться негде: Монте-Карло (административный район Монако) славится чрезвычайно узкими и извилистыми улочками. Поэтому первые соревнования гонщиков начала века больше походили на автопробег по Европе с финишем в Монако. Правила были такими: с разных городов в определенное время, с учетом дальности следования, выезжали машины, отмечаясь по пути в контрольных пунктах. Ремонтировать пострадавшую технику по дороге было запрещено: к финишу должны доехать лучшие авто.
Позднее, в 1929 году, великий гонщик Л. Широн и президент автоклуба Монако Э. Ногез придумали и разработали трассу по жилым кварталам столицы карликового государства. Протяженность трека на 2015 год составляла 3 337 км, количество поворотов – 19. На время события, собирающего десятки тысяч зрителей, движение на улицах прекращают, дежурит полиция, неотложка, прочие городские службы.
Но там, на дороге вдоль Французской Ривьеры, где проходили первые соревнования, трассу никто не готовил: не было бордюров, ограничителей, столбиков. Машина шла (да и в наши дни идет) по участкам с огромными перепадами высот и температур, крутыми поворотами то по снегу, то по льду. Спецучастки могут быть сухими или залитыми водой. Автомобиль то прижимается к скалам, ныряет в облака или туман, то вырывается на яркое солнце: сложность трассы зависит от погоды. Самым интересным «спецучастком» считается ночная гонка: немало раллистов переживали скачок от упоения скоростью к реальному страху за собственную жизнь.
Движение по дороге общего пользования на момент «Ралли Монте-Карло» продолжается в обычном режиме: преградившая путь снегоуборочная машина – обычное явление. Никакие препятствия не оправдывают опоздавшего к финишу спортсмена. На обочине трассы для пилотов не настроены кафе, туалеты, пункты ночевок и отдыха: бытовые проблемы полностью ложатся на плечи раллистов. Иногда последние не выпускают баранку по 15 часов кряду.
Первое ралли, ставшее теперь любимым ежегодным автомобильным мероприятием, было запланировано на конец января. Поговаривают, неслучайно: это «мертвый» сезон для казино Монте-Карло, а монакский правитель решил заманивать в страну толстосумов, если верить историкам.
На участие в пробеге 1911 года зарегистрировались 23 участника из 11 стран, до заветной черты добрались 15. Победил Анри Луи Ружье, стартовавший из Парижа на Turcat-Mery. Это великий спортсмен, гонявший на велосипеде, летавший на самолете, но вечную славу ему принес триумфальный въезд в Монако. К слову, оно так в первый год и называлось – «Ралли Монако».
В начальный период существования соревнования крупные автопроизводители не оценили мероприятие как рекламу своему продукту. Поэтому в первых заездах участвовали экипажи на мало популярных авто. Позднее положение изменилось: «Рено», «Пежо», «Сааб» и более значимые игроки автомобильного сектора стали присылать своих участников на ралли. Сложная трасса служила проверкой нововведений и улучшений в автомобильной отрасли.
Список всех участников – а они все герои – занял бы немало страниц. Назовем самых известных раллистов, хотя их имена на слуху любого, даже далекого от автоспорта, человека:
✅ Люси Шелл – американка, бизнесвумен, владелица команды, «наконец, просто красавица» трижды побеждала в чисто, казалось бы, мужском виде спорта. Это были 1931, 1935 и 1936 годы
✅ Себастьен Ожье – француз, 9 раз поднимался на пьедестал почета в Монако
✅ Себастьен Леб – француз, самый титулованный автогонщик, 8-кратный победитель «Ралли Монте-Карло»
✅ Эрик Карлссон – в 1961 и 1962 годах на Saab 96 взял главные призы ралли в Монако. Всего не счету шведа 21 победа на соревнованиях разного уровня
✅ Луи Широн – один из самых известных спортсменов довоенной эпохи, победитель 1954 года
Это звезды автоспорта, кумиры миллионов, отчаянные парни, в ряды которых органично вписываются и женские имена. Важно, что 1973 года, с небольшим перерывом на 2008-2012 года, в рамках монтекарловского ралли проходит первый этап Мирового чемпионата по ралли.
Первым славу российскому государству принес дворянин Андрей Нагель с напарником Вадимом Михайловым. На 55-сильном автомобиле Руссо-Балт С24/30 с невероятными приключениями и трудностями они проделали путь длиной 3 257 км от Петербурга до набережной Кондамин в Монако. Шел 1912 год.
Через снежные бури и заносы, туманы и дожди штурман В. Михайлов с поломанной в день старта рукой (двигатель дал обратную вспышку), местами просто на ощупь, вел автомобиль к победе. Они были на финише первыми. Из 87 команд, подавших заявку на участие, до финиша дошли 57.
Но нашим победу не засчитали: по условиям соревнования, машину оценивали по эстетическому виду, комфорту передвижения, сколько багажа может взять на борт и т. д. Такими «спортивными» признаками Руссо-Балт не обладал. Но российский экипаж все же получил приз за надежность авто и самый дальний прогон.
В середине прошлого столетия мероприятие на Лазурном берегу стало своеобразной «выставкой достижений». В 60-тые наши «Москвичи» 407 и 408, а также «Волга» ГАЗ-21М участвовали во многих авторалли. А в 1964 «Москвичи» с советскими «раллистами из таксистов» штурмовали Альпы и дошли до финиша в Монако.
В этом году автошоу (именно так теперь выглядит шикарное мероприятие «Ралли Монте-Карло») состоялось 19-22 января. Россияне Н. Грязин и К. Александров представляли страну в Чемпионате мира по ралли-2, прошли трассу достойно, но из-за пятисекундного штрафа уступили чемпионство Йохану Росселю и Арно Дюнану. «Ралли Монте-Карло» 2023 выиграли Себастьен Ожье и Венсан Ландэ.
Ну и на «десерт» – гонки на исторических авто, которые традиционно проводятся после основного ралли и первого этапа одноименного Чемпионата мира по ралли. В этом году Россию представляли и взяли 8 кубков 5 команд. Две из них были на «Волгах» ГАЗ-М-21 1961 и 1962 годов. А ведь они соперничали с 265 экипажами. Рукоплещем вам, россияне, прошедшие в общей сложности 3 тыс. раллийных километров!
Где еще проявить страсть к «четырехколесному», продемонстрировать отточенные шоферские навыки, где через край почерпнуть и выплеснуть эмоции?.. Добро пожаловать на «Ралли Монте-Карло»!
Княжеская забава
Все именно так и начиналось. Принц карликового государства Монако Альбер I, вероятно, погряз бы в роскоши и неге, но был страстным автомобилистом. В начале 20 века уже колесили по городам «безлошадные экипажи» с пыхтящими под капотами паровыми котлами, чинно разъезжали электромобили с тяжеленными аккумуляторами, цокотали клапанами машины на ДВС. Уже были Mercedes, Ford, Alfa Romeo, Audi.
«Ралли Монте-Карло» 1937 год. Фото: YouTube.com
Появились автомобили – родился и автоспорт. Морской офицер, новатор и изобретатель, просветитель и меценат Альбер I положил немало сил на процветание своего мизерного, но невероятно живописного государства. С целью привлечения туристов князь инициировал автогонки по сложным дорогам вдоль Лазурного побережья на юго-востоке Франции. По булыжной мостовой проехать легко, а покажи, на что ты способен в наших естественных условиях.
Подготовка к первой мировой автомобильной гонке, разработка регламента и стратегии началась в 1909-ом. Сначала на базе ассоциации велосипедистов был создан Автомобильный клуб Монако, а в 1911 году состоялось само мероприятие.
Трасса и правила
В самом городе-государстве развернуться негде: Монте-Карло (административный район Монако) славится чрезвычайно узкими и извилистыми улочками. Поэтому первые соревнования гонщиков начала века больше походили на автопробег по Европе с финишем в Монако. Правила были такими: с разных городов в определенное время, с учетом дальности следования, выезжали машины, отмечаясь по пути в контрольных пунктах. Ремонтировать пострадавшую технику по дороге было запрещено: к финишу должны доехать лучшие авто.
Наша «Волга» на «Ралли Монте-Карло» в 1964 году. Фото: YouTube.com
Позднее, в 1929 году, великий гонщик Л. Широн и президент автоклуба Монако Э. Ногез придумали и разработали трассу по жилым кварталам столицы карликового государства. Протяженность трека на 2015 год составляла 3 337 км, количество поворотов – 19. На время события, собирающего десятки тысяч зрителей, движение на улицах прекращают, дежурит полиция, неотложка, прочие городские службы.
Но там, на дороге вдоль Французской Ривьеры, где проходили первые соревнования, трассу никто не готовил: не было бордюров, ограничителей, столбиков. Машина шла (да и в наши дни идет) по участкам с огромными перепадами высот и температур, крутыми поворотами то по снегу, то по льду. Спецучастки могут быть сухими или залитыми водой. Автомобиль то прижимается к скалам, ныряет в облака или туман, то вырывается на яркое солнце: сложность трассы зависит от погоды. Самым интересным «спецучастком» считается ночная гонка: немало раллистов переживали скачок от упоения скоростью к реальному страху за собственную жизнь.
«Ралли Монте-Карло» 2023. Фото: YouTube.com
Движение по дороге общего пользования на момент «Ралли Монте-Карло» продолжается в обычном режиме: преградившая путь снегоуборочная машина – обычное явление. Никакие препятствия не оправдывают опоздавшего к финишу спортсмена. На обочине трассы для пилотов не настроены кафе, туалеты, пункты ночевок и отдыха: бытовые проблемы полностью ложатся на плечи раллистов. Иногда последние не выпускают баранку по 15 часов кряду.
Ралли 1911 года
Первое ралли, ставшее теперь любимым ежегодным автомобильным мероприятием, было запланировано на конец января. Поговаривают, неслучайно: это «мертвый» сезон для казино Монте-Карло, а монакский правитель решил заманивать в страну толстосумов, если верить историкам.
Юркий «Мини Купер» отлично проходит спецучастки «Ралли Монте-Карло». Фото: YouTube.com
На участие в пробеге 1911 года зарегистрировались 23 участника из 11 стран, до заветной черты добрались 15. Победил Анри Луи Ружье, стартовавший из Парижа на Turcat-Mery. Это великий спортсмен, гонявший на велосипеде, летавший на самолете, но вечную славу ему принес триумфальный въезд в Монако. К слову, оно так в первый год и называлось – «Ралли Монако».
«Москвичи» на «Ралли Монте-Карло» не уступали одноклассникам. Фото: YouTube.com
В начальный период существования соревнования крупные автопроизводители не оценили мероприятие как рекламу своему продукту. Поэтому в первых заездах участвовали экипажи на мало популярных авто. Позднее положение изменилось: «Рено», «Пежо», «Сааб» и более значимые игроки автомобильного сектора стали присылать своих участников на ралли. Сложная трасса служила проверкой нововведений и улучшений в автомобильной отрасли.
Легенды «Ралли Монте-Карло»
Список всех участников – а они все герои – занял бы немало страниц. Назовем самых известных раллистов, хотя их имена на слуху любого, даже далекого от автоспорта, человека:
✅ Люси Шелл – американка, бизнесвумен, владелица команды, «наконец, просто красавица» трижды побеждала в чисто, казалось бы, мужском виде спорта. Это были 1931, 1935 и 1936 годы
✅ Себастьен Ожье – француз, 9 раз поднимался на пьедестал почета в Монако
✅ Себастьен Леб – француз, самый титулованный автогонщик, 8-кратный победитель «Ралли Монте-Карло»
✅ Эрик Карлссон – в 1961 и 1962 годах на Saab 96 взял главные призы ралли в Монако. Всего не счету шведа 21 победа на соревнованиях разного уровня
✅ Луи Широн – один из самых известных спортсменов довоенной эпохи, победитель 1954 года
Это звезды автоспорта, кумиры миллионов, отчаянные парни, в ряды которых органично вписываются и женские имена. Важно, что 1973 года, с небольшим перерывом на 2008-2012 года, в рамках монтекарловского ралли проходит первый этап Мирового чемпионата по ралли.
Советские и российские автомобили на «Ралли Монте-Карло»
Первым славу российскому государству принес дворянин Андрей Нагель с напарником Вадимом Михайловым. На 55-сильном автомобиле Руссо-Балт С24/30 с невероятными приключениями и трудностями они проделали путь длиной 3 257 км от Петербурга до набережной Кондамин в Монако. Шел 1912 год.
Наш Руссо-Балт С24/30. Фото: YouTube.com
Через снежные бури и заносы, туманы и дожди штурман В. Михайлов с поломанной в день старта рукой (двигатель дал обратную вспышку), местами просто на ощупь, вел автомобиль к победе. Они были на финише первыми. Из 87 команд, подавших заявку на участие, до финиша дошли 57.
Но нашим победу не засчитали: по условиям соревнования, машину оценивали по эстетическому виду, комфорту передвижения, сколько багажа может взять на борт и т. д. Такими «спортивными» признаками Руссо-Балт не обладал. Но российский экипаж все же получил приз за надежность авто и самый дальний прогон.
Фото перед стартом первых россиян на «Ралли Монте-Карло». Фото: YouTube.com
В середине прошлого столетия мероприятие на Лазурном берегу стало своеобразной «выставкой достижений». В 60-тые наши «Москвичи» 407 и 408, а также «Волга» ГАЗ-21М участвовали во многих авторалли. А в 1964 «Москвичи» с советскими «раллистами из таксистов» штурмовали Альпы и дошли до финиша в Монако.
В этом году автошоу (именно так теперь выглядит шикарное мероприятие «Ралли Монте-Карло») состоялось 19-22 января. Россияне Н. Грязин и К. Александров представляли страну в Чемпионате мира по ралли-2, прошли трассу достойно, но из-за пятисекундного штрафа уступили чемпионство Йохану Росселю и Арно Дюнану. «Ралли Монте-Карло» 2023 выиграли Себастьен Ожье и Венсан Ландэ.
Ну и на «десерт» – гонки на исторических авто, которые традиционно проводятся после основного ралли и первого этапа одноименного Чемпионата мира по ралли. В этом году Россию представляли и взяли 8 кубков 5 команд. Две из них были на «Волгах» ГАЗ-М-21 1961 и 1962 годов. А ведь они соперничали с 265 экипажами. Рукоплещем вам, россияне, прошедшие в общей сложности 3 тыс. раллийных километров!
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...