
Электробус на водороде КамАЗ-6290
Тема экологического городского транспорта сейчас актуальна во всем мире. Особенно это касается многомиллионных мегаполисов, которые и без того задыхаются от угарного газа и других загрязнителей. Еще недавно стрелка весов склонялась в сторону классических электробусов и электроавтомобилей. Сегодня конструкторы хотят двигаться еще дальше.
На первое место вышла перспектива создания электротранспорта на водородной тяге. Многие развитые страны представили свои предложения и опытные образцы на эту тему. Существует даже двухэтажный водоробус Wrightbus, о котором мы расскажем в одном из следующих материалов. Не остались в стороне и российские конструкторы.
Чтобы не осталось сомнений, с чем имеем дело. Фото: youtube.com
В Москве с ее 13-миллионным и постоянно растущим населением экологическая проблема всегда стояла остро. Именно поэтому перспективный план развития городских и междугородных маршрутов в стране предполагает к 2030 году добиться того, чтобы один из десяти образцов общественного транспорта использовал водородную тягу. Начнут, конечно же, со столицы.
Именно поэтому два года назад на заводе КАМАЗ подготовили опытный образец именно такой техники. Он должен стать пробным камнем на пути испытания автобусов с альтернативным источником питания. В Минэнерго уверены, что такой подход обеспечит постепенное внедрение новой техники не только в столице, но и других крупных российских городах.
Конечно, представленная модель не является лишь плодом разработки ведущих инженеров предприятия из Набережных Челнов. Сегодня в этом направлении движется более сотни научных и производственных организаций, расположенных во всех уголках нашей страны. Они относятся к числу тех, кто уже имеет компетенцию в сфере водородной промышленности.
Баллоны безопасно установили на крыше. Фото: youtube.com
Но созданием транспорта на альтернативном приводе дело не ограничится. Всем ясно, что потребуется строительство и другой необходимой инфраструктуры. В первую очередь – заправочных станций для этого вида топлива. В Российском энергетическом агентстве (РЭА) уже получили отмашку и процесс запущен. В ближайшее время определится место расположения и мощности будущих заправочных станций для водородных и электродвигателей. На осуществление планов выделены региональные субсидии.
Для выбора места проведения испытаний учитывали тот факт, что пока единственная в стране специализированная автозаправочная станция расположена в подмосковной Черноголовке. В этом году проверка на деле новой конструкции должна завершиться, и, скорее всего, через несколько лет водородные автобусы уже перестанут быть в диковинку. А пока их опытная партия проходит практическую проверку перед запуском в серию.
Низкопольную конструкцию, впервые представленную на выставке COMTRANS, снабдили 45-киловаттной энергетической установкой. Ее сопровождает блок из шести баллонов для хранения сжатого водорода, расположенный на крыше. Это сделали из соображений безопасности водителя и пассажиров. В случае аварийной утечки содержимое баллона не сможет попасть в салон и натворить там беды. К основным параметрам автобуса относятся:
✅ максимальная вместимость – 80 пассажиров
✅ сидячие места – 33
✅ запас хода – 250 км (у электробуса – 70 км)
✅ максимальная скорость – 80 км/ч
Разбег температур, при которых транспорт рекомендован к эксплуатации очень широк: сорок единиц выше или ниже нуля. Водоробус приводится в движение электропортальным мостом от компании ZF. В конструкции модели нет дизельного подогревателя, а тормозная система – пневматическая с ABS и другими функциями. Есть возможность и прямого торможения тяговым электромотором с системой рекуперации.
Под задним капотом водоробуса. Фото: youtube.com
В российских регионах также идет обсуждения вопроса перехода на экотранспорт. Этот процесс долгий и болезненный, но, возможно, мы с вами открываем новую страницу в истории городского общественного транспорта.
На первое место вышла перспектива создания электротранспорта на водородной тяге. Многие развитые страны представили свои предложения и опытные образцы на эту тему. Существует даже двухэтажный водоробус Wrightbus, о котором мы расскажем в одном из следующих материалов. Не остались в стороне и российские конструкторы.

В Москве с ее 13-миллионным и постоянно растущим населением экологическая проблема всегда стояла остро. Именно поэтому перспективный план развития городских и междугородных маршрутов в стране предполагает к 2030 году добиться того, чтобы один из десяти образцов общественного транспорта использовал водородную тягу. Начнут, конечно же, со столицы.
Водоробус – от ведущего производителя грузовой техники
Именно поэтому два года назад на заводе КАМАЗ подготовили опытный образец именно такой техники. Он должен стать пробным камнем на пути испытания автобусов с альтернативным источником питания. В Минэнерго уверены, что такой подход обеспечит постепенное внедрение новой техники не только в столице, но и других крупных российских городах.
Конечно, представленная модель не является лишь плодом разработки ведущих инженеров предприятия из Набережных Челнов. Сегодня в этом направлении движется более сотни научных и производственных организаций, расположенных во всех уголках нашей страны. Они относятся к числу тех, кто уже имеет компетенцию в сфере водородной промышленности.

Но созданием транспорта на альтернативном приводе дело не ограничится. Всем ясно, что потребуется строительство и другой необходимой инфраструктуры. В первую очередь – заправочных станций для этого вида топлива. В Российском энергетическом агентстве (РЭА) уже получили отмашку и процесс запущен. В ближайшее время определится место расположения и мощности будущих заправочных станций для водородных и электродвигателей. На осуществление планов выделены региональные субсидии.
Уже больше полгода как новый водоробус КАМАЗ-6290 отправился в испытательные поездки по маршрутам столицы. Они проходят в штатном режиме. Модель основана на электробусе КАМАЗ-6282.
Для выбора места проведения испытаний учитывали тот факт, что пока единственная в стране специализированная автозаправочная станция расположена в подмосковной Черноголовке. В этом году проверка на деле новой конструкции должна завершиться, и, скорее всего, через несколько лет водородные автобусы уже перестанут быть в диковинку. А пока их опытная партия проходит практическую проверку перед запуском в серию.
Технические особенности водоробуса
Низкопольную конструкцию, впервые представленную на выставке COMTRANS, снабдили 45-киловаттной энергетической установкой. Ее сопровождает блок из шести баллонов для хранения сжатого водорода, расположенный на крыше. Это сделали из соображений безопасности водителя и пассажиров. В случае аварийной утечки содержимое баллона не сможет попасть в салон и натворить там беды. К основным параметрам автобуса относятся:
✅ максимальная вместимость – 80 пассажиров
✅ сидячие места – 33
✅ запас хода – 250 км (у электробуса – 70 км)
✅ максимальная скорость – 80 км/ч
Разбег температур, при которых транспорт рекомендован к эксплуатации очень широк: сорок единиц выше или ниже нуля. Водоробус приводится в движение электропортальным мостом от компании ZF. В конструкции модели нет дизельного подогревателя, а тормозная система – пневматическая с ABS и другими функциями. Есть возможность и прямого торможения тяговым электромотором с системой рекуперации.

В российских регионах также идет обсуждения вопроса перехода на экотранспорт. Этот процесс долгий и болезненный, но, возможно, мы с вами открываем новую страницу в истории городского общественного транспорта.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....