АТС-59: с хранения – на «гражданку»
Курганский завод, специализировавшийся на производстве тяжелых кранов, в 1954-м году был переориентирован на выпуск тягачей для транспортировки орудий. У сотрудников КМЗ опыта в подобном деле не было, поэтому им помогали на первых порах специалисты Челябинского тракторного. В итоге первая модель гусеничного тягача получилась удачной. Далее курганское предприятие справлялось уже самостоятельно, изготовив свой первый вездеход АТС-59, имевший заводской индекс «650».
Первые образцы проходили испытания в 1958 году. После их завершения машину начали тестировать военные. Тягач им понравился и его приняли на вооружение. Однако некоторые доводки все же были, и первая партия серийных машин сошла с конвейера только в 1961-м.
Уже через год завод выпускал по 120 машин в месяц. Попутно производили модификации вездехода:
✅ укладчик кабеля и ж/д рельсов
✅ бульдозер
✅ подъемный кран
Все перечисленные выше «специальности» пригодились в будущей «гражданской жизни» машины.
По меркам того времени тягач вполне устраивал армию в плане технических характеристик. Единственный минус – неудобная и тесная кабина, был ликвидирован в 1969-м при выпуске усовершенствованной версии АТС-59Г. Позже Курганский завод перепрофилировали под выпуск БМП-1 и поэтому все производство передали в одну из стран Варшавского договора – Польшу. Вскоре советскую армию стали сокращать и вездеход начали активно передаваться мирным организациям.
В основном тягач был нужен для использования в труднопроходимых районах СССР. А их тогда (да и сегодня) хватало. Машина пришлась к месту геологам, нефтяникам и газовикам. Также использовалась для доставки грузов в отдаленные населенные пункты, куда не было автомобильных дорог.
Кабина установлена спереди, а силовой агрегат – почти посередине, сзади – грузовая платформа. Подвеска независимая, торсионная, на каждом борту – по пять основных катков. В передней части вездехода размещен силовой механизм, в корпусе которого находятся КПП, главная передача, устройства поворота, тормоза.
За кормой имеется лебедка. Основные технические характеристики:
✅ длина, ширина, высота – 6,28, 2,78, 2,3 м
✅ собственный вес и грузоподъемность – 13 и 3 т
✅ дорожный просвет – 42,5 см
✅ силовой агрегат – 12-цилиндровый дизель А-650 в 38,88 л, развивающий 300 л. с.
✅ скорость – до 39 км/ч
Машина способна преодолевать брод глубиной до 1,1 м, ров шириной 1,35 м, а также подниматься на уклоны в 35° с креном до 25°. В Польше на тягач устанавливали двигатель W650G с практически такими же параметрами, что и у российского. В комплекте с мотором идет пятиступенчатая МКПП.
Надежность советской техники общеизвестна: АТС-59 можно приобрести и сегодня в нормальном состоянии. Но стоит «тормознуть» на таком невеселом моменте, как расход: не только топлива, но и масла. На 100 км эта «машинка» потребляет от 152 до 163 л солярки. Но это не все! ДВС понадобится еще и масло – если он исправен, примерно 13 л/100 км.
В тягаче применены советские «ноу-хау». Например, завести движок можно двумя способами: с электрического стартера или пневматическим пускателем. Последний представляет собой баллон со сжатым воздухом и вентилем. Если сядет аккумулятор, стартер можно раскрутить потоком из «ресивера». Если мороз – имеется пусковой подогреватель. При работе он издает шум и грохот, сопровождая это пламенем из сопла, как у дракона. Наверняка соседи не пропустят такое «шоу», даже если вы захотите уехать ночью.
Зато управлять вездеходом легко: используется пара рычагов и три педали, столь привычные автомобилистам. После непродолжительной тренировки радиус поворота составит всего 3,5 м. Так что если вы заядлый охотник или рыбак и у нет проблем с дешевым дизельным топливом, маслом такая машина подойдет вполне. Любопытно: попадаются объявления о продаже к АТС-59 новых запчастей. За сам вездеход (предлагают машины с хранения с пробегом от 200 км) просят от 500 тыс. руб. до миллиона.
От опытных экземпляров – к серии
Первые образцы проходили испытания в 1958 году. После их завершения машину начали тестировать военные. Тягач им понравился и его приняли на вооружение. Однако некоторые доводки все же были, и первая партия серийных машин сошла с конвейера только в 1961-м.
Военные хорошо приняли тягач. Фото: YouTube.com
Уже через год завод выпускал по 120 машин в месяц. Попутно производили модификации вездехода:
✅ укладчик кабеля и ж/д рельсов
✅ бульдозер
✅ подъемный кран
Все перечисленные выше «специальности» пригодились в будущей «гражданской жизни» машины.
Модернизация
По меркам того времени тягач вполне устраивал армию в плане технических характеристик. Единственный минус – неудобная и тесная кабина, был ликвидирован в 1969-м при выпуске усовершенствованной версии АТС-59Г. Позже Курганский завод перепрофилировали под выпуск БМП-1 и поэтому все производство передали в одну из стран Варшавского договора – Польшу. Вскоре советскую армию стали сокращать и вездеход начали активно передаваться мирным организациям.
Гражданским передавали вездеходы с хранения, практически новые. Фото: YouTube.com
В основном тягач был нужен для использования в труднопроходимых районах СССР. А их тогда (да и сегодня) хватало. Машина пришлась к месту геологам, нефтяникам и газовикам. Также использовалась для доставки грузов в отдаленные населенные пункты, куда не было автомобильных дорог.
Технические особенности
Кабина установлена спереди, а силовой агрегат – почти посередине, сзади – грузовая платформа. Подвеска независимая, торсионная, на каждом борту – по пять основных катков. В передней части вездехода размещен силовой механизм, в корпусе которого находятся КПП, главная передача, устройства поворота, тормоза.
Управление простое и понятное. Фото: YouTube.com
За кормой имеется лебедка. Основные технические характеристики:
✅ длина, ширина, высота – 6,28, 2,78, 2,3 м
✅ собственный вес и грузоподъемность – 13 и 3 т
✅ дорожный просвет – 42,5 см
✅ силовой агрегат – 12-цилиндровый дизель А-650 в 38,88 л, развивающий 300 л. с.
✅ скорость – до 39 км/ч
Машина способна преодолевать брод глубиной до 1,1 м, ров шириной 1,35 м, а также подниматься на уклоны в 35° с креном до 25°. В Польше на тягач устанавливали двигатель W650G с практически такими же параметрами, что и у российского. В комплекте с мотором идет пятиступенчатая МКПП.
Эксплуатация
Надежность советской техники общеизвестна: АТС-59 можно приобрести и сегодня в нормальном состоянии. Но стоит «тормознуть» на таком невеселом моменте, как расход: не только топлива, но и масла. На 100 км эта «машинка» потребляет от 152 до 163 л солярки. Но это не все! ДВС понадобится еще и масло – если он исправен, примерно 13 л/100 км.
Подробности запуска АТС-59
В тягаче применены советские «ноу-хау». Например, завести движок можно двумя способами: с электрического стартера или пневматическим пускателем. Последний представляет собой баллон со сжатым воздухом и вентилем. Если сядет аккумулятор, стартер можно раскрутить потоком из «ресивера». Если мороз – имеется пусковой подогреватель. При работе он издает шум и грохот, сопровождая это пламенем из сопла, как у дракона. Наверняка соседи не пропустят такое «шоу», даже если вы захотите уехать ночью.
Болото или лес – своя стихия для АТС-59. Фото: YouTube.com
Зато управлять вездеходом легко: используется пара рычагов и три педали, столь привычные автомобилистам. После непродолжительной тренировки радиус поворота составит всего 3,5 м. Так что если вы заядлый охотник или рыбак и у нет проблем с дешевым дизельным топливом, маслом такая машина подойдет вполне. Любопытно: попадаются объявления о продаже к АТС-59 новых запчастей. За сам вездеход (предлагают машины с хранения с пробегом от 200 км) просят от 500 тыс. руб. до миллиона.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...