АТС-59: с хранения – на «гражданку»
Курганский завод, специализировавшийся на производстве тяжелых кранов, в 1954-м году был переориентирован на выпуск тягачей для транспортировки орудий. У сотрудников КМЗ опыта в подобном деле не было, поэтому им помогали на первых порах специалисты Челябинского тракторного. В итоге первая модель гусеничного тягача получилась удачной. Далее курганское предприятие справлялось уже самостоятельно, изготовив свой первый вездеход АТС-59, имевший заводской индекс «650».
Первые образцы проходили испытания в 1958 году. После их завершения машину начали тестировать военные. Тягач им понравился и его приняли на вооружение. Однако некоторые доводки все же были, и первая партия серийных машин сошла с конвейера только в 1961-м.
Уже через год завод выпускал по 120 машин в месяц. Попутно производили модификации вездехода:
✅ укладчик кабеля и ж/д рельсов
✅ бульдозер
✅ подъемный кран
Все перечисленные выше «специальности» пригодились в будущей «гражданской жизни» машины.
По меркам того времени тягач вполне устраивал армию в плане технических характеристик. Единственный минус – неудобная и тесная кабина, был ликвидирован в 1969-м при выпуске усовершенствованной версии АТС-59Г. Позже Курганский завод перепрофилировали под выпуск БМП-1 и поэтому все производство передали в одну из стран Варшавского договора – Польшу. Вскоре советскую армию стали сокращать и вездеход начали активно передаваться мирным организациям.
В основном тягач был нужен для использования в труднопроходимых районах СССР. А их тогда (да и сегодня) хватало. Машина пришлась к месту геологам, нефтяникам и газовикам. Также использовалась для доставки грузов в отдаленные населенные пункты, куда не было автомобильных дорог.
Кабина установлена спереди, а силовой агрегат – почти посередине, сзади – грузовая платформа. Подвеска независимая, торсионная, на каждом борту – по пять основных катков. В передней части вездехода размещен силовой механизм, в корпусе которого находятся КПП, главная передача, устройства поворота, тормоза.
За кормой имеется лебедка. Основные технические характеристики:
✅ длина, ширина, высота – 6,28, 2,78, 2,3 м
✅ собственный вес и грузоподъемность – 13 и 3 т
✅ дорожный просвет – 42,5 см
✅ силовой агрегат – 12-цилиндровый дизель А-650 в 38,88 л, развивающий 300 л. с.
✅ скорость – до 39 км/ч
Машина способна преодолевать брод глубиной до 1,1 м, ров шириной 1,35 м, а также подниматься на уклоны в 35° с креном до 25°. В Польше на тягач устанавливали двигатель W650G с практически такими же параметрами, что и у российского. В комплекте с мотором идет пятиступенчатая МКПП.
Надежность советской техники общеизвестна: АТС-59 можно приобрести и сегодня в нормальном состоянии. Но стоит «тормознуть» на таком невеселом моменте, как расход: не только топлива, но и масла. На 100 км эта «машинка» потребляет от 152 до 163 л солярки. Но это не все! ДВС понадобится еще и масло – если он исправен, примерно 13 л/100 км.
В тягаче применены советские «ноу-хау». Например, завести движок можно двумя способами: с электрического стартера или пневматическим пускателем. Последний представляет собой баллон со сжатым воздухом и вентилем. Если сядет аккумулятор, стартер можно раскрутить потоком из «ресивера». Если мороз – имеется пусковой подогреватель. При работе он издает шум и грохот, сопровождая это пламенем из сопла, как у дракона. Наверняка соседи не пропустят такое «шоу», даже если вы захотите уехать ночью.
Зато управлять вездеходом легко: используется пара рычагов и три педали, столь привычные автомобилистам. После непродолжительной тренировки радиус поворота составит всего 3,5 м. Так что если вы заядлый охотник или рыбак и у нет проблем с дешевым дизельным топливом, маслом такая машина подойдет вполне. Любопытно: попадаются объявления о продаже к АТС-59 новых запчастей. За сам вездеход (предлагают машины с хранения с пробегом от 200 км) просят от 500 тыс. руб. до миллиона.
От опытных экземпляров – к серии
Первые образцы проходили испытания в 1958 году. После их завершения машину начали тестировать военные. Тягач им понравился и его приняли на вооружение. Однако некоторые доводки все же были, и первая партия серийных машин сошла с конвейера только в 1961-м.
Военные хорошо приняли тягач. Фото: YouTube.com
Уже через год завод выпускал по 120 машин в месяц. Попутно производили модификации вездехода:
✅ укладчик кабеля и ж/д рельсов
✅ бульдозер
✅ подъемный кран
Все перечисленные выше «специальности» пригодились в будущей «гражданской жизни» машины.
Модернизация
По меркам того времени тягач вполне устраивал армию в плане технических характеристик. Единственный минус – неудобная и тесная кабина, был ликвидирован в 1969-м при выпуске усовершенствованной версии АТС-59Г. Позже Курганский завод перепрофилировали под выпуск БМП-1 и поэтому все производство передали в одну из стран Варшавского договора – Польшу. Вскоре советскую армию стали сокращать и вездеход начали активно передаваться мирным организациям.
Гражданским передавали вездеходы с хранения, практически новые. Фото: YouTube.com
В основном тягач был нужен для использования в труднопроходимых районах СССР. А их тогда (да и сегодня) хватало. Машина пришлась к месту геологам, нефтяникам и газовикам. Также использовалась для доставки грузов в отдаленные населенные пункты, куда не было автомобильных дорог.
Технические особенности
Кабина установлена спереди, а силовой агрегат – почти посередине, сзади – грузовая платформа. Подвеска независимая, торсионная, на каждом борту – по пять основных катков. В передней части вездехода размещен силовой механизм, в корпусе которого находятся КПП, главная передача, устройства поворота, тормоза.
Управление простое и понятное. Фото: YouTube.com
За кормой имеется лебедка. Основные технические характеристики:
✅ длина, ширина, высота – 6,28, 2,78, 2,3 м
✅ собственный вес и грузоподъемность – 13 и 3 т
✅ дорожный просвет – 42,5 см
✅ силовой агрегат – 12-цилиндровый дизель А-650 в 38,88 л, развивающий 300 л. с.
✅ скорость – до 39 км/ч
Машина способна преодолевать брод глубиной до 1,1 м, ров шириной 1,35 м, а также подниматься на уклоны в 35° с креном до 25°. В Польше на тягач устанавливали двигатель W650G с практически такими же параметрами, что и у российского. В комплекте с мотором идет пятиступенчатая МКПП.
Эксплуатация
Надежность советской техники общеизвестна: АТС-59 можно приобрести и сегодня в нормальном состоянии. Но стоит «тормознуть» на таком невеселом моменте, как расход: не только топлива, но и масла. На 100 км эта «машинка» потребляет от 152 до 163 л солярки. Но это не все! ДВС понадобится еще и масло – если он исправен, примерно 13 л/100 км.
Подробности запуска АТС-59
В тягаче применены советские «ноу-хау». Например, завести движок можно двумя способами: с электрического стартера или пневматическим пускателем. Последний представляет собой баллон со сжатым воздухом и вентилем. Если сядет аккумулятор, стартер можно раскрутить потоком из «ресивера». Если мороз – имеется пусковой подогреватель. При работе он издает шум и грохот, сопровождая это пламенем из сопла, как у дракона. Наверняка соседи не пропустят такое «шоу», даже если вы захотите уехать ночью.
Болото или лес – своя стихия для АТС-59. Фото: YouTube.com
Зато управлять вездеходом легко: используется пара рычагов и три педали, столь привычные автомобилистам. После непродолжительной тренировки радиус поворота составит всего 3,5 м. Так что если вы заядлый охотник или рыбак и у нет проблем с дешевым дизельным топливом, маслом такая машина подойдет вполне. Любопытно: попадаются объявления о продаже к АТС-59 новых запчастей. За сам вездеход (предлагают машины с хранения с пробегом от 200 км) просят от 500 тыс. руб. до миллиона.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....