
АТС-59: с хранения – на «гражданку»
Курганский завод, специализировавшийся на производстве тяжелых кранов, в 1954-м году был переориентирован на выпуск тягачей для транспортировки орудий. У сотрудников КМЗ опыта в подобном деле не было, поэтому им помогали на первых порах специалисты Челябинского тракторного. В итоге первая модель гусеничного тягача получилась удачной. Далее курганское предприятие справлялось уже самостоятельно, изготовив свой первый вездеход АТС-59, имевший заводской индекс «650».
Первые образцы проходили испытания в 1958 году. После их завершения машину начали тестировать военные. Тягач им понравился и его приняли на вооружение. Однако некоторые доводки все же были, и первая партия серийных машин сошла с конвейера только в 1961-м.
Военные хорошо приняли тягач. Фото: YouTube.com
Уже через год завод выпускал по 120 машин в месяц. Попутно производили модификации вездехода:
✅ укладчик кабеля и ж/д рельсов
✅ бульдозер
✅ подъемный кран
Все перечисленные выше «специальности» пригодились в будущей «гражданской жизни» машины.
По меркам того времени тягач вполне устраивал армию в плане технических характеристик. Единственный минус – неудобная и тесная кабина, был ликвидирован в 1969-м при выпуске усовершенствованной версии АТС-59Г. Позже Курганский завод перепрофилировали под выпуск БМП-1 и поэтому все производство передали в одну из стран Варшавского договора – Польшу. Вскоре советскую армию стали сокращать и вездеход начали активно передаваться мирным организациям.
Гражданским передавали вездеходы с хранения, практически новые. Фото: YouTube.com
В основном тягач был нужен для использования в труднопроходимых районах СССР. А их тогда (да и сегодня) хватало. Машина пришлась к месту геологам, нефтяникам и газовикам. Также использовалась для доставки грузов в отдаленные населенные пункты, куда не было автомобильных дорог.
Кабина установлена спереди, а силовой агрегат – почти посередине, сзади – грузовая платформа. Подвеска независимая, торсионная, на каждом борту – по пять основных катков. В передней части вездехода размещен силовой механизм, в корпусе которого находятся КПП, главная передача, устройства поворота, тормоза.
Управление простое и понятное. Фото: YouTube.com
За кормой имеется лебедка. Основные технические характеристики:
✅ длина, ширина, высота – 6,28, 2,78, 2,3 м
✅ собственный вес и грузоподъемность – 13 и 3 т
✅ дорожный просвет – 42,5 см
✅ силовой агрегат – 12-цилиндровый дизель А-650 в 38,88 л, развивающий 300 л. с.
✅ скорость – до 39 км/ч
Машина способна преодолевать брод глубиной до 1,1 м, ров шириной 1,35 м, а также подниматься на уклоны в 35° с креном до 25°. В Польше на тягач устанавливали двигатель W650G с практически такими же параметрами, что и у российского. В комплекте с мотором идет пятиступенчатая МКПП.
Надежность советской техники общеизвестна: АТС-59 можно приобрести и сегодня в нормальном состоянии. Но стоит «тормознуть» на таком невеселом моменте, как расход: не только топлива, но и масла. На 100 км эта «машинка» потребляет от 152 до 163 л солярки. Но это не все! ДВС понадобится еще и масло – если он исправен, примерно 13 л/100 км.
В тягаче применены советские «ноу-хау». Например, завести движок можно двумя способами: с электрического стартера или пневматическим пускателем. Последний представляет собой баллон со сжатым воздухом и вентилем. Если сядет аккумулятор, стартер можно раскрутить потоком из «ресивера». Если мороз – имеется пусковой подогреватель. При работе он издает шум и грохот, сопровождая это пламенем из сопла, как у дракона. Наверняка соседи не пропустят такое «шоу», даже если вы захотите уехать ночью.
Болото или лес – своя стихия для АТС-59. Фото: YouTube.com
Зато управлять вездеходом легко: используется пара рычагов и три педали, столь привычные автомобилистам. После непродолжительной тренировки радиус поворота составит всего 3,5 м. Так что если вы заядлый охотник или рыбак и у нет проблем с дешевым дизельным топливом, маслом такая машина подойдет вполне. Любопытно: попадаются объявления о продаже к АТС-59 новых запчастей. За сам вездеход (предлагают машины с хранения с пробегом от 200 км) просят от 500 тыс. руб. до миллиона.
От опытных экземпляров – к серии
Первые образцы проходили испытания в 1958 году. После их завершения машину начали тестировать военные. Тягач им понравился и его приняли на вооружение. Однако некоторые доводки все же были, и первая партия серийных машин сошла с конвейера только в 1961-м.

Уже через год завод выпускал по 120 машин в месяц. Попутно производили модификации вездехода:
✅ укладчик кабеля и ж/д рельсов
✅ бульдозер
✅ подъемный кран
Все перечисленные выше «специальности» пригодились в будущей «гражданской жизни» машины.
Модернизация
По меркам того времени тягач вполне устраивал армию в плане технических характеристик. Единственный минус – неудобная и тесная кабина, был ликвидирован в 1969-м при выпуске усовершенствованной версии АТС-59Г. Позже Курганский завод перепрофилировали под выпуск БМП-1 и поэтому все производство передали в одну из стран Варшавского договора – Польшу. Вскоре советскую армию стали сокращать и вездеход начали активно передаваться мирным организациям.

В основном тягач был нужен для использования в труднопроходимых районах СССР. А их тогда (да и сегодня) хватало. Машина пришлась к месту геологам, нефтяникам и газовикам. Также использовалась для доставки грузов в отдаленные населенные пункты, куда не было автомобильных дорог.
Технические особенности
Кабина установлена спереди, а силовой агрегат – почти посередине, сзади – грузовая платформа. Подвеска независимая, торсионная, на каждом борту – по пять основных катков. В передней части вездехода размещен силовой механизм, в корпусе которого находятся КПП, главная передача, устройства поворота, тормоза.

За кормой имеется лебедка. Основные технические характеристики:
✅ длина, ширина, высота – 6,28, 2,78, 2,3 м
✅ собственный вес и грузоподъемность – 13 и 3 т
✅ дорожный просвет – 42,5 см
✅ силовой агрегат – 12-цилиндровый дизель А-650 в 38,88 л, развивающий 300 л. с.
✅ скорость – до 39 км/ч
Машина способна преодолевать брод глубиной до 1,1 м, ров шириной 1,35 м, а также подниматься на уклоны в 35° с креном до 25°. В Польше на тягач устанавливали двигатель W650G с практически такими же параметрами, что и у российского. В комплекте с мотором идет пятиступенчатая МКПП.
Эксплуатация
Надежность советской техники общеизвестна: АТС-59 можно приобрести и сегодня в нормальном состоянии. Но стоит «тормознуть» на таком невеселом моменте, как расход: не только топлива, но и масла. На 100 км эта «машинка» потребляет от 152 до 163 л солярки. Но это не все! ДВС понадобится еще и масло – если он исправен, примерно 13 л/100 км.
Подробности запуска АТС-59
В тягаче применены советские «ноу-хау». Например, завести движок можно двумя способами: с электрического стартера или пневматическим пускателем. Последний представляет собой баллон со сжатым воздухом и вентилем. Если сядет аккумулятор, стартер можно раскрутить потоком из «ресивера». Если мороз – имеется пусковой подогреватель. При работе он издает шум и грохот, сопровождая это пламенем из сопла, как у дракона. Наверняка соседи не пропустят такое «шоу», даже если вы захотите уехать ночью.

Зато управлять вездеходом легко: используется пара рычагов и три педали, столь привычные автомобилистам. После непродолжительной тренировки радиус поворота составит всего 3,5 м. Так что если вы заядлый охотник или рыбак и у нет проблем с дешевым дизельным топливом, маслом такая машина подойдет вполне. Любопытно: попадаются объявления о продаже к АТС-59 новых запчастей. За сам вездеход (предлагают машины с хранения с пробегом от 200 км) просят от 500 тыс. руб. до миллиона.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...