
МАЗ-5432: анатомия успеха
Минский автозавод – бесспорный лидер белорусского автомобилестроения. В «ассортимент» предприятия входят автобусы, грузовики, троллейбусы, прицепы и седельные тягачи. Производство последних наладили еще с начала 50-х, поэтому постепенно накапливался бесценный опыт в данной области.
Модель 5432 начали разрабатывать в конце-70-х и в 1981-м году были представлены образцы из первой партии. Новая машина серьезно отличалась от предыдущих. Полная масса автомобиля составила 34 т, при этом грузоподъемность увеличилась до 21 т. Конструкторы обновили переднюю подвеску, сделали более комфортабельной кабину с парой спальных мест.
В 1985 году завод приступил к выпуску модели МАЗ-54322, на которой установили силовой агрегат ЯМЗ-238ФМ, развивающий 320 «лошадей». Следующую версию, МАЗ-54323 укомплектовали турбированным двигателем ЯМЗ 238Б. Обе машины получили обновленный экстерьер и более комфортабельные кабины.
Внутри просторно: один отдыхает, другой рулит. Фото: YouTube.com
В последнем случае минские инженеры работали совместно со специалистами немецкой компании MAN. Поэтому при создании модели был применен ряд технологических решений, используемых фирмой из ФРГ на тягачах MAN F2000. Также позже на модификацию МАЗ-54326 поставили силовой агрегат от MAN, выдававший 360 л. с.
Так выглядит МАЗ с кабиной MAN F2000. Фото: YouTube.com
Изначально машина была предназначена для эксплуатации исключительно по дорогам с асфальтовым покрытием. Однако в 2000-м в конструкцию ввели межколесный дифференциал с блокировкой, что позволило улучшить проходимость. «Попутно» модифицировали переднюю подвеску, усилив ее. Она выдерживает семитонную нагрузку, колеса стали поворачиваться на 45°. Другие интересные версии базовой модели:
✅ МАЗ-543231 предназначен для эксплуатации в северных регионах при температуре до -60°, имел повышенную теплоизоляцию кабины, автономный обогреватель
✅ МАЗ-54328 представлял собой облегченный вариант модели с двигателем, развивавшим всего 180 л. с.
✅ МАЗ-5432С – спортивный автомобиль с форсированным до 650 «лошадей» мотором ЯМЗ-8424С (в дальнейшем его мощность подняли до 1300 л. с.)
Были и иные модификации, отличавшиеся устанавливаемым силовым агрегатом. Позже на автомобили (рестайлинговые МАЗ-5440) устанавливали моторы Daimler Chryster, соответствовавшие экологическим стандартам «Евро-4» и «Евро-5». Выпуск базовой и других версий седельного тягача МАЗ-5432 закончился в 2009-м. К этому моменту у завода появились более современные модели, в частности, на смену 5432 пришел МАЗ-5440.
Впервые автомобиль участвовал в международных гонках в 1987-м году. Изначально использовалась «чисто» серийная машина, на которой даже «спальник» не убрали. Тогда советские гонщики заняли 13 и 14 места из 30, что для новичков очень даже неплохо. В следующем году минчане выступали на подготовленной машине и на трассе Хунгароринг (Венгрия) заняли 10-е место. Выявилось много минусов, которые предстояло устранить.
Спортивный МАЗ сегодня на ралли «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ 2022». Фото: YouTube.com
Лучший результат команда минчан показала во Франции в 1992 году, когда пилот Геннадий Драпкин в общем зачете оказался на второй ступеньке пьедестала почета. Однако команда, чей выезд на соревнования из-за финансовых затруднений организовал зарубежный спонсор, получила «нагоняй» от начальства завода и была тогда распущена! Вот вам и «победителей не судят…»
Изначально машины комплектовались мотором ЯМЗ-238 (280 л. с.), который поставили на конвейер еще в 1962-м году. Позже начали ставить версию «Б» уже в 300 «лошадей». Оба агрегата – восьмицилиндровые. ЯМЗ-6562.10 объемом в 11,15 л развивал всего 250 л. с. Его особенность – шесть цилиндров. Следующая модель двигателя, устанавливавшаяся на МАЗ-5432 – ЯМЗ-8421 мощностью 360 «лошадей», а ЯМЗ-8424 развивал и все 425 л. с.
Подъемная кабина облегчала доступ к узлам двигателя. Фото: YouTube.com
На машине использовался бак под горючее объемом в 500 либо 350 л. Это позволяло «держать» запас хода на уровне примерно 1000 км. Расход топлива при перемещении со скоростью до 60 км/ч не превышал 32 л/100 км. На данную характеристику влияет масса перевозимого груза, качество дорожного покрытия и многие другие факторы. Поэтому при эксплуатации авто в тяжелых условиях расход горючего может вырасти до 50 л/100 км.
На тягаче установлена механическая КПП (заводской индекс 543205) с восемью передачами вперед и парой назад. Для расширения скоростного диапазона предусмотрен демультипликатор. Сцепление – двух- или однодисковое. Второй вариант (индекс узла ЯМЗ-161) встречается редко. На машины с «мановским» движком устанавливалась коробка ZF.
В кабине МАЗ-MAN 543268. Фото: YouTube.com
Тормозная система состоит из четырех автономных механизмов. Один пневматический контур «отвечает» за остановку передних колес, второй – задних. Есть запасной тормоз, работающий совместно со стояночным. Вспомогательный механизм для остановки представляет собой двигательный замедлитель с управлением через пневматику. Чтобы скапливающийся в тормозной системе конденсат не замерзал в холода, установлен специальный предохранитель, заполняемый спиртом.
Для самых первых тягачей это был серьезный козырь. В те времена на «спальники» (в спортивной версии его, естественно, не было, исключая первые годы выпуска) особого внимания не обращали. К тому же кабина была довольно просторной из-за высокого потолка.
Приборы – обычные кругляши. Фото: YouTube.com
Водительское кресло подрессорено, его можно настроить по высоте, длине и углу наклона. Также сиденье регулируется по весу сидящего в нем человека.
Как уверяет производитель двигателей, их минимальный ресурс составляет от 800 тыс. до 1 млн. км пробега. Далее требуется капитальный ремонт. Сроки прохождения техобслуживания: через 20-50 тыс. км. Размеры тягача:
✅ длина, ширина и высота – 5,98, 2,5 и 3,65 м
✅ колесная база – 3,55 м
✅ клиренс – 27 см
✅ минимальный радиус разворота – 8,3 м
Седельное устройство рассчитано на нагрузку в 8,8 т. Снаряженный автомобиль имеет массу 7,05 т. Из них на заднюю ось приходится 2,37 т, передний – 4,68 т. Допустимая масса загруженного полуприцепа – 26,8 т.
Из достоинств прежде всего стоит выделить приемлемую цену тягача и его высокую ремонтопригодность. Конструкция автомобиля сравнительно несложная, запчасти недороги и всегда есть в продаже, в т. ч. сегодня. Техобслуживание машины можно провести в «гаражных» условиях, используя минимум инструментов. Вся линейка двигателей отличается надежностью и долгим сроком службы. К тому же российские агрегаты не очень требовательны к качеству горючего, что важно в условиях эксплуатации в РФ. Многие владельцы тягача хвалят крепость рамы, выдерживающей и 400 тыс. км пробега без переваривания каких-либо ее элементов. Хотя постоянная езда с большой нагрузкой может вызывать трещины.
Рама у МАЗа крепкая, но не вечная. Фото: YouTube.com
Есть и минусы – куда же без них! Многие владельцы обращают внимание на использование некачественного, тонкого металла, который довольно быстро начинает коррозировать.
Коррозия – враг МАЗов. Фото: YouTube.com
Неэффективным оказался отопитель, особенно в сильный морозы. Поэтому водители вынуждены устанавливать автономные обогреватели. Компрессор показал себя, как ненадежное устройство.
В морозы в кабине холодно. Фото: YouTube.com
Генератор (при высокой нагрузке, например, ночью и зимой) обладает недостаточной мощностью, из-за чего АКБ не подзаряжаются полностью.
Машина давно не выпускается, но купить экземпляр б/у можно хоть сейчас. Тягачи, сошедшие с конвейера в самом начале производства, оцениваются в 150-300 тыс. руб. За МАЗ-5432 и его модификации, выпущенные к началу 2000-х, просят до 450 тыс. руб. Более «свежие» модели могут стоить 500-700 тыс. руб., в зависимости от типа ДВС, общего техсостояния.
Модель 5432 начали разрабатывать в конце-70-х и в 1981-м году были представлены образцы из первой партии. Новая машина серьезно отличалась от предыдущих. Полная масса автомобиля составила 34 т, при этом грузоподъемность увеличилась до 21 т. Конструкторы обновили переднюю подвеску, сделали более комфортабельной кабину с парой спальных мест.
История модификаций
В 1985 году завод приступил к выпуску модели МАЗ-54322, на которой установили силовой агрегат ЯМЗ-238ФМ, развивающий 320 «лошадей». Следующую версию, МАЗ-54323 укомплектовали турбированным двигателем ЯМЗ 238Б. Обе машины получили обновленный экстерьер и более комфортабельные кабины.

В последнем случае минские инженеры работали совместно со специалистами немецкой компании MAN. Поэтому при создании модели был применен ряд технологических решений, используемых фирмой из ФРГ на тягачах MAN F2000. Также позже на модификацию МАЗ-54326 поставили силовой агрегат от MAN, выдававший 360 л. с.

Изначально машина была предназначена для эксплуатации исключительно по дорогам с асфальтовым покрытием. Однако в 2000-м в конструкцию ввели межколесный дифференциал с блокировкой, что позволило улучшить проходимость. «Попутно» модифицировали переднюю подвеску, усилив ее. Она выдерживает семитонную нагрузку, колеса стали поворачиваться на 45°. Другие интересные версии базовой модели:
✅ МАЗ-543231 предназначен для эксплуатации в северных регионах при температуре до -60°, имел повышенную теплоизоляцию кабины, автономный обогреватель
✅ МАЗ-54328 представлял собой облегченный вариант модели с двигателем, развивавшим всего 180 л. с.
✅ МАЗ-5432С – спортивный автомобиль с форсированным до 650 «лошадей» мотором ЯМЗ-8424С (в дальнейшем его мощность подняли до 1300 л. с.)
Были и иные модификации, отличавшиеся устанавливаемым силовым агрегатом. Позже на автомобили (рестайлинговые МАЗ-5440) устанавливали моторы Daimler Chryster, соответствовавшие экологическим стандартам «Евро-4» и «Евро-5». Выпуск базовой и других версий седельного тягача МАЗ-5432 закончился в 2009-м. К этому моменту у завода появились более современные модели, в частности, на смену 5432 пришел МАЗ-5440.
Спортивная команда Минского автозавода
Впервые автомобиль участвовал в международных гонках в 1987-м году. Изначально использовалась «чисто» серийная машина, на которой даже «спальник» не убрали. Тогда советские гонщики заняли 13 и 14 места из 30, что для новичков очень даже неплохо. В следующем году минчане выступали на подготовленной машине и на трассе Хунгароринг (Венгрия) заняли 10-е место. Выявилось много минусов, которые предстояло устранить.

Лучший результат команда минчан показала во Франции в 1992 году, когда пилот Геннадий Драпкин в общем зачете оказался на второй ступеньке пьедестала почета. Однако команда, чей выезд на соревнования из-за финансовых затруднений организовал зарубежный спонсор, получила «нагоняй» от начальства завода и была тогда распущена! Вот вам и «победителей не судят…»
Технические особенности
Изначально машины комплектовались мотором ЯМЗ-238 (280 л. с.), который поставили на конвейер еще в 1962-м году. Позже начали ставить версию «Б» уже в 300 «лошадей». Оба агрегата – восьмицилиндровые. ЯМЗ-6562.10 объемом в 11,15 л развивал всего 250 л. с. Его особенность – шесть цилиндров. Следующая модель двигателя, устанавливавшаяся на МАЗ-5432 – ЯМЗ-8421 мощностью 360 «лошадей», а ЯМЗ-8424 развивал и все 425 л. с.

На машине использовался бак под горючее объемом в 500 либо 350 л. Это позволяло «держать» запас хода на уровне примерно 1000 км. Расход топлива при перемещении со скоростью до 60 км/ч не превышал 32 л/100 км. На данную характеристику влияет масса перевозимого груза, качество дорожного покрытия и многие другие факторы. Поэтому при эксплуатации авто в тяжелых условиях расход горючего может вырасти до 50 л/100 км.
Трансмиссия и тормоза
На тягаче установлена механическая КПП (заводской индекс 543205) с восемью передачами вперед и парой назад. Для расширения скоростного диапазона предусмотрен демультипликатор. Сцепление – двух- или однодисковое. Второй вариант (индекс узла ЯМЗ-161) встречается редко. На машины с «мановским» движком устанавливалась коробка ZF.

Тормозная система состоит из четырех автономных механизмов. Один пневматический контур «отвечает» за остановку передних колес, второй – задних. Есть запасной тормоз, работающий совместно со стояночным. Вспомогательный механизм для остановки представляет собой двигательный замедлитель с управлением через пневматику. Чтобы скапливающийся в тормозной системе конденсат не замерзал в холода, установлен специальный предохранитель, заполняемый спиртом.
Кабина
Для самых первых тягачей это был серьезный козырь. В те времена на «спальники» (в спортивной версии его, естественно, не было, исключая первые годы выпуска) особого внимания не обращали. К тому же кабина была довольно просторной из-за высокого потолка.

Водительское кресло подрессорено, его можно настроить по высоте, длине и углу наклона. Также сиденье регулируется по весу сидящего в нем человека.
Эксплуатация
Как уверяет производитель двигателей, их минимальный ресурс составляет от 800 тыс. до 1 млн. км пробега. Далее требуется капитальный ремонт. Сроки прохождения техобслуживания: через 20-50 тыс. км. Размеры тягача:
✅ длина, ширина и высота – 5,98, 2,5 и 3,65 м
✅ колесная база – 3,55 м
✅ клиренс – 27 см
✅ минимальный радиус разворота – 8,3 м
Седельное устройство рассчитано на нагрузку в 8,8 т. Снаряженный автомобиль имеет массу 7,05 т. Из них на заднюю ось приходится 2,37 т, передний – 4,68 т. Допустимая масса загруженного полуприцепа – 26,8 т.
Плюсы и минусы МАЗ-5432
Из достоинств прежде всего стоит выделить приемлемую цену тягача и его высокую ремонтопригодность. Конструкция автомобиля сравнительно несложная, запчасти недороги и всегда есть в продаже, в т. ч. сегодня. Техобслуживание машины можно провести в «гаражных» условиях, используя минимум инструментов. Вся линейка двигателей отличается надежностью и долгим сроком службы. К тому же российские агрегаты не очень требовательны к качеству горючего, что важно в условиях эксплуатации в РФ. Многие владельцы тягача хвалят крепость рамы, выдерживающей и 400 тыс. км пробега без переваривания каких-либо ее элементов. Хотя постоянная езда с большой нагрузкой может вызывать трещины.

Есть и минусы – куда же без них! Многие владельцы обращают внимание на использование некачественного, тонкого металла, который довольно быстро начинает коррозировать.

Неэффективным оказался отопитель, особенно в сильный морозы. Поэтому водители вынуждены устанавливать автономные обогреватели. Компрессор показал себя, как ненадежное устройство.

Генератор (при высокой нагрузке, например, ночью и зимой) обладает недостаточной мощностью, из-за чего АКБ не подзаряжаются полностью.
МАЗ-5432 на вторичном рынке
Машина давно не выпускается, но купить экземпляр б/у можно хоть сейчас. Тягачи, сошедшие с конвейера в самом начале производства, оцениваются в 150-300 тыс. руб. За МАЗ-5432 и его модификации, выпущенные к началу 2000-х, просят до 450 тыс. руб. Более «свежие» модели могут стоить 500-700 тыс. руб., в зависимости от типа ДВС, общего техсостояния.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...