МАЗ-5432: анатомия успеха
Минский автозавод – бесспорный лидер белорусского автомобилестроения. В «ассортимент» предприятия входят автобусы, грузовики, троллейбусы, прицепы и седельные тягачи. Производство последних наладили еще с начала 50-х, поэтому постепенно накапливался бесценный опыт в данной области.
Модель 5432 начали разрабатывать в конце-70-х и в 1981-м году были представлены образцы из первой партии. Новая машина серьезно отличалась от предыдущих. Полная масса автомобиля составила 34 т, при этом грузоподъемность увеличилась до 21 т. Конструкторы обновили переднюю подвеску, сделали более комфортабельной кабину с парой спальных мест.
В 1985 году завод приступил к выпуску модели МАЗ-54322, на которой установили силовой агрегат ЯМЗ-238ФМ, развивающий 320 «лошадей». Следующую версию, МАЗ-54323 укомплектовали турбированным двигателем ЯМЗ 238Б. Обе машины получили обновленный экстерьер и более комфортабельные кабины.
В последнем случае минские инженеры работали совместно со специалистами немецкой компании MAN. Поэтому при создании модели был применен ряд технологических решений, используемых фирмой из ФРГ на тягачах MAN F2000. Также позже на модификацию МАЗ-54326 поставили силовой агрегат от MAN, выдававший 360 л. с.
Изначально машина была предназначена для эксплуатации исключительно по дорогам с асфальтовым покрытием. Однако в 2000-м в конструкцию ввели межколесный дифференциал с блокировкой, что позволило улучшить проходимость. «Попутно» модифицировали переднюю подвеску, усилив ее. Она выдерживает семитонную нагрузку, колеса стали поворачиваться на 45°. Другие интересные версии базовой модели:
✅ МАЗ-543231 предназначен для эксплуатации в северных регионах при температуре до -60°, имел повышенную теплоизоляцию кабины, автономный обогреватель
✅ МАЗ-54328 представлял собой облегченный вариант модели с двигателем, развивавшим всего 180 л. с.
✅ МАЗ-5432С – спортивный автомобиль с форсированным до 650 «лошадей» мотором ЯМЗ-8424С (в дальнейшем его мощность подняли до 1300 л. с.)
Были и иные модификации, отличавшиеся устанавливаемым силовым агрегатом. Позже на автомобили (рестайлинговые МАЗ-5440) устанавливали моторы Daimler Chryster, соответствовавшие экологическим стандартам «Евро-4» и «Евро-5». Выпуск базовой и других версий седельного тягача МАЗ-5432 закончился в 2009-м. К этому моменту у завода появились более современные модели, в частности, на смену 5432 пришел МАЗ-5440.
Впервые автомобиль участвовал в международных гонках в 1987-м году. Изначально использовалась «чисто» серийная машина, на которой даже «спальник» не убрали. Тогда советские гонщики заняли 13 и 14 места из 30, что для новичков очень даже неплохо. В следующем году минчане выступали на подготовленной машине и на трассе Хунгароринг (Венгрия) заняли 10-е место. Выявилось много минусов, которые предстояло устранить.
Лучший результат команда минчан показала во Франции в 1992 году, когда пилот Геннадий Драпкин в общем зачете оказался на второй ступеньке пьедестала почета. Однако команда, чей выезд на соревнования из-за финансовых затруднений организовал зарубежный спонсор, получила «нагоняй» от начальства завода и была тогда распущена! Вот вам и «победителей не судят…»
Изначально машины комплектовались мотором ЯМЗ-238 (280 л. с.), который поставили на конвейер еще в 1962-м году. Позже начали ставить версию «Б» уже в 300 «лошадей». Оба агрегата – восьмицилиндровые. ЯМЗ-6562.10 объемом в 11,15 л развивал всего 250 л. с. Его особенность – шесть цилиндров. Следующая модель двигателя, устанавливавшаяся на МАЗ-5432 – ЯМЗ-8421 мощностью 360 «лошадей», а ЯМЗ-8424 развивал и все 425 л. с.
На машине использовался бак под горючее объемом в 500 либо 350 л. Это позволяло «держать» запас хода на уровне примерно 1000 км. Расход топлива при перемещении со скоростью до 60 км/ч не превышал 32 л/100 км. На данную характеристику влияет масса перевозимого груза, качество дорожного покрытия и многие другие факторы. Поэтому при эксплуатации авто в тяжелых условиях расход горючего может вырасти до 50 л/100 км.
На тягаче установлена механическая КПП (заводской индекс 543205) с восемью передачами вперед и парой назад. Для расширения скоростного диапазона предусмотрен демультипликатор. Сцепление – двух- или однодисковое. Второй вариант (индекс узла ЯМЗ-161) встречается редко. На машины с «мановским» движком устанавливалась коробка ZF.
Тормозная система состоит из четырех автономных механизмов. Один пневматический контур «отвечает» за остановку передних колес, второй – задних. Есть запасной тормоз, работающий совместно со стояночным. Вспомогательный механизм для остановки представляет собой двигательный замедлитель с управлением через пневматику. Чтобы скапливающийся в тормозной системе конденсат не замерзал в холода, установлен специальный предохранитель, заполняемый спиртом.
Для самых первых тягачей это был серьезный козырь. В те времена на «спальники» (в спортивной версии его, естественно, не было, исключая первые годы выпуска) особого внимания не обращали. К тому же кабина была довольно просторной из-за высокого потолка.
Водительское кресло подрессорено, его можно настроить по высоте, длине и углу наклона. Также сиденье регулируется по весу сидящего в нем человека.
Как уверяет производитель двигателей, их минимальный ресурс составляет от 800 тыс. до 1 млн. км пробега. Далее требуется капитальный ремонт. Сроки прохождения техобслуживания: через 20-50 тыс. км. Размеры тягача:
✅ длина, ширина и высота – 5,98, 2,5 и 3,65 м
✅ колесная база – 3,55 м
✅ клиренс – 27 см
✅ минимальный радиус разворота – 8,3 м
Седельное устройство рассчитано на нагрузку в 8,8 т. Снаряженный автомобиль имеет массу 7,05 т. Из них на заднюю ось приходится 2,37 т, передний – 4,68 т. Допустимая масса загруженного полуприцепа – 26,8 т.
Из достоинств прежде всего стоит выделить приемлемую цену тягача и его высокую ремонтопригодность. Конструкция автомобиля сравнительно несложная, запчасти недороги и всегда есть в продаже, в т. ч. сегодня. Техобслуживание машины можно провести в «гаражных» условиях, используя минимум инструментов. Вся линейка двигателей отличается надежностью и долгим сроком службы. К тому же российские агрегаты не очень требовательны к качеству горючего, что важно в условиях эксплуатации в РФ. Многие владельцы тягача хвалят крепость рамы, выдерживающей и 400 тыс. км пробега без переваривания каких-либо ее элементов. Хотя постоянная езда с большой нагрузкой может вызывать трещины.
Есть и минусы – куда же без них! Многие владельцы обращают внимание на использование некачественного, тонкого металла, который довольно быстро начинает коррозировать.
Неэффективным оказался отопитель, особенно в сильный морозы. Поэтому водители вынуждены устанавливать автономные обогреватели. Компрессор показал себя, как ненадежное устройство.
Генератор (при высокой нагрузке, например, ночью и зимой) обладает недостаточной мощностью, из-за чего АКБ не подзаряжаются полностью.
Машина давно не выпускается, но купить экземпляр б/у можно хоть сейчас. Тягачи, сошедшие с конвейера в самом начале производства, оцениваются в 150-300 тыс. руб. За МАЗ-5432 и его модификации, выпущенные к началу 2000-х, просят до 450 тыс. руб. Более «свежие» модели могут стоить 500-700 тыс. руб., в зависимости от типа ДВС, общего техсостояния.
Модель 5432 начали разрабатывать в конце-70-х и в 1981-м году были представлены образцы из первой партии. Новая машина серьезно отличалась от предыдущих. Полная масса автомобиля составила 34 т, при этом грузоподъемность увеличилась до 21 т. Конструкторы обновили переднюю подвеску, сделали более комфортабельной кабину с парой спальных мест.
История модификаций
В 1985 году завод приступил к выпуску модели МАЗ-54322, на которой установили силовой агрегат ЯМЗ-238ФМ, развивающий 320 «лошадей». Следующую версию, МАЗ-54323 укомплектовали турбированным двигателем ЯМЗ 238Б. Обе машины получили обновленный экстерьер и более комфортабельные кабины.
Внутри просторно: один отдыхает, другой рулит. Фото: YouTube.com
В последнем случае минские инженеры работали совместно со специалистами немецкой компании MAN. Поэтому при создании модели был применен ряд технологических решений, используемых фирмой из ФРГ на тягачах MAN F2000. Также позже на модификацию МАЗ-54326 поставили силовой агрегат от MAN, выдававший 360 л. с.
Так выглядит МАЗ с кабиной MAN F2000. Фото: YouTube.com
Изначально машина была предназначена для эксплуатации исключительно по дорогам с асфальтовым покрытием. Однако в 2000-м в конструкцию ввели межколесный дифференциал с блокировкой, что позволило улучшить проходимость. «Попутно» модифицировали переднюю подвеску, усилив ее. Она выдерживает семитонную нагрузку, колеса стали поворачиваться на 45°. Другие интересные версии базовой модели:
✅ МАЗ-543231 предназначен для эксплуатации в северных регионах при температуре до -60°, имел повышенную теплоизоляцию кабины, автономный обогреватель
✅ МАЗ-54328 представлял собой облегченный вариант модели с двигателем, развивавшим всего 180 л. с.
✅ МАЗ-5432С – спортивный автомобиль с форсированным до 650 «лошадей» мотором ЯМЗ-8424С (в дальнейшем его мощность подняли до 1300 л. с.)
Были и иные модификации, отличавшиеся устанавливаемым силовым агрегатом. Позже на автомобили (рестайлинговые МАЗ-5440) устанавливали моторы Daimler Chryster, соответствовавшие экологическим стандартам «Евро-4» и «Евро-5». Выпуск базовой и других версий седельного тягача МАЗ-5432 закончился в 2009-м. К этому моменту у завода появились более современные модели, в частности, на смену 5432 пришел МАЗ-5440.
Спортивная команда Минского автозавода
Впервые автомобиль участвовал в международных гонках в 1987-м году. Изначально использовалась «чисто» серийная машина, на которой даже «спальник» не убрали. Тогда советские гонщики заняли 13 и 14 места из 30, что для новичков очень даже неплохо. В следующем году минчане выступали на подготовленной машине и на трассе Хунгароринг (Венгрия) заняли 10-е место. Выявилось много минусов, которые предстояло устранить.
Спортивный МАЗ сегодня на ралли «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ 2022». Фото: YouTube.com
Лучший результат команда минчан показала во Франции в 1992 году, когда пилот Геннадий Драпкин в общем зачете оказался на второй ступеньке пьедестала почета. Однако команда, чей выезд на соревнования из-за финансовых затруднений организовал зарубежный спонсор, получила «нагоняй» от начальства завода и была тогда распущена! Вот вам и «победителей не судят…»
Технические особенности
Изначально машины комплектовались мотором ЯМЗ-238 (280 л. с.), который поставили на конвейер еще в 1962-м году. Позже начали ставить версию «Б» уже в 300 «лошадей». Оба агрегата – восьмицилиндровые. ЯМЗ-6562.10 объемом в 11,15 л развивал всего 250 л. с. Его особенность – шесть цилиндров. Следующая модель двигателя, устанавливавшаяся на МАЗ-5432 – ЯМЗ-8421 мощностью 360 «лошадей», а ЯМЗ-8424 развивал и все 425 л. с.
Подъемная кабина облегчала доступ к узлам двигателя. Фото: YouTube.com
На машине использовался бак под горючее объемом в 500 либо 350 л. Это позволяло «держать» запас хода на уровне примерно 1000 км. Расход топлива при перемещении со скоростью до 60 км/ч не превышал 32 л/100 км. На данную характеристику влияет масса перевозимого груза, качество дорожного покрытия и многие другие факторы. Поэтому при эксплуатации авто в тяжелых условиях расход горючего может вырасти до 50 л/100 км.
Трансмиссия и тормоза
На тягаче установлена механическая КПП (заводской индекс 543205) с восемью передачами вперед и парой назад. Для расширения скоростного диапазона предусмотрен демультипликатор. Сцепление – двух- или однодисковое. Второй вариант (индекс узла ЯМЗ-161) встречается редко. На машины с «мановским» движком устанавливалась коробка ZF.
В кабине МАЗ-MAN 543268. Фото: YouTube.com
Тормозная система состоит из четырех автономных механизмов. Один пневматический контур «отвечает» за остановку передних колес, второй – задних. Есть запасной тормоз, работающий совместно со стояночным. Вспомогательный механизм для остановки представляет собой двигательный замедлитель с управлением через пневматику. Чтобы скапливающийся в тормозной системе конденсат не замерзал в холода, установлен специальный предохранитель, заполняемый спиртом.
Кабина
Для самых первых тягачей это был серьезный козырь. В те времена на «спальники» (в спортивной версии его, естественно, не было, исключая первые годы выпуска) особого внимания не обращали. К тому же кабина была довольно просторной из-за высокого потолка.
Приборы – обычные кругляши. Фото: YouTube.com
Водительское кресло подрессорено, его можно настроить по высоте, длине и углу наклона. Также сиденье регулируется по весу сидящего в нем человека.
Эксплуатация
Как уверяет производитель двигателей, их минимальный ресурс составляет от 800 тыс. до 1 млн. км пробега. Далее требуется капитальный ремонт. Сроки прохождения техобслуживания: через 20-50 тыс. км. Размеры тягача:
✅ длина, ширина и высота – 5,98, 2,5 и 3,65 м
✅ колесная база – 3,55 м
✅ клиренс – 27 см
✅ минимальный радиус разворота – 8,3 м
Седельное устройство рассчитано на нагрузку в 8,8 т. Снаряженный автомобиль имеет массу 7,05 т. Из них на заднюю ось приходится 2,37 т, передний – 4,68 т. Допустимая масса загруженного полуприцепа – 26,8 т.
Плюсы и минусы МАЗ-5432
Из достоинств прежде всего стоит выделить приемлемую цену тягача и его высокую ремонтопригодность. Конструкция автомобиля сравнительно несложная, запчасти недороги и всегда есть в продаже, в т. ч. сегодня. Техобслуживание машины можно провести в «гаражных» условиях, используя минимум инструментов. Вся линейка двигателей отличается надежностью и долгим сроком службы. К тому же российские агрегаты не очень требовательны к качеству горючего, что важно в условиях эксплуатации в РФ. Многие владельцы тягача хвалят крепость рамы, выдерживающей и 400 тыс. км пробега без переваривания каких-либо ее элементов. Хотя постоянная езда с большой нагрузкой может вызывать трещины.
Рама у МАЗа крепкая, но не вечная. Фото: YouTube.com
Есть и минусы – куда же без них! Многие владельцы обращают внимание на использование некачественного, тонкого металла, который довольно быстро начинает коррозировать.
Коррозия – враг МАЗов. Фото: YouTube.com
Неэффективным оказался отопитель, особенно в сильный морозы. Поэтому водители вынуждены устанавливать автономные обогреватели. Компрессор показал себя, как ненадежное устройство.
В морозы в кабине холодно. Фото: YouTube.com
Генератор (при высокой нагрузке, например, ночью и зимой) обладает недостаточной мощностью, из-за чего АКБ не подзаряжаются полностью.
МАЗ-5432 на вторичном рынке
Машина давно не выпускается, но купить экземпляр б/у можно хоть сейчас. Тягачи, сошедшие с конвейера в самом начале производства, оцениваются в 150-300 тыс. руб. За МАЗ-5432 и его модификации, выпущенные к началу 2000-х, просят до 450 тыс. руб. Более «свежие» модели могут стоить 500-700 тыс. руб., в зависимости от типа ДВС, общего техсостояния.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
МС-21 – синхронный высший пилотаж авиалайнеров с зарубежными и отечественными двигателями
Российский авиалайнер МС-21 уже 14 лет подряд трудится на регулярных рейсах. Самолет выпускался серийно, но одна ошибка чуть не поставила на нем крест. Чтобы...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
«Кот в мешке» – взяли пятидверную «Ниву» за 350 тысяч
Трудно переоценить влияние «Нивы» на сообщество автолюбителей в России, странах бывшего СССР и даже некоторых других континентов. К этой машине мало кто...
Разборка мотоцикла Днепр-16 для постройки внедорожного «Урала» – а на заводах не додумались
Массово тяжелые оппозитные мотоциклы с колясками выпускали в СССР два завода. Хотя «предок» у них один, модели немного отличались друг от друга, как внешне,...
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Почему на массовых авто не ставят легкие литий-ионные батареи?
Они в 5 раз легче свинцовых при схожих и даже лучших остальных параметрах. А ведь за каждый килограмм веса машины идет настоящая борьба!...
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
В России появится новый отечественный автобренд
Крупный холдинг продолжает развивать коммерческие модели. Изменений планируется настолько много, что потребуется отдельная компания....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...