Любимец Чаушеску DAC 120 DE – румынская замена «БелАЗ»
2 919

Любимец Чаушеску DAC 120 DE – румынская замена «БелАЗ»

Румынский лидер Николае Чаушеску не был лишен честолюбия. Да и не очень-то приятно, когда твоя страна пасет задних, даже на фоне не слишком технически продвинутой группы социалистических государств. Хочется иметь мотоциклы не хуже, чем у чехов или восточных немцев, и автомобили не хуже, чем в стране Советов. Эти цели трудно достижимы, но, может, тогда взять массой?


Мы не знаем точно, какие мысли роились в голове у партийного лидера, но отмашку подчиненным он дал конкретную. Впечатлившись грандиозностью советских гигантов «БелАЗ», Чаушеску четко обозначил направление развития: создать что-то подобное, но наше, румынское. Благо, что мощности для этого уже имелись – успешно работал завод ROMAN, производящий различную грузовую технику.

Любимец Чаушеску DAC 120 DE – румынская замена «БелАЗ»На проектировочных макетах он напоминал белорусского «коллегу». Фото: youtube.com

Как и в любом отлаженном авторитарном государстве, все закрутилось быстро и целенаправленно. Инженеры разрабатывали проекты, рабочие воплощали их в деле, чиновники рапортовали об успешном продвижении к цели. Что ж, румынский лидер был диктатором, но патриотических порывов у него тоже не отнять. На успешное осуществление грандиозного проекта понадобилось около 10 лет.

120-тонный конкурент самосвала «БелАЗ»


Работы, начатые еще в конце брежневской эпохи, завершились в разгар перестройки, когда коммунистическая система трещала по швам, а глупость антиалкогольной компании стала ясна даже ее рьяным сторонникам. Именно в таком политически нестабильном времени и происходило рождение и развитие румынской легенды.

Представленный DAC 120 DE оказался большим карьерным самосвалом, разработанным этой компанией и произведенным Mecanica Marsa в 1988 году. Прототипом стал американский Lectra Haul.


Румынский силач считался одним из самых больших самосвалов в мире. DAC 120 DE имел собственный вес 90 тонн и максимальную грузоподъемность 120 тонн. Другие параметры у автомобиля были следующими:

✅ 10 метров в длину
✅ 5,4 метра в высоту по куполу
✅ диаметр колес – 3,2 метра

Модель приводилась в движение 8-тонным 65-литровым дизельным двигателем мощностью 1040 л. с. Он, в свою очередь, приводил в действие два тяговых электродвигателя Electroputere Craiova на задней оси. Максимальная скорость грузовика составляла 70 км/ч пустым и 55 км/ч с полной загрузкой.

Конструкторы установили в гиганте два топливных бака ему под стать: по 1600 литров каждый. Это позволяло полностью груженному румынскому самосвалу круглосуточно колесить по карьеру в течение целой недели. Стоимость грузовика DAC 120 DE составляла около 300 000 долларов США, что в пять раз дешевле, чем у других моделей, произведенных в 1980-х годах.

Даже пустой больше 70 км/ч в карьере он не разгонялся. Фото: youtube.com

Это и не удивительно, ведь рабочая сила в стране-производителе являлась одной из самых дешевых в Европе тех времен. Плюс к тому – государственное регулирование цен и всего процесса производства. В таких условиях можно занижать рыночную стоимость изделия до бесконечности.

Комичный случай на приемке и разрешение на производство


Учитывая, что мы имеем дело с госзаказом, то без отмашки первого руководителя механизм производства запустить просто не смогли бы. Поэтому для приема новинки пожаловал сам Николае Чаушеску. Он был очень горд, что его страна смогла создать грузовик гигантских размеров. Ведь «сто двадцатый» шириной не уступал одной полосе движения, а высотой – двухэтажному зданию. Руководитель пожелал лично подняться по трапу и получить незабываемые впечатления от грандиозной техники.

И это ему удалось в полной мере. Как вспоминал позже один из инженеров завода, присутствовавший на мероприятии, жест лидера страны едва не завершился трагедией. Адриан Новак заметил, что Чаушеску, поднимаясь по высокой лестнице, внезапно повернулся к ней спиной.

Эта лестница чуть не стала фатальной для Чаушеску. Фото: youtube.com

Возможно, он хотел полюбоваться окружающей картиной с высоты, а, может, не хотел, чтобы присутствующие видели только его спину. Но от большой высоты 70-летний мужчина ненадолго потерял координацию. Он опустил вниз голову и все испугались, что торжественное открытие превратится в трагедию. Но он справился с неврологическими проблемами, и праздник продолжился.

Да, технике, в которую водитель поднимался по лестнице с перилами и находился в 2,5 метрах от земли, дали зеленый свет. Понятно, что о массовом производстве речь не шла, а лишь о сборке нескольких экземпляров гиганта. Чтобы яснее осознать грандиозность задачи, приведу один пример. На самосвал установили шины производства компании Michelin. Их размер я упоминал уже выше, а вот стоимость составляла кругленькую сумму – 10 тысяч долларов. Для полного наполнения огромного баллона воздухом требовалось не менее получаса, а вот ее надежность была просто фантастической.

Электрооборудование огромного грузовика


Электродвигатели DAC не позволяли ему в груженном состоянии двигаться быстрее 55 км/ч. Эту цифру получили в результате практических испытаний на единственном выезде огромного ЦАП между заводами Rulmentul и Tractorul. Там уже начинались дороги общего пользования, поэтому не обошлось без восторга и удивления случайных зевак.

Представьте себе, недалеко от вас на предельной скорости движется огромная более чем 5-метровая махина с 120 тоннами груза в кузове. Картина не для слабонервных! Поэтому некоторые из пассажиров проезжавшего рядом троллейбуса в ужасе крестились, ну а другие с любопытством покинули общественный транспорт, завороженно шествуя за величественным гигантом.

Огромные колеса стоимостью 10 000 долларов. Фото: youtube.com

Дизельный генератор на 1200 вольт обеспечивал электроэнергию, необходимую грузовику. Генератор питался от двух баков по 1600 литров каждый. Электрический мамонт оснащался двумя тормозными педалями: предохранительной (при нажатии на которую колеса полностью блокировались), и педалью для динамического торможения. Процесс основывался не на силе трения, а на выделении кинетической энергии.

Монстры отправились к потребителям, а выпуск прекратили


Несмотря на относительно низкую стоимость, грузовик оценивался в 300 тысяч долларов. Если к этому добавить сложность и очень высокую трудоемкость его производства, то не стоит ожидать многотысячных тиражей. Исходя из имеющихся данных, за три года выпустили всего 15 экземпляров 120-тонных автомобилей.

Большинство из них остались трудиться на родине, а пять – отправились в далекую Австралию, на железный рудник Mc Caimy Monster Pilbara в западном части континента. В самой Румынии они трудились на различных местных карьерах:

✅ 8 – на медном руднике Рошиа Поиени
✅ 3 – на известняковом карьере Махмудия
✅ 2 – на участке канала Дунай-Черное море

На всех этих работах карьерные самосвалы заслужили множество лестных отзывов, как со стороны руководителей, так и от самих водителей. Также выпустили очень редкую версию DAC 120E с дизельным двигателем мощностью 1200 л. с. и стандартной трансмиссией.

В такой кузов помещался не один ковш. Фото: youtube.com

Но история румынского супергиганта приближалась к своему завершению, как и эпоха, породившая его. В конце 1989 года в Румынии произошел государственный переворот, закончившийся расстрелом самого Николае Чаушеску и его жены. Для многих огромный грузовик казался олицетворением мрачной эпохи, поэтому уже на следующий год после изменения политического курса в стране его производство окончательно прекратилось.
Как думаете, DAC 120 DE был не хуже наших самосвалов?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...