
Когда будет готов «региональник» ТРВС-44
В марте минувшего года произошло незаметное событие: на очередном совещании Минпромторга, посвященному импортозамещению в самолетостроении, прошел конкурс по выбору названия для летательного аппарата с проектным индексом ТВРС-44. Будущему воздушному судну дали имя «Ладога». Это небольшой турбовинтовой самолет-«региональник», призванный заменить Ан-24 и Ан-26. Что же интересного в ТВРС-44? Но сначала стоит разобраться, откуда он взялся, кто им занимается и почему.
Расшифровывается, как «Уральский завод гражданской авиации». После развала Союза в 90-х предприятие пришло в упадок. Однако ближе к 2010-м годам постепенно «реабилитировалось». Видимо, не последнюю роль здесь сыграла Уральская горно-металлургическая компания. Именно она в 2013-м купила Aircraft Industries – ту самую чешскую фирму, которая когда-то выпускала L-410, а позднее и его модификацию L-610. Российская УГМК стала официальным собственником документации и прав на выпуск самолетов.
Л-610, на базе которого строится ТВРС-44. Фото: YouTube.com
Итогом в 2019-м году стал старт проекта по разработке многоцелевого самолета, который недавно получил название «Ладога». Новое воздушное судно создавали на основе Л-410 и Л-610. Однако по факту получилась совершенно новая машина, в которой на все 100 % применены российские комплектующие.
Главная из них заключается в возможности взлетать и садиться на необорудованных аэродромах с грунтовыми полосами. Кто-то скажет, что Ил-114, как заявил производитель, тоже могут использоваться вне бетонных ВПП.
Ил-114-300 плохо приспособлен к грунтовым ВПП. Фото: YouTube.com
Да, это так, но существует целая «куча» оговорок, связанных с несущей способностью грунта, его твердости, плотности и т. п. Насчет этого «Ладога» менее «щепетильна». Технические данные ТВРС-44:
✅ размах крыльев, длина, высота – 26, 22,83 и 8,32 м
✅ масса пустого – 17 т
✅ допустимая коммерческая нагрузка – 5 т
✅ силовая установка (мощность) – 4800 л. с.
✅ средняя и наивысшая скорость – 460 и 480 км/ч
✅ потолок и дальность с полной загрузкой – 7,2 и 1200 км
В варианте «эконом» машина вмещает до 44 пассажиров. Чтобы сократить время сертификации, в самолете использованы детали от других воздушных судов. Например, главные стойки шасси позаимствовали у Ан-72, вспомогательный двигатель у Л-610, кресла – Ан-140.
Если сравнивать ТВРС-44 с чешским Л-610, то от него новинке достались крылья (точнее их тип) и частично аэродинамическая компоновка. Иным стал фюзеляж, нос и хвост, элементы механизации и многое другое. Что касается силовой установки, то здесь единственный вариант – ТВ7-117, правда, спорный.
Модернизация агрегата проходит с трудностями, но другого подходящего мотора в РФ попросту нет. Есть ВК-650 и 800, но они не развивают достаточной мощности, ВК-1500 не готов. Зато время пока есть: «Ладога», в отличие от МС-21, Ил-114 и нового SSJ, должна полететь только в 2024-25 году. А серийное производство начаться лишь к 2027-му.
Как ни странно, но их в данной нише фактически нет, очень мало. При этом большинство из них – Ан-24, ЕМВ-120 или DO-328 уже давно не сходят с конвейера. Реальный конкурент – ATR-42. Однако его стоимость – 20 млн. долларов, в то время как «Ладога» предположительно будет стоить 13 млн. «зеленых».
Один из наиболее близких конкурентов ТВРС-44 – ATR-42. Фото: YouTube.com
Если по понятным причинам исключить из импортеров ЕС, для африканских и азиатских стран это довольно выгодное предложение. Однако пока нет ни самолета ни даже двигателя для него. Да, все разрабатывается, подготавливается, но доведут ли дело до конца? Вот в чем вопрос…
УЗГА
Расшифровывается, как «Уральский завод гражданской авиации». После развала Союза в 90-х предприятие пришло в упадок. Однако ближе к 2010-м годам постепенно «реабилитировалось». Видимо, не последнюю роль здесь сыграла Уральская горно-металлургическая компания. Именно она в 2013-м купила Aircraft Industries – ту самую чешскую фирму, которая когда-то выпускала L-410, а позднее и его модификацию L-610. Российская УГМК стала официальным собственником документации и прав на выпуск самолетов.

Итогом в 2019-м году стал старт проекта по разработке многоцелевого самолета, который недавно получил название «Ладога». Новое воздушное судно создавали на основе Л-410 и Л-610. Однако по факту получилась совершенно новая машина, в которой на все 100 % применены российские комплектующие.
Эксплуатационные особенности ТВРС-44
Главная из них заключается в возможности взлетать и садиться на необорудованных аэродромах с грунтовыми полосами. Кто-то скажет, что Ил-114, как заявил производитель, тоже могут использоваться вне бетонных ВПП.

Да, это так, но существует целая «куча» оговорок, связанных с несущей способностью грунта, его твердости, плотности и т. п. Насчет этого «Ладога» менее «щепетильна». Технические данные ТВРС-44:
✅ размах крыльев, длина, высота – 26, 22,83 и 8,32 м
✅ масса пустого – 17 т
✅ допустимая коммерческая нагрузка – 5 т
✅ силовая установка (мощность) – 4800 л. с.
✅ средняя и наивысшая скорость – 460 и 480 км/ч
✅ потолок и дальность с полной загрузкой – 7,2 и 1200 км
В варианте «эконом» машина вмещает до 44 пассажиров. Чтобы сократить время сертификации, в самолете использованы детали от других воздушных судов. Например, главные стойки шасси позаимствовали у Ан-72, вспомогательный двигатель у Л-610, кресла – Ан-140.
Технические моменты
Если сравнивать ТВРС-44 с чешским Л-610, то от него новинке достались крылья (точнее их тип) и частично аэродинамическая компоновка. Иным стал фюзеляж, нос и хвост, элементы механизации и многое другое. Что касается силовой установки, то здесь единственный вариант – ТВ7-117, правда, спорный.
На данный момент ОДК «Климов», согласно технического задания создает двигатель, который будет устанавливаться и на «Ладогу» – ТВ7-117СТ-02. Опытный экземпляр планируется подготовить для испытаний к середине 2023-го года.
Модернизация агрегата проходит с трудностями, но другого подходящего мотора в РФ попросту нет. Есть ВК-650 и 800, но они не развивают достаточной мощности, ВК-1500 не готов. Зато время пока есть: «Ладога», в отличие от МС-21, Ил-114 и нового SSJ, должна полететь только в 2024-25 году. А серийное производство начаться лишь к 2027-му.
Конкуренты и итоги
Как ни странно, но их в данной нише фактически нет, очень мало. При этом большинство из них – Ан-24, ЕМВ-120 или DO-328 уже давно не сходят с конвейера. Реальный конкурент – ATR-42. Однако его стоимость – 20 млн. долларов, в то время как «Ладога» предположительно будет стоить 13 млн. «зеленых».

Если по понятным причинам исключить из импортеров ЕС, для африканских и азиатских стран это довольно выгодное предложение. Однако пока нет ни самолета ни даже двигателя для него. Да, все разрабатывается, подготавливается, но доведут ли дело до конца? Вот в чем вопрос…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...