.d-md-none .d-lg-block bibimot

Седельные тягачи КАЗ-606 и КАЗ-608 на службе в народном хозяйстве

Седельные тягачи КАЗ-606 и КАЗ-608 на службе в народном хозяйстве
Необходимость в новом автомобиле, способном перевозить больше грузов, возникла еще в 30-е годы прошлого столетия. Стремительно развивающееся хозяйство нуждалось в грузовике нового поколения. Отечественный автопром постоянно наращивал производство малотоннажных машин, но даже семикратное увеличение их количества проблему не решало. Требовался совершенно другой аппарат, способный везти больше и дальше. И таких новинок необходимо было вывести на дороги страны очень много.


Опыт использования зарубежных грузовиков у транспортников имелся. Почти десятилетие по дорогам страны ездили иностранные тягачи с прицепами, вполне прилично справлявшиеся со своими задачами. Но покупать за границей очень дорого и непрестижно, поэтому решили выпускать свое, отечественное. Прообразом современных советских седельных тягачей считался легендарный АМО-7.

Седельные тягачи КАЗ-606 и КАЗ-608 на службе в народном хозяйствеТребовалось много таких тягачей, а о качестве мало кто думал. Фото: youtube.com

Именно машины такого типа и их модификации смогли бы обслужить постоянно растущий товаропоток без резкого увеличения их численности. Существовала и другая проблема: появились грузы новых габаритов, которые не могли перевозить авто с короткой базой. Новые седельные механизмы смогли бы хорошо справляться и с этой задачей. Уже в середине пятидесятых они появились на дорогах огромной страны.

Грузовой тягач новой конструкции имел особенные характеристики. Сцепное устройство седельного типа позволяло при незначительном упрощении имеющихся моделей грузовой техники получать новые высокопродуктивные грузовики, так необходимые народному хозяйству. Рама больших размеров в новом тягаче была не нужна, потому что роль кузовной надстройки теперь выполнял сцепной механизм.

Тягач с полуприцепом становился полноценной транспортной силой с хорошей маневренностью, большой грузоподъемностью и выносливостью. Разнообразие полуприцепов давало огромный простор для комплектования тягачей разного назначения. Особенно широко новые машины стали применять для дальних перевозок.

Первый отечественный седельный труженик КАЗ-606


Машины нового поколения КАЗ-606 разработали в конструкторском бюро автозавода в г. Кутаиси на базе ЗИЛ-164 и модели КАЗ-605, оставшейся в небольших количествах. Новые тягачи стали первыми механизмами без капота, кабина у которых располагалась над мотором, а не за ним.

Идея была хорошей, но конструкторские недоделки ее погубили. Фото: youtube.com

Им значительно уменьшили колесную базу, сделав ее всего 2700 мм. Но главным отличием стало сцепное устройство седельного типа. Страна очень нуждалась в таких машинах, поэтому их серийное производство наладили уже в 1961 году.

Новому изделию грузинских автомобилестроителей дали гордое имя «Колхида». Именно так древние греки называли эту местность. На КАЗ-606 установили 90-сильный мотор объемом 5,5 л.


Тягач перевозил в полуприцепе свыше 10 т груза. Впервые для водителя предусмотрели место для отдыха, которое располагалось сразу за сидением. Абсолютно уникальными являлись фары, хорошо освещающие дорогу в туман, и кабинный вентилятор. Но перспективную модель выпускали недолго и вскоре заменили улучшенной модификацией КАЗ-606А, которая сходила с конвейера до 1968 года. Большой расход горючего, невысокая скорость и сборочные огрехи стали причинами для конструирования следующей модели.

КАЗ-608. Почему не признали?


Модель КАЗ-608 разрабатывалась параллельно с предшествующей и стала ее улучшенной версией. Значительно увеличилась мощность двигателя до 150 л. с., скорость также возросла до 70 км/час. Грузоподъемность автомобиля достигла 15 тонн, но исключительно по хорошим дорогам.
Нововведениями также были:

✅ три места для пассажиров в кабине
✅ внешний вид самой кабины
✅ гидроусилитель руля
✅ две выхлопные трубы
✅ два глушителя

Наладили производство двухосного полуприцепа КАЗ-717 непосредственно для «Колхиды» 608-й модели, но новинка не получила широкого распространения из-за огромной собственной массы. Имея вполне приличную грузоподъемность (11,5 тонн), он повсеместно вытеснялся полуприцепами полегче. Отечественные дороги и мосты просто не были рассчитаны на такой тяжелый транспорт. Благо, тягачи и полуприцепы прекрасно компоновались в разных комбинациях.

Сегодня КАЗ-608В встретить на ходу в диковинку. Фото: youtube.com

«Колхиды» грузинского производства выпускались для советской промышленности вплоть до 1990 года. Несмотря на многочисленные нарекания на качество, низкий комфорт для водителя и постоянную потребность в ремонте, машины-трудяги принесли много пользы для народного хозяйства СССР. Им давали обидные прозвища, они часто фигурировали в анекдотах. Но горе-тягачи долгое время охотно покупали и страны бывшего соцлагеря. Только когда на них совсем снизился спрос, выпуск окончательно прекратился.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Ваше мнение: была ли «Колхида» лучшим решением для народного хозяйства?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Автомобили на службе в РККА в предвоенный периодНа чем ездили пожарные 30-х годов: ПМГ-1 и ПМЗ-1