
Седельные тягачи КАЗ-606 и КАЗ-608 на службе в народном хозяйстве
Необходимость в новом автомобиле, способном перевозить больше грузов, возникла еще в 30-е годы прошлого столетия. Стремительно развивающееся хозяйство нуждалось в грузовике нового поколения. Отечественный автопром постоянно наращивал производство малотоннажных машин, но даже семикратное увеличение их количества проблему не решало. Требовался совершенно другой аппарат, способный везти больше и дальше. И таких новинок необходимо было вывести на дороги страны очень много.
Опыт использования зарубежных грузовиков у транспортников имелся. Почти десятилетие по дорогам страны ездили иностранные тягачи с прицепами, вполне прилично справлявшиеся со своими задачами. Но покупать за границей очень дорого и непрестижно, поэтому решили выпускать свое, отечественное. Прообразом современных советских седельных тягачей считался легендарный АМО-7.
Требовалось много таких тягачей, а о качестве мало кто думал. Фото: youtube.com
Именно машины такого типа и их модификации смогли бы обслужить постоянно растущий товаропоток без резкого увеличения их численности. Существовала и другая проблема: появились грузы новых габаритов, которые не могли перевозить авто с короткой базой. Новые седельные механизмы смогли бы хорошо справляться и с этой задачей. Уже в середине пятидесятых они появились на дорогах огромной страны.
Грузовой тягач новой конструкции имел особенные характеристики. Сцепное устройство седельного типа позволяло при незначительном упрощении имеющихся моделей грузовой техники получать новые высокопродуктивные грузовики, так необходимые народному хозяйству. Рама больших размеров в новом тягаче была не нужна, потому что роль кузовной надстройки теперь выполнял сцепной механизм.
Тягач с полуприцепом становился полноценной транспортной силой с хорошей маневренностью, большой грузоподъемностью и выносливостью. Разнообразие полуприцепов давало огромный простор для комплектования тягачей разного назначения. Особенно широко новые машины стали применять для дальних перевозок.
Машины нового поколения КАЗ-606 разработали в конструкторском бюро автозавода в г. Кутаиси на базе ЗИЛ-164 и модели КАЗ-605, оставшейся в небольших количествах. Новые тягачи стали первыми механизмами без капота, кабина у которых располагалась над мотором, а не за ним.
Идея была хорошей, но конструкторские недоделки ее погубили. Фото: youtube.com
Им значительно уменьшили колесную базу, сделав ее всего 2700 мм. Но главным отличием стало сцепное устройство седельного типа. Страна очень нуждалась в таких машинах, поэтому их серийное производство наладили уже в 1961 году.
Тягач перевозил в полуприцепе свыше 10 т груза. Впервые для водителя предусмотрели место для отдыха, которое располагалось сразу за сидением. Абсолютно уникальными являлись фары, хорошо освещающие дорогу в туман, и кабинный вентилятор. Но перспективную модель выпускали недолго и вскоре заменили улучшенной модификацией КАЗ-606А, которая сходила с конвейера до 1968 года. Большой расход горючего, невысокая скорость и сборочные огрехи стали причинами для конструирования следующей модели.
Модель КАЗ-608 разрабатывалась параллельно с предшествующей и стала ее улучшенной версией. Значительно увеличилась мощность двигателя до 150 л. с., скорость также возросла до 70 км/час. Грузоподъемность автомобиля достигла 15 тонн, но исключительно по хорошим дорогам.
Нововведениями также были:
✅ три места для пассажиров в кабине
✅ внешний вид самой кабины
✅ гидроусилитель руля
✅ две выхлопные трубы
✅ два глушителя
Наладили производство двухосного полуприцепа КАЗ-717 непосредственно для «Колхиды» 608-й модели, но новинка не получила широкого распространения из-за огромной собственной массы. Имея вполне приличную грузоподъемность (11,5 тонн), он повсеместно вытеснялся полуприцепами полегче. Отечественные дороги и мосты просто не были рассчитаны на такой тяжелый транспорт. Благо, тягачи и полуприцепы прекрасно компоновались в разных комбинациях.
Сегодня КАЗ-608В встретить на ходу в диковинку. Фото: youtube.com
«Колхиды» грузинского производства выпускались для советской промышленности вплоть до 1990 года. Несмотря на многочисленные нарекания на качество, низкий комфорт для водителя и постоянную потребность в ремонте, машины-трудяги принесли много пользы для народного хозяйства СССР. Им давали обидные прозвища, они часто фигурировали в анекдотах. Но горе-тягачи долгое время охотно покупали и страны бывшего соцлагеря. Только когда на них совсем снизился спрос, выпуск окончательно прекратился.
Опыт использования зарубежных грузовиков у транспортников имелся. Почти десятилетие по дорогам страны ездили иностранные тягачи с прицепами, вполне прилично справлявшиеся со своими задачами. Но покупать за границей очень дорого и непрестижно, поэтому решили выпускать свое, отечественное. Прообразом современных советских седельных тягачей считался легендарный АМО-7.

Именно машины такого типа и их модификации смогли бы обслужить постоянно растущий товаропоток без резкого увеличения их численности. Существовала и другая проблема: появились грузы новых габаритов, которые не могли перевозить авто с короткой базой. Новые седельные механизмы смогли бы хорошо справляться и с этой задачей. Уже в середине пятидесятых они появились на дорогах огромной страны.
Грузовой тягач новой конструкции имел особенные характеристики. Сцепное устройство седельного типа позволяло при незначительном упрощении имеющихся моделей грузовой техники получать новые высокопродуктивные грузовики, так необходимые народному хозяйству. Рама больших размеров в новом тягаче была не нужна, потому что роль кузовной надстройки теперь выполнял сцепной механизм.
Тягач с полуприцепом становился полноценной транспортной силой с хорошей маневренностью, большой грузоподъемностью и выносливостью. Разнообразие полуприцепов давало огромный простор для комплектования тягачей разного назначения. Особенно широко новые машины стали применять для дальних перевозок.
Первый отечественный седельный труженик КАЗ-606
Машины нового поколения КАЗ-606 разработали в конструкторском бюро автозавода в г. Кутаиси на базе ЗИЛ-164 и модели КАЗ-605, оставшейся в небольших количествах. Новые тягачи стали первыми механизмами без капота, кабина у которых располагалась над мотором, а не за ним.

Им значительно уменьшили колесную базу, сделав ее всего 2700 мм. Но главным отличием стало сцепное устройство седельного типа. Страна очень нуждалась в таких машинах, поэтому их серийное производство наладили уже в 1961 году.
Новому изделию грузинских автомобилестроителей дали гордое имя «Колхида». Именно так древние греки называли эту местность. На КАЗ-606 установили 90-сильный мотор объемом 5,5 л.
Тягач перевозил в полуприцепе свыше 10 т груза. Впервые для водителя предусмотрели место для отдыха, которое располагалось сразу за сидением. Абсолютно уникальными являлись фары, хорошо освещающие дорогу в туман, и кабинный вентилятор. Но перспективную модель выпускали недолго и вскоре заменили улучшенной модификацией КАЗ-606А, которая сходила с конвейера до 1968 года. Большой расход горючего, невысокая скорость и сборочные огрехи стали причинами для конструирования следующей модели.
КАЗ-608. Почему не признали?
Модель КАЗ-608 разрабатывалась параллельно с предшествующей и стала ее улучшенной версией. Значительно увеличилась мощность двигателя до 150 л. с., скорость также возросла до 70 км/час. Грузоподъемность автомобиля достигла 15 тонн, но исключительно по хорошим дорогам.
Нововведениями также были:
✅ три места для пассажиров в кабине
✅ внешний вид самой кабины
✅ гидроусилитель руля
✅ две выхлопные трубы
✅ два глушителя
Наладили производство двухосного полуприцепа КАЗ-717 непосредственно для «Колхиды» 608-й модели, но новинка не получила широкого распространения из-за огромной собственной массы. Имея вполне приличную грузоподъемность (11,5 тонн), он повсеместно вытеснялся полуприцепами полегче. Отечественные дороги и мосты просто не были рассчитаны на такой тяжелый транспорт. Благо, тягачи и полуприцепы прекрасно компоновались в разных комбинациях.

«Колхиды» грузинского производства выпускались для советской промышленности вплоть до 1990 года. Несмотря на многочисленные нарекания на качество, низкий комфорт для водителя и постоянную потребность в ремонте, машины-трудяги принесли много пользы для народного хозяйства СССР. Им давали обидные прозвища, они часто фигурировали в анекдотах. Но горе-тягачи долгое время охотно покупали и страны бывшего соцлагеря. Только когда на них совсем снизился спрос, выпуск окончательно прекратился.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...