Седельные тягачи КАЗ-606 и КАЗ-608 на службе в народном хозяйстве
Необходимость в новом автомобиле, способном перевозить больше грузов, возникла еще в 30-е годы прошлого столетия. Стремительно развивающееся хозяйство нуждалось в грузовике нового поколения. Отечественный автопром постоянно наращивал производство малотоннажных машин, но даже семикратное увеличение их количества проблему не решало. Требовался совершенно другой аппарат, способный везти больше и дальше. И таких новинок необходимо было вывести на дороги страны очень много.
Опыт использования зарубежных грузовиков у транспортников имелся. Почти десятилетие по дорогам страны ездили иностранные тягачи с прицепами, вполне прилично справлявшиеся со своими задачами. Но покупать за границей очень дорого и непрестижно, поэтому решили выпускать свое, отечественное. Прообразом современных советских седельных тягачей считался легендарный АМО-7.
Именно машины такого типа и их модификации смогли бы обслужить постоянно растущий товаропоток без резкого увеличения их численности. Существовала и другая проблема: появились грузы новых габаритов, которые не могли перевозить авто с короткой базой. Новые седельные механизмы смогли бы хорошо справляться и с этой задачей. Уже в середине пятидесятых они появились на дорогах огромной страны.
Грузовой тягач новой конструкции имел особенные характеристики. Сцепное устройство седельного типа позволяло при незначительном упрощении имеющихся моделей грузовой техники получать новые высокопродуктивные грузовики, так необходимые народному хозяйству. Рама больших размеров в новом тягаче была не нужна, потому что роль кузовной надстройки теперь выполнял сцепной механизм.
Тягач с полуприцепом становился полноценной транспортной силой с хорошей маневренностью, большой грузоподъемностью и выносливостью. Разнообразие полуприцепов давало огромный простор для комплектования тягачей разного назначения. Особенно широко новые машины стали применять для дальних перевозок.
Машины нового поколения КАЗ-606 разработали в конструкторском бюро автозавода в г. Кутаиси на базе ЗИЛ-164 и модели КАЗ-605, оставшейся в небольших количествах. Новые тягачи стали первыми механизмами без капота, кабина у которых располагалась над мотором, а не за ним.
Им значительно уменьшили колесную базу, сделав ее всего 2700 мм. Но главным отличием стало сцепное устройство седельного типа. Страна очень нуждалась в таких машинах, поэтому их серийное производство наладили уже в 1961 году.
Тягач перевозил в полуприцепе свыше 10 т груза. Впервые для водителя предусмотрели место для отдыха, которое располагалось сразу за сидением. Абсолютно уникальными являлись фары, хорошо освещающие дорогу в туман, и кабинный вентилятор. Но перспективную модель выпускали недолго и вскоре заменили улучшенной модификацией КАЗ-606А, которая сходила с конвейера до 1968 года. Большой расход горючего, невысокая скорость и сборочные огрехи стали причинами для конструирования следующей модели.
Модель КАЗ-608 разрабатывалась параллельно с предшествующей и стала ее улучшенной версией. Значительно увеличилась мощность двигателя до 150 л. с., скорость также возросла до 70 км/час. Грузоподъемность автомобиля достигла 15 тонн, но исключительно по хорошим дорогам.
Нововведениями также были:
✅ три места для пассажиров в кабине
✅ внешний вид самой кабины
✅ гидроусилитель руля
✅ две выхлопные трубы
✅ два глушителя
Наладили производство двухосного полуприцепа КАЗ-717 непосредственно для «Колхиды» 608-й модели, но новинка не получила широкого распространения из-за огромной собственной массы. Имея вполне приличную грузоподъемность (11,5 тонн), он повсеместно вытеснялся полуприцепами полегче. Отечественные дороги и мосты просто не были рассчитаны на такой тяжелый транспорт. Благо, тягачи и полуприцепы прекрасно компоновались в разных комбинациях.
«Колхиды» грузинского производства выпускались для советской промышленности вплоть до 1990 года. Несмотря на многочисленные нарекания на качество, низкий комфорт для водителя и постоянную потребность в ремонте, машины-трудяги принесли много пользы для народного хозяйства СССР. Им давали обидные прозвища, они часто фигурировали в анекдотах. Но горе-тягачи долгое время охотно покупали и страны бывшего соцлагеря. Только когда на них совсем снизился спрос, выпуск окончательно прекратился.
Опыт использования зарубежных грузовиков у транспортников имелся. Почти десятилетие по дорогам страны ездили иностранные тягачи с прицепами, вполне прилично справлявшиеся со своими задачами. Но покупать за границей очень дорого и непрестижно, поэтому решили выпускать свое, отечественное. Прообразом современных советских седельных тягачей считался легендарный АМО-7.
Требовалось много таких тягачей, а о качестве мало кто думал. Фото: youtube.com
Именно машины такого типа и их модификации смогли бы обслужить постоянно растущий товаропоток без резкого увеличения их численности. Существовала и другая проблема: появились грузы новых габаритов, которые не могли перевозить авто с короткой базой. Новые седельные механизмы смогли бы хорошо справляться и с этой задачей. Уже в середине пятидесятых они появились на дорогах огромной страны.
Грузовой тягач новой конструкции имел особенные характеристики. Сцепное устройство седельного типа позволяло при незначительном упрощении имеющихся моделей грузовой техники получать новые высокопродуктивные грузовики, так необходимые народному хозяйству. Рама больших размеров в новом тягаче была не нужна, потому что роль кузовной надстройки теперь выполнял сцепной механизм.
Тягач с полуприцепом становился полноценной транспортной силой с хорошей маневренностью, большой грузоподъемностью и выносливостью. Разнообразие полуприцепов давало огромный простор для комплектования тягачей разного назначения. Особенно широко новые машины стали применять для дальних перевозок.
Первый отечественный седельный труженик КАЗ-606
Машины нового поколения КАЗ-606 разработали в конструкторском бюро автозавода в г. Кутаиси на базе ЗИЛ-164 и модели КАЗ-605, оставшейся в небольших количествах. Новые тягачи стали первыми механизмами без капота, кабина у которых располагалась над мотором, а не за ним.
Идея была хорошей, но конструкторские недоделки ее погубили. Фото: youtube.com
Им значительно уменьшили колесную базу, сделав ее всего 2700 мм. Но главным отличием стало сцепное устройство седельного типа. Страна очень нуждалась в таких машинах, поэтому их серийное производство наладили уже в 1961 году.
Новому изделию грузинских автомобилестроителей дали гордое имя «Колхида». Именно так древние греки называли эту местность. На КАЗ-606 установили 90-сильный мотор объемом 5,5 л.
Тягач перевозил в полуприцепе свыше 10 т груза. Впервые для водителя предусмотрели место для отдыха, которое располагалось сразу за сидением. Абсолютно уникальными являлись фары, хорошо освещающие дорогу в туман, и кабинный вентилятор. Но перспективную модель выпускали недолго и вскоре заменили улучшенной модификацией КАЗ-606А, которая сходила с конвейера до 1968 года. Большой расход горючего, невысокая скорость и сборочные огрехи стали причинами для конструирования следующей модели.
КАЗ-608. Почему не признали?
Модель КАЗ-608 разрабатывалась параллельно с предшествующей и стала ее улучшенной версией. Значительно увеличилась мощность двигателя до 150 л. с., скорость также возросла до 70 км/час. Грузоподъемность автомобиля достигла 15 тонн, но исключительно по хорошим дорогам.
Нововведениями также были:
✅ три места для пассажиров в кабине
✅ внешний вид самой кабины
✅ гидроусилитель руля
✅ две выхлопные трубы
✅ два глушителя
Наладили производство двухосного полуприцепа КАЗ-717 непосредственно для «Колхиды» 608-й модели, но новинка не получила широкого распространения из-за огромной собственной массы. Имея вполне приличную грузоподъемность (11,5 тонн), он повсеместно вытеснялся полуприцепами полегче. Отечественные дороги и мосты просто не были рассчитаны на такой тяжелый транспорт. Благо, тягачи и полуприцепы прекрасно компоновались в разных комбинациях.
Сегодня КАЗ-608В встретить на ходу в диковинку. Фото: youtube.com
«Колхиды» грузинского производства выпускались для советской промышленности вплоть до 1990 года. Несмотря на многочисленные нарекания на качество, низкий комфорт для водителя и постоянную потребность в ремонте, машины-трудяги принесли много пользы для народного хозяйства СССР. Им давали обидные прозвища, они часто фигурировали в анекдотах. Но горе-тягачи долгое время охотно покупали и страны бывшего соцлагеря. Только когда на них совсем снизился спрос, выпуск окончательно прекратился.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...