Таганрожец СШ-75 – «с лица воду не пить»!
Сельскохозяйственная техника даже во времена СССР была недешевой. Поэтому с экономической точки зрения простаивание комбайнов и большинства тракторов в зимний период просто недопустимо. Этой проблемой в начале 60-х озаботилось правительство страны и результатом стало требование с высоких трибун очередного (1961 года) Пленума ЦК КПСС о разработке универсальной техники для круглогодичного использования.
Советские производители «взяли под козырек» и результат не заставил себя ждать. В скором времени появилась целая серия самоходных шасси СШ с заводскими индексами от 40 до 150.
Однако дойти до конвейера удалось только детищу Таганрогского завода СШ-75. Крупномасштабное производство организовали в 1965-м году и продолжалось оно до 1973-го.
Чем характеризовалась эта сельскохозяйственная машина, такая несуразная с виду?
Общая мысль была простой: комбайн – неэффективная техника, т. к. работает 2-3 месяца в году. Необходимо дать рабочим совхозов и колхозникам универсальную машину, которая способна убирать не только злаки, но и свеклу, картофель, силос. А при необходимости такая техника должна таскать плуг, культиватор, борону, копать рвы и служить подъемным краном. Плюс, использоваться, как транспортное средство.
Кажется, утопия: но нет – инженерам все же удалось создать машину, способную выполнять большинство из вышеперечисленных операций.
В конструкции имеется две основные части. К первой относится рама и подвеска, в которой можно устанавливать требуемую ширину колеи. Во вторую часть входит кабина и двигатель. Месторасположение последнего изменяется по необходимости. Например, вам нужен трактор? Тогда мотор устанавливается в центре самоходного шасси прямо над передними колесами. Если нужен комбайн, силовой агрегат смещается в левую сторону. В итоге получаем Г-образный вариант, когда кабина располагается над левым колесом. Справа же остается место под, например, зерновой бункер или транспортер.
Говоря современным языком, СШ-75 «Таганрожец» можно уверенно называть машиной-трансформером. Некоторые характеристики, важные при обработке сельхозкультур:
✅ колесная база – 3,795 м при одном ведущем мосте и 3,9 м с двумя
✅ передняя колея – 2,412 м при Г-образной схеме и 1,9 м при симметричной
✅ задняя – 1,64, 1,84 м и 2 м соответственно
✅ масса (в зависимости от числа ведущих мостов и схемы) – 3,37-3,67 т
Для базового варианта предусмотрен привод на одни колеса. Если предполагалось использовать шасси в труднопроходимых местах, поставлялся «Таганрожец» с парой ведущих мостов. В исключительных случаях техника комплектовалась гусеницами.
Таким шасси с индексом НС-4 сходило с завода. Кузов мог разгружаться вбок либо назад. Официально разрешенная масса перевозимого груза равнялась 4-м тоннам. Однако на деле, как уверяют работавшие на СШ-75 механизаторы, техника могла тащить и 8, и даже 12 т.
Обладая высокой проходимостью, полноприводное шасси зачастую являлась единственным видом техники, способным с раскисшего поля вытащить, например, полный кузов убранной свеклы. Куда там «пятьдесят первому» ГАЗону или «сто тридцатому» ЗиЛу!
Чтобы использовать шасси с прицепными орудиями, его необходимо перевести в Г-образную схему. Тогда можно только выбирать, для чего нужен СШ-75, способный превратиться в:
✅ картофеле-, свекло-, зерно- или силосоуборочный комбайн
✅ трактор с плугом, культиватором или бороной
✅ опрыскиватель ядохимикатами
✅ разбрасыватель удобрений
✅ землеройную машину
✅ подъемник
Для выполнения работ на участках с повышенной влажностью (например, где сажали рис) применялся гусеничный вариант «Таганрожца».
На шасси устанавливался дизель СМД-14Б объемом 6,3 л, обладавший мощностью (как видно из названия шасси – СШ-75) в семьдесят пять «лошадей». Удельный расход горючего в среднем составлял 195 г/л. с. в час. Передача крутящего момента к прицепному оборудованию осуществляется посредством ВОМ со шкивом, рассчитанным под три клиновых ремня. В шасси установлена гидравлическая система, к которой можно подключить до 3-х потребителей с односторонними цилиндрами.
В трансмиссии задействована механическая КПП, обеспечивавшая 12 скоростей вперед и 4 – назад. Для расширения диапазона «способностей» машины предусмотрен демультипликатор с парой ступеней. В итоге СШ-75 мог передвигаться со скоростью 1,23-35,6 км/ч.
Она одноместная, причем ее начали устанавливать только через четыре года после запуска серийного производства. Ранее кабины не было вообще. Когда же появилась, то заняла свое штатное место по центру на передней оси.
Внутри «салон» отапливался, рулевое колесо оснащалась простейшим типом гидроусилителя – с золотником на мосту.
Предприятие в Таганроге зародилось в 1916-м году. Постепенно развивая свою производственную базу, завод в 1935-м приступил к выпуску мотоциклов и запчастей к ним. В войну предприятие штамповало патроны, а после ее окончания перешло к производству сельхозтехники. С 1947-го Таганрогский завод выпускал комбайны, самым распространенным из которых являлся «Колос» СК-6. Что касается СШ-75, то эта техника сходила с конвейера завода всего в течение семи лет.
Машина пользовалась популярностью и была настоящим подспорьем в любом хозяйстве: переустановка кабины и мотора могла производиться прямо в колхозе или совхозе. Всего к 1973 году выпустили 20714 единиц техники. Для СССР это очень мало. Почему прекратилось ее производство в то время, не очень ясно до сих пор. Возможно, посчитали обременительным возиться с перестановкой кабины и двигателя. А зачем? И так «пришлют» новый комбайн, новый трактор…
В 1997-м завод перепрофилировали в автомобильный. Предприятие производило лицензионные китайские и южнокорейские машины, используя в т. ч. и свои бренды типа «Донинвест», ТагАЗ. В 2014-м завод опять обанкротился. В 2022-м прошла информация, что предприятие хотят «оживить», присоединив к богатому «Ростсельмашу». Предполагалось, что обновленный завод станет выпускать сельскохозяйственную и коммунальную технику. Получится что-то или нет из этого проекта – вопрос времени. Пока говорить о каких-то результатах рано.
Если набрать в поиске СШ-75, в первую очередь повыскакивают объявления, касающиеся моделей шасси. Но не только! Можно отыскать и предложения о продаже реальной техники. Причем, судя по запрашиваемой цене, «Таганрожцы» пользуется спросом до сих пор.
Например, за машину 1968-69 (!) года просят от 269 до 430 тыс. руб. А ведь такое пора в музее показывать. Но тут ничего удивительного нет: большинство экземпляров сохранилось благодаря использованию в учебных заведениях в качестве наглядного пособия.
Советские производители «взяли под козырек» и результат не заставил себя ждать. В скором времени появилась целая серия самоходных шасси СШ с заводскими индексами от 40 до 150.
Более мощные варианты в серию не прошли. Фото: YouTube.com
Однако дойти до конвейера удалось только детищу Таганрогского завода СШ-75. Крупномасштабное производство организовали в 1965-м году и продолжалось оно до 1973-го.
Советский дизайн беспощаден и суров. Фото: YouTube.com
Чем характеризовалась эта сельскохозяйственная машина, такая несуразная с виду?
«Идея партии»
Общая мысль была простой: комбайн – неэффективная техника, т. к. работает 2-3 месяца в году. Необходимо дать рабочим совхозов и колхозникам универсальную машину, которая способна убирать не только злаки, но и свеклу, картофель, силос. А при необходимости такая техника должна таскать плуг, культиватор, борону, копать рвы и служить подъемным краном. Плюс, использоваться, как транспортное средство.
Основа, рама СШ-75, на которую можно поставить что угодно. Фото: YouTube.com
Идея машины-трансформера не нова: еще после войны в Венгрии создали автомобиль-самосвал Dumper DR50, в котором кабина разворачивалась на 180°, руль при этом находился посередине. Эти грузовики позже закупались Советским Союзом и широко использовались в народном хозяйстве.
Кажется, утопия: но нет – инженерам все же удалось создать машину, способную выполнять большинство из вышеперечисленных операций.
Как устроен «Таганрожец»
В конструкции имеется две основные части. К первой относится рама и подвеска, в которой можно устанавливать требуемую ширину колеи. Во вторую часть входит кабина и двигатель. Месторасположение последнего изменяется по необходимости. Например, вам нужен трактор? Тогда мотор устанавливается в центре самоходного шасси прямо над передними колесами. Если нужен комбайн, силовой агрегат смещается в левую сторону. В итоге получаем Г-образный вариант, когда кабина располагается над левым колесом. Справа же остается место под, например, зерновой бункер или транспортер.
СШ-75 в роли комбайна. Фото: YouTube.com
Говоря современным языком, СШ-75 «Таганрожец» можно уверенно называть машиной-трансформером. Некоторые характеристики, важные при обработке сельхозкультур:
✅ колесная база – 3,795 м при одном ведущем мосте и 3,9 м с двумя
✅ передняя колея – 2,412 м при Г-образной схеме и 1,9 м при симметричной
✅ задняя – 1,64, 1,84 м и 2 м соответственно
✅ масса (в зависимости от числа ведущих мостов и схемы) – 3,37-3,67 т
Для базового варианта предусмотрен привод на одни колеса. Если предполагалось использовать шасси в труднопроходимых местах, поставлялся «Таганрожец» с парой ведущих мостов. В исключительных случаях техника комплектовалась гусеницами.
Самосвальный вариант СШ-75
Таким шасси с индексом НС-4 сходило с завода. Кузов мог разгружаться вбок либо назад. Официально разрешенная масса перевозимого груза равнялась 4-м тоннам. Однако на деле, как уверяют работавшие на СШ-75 механизаторы, техника могла тащить и 8, и даже 12 т.
Самосвальный вариант СШ-75 увезет все, что надо. Фото: YouTube.com
Обладая высокой проходимостью, полноприводное шасси зачастую являлась единственным видом техники, способным с раскисшего поля вытащить, например, полный кузов убранной свеклы. Куда там «пятьдесят первому» ГАЗону или «сто тридцатому» ЗиЛу!
С чем агрегатировался «Таганрожец»
Чтобы использовать шасси с прицепными орудиями, его необходимо перевести в Г-образную схему. Тогда можно только выбирать, для чего нужен СШ-75, способный превратиться в:
✅ картофеле-, свекло-, зерно- или силосоуборочный комбайн
✅ трактор с плугом, культиватором или бороной
✅ опрыскиватель ядохимикатами
✅ разбрасыватель удобрений
✅ землеройную машину
✅ подъемник
Для выполнения работ на участках с повышенной влажностью (например, где сажали рис) применялся гусеничный вариант «Таганрожца».
Технические особенности
На шасси устанавливался дизель СМД-14Б объемом 6,3 л, обладавший мощностью (как видно из названия шасси – СШ-75) в семьдесят пять «лошадей». Удельный расход горючего в среднем составлял 195 г/л. с. в час. Передача крутящего момента к прицепному оборудованию осуществляется посредством ВОМ со шкивом, рассчитанным под три клиновых ремня. В шасси установлена гидравлическая система, к которой можно подключить до 3-х потребителей с односторонними цилиндрами.
Моторчик, конечно, был слабоват, но его хватало! Фото: YouTube.com
В трансмиссии задействована механическая КПП, обеспечивавшая 12 скоростей вперед и 4 – назад. Для расширения диапазона «способностей» машины предусмотрен демультипликатор с парой ступеней. В итоге СШ-75 мог передвигаться со скоростью 1,23-35,6 км/ч.
Кабина
Она одноместная, причем ее начали устанавливать только через четыре года после запуска серийного производства. Ранее кабины не было вообще. Когда же появилась, то заняла свое штатное место по центру на передней оси.
Приборы тоже были, хоть и немного. Фото: YouTube.com
Внутри «салон» отапливался, рулевое колесо оснащалась простейшим типом гидроусилителя – с золотником на мосту.
Завод-производитель
Предприятие в Таганроге зародилось в 1916-м году. Постепенно развивая свою производственную базу, завод в 1935-м приступил к выпуску мотоциклов и запчастей к ним. В войну предприятие штамповало патроны, а после ее окончания перешло к производству сельхозтехники. С 1947-го Таганрогский завод выпускал комбайны, самым распространенным из которых являлся «Колос» СК-6. Что касается СШ-75, то эта техника сходила с конвейера завода всего в течение семи лет.
Когда-то завод «гремел» на всю страну... Фото: YouTube.com
Машина пользовалась популярностью и была настоящим подспорьем в любом хозяйстве: переустановка кабины и мотора могла производиться прямо в колхозе или совхозе. Всего к 1973 году выпустили 20714 единиц техники. Для СССР это очень мало. Почему прекратилось ее производство в то время, не очень ясно до сих пор. Возможно, посчитали обременительным возиться с перестановкой кабины и двигателя. А зачем? И так «пришлют» новый комбайн, новый трактор…
Самоходное шасси сконструировал талантливый инженер Ханаан Изаксон, который за разработку комбайнов СК-3, СК-4 получил Большую золотую медаль и Ленинскую премию.
В 1997-м завод перепрофилировали в автомобильный. Предприятие производило лицензионные китайские и южнокорейские машины, используя в т. ч. и свои бренды типа «Донинвест», ТагАЗ. В 2014-м завод опять обанкротился. В 2022-м прошла информация, что предприятие хотят «оживить», присоединив к богатому «Ростсельмашу». Предполагалось, что обновленный завод станет выпускать сельскохозяйственную и коммунальную технику. Получится что-то или нет из этого проекта – вопрос времени. Пока говорить о каких-то результатах рано.
«Таганрожец» сегодня
Если набрать в поиске СШ-75, в первую очередь повыскакивают объявления, касающиеся моделей шасси. Но не только! Можно отыскать и предложения о продаже реальной техники. Причем, судя по запрашиваемой цене, «Таганрожцы» пользуется спросом до сих пор.
Например, за машину 1968-69 (!) года просят от 269 до 430 тыс. руб. А ведь такое пора в музее показывать. Но тут ничего удивительного нет: большинство экземпляров сохранилось благодаря использованию в учебных заведениях в качестве наглядного пособия.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Новые изменения в правилах обгона – штрафуют вплоть до лишения прав
Автомобиль позволяет серьезно экономить время. Но некоторым и этого мало. Они считают, что им нужно быстрее всех, соответственно нарушают скоростной режим и...
Что осталось от китайского внедорожника после 6 тыс. км настоящего ралли «Шелковый путь»
Российские автолюбители еще с опаской относятся к китайским машинам. Чаще всего это обусловлено недоверием к брендам, которое можно охарактеризовать одним...
Планируется выпуск новой модификации МС-21
Информацией об этом поделился первый вице-премьер РФ. Какая «реинкарнация» может ожидать отечественный авиалайнер читайте в нашем материале....
Новые штрафы ждут российских автомобилистов с сентября
Многие водители плохо знают правила дорожного движения. Это не значит, что они ездить не умеют – уже привыкли и адаптировались передвигаться по ситуации. А ПДД...
В России появится революционный тип дорожной разметки
Уже совсем скоро российские дороги научатся «петь» в буквальном смысле этого слова. Технология призвана повысить уровень безопасности, оповещая об изменении...
Новое российское судно «Бастион» поступило в эксплуатацию
Это экскурсионно-прогулочный катамаран, построенный на Средне-Невской верфи. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Как выглядят самые маленькие летательные аппараты в мире
В этой подборке представлены разнообразные летательные аппараты. Открывают сборник миниатюрные одноместные самолеты Colombian Cri-Cri и BD-5J. Первый...
Соболь NN 4х4 начнут выпускать в специальном внедорожном исполнении
На сайтах официальных дилеров уже есть изображение новинки. А предварительно заказать предлагают пока только стандартные полноприводные модификации....
Подборка нетипичных мотоциклов, еще продающихся на вторичном рынке
На российском б/у рынке можно приобрести разные мотоциклы. Особенно интересны старые модели, ведь новые, как не крути, это продукт современной, «одноразовой»...
Чуйский тракт – самая красивая дорога России
История и перспективы развития одной из самых красивых дорог мира....
«Кобра» CSX2000 – первая из «змей» Шелби, или история американского Ильи Муромца
Вы тоже втайне от жены давили газ до упора, загоняли стрелку спидометра за максимальную отметку? Тогда вы классный автогонщик: детища Керролла Шелби не оставят...
«Роскосмос» готовится к старту пилотируемого корабля «Союз МС-26»
На Байконуре почти все готово к отправке 72-ой экспедиции на МКС....
Паровой двигатель своими руками – подойдет, если не будет электричества и бензина
Современный человек не представляет жизнь без электричества. Впрочем, он этого не замечает. А вот когда свет выключается, начинаются проблемы. Делать нечего,...
«Нива» с деталями от Mercedes и BMW – уникальный проект за 5 млн рублей
«Ниву» по праву можно считать одним из самых популярных внедорожников в России. Этот автомобиль существует в разнообразных конфигурациях, но еще больше...
«Фордзон-Путиловец» – один из первых советских тракторов с американской «родословной»
Благодарить за эту модель нужно в первую очередь Генри Форда лично. Он буквально навязал трактор своим партнерам, а потом продал его Советскому Союзу....
Land Rover обновил внедорожник Discovery
Изменений немного. Появился новый цвет, доработали оснащение. Есть две версии – с бензиновым турбомотором и легким гибридом....