
Таганрожец СШ-75 – «с лица воду не пить»!
Сельскохозяйственная техника даже во времена СССР была недешевой. Поэтому с экономической точки зрения простаивание комбайнов и большинства тракторов в зимний период просто недопустимо. Этой проблемой в начале 60-х озаботилось правительство страны и результатом стало требование с высоких трибун очередного (1961 года) Пленума ЦК КПСС о разработке универсальной техники для круглогодичного использования.
Советские производители «взяли под козырек» и результат не заставил себя ждать. В скором времени появилась целая серия самоходных шасси СШ с заводскими индексами от 40 до 150.
Более мощные варианты в серию не прошли. Фото: YouTube.com
Однако дойти до конвейера удалось только детищу Таганрогского завода СШ-75. Крупномасштабное производство организовали в 1965-м году и продолжалось оно до 1973-го.
Советский дизайн беспощаден и суров. Фото: YouTube.com
Чем характеризовалась эта сельскохозяйственная машина, такая несуразная с виду?
Общая мысль была простой: комбайн – неэффективная техника, т. к. работает 2-3 месяца в году. Необходимо дать рабочим совхозов и колхозникам универсальную машину, которая способна убирать не только злаки, но и свеклу, картофель, силос. А при необходимости такая техника должна таскать плуг, культиватор, борону, копать рвы и служить подъемным краном. Плюс, использоваться, как транспортное средство.
Основа, рама СШ-75, на которую можно поставить что угодно. Фото: YouTube.com
Кажется, утопия: но нет – инженерам все же удалось создать машину, способную выполнять большинство из вышеперечисленных операций.
В конструкции имеется две основные части. К первой относится рама и подвеска, в которой можно устанавливать требуемую ширину колеи. Во вторую часть входит кабина и двигатель. Месторасположение последнего изменяется по необходимости. Например, вам нужен трактор? Тогда мотор устанавливается в центре самоходного шасси прямо над передними колесами. Если нужен комбайн, силовой агрегат смещается в левую сторону. В итоге получаем Г-образный вариант, когда кабина располагается над левым колесом. Справа же остается место под, например, зерновой бункер или транспортер.
СШ-75 в роли комбайна. Фото: YouTube.com
Говоря современным языком, СШ-75 «Таганрожец» можно уверенно называть машиной-трансформером. Некоторые характеристики, важные при обработке сельхозкультур:
✅ колесная база – 3,795 м при одном ведущем мосте и 3,9 м с двумя
✅ передняя колея – 2,412 м при Г-образной схеме и 1,9 м при симметричной
✅ задняя – 1,64, 1,84 м и 2 м соответственно
✅ масса (в зависимости от числа ведущих мостов и схемы) – 3,37-3,67 т
Для базового варианта предусмотрен привод на одни колеса. Если предполагалось использовать шасси в труднопроходимых местах, поставлялся «Таганрожец» с парой ведущих мостов. В исключительных случаях техника комплектовалась гусеницами.
Таким шасси с индексом НС-4 сходило с завода. Кузов мог разгружаться вбок либо назад. Официально разрешенная масса перевозимого груза равнялась 4-м тоннам. Однако на деле, как уверяют работавшие на СШ-75 механизаторы, техника могла тащить и 8, и даже 12 т.
Самосвальный вариант СШ-75 увезет все, что надо. Фото: YouTube.com
Обладая высокой проходимостью, полноприводное шасси зачастую являлась единственным видом техники, способным с раскисшего поля вытащить, например, полный кузов убранной свеклы. Куда там «пятьдесят первому» ГАЗону или «сто тридцатому» ЗиЛу!
Чтобы использовать шасси с прицепными орудиями, его необходимо перевести в Г-образную схему. Тогда можно только выбирать, для чего нужен СШ-75, способный превратиться в:
✅ картофеле-, свекло-, зерно- или силосоуборочный комбайн
✅ трактор с плугом, культиватором или бороной
✅ опрыскиватель ядохимикатами
✅ разбрасыватель удобрений
✅ землеройную машину
✅ подъемник
Для выполнения работ на участках с повышенной влажностью (например, где сажали рис) применялся гусеничный вариант «Таганрожца».
На шасси устанавливался дизель СМД-14Б объемом 6,3 л, обладавший мощностью (как видно из названия шасси – СШ-75) в семьдесят пять «лошадей». Удельный расход горючего в среднем составлял 195 г/л. с. в час. Передача крутящего момента к прицепному оборудованию осуществляется посредством ВОМ со шкивом, рассчитанным под три клиновых ремня. В шасси установлена гидравлическая система, к которой можно подключить до 3-х потребителей с односторонними цилиндрами.
Моторчик, конечно, был слабоват, но его хватало! Фото: YouTube.com
В трансмиссии задействована механическая КПП, обеспечивавшая 12 скоростей вперед и 4 – назад. Для расширения диапазона «способностей» машины предусмотрен демультипликатор с парой ступеней. В итоге СШ-75 мог передвигаться со скоростью 1,23-35,6 км/ч.
Она одноместная, причем ее начали устанавливать только через четыре года после запуска серийного производства. Ранее кабины не было вообще. Когда же появилась, то заняла свое штатное место по центру на передней оси.
Приборы тоже были, хоть и немного. Фото: YouTube.com
Внутри «салон» отапливался, рулевое колесо оснащалась простейшим типом гидроусилителя – с золотником на мосту.
Предприятие в Таганроге зародилось в 1916-м году. Постепенно развивая свою производственную базу, завод в 1935-м приступил к выпуску мотоциклов и запчастей к ним. В войну предприятие штамповало патроны, а после ее окончания перешло к производству сельхозтехники. С 1947-го Таганрогский завод выпускал комбайны, самым распространенным из которых являлся «Колос» СК-6. Что касается СШ-75, то эта техника сходила с конвейера завода всего в течение семи лет.
Когда-то завод «гремел» на всю страну... Фото: YouTube.com
Машина пользовалась популярностью и была настоящим подспорьем в любом хозяйстве: переустановка кабины и мотора могла производиться прямо в колхозе или совхозе. Всего к 1973 году выпустили 20714 единиц техники. Для СССР это очень мало. Почему прекратилось ее производство в то время, не очень ясно до сих пор. Возможно, посчитали обременительным возиться с перестановкой кабины и двигателя. А зачем? И так «пришлют» новый комбайн, новый трактор…
В 1997-м завод перепрофилировали в автомобильный. Предприятие производило лицензионные китайские и южнокорейские машины, используя в т. ч. и свои бренды типа «Донинвест», ТагАЗ. В 2014-м завод опять обанкротился. В 2022-м прошла информация, что предприятие хотят «оживить», присоединив к богатому «Ростсельмашу». Предполагалось, что обновленный завод станет выпускать сельскохозяйственную и коммунальную технику. Получится что-то или нет из этого проекта – вопрос времени. Пока говорить о каких-то результатах рано.
Если набрать в поиске СШ-75, в первую очередь повыскакивают объявления, касающиеся моделей шасси. Но не только! Можно отыскать и предложения о продаже реальной техники. Причем, судя по запрашиваемой цене, «Таганрожцы» пользуется спросом до сих пор.
Например, за машину 1968-69 (!) года просят от 269 до 430 тыс. руб. А ведь такое пора в музее показывать. Но тут ничего удивительного нет: большинство экземпляров сохранилось благодаря использованию в учебных заведениях в качестве наглядного пособия.
Советские производители «взяли под козырек» и результат не заставил себя ждать. В скором времени появилась целая серия самоходных шасси СШ с заводскими индексами от 40 до 150.

Однако дойти до конвейера удалось только детищу Таганрогского завода СШ-75. Крупномасштабное производство организовали в 1965-м году и продолжалось оно до 1973-го.

Чем характеризовалась эта сельскохозяйственная машина, такая несуразная с виду?
«Идея партии»
Общая мысль была простой: комбайн – неэффективная техника, т. к. работает 2-3 месяца в году. Необходимо дать рабочим совхозов и колхозникам универсальную машину, которая способна убирать не только злаки, но и свеклу, картофель, силос. А при необходимости такая техника должна таскать плуг, культиватор, борону, копать рвы и служить подъемным краном. Плюс, использоваться, как транспортное средство.

Идея машины-трансформера не нова: еще после войны в Венгрии создали автомобиль-самосвал Dumper DR50, в котором кабина разворачивалась на 180°, руль при этом находился посередине. Эти грузовики позже закупались Советским Союзом и широко использовались в народном хозяйстве.
Кажется, утопия: но нет – инженерам все же удалось создать машину, способную выполнять большинство из вышеперечисленных операций.
Как устроен «Таганрожец»
В конструкции имеется две основные части. К первой относится рама и подвеска, в которой можно устанавливать требуемую ширину колеи. Во вторую часть входит кабина и двигатель. Месторасположение последнего изменяется по необходимости. Например, вам нужен трактор? Тогда мотор устанавливается в центре самоходного шасси прямо над передними колесами. Если нужен комбайн, силовой агрегат смещается в левую сторону. В итоге получаем Г-образный вариант, когда кабина располагается над левым колесом. Справа же остается место под, например, зерновой бункер или транспортер.

Говоря современным языком, СШ-75 «Таганрожец» можно уверенно называть машиной-трансформером. Некоторые характеристики, важные при обработке сельхозкультур:
✅ колесная база – 3,795 м при одном ведущем мосте и 3,9 м с двумя
✅ передняя колея – 2,412 м при Г-образной схеме и 1,9 м при симметричной
✅ задняя – 1,64, 1,84 м и 2 м соответственно
✅ масса (в зависимости от числа ведущих мостов и схемы) – 3,37-3,67 т
Для базового варианта предусмотрен привод на одни колеса. Если предполагалось использовать шасси в труднопроходимых местах, поставлялся «Таганрожец» с парой ведущих мостов. В исключительных случаях техника комплектовалась гусеницами.
Самосвальный вариант СШ-75
Таким шасси с индексом НС-4 сходило с завода. Кузов мог разгружаться вбок либо назад. Официально разрешенная масса перевозимого груза равнялась 4-м тоннам. Однако на деле, как уверяют работавшие на СШ-75 механизаторы, техника могла тащить и 8, и даже 12 т.

Обладая высокой проходимостью, полноприводное шасси зачастую являлась единственным видом техники, способным с раскисшего поля вытащить, например, полный кузов убранной свеклы. Куда там «пятьдесят первому» ГАЗону или «сто тридцатому» ЗиЛу!
С чем агрегатировался «Таганрожец»
Чтобы использовать шасси с прицепными орудиями, его необходимо перевести в Г-образную схему. Тогда можно только выбирать, для чего нужен СШ-75, способный превратиться в:
✅ картофеле-, свекло-, зерно- или силосоуборочный комбайн
✅ трактор с плугом, культиватором или бороной
✅ опрыскиватель ядохимикатами
✅ разбрасыватель удобрений
✅ землеройную машину
✅ подъемник
Для выполнения работ на участках с повышенной влажностью (например, где сажали рис) применялся гусеничный вариант «Таганрожца».
Технические особенности
На шасси устанавливался дизель СМД-14Б объемом 6,3 л, обладавший мощностью (как видно из названия шасси – СШ-75) в семьдесят пять «лошадей». Удельный расход горючего в среднем составлял 195 г/л. с. в час. Передача крутящего момента к прицепному оборудованию осуществляется посредством ВОМ со шкивом, рассчитанным под три клиновых ремня. В шасси установлена гидравлическая система, к которой можно подключить до 3-х потребителей с односторонними цилиндрами.

В трансмиссии задействована механическая КПП, обеспечивавшая 12 скоростей вперед и 4 – назад. Для расширения диапазона «способностей» машины предусмотрен демультипликатор с парой ступеней. В итоге СШ-75 мог передвигаться со скоростью 1,23-35,6 км/ч.
Кабина
Она одноместная, причем ее начали устанавливать только через четыре года после запуска серийного производства. Ранее кабины не было вообще. Когда же появилась, то заняла свое штатное место по центру на передней оси.

Внутри «салон» отапливался, рулевое колесо оснащалась простейшим типом гидроусилителя – с золотником на мосту.
Завод-производитель
Предприятие в Таганроге зародилось в 1916-м году. Постепенно развивая свою производственную базу, завод в 1935-м приступил к выпуску мотоциклов и запчастей к ним. В войну предприятие штамповало патроны, а после ее окончания перешло к производству сельхозтехники. С 1947-го Таганрогский завод выпускал комбайны, самым распространенным из которых являлся «Колос» СК-6. Что касается СШ-75, то эта техника сходила с конвейера завода всего в течение семи лет.

Машина пользовалась популярностью и была настоящим подспорьем в любом хозяйстве: переустановка кабины и мотора могла производиться прямо в колхозе или совхозе. Всего к 1973 году выпустили 20714 единиц техники. Для СССР это очень мало. Почему прекратилось ее производство в то время, не очень ясно до сих пор. Возможно, посчитали обременительным возиться с перестановкой кабины и двигателя. А зачем? И так «пришлют» новый комбайн, новый трактор…
Самоходное шасси сконструировал талантливый инженер Ханаан Изаксон, который за разработку комбайнов СК-3, СК-4 получил Большую золотую медаль и Ленинскую премию.
В 1997-м завод перепрофилировали в автомобильный. Предприятие производило лицензионные китайские и южнокорейские машины, используя в т. ч. и свои бренды типа «Донинвест», ТагАЗ. В 2014-м завод опять обанкротился. В 2022-м прошла информация, что предприятие хотят «оживить», присоединив к богатому «Ростсельмашу». Предполагалось, что обновленный завод станет выпускать сельскохозяйственную и коммунальную технику. Получится что-то или нет из этого проекта – вопрос времени. Пока говорить о каких-то результатах рано.
«Таганрожец» сегодня
Если набрать в поиске СШ-75, в первую очередь повыскакивают объявления, касающиеся моделей шасси. Но не только! Можно отыскать и предложения о продаже реальной техники. Причем, судя по запрашиваемой цене, «Таганрожцы» пользуется спросом до сих пор.
Например, за машину 1968-69 (!) года просят от 269 до 430 тыс. руб. А ведь такое пора в музее показывать. Но тут ничего удивительного нет: большинство экземпляров сохранилось благодаря использованию в учебных заведениях в качестве наглядного пособия.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...