Таганрожец СШ-75 – «с лица воду не пить»!
Сельскохозяйственная техника даже во времена СССР была недешевой. Поэтому с экономической точки зрения простаивание комбайнов и большинства тракторов в зимний период просто недопустимо. Этой проблемой в начале 60-х озаботилось правительство страны и результатом стало требование с высоких трибун очередного (1961 года) Пленума ЦК КПСС о разработке универсальной техники для круглогодичного использования.
Советские производители «взяли под козырек» и результат не заставил себя ждать. В скором времени появилась целая серия самоходных шасси СШ с заводскими индексами от 40 до 150.
Однако дойти до конвейера удалось только детищу Таганрогского завода СШ-75. Крупномасштабное производство организовали в 1965-м году и продолжалось оно до 1973-го.
Чем характеризовалась эта сельскохозяйственная машина, такая несуразная с виду?
Общая мысль была простой: комбайн – неэффективная техника, т. к. работает 2-3 месяца в году. Необходимо дать рабочим совхозов и колхозникам универсальную машину, которая способна убирать не только злаки, но и свеклу, картофель, силос. А при необходимости такая техника должна таскать плуг, культиватор, борону, копать рвы и служить подъемным краном. Плюс, использоваться, как транспортное средство.
Кажется, утопия: но нет – инженерам все же удалось создать машину, способную выполнять большинство из вышеперечисленных операций.
В конструкции имеется две основные части. К первой относится рама и подвеска, в которой можно устанавливать требуемую ширину колеи. Во вторую часть входит кабина и двигатель. Месторасположение последнего изменяется по необходимости. Например, вам нужен трактор? Тогда мотор устанавливается в центре самоходного шасси прямо над передними колесами. Если нужен комбайн, силовой агрегат смещается в левую сторону. В итоге получаем Г-образный вариант, когда кабина располагается над левым колесом. Справа же остается место под, например, зерновой бункер или транспортер.
Говоря современным языком, СШ-75 «Таганрожец» можно уверенно называть машиной-трансформером. Некоторые характеристики, важные при обработке сельхозкультур:
✅ колесная база – 3,795 м при одном ведущем мосте и 3,9 м с двумя
✅ передняя колея – 2,412 м при Г-образной схеме и 1,9 м при симметричной
✅ задняя – 1,64, 1,84 м и 2 м соответственно
✅ масса (в зависимости от числа ведущих мостов и схемы) – 3,37-3,67 т
Для базового варианта предусмотрен привод на одни колеса. Если предполагалось использовать шасси в труднопроходимых местах, поставлялся «Таганрожец» с парой ведущих мостов. В исключительных случаях техника комплектовалась гусеницами.
Таким шасси с индексом НС-4 сходило с завода. Кузов мог разгружаться вбок либо назад. Официально разрешенная масса перевозимого груза равнялась 4-м тоннам. Однако на деле, как уверяют работавшие на СШ-75 механизаторы, техника могла тащить и 8, и даже 12 т.
Обладая высокой проходимостью, полноприводное шасси зачастую являлась единственным видом техники, способным с раскисшего поля вытащить, например, полный кузов убранной свеклы. Куда там «пятьдесят первому» ГАЗону или «сто тридцатому» ЗиЛу!
Чтобы использовать шасси с прицепными орудиями, его необходимо перевести в Г-образную схему. Тогда можно только выбирать, для чего нужен СШ-75, способный превратиться в:
✅ картофеле-, свекло-, зерно- или силосоуборочный комбайн
✅ трактор с плугом, культиватором или бороной
✅ опрыскиватель ядохимикатами
✅ разбрасыватель удобрений
✅ землеройную машину
✅ подъемник
Для выполнения работ на участках с повышенной влажностью (например, где сажали рис) применялся гусеничный вариант «Таганрожца».
На шасси устанавливался дизель СМД-14Б объемом 6,3 л, обладавший мощностью (как видно из названия шасси – СШ-75) в семьдесят пять «лошадей». Удельный расход горючего в среднем составлял 195 г/л. с. в час. Передача крутящего момента к прицепному оборудованию осуществляется посредством ВОМ со шкивом, рассчитанным под три клиновых ремня. В шасси установлена гидравлическая система, к которой можно подключить до 3-х потребителей с односторонними цилиндрами.
В трансмиссии задействована механическая КПП, обеспечивавшая 12 скоростей вперед и 4 – назад. Для расширения диапазона «способностей» машины предусмотрен демультипликатор с парой ступеней. В итоге СШ-75 мог передвигаться со скоростью 1,23-35,6 км/ч.
Она одноместная, причем ее начали устанавливать только через четыре года после запуска серийного производства. Ранее кабины не было вообще. Когда же появилась, то заняла свое штатное место по центру на передней оси.
Внутри «салон» отапливался, рулевое колесо оснащалась простейшим типом гидроусилителя – с золотником на мосту.
Предприятие в Таганроге зародилось в 1916-м году. Постепенно развивая свою производственную базу, завод в 1935-м приступил к выпуску мотоциклов и запчастей к ним. В войну предприятие штамповало патроны, а после ее окончания перешло к производству сельхозтехники. С 1947-го Таганрогский завод выпускал комбайны, самым распространенным из которых являлся «Колос» СК-6. Что касается СШ-75, то эта техника сходила с конвейера завода всего в течение семи лет.
Машина пользовалась популярностью и была настоящим подспорьем в любом хозяйстве: переустановка кабины и мотора могла производиться прямо в колхозе или совхозе. Всего к 1973 году выпустили 20714 единиц техники. Для СССР это очень мало. Почему прекратилось ее производство в то время, не очень ясно до сих пор. Возможно, посчитали обременительным возиться с перестановкой кабины и двигателя. А зачем? И так «пришлют» новый комбайн, новый трактор…
В 1997-м завод перепрофилировали в автомобильный. Предприятие производило лицензионные китайские и южнокорейские машины, используя в т. ч. и свои бренды типа «Донинвест», ТагАЗ. В 2014-м завод опять обанкротился. В 2022-м прошла информация, что предприятие хотят «оживить», присоединив к богатому «Ростсельмашу». Предполагалось, что обновленный завод станет выпускать сельскохозяйственную и коммунальную технику. Получится что-то или нет из этого проекта – вопрос времени. Пока говорить о каких-то результатах рано.
Если набрать в поиске СШ-75, в первую очередь повыскакивают объявления, касающиеся моделей шасси. Но не только! Можно отыскать и предложения о продаже реальной техники. Причем, судя по запрашиваемой цене, «Таганрожцы» пользуется спросом до сих пор.
Например, за машину 1968-69 (!) года просят от 269 до 430 тыс. руб. А ведь такое пора в музее показывать. Но тут ничего удивительного нет: большинство экземпляров сохранилось благодаря использованию в учебных заведениях в качестве наглядного пособия.
Советские производители «взяли под козырек» и результат не заставил себя ждать. В скором времени появилась целая серия самоходных шасси СШ с заводскими индексами от 40 до 150.
Более мощные варианты в серию не прошли. Фото: YouTube.com
Однако дойти до конвейера удалось только детищу Таганрогского завода СШ-75. Крупномасштабное производство организовали в 1965-м году и продолжалось оно до 1973-го.
Советский дизайн беспощаден и суров. Фото: YouTube.com
Чем характеризовалась эта сельскохозяйственная машина, такая несуразная с виду?
«Идея партии»
Общая мысль была простой: комбайн – неэффективная техника, т. к. работает 2-3 месяца в году. Необходимо дать рабочим совхозов и колхозникам универсальную машину, которая способна убирать не только злаки, но и свеклу, картофель, силос. А при необходимости такая техника должна таскать плуг, культиватор, борону, копать рвы и служить подъемным краном. Плюс, использоваться, как транспортное средство.
Основа, рама СШ-75, на которую можно поставить что угодно. Фото: YouTube.com
Идея машины-трансформера не нова: еще после войны в Венгрии создали автомобиль-самосвал Dumper DR50, в котором кабина разворачивалась на 180°, руль при этом находился посередине. Эти грузовики позже закупались Советским Союзом и широко использовались в народном хозяйстве.
Кажется, утопия: но нет – инженерам все же удалось создать машину, способную выполнять большинство из вышеперечисленных операций.
Как устроен «Таганрожец»
В конструкции имеется две основные части. К первой относится рама и подвеска, в которой можно устанавливать требуемую ширину колеи. Во вторую часть входит кабина и двигатель. Месторасположение последнего изменяется по необходимости. Например, вам нужен трактор? Тогда мотор устанавливается в центре самоходного шасси прямо над передними колесами. Если нужен комбайн, силовой агрегат смещается в левую сторону. В итоге получаем Г-образный вариант, когда кабина располагается над левым колесом. Справа же остается место под, например, зерновой бункер или транспортер.
СШ-75 в роли комбайна. Фото: YouTube.com
Говоря современным языком, СШ-75 «Таганрожец» можно уверенно называть машиной-трансформером. Некоторые характеристики, важные при обработке сельхозкультур:
✅ колесная база – 3,795 м при одном ведущем мосте и 3,9 м с двумя
✅ передняя колея – 2,412 м при Г-образной схеме и 1,9 м при симметричной
✅ задняя – 1,64, 1,84 м и 2 м соответственно
✅ масса (в зависимости от числа ведущих мостов и схемы) – 3,37-3,67 т
Для базового варианта предусмотрен привод на одни колеса. Если предполагалось использовать шасси в труднопроходимых местах, поставлялся «Таганрожец» с парой ведущих мостов. В исключительных случаях техника комплектовалась гусеницами.
Самосвальный вариант СШ-75
Таким шасси с индексом НС-4 сходило с завода. Кузов мог разгружаться вбок либо назад. Официально разрешенная масса перевозимого груза равнялась 4-м тоннам. Однако на деле, как уверяют работавшие на СШ-75 механизаторы, техника могла тащить и 8, и даже 12 т.
Самосвальный вариант СШ-75 увезет все, что надо. Фото: YouTube.com
Обладая высокой проходимостью, полноприводное шасси зачастую являлась единственным видом техники, способным с раскисшего поля вытащить, например, полный кузов убранной свеклы. Куда там «пятьдесят первому» ГАЗону или «сто тридцатому» ЗиЛу!
С чем агрегатировался «Таганрожец»
Чтобы использовать шасси с прицепными орудиями, его необходимо перевести в Г-образную схему. Тогда можно только выбирать, для чего нужен СШ-75, способный превратиться в:
✅ картофеле-, свекло-, зерно- или силосоуборочный комбайн
✅ трактор с плугом, культиватором или бороной
✅ опрыскиватель ядохимикатами
✅ разбрасыватель удобрений
✅ землеройную машину
✅ подъемник
Для выполнения работ на участках с повышенной влажностью (например, где сажали рис) применялся гусеничный вариант «Таганрожца».
Технические особенности
На шасси устанавливался дизель СМД-14Б объемом 6,3 л, обладавший мощностью (как видно из названия шасси – СШ-75) в семьдесят пять «лошадей». Удельный расход горючего в среднем составлял 195 г/л. с. в час. Передача крутящего момента к прицепному оборудованию осуществляется посредством ВОМ со шкивом, рассчитанным под три клиновых ремня. В шасси установлена гидравлическая система, к которой можно подключить до 3-х потребителей с односторонними цилиндрами.
Моторчик, конечно, был слабоват, но его хватало! Фото: YouTube.com
В трансмиссии задействована механическая КПП, обеспечивавшая 12 скоростей вперед и 4 – назад. Для расширения диапазона «способностей» машины предусмотрен демультипликатор с парой ступеней. В итоге СШ-75 мог передвигаться со скоростью 1,23-35,6 км/ч.
Кабина
Она одноместная, причем ее начали устанавливать только через четыре года после запуска серийного производства. Ранее кабины не было вообще. Когда же появилась, то заняла свое штатное место по центру на передней оси.
Приборы тоже были, хоть и немного. Фото: YouTube.com
Внутри «салон» отапливался, рулевое колесо оснащалась простейшим типом гидроусилителя – с золотником на мосту.
Завод-производитель
Предприятие в Таганроге зародилось в 1916-м году. Постепенно развивая свою производственную базу, завод в 1935-м приступил к выпуску мотоциклов и запчастей к ним. В войну предприятие штамповало патроны, а после ее окончания перешло к производству сельхозтехники. С 1947-го Таганрогский завод выпускал комбайны, самым распространенным из которых являлся «Колос» СК-6. Что касается СШ-75, то эта техника сходила с конвейера завода всего в течение семи лет.
Когда-то завод «гремел» на всю страну... Фото: YouTube.com
Машина пользовалась популярностью и была настоящим подспорьем в любом хозяйстве: переустановка кабины и мотора могла производиться прямо в колхозе или совхозе. Всего к 1973 году выпустили 20714 единиц техники. Для СССР это очень мало. Почему прекратилось ее производство в то время, не очень ясно до сих пор. Возможно, посчитали обременительным возиться с перестановкой кабины и двигателя. А зачем? И так «пришлют» новый комбайн, новый трактор…
Самоходное шасси сконструировал талантливый инженер Ханаан Изаксон, который за разработку комбайнов СК-3, СК-4 получил Большую золотую медаль и Ленинскую премию.
В 1997-м завод перепрофилировали в автомобильный. Предприятие производило лицензионные китайские и южнокорейские машины, используя в т. ч. и свои бренды типа «Донинвест», ТагАЗ. В 2014-м завод опять обанкротился. В 2022-м прошла информация, что предприятие хотят «оживить», присоединив к богатому «Ростсельмашу». Предполагалось, что обновленный завод станет выпускать сельскохозяйственную и коммунальную технику. Получится что-то или нет из этого проекта – вопрос времени. Пока говорить о каких-то результатах рано.
«Таганрожец» сегодня
Если набрать в поиске СШ-75, в первую очередь повыскакивают объявления, касающиеся моделей шасси. Но не только! Можно отыскать и предложения о продаже реальной техники. Причем, судя по запрашиваемой цене, «Таганрожцы» пользуется спросом до сих пор.
Например, за машину 1968-69 (!) года просят от 269 до 430 тыс. руб. А ведь такое пора в музее показывать. Но тут ничего удивительного нет: большинство экземпляров сохранилось благодаря использованию в учебных заведениях в качестве наглядного пособия.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...